Работа с родителями
Совместная работа с родителями является неотъемлемой частью всего педагогического процесса и осуществляется в соответствии с планом работы методической службы ДОУ через разнообразные формы сотрудничества: участие в родительских собраниях, «Круглые столы», проведение групповых консультаций по вопросам организации коррекционного процесса, ознакомлению со специфическими приемами постановки звуков; индивидуальные консультации; заполнение тетрадей для домашней работы; мастер-классы, Дни открытых дверей, семинары- практикумы, оформление информационных стендов, участие в конкурсах. Разработанная мной адаптированная программа содержит план работы с родителями обучающихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Перспективный план работы учителя-логопеда с родителями на 2018– 2019 учебный год | 45.5 КБ |
Анкета для родителей | 17.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективный план работы учителя-логопеда с
родителями на 2018– 2019 учебный год
Цель:
выстроить свою работу в последовательности «Логопед – ребёнок – родитель», помогающей установить партнёрские отношения с семьёй ребенка, а также объединить усилия для коррекционного воздействия и осуществлять взаимопомощь при решении возникших проблем.
Задачи:
- изучить особенности педагогической наблюдательности родителей, воспитывающих детей с речевыми нарушениями;
- установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника, создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга;
- повысить грамотность в области коррекционной педагогики, пробудить интерес и желание заниматься со своими детьми;
- привлечь родителей к участию в педагогическом процессе;
- формировать навыки наблюдения за ребёнком и умения делать правильные выводы из этих наблюдений;
- воспитывать привычку обращаться к учителю-логопеду за помощью в вопросах коррекции и воспитания детей с проблемами речевого развития;
- систематизировать и пополнять практический материал, которым могли бы воспользоваться родители в осуществлении работы во взаимодействии учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми с речевыми нарушениями.
№ | Формы и методы работы | Направление, тематика, содержание деятельности | Сроки |
1 | Анкеты | Знакомство с индивидуальными особенностями ребёнка для повышения эффективности коррекционно-воспитательной работы (ознакомительная). | сентябрь |
2 | Беседы: Ознокамительные | Установление доверительных отношений между семьёй и учителем-логопедом, создание полноценных условий для эмоционально-психического здоровья детей. | ноябрь |
Индивидуальные Тематические | Сбор анамнестических данных детей. Беседы по результатам комплексного психолого-логопедического обследования детей. Ознакомление с индивидуальным планом работы на учебный год. Совместное нахождение методов и способов логопедической помощи ребёнку. Влияние среды общения на развитие ребёнка. Выявление потребностей детей в условиях семейного воспитания. | сентябрь ноябрь-декабрь | |
3 | Родительские собрания |
| сентябрь январь май |
4 | Индивидуальные практикумы | - по правильному проведению комплексов артикуляционной гимнастики; - по проведению пальчиковой гимнастики; - по выполнению домашних заданий логопеда; - по выполнению с детьми звукового анализа слов; - по выполнению детьми анализа предложений; -по составлению рассказа с использованием условных обозначений. | в течение года |
5 | Наглядная агитация | Оформление стенда логопеда по темам: - «Для чего нужны занятия с логопедом?» - «Каким бывает недоразвитие речи?» - «О леворуких детях» - «Как помочь ребёнку развить связную речь?» - «Для чего нужна артикуляционная гимнастика?» | в течение года |
6 | Консультации | «Тревожат ли Вас речевые проблемы ребёнка?» «Формирование графических навыков» «О шнурках и их пользе» «Воспитание культуры речи дошкольников» «Причины задержки и нарушения речи в дошкольном возрасте» «Что необходимо для правильного звукопроизношения?» «Как заниматься с ребёнком?» «Фонематический слух-основа правильной речи» «Исправление произношения шипящих звуков» «Пальцы помогают думать и говорить» «Развитие речи детей и ознакомление с художественной литературой» | в течение года |
7 | Домашние тетради | Совместная работа с родителями по коррекции речевых нарушений у детей. Нацеливание родителей на необходимость помогать дома детям правильно произносить те или иные звуки и выполнять коррекционные задания. | в течение года |
8 | Педагогическая библиотека | Ознакомление родителей с популярной педагогической, логопедической и психологической литературой по различным проблемам | по запросу родителей в течение года |
Предварительный просмотр:
Анкета для родителей
У многих современных родителей отсутствуют элементарные психолого-педагогические знания и желание разобраться в сложном мире ребёнка. Поэтому успех в воспитании и обучении детей во многом зависит от того, как организовано педагогическое просвещение родителей .
Для проведения анализа, корректировки и прогнозирования развития работы логопеда с родителями детей, имеющих нарушения речи, разработаны критерии оценки уровня коррекционно-логопедической компетентности родителей:
1. Понимание целей коррекционно-логопедической работы.
2. Понимание основных специальных терминов, используемых логопедом.
3.Осознанное стремление к самостоятельному пополнению запаса специальных знаний и умений.
4. Способность заинтересовать ребенка в систематических занятиях.
5. Умение оценить продуктивность и эффективность своей работы.
6.Наличие устойчивой внутренней мотивации во взаимодействии с логопедом.
7. Адекватность оценки родителями состояния речи своего ребенка в данный период его развития.
В соответствии с выделенными критериями определены уровни коррекционно-логопедической компетентности родителей.
Высокий уровень коррекционно-логопедической компетентности родителей. Четкое, осознанное понимание целей и задач логопедической работы. Понимание основных специальных терминов, используемых логопедом. Достаточное представление о нормальном ходе речевого развития ребенка. Желание самостоятельно пополнять запас специальных знаний и умений. Способность заинтересовать ребенка в систематических занятиях и умение проконтролировать результативность совместной работы. Наличие устойчивой мотивации для взаимодействия с логопедом. Адекватная оценка родителями состояния речи своего ребенка в данный период его развития.
Средний уровень коррекционно-логопедической компетентности родителей. Неполное понимание необходимости оказания логопедической помощи и ориентирование в логопедической терминологии. Желание самостоятельно пополнять запас специальных знаний и умений хаотично. Стараются создать условия в семье, позволяющие решать коррекционные задачи по преодолению речевых нарушений. Нет устойчивой мотивации для взаимодействия с логопедом. Низкая оценка родителями состояния речи своего ребенка в данный период его развития
Низкий уровень коррекционно-логопедической компетентности родителей. Отсутствие желания участвовать в коррекционно-логопедическом процессе, считают необязательным свое содействие со специалистом. Полное непонимание специфики логопедической работы, специальной терминологии. Не желают самостоятельно пополнять запас специальных знаний и умений. При организации самостоятельных занятий с ребенком раздражительны, невнимательны, пассивны, занятия не имеют системы. Отсутствие мотивации к изменению сложившейся ситуации. Завышенная оценка родителями состояния речи своего ребенка в данный период его развития.
Выявляя родительскую компетентность в процессе логопедической коррекции речи, разработан диагностический инструментарий:
1) вопросник, выявляющий родительское отношение к имеющимся у ребенка речевым нарушениям (Приложение 1);
2) анкета для родителей (Приложение 2).
Приложение 1
Вопросник для родителей
Уважаемые родители!
Прочитайте вопросы и ответьте на них «ДА», «НЕТ», «НИКОГДА»
1. Нравится ли вам ваш ребенок? ______________________________
2. Слушаете ли вы, что рассказывает вам малыш? ____________________
3. Смотрите ли вы на ребенка, когда он говорит? _________________________
4. Стараетесь ли вы создать у ребенка ощущение интереса к тому, что он говорит? _________
5. Исправляете ли вы речь ребенка? _____________________
6. Разрешаете ли вы ребенку совершать ошибки? _________________
7. Хвалите ли вы малыша, обнимаете ли вы его? __________________
8. Смеетесь ли вы вместе с малышом? ________________
9. Есть ли у вас определенное время для чтения и бесед с ребенком? ___________________
10. Поддерживаете ли вы ребенка в его интересах и увлечениях? _____________________
11. Играете ли вы с малышом в какие-нибудь игры? __________________
12. Есть ли у ребенка хотя бы одна-две собственные книги? ________________________
13. Есть ли у ребенка дома место, где он может уединиться? _________________________
14. Подаете ли вы ребенку пример, читая газеты, журналы, книги? _____________________
15. Обсуждаете ли вы что-нибудь из прочитанного вами с ребенком? ___________________
16. Стараетесь ли вы сказать все за малыша, прежде чем он успеет что-то сказать: у врача, в магазине? ____________________
17. Смотрите ли вы телевизор вместе с ребенком? ___________________
18.Задаете ли вы малышу вопросы о смысле увиденного по телевизору? ________________
19. Ограничиваете ли вы возможность ребенка смотреть телевизор? ____________________
20. Стараетесь ли вы ходить с малышом на прогулки по городу? __________________
21. Устраивает ли вас речь малыша? ____________________
22. Нужна ли вам помощь логопеда в проведении домашних занятий с ребенком? _________
23.Пытались ли вы самостоятельно научить ребенка выговаривать нарушенный звук? ______
24. Нужно ли вам объяснение некоторых логопедических терминов? __________________
25. Читаете ли вы специальную логопедическую литературу? __________________
За каждый ответ «да» - ставится 4 балла, «нет» - 2 балла, «никогда» - 0 баллов.
Полученные результаты складываются.
Ключ:
80 баллов – Высокий уровень коррекционно-логопедической компетентности родителей.
40 баллов – Средний уровень коррекционно-логопедической компетентности родителей.
Меньше 20 баллов – Низкий уровень коррекционно-логопедической компетентности родителей.
Приложение 2
Анкета для родителей
1. Фамилия, имя ребенка ____________________________________________
2. Дата рождения __________________________________________________
3. Домашний адрес_________________________________________________
4. ФИО мамы______________________________________________________
Место работы____________________________________________________
5. ФИО папы______________________________________________________
Место работы__________________________________________________
6. Дородовой период
Протекание беременности (токсикоз, ушибы, заболевания, отечность)
________________________________________________________________
Протекание родов (преждевременные, после срока, быстрые, затяжные,
стимулированные, как шел ребенок)________________________________
Какая по счету беременность______________________________________
7. Послеродовой период
Состояние ребенка сразу после родов (сразу ли закричал, асфиксия)
________________________________________________________________
8. Раннее психомоторное развитие:
Когда появились первые зубы______________________________________
Когда начал:
держать голову__________________________________________________
сидеть_________________________________________________________
стоять__________________________________________________________
До какого возраста сосал соску____________________________________
Перенесенные заболевания ( желудочно-кишечные инфекции, заболевания ЦНС, пневмония, операции, травмы)_____________________________
________________________________________________________________
9. Речевая среда (есть ли в семье заикающиеся, лица с дефектом речи, двуязычие)________________________________________________________
Когда появились:
гуление_________________________________________________________
лепет___________________________________________________________
первые слова____________________________________________________
первые фразы____________________________________________________
10.Что беспокоит Вас в речи ребенка?
__________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
11.Общее состояние здоровья (соматически ослабленный, хронические заболевания)
____________________________________________________________________________________________________________________________________
12. Проводите ли Вы со своим ребенком работу по совершенствованию его речи?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
13. Хотели бы Вы освоить приемы работы по развитию речи ребенка?
__________________________________________________________________
14. Вы следите за тем, как говорит Ваш ребенок?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
15. Вы исправляете ошибки в речи своего ребенка?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата заполнения «____»_________201_г.
Подпись родителей _________________