САМООБРАЗОВАНИЕ

Акаева Зарина Байдуллаевна

Самообразование воспитателя

Скачать:


Предварительный просмотр:

План самообразования

на тему «Формирования понятия числа у дошкольников»

на 2021- 2022  учебный год.


План самообразования воспитателя ДОУ по теме: "Формирование понятия числа у дошкольников".

Тема: Формирование понятия числа у дошкольников.

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме.

Задачи:

1. Развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте.

2. Изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме самообразования, изучить педагогический опыт через статьи в СМИ, интернет.

3. Приобщение к предмету в игровой и занимательной форме.

4. Разработать и внедрить в практику образовательной деятельности учебные и воспитательные программы с применением ИКТ.

5. Разработать методические рекомендации, дидактические материалы.

6. Обогащать новыми представлениями и понятиями; закреплять знания; активизировать мыслительную деятельность (умение сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать).

Актуальность выбранной темы.

 «Математика приводит в порядок ум».

М. В. Ломоносов.

Умственное воспитание ребенка - важнейшая педагогическая задача на всех возрастных этапах развития дошкольника. Одна из основных задач умственного воспитания - ознакомление детей с факторами и явлениями окружающего мира. При знакомстве с ними обогащаются представления детей, стимулируется любознательность и познавательные интересы.

Для умственного развития детей дошкольного возраста существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных способностей, так необходимых для познания окружающего мира.

Современная психолого-педагогическая наука неоспоримо доказала, что усвоение системы математических знаний оказывает существенное влияние на умственное и психическое развитие дошкольника; определила, что для детей дошкольного возраста овладение элементарными математическими знаниями имеет познавательное, образовательное значение, а также является одним из условий готовности ребёнка к школьному обучению. Математические представления служат средством интеллектуального развития ребенка, его познавательных и творческих способностей. От эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе.

Следует помнить, чтобы научить детей дошкольного возраста любить математику, поддерживать у них интерес к интеллектуальной деятельности, побуждать к решению поисковых задач, необходимо творчески и с интересом подходить к организации процесса обучения, использовать разнообразие и вариативность развивающих игр с математическим содержанием.

Решение данных споров осуществляется в поиске новых путей, методов и форм организации процесса воспитания детей в дошкольных учреждениях, а также использование потенциала развивающих игр и авторских пособий в работе с детьми по ФЭМП.

Дошкольный возраст – это начало длинной дороги в мир чудес, познания и открытий. Именно в это время у детей закладывается фундамент для дальнейшего обучения. И главная задача взрослых состоит в том, чтобы научить их не только читать и считать, правильно держать ручку и карандаш, а прежде всего – думать. Отправляясь в увлекательный мир математики, важно, чтобы ребенок не зубрил математические понятия, а приобщился к материалу, который предоставит ему возможность творить, мыслить, затронет не только интеллектуальную, но и эмоциональную сферу. Мы же, педагоги, должны дать ребенку не только частные понятия, но и понимание общих закономерностей, а главное – ощущение радости при преодолении трудностей.

Математика сопровождает нас всю жизнь. Без счёта, без умения правильно складывать, вычитать, умножать и делить числа человеку прожить невозможно. Поэтому чем раньше ребёнок поймёт и усвоит азы математики, тем легче ему будет в дальнейшем.

Известно, что математика – огромный фактор интеллектуального развития ребёнка и формирования его познавательных и творческих возможностей. Она способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций, формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности, а также приёмы мыслительной деятельности.

Многие современные родители считают, что если ребёнок умеет читать и считать, то он готов к школе, но это заблуждение. Для того чтобы дошкольник соответствовал социальной роли ученика, он должен обладать такими качествами, как умение слушать и слышать, работать в коллективе и самостоятельно, у него должно быть желание и привычка думать, стремление узнавать что-то новое.

Современный окружающий ребенка мир носит постоянно изменяющийся, динамический характер. Система образования должна способствовать тому, чтобы ребенок получил такие знания, умения и навыки, которые позволили бы ему успешно адаптироваться к новым условиям социума.

Сегодня существует большое количество образовательных программ для детского сада, и учреждения имеют возможность выбрать ту, которая отвечает их требованиям и интересам.

Современные требования с учетом федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к развивающему обучению в период дошкольного детства диктуют необходимость создания новых форм игровой деятельности, при которой сохранялись бы элементы познавательного, учебного и игрового общения. Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному воспитанию дошкольника. Интеллектуальное развитие – это развитие операционных структур интеллекта, в ходе которых мыслительные операции постепенно приобретают качественно новые свойства: скоординированность, обратимость, автоматизированность.

Перспективный план работы по самообразования на 2021. – 2022. учебный год.

Раздел

Сроки

Содержание работы

Практические выходы

 Изучение литературы.

 Сентябрь – май

1. Пономарева И. А., Позина В. А. Формирование элементарных математических представлений. Изд. Мозаика-Синтез. М.: 2016.

2. Новикова В. П. математика в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.

3. . Развивающие занятия с детьми / под ред. Л. А. Парамоновой. – М., 2009.

4. Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. - М., 2000.

5. «Дошкольное воспитание» № 10, 2016 г.-  Математическое путешествие. «Помогите паровозику вернуться домой».

6. «Ребёнок в детском саду» № 1, 2013 г.-  «Математическая прогулка».

7. «Ребёнок в детском саду» № 4, 2013 г. – «Гости из королевства математики».

8. «Ребёнок в детском саду» № 3, 2013 г. – Математическая сказка. «Приключение колобка».

1.Разработка конспектов НОД.

2. Разработка индивидуальных заданий для дошкольников.

работа с детьми

Сентябрь

 Дидактическая игра «Сколько?», «Какой цифры не стало?».

Картотека дидактических игр.

Октябрь

Дидактическая игра «Путаница?», «Составь цифру».

Математическая сказка «Приключения колобка».

Ноябрь

Игра «Сорока - почтальон», «Цифры – на липучках»

Вечер подвижных игр математического содержания «Вышли мышки как – то раз», «Весёлый автобус».

Декабрь

Дидактическая игра «Найди пару», «Вставь пропущенные цифры».

Театрализованная игра «Теремок».

Январь

Дидактическая игра «Цифры заблудились»,  «Назови соседей».

Открытое мероприятие «Путешествие в Звёздную страну».

Февраль

Дидактическая игра «Число как тебя зовут?", «Кто первый назовет, которой игрушки не стало?»

Математическая прогулка

Март

Дидактическая игра «Считай -  не ошибись! », домино «Весёлая зарядка»

Математическая викторина «Угадай -ка».

Апрель

Дидактическая игра «Весёлый счёт»,

Сюжетно – ролевая игра «Магазин».

Май

Сюжетно – ролевая игра «Билетик в кино», дидактическая игра «Которая игрушка спрятана?»

Открытое мероприятие «Гости из Королевства математики».

Сентябрь – май

Чтение художественной литературы детям : С.Я. Маршак «Весёлый счет», А. Гольцева «Весёлые цифры»,  М.Шварц «Весёлый  счёт от 0 до10», Н. Владимирова «Обратный счёт», В.Осеева «Пять сыновей»,  А.Усачёв «Семь сорок» и т.п.

Работа с родителями

Сентябрь

Консультация «Развитие у детей представлений и понятий о числе и счете».

Картотека дидактических игр.

Январь

Оформить   папку передвижку «Занимательная математика дома в повседневной жизни».

Оформление выставки: «Математические игры и упражнения для дошкольника».

Май

Консультация «Развитие математических способностей у дошкольников 4-5 лет».

«Математика своими руками» (выставка дидактических игр, атрибутов).

Самореализация

Январь

Показ открытого мероприятия.

Выступление на педсовете.

Открытое мероприятие «Путешествие в Звёздную страну».

«Развитие у детей представлений и понятий о числе и счете. Задачи и методика обучения».

Май

Отчёт по теме самообразования.

Показ открытого мероприятия.

Выступление на педсовете.

Открытое мероприятие «Гости из Королевства математики».

Сентябрь – май

мини – сайт на портале для обмена опытом с другими регионами.

Участие в конкурсах.