САМООБРАЗОВАНИЕ
Самообразование воспитателя
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Формирования понятия числа у дошкольников 2021-2022 учебный год | 25.05 КБ |
Предварительный просмотр:
План самообразования
на тему «Формирования понятия числа у дошкольников»
на 2021- 2022 учебный год.
План самообразования воспитателя ДОУ по теме: "Формирование понятия числа у дошкольников".
Тема: Формирование понятия числа у дошкольников.
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме.
Задачи:
1. Развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте.
2. Изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме самообразования, изучить педагогический опыт через статьи в СМИ, интернет.
3. Приобщение к предмету в игровой и занимательной форме.
4. Разработать и внедрить в практику образовательной деятельности учебные и воспитательные программы с применением ИКТ.
5. Разработать методические рекомендации, дидактические материалы.
6. Обогащать новыми представлениями и понятиями; закреплять знания; активизировать мыслительную деятельность (умение сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать).
Актуальность выбранной темы.
«Математика приводит в порядок ум».
М. В. Ломоносов.
Умственное воспитание ребенка - важнейшая педагогическая задача на всех возрастных этапах развития дошкольника. Одна из основных задач умственного воспитания - ознакомление детей с факторами и явлениями окружающего мира. При знакомстве с ними обогащаются представления детей, стимулируется любознательность и познавательные интересы.
Для умственного развития детей дошкольного возраста существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных способностей, так необходимых для познания окружающего мира.
Современная психолого-педагогическая наука неоспоримо доказала, что усвоение системы математических знаний оказывает существенное влияние на умственное и психическое развитие дошкольника; определила, что для детей дошкольного возраста овладение элементарными математическими знаниями имеет познавательное, образовательное значение, а также является одним из условий готовности ребёнка к школьному обучению. Математические представления служат средством интеллектуального развития ребенка, его познавательных и творческих способностей. От эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе.
Следует помнить, чтобы научить детей дошкольного возраста любить математику, поддерживать у них интерес к интеллектуальной деятельности, побуждать к решению поисковых задач, необходимо творчески и с интересом подходить к организации процесса обучения, использовать разнообразие и вариативность развивающих игр с математическим содержанием.
Решение данных споров осуществляется в поиске новых путей, методов и форм организации процесса воспитания детей в дошкольных учреждениях, а также использование потенциала развивающих игр и авторских пособий в работе с детьми по ФЭМП.
Дошкольный возраст – это начало длинной дороги в мир чудес, познания и открытий. Именно в это время у детей закладывается фундамент для дальнейшего обучения. И главная задача взрослых состоит в том, чтобы научить их не только читать и считать, правильно держать ручку и карандаш, а прежде всего – думать. Отправляясь в увлекательный мир математики, важно, чтобы ребенок не зубрил математические понятия, а приобщился к материалу, который предоставит ему возможность творить, мыслить, затронет не только интеллектуальную, но и эмоциональную сферу. Мы же, педагоги, должны дать ребенку не только частные понятия, но и понимание общих закономерностей, а главное – ощущение радости при преодолении трудностей.
Математика сопровождает нас всю жизнь. Без счёта, без умения правильно складывать, вычитать, умножать и делить числа человеку прожить невозможно. Поэтому чем раньше ребёнок поймёт и усвоит азы математики, тем легче ему будет в дальнейшем.
Известно, что математика – огромный фактор интеллектуального развития ребёнка и формирования его познавательных и творческих возможностей. Она способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций, формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности, а также приёмы мыслительной деятельности.
Многие современные родители считают, что если ребёнок умеет читать и считать, то он готов к школе, но это заблуждение. Для того чтобы дошкольник соответствовал социальной роли ученика, он должен обладать такими качествами, как умение слушать и слышать, работать в коллективе и самостоятельно, у него должно быть желание и привычка думать, стремление узнавать что-то новое.
Современный окружающий ребенка мир носит постоянно изменяющийся, динамический характер. Система образования должна способствовать тому, чтобы ребенок получил такие знания, умения и навыки, которые позволили бы ему успешно адаптироваться к новым условиям социума.
Сегодня существует большое количество образовательных программ для детского сада, и учреждения имеют возможность выбрать ту, которая отвечает их требованиям и интересам.
Современные требования с учетом федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к развивающему обучению в период дошкольного детства диктуют необходимость создания новых форм игровой деятельности, при которой сохранялись бы элементы познавательного, учебного и игрового общения. Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному воспитанию дошкольника. Интеллектуальное развитие – это развитие операционных структур интеллекта, в ходе которых мыслительные операции постепенно приобретают качественно новые свойства: скоординированность, обратимость, автоматизированность.
Перспективный план работы по самообразования на 2021. – 2022. учебный год.
Раздел | Сроки | Содержание работы | Практические выходы | |
Изучение литературы. | Сентябрь – май | 1. Пономарева И. А., Позина В. А. Формирование элементарных математических представлений. Изд. Мозаика-Синтез. М.: 2016. 2. Новикова В. П. математика в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. 3. . Развивающие занятия с детьми / под ред. Л. А. Парамоновой. – М., 2009. 4. Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. - М., 2000. 5. «Дошкольное воспитание» № 10, 2016 г.- Математическое путешествие. «Помогите паровозику вернуться домой». 6. «Ребёнок в детском саду» № 1, 2013 г.- «Математическая прогулка». 7. «Ребёнок в детском саду» № 4, 2013 г. – «Гости из королевства математики». 8. «Ребёнок в детском саду» № 3, 2013 г. – Математическая сказка. «Приключение колобка». | 1.Разработка конспектов НОД. 2. Разработка индивидуальных заданий для дошкольников. | |
работа с детьми | Сентябрь | Дидактическая игра «Сколько?», «Какой цифры не стало?». | Картотека дидактических игр. | |
Октябрь | Дидактическая игра «Путаница?», «Составь цифру». | Математическая сказка «Приключения колобка». | ||
Ноябрь | Игра «Сорока - почтальон», «Цифры – на липучках» | Вечер подвижных игр математического содержания «Вышли мышки как – то раз», «Весёлый автобус». | ||
Декабрь | Дидактическая игра «Найди пару», «Вставь пропущенные цифры». | Театрализованная игра «Теремок». | ||
Январь | Дидактическая игра «Цифры заблудились», «Назови соседей». | Открытое мероприятие «Путешествие в Звёздную страну». | ||
Февраль | Дидактическая игра «Число как тебя зовут?", «Кто первый назовет, которой игрушки не стало?» | Математическая прогулка | ||
Март | Дидактическая игра «Считай - не ошибись! », домино «Весёлая зарядка» | Математическая викторина «Угадай -ка». | ||
Апрель | Дидактическая игра «Весёлый счёт», | Сюжетно – ролевая игра «Магазин». | ||
Май | Сюжетно – ролевая игра «Билетик в кино», дидактическая игра «Которая игрушка спрятана?» | Открытое мероприятие «Гости из Королевства математики». | ||
Сентябрь – май | Чтение художественной литературы детям : С.Я. Маршак «Весёлый счет», А. Гольцева «Весёлые цифры», М.Шварц «Весёлый счёт от 0 до10», Н. Владимирова «Обратный счёт», В.Осеева «Пять сыновей», А.Усачёв «Семь сорок» и т.п. | |||
Работа с родителями | Сентябрь | Консультация «Развитие у детей представлений и понятий о числе и счете». | Картотека дидактических игр. | |
Январь | Оформить папку передвижку «Занимательная математика дома в повседневной жизни». | Оформление выставки: «Математические игры и упражнения для дошкольника». | ||
Май | Консультация «Развитие математических способностей у дошкольников 4-5 лет». | «Математика своими руками» (выставка дидактических игр, атрибутов). | ||
Самореализация | Январь | Показ открытого мероприятия. Выступление на педсовете. | Открытое мероприятие «Путешествие в Звёздную страну». «Развитие у детей представлений и понятий о числе и счете. Задачи и методика обучения». | |
Май | Отчёт по теме самообразования. Показ открытого мероприятия. | Выступление на педсовете. Открытое мероприятие «Гости из Королевства математики». | ||
Сентябрь – май | мини – сайт на портале для обмена опытом с другими регионами. | Участие в конкурсах. |