1.3. Применение результатов дополнительного профессионального образования в педагогической деятельности
1.3. Применение результатов дополнительного профессионального образования в педагогической деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Работа с детьми | 1.5 МБ |
Д.И. МАГАЗИН | 2.4 МБ |
КАРТОТЕКА ИГР ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ | 22.6 КБ |
ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ | 39.32 КБ |
КАРТОТЕКА ИГР ОВЗ | 31.7 КБ |
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ПЯТИМИНУТКИ | 34.45 КБ |
ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ | 451.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Картотека игр по финансовой грамотности
для детей 5-7 лет
Игра «Груша-яблоко».
Цель: научить считать деньги и ресурсы.
Необходимые материалы: бумага, карандаши, ножницы.
Суть игры:
Предложите ребенку нарисовать на одной стороне бумаги грушу. Когда рисунок закончен, предложите нарисовать на оборотной стороне листа яблоко.
Когда завершены оба рисунка, дайте ребенку в руки ножницы и попросите вырезать для вас и грушу, и яблоко. Увидев замешательство, объясните, что, конечно, это невозможно. Потому что лист бумаги один, и если мы изначально хотели вырезать два рисунка, необходимо было заранее спланировать место на бумаге.
Так и с деньгами: их нужно планировать заранее.
Картотека игр по финансовой грамотности
для детей 5-7 лет
Игра «Размен»
Цель: научить считать деньги.
Необходимые материалы: монеты и купюры разных номиналов.
Количество участников: 1-5.
Суть игры:
Выдайте детям мелкие монеты, по 2-3 десятка каждому. А себе оставьте несколько банкнот разного номинала. Это игра-соревнование. Кто из игроков быстрее разменяет выложенную вами банкноту мелочью, тому банкнота и достается. В конце игры считаем суммы выигрышей.
Картотека игр по финансовой грамотности
для детей 5-7 лет
Игра «Кто кем работает?»
Цель. На примере сказочных героев закрепить и расширить представление о профессии. Воспитывать желание познавать многообразный мир профессий, уважение к человеку-труженику.
Материал. Кукла-Загадка, рисунки с изображениями людей разных профессий и сказочных героев.
Суть игры
Покажите детям картинки, на которых изображены люди разных профессий. Дети, ориентируясь по рисункам, называют профессии родителей, своих близких, всех тех, с кем они встречаются.
Получив из кассы картинки с изображениями сказочных героев, просит отгадать их профессии.Раздайте девочкам рисунки с изображением сказочных персонажей, а мальчикам - с изображениями людей разных профессий. По сигналу колокольчика девочки и мальчики начинают искать свою пару и по двое садятся за столы, а затем по очереди доказывают правильность своего выбора. Можно предложить детям, чтобы с помощью движений, имитаций и других образных действий они показали профессию своего героя.
Организуйте постепенный переход к сюжетно – ролевым игр на эту тему. Можно провести и беседы о том, как относится к своему труду герой, кто производит товары, а кто предоставляет услуги (если дети знакомы с этими понятиями).
Картотека игр по финансовой грамотности
для детей 5-7 лет
Игра: Практика «Мини-банк»
Цель: показать принципы финансового планирования, донести принцип «сначала зарабатываем – потом тратим».
Суть практики:
Предложите ребенку создать свой «мини-банк». Пусть он отвечает за сбор и хранение мелочи. Предложите напоминать всем членам семьи, чтобы они «сдавали монеты в банк», освобождая от них карманы.
Предложите обсудить, на какое семейное дело собираются данные монеты в «мини-банке» – например, на покупку соковыжималки или настольной игры. Это должно быть что-то для общего пользования, чтобы ребенок чувствовал гордость за подготовку такой важной для семьи покупки.
Следующий этап развития практики – вы можете рассказать ребенку, что банки зарабатывают проценты на хранении денег, и договориться о том, что какой-то небольшой процент от имеющихся в «мини-банке» денег будет отдаваться ему лично за работу банкиром – например, 3% или 5%.
Картотека игр по финансовой грамотности
для детей 5-7 лет
Игра: Практика «Совместные покупки»
Цель: показать принципы финансового планирования и разумных покупок, объяснить происхождение стоимости товара и основы финансовой безопасности.
Суть практики:
Регулярно совершайте совместные походы в магазин. Дайте ребенку возможность самому выбирать товар из вашего списка. Предложите ребенку подсчитывать на калькуляторе стоимость всех товаров, которые вы складываете в корзину, а также проверять срок хранения продуктов на упаковках. Обсудите, почему стоимость похожих товаров отличается: из-за величины упаковки, например, или она разная у каждого из производителей.
На первом этапе предлагайте ему найти конкретный товар на полке и довезти его до кассы, затем выгрузить на ленту, после чего сложить в пакет.
На следующем этапе можно дать более сложное поручение, например, выбрать все для собственного завтрака.
Со временем вы увидите, когда ребенок готов выполнять самостоятельные несложные покупки.
Картотека игр по финансовой грамотности
для детей 5-7 лет
Игра: Практика «Самостоятельная покупки»
Цель: показать принципы финансового планирования и разумных покупок, объяснить происхождение стоимости товара и основы финансовой безопасности.
Суть практики:
Когда вы поймете, что ребенок хорошо ориентируется в магазине, уверенно чувствует себя возле кассы и внимателен к ценам на товар и получению сдачи, предложите ему первый самостоятельный поход в магазин.
Обязательно составьте список покупок. В первый раз он должен быть несложным, не более трех товаров: например, хлеб, молоко и печенье. Обсудите, каких именно покупок вы ждете: если молоко – то какое; в какой упаковке; с каким сроком хранения; по какой цене.
Дайте сумму, предполагающую получение сдачи. Обсудите, какой должна быть сдача.
Похвалите ребенка за покупку!
Картотека игр по финансовой грамотности
для детей 5-7 лет
Игра: Практика «Таблица расходов»
Цель: научить считать деньги, показать принципы финансового планирования.
Суть практики:
Научите ребенка подсчитывать деньги, которые он собрал, заработал и потратил за неделю, а потом вписывать в таблицу получившиеся суммы. Эти действия должны войти в привычку.
Договоритесь о времени в расписании дня, когда ребенок будет уделять этому занятию 10 минут.
Картотека игр по финансовой грамотности
для детей 5-7 лет
Дидактические игры: «Кто что делает?»
Цель: Расширить знания детей о профессиях и трудовых действиях; воспитать интерес к новым профессиям, уважение к труду взрослых.
Материал: Карточки с изображением профессии (продавец, повар, кассир, художник, банкир). Трудового действия (взвешивает товар, готовит еду, рисует, беседует, отсчитывает деньги, показывает рекламные образцы и др.)
Содержание: Ребенок, взяв карточку, называет профессию. Находит соответствующую карточку с изображением трудовых действий и рассказывает о них.
Вариант. Дети подбирают инструменты (картинки, которые необходимы для работы людей тех профессий, которые изображены на сюжетных картинках.
Картотека игр по финансовой грамотности
для детей 5-7 лет
Игра: Практика «Назови профессии»
Цель. Научить ребенка устанавливать зависимость между результатами трудовой деятельности и профессией человека. Воспитать интерес к людям разных профессий.
Материал. Цветок ромашки, на лепестках которой условно изображены результаты труда людей разных профессий.
Содержание. Ребенок, отрывая лепесток ромашки, называет профессию, связанную с удовлетворением определенной потребности.
Картотека игр по финансовой грамотности
для детей 5-7 лет
Игра: Практика «Кто трудится, кто играет»
Цель. Закрепить представления детей о различии трудовой и игровой деятельности (трудовой – нетрудовой).
Материал. Набор карточек с изображением трудовых и игровых процессов.
Содержание. У каждого ребенка – набор парных карточек (трудовая – игровая деятельность). Ребенок описывает изображения, называет процессы (мальчик чистит ботинок, девочка стирает кукольное белье, дети танцуют, играют и т. д.). Устанавливает отличия (наличие результата труда или его отсутствие).
Картотека игр по финансовой грамотности
для детей 5-7 лет
Игра: Практика «Какие бывают доходы?»
Цель. Уточнить знания детей об основных и дополнительных доходах; усовершенствовать
навыки самостоятельного определения видов доходов (основные и не основные).
Материал. Карточки с изображением основных видов деятельности, за которые взрослые получают основной доход – заработную плату (работа парикмахера, врача, столяра, плотника, ткачихи и др.). И видов деятельности, направленных на получение натуральных продуктов (сбор ягод, грибов, работа в саду, огороде и др., дающих дополнительный доход.
Содержание. Дети рассматривают карточки, называют деятельность взрослых, полученный результат, выделяют основные и дополнительные доходы.
Картотека игр по финансовой грамотности
для детей 5-7 лет
Игра: Практика «Товарный поезд»
Цель. Закрепить знания детей о месте изготовления товара; классифицировать товар по месту производства.
Материал. Карточки с изображением товара, плоскостное изображение товарного поезда с вагонами.
Содержание. Дети раскладывают товар по вагонам так, чтобы в каждом оказался товар, одинаковый по месту производства. Например, мясопродукты – продукция мясокомбината, молочные продукты – продукция молокозавода и т. д.
Вариант. Дети группируют предметы по месту производства: мебель – мебельная фабрика, посуда – фаянсовый завод, игрушки – фабрика игрушек и т. д
Картотека игр по финансовой грамотности
для детей 5-7 лет
Игра: Практика «Маршруты товаров»
Цель. Развивать у детей умение различать товары по их принадлежности к определенной группе (бытовая техника, промышленные товары, мебель, сельхозпродукты и др.)
Материал. Картинки с изображением товаров или реальные предметы и игрушки, таблички с названием магазинов: «Одежда», «Мебель», «Бытовая техника», «Сельхозпродукты» и т. д.
Содержание. Каждый ребенок выбирает карточку- картинку, называет, что на ней нарисовано, и определяет, в какой магазин можно увезти этот товар. Выигрывает тот, кто правильно подберет карточки к табличкам с названием магазина.
Картотека игр по финансовой грамотности
для детей 5-7 лет
Игра: Практика «Собери вместе»
Цель. Расширить представления детей о товарах; научить группировать их по разным признакам.
Материал. Карта (панно) с изображением различных товаров.
Содержание. У каждого ребенка – карта, на которой нарисованы разные предметы. Используя круги (диаграммы) Эйлера-Венна, дети объединяют предметы по различным признакам: съедобные – несъедобные; игрушки – орудия труда; товары, обязательные для каждого – необязательные, и т. д.
Картотека игр по финансовой грамотности
для детей 5-7 лет
Игра: Практика «Угадай, где продаются»
Цель. Научить детей соотносить название магазина с товарами, которые в нем продаются; развить умение обобщать группы предметов.
Материал. Картинки с изображением овощей, фруктов, мебели, обуви и т. д.
Содержание. Дети подбирают группы карточек с изображением овощей, фруктов, мебели и т. д. Выкладывают их перед соответствующей сюжетной картинкой, где нарисованы магазины «Мебель», «Овощи», «Супермаркет» и др. Устанавливают зависимость между названием магазина и товарами, которые в нем продаются.
Картотека игр по финансовой грамотности
для детей 5-7 лет
Игра: Практика «Что дешевле»
Цель. Сформировать умение ориентироваться в цене товаров, устанавливать ассортимент предметов (товаров) по цене; развить самостоятельность в выборе решения.
Материал. Карточки с изображением разных предметов, ценники.
Содержание. Сначала дети подбирают предметы товаров (сериационные ряды) от предмета самого дешевого до самого дорогого и наоборот. Дети сравнивают цены, находят разные и одинаковые по цене предметы.
Картотека игр по финансовой грамотности
для детей 5-7 лет
Игра: «Что можно и нельзя купить»
Задачи:
1.Формирование экономических представлений об экономическом развитии общества, торгово-денежных, нравственно-этических отношениях и др.
3. Воспитание уважения к труду и людям труда, семье и семейным ценностям, природе и природных ресурсах.
Правила игры: взрослый раскладывает перед ребенком на столе разрезанные карточки и предлагает выбрать сначала изображения, предмет на которых можно купить.
Затем рассматриваются оставшиеся карточки, ребенок объясняет, почему их не купил.
Предварительный просмотр:
Дидактических игр
для детей с ОВЗ
Картотека коррекционно-
развивающих игр и упражнений
для детей с ограниченными
возможностями здоровья 5-7 лет.
Дидактическая игра — одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра — основной вид деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая — игровая, ради
которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Необходимо стремиться к тому, чтобы ребенок, не усвоив программного материала, не смог достичь игровой цели.
1.«Что умеет делать?»Цель: дети должны определить, что умеет делать объект или что делается с его помощью.Ход: Ведущий называет объект. (Объект можно показать, назвать или загадать с помощью загадки).Например:
В: Телевизор.
В: Что может мяч?
В: Что может светофор?
В: Что может растение?
В: Что может слон?
В: Что может дождь? И т. д
2.«Игра - дело серьёзное»Цель: упражнять детей в выборе безопасных предметов для игр по картинкам, закреплять знания о том, какими предметами можно играть.Оборудование: картинки с изображением различных предметов (опасных и неопасных, два обруча.Ход: Воспитатель предлагает детям разложить картинки по двум обручам. В один обруч дети отбирают картинки с изображением предметов, с которыми можно играть, во второй – картинки с изображением предметов, с которыми нельзя играть, и объясняют свой выбор.
3.«Назови одним словом»Цель : упражнять детей в классификации предметов.
Ход:Воспитатель объясняет правила игры:
- Я назову слова,а вы назовите все одним словом:
стол, стул, диван, кровать – мебель,
ложка, кастрюля, тарелка – посуда,
автобус, маршрутное такси, грузовой автомобиль – транспорт,
малина, клубника, черника- ягоды,
роза, ромашка, василек – цветы и т. д.
4. «Раз, два, три… ко мне беги!»Цель: упражнять детей в классификации предметов
Оборудование: картинки с изображением различных объектов.Ход: Ведущий раздает всем играющим картинки с изображением различных объектов. Дети встают на другом конце группы и по определенной установке воспитателя подбегают нему.Например:
В: "Раз, два, три, все, у кого есть крылья, ко мне беги!"
В: "Раз, два, три, все, кто живет в поле, ко мне беги!
В: "Раз, два, три, те, кто умеет петь, ко мне беги!"
В: "Раз, два, три, все, у кого изображена мебель, посуда… ко мне беги!"
5. «Найди друзей»Цель: дети должны определить, что умеет делать объект или что делается с его помощью.Оборудование: картинки с изображением различных объектов.Ход: Ведущий называет объект, выделяет его функцию, а дети говорят (с помощью набора предметных картинок, кто или что выполняет эту же функцию.
Например:
В: Машина перевозит груз, а кто еще выполняет эту функцию.
В: Птица умеет летать, а кто еще умеет летать?
В: А самолет сам летает?
В: В сказках вы часто встречаете волшебные предметы. Назовите их!
В: Назовите волшебные предметы, которые все могут, назовите из каких они сказок.
В: У меня в руках шар. Он может катиться. А какие еще предметы могут выполнять эту функцию (то есть закрепить у детей понятие о том, что катятся только предметы, у которых нет углов.)
Тема: Игрушки
1. «Узнай игрушку»Цель: уточнение и активизация словаря по теме.Оборудование: любимые игрушки ребенка в мешке. Ход. Взрослый рассказывает об игрушке,например: «Эта игрушка красного цвета синими полосками. Она круглой формы, хорошо прыгает. Можно играть и руками, и нога ми». Если ребенок правильно отгадал загадку, взрослый достает игрушку из мешка.
2. «Чудесный мешочек»Цель: закрепить словарь по теме, научить определять игрушки на ощупь.Оборудование: игрушки в мешке. Ход. Не заглядывая в мешочек, ребенок определяет игрушку на ощупь и называет ее. Если задание выполнено правильно, игрушку достают из мешочка.
3. "Разрезные картинки"Цель: научить составлять целое из двух частей.Оборудование: разрезная картинка «Матрешка». Ход. Ребенку предлагают сложить картинку. После выполнения задания малыш называет игрушку, которая получилась.
4 "Что не стало?"Цель: упражнять в образовании форм родительного падежа, развить зрительное внимание и память.Оборудование: игрушки. Ход. Взрослый выставляет на столе четыре игрушки. Ребенок называет их. Затем взрослый просит ребенка закрыть глаза, а сам в это время прячет одну из игрушек. Ребенок должен отгадать, какая игрушка исчезла. Игру рекомендуется повторять 3-4 раза.
5. «Чего не хватает?»Цель: развитие у ребенка целостного восприятия предмета.Оборудование: картинки с изображением флажка без палочки, шарика без ниточки. Ход. Ребенок всматривается в нарисованную игрушку и находит ту часть, которой не хватало. Затем взрослый предлагает ребенку дорисовать недостающую часть
Тема: Осень. Овощи
1 «Чудесный мешочек»!Цель: закрепить названия овощей, их цвета.Оборудование: мешочек, натуральные овощи или муляжи. Ход. Перед игрой ребенка знакомят с овощами и их свойствами. Малыш по одному достает из «чудесного мешочка» овощи, называет их. Затем он отвечает на вопросы взрослого о цвете, форме, величине овощей. Если ребенок затрудняется, взрослый помогает ему.
2. «Загадки Зайца»Цель: научить определять предмет по его признакам, активизировать словарь по теме.Оборудование: игрушка «Заяц», мешочек, натуральные овощи или муляжи.Ход: Взрослый объясняет ребенку, что зайчик хочет с ним поиграть,загадать загадки: «Зайка нащупает какой-нибудь овощ в мешке и расскажет тебе про него, а ты должен догадаться, что это».Зайкины загадки: «Длинная, красная (морковь). Зеленый, длинный (огурец). Круглый, красный (помидор)» и т. п.
3 «Один - много»Цель: научить образовывать множественное число имен существительных.Оборудование: мяч. Ход. Взрослый называет овощ в единственном числе и бросает мяч ребенку. Ребенок называет его во множественном числе и возвращает мяч взрослому.Например: «Огурец - огурцы, помидор - помидоры, репа - репы».
4. «Назови ласково»Цель: учить образовывать существительные с уменьшительно- ласкательными суффиксами.Оборудование: предметные картинки с изображением овощей большого и маленького размера. Ход. Взрослый показывает ребенку картинку с изображением какого- либо большого овоща, например, помидора и спрашивает, как он называется.Затем объясняет: «Этот помидор большой. А как ты назовешь ласково маленький такой же овощ?» Демонстрирует картинку (помидорчик.) Аналогично рассматриваются другие овощи (огурец - огурчик, репа - репка, морковь - морковка, лук - лучок, картошка - картошечка).Неговорящего ребенка просят: «Покажи помидор. А теперь покажи помидорчик».
5. «Разрезанные картинки»Цель: научить составлять целое из двух, трех, четырех частей.Оборудование: разрезные картинки (деревянные)Ход: Ребенку предлагается собрать сначала картинку из двух частей, он складывает ее, называет овощ, который получился. Затем малыш составляет другую картинку из трех, четырех частей, называет овощ, который получился. Если это задание не вызывает у ребенка трудностей, можно предложить ему сразу детали двух картинок вперемешку.
Тема: Осень. Фрукты
1. «Что в корзинке?»Цель: познакомить с фруктами, уточнить их названия, цвет, форму, вкусовые качества.Оборудование: корзинка с натуральными фруктами или муляжами. Ход.Взрослый по одному достает фрукты из корзинки и описывает их: «Яблоко круглое, красное. Яблоко сладкое, сочное, вкусное. Яблоко можно есть». Ребенок помогает взрослому рассказывать о фрукте, затем пробует его на вкус.
2. «Чудесный мешочек»Цель: закрепить словарь по теме, учить различать фрукты на ощупь.Оборудование: натуральные фрукты или муляжи в непрозрачном мешке. Ход. Не заглядывая в мешочек, ребенок определяет фрукт на ощупь и называет его.
3.«Вкладыши»Цель: подбирать форму вкладышей в соответствии с формой рамок и плотно вставлять их.Оборудование: деревянные вкладыши «фрукты»
Ход игры: Взрослый предлагает детям вставить фрукты, каждый на свое место. Повторить задание несколько раз.
4. «Разрезанные картинки»Цель: научить составлять целое из двух, трех, четырех частей.Оборудование: разрезные картинки (деревянные)Ход: Ребенку предлагается собрать сначала картинку из двух частей, он складывает ее, называет фрукт, который получился. Затем малыш составляет другую картинку из трех, четырех частей, называет фрукт, который получился. Если это задание не вызывает у ребенка трудностей, можно предложить ему сразу детали двух картинок вперемешку
5. «Какой фрукт пропустили?»Цель: активизация словаря по теме, развитие внимания и зрительной памяти.Оборудование: игрушка «Заяц», натуральные фрукты или муляжи. Ход. Взрослый показывает ребенку зайца и объясняет, что у него сегодня день рождения. Приходили гости и принесли множество подарков. Взрослый раскладывает перед зайцем фрукты-подарки, перечисляя их. Один фрукт не называет. Ребенок должен отгадать какой. Он называет или показывает его в зависимости от уровня речевого развития.
ОКТЯБРЬ
Тема: Ягоды. Грибы
1. «Почему грибы так называются?»Цель: познакомить детей с разнообразием грибов, выделив группы съедобных и несъедобных грибов; учить детей разным приемам словообразования на примерах грибов.
- Как называется гриб, который растет под березой? (Подберезовик.) Как вы думаете, почему он так назван?
- Как называется гриб, который растет под осиной? (Подосиновик.) Как вы думаете, почему он так назван?
- Гриб, который любит расти в еловом или сосновом бору, как называется? (Боровик.)
- Как называются грибы с рыжими шляпками? (Рыжики, лисички.)
- Как называются грибы, растущие дружными семейками на пеньках? (Опята.)
- Как называется гриб с круглой волнистой шляпкой? (Волнушка.)
- Как называются грибы с маслянистыми шляпками? (Маслята.)
- Какой гриб носит название дикого животного? (Лисичка.) Почему его так назвали?
- Какие грибы названы в честь дождя? (Дождевики.)
- Эти грибы можно есть? Как они называются? (Съедобные.)
- Грибы, которые грибники не любят, поганые грибы как называются? (Поганки.)
- Какие еще грибы не любят встречать грибники? Эти грибы можно есть? Как они называются? (Несъедобные.)
2. «Съедобный – несъедобный»Цель: закреплять знания детей об осенних дарах природы, о съедобных и несъедобных грибах, выяснить, какие грибы можно есть, а какие нельзя есть; развивать внимание, мышление, речь. Педагог называет грибы, а дети отвечают,можно их есть или нет: опенок, мухомор, сыроежка, поганка, подосиновик, боровик, ложные опята, подберезовик и т. д.
3. «Один – много»Цель: учить детей образовывать существительные множественного числа именительного и родительного падежей.
Мы волшебники немного,
Был один, а станет много.
(Подосиновик – подосиновики – много подосиновиков и т. д.)
4. «Съедобное – не съедобное»Цель: формировать и закреплять знания детей об овощах и фруктах и ягодах, развивать память, координацию.Оборудование: мяч.Ход: Ведущий называет овощ, фрукт, ягоду или любой предмет, бросает мяч одному из участников, если предмет относится к заданным, то он ловит. Можно играть со всей группой сразу с помощью хлопков (хлопать, в случае если предмет не относится к заданным)
5.«Кто скорее соберет»Цель: учить детей группировать ягоды и грибы, воспитывать быстроту реакции на слово воспитателя, выдержку, дисциплинированность.Оборудование: предметные картинки с изображением ягод и грибов.Ход: Взрослый просит детей сгруппировать картинки ягод и грибов, кто справиться быстрее
Тема: Осень. Деревья
1.«Разрезные картинки»Цель: научить составлять целое из четырех частей, активизировать речь в ходе работы после ее выполнения.Оборудование: разрезные картинки (деревянные) «Времена года».Ход: Ребенку предлагают сложить из четырех половинок целую картинку.В ходе работы и после ее выполнения активизируют речь ребенка вопросами: «Что ты нашел сначала? Что потом? Какое время года у тебя получилось? Как ты это понял, почему?»
2.«Какое дерево пропало?»Цель: развитие памяти; закреплять названия деревьев.Оборудование: предметные картинки с изображением деревьев.Ход игры: Перед ребенком раскладывают картинки, ребенок их запоминает. Затем ребенку предлагается закрыть глаза, а взрослый одну картинку переворачивает. Открыв глаза ребенок, должен назвать «пропавшее» дерево.
3.«Деревья и их плоды»Цель: учить детей подбирать плоды деревьев, развивать зрительную память, внимание.Оборудование: иллюстрации деревьев (ель, рябина, каштан, липа, клен) картинки (шишка, рябина, каштан, липовое семян, кленовая крылатка).Ход: Воспитатель предлагает назвать выставленные дерева, а затем найти их плоды.
4.«Четвёртый лишний»Цель: развитие умений классифицировать деревья и кустарники по существенным признакам.Оборудование: карточки с изображением 4 видов деревьев и кустарников, 3 из них относятся к одной тематической группе, а четвёртая к другой группе.Ход:Детям дается задание: «Рассмотрите картинки, назовите, что на них изображено и определите, какое изображение лишнее. Оставшиеся, изображения назовите одним словом». Каждый участник исключает лишнее изображение по очереди. Если он ошибается или не выполняет задание, его вариант предлагают выполнить следующему игроку. За каждое правильно выполненное задание дают фишку. Выигрывает тот, кто наберёт больше фишек.Например: 1. Дуб, ольха, ель и берёза. Лишняя ель потому, что это хвойное дерево, а остальные лиственные. 2. Ольха, туя, ель, сосна. Лишняя ольха потому, что это лиственное дерево, а остальные хвойные. 3. Груша, персик, сирень, яблоня. Лишняя сирень потому, что это кустарник, а остальные плодовые деревья. 4. Мимоза, магнолия, сирень, берёза. Лишняя берёза потому, что это дерево, а остальные кустарники.
5.«С какого дерева листок?»Цель: учить различать и называть листья знакомых деревьев.Оборудование: карточки с изображением 4 видов деревьев и 4 листьев, соответствующих этим деревьям.Ход: Предложить ребёнку соединить листочки с деревьями соответствующего вида и назвать их.Например: 1.Деревья: вишня, персик, яблоня, груша.Листья: вишнёвый, яблоневый, грушевый, персиковый.
2.Деревья: клён, берёза, ива, дуб.Листья: дубовый, кленовый, берёзовый, ивовый.
3.Деревья: каштан, ольха, ель, липа.Листья: ольховый, каштановый, липовый, хвоя ели.
Тема: Осень. Перелетные птицы
1.«Прилетели птицы»Цель: уточнить представление о птицах.
Ход: Воспитатель называет только птиц, но если он вдруг ошибается, то дети должны топать или хлопать.
Например:Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи.
Дети топают –
Что не правильно? (мухи)
- А мухи это кто? (насекомые)
- Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.
Дети топают.
- прилетели птицы: голуби, куницы…
Дети топают. Игра продолжается.
Прилетели птицы:
Голуби синицы,
Галки и стрижи,
Чибисы, стрижи и т. д.
Все вы молодцы.
В конце игры взрослый должен объяснить ребенку понятия перелетных и зимующих птиц
2 «Один - много» (с названиями перелетных птиц)Цель: научить образовывать существительные множественного числа.Оборудование: мяч. Взрослый называет существительное в единственном числе бросает ребенку мяч.Ребенок называет существительное во множественном числе и возвращает мяч: ласточка-ласточки, скворец-скворцы, грач-грачи, соловей-соловьи, кукушка-кукушки и т. д.
3.«Разрезные картинки»Цель: научить составлять целое из четырех частей, активизировать речь в ходе работы после ее выполнения.Оборудование: разрезные картинки (деревянные) «Времена года».Ход: Ребенку предлагают сложить из четырех половинок целую картинку.В ходе работы и после ее выполнения активизируют речь ребенка вопросами: «Что ты нашел сначала? Что потом? Какое время года у тебя получилось? Как ты это понял, почему?»
4. «Помоги Незнайке»Цель: активизация глагольной лексики по теме.Оборудование: игрушечный Незнайка или картинка с его изображением. Ход. Взрослый демонстрирует ребенку игрушку или картинку и просит помочь Незнайке, так как тот не знает, что умеют делать птицы. Ребенок сам или с помощью взрослого вспоминает слова - действия,которые могут выполнять птицы: ходить, летать, клевать, пить и т. д.
5.«Кто лишний?»Цель: развитие умения классифицировать предметы по существенным признакам.Оборудование: сюжетные картинки с изображением 4 видов птиц, 3 из них относятся к одной тематической группе, а четвёртая к другой группе.Ход: Взрослый предлагает детям найти лишний предмет и объяснять, почему он лишний.
Например:
Сорока, ворона, воробей, ласточка.
Скворец, соловей, грач, голубь.
Курица, журавль, лебедь, кукушка.
Тема: Человек. Части тела
1. «Один - много»Цель: научить образовывать множественное число имен существительных.Оборудование: мяч. Ход. Взрослый называет часть тела в единственном числе и бросает мяч ребенку, ребенок называет его во множественном числе и возвращает мяч взрослому.Например: ухо – уши, рука – руки, нога - ноги и т. д.
2. «Назови ласково»Цель: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.Оборудование: мяч. Взрослый называет какую-нибудь часть тела и бросает мяч ребенку, тот называет её ласково и возвращает мяч взрослому.Например: нос – носик, глаз – глазик, рука – ручка, голова - головка и т. д.
3. «Два и две»Цель: познакомить ребенка с числительными два и две, научить употреблять их в речи.Оборудование: зеркало.Ход: Взрослый объясняет ребенку перед зеркалом, что у него два глаза. Затем он предлагает малышу подумать, чего у него еще два. Ребенок показывает и называет части тела. Взрослый исправляет все допущенные малышом при подборе слов ошибки.
4. «Олины помощники»Цель: учить образовывать формы множественного числа глаголов, уменьшительно-ласкательные формы существительных.Оборудование: кукла Оля. Ход. Взрослый рассказывает ребенку, что к нему в гости пришла кукла Оля со своими помощниками. Отгадайте, как они называются и что они помогают Оле делать. Затем взрослый показывает, как кукла моргает.Спрашивает: «Что это у Оли? Это глаза, Олины помощники. Что они делают? (смотрят, моргают, открываются, закрываются, жмурятся). А как их назвать ласково?» (глазки). Аналогично рассматриваются ноги, уши, руки, зубы. После этого взрослый читает стихотворение Киргановой Е. Г. «Олины помощники»,побуждая ребенка добавить слово в конце каждого четверостишия: Оля весело бежит К речке по дорожке, А для этого нужны Нашей Оле. (ножки). Оля ягодки берет По две, по три штучки. А для этого нужны Нашей Оле. (ручки). Оля ядрышки грызет, Падают скорлупки, А для этого нужны Нашей Оле. (зубки). Оля смотрит на кота, На картинки - сказки. А для этого нужны Нашей Оле. (глазки).После чтении стихотворении взрослый спрашивает ребенка: - Кто твои помощники? Что они умеют делать?»
5 «Вспомни, что делает»Цель: уточнение, расширение и активизация глагольного словаря по теме.Оборудование: картинки с изображением мальчика, девочки, мамы, папы. Ход. Взрослый покалывает малышу картинку с изображением мальчика и предлагает подумать и сказать, что может делать мальчик (ходить, бегать, прыгать, есть, играть, рисовать и т. д.) . Аналогично происходит подбор действий по другим картинка
Тема: Одежда. Головные уборы
1. «Нарядим куклу»Цель: активизировать словарь по теме.Оборудование: картонная кукла, набор бумажной одежды.Ход: Взрослый предлагаем ребенку одеть куклу для разных ситуаций (кататься па лыжах, на праздник, на пляж и т. д.) . Ребенок одевает ее, например, на прогулку. Взрослый описывает одежду куклы; «Наденем кукле синее пальто. У пальто есть воротник, рукава, карманы. Застегивается оно на пуговицы». Активизируя речь ребенка,взрослый спрашивает: «Где у пальто рукава? Покажи. Что ты показал?»
2. «Кто во что одет?»Цель: сравнить одежду мальчика и девочки, активизировать словарь по теме.Оборудование: картинки с изображением мальчика и девочки.Ход: Взрослый сравнивает одежду детей: «У Насти - платье, и у Саши рубашка и брюки. У Папиного платья рукава короткие, а у Сашиной рубашки - длинные» и т. д.Ребенка взрослый активизирует вопросами: «Какая одежда у Насти? А у Саши? Какого цвета Настино платье?» Если ребенок затрудняется, взрослый сам отвечает на вопросы
3. «Чего не хватает?»Цель: развитие у ребенка целостного восприятия предмета.Оборудование: картинки с изображением брюк без одной брючины, платья без рукава, рубашки без пуговиц. Ход. См. игру из темы «Игрушки»
4. «Назови ласково» (с предметами одежды)Цель: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.Оборудование: мяч. Взрослый называет какой-нибудь предмет одежды и бросает мяч ребенку, тот называет его ласково и возвращает мяч взрослому (платье – платьице, майка- маечка, носки - носочки, сарафан – сарафанчик, рубашка - рубашечка и т. д.) Неговорящему ребенку показывайте картинки и просите: «Покажи платье, А теперь покажи платьице» и т. д.
5. "Один - много" (с предметами одежды)Цель: научить образовывать множественное число имен существительных.Оборудование: мяч. Ход. Взрослый называет предмет одежды в единственном числе и бросает мяч ребенку. Ребенок называет его во множественном числе и возвращает мяч взрослому.Например: «майка – майки, платье – платья, кофта- кофты, рубашка – рубашки, куртка - куртки и т. д.)
Предварительный просмотр:
Картотека
Игр для детей с ТНР Технологическая карта
№1
«Яблоко»
Цель: обучение способности: концентрировать внимание; уметь сосредоточиваться на зрительной информации; находить отличительные признаки похожих предметов.
Дидактический материал: три похожих яблока.
Описание игры. Воспитатель: «Когда люди собирают урожай? (Осенью.)А какое сейчас время года? (Осень.)Вот яблоко. Постарайся внимательно рассмотреть его, запомнить его цвет, пятна, прожилки. Потом я возьму твое яблоко, перемешаю его с другими, а ты должен будешь найти свое яблоко».
На изучение яблока ребенку дается 3 мин. После этого воспитатель перемешивает яблоки. Затем ребенок ищет свое яблоко. После того как ребенок найдет свое яблоко, воспитатель дарит его ребенку.
№2
«Хлопни в ладоши»
Цель: обучение способности к переключению внимания.
Описание задания. Воспитатель говорит ребенку: «Сейчас я буду называть разные слова. Когда я назову какое-нибудь животное – хлопни в ладоши». Слова: стол, книга, лошадь, стул, дверь, виноград, собака, ножницы, книга, туфли, карандаш, мяч, окно, кошка, сапоги, коза, стекло, дом, дорога, яблоко, дерево, ковер, лев, стена, крыша, арбуз, санки, снег, тигр, кровать, тетрадь, вилка, лед, елка, заяц, волк, галстук, лимон, медведь, дыня, чайник, тарелка, полка, масло, пальто, белка.
№3
«Зачеркни букву»
Цель: обучение способности концентрации, объема, переключения, устойчивости внимания.
Дидактический материал: вырезка из газеты или журнала с достаточно большим шрифтом. Карандаш.
Описание задания. Ребенку предлагается газетная вырезка. Воспитатель обращается к нему: «На этом листочке написано много разных букв. Ты должен искать одну и ту же букву и зачеркивать ее карандашом. Какую букву ты хочешь вычеркивать?»
№4
«Портрет»
Цель: обучение способности концентрировать внимание; уметь сосредоточиваться на зрительной информации; уметь смотреть и видеть; уметь рисовать портрет в своем сознании.
Дидактический материал: кукла,
Описание задания. Ребенку предлагается кукла. Он должен рассмотреть лицо куклы, внимательно изучить его, а затем назвать как можно больше характерных деталей.
№5
«Бубен и колокольчик»
Цель: развитие активного внимания, умения соотносить свои действия со звучанием инструментов.
Дидактический материал: бубен, колокольчик.
Описание задания. Во время звучания бубна ребенок должен ходить по комнате, во время звучания колокольчика – бегать по ней.
№6
«Бубен, колокольчик, дудочка»
Цель: развитие активного внимания, умения соотносить свои действия со звучанием нескольких разных инструментов.
Дидактический материал: бубен, колокольчик, дудочка.
Описание задания. Вовремя звучания бубна ребенок должен ходить по кругу в одном направлении, во время звучания колокольчика – бегать по кругу в противоположном направлении, а во время звучания дудочки – стоять на месте.
№7
«Выложи кружочки»
Цель: увеличение объема внимания.
Дидактический материал: два набора по пять кружочков одного диаметра, но разного цвета.
Описание задания. Воспитатель выкладывает на столе пять кружочков в любой последовательности. Ребенок в течение 10 мин запоминает расположение кружочков. Затем кружочки закрываются. Ребенку предлагается второй набор кружочков, которые он должен выложить в той же последовательности, в какой выложил воспитатель. Повторить 2 – 3 раза.
№8
«Мышка – птичка»
Цель: обучение способности: к помехоустойчивости; максимально сосредоточиться, не обращая внимания на помехи; сосредоточить внимание на словесной инструкции.
Описание задания. Воспитатель называет слово «мышка». Ребенок, услышав это слово, должен присесть на корточки. Услышав слово «птичка», ребенок должен встать и помахать руками. Затем взрослый выполняет действия, не соответствующие словам «птичка» и «мышка», т.е. мешает ребенку правильно выполнять инструкцию. Ребенок должен сосредоточиться только на словесной инструкции и не обращать внимание на помехи.
№9
«У оленя дом большой»
Цель: развитие умения использовать мнемонические приемы для запоминания текста.
Описание задания. Ребенок знакомится с игрой.
Воспитатель, проговаривая текст игры, сопровождает его движениями.
У оленя дом большой, - Дети скрещивают руки над головой, изображая крышу.
Он глядит в свое окошко. - Руки перед лицом изображают окно.
Заяц по лесу бежит, - Производят движение руками, как при беге.
В дверь к нему стучит: - Кулачком имитируют стук в дверь.
Стук-стук. - Дверь открой! Там в лесу охотник злой!
Большим пальцем через плечо показывают, что сзади охотник.
- Заяц, заяц, забегай! Лапу подавай! - Вытягивают руки вперед.
Повторить 3-4 раза в медленном темпе.
№10
«Каскад слов»
Цель: развитие объема кратковременной слуховой памяти.
Описание задания. Воспитатель просит ребенка повторять слова. Начинать нужно с одного слова, затем назвать два. Ребенок должен их повторить в той же последовательности. Затем воспитатель называет три слова и т.д.
1) огонь;
2) дом, молоко;
3) конь, гриб, игла;
4) петух, солнце, асфальт, тетрадь;
5) крыша, пень, вода, свеча, школа;
6) карандаш, машина, брат, мел, птица, хлеб;
7) орел, игра, дуб, телефон, стакан, пальто, сын;
8) гора, ворона, часы, стол, снег, картина, сосна, мел;
9) мяч, яблоко, шапка, морковка, стул, бабочка, метро, цыпленок, носки;
10) грузовик, камень, ягоды, портфель, санки, молоток, лавочка, скатерть, арбуз, памятник.
Если ребенок не справляется со словесным рядом, нужно повторить ряд еще 2-3 раза.
№11
«Что изменилось?»
Цель: обучение навыкам запоминания образа, ситуации.
Дидактический материал: одна картинка с изображением, например, ванной комнаты. Другая – с изображением той же ванной комнаты, но предметы на ней переставлены и находятся в другом порядке.
Описание задания. Ребенку предлагают рассмотреть первую картинку и запомнить расположение предметов. Затем предлагают другую картинку. Ребенок должен назвать предметы, которые изменили местонахождение.
№12
«Спрячь игрушки»
Цель: развитие целенаправленного запоминания и припоминания.
Дидактический материал: три игрушки.
Описание задания. Воспитатель просит ребенка спрятать три игрушки. При этом ставит ребенку условие, что на следующий день он должен будет вспомнить, куда положил игрушки и найти их.
№13
«Рассмотри внимательно»
Цель: развитие произвольного внимания.
Дидактический материал: любая сюжетная картинка.
Описание задания. Воспитатель показывает ребенку любую сюжетную картинку и просит ребенка внимательно ее рассмотреть и запомнить, как можно больше деталей. Затем картинку закрывает. Воспитатель задает вопросы по картинке, например : «Сколько елочек было на картинке? Кто катался с горки?» Ребенок должен ответить на все вопросы.
№14
«Кто не на месте?»
Цель: развитие целенаправленного запоминания и припоминания.
Дидактический материал: десять небольших игрушечных животных.
Описание задания. Игрушки выставляются перед ребенком на столе в один ряд. Воспитатель предлагает ребенку запомнить, какая игрушка на каком месте находится. Затем ребенок отворачивается, а воспитатель переставляет местами две игрушки. После чего ребенок поворачивается и отвечает на вопрос: «Кто не на месте?» Игра проводится 5-6 раз.
№15
«Пуговицы»
Цель: развитие способности к сличению и сортировке предметов по форме, цвету и величине.
Дидактический материал: большой набор разных пуговиц, среди которых только три одинаковые.
Описание задания. Перед ребенком хаотично раскладывают все пуговицы и предлагают найти три одинаковые.
КАРТОТЕКА ИГР
ДЛЯ ДЕТЕЙ
С ОВЗ
№1
«Что ты сейчас делаешь?»
Цель: активизация словаря детей за счёт слов-названий частей суток.
Ход игры: Педагог называет отрезок времени и перечисляет соответствующие ему виды деятельности детей: «Сейчас утро. Мы сделали гимнастику, умылись и теперь будем завтракать». Или: «Мы уже позавтракали, позанимались. Сейчас уже день. Скоро будем обедать». Ребенка спрашивают, н-р: «Сейчас утро. Что ты делаешь утром? Когда ты встаешь?» И т. п.
Постепенно слова утро, день, вечер, ночь наполняются конкретным содержанием, приобретают эмоциональную окраску. Дети начинают ими пользоваться в своей речи.
№2
«Что за чем?»
Цель: закрепить представление детей о последовательности частей суток.
Ход игры: Дети образуют круг. Воспитатель в центре круга. Он бросает кому-нибудь из детей мяч, задаёт вопрос:
- Утро. А за ним? (Поймавший отвечает на него – день, и бросает мяч воспитателю. т. д.
№3
«Когда это бывает»
Цель: закрепить представление о временах суток.
Ход игры: дети образуют круг. Воспитатель в центре круга. Он бросает кому-нибудь
из детей мяч, задаёт вопрос:
- Что дети делают ночью дома?
- Что делают днём?
- Работает ли кто-нибудь ночью? Если да, то кто? И т. д.
№4
«Назови все части суток»
Цель: учить различать и называть части суток.
Ход игры: У детей по одной картинке, на которой определённый временной отрезок. Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки, а потом сказать, у кого из них на картинке вечер и почему они так думают. Затем просит показать картинку, на которой изображено утро. Любой ответ требует обоснования.
№5
«Назови пропущенное слово»
Цель: учить ориентироваться во времени, знать, что происходит в определённый отрезок времени.
Ход игры: Дети образуют полукруг. Воспитатель бросает кому-нибудь из детей мяч, задаёт вопрос:
- Мы завтракаем, ужинаем …., а обедаем…
- Сегодня у нас было рисование, а вчера…
- сегодня у нас математика, а завтра….
Эту игру можно провести и на свежем воздухе.
№6
«Что наступило»
Цель: учить правильно употреблять слова «сегодня», «завтра», «вчера».
Ход игры: У детей карточки, на которых изображены картинки из жизни, относящиеся к определённому времени суток. Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки, затем называет определённое время суток, н-р вечер. Дети, у которых есть соответствующая картинка, должны поднять карточку и рассказать, почему они считают, что это вечер. За правильный и хорошо составленный рассказ ребёнок получает фишку.
№7
«Разложи по порядку»
Цель: закрепление умений ориентироваться во времени, называть части суток.
Ход игры: У детей по одной картинке, на которой определённый временной отрезок. Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки и построиться по порядку, начиная с утра, а затем сказать, в какой временной отрезок что происходило (утро, вечер, день, ночь). Другая подгруппа детей проверяет. Затем дети меняются местами и берут другие картинки.
№8
«Что мы делаем?»
Цель: закреплять название частей суток – утро, день, вечер, ночь.
Ход игры: Дети становятся в круг. Воспитатель предлагает детям показать, что они делают утром. Играющие изображают разные действия, но не называют их. Задача ведущего – угадать, что изображают играющие. Затем игра продолжается, но вопрос задаётся о других частях суток.
Усложнение – Отгадывает не взрослый, а один из детей.
Дни недели
№9
«Отгадай-ка»
Цель: закрепить название дней недели.
Ход игры: Воспитатель называет героев сказки «Рукавичка». Мышка готовила еду по понедельникам, лягушка - по вторникам, зайчик – по средам, а в остальные дни готовила еду лисичка.
- Сколько раз в неделю готовила лисичка?
- Назови эти дни?
Игру можно проводить и на других сказках.
№10
«Назови скорей»
Цель: закрепить умение назвать последовательно дни недели.
Ход игры: Дети образуют круг. Ведущий бросает мяч кому-нибудь из детей и говорит:
«Какой день недели сегодня?» Ребёнок, поймавший мяч, отвечает: «Вторник», бросает мяч другому ребёнку и задаёт вопрос типа: «Какой день недели был вчера?» Так роль ведущего переходит от одного ребёнка к другому.
№11
«Неделька, стройся»
Цель: упражнять в названии последовательности дней недели.
Ход игры: На столе в беспорядке лежат перевёрнутые карточки с цифрами и
кружками. Дети по сигналу берут карточки со стола. Ищут своих партнёров, т. е. подбирают карточки с кружками к цифре, выстраиваются по порядку.
№12
«Наоборот»
Цель: закреплять название частей суток – утро, день, вечер, ночь.
Ход игры: Воспитатель произносит слово, смысл которого связан с представлением о времени, а дети подбирают слово, обозначающее другое время дня, обычно в контрастном значении. Н-р, утро — вечер, завтра — вчера, быстро — медленно, рано — поздно и т. п.
№13
«Живая неделя»
У детей карточки с цифрами. Воспитатель уточняет, какая цифра какой день недели обозначает.
Затем дети делятся на две команды. Воспитатель читает стихотворение, и по мере называния дней недели каждая команда строит свою неделю.
Жаль, всего семь дней в неделе —
Дел навалом у Емели:
В понедельник на печи
Протирает кирпичи.
Не скучает и во вторник —
Он плетет слону намордник.
Языком молотит в среду
И баклуши бьет соседу.
После дождичка в четверг
Он пускает фейерверк.
Пятница – тяжелый день:
Тень наводит на плетень.
И суббота не суббота:
У него на мух охота.
Но седьмой настанет день —
Сдвинет шапку набекрень…
Потому что воскресенье —
Это праздник и веселье:
И, улегшись на печи,
Ест Емеля калачи!
В общем, трудно жить Емеле…
Было б восемь дней в неделе —
Вот тогда бы он успел
Сделать много важных дел!
А. Усачев
Дети перечисляют дни недели.
Воспитатель предлагает ребятам выстроиться в ряд, составив неделю от названного дня (среда, пятница, воскресенье, и проверяет правильность выполнения задания
Вчера, сегодня, завтра.
№14
«Времена года»
Цель: развитие временных представлений у детей дошкольного возраста.
Ход игры: ведущий бросает мяч и задает вопрос, ребенок должен ответить и бросить мяч обратно ведущему.
- Какие времена года вы знаете?
- Какой вы представляете зиму?
- А что случается зимой с водой в реках, озёрах, прудах?
- Как приспосабливаются животные к зиме?
- Какое время года наступит после зимы?
- Какие признаки весны вы знаете?
- Какое время года наступит после весны?
- Какие пословицы вы знаете о лете?
Предварительный просмотр:
Логопедические
пятиминутки Технологическая карта
№1
Цель: развивать артикуляционную моторику
ДУ-ДУ-ДУ: растут яблони в саду.
АС-АС-АС: сладкий ананас.
ОС-ОС-ОС: спелый абрикос.
УШ-УШ-УШ: на ветке много груш.
ЫЛ-ЫЛ-ЫЛ: Саша яблоки помыл.
№2
«В сад»
Цель: развиватькоординацию речи с движением.
В сад с друзьями мы пошли, Много фруктов там нашли. Сливы, груши мы сорвали. Яблоки все отыскали. Фрукты мы с друзьями мыли, Их в кастрюлю положили. Варим вкусный мы компот. С нами кто его попьет? Всем нальем мы не стесняйтесь, Подходите, угощайтесь! | Дети ходят по кругу Поочередно тянутся вверх правой и левой руками. Наклоняются вниз. Имитация движений. Одной рукой держат кастрюлю, второй перемешивают ложкой. Смотрят направо –налево. Наливают компот, качают головой. Машут в направлении к себе одной рукой, затем другой рукой. |
№3
«Осень»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Осень в парке красит листья
Золотой волшебной кистью.
Листья краской покрывает….
Жалко, ветер их срывает.
Ветер воет, ветер воет, ветер завывает.
У осины, вербы, ивы ветви наклоняет.
№4
«Дождь»
Цель:координация речи с движением.
Вдруг закрыли небо тучи, Начал капать дождь колючий. Долго дождик будет плакать, Разведет повсюду слякоть. Грязь и лужи на дороге, Поднимай повыше ноги. | Поднимаются на носочки, поднимают вверх перекрещенные руки. Прыгают на носочках, держат руки на поясе. Приседают, держат руки на поясе. Идут по кругу, высоко поднимая колени. |
№5
«Дождик»
Цель: развитие мелкой моторики рук.
Вышел дождик на прогулку. Он бежит по переулку, Барабанит по окошку, Напугал большую кошку, Вымыл зонтики прохожих, Крыши дождик вымыл тоже. Сразу мокрым город стал. Дождик кончился. Устал. | «Шагают» по столу указательным и средним пальцами рук. Загибают по одному пальцу на руках на каждую строку. Встряхивают ладонями. Кладут ладони на стол. |
№6
«Фрукты»
Цель: развивать моторику рук.
Мы с закрытыми глазами
Фрукты выбирали.
Их потрогали, поели –Загибают пальцы на руке, перечисляя фрукты
Сразу угадали.
Мягкий, сладкий был банан.
Очень кислый был лимон.
Сладкий, сочный апельсин,
Нам попался лишь один.
Яблоко гладкое,
Хрустящее и сладкое.
И на вкус приятная,
Груша ароматная
№7
«По ягоды»
Цель: развивать моторику рук.
Мы сегодня по дорожке В лес с тобой дружок идем. В этом ягодном лесочке Много ягод наберем: Сочной малинки, Горькой рябинки, Спелой черники, Полезной брусники. И землянички самой приятной, Сладкой, душистой и ароматной. | Дети ходят по кругу Имитация движений сбора ягод Держат горсть земляники в сложенных ковшиком ладонях. Вдох носом – нюхают землянику. Произносят на выдохе: «Ах, как пахнет!» |
№8
«Рубашка»
Цель: координация речи с движением.
У рубашки два манжета, Воротник И рукава, И застежка есть, чтоб легче Проходила голова. Пуговицы застегнем, А потом гулять пойдем. | Дети показывают манжет на одной и на другой руке. Показывают воротник. Проводят ладонями по рукавам. Показывают застежку сверху вниз. Имитируют движения. Маршируют. |
№9
Настроение мое каждый день меняется, Потому что каждый день Что-нибудь случается. То я злюсь. То улыбаюсь, То грущу, То удивляюсь. То, бывает, испугаюсь, То, бывает, посижу, Помечтаю, помолчу. | Дети произносят фразы интонационно окрашенным голосом, изменяя выражение лица и позу. |
«Мое настроение»
Цель: развитие мимических мышц.
№10
«Чистоговорки»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
БА-БА-БА: на крыше труба
БЕЙ-БЕЙ: прилетел воробей
БИ-БИ-БИ: прилетели голуби
БОЙ-БОЙ: покружили над трубой
БУ-БУ-БУ: птицы сели на трубу
БЕ-БЕ-БЕ: птицы на трубе.
Скороговорки:
Сова советует сове:
- Спи, соседка, на софе.
На софе так сладко спится,
О совятах сон приснится.
Однажды по лесу Птичка летела, Увидев пенек, На него сразу села. Потом отдохнула, Встала на ножки. И важно, как цапля, Пошла по дорожке. Потом наша птичка Как зайчик скакала. Как мишка-воришка Мед с лапы лизала. Летала, кружилась, как мотылек. Устала и села опять на пенек. | Дети бегают по помещению в разных направлениях, машут руками. Присаживаются на корточки. Поднимаются с корточек. Ходят по помещению высоко поднимая колени. Прыгают на двух ногах. Подносят то одну, то другую руку ко рту. Бегают по помещению. Садятся на корточки. |
«Птичка» №11
Цель: развивать координацию речи с движением.
№12
Игра «1,2,3,4,5.. »
Цель: учить согласованию существительных с числительным.
Слова:
1 корова- 2 коровы – 3 коровы – 4 коровы -5 коров;
1 баран – 2 барана – 3 барана – 4 банана - 5 баранов;
1 конь – 2 коня - 3 коня – 4 коня - 5 коней….
№13
Мне папа открытки купил, Что вижу, сказать попросил. Я вижу свинью с поросятами, Я вижу корову с телятами. И вижу я кошку с котятами, И вижу козу я с козлятами. И вижу овцу я с ягнятами. Домашних животных, Которых я вижу. Всегда напою, накормлю, Не обижу. | Дети имитируют движения – ритмично выкладывая открытки на стол. Поочередно соединяют пальцы рук. Смотрят в бинокль, наливают воду, дают миску с едой, гладят. |
«Я вижу..»
Цель: развивать мелкую моторику пальцев рук.
№14
«Домик»
Цель: развивать координацию речи с движением.
В новом домике моем Разных два окошка. Вот внизу сидит наш пес, А на крыше – кошка. Я же в домике сижу, И на улицу гляжу. Дверь в квартиру открывается… Это мама возвращается! | Дети складывают ручки над головой в форме крыши. Показывают два пальца. Наклоняются и гладят пса. Встают на носочки и тянутся одной рукой вверх. Присаживаются, ладонь одной руки прижата к щеке, вторая перпендикулярна первой и поддерживает ее. Встают на ноги, одной рукой открывают дверь. Подпрыгивают, поднимая руки вверх. |
№15
Игра с мячом «Один -много»
Цель:развитие лексико-грамматических процессов.
Слова:
Танк – танки
Пушка – пушки
Солдат – солдаты
Автомат – автоматы
Чашка – чашки
Машина – машины
Медведь – медведи
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ПЯТИМИНУТКИ