Проект по дополнительной программе
Предварительный просмотр:
Проект «Тико- фантазер»
Цель и задачи проекта
Цель проекта: развитие конструктивного мышления у детей старшего дошкольного возраста, через применение технологии ТИКО - моделирования.
Задачи:
- расширять представления о плоскостных и объёмных геометрических фигурах, телах и их свойствах;
- развивать умственные операции (анализ, синтез, сравнение, классификация и обобщение);
совершенствовать сенсомоторные процессы (глазомер, точность руки) через действия с ТИКО
конструктором;
- поддерживать интерес детей к совместной интеллектуальной деятельности;
Целевая группа
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста.
Описание механизма реализации проекта
В ходе реализации проекта будет изучено два модуля «Плоскостное моделирование» и «Объемное моделирование». У каждого модуля свои предметные цели и задачи. Задачи обоих модулей реализуются одновременно и во взаимосвязи.
Модуль «Плоскостное моделирование» | Модуль «Объемное моделирование» |
Цель: развитие умений осуществлять сравнительный анализ и конструирование многоугольников и плоскостных тематических конструкций. | Цель: развитие умений осуществлять исследование и конструирование многогранников и объемных тематических конструкций. |
Задачи: - Развитие умения конструировать по контурным схемам и по словесной инструкции. - Развитие умения определять и называть свойства многоугольников, а также находить многоугольники по заданным свойствам. - Развитие умения рисовать и чертить многоугольники и схемы собранных фигур. - Развитие умения осуществлять сравнительный анализ многоугольников по форме, цвету, размеру, количеству сторон и углов, перестраивать многоугольники. - Развитие умения решать логические задачи, конструировать тематические фигуры с использованием многоугольников. - Развитие умения самостоятельно конструировать узоры и сложные орнаменты, используя принцип пространственной симметрии (т.е., располагая фигуры симметрично по цвету и по форме). - Развитие умения конструировать тематические коллажи из плоских фигур | Задачи: - Развитие умения выделять форму исследуемых многогранников из объектнопредметной среды окружающего мира. - Развитие умения создавать объемные тематические конструкции по образцу, по словесной инструкции, по технологической карте и по собственному представлению. - Развитие умения делить многогранник на составные части и называть их (ребра, вершины, углы, основания). - Развитие умения конструировать многогранники с помощью развертки или по заданным свойствам (например, сконструируйте многогранник, основанием которого является шестиугольник). - Изучение изометрических проекций многогранников на плоскость. - Развитие умения комбинировать различные многогранники друг с другом с целью создания моделей предметов окружающего мира. - Развитие умения декорировать объемные конструкции узорами и орнаментами. - Развитие умения презентовать ТИКО-изобретение, сконструированное самостоятельно или в сотворчестве. |
Чтобы научиться создавать собственные объемные модели, ребенку необходимо освоить конструирование, анализ и сопоставление объектов на плоскости, используя для этого картинки, иллюстрации, схемы, фотографии, рисунки.
Этапы работы с конструктором
Этапы выделены условно, переход от одного этапа к другому зависит от увлеченности детей и от результатов деятельности.
Предполагаемая деятельность детей | Форма работы | Способы конструирования |
1 этап | ||
Ознакомление с конструктором, деталями, способами соединения, конструирование по образцу и по схемам. | Преимущественная форма работы на этом этапе индивидуальная. | Основные способы конструирования - по образцу, по схеме. |
2 этап | ||
Создание конструкций по контурной схеме, по замыслу, и составление орнаментов. | Форма работа с детьми преимущественно парная или в минигруппах, где дети совместно создают конструкцию или осуществляют взаимопроверку индивидуальных работ. | Основные способы конструирования - по образцу, по схеме, по собственному замыслу. |
3 этап | ||
Коллективное сюжетное конструирование. | Детям предлагается создание коллективной постройки, объединенной в единую сюжетную линию по типу метода детских проектов. | Основные способы конструирования - по собственному замыслу. |
Приемы работы с конструктором ТИКО:
- работа по образцу, рисунку, иллюстрации;
-незаконченный образец постройки;
- создание конструкций по заданным условиям;
- создание по схеме, по контурной схеме;
- создание схемы готовой конструкции или орнамента (узор);
- создание орнаментов (узоров) по образцу, схеме, по собственному замыслу;
- устный диктант (графический диктант);
- «превращения» фигуры из плоской в объемную и наоборот;
- «прием замещения геометрических фигур»;
- творческое конструирование, создание сюжетных композиций.
Методы и формы работы с детьми в ходе реализации проекта
Конструкторы ТИКО могут использоваться в различных формах организации детей:
- кружковая деятельность;
- как элемент занимательности деятельности детей; (Тикофестивали)
- при организации коллективной деятельности детей, когда дети объединяются в мини-группы для выполнения заданий; (Игра «Завод»)
- мастерская в клубном часе;
- при организации самостоятельной деятельности детей, путем обогащения предметно-развивающей среды и при условии косвенного руководства деятельностью детей.
1 этап подготовительно-проектировочный (2018-2019 учебный год) | |
1. | Проанализировать имеющиеся условия, материально-технического обеспечения проекта. |
2. | Изучить возможность применения технологии ТИКО - моделирования в образовательном процессе дошкольного образования школы. |
3. | Дополнение ТИКО конструкторами игрового центра « Конструирование». |
4. | Разработать дополнительную образовательную программу «Тико - мастера». |
5. | Разработать диагностический инструментарий для оценки эффективности конструктивной деятельности на основе технологии ТИКО - моделирования |
2 этап практический (2019-2020 учебный год) | |
1. | Практическое применение технологии ТИКО - моделирования в образовательный процесс дошкольного образования школы. (Кружок «ТИКО-мастера», мастерская в рамках клубного часа, самостоятельная деятельность детей) |
2. | При необходимости дополнение ТИКО конструкторами игрового центра «Конструирование». |
3. | Осуществление корректировки образовательной программы «Тико - мастера». |
4. | Проведение соревнований, экскурсионных мероприятий, выставок, образовательных событий и т.д.. |
5. | Повышение образовательного уровня воспитателей, участвующих в реализации проекта через обучающие семинары, курсы повышения квалификации по вопросу эффективного использования конструирования в образовательном процессе дошкольников. |
3 этап контрольно-аналитический (2020-2021 учебный год) | |
1. | Анализ ожидаемых результатов. |
2. | Обобщение полученных результатов. |
3. | Систематизация методических материалов. |
4. | Обобщение и распространение опыта. |
Необходимые ресурсы, используемые в проекте:
Воспитанники дошкольных групп школы;
Педагоги дошкольного образования школы;
Игровой центр «Конструирование», оборудованный Тико конструкторами.
3.4. Ожидаемые результаты проекта
Ожидаемые результаты
- В образовательную программу будут внесены изменения.
- Материально-техническая база по данному направлению будет пополнена.
Ожидаемые результаты для целевой группы:
Дети способны:
- различать и называть фигуры;
- конструировать плоские и объемные геометрические фигуры;
- ориентироваться в пространственных понятиях;
- конструировать игровые фигуры по схеме и по собственному замыслу;
- иметь представление о правилах составления узоров и орнаментов;
- могут конструировать объемные геометрические фигуры, и объединять их в единую сюжетную линию;
- воспринимать вербальную инструкцию и воспроизводить ее в конструктивных действиях;
- создавать коллективные сюжетные композиции;
- взаимодействовать в парах и минигруппах при воплощении конструктивного замысла.
Реализация проекта значима для развития системы образования, так как способствует:
- использованию системы логических заданий, позволяющей педагогам развивать у дошкольников пространственные и зрительные представления, а также в легкой, игровой форме освоить математические понятия и объемное моделирование;
- созданию дидактического материала, позволяющего осуществлять обучение детей вне организованной образовательной деятельности;
- развитию активности ребенка в условиях свободного выбора деятельности, ребенок играет, исходя из своих интересов и возможностей;
- развитию ключевых компетентностей дошкольников: деятельностная, коммуникативная, социальная;
- проект направлен на новые образовательные результаты: инициативность, любознательность и самостоятельность детей;
- способствует реализации индивидуально-личностного и деятельностного подходов в обучении детей.
3.5. Механизм оценки результатов
Педагогическое наблюдение за:
- проявлением устойчивости интереса детей к конструктору;
- умением детей взаимодействовать со сверстниками и взрослыми для получения желаемого результата;
- умением детей самостоятельно доводить начатое дело до конца;
- умением детей осуществлять самоконтроль и самооценку выполненного задания
Диагностические пробы, выявляющие уровень сформированности конструктивных умений детей.
- промежуточные после первого полугодия (декабрь) в виде открытого учебного занятия для родителей и приглашенных гостей, с заполнением диагностической карты.
- итоговые в конце учебного года в виде итогового открытого учебного занятия для родителей и приглашенных гостей, с заполнением диагностической карты и демонстрацией фотоальбома работ дошкольников, выполненных в течение учебного года.
Методы оценки эффективности проекта:
- Заинтересованность дошкольников в конструировании, активность в конструкторской деятельности.
№ п/п | Ф.И. воспитанника | Называет форму детали | Заменяет недостающие детали, собирая из мелких | Умеет скреплять детали конструктора | Работает по схемам | Строит по образцу | Строит по инструкции педагога | Строит по творческому замыслу | Работает в команде | Умеет рассказать о постройке | Итого |
1. | |||||||||||
2. | |||||||||||
3. |
По каждому пункту ставится 1 балл.
Уровни освоения программы:
Высокий уровень - 7-9 б.
Средний уровень - 4-7 б.
Низкий уровень-1-3б.
Критерии уровня развития умений и навыков
Навык подбора необходимых деталей (по форме и цвету)
Высокий (4): Может самостоятельно, быстро и без ошибок выбрать необходимые детали.
Достаточный (3): Может самостоятельно, допуская неточности, выбрать необходимую деталь.
Средний (2): Может самостоятельно выбрать необходимую деталь, допуская 1- 2ошибки , присутствуют неточности.
Низкий (1): Не может без помощи педагога выбрать необходимую деталь
Умение проектировать по образцу
Высокий (4): Может самостоятельно и без ошибок проектировать по образцу.
Достаточный (3): Может самостоятельно, исправляя ошибки проектировать по образцу.
Средний (2): Может проектировать по образцу, исправляя ошибки под руководством педагога.
Низкий (1): Не видит ошибок при проектировании по образцу, может проектировать по образцу только под контролем педагога.
Умение конструировать по схеме
Высокий (4): Может самостоятельно и без ошибок конструировать по схеме.
Достаточный (3): Может самостоятельно, исправляя ошибки конструировать по схеме.
Средний (2): Может конструировать, исправляя ошибки под руководством педагога.
Низкий (1): Не может понять последовательность действий при проектировании по схеме, может конструировать по схеме только под контролем педагога.
3.6. Дальнейшее развитие проекта
Реализовав проект:
- при необходимости пополнение материально-технической базы;
- расширение целевой аудитории;
- при необходимости дополнение программы «Тико – мастера».
4. Организационный план проекта
№ п/п | Мероприятие | Сроки проведения | Ответственный | Результат мероприятия | Срок представления отчета (не более 7 дней после завершения мероприятия) | Источник информации (фото отчет, список участников, статья в газете и т.д.) |
1. | Подготовительный этап | |||||
1.1. | -Анализ имеющихся условий и материально-технического обеспечения проекта; -Анкетирование педагогов по теме «Конструирование с применением технологии ТИКО - моделирования»; -Информационные буклеты для родителей; -Создание плана реализации проекта; -Обновление материально- технической базы. | Сентябрь | Педагогический состав | Создание плана реализации образовательного проекта. Обновление материально – технической базы. | Октябрь | Сайт МБОУ «СОШ №163» дошкольное образование (создание странички «Тико - мастера»). План реализации образовательного проекта. |
1.2. | -Разработка нормативно-правовых документов; -Разработка документации, графиков проведения занятий в центре «Конструирования» (кружок «Тико -мастера», клубный час. | Сентябрь | Педагогический состав | Положение о функционировании центра «Конструирования». Разработка инструкции по технике безопасности работы в центре «Конструирования». | Октябрь | Отчет на сайт школы. Документация. |
1.3. | Разработка символики центра «Конструирования». | Сентябрь | Педагогический состав, воспитанники. | Символика центра «Конструирования» | Сентябрь | На сайте школы |
1.4 | Повышение квалификации педагогов | В течение года | Администрация | Прохождение курсов. | В течение года | |
1.5 | Организация материально-технического обеспечения ТИКО конструкторами. | В течение года | Администрация | Приобрести дополнительные наборы ТИКО конструкторов | На сайте школы | |
1.6 | Совершенствование развивающей среды в соответствии с задачами проекта. | В течение года | Педагогический состав | |||
1.7 | Изучение методической литературы, самообразование. | В течение года | Педагогический состав | Обучающие семинары, мастер-классы, курсы повышения квалификации. | ||
1.8 | Информирование родителей о развивающих возможностях технологии ТИКО – моделирования. | Январь | Педагогический состав | На сайте школы | ||
2. | Основной этап | |||||
2.1 | Корректировка нормативно-правовых документов. Корректировка документации, графиков проведения занятий в центре «Конструирования» | Сентябрь (2 год реализации проекта) | Педагогический состав | |||
2.2 | Практическое осуществление: - Организация работы центра «Конструирования». - Подведение и анализ промежуточных результатов. - Осуществление корректировки проекта. - Решение организационных вопросов по более широкому использованию возможностей центра «Конструирования» в образовательном процессе с дошкольниками: реализация детско- родительских проектов, мастер-классов по работе с детьми, родителями, педагогами. - Выявление и устранение возникающих в процессе работы проблем. - Проведение выставок работ воспитанников, образовательных событий, фестивалей. | В течение года | Педагогический состав | Развитие технической активности членов центра «Конструирования» Ранняя профориентация воспитанников. Тематические выставки | в течение года | На сайте школы: Методическая копилка центра «Конструирования» План взаимодействия с социальными партнерами. Выставки, экспозиции достижений. |
2.3 | Разработка дидактического обеспечения. | В течение года | Педагогический состав | Изготовление дид. пособий; разработка презентаций. | Отчет на сайт, публикации | |
2.4 | Пополнение развивающей среды. | В течение года | Администрация | |||
2.5 | Подключение к реализации проекта детей средней, старшей и подготовительной групп в рамках «Клубного часа» | В течение года | Педагогический состав | Отчет на сайт, публикации. | ||
2.6 | Выявление и устранение возникающих в процессе работы проблем. | В течение года | Педагогический состав, администрация | |||
3 | Заключительный этап | |||||
3.1 | - Анализ ожидаемых результатов. -Обобщение полученных результатов. | Весь период | Педагогический состав, администрация | Выявление и решение проблемы по работе над данным проектом. Обобщение и трансляция опыта работы по теме проекта. -открытые занятия, -мастер-классы; -практические занятия; -обучающие семинары, -выставки -подготовка информационных буклетов и презентаций -создание базы методических, наглядно-дидактических пособий. | Отчет на сайт, публикации. | |
3.2 | Систематизация и обобщение полученных результатов. | Весь период | Педагогический состав, администрация | |||
3.3 | Повышение интереса родителей к конструированию, через организацию активных форм взаимодействия с родителями и детьми. | Весь период | Педагогический состав, администрация | Для родителей: -Разработка цикла консультации разной тематики; -оформление стенда с планируемыми мероприятиями и фотографиями лучших работ детей; -родительские собрания, -совместные проекты, -конкурсы, -фестивали, -выставки; -участие родителей в спонсорской деятельности. | На сайте школы. |
5. Риски проекта
Описание риска | Проводимые мероприятия |
1.Недостаточное оснащение центра «Конструирования» ТИКО конструкторами. | Привлечение дополнительных средств. |
2. Не все дети проявят интерес, не освоят программное содержание кружка «Тико-мастера». | Личностно-ориентированный подход. |
6. Организации-партнер
Родители дошкольников. В ходе реализации проекта установится тесное сотрудничество между партнерами и дошкольниками. Партнеры окажут:
- мотивационную поддержку (собственная заинтересованность к теме реализуемого проекта);
-информационную поддержку (станут помощниками в поиске необходимой информации);
-организационную поддержку (сопровождение, участие);
-техническую поддержку (фото и видео съёмки, монтаж материалов, составление презентаций).
Приложение 1
Содержание работы с конструктором ТИКО:
1. Использование при организации предметно – развивающей среды
Театральный центр:
- конструирование декораций и персонажей для сказок.
Центр сюжетно – ролевых игр:
- конструирование различных героев и предметов для игр «Магазин», «Кафе», «Семья», «Салон сотовой связи», «Город для кукол».
Художественно – эстетический центр:
- конструирование различных мозаичных узоров, стаканчиков для карандашей, кисточек.
Центр конструирования:
- конструирование построек, техники, роботов и пр., на что хватает фантазии.
Физкультурный центр:
- использование различных атрибутов, построенных из ТИКО – деталей для спортивных игр, развития координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук.
2. Использование на развивающих занятиях
Формирование элементарных математических представлений:
- конструирование всего спектра плоских геометрических фигур и объёмных тел,
- моделирование симметричных фигур,
- изучение чисел и цифр, порядковый прямой и количественный счёт, числовой ряд, состав числа.
- знакомство со знаками «больше», «меньше», «равно», сравнение чисел.
- знакомство со знаками «плюс», «минус», выполнение сложения и вычитания.
Обучение грамоте:
- знакомство с графическим образом букв, разграничение понятий «буква» и «звук», моделирование букв из геометрических фигур,
- обучение чтению, письму.
Конструкторско – модельная деятельность:
- творческое конструирование, создание замысла из деталей ТИКО – конструктора.
Изобразительная деятельность:
- конструирование узоров и орнаментов.
3. Организация кружка по ТИКО – моделированию
Структура образовательной деятельности по обучению ТИКО-моделированию:
вводная часть (приветствие, мотивация детей через создание игровой или проблемной ситуации для постановки цели)
основная часть (активизация необходимых знаний и умений детей, презентация новых знаний посредством различных дидактических методов и приемов, технических средств обучения);
заключительная часть (организация рефлексии, оценки деятельности детей, обобщение результатов, создание условий для закрепления и использования полученных знаний и умений в повседневной жизни).
Перспективный план 2021 -2022 уч.г.
Тема занятия | Плоскостное моделирование | Объёмное моделирование | Группа с опережающей зоной развития | Задачи | |
Сентябрь 1 неделя | Встреча с зайчонком ТИКО | Конструирование дорожек | Дорожки (объёмные) | Дорожка (объёмная в разных вариантах) | 1. Совершенствовать умение соединять ТИКО - детали. 2.Уточнить знание геометрических фигур: квадрата, прямоугольника. 3. Развивать умение видеть конструкцию объекта и анализировать ее основные части. |
Сентябрь 2 неделя | Дары осени | Мухомор | Мухомор (объёмный) | Мухомор (в плоском и объёмном варианте) | 1. Совершенствовать умение конструировать ТИКО - фигуры по схеме. 2.Формировать умение декодировать информацию путем раскрашивания деталей, имеющихся на схеме фигуры (дети конструируют фигуру по схеме, а затем раскрашивают схему) 3. Формировать коммуникативные навыки в процессе работы с ТИКО – фигурами. |
Сентябрь 3 неделя | Красота золотой осени | Ковёр из осенних листьев | Ковёр из осенних листьев (объёмный) | Ковёр из осенних листьев (в плоском и объёмном варианте) | 1. Закреплять умение соединять ТИКО - детали. 2. Формировать умение конструировать плоскостные ТИКО - фигуры по схеме. 3. Способствовать развитию умения определять формы многоугольников. 4. Формировать игровое речевое общение. |
Сентябрь 4 неделя | Дорожная безопасность | Машина | Машина (объёмная) | Машина (в плоском и объёмном варианте) | 1. Совершенствовать умение соединять ТИКО - детали. 2. Совершенствовать умение конструировать ТИКО - фигуры по схеме. 3. Продолжать знакомить детей с объёмными ТИКО - фигурами. 4. Способствовать развитию умения классифицировать виды транспорта. 5. Развивать игровое общение друг с другом с помощью ТИКО - фигур. |
Октябрь 1 неделя | Прогулка в осенний лес | Ель | Ель (объёмная) | Ель (в плоском и объёмном варианте) | 1. Совершенствовать умение соединять ТИКО - детали, конструировать объёмные ТИКО фигуры. 2. Формировать умение выполнять слуховой диктант. 3.Развивать игровое общение друг с другом с помощью ТИКО - фигур. |
Октябрь 2 неделя | Вот и вышел человечек | Человек | Человек (объёмный) | Человек (в плоском и объёмном варианте) | 1. Совершенствовать умение соединять ТИКО - детали. 2. Закрепить умение различать геометрические фигуры. 3. Развивать умение видеть конструкцию предмета и анализировать её основные части. 4. Формировать свободное общение с взрослыми и сверстниками. |
Октябрь 3 неделя | Приключения зайчонка ТИКО в осеннем лесу | Дикие животные | Дикие (животные объёмные) | Дикие животные (в плоском и объёмном варианте) | 1. Совершенствовать умение соединять ТИКО - детали. 2. Развивать самостоятельность в выборе ТИКО – конструкции по теме. 3. Совершенствовать умение конструировать ТИКО - фигуры по схеме. 4. Продолжать развивать игровое общение друг с другом с помощью ТИКО - фигур. |
Октябрь 4 неделя | Путешествие зайчонка ТИКО на хлебное поле | Колосок | Колосок (объёмный) | Колосок (в плоском и объёмном варианте) | 1. Формировать умение создавать узоры по образцу 2. Закрепить представление детей о многоугольниках. 3. Закреплять умение декодировать информацию путем решения логических задач. 4. Продолжать развивать игровое общение друг с другом с помощью ТИКО - фигур. |
Октябрь 5 неделя | Конструирование по замыслу | По замыслу | Конструирование объёмное | Конструирование в плоском и объёмном варианте | 1. Развивать умение делать выбор ТИКО – фигуры для своей работы. 2. Развивать умение анализировать и делать вывод. 3. Формировать игровое общение. |
Ноябрь 1 неделя | Символ России | Флаг | Флаг (объёмный) | Флаг (в плоском и объёмном варианте) | 1. Совершенствовать умение конструировать плоскостные и объёмные ТИКО - фигуры по образцу. 2. Формировать умение выполнять слуховой диктант ТИКО – моделирования. 3. Закреплять представления о государственных символах. |
Ноябрь 2 неделя | Покатаем зайчонка ТИКО на воздушном шаре | Воздушный шар | Воздушный шар (объёмный) | Воздушный шар (в плоском и объёмном варианте) | 1. Совершенствовать умение создавать объемные фигуры по схеме; 2. Формировать умение декодировать информацию путем раскрашивания деталей, имеющихся на схеме фигуры (дети конструируют фигуру по схеме, а затем раскрашивают схему). 3. Формировать коммуникативные навыки в процессе работы с ТИКО – фигурами. |
Ноябрь 3 неделя | Моя семья – любимая бабушка | Бабушка | Бабушка (объёмная фигура) | Бабушка (в плоском и объёмном варианте) | 1. Совершенствовать умение соединять ТИКО - детали. 2. Закрепить умение различать геометрические фигуры. 3. Развивать умение видеть конструкцию предмета и анализировать её основные части. 4. Формировать свободное общение с взрослыми и сверстниками. |
Ноябрь 4 неделя | Моя семья – любимый дедушка | Дедушка | Дедушка (объёмная фигура) | Дедушка (в плоском и объёмном варианте) | 1. Совершенствовать умение соединять ТИКО - детали. 2. Способствовать освоению сложных способов соединения ТИКО – деталей. 3. Развивать умение видеть конструкцию предмета и анализировать её основные части. 4. . Формировать свободное общение с взрослыми и сверстниками. |
Декабрь 1 неделя | Зайчонок ТИКО лепит снеговика | Снеговик | Снеговик (объёмная фигура) | Снеговик (в плоском и объёмном варианте) | 1. Совершенствовать умение соединять ТИКО - детали. 2. Закреплять умение выполнять слуховой диктант ТИКО. 3. Развивать умение анализировать и делать вывод. 4. Продолжать развивать игровое общение друг с другом с помощью ТИКО - фигур. |
Декабрь 2 неделя | Покормите птиц зимой | Ворона | Ворона (объёмная фигура) | Ворона (в плоском и объёмном варианте) | 1. Формировать умение создавать узоры по образцу 2. Закрепить представление детей о многоугольниках. 3. Закреплять умение декодировать информацию путем решения логических задач. 4. Продолжать развивать игровое общение друг с другом с помощью ТИКО - фигур. |
Декабрь 3 неделя | Прогулка с зайчонком ТИКО по улице | Горка и качели | Горка и качели (объёмные фигуры) | Горка и качели (в плоском и объёмном варианте) | 1. Способствовать самостоятельному выбору конструкции для моделирования. 2. Осваивать сложные способы соединения ТИКО – деталей. 3. Развивать умение ориентироваться на плоскости, располагать детали в определённой последовательности. |
Декабрь 4 неделя | Игрушки на ёлку | Ёлочные игрушки | Ёлочные игрушки (объёмные фигуры) | Игрушки на ёлке (в плоском и объёмном варианте) | 1. Закреплять умение работать со схемами. 2. Формировать умение создавать объемные ТИКО - фигуры по собственному цветовому замыслу. 3. Продолжать развивать игровое общение друг с другом с помощью ТИКО - фигур. |
Январь 1 неделя | Мониторинг | ||||
Январь 2 неделя | Угощение для праздника | Конфеты для гостей | Конфеты (объёмные фигуры) | Конфеты (в плоском и объёмном варианте) | 1. Продолжать работу по умению соединять ТИКО - детали. 2. Формировать умение декорировать объемные фигуры симметричным узором или орнаментом. 3. Развивать умение видеть конструкцию предмета и анализировать её основные части. 4. Продолжать развивать игровое общение друг с другом с помощью ТИКО - фигур. |
Январь 3 неделя | Зайчонок ТИКО собирает снежинки | Снежинка | Снежинка (объёмная фигура) | Снежинка (в плоском и объёмном варианте) | 1. Формировать умение сравнивать многоугольники (3-х, 4-х, 5-ти, 6-ти). 2. Конструировать фигуры по схеме. 3. Развивать умение ориентироваться в пространстве (вправо - влево). 4. Развивать игровое общение посредством ТИКО – фигур. |
Январь 4 неделя | Путешествие зайчонка ТИКО в Африку | Жираф | Жираф (объёмная фигура) | Жираф (в плоском и объёмном варианте) | 1. Осваивать сложные способы соединения ТИКО - деталей. 2. Развивать умение конструировать, комбинируя многогранники. 3. Развивать игровое общение посредством «оживления» ТИКО – поделок. |
Февраль 1 неделя | Угостим зайчонка ТИКО мороженым | Мороженое | Мороженое (объёмная фигура) | Мороженое (в плоском и объёмном варианте) | 1. Продолжать работу по умению соединять ТИКО - детали. 2. Продолжать конструировать ТИКО - фигуры по схеме. 3. Формировать умение декорировать объемные фигуры симметричным узором или орнаментом. 4. Воспитывать умение взаимодействовать, общаться, договариваться в процессе конструкторской деятельности (работа в парах). |
Февраль 2 неделя | Мебель для девочки | Мебель (коллективная работа) | Мебель (объёмная фигура) | Мебель (в плоском и объёмном варианте) | 1. Совершенствовать умение конструировать объемные фигуры. 2. Закреплять умение создавать фигуры путем замещения. 3. Совершенствовать коммуникативные умения детей в процессе объединения фигур в единую сюжетную линию. |
Февраль 3 неделя | Наша Армия | Танк | Танк (объёмная фигура) | Танк (в плоском и объёмном варианте) | 1. Развивать умение сопоставлять детали с предметами окружающего мира аналогичной формы. 2. Совершенствовать умение конструировать по схеме и образцу. 3. Продолжать развивать игровое общение друг с другом с помощью ТИКО - фигур. |
Февраль 4 неделя | Зайчонок ТИКО на дне морском | Морская звезда | Морская звезда (объёмная фигура) | Морская звезда (в плоском и объёмном варианте) | 1. Формировать умение создавать узоры по образцу 2. Закрепить представление детей о многоугольниках. 3. Закреплять умение декодировать информацию путем решения логических задач. 4. Продолжать развивать игровое общение друг с другом с помощью ТИКО - фигур. |
Март 1 неделя | Цветы для мамы | Цветок | Цветок (объёмная фигура) | Цветок (в плоском и объёмном варианте) | 1. Закреплять умение выполнять слуховой диктант. 2.Совершенствовать умения выделять и называть свойства геометрической фигуры. 3. Закреплять умение создавать фигуры путем замещения. 4. Совершенствовать коммуникативные умения детей в процессе объединения фигур в единую сюжетную линию. |
Март 2 неделя | Дом моей семьи | Дом | Дом (объёмная фигура) | Дом (в плоском и объёмном варианте) | 1. Формировать умение конструировать на слух. 2. Способствовать самостоятельной организации собственной конструкторской деятельности. 3. Воспитывать игровое общение в ходе постройки и после посредством совместной игры. |
Март 3 неделя | Неделя моды | Предметы одежды (коллективная) | Предметы одежды (объёмные фигуры) | Предметы одежды (в плоском и объёмном варианте) | 1. Способствовать развитию умения конструировать предметы окружающего мира, комбинируя многогранники. 2. Осваивать сложные способы соединения ТИКО – деталей. 3. Воспитывать умение договариваться в процессе конструкторской деятельности. |
Март 4 неделя | Конструирование по замыслу | Конструирование по замыслу | Конструирование по замыслу объёмных фигур | Конструирование в плоском и объёмном варианте | 1 .Развивать творческие способности через конструирование. 2.Закрепить умение работать с конструктором. 3. Развивать самостоятельность при выборе ТИКО – фигуры. |
Апрель 1 неделя | Мои помощники в доме | Предметы техники (коллективная) | Предметы техники (объёмные фигуры) | Предметы техники (в плоском и объёмном варианте) | 1. Совершенствовать умение конструировать объемные фигуры. 2. Закреплять умение создавать фигуры путем замещения. 3. Совершенствовать коммуникативные умения детей в процессе объединения фигур в единую сюжетную линию. |
Апрель 2 неделя | Зайчонок ТИКО летит в космос | Ракета | Ракета (объёмная фигура) | Ракета (в плоском и объёмном варианте) | 1. Совершенствовать способности конструировать плоскостные ТИКО - конструкции по схеме, объёмные ТИКО - конструкции по образцу. 2. Закреплять умение создавать объемную фигуру из плоской, используя приём «превращения». 3. Продолжать развивать игровое общение друг с другом с помощью ТИКО - фигур. |
Апрель 3 неделя | Весна встречает скворцов | Скворец | Скворец (объёмная фигура) | Скворец (в плоском и объёмном варианте) | 1. Формировать умение сравнивать и называть различные треугольники (равносторонний, остроугольный, прямоугольный). 2. Учить конструировать плоскостные ТИКО - фигуры по схеме. 3. Воспитывать сопереживание, сочувствие, желание помогать птицам, нуждающимся в помощи. |
Апрель 4 неделя | Откуда появляются насекомые? | Мотылёк | Мотылёк (объёмная фигура) | Мотылёк (в плоском и объёмном варианте) | 1. Совершенствовать умение осуществлять замысел, работать по схеме. 2. Продолжать учить конструировать плоскостные и объёмные ТИКО - конструкции по собственному цветовому замыслу, декодировать свой замысел. 3. Воспитывать умение договариваться в процессе конструкторской деятельности. |
Апрель 5 неделя | Зайчонок ТИКО встречается с черепахой | Черепаха | Черепаха (объёмная фигура) | Черепаха (в плоском и объёмном варианте) | 1. Учить определять форму ТИКО - деталей с помощью осязания (наощупь). 2. Продолжать конструировать ТИКО - фигуры по схеме. 3. Развивать умение видеть конструкцию предмета и анализировать её основные части. 4. Развивать игровое общение посредством «оживления» ТИКО – поделок. |
Май 1 неделя | День Победы! | Самолёты на параде | Самолёты на параде (объёмная фигура) | Самолёт (в плоском и объёмном варианте) | 1. Совершенствовать умение осуществлять замысел, планировать и получать результат. 2. Учить исследовать предмет, делить его на части, конструировать по схеме и образцу. 3. Формировать игровое общение с построенными конструкциями. |
Май 2 неделя | Зайчонок ТИКО едет на Джипе | Джип | Джип (объёмная фигура) | Джип (в плоском и объёмном варианте) | 1. Формировать умение выполнять слуховой диктант. 2. Развивать умение конструировать, комбинируя многогранники. 4. Продолжать развивать игровое общение друг с другом с помощью ТИКО - фигур. |
Май 3 неделя | Цветущий май | Фиалка (коллективная) | Фиалка (объёмная фигура) | Фиалка (в плоском и объёмном варианте) | 1. Закреплять умение выполнять слуховой диктант. 2. Развивать умение конструировать, комбинируя многогранники. 3. Закреплять умение создавать фигуры путем замещения. 4. Совершенствовать коммуникативные умения детей в процессе объединения фигур в единую сюжетную линию. |
Май 4 неделя | Мониторинг |
4. Самостоятельная деятельность детей в рамках технологии «Клубный час»
5. Использование в краткосрочной проектной деятельности:
- «Наша Армия сильна»,
- «Космос».
5.Организация тематических ТИКО – выставок, ТИКО – конкурсов.
6. Содержание работы с родителями:
- Консультация «Знакомство с конструктором ТИКО»,
- Консультация «Играем дома»,
- Выставка «Наши достижения»,
- Проведение анкетирования, выявление уровня удовлетворённости родителей,
- Итоговое открытое занятие по окончании учебного года.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА
Мониторинг разработан на основе программы дополнительного образования «ТИКО - конструирование» под редакцией И.В.Логиновой.
Виды мониторинга:
- на начало учебного года с заполнением диагностической карты;
- итоговый в конце учебного года в виде итогового открытого учебного занятия для родителей и приглашенных гостей, с заполнением диагностической карты и демонстрацией фотоальбома работ воспитанников, выполненных в течение учебного года.
№ | Фамилия, имя ребенка | Называет детали конструктора | Подбирает детали в соответствии со схемой | Работает по схемам | Умеет скреплять детали конструктора | Строит по творческому замыслу | Строит по образцу | Строит по инструкции педагога | Работает в команде | Умеет обыгрывать постройки | Кол-во баллов | Итог |
1 | Андрей А. | |||||||||||
2 | Александра Б. | |||||||||||
3 | Дмитрий Г. | |||||||||||
4 | Алексей Д. | |||||||||||
5 | Иван Д. | |||||||||||
6 | Юлия И. | |||||||||||
7 | Богдан К. | |||||||||||
8 | Никита К. | |||||||||||
9 | Полина К. | |||||||||||
10 | Александр Л. | |||||||||||
11 | Варвара Л. | |||||||||||
12 | Степан М. | |||||||||||
13 | Полина Н. | |||||||||||
14 | Олеся Н. | |||||||||||
15 | Дмитрий П. | |||||||||||
16 | Александр П. | |||||||||||
17 | Костя Р. | |||||||||||
18 | Кирилл Х. | |||||||||||
19 | Елена Х. | |||||||||||
20 | Никита Ч. | |||||||||||
21 | Данила Ч. | |||||||||||
22 | Вася П. |
Критерии уровня развития умений и навыков
Навык подбора необходимых деталей (по форме и цвету)
Высокий (4): Может самостоятельно, быстро и без ошибок выбрать необходимые детали.
Достаточный (3): Может самостоятельно, но медленно, без ошибок выбрать необходимую деталь.
Средний (2): Может самостоятельно выбрать необходимую деталь, но очень медленно, присутствуют неточности.
Низкий (1): Не может без помощи педагога выбрать необходимую деталь
Умение проектировать по образцу
Высокий (4): Может самостоятельно, быстро и без ошибок проектировать по образцу.
Достаточный (3): Может самостоятельно исправляя ошибки в среднем темпе проектировать по образцу.
Средний (2): Может проектировать по образцу в медленном темпе исправляя ошибки под руководством педагога.
Низкий (1): Не видит ошибок при проектировании по образцу, может проектировать по образцу только под контролем педагога.
Умение конструировать по схеме
Высокий (4): Может самостоятельно, быстро и без ошибок конструировать по схеме.
Достаточный (3): Может самостоятельно исправляя ошибки в среднем темпе конструировать по схеме.
Средний (2): Может конструировать по схеме в медленном темпе исправляя ошибки под руководством педагога.
Низкий (1): Не может понять последовательность действий при проектировании по схеме, может конструировать по схеме только под контролем педагога.
Уровни освоения программы:
высокий уровень – 9 – 12б.
средний уровень – 4 – 8б.
низкий уровень – 1 – 3б.
Условные обозначения:
2 – высокий уровень развития
1 – средний уровень развития
0 – низкий уровень развития
К концу учебного года дети должны знать:
плоские геометрические фигуры (квадрат, треугольник, прямоугольник, ромб, трапеция);
различные виды многоугольников;
различные виды призм и пирамид;
различные виды многогранников;
По окончании дети должны уметь:
сравнивать и классифицировать многоугольники по 2 - 3 свойствам;
ориентироваться в понятиях «вверх», «вниз», «направо», «налево»; «по диагонали»;
конструировать фигуры по образцу, по контурной схеме, по словесной инструкции и по собственному замыслу.
конструировать и исследовать многогранники;
владеть основами моделирующей деятельности;
сравнивать и анализировать объемы различных геометрических тел;
решать комбинаторные задачи;
выделять «целое» и «части»;
выявлять закономерности;
считать и находить нужное количество геометрических фигур (от 1 до 20);
конструировать объёмные фигуры по технологическим картам;
создавать собственные ТИКО - изобретения путем комбинирования изученных геометрических модулей (многоугольников, многогранников).