речевые игры с детьми

Трубина Инна Михайловна

игры с детьми по дороге домой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_po_doroge.docx18.58 КБ

Предварительный просмотр:

«Игры по дороге.. » домой, в детский сад и тд

В речевые игры можно играть по дороге в детский сад, во время прогулки, во время приготовления ужина…

 «Рифма»

Как правило, детям нравится что-то сочинять, придумывать новые слова, рифмовать. Предложите ребенку придумывать рифмы на слова, которые вы будет говорить. Например, «дом-лом», «гора-нора», «мост -рост» и т. д. И даже если не все слова будут так легко рифмоваться, игра вам всё равно доставит огромное удовольствие и массу положительных эмоций.

«Удивительная история»

В этой игре нужно будет сочинить рассказ о том, что вы увидите с ребенком по дороге домой. Лучше, если вы начнете этот рассказ сами, а ребенок его продолжит. Не ограничивайте фантазию малыша, но следите, чтобы слова ребенок произносил правильно.

«Отгадай предмет по названию его частей»

  • Кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик).
  • Ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни (дерево).
  • Дно, крышка, стенки, ручки (кастрюля).

 «Отгадай, что это»

Отгадывание обобщающего слова по функциональным признакам, по ситуации, в которой чаще всего находится предмет.

  • Растут на грядке в огороде, используются в пищу (овощи).
  • Движется по дорогам, по воде, по воздуху (транспорт).

 «Назови лишнее слово»

Взрослый называет слова и предлагает ребенку назвать «лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово «лишнее».

  • стол, шкаф, кастрюля, кресло, диван;
  • пальто, шапка, шарф, сапоги;
  • слива, яблоко, помидор, груша;
  • волк, собака, рысь, лиса, заяц;
  • храбрый, звонкий, смелый, отважный;
  • желтый, красный, сильный, зеленый;
  •  «Лишнее» слово среди имен прилагательных:
  • грустный, печальный, унылый, глубокий;
  • храбрый, звонкий, смелый, отважный;
  • желтый, красный, сильный, зеленый;
  • слабый, ломкий, долгий, хрупкий;
  • крепкий, далекий, прочный, надежный;
  • смелый, храбрый, отважный, злой, решительный;
  • глубокий, мелкий, высокий, светлый, низкий.
  • - «Лишнее» слово среди глаголов:
  • думать, ехать, размышлять, соображать;
  • бросился, слушал, ринулся, помчался;
  • приехал, прибыл, убежал, прискакал;
  • пришел, явился, смотрел;
  • выбежал, вошел, вылетел, выскочил.

 «Что делают животные?»

Собака ……. стоит, сидит, лежит, лает, играет, кусается, служит…

Кошка  …… мурлычет, крадется, царапается, лакает, умывается….

Ворона ……. летает, ходит, каркает, клюет….

Змея ………. ползет, шипит, извивается, жалит….

«Папа, Мама, Я»

Бык, корова, телёнок.

Пёс, собака, щенок.

«Что бывает?»

Начните игру словами: "Мягким может быть хлеб, а еще подушка, а еще мягким может быть…" и подождите, пока ребенок придумает свой вариант

Или так:

Что бывает круглое?

Что бывает острое?

Что бывает жидкое?

Что бывает длинное?

Что бывает пушистое?

Что бывает твердое?

Что бывает квадратное?

Что бывает ароматное?

«Что будет, если…»

Эта игра построена на вопросах и ответах. «Что будет если в ванну упадёт камень, бумага, жук?»«Что будет, если летом пойдет снег?» Вопросы могут разным – как житейские, так и «фантазийные»например«Что будет, если ты окажешься на Марсе?»

«Кто кем был или что чем было»

Кем или чем раньше был цыплёнок (яйцом, лошадь (жеребёнком, лягушка (головастиком, бабочка (гусеницей, ботинки (кожей, рубашка (тканью, рыба (икринкой, шкаф (доской, хлеб (мукой, велосипед (железом, свитер (шерстью) и т. д. ?

«Закончи предложение»

Марина не пошла сегодня в школу, потому что. (заболела)

Я не хочу спать, потому что. (ещё рано)

Мы поедем завтра в лес, если. (будет хорошая погода)

Мама пошла на рынок, чтобы. (купить продукты)

Кошка забралась на дерево, чтобы. (спастись то собаки)

«Бывает – не бывает»

Предложите ребенку подтвердить правильность высказывания словами «бывает»или «не бывает».

• Чашка жарится на сковороде.

• Медведь спит в берлоге.

• Человек выше собаки.

• Воробей – это не птица и т. п.

Эта игра развивает слуховое внимание, которое необходимо каждому ребенку для успешного обучения.

«Отгадай, что я вижу»

Предложите ребенку отгадать слово, которое вы задумали, пользуясь словами-подсказками:

• Высокий, кирпичный, многоэтажный (дом).

• Маленький, серенький, умеет летать, чирикает (воробей).

• Едет по рельсам, возит пассажиров, звенит (трамвай).

«Добавь словечко»

Дети очень любят стихи – ритмичные тексты легче запоминаются, способствуют словотворчеству малышей, что в свою очередь помогает им освоить русский язык, его грамматику. Попросите малыша подсказать вам подходящее по смыслу и по рифме слово.

Ом-ом-ом - вот стоит высокий (дом)

Ома-ома-ома - мы сегодня… (дома)

Ому-ому-ому - мы идем к (дому)

Особенно нравится детям сочинять стихотворные небылицы

Ва-ва-ва - на столе растет… (трава)

Ву-ву-ву - съели волки всю (траву)

Вы-вы-вы - суп сварили из (травы)

«В магазине»

Вместе с ребенком вы оказались в магазине, выбираете продукты и спрашиваете:

• «Я хочу сварить щи. Что мне нужно купить?» Ребенку предлагается

перечислить предметы.

• «Мы с тобой купим масло. Куда же нам дома его положить? Я забыла,

как называется посуда для масла?» «Масленка» - отвечает ребенок.

• «А в этом отделе я купила груши, апельсины и лимон. Как это можно

назвать, одним словом?» «Фрукты»- говорит сын или дочка.

«Сравни»

В магазине сравни две чашки (по цвету, объему, материалу).

На улице сравни две машины, два дома, два дерева.

Что нравится больше? Почему? Объясни.