Сообщения, Консультации для педагогов, Советы начинающим воспитателям
Материал для коллег:
Консультацци
Советы
Скачать:
Предварительный просмотр:
В помощь молодым воспитателям.
Воспитатель Кобазова И.Е.
Особенности организации театрализованных игр в разных возрастных группах и руководство ими
"Особенности организации театрализованных игр
в разных возрастных группах и руководство ими"
План
1. Что такое театрализованная игра
2. Задачи и содержание работы
3. Цели, задачи и содержание работы с детьми старшего дошкольного возраста
4. Классификация театрализованных игр
5. Методика руководства театрализованными играми
6. Организация самостоятельной театрализованной деятельности и развитие творческой активности дошкольников
Литература
1. Что такое театрализованная игра
"Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре. И вся история отдельного человека как деятеля и работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе ее в работу…"
А.С. Макаренко.
Игра – путь к познанию мира, путь к познанию ребенком самого себя, своих возможностей, способностей, своих пределов. Самопроверка всегда побуждает к совершенствованию. Уже поэтому игры – важное средство самовоспитания.
Театрализованная игра, или драматизация, является одним из видов творческих игр в дошкольном учреждении. Занятия театрализованной деятельностью не только знакомят детей с миром прекрасного, но и пробуждают в них способность к состраданию, сопереживанию, активизируют мышление, воображение, а главное - помогают психологической адаптации ребенка в коллективе.
В настоящее время специалисты дошкольной педагогики единодушно признают, что игра как важнейшая специфическая деятельность ребенка должна выполнять широкие общевоспитательные социальные функции.
Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, потребность в общении. Чем старше становятся дети, чем выше оказывается уровень общего развития, тем более ценной бывает игра (особенно педагогически направляемая) для становления самодеятельных форм поведения: у детей появляется возможность самим намечать сюжет или организовывать игры с правилами, находить партнеров, ставить цель и выбирать средства для реализации своих замыслов. Самодеятельная игра, тем более в условиях общественного дошкольного воспитания, требует от ребенка умения устанавливать взаимоотношения с товарищами. В этих неформальных детских объединениях проявляются разные черты характера ребенка, его привычки, интересы, представления об окружающем, различные умения.
Игра - подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Поэтому столь актуальной для дошкольной педагогики является проблема использования игры в целях всестороннего воспитания, и в первую очередь формирования нравственной стороны личности ребенка. Например, игра, в которой дети воспроизводят в наглядно-образной, действенной форме взаимоотношения людей, не только позволяет лучше понять и глубже пережить эту действительность, но и является мощным фактором развития мышления и творческого воображения, воспитания высоких человеческих качеств. К таким играм можно отнести театрализованные игры, в процессе которых дети приобретают дополнительную возможность закрепить и такие навыки, как умение выразить ясно для окружающих свою мысль, намерение, эмоции, способность понимать, что хотят от тебя другие. Такие занятия стимулируют развитие основных психических функций: внимания, памяти, речи, восприятия; содействуют расцвету творческого воображения, приобщают к театральной культуре.
2. Специфика целей, задач и содержания работы воспитателя с детьми разных возрастных групп.
Цели, задачи и содержание работы с детьми младшего дошкольного возраста.
Основные направления развития театрализованной игры состоят в постепенном переходе ребенка от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности; от индивидуальной игры и "игры рядом" к игре в группе из трех - пяти сверстников, исполняющих роли; от имитации действий фольклорных и литературных персонажей к имитации действий в сочетании с передачей основных эмоций героя и освоению роли как созданию простого "типичного" образа в игре-драматизации.
2. Задачи и содержание работы
Прежде всего необходимо формировать интерес к театрализованным играм, складывающийся в процессе просмотра небольших кукольных спектаклей, которые показывает воспитатель, взяв за основу содержание знакомых ребенку потешек, стихов и сказок. В дальнейшем важно стимулировать его желание включиться в спектакль, дополняя отдельные фразы в диалогах героев, устойчивые обороты зачина и концовки сказки. Внимание детей фиксируется на том, что в конце куклы кланяются и просят поблагодарить их, похлопать в ладоши. Перчаточные и другие театральные куклы используются на занятиях, в повседневном общении. От их лица взрослый благодарит и хвалит детей, здоровается и прощается. В ход занятий, вечеров развлечений он включает фрагменты драматизации, переодеваясь в специальный костюм, меняя голос и интонацию.
Важным аспектом деятельности воспитателя является постепенное расширение игрового опыта за счет освоения разновидностей игры-драматизации. Реализация данной задачи достигается последовательным усложнением игровых заданий и игр-драматизаций, в который включается ребенок. Ступени работы следующие.
• Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись-потянулись, воробышки машут крыльями) и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко - дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте).
• Игра-имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и прыгнул за дерево).
• Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке).
• Игра-импровизация под музыку ("Веселый дождик", "Листочки летят по ветру и падают на дорожку", "Хоровод вокруг елки").
• Однотемная бессловесная игра-импровизация с одним персонажем по текстам стихов и прибауток, которые читает воспитатель ("Катя, Катя маленька... ", "Заинька, попляши... ", В. Берестов "Больная кукла", А. Барто "Снег, снег").
• Игра-импровизация по текстам коротких сказок, рассказов и стихов, которые рассказывает воспитатель (3. Александрова "Елочка"; К. Ушинский "Петушок с семьей", "Васька"; Н. Павлова "На машине", "Земляничка"; Е. Чарушин "Утка с утятами").
• Ролевой диалог героев сказок ("Рукавичка", "Заюшкина избушка", "Три медведя").
• Инсценирование фрагментов сказок о животных ("Теремок", "Кот, петух и лиса").
• Однотемная игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам ("Колобок", "Репка") и авторским текстам (В. Сутеев "Под грибом", К. Чуковский "Цыпленок").
У детей этого возраста отмечается первичное освоение режиссерской театрализованной игры - настольного театра игрушек, настольного плоскостного театра, плоскостного театра на фланелеграфе, пальчикового театра. Процесс освоения включает мини-постановки по текстам народных и авторских стихов, сказок, рассказов ("Этот пальчик - дедушка... ", "Тилибом", К. Ушинский "Петушок с семьей", А. Барто "Игрушки", В. Сутеев "Цыпленок и утенок") Фигурки пальчикового театра ребенок начинает использовать в совместных с взрослым импровизациях на заданные темы.
Обогащение игрового опыта возможно только при условии развития специальных игровых умений.
Первая группа умений связана с освоением позиции "зритель" (умение быть доброжелательным зрителем, досмотреть и дослушать до конца, похлопать в ладоши, сказать спасибо "артистам").
Вторая группа умений обеспечивает первичное становление позиции "артист", включающей умение использовать некоторые средства выразительности (мимика, жесты, движения, сила и тембр голоса, темп речи) для передачи образа героя, его эмоций и переживаний и правильно держать и "вести" куклу или фигурку героя в режиссерской театрализованной игре.
Третья группа умений - это умение взаимодействовать с другими участниками игры: играть дружно, не ссориться, исполнять привлекательные роли по очереди и т.д.
Деятельность воспитателя должна быть направлена на стимулирование интереса к творчеству и импровизации, которое является важной частью работы с детьми. Постепенно они включаются в процесс игрового общения с театральными куклами, а затем в совместные с взрослым импровизации типа "Знакомство", "Оказание помощи", "Разговор животного со своим детенышем" и пр. У детей развивается желание участвовать в игровых драматических миниатюрах на свободные темы ("Солнышко и дождик", "В лесу", "Веселые обезьянки", "Котята играют" и т.п.).
Цели, задачи и содержание. работы с детьми среднего дошкольного возраста.
Основные направления развития театрализованной игры состоят в постепенном переходе ребенка от игры "для себя" к игре, ориентированной на зрителя; от игры, в которой главное - сам процесс, к игре, где значимы и процесс, и результат, от игры в малой группе сверстников, исполняющих аналогичные ("параллельные") роли, к игре в группе из пяти - семи сверстников, ролевые позиции которых различны (равноправие, подчинение, управление); от создания в игре-драматизации простого "типичного" образа к воплощению целостного образа, в котором сочетаются эмоции, настроения, состояния героя, их смена.
В данном возрасте происходит углубление интереса к театрализованным играм. Работа воспитателя с детьми 4 - 5 лет должна состоять в поддержании их интереса к театрализованной игре, в его дифференциации, заключающейся в предпочтении определенного вида игры (драматизация или режиссерская), становлении мотивации интереса к игре как средству самовыражения.
Расширение театрально-игрового опыта детей осуществляется за счет освоения игры-драматизации. Практически все виды игровых заданий и игр-драматизаций, которые освоил младший дошкольник, полезны и интересны ребенку среднего дошкольного возраста. Усложнение касается текстов, которые отныне отличаются более сложным содержанием, наличием смыслового и эмоционального подтекстов, интересными образами героев, оригинальными языковыми средствами. Помимо названных выше игр, в работе с детьми используются:
• многоперсонажные игры-драматизации по текстам двух - трехчастных сказок о животных и волшебных сказок ("Зимовье зверей", "Лиса и волк", "Гуси-лебеди", "Красная Шапочка");
• игры-драматизации по текстам рассказов на темы "Дети и их игры", "Ребята и зверята", "Труд взрослых";
• постановка спектакля по произведению.
Содержательную основу составляют образно-игровые этюды репродуктивного и импровизационного характера (например "Угадай, что я делаю", "Угадай, что со мной только что было", "Покажи, не называя, литературного героя" и т.п.).
Расширение игрового опыта детей происходит также за счет освоения театрализованной игры. В возрасте 4 - 5 лет ребенок осваивает разные виды настольного театра: мягкой игрушки, вязаный театр, конусный театр, театр народной игрушки и плоскостных фигур. Новым содержанием становятся действия с куклами на гапите. Доступен детям и театр верховых кукол (без ширмы, а к концу учебного года - и с ширмой), театр ложек и пр. Дети показывают постановки по поэтическим и прозаическим текстам (С. Маршак "Сказка о глупом мышонке"; К. Чуковский "Путаница"), Пальчиковый театр чаще используется в самостоятельной деятельности, когда ребенок импровизирует на основе знакомых стихов и потешек, сопровождая свою речь несложными действиями ("Жили у бабуси"; С. Михалков "Котята"; Л. Зубкова "Мы делили апельсин").
Существенно усложняются театрально-игровые умения дошкольников.
Первая группа умений обеспечивает дальнейшее развитие позиции "зритель" (быть внимательным и доброжелательным зрителем; проявлять элементы зрительской культуры: не покидать своего места во время спектакля, адекватно реагировать на происходящее "на сцене", отвечать на обращение "артистов", благодарить их с помощью аплодисментов; позитивно оценивать игру сверстников-"артистов").
Вторая группа умений связана с совершенствованием позиции "артист". Главным образом это подразумевает умение использовать средства нсвербальной (мимика, жесты, позы, движения) и интонационной выразительности для передачи образа героя, его эмоций, их развития и смены (Машенька заблудилась в лесу - испугалась, увидела избушку - удивилась, придумала, как обмануть медведя, - обрадовалась), для передачи физических особенностей персонажа, некоторых черт его характера (старый дед с трудом, но тянет репку; внучка тянет не очень старательно, хочет убежать и поиграть с подружками; мышка так боится кошки, что тянет изо всех сил). Развивается и умение "управлять" куклой: держать ее незаметно для зрителей, правильно "вести" куклу или фигурку героя в режиссерской театрализованной игре, имитируя ходьбу, бег, прыжки, жесты и движения, символизирующие приветствия и прощание, согласие и несогласие.
Третья группа умений обеспечивает первичное освоение позиции "режиссер" в режиссерской театрализованной игре, т.е. умение создавать игровое пространство на плоскости стола, наполнять его игрушками и фигурками по своему усмотрению.
Четвертая группа позволяет ребенку овладеть основными умениями "оформителя спектакля", что подразумевает способность определять место для игры, подбирать атрибуты, вариативно использовать материалы и элементы костюмов, включаться в процесс изготовления воспитателем недостающих атрибутов для игры.
Пятая группа умений, направленная на позитивное взаимодействие с другими участниками игры, включает умение договариваться, устанавливать ролевые отношения, владеть элементарными способами разрешения конфликтных ситуаций в процессе игры.
Воспитатель должен уделять внимание развитию интереса к творчеству и импровизации в процессе придумывания содержания игры и воплощения задуманного образа с помощью разных средств выразительности. Импровизационность становится основой работы на этапе обсуждения способов воплощения образов героев и на этапе анализа результатов театрализованной игры. Детей подводят к идее о том, что одного и того же героя, ситуацию, сюжет можно показать по-разному. Необходимо поощрять желание придумать свои способы реализации задуманного, действовать не на основе копирования взрослого или подражания другому ребенку, а в зависимости от своего понимания содержания текста.
3. Цели, задачи и содержание работы с детьми старшего дошкольного возраста
Основные направления развития театрализованной игры состоят в постепенном переходе ребенка от игры по одному литературному или фольклорному тексту к игре-контаминации, подразумевающей свободное построение ребенком сюжета, в котором литературная основа сочетается со свободной ее интерпретацией ребенком или соединяются несколько произведений; от игры, где используются средства выразительности для передачи особенностей персонажа, к игре как средству самовыражения через образ героя; от игры, в которой центром является "артист", к игре, в которой представлен комплекс позиций "артист", "режиссер", "сценарист", "оформитель", "костюмер", но при этом предпочтения каждого ребенка связаны с каким-либо одним из них, в зависимости от индивидуальных способностей и интересов; от театрализованной игры к театрально-игровой деятельности как средству самовыражения личности и самореализации способностей.
Первая - формирование положительного отношения детей к театрализованным играм. Это подразумевает углубление их интереса к определенному виду театрализованной игры, образу героя, сюжету, наличие интереса к театральной культуре, осознание причин положительного или индифферентного отношения к игре, связанного с наличием или отсутствием интереса и способности к самовыражению в театрализованной деятельности.
Новым аспектом совместной деятельности взрослого и детей становится приобщение детей к театральной культуре, т.е. знакомство с назначением театра, историей его возникновения в России, устройством здания театра, деятельностью людей, работающих в театре, яркими представителями данных профессии, видами и жанрами театрального искусства (драматический, музыкальный) кукольный, театр зверей, клоунада и пр)
В старшем дошкольном возрасте происходит углубление театралъно-игрового опыта за счет освоения разных видов игры-драматизации и режиссерской театрализованной игры. Углубление опыта игры-драматизации заключается в том, что дети становятся более активными и самостоятельными в выборе содержания игр, относятся к выбору творчески. Старшему дошкольнику наравне с образно-игровыми этюдами, играми-импровизациями, инсценированием становятся доступны самостоятельные постановки спектаклей, в том числе на основе "коллажа" из нескольких литературных произведений. Например, "Путешествие по сказкам А.С. Пушкина", "Новые приключения героев сказок Ш. Перро" и пр. Опыт режиссерской игры обогащается за счет марионеток, кукол с "живой рукой", тростевых кукол.
Усложняются тексты для постановок Их отличают более глубокий нравственный смысл и скрытый подтекст, в том числе юмористический. В театрализованной игре начинают использоваться русские народные сказки-басни о животных ("Лиса и журавль", "Заяц и еж"), произведения Л. Толстого, И. Крылова, Г.Х. Андерсена, М. Зощенко, Н. Носова.
Яркой особенностью игр детей после 6 лет становится их частичный переход в речевой план. Это объясняется тенденцией к объединению разных видов сюжетной игры, в том числе игры-фантазирования. Она становится основой или важной частью театрализованной игры, в которой реальный, литературный и фантазийный планы дополняют друг друга. Для старших дошкольников характерны игры "с продолжением". Они осваивают и новую для себя игру "В театр", предполагающую сочетание ролевой и театрализованной игры, на основе знакомства с театром, деятельностью людей, участвующих в постановке спектакля.
У детей развиваются специальные умения, обеспечивающие освоение комплекса игровых позиций.
Первая группа умений связана с совершенствованием позиции зрителя как "умного, доброго советчика".
Вторая группа предполагает углубление позиции "артист", развитие способности выражать свое отношение к идее спектакля, герою и самовыражаться с помощью комплекса средств невербальной, интонационной и языковой выразительности.
Третья группа обеспечивает становление позиции "режиссер-сценарист", что подразумевает способность воплощать свои замыслы не только собственными силами, но и организуя деятельность других детей.
Четвертая группа позволяет ребенку овладеть некоторыми умениями оформителя-костюмера, т.е. способностью обозначать место "сцены" и "зрительного зала", отбирать, творчески использовать предметы-заместители и самостоятельно изготовленные атрибуты и элементы костюмов, изготавливать афиши, приглашения и пр.
Пятая группа умений предполагает использование позитивных приемов общения со сверстниками в процессе планирования игры, по ее ходу (переход из игрового плана в план реальных отношений) и при анализе результатов театрализованной постановки.
Дети более ярко и разнообразно проявляют самостоятельность и субъективную позицию в театрализованной игре. Достигается это, в том числе, средствами стимулирования их интереса к творчеству и импровизации в процессе придумывания содержания игры и воплощения задуманного образа с помощью средств выразительности. На конкретных примерах необходимо помочь ребенку понять, что "лучшая импровизация всегда подготовлена". Подготовка достигается наличием предшествующего опыта, умением интерпретировать содержание текста и осмысливать образы героев, определенным уровнем освоения разных средств реализации своих задумок и т.д. Решение данной задачи требует предоставления детям права выбора средств для импровизации и самовыражения.
Реализация названных задач и содержания работы с детьми всех возрастных групп требует учета основных принципов организации театрализованной игры.
Важнейшим является принцип специфичности данной деятельности, объединяющей игровой (свободный, непроизвольный) и художественный (подготовленный, осмысленно пережитый) компоненты.
Принцип комплексности предполагает взаимосвязь театрализованной игры с разными видами искусства и разными видами художественной деятельности ребенка.
Согласно принципу импровизационности театрализованная игра рассматривается как творческая деятельность, что обусловливает особое взаимодействие взрослого и ребенка, детей между собой, основу которого составляют свободная атмосфера, поощрение детской инициативы, отсутствие образца для подражания, наличие своей точки зрения у ребенка, стремление к оригинальности и самовыражению.
Все названные выше принципы находят свое выражение в принципе интегративности, в соответствии с которым целенаправленная работа по развитию театрализованно-игровой деятельности включается в целостный педагогический процесс. Это предполагает, в том числе, организацию работы по театрализации с учетом этапов художественной деятельности.
Первый этап посвящен углублению художественного восприятия литературного текста (содержание, смысловой и эмоциональный подтекст и образность). Отсюда и цель работы - обогащение познавательного и эмоционального опыта по теме и идее произведения для театрализации. Ее реализация требует проведения занятий по познавательному и речевому развитию детей, а также по изобразительной и музыкальной деятельности в соответствии с содержанием литературного произведения, В совместной деятельности воспитателя и детей вне занятий проводятся ознакомление с текстом, работа по углублению восприятия (беседы, рассматривание книжных иллюстраций, слушание и анализ аудиозаписей, дидактические игры, лексические упражнения, викторины и пр). Материалы предметно-развивающей среды призваны стимулировать интерес детей к общению с книгой.
Второй этап имеет целью развитие умений передавать образы с помощью средств невербальной, интонационной и языковой выразительности. Основным методом ее реализации выступают образно-игровые этюды. Создание образа - задача сложная для дошкольников, поэтому необходима специальная работа. Углублению понимания детьми героев литературного произведения, мотивов их поступков, состояний и настроений способствуют занятия по познавательному и речевому развитию, по изобразительной и музыкальной деятельности, подвижные игры с текстами, лексические упражнения, рассматривание разных видов наглядности и т.д.
Предметно-развивающая среда должна обеспечивать самостоятельную игровую и художественную деятельность детей на основе текста.
Третий этап связан с творчеством ребенка в речевой, игровой и других видах художественной деятельности в процессе освоения игровых позиций "зритель", "артист", "сценарист-режиссер", "оформитель-костюмер". Даннай цель может реализовываться как на занятиях по изобразительной деятельности (коллективное рисование афиши; изготовление приглашений), так и в совместной деятельности воспитателя и детей. В старшей группе целесообразны углубленная работа по развитию речевого творчества и ознакомление детей с деятельностью занятых в постановке спектакля. Творчество в самостоятельной игровой и речевой деятельности стимулируется предметной средой.
Организованная таким образом работа будет способствовать тому, что театрализованная игра станет средством самовыражения и самореализации ребенка в разных видах творчества, самоутверждения в группе сверстников. А жизнь дошкольников в детском саду обогатится за счет интеграции игры и разных видов искусства, которые находят свое воплощение в театрально-игровой деятельности.
4. Классификация театрализованных игр
Существует множественность точек зрения на классификацию игр, составляющих театрально-игровую деятельность.
Предметные и непредметные игры в классификации Л.С. Фурминой. Дифференциация театрализованных игр по замыслу, по литературному тексту, по предложенным взрослым обстоятельствам Е.Л. Трусовой.
В ряде исследований театрализованные игры классифицируются по средствам изображения в зависимости от ведущих способов эмоциональной выразительности сюжета.
Театрализованную игру Л.В. Артемова делит на две группы: драматизации и режиссерские.
В играх-драматизациях ребенок-артист, самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств выразительности (интонация, мимика, пантомима), производит собственные действия исполнения роли. В игре-драматизации ребенок исполняет какой-либо сюжет, сценарий которого заранее существует, но не является жестким каноном, а служит канвой, в пределах которой развивается импровизация. Импровизация может касаться не только текста, но и сценического действия.
Игры-драматизации могут исполняться без зрителей или носить характер концертного исполнения. Если они разыгрываются в обычной театральной форме (сцена, занавес, декорации, костюмы и т.д.) или в форме массового сюжетного зрелища, их называют театрализациями.
Виды драматизации: игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки.
Драматизации основываются на действиях исполнителя, который может использовать куклы.
Л.В. Артемова выделяет несколько видов игр-драматизаций дошкольников.
Игры-драматизации с пальчиками. Атрибуты ребенок надевает на пальцы. Он «играет» за персонажа, изображение которого находится на руке. По ходу разворачивания сюжета действует одним или несколькими пальцами, проговаривая текст. Можно изображать действия, находясь за ширмой или свободно передвигаясь по комнате.
Игры-драматизации с куклами бибабо. В этих играх на пальцы руки надевают куклы бибабо. Они обычно действуют на ширме, за которой стоит водящий. Таких кукол можно изготовить самостоятельно, используя старые игрушки.
Импровизация. Это разыгрывание сюжета без предварительной подготовки.
В традиционной педагогике игры-драматизации относят к творческим, входящим в структуру сюжетно-ролевой игры.
В режиссерской игре ребенок не является действующим лицом, действует за игрушечный персонаж, сам выступает в роли сценариста и режиссера, управляет игрушками или их заместителями. Эту самостоятельность в придумывании сюжета считают особенно важной для дальнейшего формирования игры и воображения. «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Преобладающими средствами выражения в этих играх являются интонация и мимика, пантомима ограничена, поскольку ребенок действует с неподвижной фигурой или игрушкой.
Важная особенность этих игр состоит в переносе функции с одного объекта реальности на другой. Их сходство с режиссерской работой в том, что ребенок придумывает мизансцены, т.е. организует пространство, сам исполняет все роли или просто сопровождает игру «дикторским» текстом.
В этих играх ребенок-режиссер приобретает умение «видеть целое раньше частей», которое, согласно концепции В.В. Давыдова, является основной особенностью воображения как новообразования дошкольного возраста.
Режиссерские игры могут быть групповыми: каждый ведет игрушки в общем сюжете или выступает как режиссер импровизированного концерта, спектакля. При этом накапливается опыт общения, согласования замыслов и сюжетных действий.
Л.В. Артемова предлагает классификацию режиссерских игр в соответствии с разнообразием театров (настольный, плоскостной, бибабо, пальчиковый, марионеток, теневой, на фланелеграфе и др.).
Настольный театр игрушек. Используются игрушки, поделки, которые устойчиво стоят на столе и не создают помех при передвижении.
Настольный театр картинок. Персонажи и декорации – картинки.
Их действия ограничены. Состояние персонажа, его настроение передается интонацией играющего. Персонажи появляются по ходу действия, что создает элемент сюрпризности, вызывает интерес детей.
Стенд-книжка. Динамику, последовательность событий изображают при помощи сменяющих друг друга иллюстраций. Переворачивая листы стенда-книжки, ведущий демонстрирует различные сюжеты, изображающие события, встречи.
Фланелеграф. Картинки или персонажи выставляются на экран.
Удерживает их фланель, которой затянуты экран и оборотная сторона картинки. Вместо фланели на картинки можно приклеивать кусочки бархатной или наждачной бумаги. Рисунки подбираются вместе с детьми из ста/рых книг, журналов или создаются самостоятельно.
Теневой театр. Для него необходим экран из полупрозрачной бумаги, черные плоскостные персонажи и яркий источник света за ними, благодаря которому персонажи отбрасывают тени на экран. Изображение можно получить и при помощи пальцев рук. Показ сопровождается соответствующим звучанием.
Игра-драматизация рассматривается в рамках театрализованных игр как входящая наряду с режиссерской игрой в структуру сюжетно-ролевой игры. Однако режиссерская игра, включая такие составляющие, как воображаемая ситуация, распределение ролей между игрушками, моделирование реальных социальных отношений в игровой форме, является онтогенетически более ранним видом игр, чем сюжетно-ролевая, так как для ее организации не требуется высокого уровня игрового обобщения, необходимого для сюжетно-ролевой игры.
5. Методика руководства театрализованными играми
Театрализованные игры в дошкольном возрасте так или иначе основаны на разыгрывании сказок - способом познания мира ребенком. Русская народная сказка радует детей своим оптимизмом, добротой, любовью ко всему живому, мудрой ясностью в понимании жизни, сочувствием слабому, лукавством и юмором при этом формируется опыт социальных навыков поведения, а любимые герои становятся образцами для подражания. Ребенок получает роль одного из ее героев, приобщается к культуре своего народа, непроизвольно впитывает то отношение к миру, которое дает силу и стойкость в будущей жизни.
Методика объяснения ребенку задания "Запишем сказку" дана в книге "Чего на свете не бывает?".
Приведем примеры педагогических ситуаций, разрешаемых с помощью театральной деятельности.
1. «Погружение в сказку» при помощи «волшебных вещей» из сказки. Создание воображаемой ситуации. Например, посмотреть на вещи, стоящие в группе, используя «волшебный ритуал» (зажмурить глазки, вдохнуть, с выдохом открыть глазки и осмотреться) или «волшебные очки». Затем привлечь внимание детей к какой-либо вещи: скамейка (Не с нее ли упало яичко?), миска (Может в этой миске испекли Колобок?) и т.д. Затем детей спрашивают, узнали ли они из какой сказки эти вещи.
2. Чтение и совместный анализ сказок. Например, проводится беседа, направленная на знакомство с эмоциями и чувствами, затем – выделение героев с различными чертами характера и идентификация себя с одним из персонажей. Для этого во время драматизации дети могут смотреться в «специальное» зеркало, которое позволяет видеть себя в различные моменты театрализованной игры и с успехом используется при проигрывании перед ним различных эмоциональных состояний.
3. Проигрывание отрывков из сказки, передающих различные черты характера, с параллельным объяснением или разъяснением воспитателем и детьми нравственных качеств и мотивов действий персонажей.
4. Режиссерская игра (со строительным и дидактическим материалом).
5. Рисование, раскрашивание наиболее ярких и эмоциональных для детей событий из сказок с речевым комментированием и объяснением личностного смысла изображаемых событий.
6. Словесные, настольно-печатные и подвижные игры, направленные на усвоение нравственных правил и постановку нравственных задач в свободной деятельности детей после занятия.
Если необходимо ввести проблемные игровые ситуации, то театрализованные игры могут проводиться в двух вариантах: с изменением сюжета, сохранив образы произведения или с заменой героев, сохранив содержание сказки.
В процессе работы над ролью рекомендуется:
- составление словесного портрета героя;
- фантазирование по поводу его дома, взаимоотношений с родителями, друзьями, придумывание его любимых блюд, занятий, игр;
- сочинение различных случаев из жизни героя, не предусмотренных инсценировкой;
- анализ придуманных поступков;
- работа над сценической выразительностью: определение целесообразных действий, движений, жестов персонажа, места на сценической площадке, мимики, интонации;
- подготовка театрального костюма;
- использование грима для создания образа.
Правила драматизации (по Р. Калининой)
Правило индивидуальности. Драматизация – это не просто пересказ сказки, в ней нет строго очерченных ролей с заранее выученным текстом.
Дети переживают за своего героя, действуют от его имени, привнося в персонаж свою личность. Именно поэтому герой, сыгранный одним ребенком, будет совсем не похож на героя, сыгранного другим ребенком. Да и один и тот же ребенок, играя во второй раз, может быть совсем другим.
Проигрывание психогимнастических упражнений на изображение эмоций, черт характера, обсуждение и ответы на вопросы взрослого являются необходимой подготовкой к драматизации, к «проживанию» за другого, но по-своему.
Правило всеобщего участия. В драматизации участвуют все дети.
Если не хватает ролей для изображения людей, зверей, то активными участниками спектакля могут стать деревья, кусты, ветер, избушка и т.д., которые могут помогать героям сказки, могут мешать, а могут передавать и усиливать настроение главных героев.
Правило свободы выбора. Каждая сказка проигрывается неоднократно. Она повторяется (но это будет каждый раз другая сказка – см. правило индивидуальности) до тех пор, пока каждый ребенок не проиграет все роли, которые он хочет.
Правило помогающих вопросов. Для облегчения проигрывания той или иной роли после знакомства со сказкой и перед ее проигрыванием необходимо обсудить, «проговорить» каждую роль. В этом вам помогут вопросы: что ты хочешь делать? Что тебе мешает в этом? Что поможет сделать это? Что чувствует твой персонаж? Какой он? О чем мечтает? Что он хочет сказать?
Правило обратной связи. После проигрывания сказки проходит ее обсуждение: Какие чувства ты испытывал во время спектакля? Чье поведение, чьи поступки тебе понравились? Почему? Кто тебе больше всего помог в игре? Кого ты хочешь теперь сыграть? Почему?
Атрибутика к драматизациям. Атрибутика (элементы костюмов, маски, декорации) помогает детям погрузиться в сказочный мир, лучше почувствовать своих героев, передать их характер. Она создает определенное настроение, подготавливает маленьких артистов к восприятию и передаче изменений, происходящих по ходу сюжета. Атрибутика не должна быть сложной, дети изготавливают ее сами.
Особенности организации театрализованных игр в разных возрастных группах и руководство ими
Каждый персонаж имеет несколько масок, ведь в процессе развертывания сюжета эмоциональное состояние героев неоднократно меняется (страх, веселье, удивление, злость и т.д.) При создании маски важным оказывается не портретное сходство ее с персонажем (насколько точно, например, нарисован пятачок), а передача настроения героя и нашего отношения к нему.
Правило мудрого руководителя. Соблюдение и сопровождение педагогом всех перечисленных правил драматизации, индивидуальный подход к каждому ребенку. Развитие театрализованных игр зависит от содержания и методики художественного воспитания детей в целом и от уровня образовательной работы в группе.
В основе руководства театрализованными играми лежит работа над текстом литературного произведения. Р.И. Жуковская советует преподносить текст произведения выразительно, художественно, а при повторном чтении вовлекать их в несложный анализ содержания, подводить к осознанию мотивов поступков персонажей.
Обогащению детей художественными средствами передачи образа способствуют этюды из прочитанного произведения или выбор любого события из сказки и его розыгрыш (зрители угадывают). Интересны этюды, в которых дети двигаются под фрагменты музыкальных произведений.
Старшие дети активно обсуждают, во что лучше играть, согласовывать свои замыслы и желания. Игра повторяется несколько раз и у каждого есть возможность попробовать себя в понравившейся роли. В старших группах договариваются о двух-трех составах «артистов».
С целью усвоения последовательности событий, уточнения образов персонажей организуется художественно-творческая деятельность: рисование, аппликация, лепка по теме произведения. Старшие дошкольники могут работать подгруппами, получают задание, например, вылепить фигурки персонажей, чтобы разыграть сказку. При этом отпадает необходимость в специальном запоминании текста.
Основная цель педагогического руководства – будить воображение ребенка, создавать условия для изобретательности, творчества детей.
6. Организация самостоятельной театрализованной деятельности и развитие творческой активности дошкольников
Изучение потенциальных возможностей ребенка в ходе художественной деятельности проводится учеными в контексте проблемы формирования детского творчества: художественно-речевого; театрализовано-игрового.
Гармоничное сочетание разных видов художественной деятельности в театрализованной игре позволяет решить задачу формирования художественного вкуса и творческой активности дошкольников.
В театральном искусстве творчество – это соединение и раскрытие драматургом, режиссером, художником, композитором и актерами художественных образов, объединенных единым замыслом. В театрализованных играх детям приходится быть и художниками, и актерами, и режиссерами, но результаты их деятельности нельзя сравнивать с результатами работы взрослых.
По мнению Л.С. Фурминой, «… творчество детей носит характер открытий для себя. И в театрально-игровой деятельности эти открытия связаны с достижением авторского замысла, с добавлением своего отношения к изображаемым явлениям. Следовательно, творчество детей просматривается в трех аспектах – создание драматургического материала, исполнение своего авторского замысла, оформление своего спектакля. Однако деятельность эта носит игровой характер и поэтому не является раз и навсегда зафиксированной, импровизационность - характерное свойство всей детской деятельности. Именно благодаря этому свойству театрализовано-игровая деятельность является активным творческим процессом».
Старшие дошкольники проявляют большой интерес к театральному искусству, что является предпосылкой развития творческих возможностей ребенка. Вместе с тем у дошкольников отсутствует опыт восприятия сценического искусства, не сформирована готовность к самостоятельной театрализованной деятельности. Лишь немногие выпускники детского сада имеют достаточный уровень представлений о театре и игровых умениях, позволяющий им организовать самостоятельную театрализованную деятельность.
Восприятие дошкольником театра и самостоятельная театрализованная деятельность - процессы, исходные точки которых различны. Последовательность восприятия сценического искусства определяется психологическими особенностями и характером восприятия ребенком этого возраста различных видов театра (восприятие различного сценического действия). Анализ истории театрального искусства, психологических особенностей восприятия, а также сравнительных характеристик театрализованной и сюжетноролевой игр показывает, что восприятие театрального искусства целесообразно начинать с наиболее простого, доступного для эмоционального отклика ребенка вида - кукольного театра.
Последовательность формирования театрализованных игр соответствует историческому развитию разных видов сценического искусства. Поэтому самостоятельная театрализованная деятельность дошкольников приближается к ролевой игре как ведущей деятельности детей этого возраста и как предпосылке индивидуального сценического действия.
Творчество детей в театрально-игровой деятельности проявляется в трех направлениях - как творчество продуктивное (сочинение собственных сюжетов или творческая интерпретация заданного сюжета), исполнительское (речевое, двигательное) и оформительское (декорации, костюмы и т.д.), которые могут объединяться.
Условия для проявления самостоятельности и творчества дошкольников в театрализованных играх следующие (по О. Солнцевой):
- содержание игр должно соответствовать интересам и возможностям детей; -
- педагогическое сопровождение строить с учетом постепенного нарастания самостоятельности и творчества ребенка;
- театрально-игровая среда должна быть динамично изменяющейся, а в ее создании принимают участие дети.
В младшем дошкольном возрасте педагог создает условия для индивидуальных режиссерских игр с помощью насыщения предметно-игровой среды мелкими образными игрушками (куколки, матрешки, звери, технические игрушки, конструкторы, мебель и др.). Участие педагога в индивидуальных режиссерских играх проявляется в разыгрывании им бытовых и сказочных ситуаций (из потешек, произведений В. Берестова, Е. Благининой и др.), показе пользования ролевой речью, звукоподражанием, втягивании ребенка в игру, подсказывании реплик, объяснении действий.
В средней группе педагог создает условия для коллективных режиссерских игр. В предметно-игровой среде кроме образных игрушек должен быть разнообразный бросовый материал (дощечки, катушки, небьющиеся пузырьки и др.), способствующий развитию воображения, способности действовать с предметами-заместителями. Организуя режиссерские игры, педагог занимает позицию помощника: просит ребенка пояснить смысл действий, побуждает к ролевой речи («Что сказал? «, «Куда пошел?), иногда выступая носителем игровых умений, показывая при помощи игрушек и предметов-заместителей фантастические истории, что помогает ребенку включиться в подобную деятельность.
Ребенку предлагаются творческие игровые задания, направленные на организацию индивидуальной или совместной режиссерской игры: завершить историю, показанную воспитателем; придумать и показать начало истории, которую продолжит воспитатель или другой ребенок.
В средней группе у ребенка развиваются способности к импровизации в режиссерских играх, которые постепенно превращаются в совместную деятельность.
Старший дошкольный возраст – период расцвета режиссерской игры, которая становится полноценной совместной деятельностью. Содержанием игр являются фантастические сюжеты, в которых реальность переплетается с событиями из мультфильмов, книг. Предметно-игровая среда для режиссерских игр конструируется на основе полифункционального игрового материала (карта-макет игрового пространства). Его использование помогает ребенку придумывать и разыгрывать события, составляющие сюжетную канву, представить сюжетную ситуацию еще до ее разыгрывания, а затем конкретизировать в процессе режиссерской игры, наполнив ее игровыми событиями. Близость структуры игрового и сказочного сюжета дает возможность использовать литературную сказку как основу для развития сюжетосложения.
На начальном этапе освоения сюжетосложения необходимо, чтобы игровой материал помогал ребенку домыслить, вообразить, опираясь на предложенную взрослым предметную ситуацию, выступал в роли «пускового механизма», способствующего разворачиванию воображения и детского творчества. Педагог выступает как создатель проблемно-игровых ситуаций, направляющих замыслы режиссерской игры. Опора делается на опыт детей, который активизируется при помощи содержания и структуры материала, а также постановки «сказочной» игровой проблемы, требующей разрешения.
Педагог, не принимая непосредственного участия в игре, лишь направляет замыслы детей вопросами: «Что было дальше? Кого они встретили? Что с ними случилось? «. Его позицию можно определить как помощник в реализации детьми игровых замыслов.
Развитие воображения позволяет дошкольнику занять особую внутреннюю позицию, предоставляющую ему возможность самостоятельно задать предметные отношения, создать собственный сюжет и реализовать его. Дети создают игровые образы, используя речевые обороты, интонации, типичные для героя, действуя в соответствии с характером персонажа.
Организации игр предшествует общий замысел. Каждый придумывает кусочек сюжета к выбранной теме. Задача педагога – научить детей согласовывать замыслы. Это требует от него установления связей между событиями, придуманными разными детьми. Он обращает внимание на то, что сочинять интересно когда каждый продолжает часть истории, придуманную другими. Педагог выступает как носитель умения проигрывать часть сюжета на основе приема «как будто».
В старшем дошкольном возрасте ярко проявляются индивидуальные особенности игрового творчества каждого ребенка.
У детей - «сочинителей» творческие проявления связаны прежде всего с созданием игровых сюжетов, с осуществлением игры в речевом плане и воображении. Они рано переходят к фантазированию.
Дети-»исполнители» проявляют игровое творчество в реализации замыслов при создании образов игровых персонажей, используя мимику, жест, речевую интонацию, комментирующую и оценочную речь.
Дети-»режиссеры» максимально проявляют себя в игровом организационном общении, выступая посредниками в разрешении спорных ситуаций и конфликтов, «дирижируя» замыслами игроков, способствуя их согласованию.
Эффективность детской театрализованной деятельности и создание оригинальных сценических образов обусловлены степенью готовности дошкольника к ним.
Готовность к театрализованной деятельности ребенка определяется как система знаний и умений, обеспечивающих возможность совместной деятельности по созданию спектакля и комфортность ребенка на всех ее этапах. Эта система включает: знания об искусстве театра и эмоционально-положительное отношение к нему; умения, позволяющие дошкольнику создать образ в соответствии со сценической задачей; умение строить сценический образ действующих лиц; практические умения по осуществлению собственной сценической деятельности.
Педагогическое сопровождение театрализованных игр направлено на сохранение самостоятельности игры и пробуждение игрового творчества, желания совместно придумывать сюжеты, ролевые диалоги и элементы предметно - игровой среды. Педагог стремиться пробудить у ребенка способность к импровизации, насыщению сюжетов оригинальными событиями, сочетающими реальные и фантастические элементы.
Литература
1. Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание, 2005. -№4.
2. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду. -М., 2003.
3. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. - М., 1990.
4. Ботнарь В.Д., Суслова Э.К. Игры-драматизации – основа знаком-ства с культурой других народов // Дошкольное воспитание. – 1994. - № 3.
5. Взаимодействие искусств в педагогическом процессе / Под ред.В.С. Клюева, Н.А. Яковлева. – М., 1989.
6. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1991.
7. Давыдов В.Г. От детских игр к творческим играм и драматиза-циям // Театр и образование: Сб. научных трудов. -М. 1992.
8. Доронова Т.Н. Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной деятельности // Ребенок в детском саду. – 2001. - №2.
9. Ерофеева Т.И. Игра-драматизация // Воспитание детей в игре. – М., 1994.
10. Запорожец А.В. Психология восприятия сказки ребенком-дошкольником // Избранные психологические труды: В 2т. – М., 1986. – Т.1
11. Зверева О.Л. Игра-драматизация // Воспитание детей в игре. - М., 1994.
12. Игра дошкольника / Под ред. С.Л. Новоселовой. – М., 1989.
13. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. -М.: Академия, 2000.
14. Куцакова Л.В., Мерзлякова С.И. Воспитание ребенка-дошкольника. -М. 2004.
15. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. - М., 1982.
16. Неменова Т. Развитие творческих проявлений детей в процессе театрализованных игр // Дошкольное воспитание. – 1989. - №1.
17. Петрова Т.И. Театрализованные игры в детском саду. – М., 2000.
18. Реуцкая Н.А. Театрализованные игры дошкольников // Игра дошкольника / Под ред. С.Л. Новоселовой. - М., 1989. .
19. Экки Л. Театрально-игровая деятельность // Дошк. воспитание, 1991. - №7.
- Авиация и космонавтика (327)
- Административное право (149)
- Арбитражный процесс (29)
- Архитектура (130)
- Астрология (4)
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
«Создание условий для развития речи
дошкольников в ДОУ в соответствии с ФГОС»
Подготовила воспитатель Кобазова И.Е.
Дошкольный возраст, как известно, период интенсивного развития ребенка, а своевременное овладение правильной речью, в том числе и активное пользование ею, является одним из основных условий нормального психофизического развития ребёнка, формирования полноценной личности, подготовки к обучению в школе.
Речь – это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям, способности к познанию самоорганизации, саморазвитию и к построению личности, своего мира через диалог с другими людьми.
Чтобы ребёнок своевременно и качественно овладел устной речью, необходимо, чтобы он пользовался ею как можно чаще, вступая в контакт со сверстниками и со взрослыми, т.е. обладал определенной речевой активностью. При нормальном становлении речи этот процесс протекает незаметно, сам собой, а педагогически правильная организация жизни и общения детей позволяет ускорить формирование речевой активности.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования развитие речи выделено в отдельную образовательную область и включает в себя:
- владение речью как средством общения и культуры;
- обогащение активного словаря;
- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речью;
- развитие речевого творчества;
- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
Знакомство с книжной культурой, детской литературой;
- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Однако динамический анализ практической ситуации за последние несколько лет свидетельствуют о ежегодном увеличении количества дошкольников с речевыми нарушениями. В связи с этим встает вопрос создания оптимальных условий для полноценного развития детей.
Создание условий для полноценного развития детей предусматривает:
- создание развивающей предметно-пространственной среды;
- целенаправленная работа над речевым развитием детей во всех видах детской деятельности;
- развитие речи детей во время общения взрослых и детей.
- участие родителей в речевом воспитании.
К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, он усвоит их на лету».
Насыщая групповое пространство, необходимо позаботиться в первую очередь о том, чтобы дети в группе могли удовлетворить свои важные жизненные потребности в движении, познании, общении со взрослыми и сверстниками. Группы должны оснащены современным игровым оборудованием, наглядными игровыми и демонстрационными материалами, обеспечивающими более высокий уровень познавательного развития детей и провоцирующий речевую активность. С целью создания эффективно развивающей предметно-пространственной среды в детском саду нужно оформлять речевые уголки, включающие в себя: пособия для проведения артикуляционных упражнений, комплекса пальчиковых игр, игрушки для развития дыхания, тематические альбомы, игры для обогащения словарного запаса, формирования связной речи, развитие фонематического слуха и мелкой моторики.
Образовательный процесс нужно организовать таким образом, чтобы обеспечить детям потребность в получении новых знаний. Проблемно-игровые развивающие ситуации, литературные викторины, видеофильмы, слайды – все это побуждает детей к самостоятельному добыванию информации, стремлению узнать и поделиться своими знаниями с другими.
Организационный таким образом педагогический процесс позволяет сделать результат речевой деятельности ребёнка предметом обсуждения и оценки. Это способствует развитию самооценки и повышению социального статуса ребенка в группе сверстников.
Наряду с обогащением словарного запаса, овладением сложными речевыми формами, не менее важна задача развивать умение ребёнка отбирать и использовать те средства, которые соответствуют поставленной цели и содержанию речевой деятельности, отражать не только тему и содержание рассказа, но и его настроение. Например: «Придумай сказку», «Расскажи смешную историю», «Сказка о доброй Бабе-Яге» и т.д. В процессе рассказывания в соответствии с характеристикой рассказа, ребёнок отбирает необходимые ему средства речевой деятельности.
В работе с детьми необходимо использовать весь спектр педагогических методов и приёмов.
Наглядный метод: наблюдения в природе, в быту, рассматривание картин, иллюстраций.
Словесный метод: чтение и рассказывание детям художественных произведений, заучивание стихов, беседы на различные темы без опоры на наглядный материал.
Например: «Расскажи, как провёл выходные дни», «Как провёл день рождение».
Практический метод: дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки.
Таким образом, должна проводиться систематическая работа по формированию речи дошкольников, но ни одна, даже самая лучшая развивающая программа не может дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не созданы условия для привлечения родителей к участию в образовательно-воспитательном процессе. Организация работы с родителями, направленной на формирование правильного речевого воспитания ребенка в семье, является необходимым условием при создании единого речевого пространства в ДОУ. Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития ребёнка в семье осуществляется через различные формы: оформление информационных стендов, консультации, проведение конкурсов, индивидуальная работа с родителями, показ открытой непосредственно образовательной деятельности для родителей, совместное изготовление игр и пособий по развитию речи.
Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируются позиции педагогов и родителей.
Список используемой литературы:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12. 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступившими в силу с 01.09.2016 г.).
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» №1155 от 17.10.2013 г.
3. Письмо Министерства образования и науки РФ от 28 февраля 2014 г. N 08-249 "Комментарии к ФГОС дошкольного образования"
4. «Организация развивающей предметно – пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования». Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста. О.А. Карабанова и др.
Предварительный просмотр:
МБДОУ
«Большеуринский детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития детей»
Рекомендация для молодых воспитателей (родителей).
Тема: Театр в жизни детей раннего возраста.
Воспитатель: Кобазова Ирина Евгеньевна.
Знакомство детей с миром театра начинается с кукольного, как наиболее близкого детям раннего возраста.
Основными требованиями к организации театрализованной деятельности в раннем возрасте являются: разнообразие и содержательность тематики соответствующая данному возрасту; постоянное, ежедневное включение театрализованных игр в жизнь ребёнка, т. е. во все формы организации педагогического процесса; формирование интереса, к театрализованным играм, постоянно расширяя игровой опыт, поощряя и развивая стремление детей к театрально-игровой деятельности; взаимодействие детей с взрослыми.
Использование театрализации в разных видах деятельности педагогического процесса: в режимных моментах, например, в воспитании КГН (культурно- гигиенических навыков) персонаж - кукла покажет, как правильно мыть руки, пользоваться полотенцем; во время еды к ним в гости приходит Бабушка – Ложечка из театра «Ложковый театр» и показывает, как правильно держать ложку, пользоваться салфеткой.
Использование персонажей – игрушек в адаптационный период:
- куклы отвлекают детей,
- помогают им расслабиться,
- снять напряжение,
- вызывают у детей положительные эмоции.
Использование персонажей - игрушек, как сюрпризные моменты во время занятий; для организации сюжетно - ролевых, подвижных игр.
Настольный театр помогает учить координировать движения рук и глаз, сопровождать движения пальцев речью. Выражать свои эмоции посредством мимики и речи. Он прост и доступен, не требует определённых умений, дети сами действуют с игрушками - персонажами, охотно перевоплощаются в действующих персонажей (Собака Жучка, кошка, мышка и т. д., пытаются передать характер героя) мимикой, изменяя интонацию, повторяют запомнившиеся фразы.
Однако дети в этом возрасте не могут развить и обыграть весь сюжет, так как не достаточен опыт игровых действий. Для расширения игрового опыта необходимо использовать индивидуальную работу с детьми, знакомя детей с разнообразными видами театров, так же разыгрывая небольшие представления.
С помощью театрализованной деятельности малыши учатся внимательно слушать, понимать, запоминать, действовать с предметами - игрушками, узнавать их свойства, осваивают мимику, учатся сочувствовать, отличать хорошее от плохого.
При игре в кукольный театр невозможно играть молча. Ведь ребёнок становиться и актёром, и режиссёром, и сценаристом своего спектакля. Он придумывает сюжет, проговаривает его, озвучивает героев, проговаривает их переживания.
Театр рукавичек: надев на руку рукавичку - персонаж ребёнок пытается словом, интонацией, выражением лица, жестикуляцией оживить его, дать ему настроение, характер.
Театр картинок (фланелеграф): фланелеграф предназначен специально для того, чтобы дети не только слушали сказку, но и видели её героев. Маленькие дети очень любят смотреть картинки в книгах, но если картинки показать двигающими, действующими, они получать ещё большее удовольствие.
Самый любимый театр детей раннего возраста - пальчиковый театр.
Уникальность этого театра в том, что маленькие куколки – герои несут в себе творческую энергию и отражают частичку сердца, которая передаётся малышу. Мир пальчиковых кукол – волшебный мир, в котором ребёнок радуется, играя, познаёт мир, и всё окружающее его пространство.
Знакомство с театром пальчиковых кукол начинается с формирования умений детей управлять движениями собственных пальцев, а чуть позже обучаются элементарным действиям с куклами. Большое чудо оживает в крошечных детских ручках: пальчик - персонаж начинает шевелиться, танцевать, подпрыгивать, создается ощущение того, что он – живой актёр.
Так незаметно для себя малыши становятся более раскрепощёнными, самостоятельными у них зарождается интерес к миру прекрасного. И главное, они раскрывают свое «Я» благодаря ему, главному психотерапевту – его величеству Театру.
Уважаемые коллеги! Занимаясь с детьми театром, вы сделаете жизнь воспитанников интересной и содержательной, наполняя её яркими впечатлениями и радостью творчества. Помните! Театр в детском саду научит ребёнка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит желание нести в жизнь прекрасное и доброе.
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей группы раннего возраста.
Тема:
«Развитие речи детей раннего возраста через театрализованную деятельность»
Кобазова И.Е.
Театрализованная деятельность помогает решать одну из важнейших задач развития речи - развитие диалога у детей. В процессе театральной деятельности незаметно активизируется словарь ребёнка, формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь, её грамматический строй. Используемая роль, произносимые реплики ставят ребёнка перед необходимостью понятно и четко изъяснятся.
Через образы, краски, звуки дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии. Работа над образом заставляет их думать, анализировать, делать выводы и обобщение. В ходе освоения театрализованной деятельности происходит совершенствование речи, активизируется словарь ребёнка и звуковая культура речи, её интонационный строй. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социального поведения ребенка т. к. каждое литературное произведение имеет нравственную направленность.
Посредством театрализованной деятельности с детьми достигаются следующие задачи:
• повышается речевая активность, приобретается навык построения диалога.
• развиваются речевые контакты ребёнка с взрослыми и детьми.
• формируется культура речи при ведении диалога, умение слушать других людей.
Театрализованная деятельность с детьми осуществляется следующими формами работы:
• Поиск выразительных средств
• Игровые движения
• Работа над моторикой рук
• Выразительное чтение
• Мимика
• Чистоговорки
• Подвижные, речевые игры с персонажами сказок
• Рассказ с инсценировкой
(прочтение сказки взрослым, подсказывание нужных реплик детьми, непосредственно инсценировка).
В домашней среде театрализованная деятельность реализуется, в том числе, через семейные спектакли, совместные драматизации любимых сказок.
Поэтому очень важно участие каждого из родителей, членов семьи в обеспечении вовлечения ребёнка в театрализованную деятельность.
Предварительный просмотр:
МБДОУ
«Большеуринский детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития детей»
Консультация для родителей.
Тема: «Особенности развития речи детей раннего возраста»
Подготовила воспитатель
Кобазова И.Е.
д. Малая Уря.
2020 г.
Ранний возраст очень значимый для речевого развития ребёнка. Он обладает огромными возможностями для формирования основ будущей взрослой личности. В раннем детстве темпы речевого развития значительно выше, чем в последующие годы. Задачи родителей в этот период: помочь детям овладеть родным языком, накопить значительный запас слов, научить произносить звуки.
Чем больше родители будут разговаривать с ребёнком, тем лучше он будет развиваться. Внимание к ребёнку положительно влияет на повышение уровня его интеллекта. Обращённая речь является основным стимулом развития мозга в раннем возрасте.
Ребёнок хорошо понимает обращённую к нему речь и содержание сказок.
У ребёнка раннего возраста возрастает потребность в общении и сверстниками. Ребёнок понимает простые вопросы, например, «Где лежит мяч?», «Куда мы положили игрушки?» … Интерес к окружающим предметам побуждает его обращаться к взрослым с вопросами типа: «Что это?», «Зачем?», «Куда?».
Словарный запас увеличивается в 3 – 4 раза. Ребёнок знает названия многих предметов: игрушек, посуды, одежды, то есть тех предметов, которые находятся в ближайшем окружении. Ребёнок начинает пользоваться глаголами, прилагательными, обозначающими не только размеры предметов, но и их цвет, форму, качество, например, красный, зелёный, круглый, длинный, зелёный…
Речь детей к концу третьего года жизни характеризуется появлением сложных предложений. Ребёнок воспринимает простые по содержанию и небольшие по объёму сказки, может отвечать на некоторые по прочитан- ному. «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок», «Теремок», «Волк и семеро козлят» - эти произведения доступны пониманию детей раннего возраста, но при пересказе они способны лишь договаривать за взрослыми отдельные слова, либо группы слов. Небольшие тексты, многократно прочитанные, малыши почти полностью запоминают наизусть, самостоятельно же построить связный пересказ они, как правило, не могут, хотя некоторые дети к концу третьего года легко справляются и с таким заданием.
Возраст от 0 до 3 лет – сензитивный период речевого становления – период наиболее чувствительный к воздействию, будь – то воспитание или развитие. Развитие речи ребёнка тесно связано с его общим психическим развитием. Занимаясь развитием речи, мы способствуем интеллектуальному развитию.
Чтобы речь малыша развивалась полноценно, необходимы соответствующие условия. Речь возникает при наличии определённых биологических предпосылок и, прежде всего нормального созревания и функционирования центральной нервной системы. Однако, речь является важнейшей социальной функцией, поэтому для её развития одних биологических предпосылок недостаточно. Потребность в общении формируется в жизненной практике взаимодействия ребёнка с окружающими людьми.
Очень важно, чтобы в семье для ребёнка были созданы такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения со взрослыми, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился правильно строить предложения, чётко произносить звуки, интересно рассказывать.
Предлагаю вашему вниманию рекомендации по стимулированию речи детей раннего возраста.
«Разговор с самим собой»
Когда малыш находится недалеко от вас, начните говорить вслух о том, что видите, слышите, думаете, чувствуете. Говорить нужно медленно (но, не растягивая слова) и отчётливо, короткими простыми предложениями – доступными восприятию ребёнка. Например, «Где чашка?», «Я вижу чашку», «Чашка стоит на столе», «В чашке чай», «Я буду пить чай».
«Параллельный разговор»
Этот приём отличается от предыдущего тем, что вы описываете все действия ребёнка: что он видит, слышит, чувствует, трогает. Используя «параллельный разговор», вы как бы подсказываете ребёнку слова, выражающие его опыт, слова, которые впоследствии он начнёт использовать самостоятельно.
«Провокация, или искусственное непонимание ребёнка»
Этот приём помогает ребёнку освоить ситуативную речь и состоит в том, что взрослый не спешит проявить свою понятливость. Например, если малыш показывает на полку с игрушками, просительно смотрит на вас и вы хорошо понимаете, что нужно ему в данный момент. Попробуйте дать ему не ту игрушку. Конечно же, первой реакцией ребёнка будет возмущение вашей непонятливостью, но это будет и первым мотивом, стимулирующим малыша назвать нужный ему предмет. При возникновении затруднения подскажите малышу: «Я не понимаю, что ты хочешь: кошку, куклу или машинку?» В подобных ситуациях ребёнок охотно активизирует свои речевые возможности, чувствуя себя намного сообразительнее взрослого. Этот приём эффективен не только для называния предметов, но и словесного обозначения действий, производимых с ними.
«Распространение»
Продолжайте и дополняйте всё сказанное малышом, но не принуждайте его к повторению – вполне достаточно того, что он вас слышит. Например, Ребёнок: «Суп». Взрослый: «Овощной суп очень вкусный», «Суп едят ложкой» … Отвечая ребёнку распространённым предложением с использованием более сложных языковых форм и богатой лексики, вы постепенно подводите его к тому, чтобы ребёнок заканчивал свою мысль и, соответственно, готовите почву для овладения контекстной речью.
«Приговоры»
Использование игровых песенок, потешек, приговоров в совместной деятельности с детьми доставляет им огромную радость. Сопровождение действий ребёнка словами способствует непроизвольному обучению его умения вслушиваться в звуки речи, улавливать её ритм, отдельные звукосочетания и постепенно проникать в их смысл. Немаловажное значение фольклорных произведений состоит в том, что они удовлетворяют потребность малыша в эмоциональном и тактильном (прикосновения и поглаживания) контакте со взрослыми. Большинство детей по своей природе – кинестетики: они любят, когда их гладят, прижимают к себе, держат за руки.
Устное народное творчество как раз и способствует насыщению потребности в ласке, в физическом контакте.
«Выбор»
Предоставляйте возможность выбора своему ребёнку. Формирование ответственности начинается с того момента, когда ребёнку позволено играть активную роль в том, что касается лично его. Осуществление возможности выбора порождает у ребёнка ощущение собственной значимости и самоценности. («Ты хочешь играть с куклой или медвежонком?», «Тебе налить полстакана молока или целый стакан?»)
«Игры с природным материалом»
Огромное влияние на рост речевой и познавательной активности ребёнка оказывают разнообразие и доступность объектов, которые он время от времени может исследовать: смотреть, трогать, пробовать на вкус, экспериментировать… (ребёнок рвётся к песку, воде, глине). В «возне» с ними заключён большой смысл: ребёнок занят делом, он знакомится с материалом, изучает его свойства…
«Продуктивные виды деятельности»
На ранней стадии речевого развития ребёнок овладевает самыми разнообразными языками, заменяющими слова – жестикуляцией, мимикой, звукоподражанием. Более доступными являются продуктивные виды деятельности: лепка, рисование, аппликация. Они развивают не только речевые способности ребёнка, но и сенсорные, которые имеют особое значение в формировании мыслительной деятельности. Старайтесь любой рисунок ребёнка превратить в рассказ, а рассказ – в рисунок, к которому нужно неоднократно возвращаться, «прочитывать», дополнять. Когда таких рассказов и рисунков наберётся достаточное количество, можно сшить их в книжку и «читать» своим друзьям и родственникам.
«Замещение»
«Представь, что…» - эти слова наполнены для ребёнка притягательной силой. В этом возрасте ребёнок с удовольствием представляет, что кубик – пирожок, коробка из – под обуви – домик…В этом возрасте детям очень нравятся игры – пантомимы, игры – имитации, которые активизируют наблюдательность и любознательность ребёнка. Вовлечь ребёнка можно в игру вопросом – предложением: «Угадай, что я сейчас делаю?» Начинайте с простых действий: причёсываться, чистить зубы, наливать сок в чашку…
«Ролевая игра»
Этот вид детской деятельности только ещё формируется.
Например, игра в телефон, когда ребёнок, используя игрушечный аппарат, может звонить маме, папе…Такая игра стимулирует речевое развитие ребёнка, формирует уверенность в себе, повышает функцию общения. Поощеряйте склонность детей к подражанию – это развивает внимательность к деталям, осознание прямого и переносного смысла слов.
«Музыкальные игры»
Значение музыкальных игр в речевом развитии ребёнка трудно переоценить. Дети с удовольствием подпевают, обожают музыкальные инструменты, игры, типа, «Каравай», «По кочкам» … Поощряйте желание ребёнка двигаться под музыку, подпевать. Ничего страшного в том нет, что ребёнок проговаривает только окончания или последние слова. Впоследствии ребёнок начнёт пропевать небольшие песенки целиком; помогайте ему, пойте вместе с «главным исполнителем». Ребёнок танцует и поёт о том, что видит вокруг, слышит, придумывает собственные песни и мелодии – так рождается творец!
Очень важно помнить о том, что речь взрослого является образцом для речи ребёнка!
Поэтому, чем больше ребёнок будет общаться с взрослым и сверстниками, тем быстрее и качественнее будет развиваться его речь.
Речь взрослого должна быть:
- чёткой, неторопливой;
- доступной для понимания малыша, то есть не перегруженной труднопроизносимыми словами и сложными предложениями;
- грамотной, не содержащей лепетных слов и искажений звукопроизношения.
Таким образом, чем чаще родители будут разговаривать с ребёнком, разумеется, не переутомляя его, и доступным, правильным языком, рассказывать ему сказки, разучивать вместе с ним стихотворения, потешки, играть, тем скорее он овладеет правильной речью!
Предварительный просмотр:
План работы по самообразованию
на 2019– 2020 учебный год
Кобазова И.Е.
Тема: «Развитие речи детей дошкольного возраста, через театрализованную деятельность»
Дата начала работы над темой: сентябрь 2019г.
Предполагаемая дата окончания работы: май 2020г.
Цель: создание условий для успешного развития речи детей через театрализованную деятельность.
Актуальность.
Изучение родного языка начинается с раннего возраста в семье и совершенствуется уже в дошкольном учреждении. В настоящее время речь ребёнка является актуальной проблемой. В наше время, где телевизор, компьютер заменили живое общение детей, речь перестала быть эффективным средством коммуникации. А ясная и правильная речь — это залог продуктивного общения, уверенности, успешному обучению в школе.
Дошкольный период – период интенсивного развития речи детей. Одним из продуктивных направлений работы в дошкольном учреждении по развитию речи признана театрализованная деятельность. Она выступает как специфический вид детской активности и является одним из самых любимых видов творчества детей, так как помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость, позволяет развивать память, внимание, воображение, инициативность, самостоятельность, речь. Театрализованные игры детей способствуют активизации разных сторон речи детей: словаря, грамматического строя, совершенствованию звуковой стороны речи, диалогической речи.
Театрализованная деятельность способствует всестороннему развитию личности, умеющей творчески мыслить, самостоятельно принимать решения и находить выход из сложившихся ситуаций; проявлению таланта, формированию нравственных позиций по отношению к сверстникам и старшим, а значит, облегчает вхождение ребёнка в сложный социальный мир.
.
Месяц | Формы работы | ||
с детьми | с педагогами | ||
сентябрь | Провести диагностику детей по развитию речи с целью выявления уровня сформиро-ванности речевых навыков и умений. | Консультация для педагогов ДОУ «Сказкотерапия» на занятиях по развитию речи». | |
октябрь | - Осенний театрализованный праздник. - Настольный театр «Лиса и кувшин». | Консультация «Игры и упражнения для развития речи детей» | |
ноябрь | Пересказ рассказов «Лесной голосок» Г.Скребицкого; «Осень под водой» Н.Сладкова; «Пушок» Г.Скребицкого. | Консультация для воспитателей на тему: «Развитие связной речи через театрализованную деятельность» | |
декабрь | Работа по составлению рассказов по сюжетным картинкам из художественной литературы. | Квартальный отчет в виде презентации | |
январь | Работа с загадками. Составление загадок. | Консультация для педагогов. Тема «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста» | |
февраль | Работа над развитием речи через театральную деятельность. Инсценирование сказок: «Репка», «Колобок». | Консультация для воспитателей "Создание условий для развития речи дошкольников в ДОУ в соответствии с ФГОС" | |
март | Работа над интонацией, дикцией, выразительностью речи во время заучивания стихотворений. | Отчет в виде презентации | |
апрель | Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий; | Консультации для родителей: - «Рекомендации педагогам и родителям». | |
май | - Инсценировка по сказке С.Я. Маршака «Кошкин дом». | Отчет о проделанной работе по самообразованию-презентация |