статья

Трубина Инна Михайловна

 

ПОДВИЖНАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_.docx20.25 КБ

Предварительный просмотр:

Трубина И.М.

МБДОУ «ДС №384 г. Челябинска»

Воспитатель 1 квалификационной категории

ПОДВИЖНАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ

  Основы здоровья и физического развития человека закладывается в первые годы его жизни. Одним из факторов укрепления здоровья и двигательной активности являются подвижные игры.

      В возрасте 3-4 лет закладывается основной объем естественных двигательных навыков, на базе которых возможно целенаправленное педагогическое воздействие средствами подвижных игр, что способствует качественному росту физических возможностей и формированию высокого уровня здоровья детей.

     Экономическая, экологическая и социально-психологическая ситуация в стране в настоящее время особенно сказывается на подрастающем поколении.

     Как показывает статистика, за последние годы уровень заболеваемости у дошкольников увеличился более чем в два раза. Особую тревогу вызывает то, что более 50% дошкольников 3-4 лет имеют функциональные отклонения, опорно-двигательного аппарата, нарушение осанки и стопы. В частности, за последние десять лет у детей дошкольного возраста более чем на треть возросло число заболеваний органов дыхания, более чем на 50% увеличилась частота хронических патологий органов пищеварения. Рост заболеваемости нервной системы у детей дошкольного возраста составил 15-23%.

     Исследования показывают, что современные дети испытывают двигательный дефицит (гиподинамия), то есть количество движений, выполняемых ими в течение дня, намного ниже возрастной нормы. Не секрет, что дети большую часть времени проводят в статическом состоянии (сидя за столом, у телевизора), что увеличивает нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление.

Ученные, такие как Д.В. Хухлаева, А.В. Кенеман, П. Ф. Лесгафт, В.В. Гориневский, Э.Я. Степененкова, Е.А. Тимофеева, Л.И. Пензулаева и многие другие, исследуя влияние подвижных игр на здоровье и двигательную активность человека, сочли необходимым обратиться и к младшему дошкольному возрасту. В результате подобран надежный ключ к правильной организации жизни ребенка в детском саду, к формированию его здоровья, умственной активности, умения действовать «рядом» и «вместе» с другими. Этот ключ – движения [49].

     Раскрывая значимость подвижных игр в развитии ребенка, Ю.Ф. Змановский справедливо подчеркивал, что движения в игре игра с движениями могут и должны быть замечательным фундаментом гармоничного развития и укрепления здоровья ребенка

     Таким образом, учитывая актуальность данной темы, была поставлена задача – раскрыть значение подвижных игр, раскрыть методику организации и проведения подвижных игр во второй младшей группе.

По определению отечественных психологов, игра есть ведущая деятельность в дошкольном возрасте, благодаря которой в психике ребенка происходят значительные изменения. Подвижная игра представляет собой доступную для дошкольников форму деятельности, которая предполагает сознательное воспроизведение навыка движений. Многие исследователи констатируют тот факт, что подвижная игра является средством гармонического развития ребенка, школой управления собственным поведением, формированием положительных взаимоотношений, благополучного эмоционального состояния. Именно игры, роль которых очень велика, являются главными не только в пополнении двигательных навыков, но и средством социальной и физиологической адаптации, ведущими к развитию разносторонних способностей ребенка, что немаловажно и для здоровья ребенка.

Подбор подвижных игр должен быть осуществлён с учетом индивидуальных (интеллектуальных, творческих, физических) способностей детей и исходя из данных физического развития каждого ребенка, а задания в игре должны быть соответственно дифференцированы. Обучение необходимо выстраивать поэтапно, в зависимости от возможностей детей 3-4 лет к развитию.

Методические приёмы при проведении подвижных игр:

- Первым важным методическим приемом при проведении подвижных игр является музыкальное сопровождение.

 Занятия, основанные на взаимосвязи музыки и движения, улучшают осанку, координацию, вырабатывают четкость ходьбы и легкость бега.

- Вторым необходимым методическим приемом является использование на занятиях в играх и игровых упражнениях речевок, стихов, потешек, имеющих положительную эмоциональную значимость для ребенка.

- На протяжении всего дошкольного возраста очень важно сделать для детей интересным то, что они должны запомнить. Вот почему мы используем картинки, игрушки и другие пособия. Поэтому, третьим необходимым методическим приемом при проведении подвижных игр у детей 3—4 лет является наличие наглядного показа в выполняемых упражнениях.

- Поощрение является сильным мотивом к развитию для дошкольника. Поэтому четвертым методическим приемом при проведении подвижных игр у детей 3-4 лет является поощрение и мотивация детей.

- Пятым методическим приемом при проведении подвижных игр у детей 3-4 лет на занятиях по физической культуре является воспитание инициативы и творчества. От соблюдения этого условия напрямую зависит развитие двигательной самостоятельности, а соответственно и развитие двигательных навыков.

Использование предлагаемой совокупности методических приемов улучшают восприятие двигательных заданий всеми детьми, а соответственно повышают эффективность выполнения движений в игре.

Уровень развития двигательных навыков детей в 3- 4 года, как известно, разный, и зависит как от наследственных, так и от воздействия средовых факторов.

Таким образом, проводя подвижную игру у детей необходимо учитывать: уровень физического развития, уровень физической подготовленности, а также индивидуальные особенности ребенка. А исходя из этих показателей необходимо:

- соответственно возможностям распределять роли игроков. В зависимости от игры выбирать не одного, а двух, трех ведущих (чтобы ведущие могли учиться друг у друга игровым действиям);

- в элементарных командных подвижных играх, необходимо в команде сочетать как сильных игроков, так и слабых, но по ходу игры необходимо следить за успешностью выполнения игровых заданий всеми игроками, «проводя по движению» отдельных детей, мотивируя и направляя их;

- предлагать сильному игроку по ходу игры следить и помогать слабому;

- выделять и отмечать любые, даже незначительные успехи каждого ребенка;

- дифференцировать задания следующим образом: размещать игроков по «домикам» в зависимости от удаленности от ведущего; предлагать перепрыгнуть соответствующую возможностям ребенка высоту или длину (кому-то выше, кому-то ниже, кому-то ближе, кому-то дальше), то же и в метаниях, бросках и ловле, ползаниях и лазаниях;

- в подвижных играх детям создается ситуация успеха, в которой побеждают все.

Из выше сказанного вытекает, что последовательное использование подвижных игр предполагает постепенное усвоение и закрепление детьми основных двигательных навыков, развитие двигательных способностей. А дифференциация двигательных заданий в игре способствует индивидуальному развитию каждого ребенка.

Литература

 

1. Вавилова Е.Н. Учите бегать, прыгать, лазать и метать. – М.: Просвещение, 1983.

2. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. Мозаика – Синтез, Москва 2008.

3. Зимонина В.А. Воспитание ребёнка – дошкольника. М., Владос, 2003.

4. Змановский Ю.Ф. Воспитаем детей здоровыми. – М.: Медицина, 1998.

5. Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1985.

6. Моргунова О.Н. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ. Учитель, 2005.

7. Осокина Т.И. Тимофеева Е.А. Подвижные игры для малышей. – М.: Просвещение, 1965.

8. Смирнова Е.О. Лучшие развивающие игры. Эксмо, М., 2014.

9. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. – М.: Академия, 2001.

10. Тимофеева Е.А. Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1986.

11. Тимофеева Е.А. и др. Подвижные игры: Хрестоматия и рекомендации. – М.: Воспитание дошкольника, 2008.