Программа экологического клуба "Почемучки"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
Экологический клуб «Почемучки»
Пояснительная записка
Программа «Экологический клуб «Почемучки» направлена на формирование у школьников мыслительной деятельности, культуры умственного труда; развитие качеств мышления, необходимых образованному человеку для полноценного функционирования в современном обществе. Особенностью курса является занимательность предлагаемого материала, более широкое использование игровых форм проведения занятий и элементов соревнования на них. На занятиях кружка в процессе логических упражнений дети практически учатся сравнивать объекты, выполнять простейшие виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, предлагаемые логические упражнения заставляют детей выполнять правильные суждения и приводить несложные доказательства. Упражнения носят занимательный характер, поэтому они содействуют возникновению интереса у детей к мыслительной деятельности.
Содержание составлено на основе программы воспитания (далее — Программа) ГБОУ «С(К)ОШИ V вида» и с учетом Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральной рабочей программы воспитания ФАОП НОО для обучающихся с ОВЗ (Приказ Минпросвещения России от 24.11.2022 N 1023), Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р) и Плана мероприятий по её реализации в 2021 — 2025 годах (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 12.11.2020 № 2945-р), Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ (вариант 5.2), Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении СанПиН 2.43648-20 с 1 января 2021 года «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи».
Цель программы: развивать логическое мышление, внимание, память, творческое воображение, наблюдательность, последовательность рассуждений и его доказательность.
Задачи программы:
- расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
- развитие краткости речи;
- умелое использование символики;
- правильное применение математической терминологии;
- умение отвлекаться от всех качественных сторон предметов и явлений, сосредоточивая внимание только на количественных;
- умение делать доступные выводы и обобщения;
- обосновывать свои мысли.
Основные методы:
1.Словесный метод:
- Рассказ (специфика деятельности учёных математиков, физиков), беседа, обсуждение (информационных источников, готовых сборников);
- словесные оценки (работы на уроке, тренировочные и зачетные работы).
2.Метод наглядности:
- Наглядные пособия и иллюстрации.
3.Практический метод:
- Тренировочные упражнения;
- практические работы.
4.Объяснительно-иллюстративный:
- Сообщение готовой информации.
5.Частично-поисковый метод:
- Выполнение частичных заданий для достижения главной цели.
Преобладающие формы занятий – групповая и индивидуальная. Формы занятий младших школьников очень разнообразны: это тематические занятия, игровые уроки, конкурсы, викторины, соревнования. Используются нетрадиционные и традиционные формы: игры-путешествия, экскурсии по сбору числового материала, задачи на основе статистических данных по городу, сказки на математические темы, конкурсы газет, плакатов.
Мышление младших школьников в основном конкретное, образное, поэтому на занятиях кружка применение наглядности - обязательное условие. В зависимости от особенностей упражнений в качестве наглядности применяются рисунки, чертежи, краткие условия задач, записи терминов-понятий.
Участие детей в работе способствует воспитанию их общественной активности, которая выражается в организации и проведении экскурсий, в организации и оформлении математической газеты или уголка в газете, в создании математического уголка в классе, участие в конкурсах, викторинах и олимпиадах.
При реализации содержания данной программы расширяются знания, полученные детьми при изучении русского языка, математики, изобразительного искусства, литературы, окружающего мира, труда и т.д.
В условиях партнёрского общения обучающихся открываются реальные возможности для самоутверждения в преодолении проблем, возникающих в процессе деятельности людей, увлечённых общим делом.
Программа рассчитана на проведение занятий с детьми течение 2 лет обучения. Принимая активное участие, школьник тем самым раскрывает свои способности, самовыражается и самореализуется в общественно полезных и личностно значимых формах деятельности.
Ценностными ориентирами содержания данного являются:
– формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
– формирование интеллектуальных умений,;
– развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку;
формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
– привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
Описание места внеурочной деятельности в учебном плане.
Программа рассчитана на 33 часа в год (1 раз в неделю). Содержание кружка отвечает требованию к организации внеурочной деятельности, соответствует курсу. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную информацию.
Содержание обучения:
Введение в экологию.
Что такое экология?
Экология - наука, изучающая отношения живых организмов с окружающей средой, влияние человека на окружающую среду (греческ. "экос" - дом, "логос" - учение).
Сущность и значение экологии. Простейшие экологические связи: между живой и неживой природой, связи внутри живой природы, связи между природой и человеком. Рассматриваем экологические связи на примерах растений и животных родного края. Экскурсия в природу.
Природа, красота явлений природы.
Явления природы: снегопад, дождь, листопад, северное сияние, затмение луны и солнца. Неистовые вихри: циклоны, торнадо, смерчи, ураганы. Электричество в воздухе: молнии.
Полярное сияние - одно из чудес природы. Семицветная арка. Восход и закат солнца. Лавины.
Конкурс рисунков на тему «Осень»;
Неживая и живая природа. Путешествие по карте.
Секреты неживой природы.
Камни, песок, воздух, вода, почва. Пассаты-ветры, дующие всегда. Красота и гармония гор. Минералы. Сказочная красота камней (яшма, изумруды, малахит). Мир пещер их красота и многоликость. Карстовые пещеры. Соль Земли. Песок и глина. Вездесущий и многоликий кварц. Обычная вода, но это интересно! Беседа о твёрдой, жидкой и газообразной воде. Вода в быту. Экономия воды. Вода источник жизни на Земле. Озёра - это голубые глаза Земли. Чистая вода Байкала. Хранилища воды на суше. Как снег становится льдом. Во власти вечной мерзлоты.
Практическая работа (деятельность) - опыты с водой (живая вода, вода под микроскопом);
Ищем на карте пещеры, водопады - фото (или картинки)
Флора и фауна.
Растения разведчики недр. Зелёные кладоискатели. Многообразие растений на Земле, их предназначение. Растения в разные сезоны года. Водные растения, лекарственные и ядовитые растения. Растения паразиты и растения хищники. Удивительное в жизни растений.
Комнатные растения. Общие правила ухода за растениями. Деревья и кустарники, произрастающие в Воронежской области. Охрана растений Воронежской области.
Грибы съедобные и ядовитые. Грибы-паразиты.
Многообразие животного мира. Кто из животных самый быстрый? Какое животное живёт дольше всех? Почему льва называют царём зверей? Когда были одомашнены собаки? Удивительное в животной среде (притворство и отпугивание, превращения и брачные ритуалы). Тайны животных (массовые миграции, самоубийства китов).
Рыбы, особенности строения. Как дышат рыбы? Электрические рыбы. Могут ли рыбы жить без воды? Как рыбы летают? Знакомство с обитателями аквариума.
Птицы их красота и разнообразие. Как птицы находят путь домой? Почему сову называют мудрой? Какая из летающих птиц самая большая? А какая самая маленькая? Почему поют птицы? Изучение разнообразия птиц, зверей, рыб родного края.
Домашние животные их виды и приносимая человеку польза
Практическая деятельность:
Общие правила ухода за аквариумом и его обитателями, за млекопитающими, за птицами.
Работа с определителем растений.
Акции «Покорми птиц»
Изготовление кормушек, заготовка корма для птиц.
Видеосъемки на разные сюжеты.
Творческая работа «Самое удивительное животные»
Составление Красной книги животных и растений нашей местности.
Практическая работа по формированию навыков ухода за растениями в уголке природы.
Исследование: влияние освещенности на комнатные растения.
Просмотр видеофильмов.
«100 вопросов о человеческом организме»
Как мы растём? Как мы усваиваем пищу? Почему мы потеем? Почему мы испытываем жажду? Почему мы устаём? Что происходит, когда мы спим? Что вызывает сны? Как циркулирует кровь? Как определить группу крови? Что такое переливание крови? Что такое кожа? Почему кожа у людей разного цвета? Что такое веснушки? Из чего состоит глаз? Как мы различаем цвета? Как работает ухо. Что такое человеческие зубы? Почему у людей такие разные волосы? Седеют ли волосы от испуга? Из чего сделаны ногти? Есть ли одинаковые отпечатки пальцев? Как мы разговариваем? Как мы запоминаем? Почему мы плачем? Почему мы смеёмся? Что вызывает икоту? Что такое боль? Что такое простуда? От чего бывает жар? Вредные привычки (неправильное питание, не делаем зарядку и т.д.).
Правила здорового образа жизни.
Оказание первой помощи.
Досуговая деятельность.
Экологический театр (инсценировки эколог. сказок), КВНы, викторины, игры т.д.
Итоги работы объединения подводятся после каждого тематического изучения, которые принято заканчивать общественно полезными работами, природоохранительными акциями, конференциями, “Днем птиц”, “Днем Нептуна”, субботниками, пропагандой экологических знаний среди школьников; изготовлением стенгазет, коллажей, альманахов и т.п.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
Личностными результатами изучения данного факультативного курса являются:
- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного характера;
- развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
- воспитание чувства справедливости, ответственности;
- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные
Универсальные учебные действия:
- Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
- Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
- Анализировать правила игры.
- Действовать в соответствии с заданными правилами.
- Включаться в групповую работу.
- Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
- Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Предметные результаты
- Овладение основами логического мышления,
пространственного воображения. - Умения выполнять алгоритмы, исследовать, работать с таблицами, схемами, представлять, анализировать данные.
Критерии оценивания результатов освоения программы.
Виды контроля знаний
В данном случае для проверки уровня усвоения знаний учащимися могут быть использованы нестандартные виды контроля:
- участие в конкурсах, КВН, турнирах, олимпиадах;
- тестирование;
- соревнования.
Календарно-тематическое планирование
1 класс
№ | Тема | Кол-во часов | Дата
|
1 | Понятие о природе, красоте природы. | 1 |
|
2 | Человек, как природопользователь, потребляющий природу и по мере возможности восстанавливающий ее богатства | 1 |
|
3 | Как вести себя на природе? | 1 |
|
4 | Наблюдения за домашними питомцами. | 1 |
|
5 | Братья наши меньшие | 1 |
|
6 | Наши любимцы | 1 |
|
7 | Пернатые друзья | 1 |
|
8 | Перелётные птицы. | 1 |
|
9 | «Поможем птицам». | 1 |
|
10 | Путешествие в мир леса | 1 |
|
11 | Сезонные изменения деревьев в природе. Особенности роста и развития деревьев. | 1 |
|
12 | Лес и наше здоровье. Дары леса | 1 |
|
13 | Викторина «Чей листик?» | 1 |
|
14 | Красная книга - важная книга. | 1 |
|
15 | Наблюдение за состоянием воды в природе. | 1 |
|
16 | Интересное в неживой природе. | 1 |
|
17 | Секреты неживой природы | 1 |
|
18 | Комнатные растения Комнатные растения | 1 |
|
19 | Наблюдение за комнатными растениями. Какие цветы в нашем доме? Условия выращивания. | 1 |
|
20 | Цветы на празднике | 1 |
|
21 | Загадки животного мира | 1 |
|
22 | Жизнь на водоемах | 1 |
|
23 | Рыбы. Рыбий язык | 1 |
|
24 | Аквариумные рыбки | 2 |
|
25 | Неуклюжий рак. Г де он зимует? | 1 |
|
26 | Чья это хатка? | 1 |
|
27 | Удивительный мир насекомых | 1 |
|
28 | Бабочки, занесенные в Красную книгу | 1 |
|
29 | Искусные строители: муравьи и пчелы. | 1 |
|
30 | Мы исследуем почву. | 1 |
|
31 | Лекарственные растения нашей местности | 1 |
|
32 | Очищение окружающей среды | 1 |
|
33 | Подведение итогов. | 1 |
|
Учебно-методическое сопровождение:
Список литературы для учителя
Основная литература
1. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников. - М.:2010.
2. Асмолова, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия. – М.:Просвещение, 2010, 119с.
3. Аверина, Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н.Г. Аверина // Нач. школа. – 2005 - №11 – С. 68-71
4. Бобкова, Н.Н. Окружающий мир: тематический тестовый контроль в начальной школе. Волгоград: Учитель, 2007. 152с.
5. Григорьев, Д.В., Степанов, П.В. Внеурочная деятельность школьников./ Методический конструктор. – М.: Просвещение, 2010, 223с.
6. Жарковская, Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях / Т.Г. Жарковская // Стандарты и мониторинг в образовании – 2003 - №3 – С. 9-12
7. Планируемые результаты начального общего образования / [Л. Л. Алексеева, С. В. Анащенкова, М. З. Биболетова и др.] ; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – М. : Просвещение, 2009. – 120 с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 9785090210584.
8.Чуракова, Р.Г. Программы по учебным предметам. Базисный план внеурочной деятельности (Текст): 1-4 кл.: в 2 ч.- М.: Академкнига/Учебник, 2011.- Ч. 1: 240 с.
Дополнительная литература
1.Кропочева, Т.Б. Дидактические игры на уроках природоведения.- Новокузнецк, 1997, 52с.
2. Кропочева ,Т.Б. Нетрадиционные уроки природоведения. Методическое пособие.- Новокузнецк: Изд.ИПК, 1999, 42с.
3.Ляшова, Н.Н. Разноуровневые проверочные и тестовые работы по естествознанию. 1-4 классы.-Ростов н/Д: изд-во «Феникс»,2003.- 448с.
4. Маханева, М.Д., Князева О.Л. Приобщение младших школьников к краеведению и истории России: Методическое пособие.- М.: АРКТИ, 2005.-72 с.
5.Молодова, Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. – журнал «Начальная школа» №10, 2005.
6.Рыжова, Н.А. Не просто сказки (экологические рассказы, сказки, праздники). – журнал «Начальная школа», 1998, №10.
7.Тарабарина, Т.И. И учеба и игра: Природоведение. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: «Академия развития», 1997.-240 с.
8.Цветкова, И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты.- Ярославль: «Академия развития», 1997.-192 с.
Список литературы для обучающихся
Основная литература
1.Калугин, М.А. После уроков. Ребусы, кроссворды, головоломки.- Ярославль: «Академия развития», 1998, 192с.
2.Кропочева, Т.Б. Родной край: Учебное пособие для учащихся начальных классов.- Новокузнецк: Изд-во КузГПА, 2006.- 126с.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа экологического гружка "Почемучки" | 35.88 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Экологический клуб «Почемучки»
Пояснительная записка
Программа «Экологический клуб «Почемучки» направлена на формирование у школьников мыслительной деятельности, культуры умственного труда; развитие качеств мышления, необходимых образованному человеку для полноценного функционирования в современном обществе. Особенностью курса является занимательность предлагаемого материала, более широкое использование игровых форм проведения занятий и элементов соревнования на них. На занятиях кружка в процессе логических упражнений дети практически учатся сравнивать объекты, выполнять простейшие виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, предлагаемые логические упражнения заставляют детей выполнять правильные суждения и приводить несложные доказательства. Упражнения носят занимательный характер, поэтому они содействуют возникновению интереса у детей к мыслительной деятельности.
Содержание составлено на основе программы воспитания (далее — Программа) ГБОУ «С(К)ОШИ V вида» и с учетом Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральной рабочей программы воспитания ФАОП НОО для обучающихся с ОВЗ (Приказ Минпросвещения России от 24.11.2022 N 1023), Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р) и Плана мероприятий по её реализации в 2021 — 2025 годах (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 12.11.2020 № 2945-р), Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ (вариант 5.2), Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении СанПиН 2.43648-20 с 1 января 2021 года «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи».
Цель программы: развивать логическое мышление, внимание, память, творческое воображение, наблюдательность, последовательность рассуждений и его доказательность.
Задачи программы:
- расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
- развитие краткости речи;
- умелое использование символики;
- правильное применение математической терминологии;
- умение отвлекаться от всех качественных сторон предметов и явлений, сосредоточивая внимание только на количественных;
- умение делать доступные выводы и обобщения;
- обосновывать свои мысли.
Основные методы:
1.Словесный метод:
- Рассказ (специфика деятельности учёных математиков, физиков), беседа, обсуждение (информационных источников, готовых сборников);
- словесные оценки (работы на уроке, тренировочные и зачетные работы).
2.Метод наглядности:
- Наглядные пособия и иллюстрации.
3.Практический метод:
- Тренировочные упражнения;
- практические работы.
4.Объяснительно-иллюстративный:
- Сообщение готовой информации.
5.Частично-поисковый метод:
- Выполнение частичных заданий для достижения главной цели.
Преобладающие формы занятий – групповая и индивидуальная. Формы занятий младших школьников очень разнообразны: это тематические занятия, игровые уроки, конкурсы, викторины, соревнования. Используются нетрадиционные и традиционные формы: игры-путешествия, экскурсии по сбору числового материала, задачи на основе статистических данных по городу, сказки на математические темы, конкурсы газет, плакатов.
Мышление младших школьников в основном конкретное, образное, поэтому на занятиях кружка применение наглядности - обязательное условие. В зависимости от особенностей упражнений в качестве наглядности применяются рисунки, чертежи, краткие условия задач, записи терминов-понятий.
Участие детей в работе способствует воспитанию их общественной активности, которая выражается в организации и проведении экскурсий, в организации и оформлении математической газеты или уголка в газете, в создании математического уголка в классе, участие в конкурсах, викторинах и олимпиадах.
При реализации содержания данной программы расширяются знания, полученные детьми при изучении русского языка, математики, изобразительного искусства, литературы, окружающего мира, труда и т.д.
В условиях партнёрского общения обучающихся открываются реальные возможности для самоутверждения в преодолении проблем, возникающих в процессе деятельности людей, увлечённых общим делом.
Программа рассчитана на проведение занятий с детьми течение 2 лет обучения. Принимая активное участие, школьник тем самым раскрывает свои способности, самовыражается и самореализуется в общественно полезных и личностно значимых формах деятельности.
Ценностными ориентирами содержания данного являются:
– формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
– формирование интеллектуальных умений,;
– развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку;
формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
– привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
Описание места внеурочной деятельности в учебном плане.
Программа рассчитана на 33 часа в год (1 раз в неделю). Содержание кружка отвечает требованию к организации внеурочной деятельности, соответствует курсу. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную информацию.
Содержание обучения:
Введение в экологию.
Что такое экология?
Экология - наука, изучающая отношения живых организмов с окружающей средой, влияние человека на окружающую среду (греческ. "экос" - дом, "логос" - учение).
Сущность и значение экологии. Простейшие экологические связи: между живой и неживой природой, связи внутри живой природы, связи между природой и человеком. Рассматриваем экологические связи на примерах растений и животных родного края. Экскурсия в природу.
Природа, красота явлений природы.
Явления природы: снегопад, дождь, листопад, северное сияние, затмение луны и солнца. Неистовые вихри: циклоны, торнадо, смерчи, ураганы. Электричество в воздухе: молнии.
Полярное сияние - одно из чудес природы. Семицветная арка. Восход и закат солнца. Лавины.
Конкурс рисунков на тему «Осень»;
Неживая и живая природа. Путешествие по карте.
Секреты неживой природы.
Камни, песок, воздух, вода, почва. Пассаты-ветры, дующие всегда. Красота и гармония гор. Минералы. Сказочная красота камней (яшма, изумруды, малахит). Мир пещер их красота и многоликость. Карстовые пещеры. Соль Земли. Песок и глина. Вездесущий и многоликий кварц. Обычная вода, но это интересно! Беседа о твёрдой, жидкой и газообразной воде. Вода в быту. Экономия воды. Вода источник жизни на Земле. Озёра - это голубые глаза Земли. Чистая вода Байкала. Хранилища воды на суше. Как снег становится льдом. Во власти вечной мерзлоты.
Практическая работа (деятельность) - опыты с водой (живая вода, вода под микроскопом);
Ищем на карте пещеры, водопады - фото (или картинки)
Флора и фауна.
Растения разведчики недр. Зелёные кладоискатели. Многообразие растений на Земле, их предназначение. Растения в разные сезоны года. Водные растения, лекарственные и ядовитые растения. Растения паразиты и растения хищники. Удивительное в жизни растений.
Комнатные растения. Общие правила ухода за растениями. Деревья и кустарники, произрастающие в Воронежской области. Охрана растений Воронежской области.
Грибы съедобные и ядовитые. Грибы-паразиты.
Многообразие животного мира. Кто из животных самый быстрый? Какое животное живёт дольше всех? Почему льва называют царём зверей? Когда были одомашнены собаки? Удивительное в животной среде (притворство и отпугивание, превращения и брачные ритуалы). Тайны животных (массовые миграции, самоубийства китов).
Рыбы, особенности строения. Как дышат рыбы? Электрические рыбы. Могут ли рыбы жить без воды? Как рыбы летают? Знакомство с обитателями аквариума.
Птицы их красота и разнообразие. Как птицы находят путь домой? Почему сову называют мудрой? Какая из летающих птиц самая большая? А какая самая маленькая? Почему поют птицы? Изучение разнообразия птиц, зверей, рыб родного края.
Домашние животные их виды и приносимая человеку польза
Практическая деятельность:
Общие правила ухода за аквариумом и его обитателями, за млекопитающими, за птицами.
Работа с определителем растений.
Акции «Покорми птиц»
Изготовление кормушек, заготовка корма для птиц.
Видеосъемки на разные сюжеты.
Творческая работа «Самое удивительное животные»
Составление Красной книги животных и растений нашей местности.
Практическая работа по формированию навыков ухода за растениями в уголке природы.
Исследование: влияние освещенности на комнатные растения.
Просмотр видеофильмов.
«100 вопросов о человеческом организме»
Как мы растём? Как мы усваиваем пищу? Почему мы потеем? Почему мы испытываем жажду? Почему мы устаём? Что происходит, когда мы спим? Что вызывает сны? Как циркулирует кровь? Как определить группу крови? Что такое переливание крови? Что такое кожа? Почему кожа у людей разного цвета? Что такое веснушки? Из чего состоит глаз? Как мы различаем цвета? Как работает ухо. Что такое человеческие зубы? Почему у людей такие разные волосы? Седеют ли волосы от испуга? Из чего сделаны ногти? Есть ли одинаковые отпечатки пальцев? Как мы разговариваем? Как мы запоминаем? Почему мы плачем? Почему мы смеёмся? Что вызывает икоту? Что такое боль? Что такое простуда? От чего бывает жар? Вредные привычки (неправильное питание, не делаем зарядку и т.д.).
Правила здорового образа жизни.
Оказание первой помощи.
Досуговая деятельность.
Экологический театр (инсценировки эколог. сказок), КВНы, викторины, игры т.д.
Итоги работы объединения подводятся после каждого тематического изучения, которые принято заканчивать общественно полезными работами, природоохранительными акциями, конференциями, “Днем птиц”, “Днем Нептуна”, субботниками, пропагандой экологических знаний среди школьников; изготовлением стенгазет, коллажей, альманахов и т.п.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
Личностными результатами изучения данного факультативного курса являются:
- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного характера;
- развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
- воспитание чувства справедливости, ответственности;
- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные
Универсальные учебные действия:
- Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
- Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
- Анализировать правила игры.
- Действовать в соответствии с заданными правилами.
- Включаться в групповую работу.
- Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
- Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Предметные результаты
- Овладение основами логического мышления,
пространственного воображения. - Умения выполнять алгоритмы, исследовать, работать с таблицами, схемами, представлять, анализировать данные.
Критерии оценивания результатов освоения программы.
Виды контроля знаний
В данном случае для проверки уровня усвоения знаний учащимися могут быть использованы нестандартные виды контроля:
- участие в конкурсах, КВН, турнирах, олимпиадах;
- тестирование;
- соревнования.
Календарно-тематическое планирование
1 класс
№ | Тема | Кол-во часов | Дата |
1 | Понятие о природе, красоте природы. | 1 | |
2 | Человек, как природопользователь, потребляющий природу и по мере возможности восстанавливающий ее богатства | 1 | |
3 | Как вести себя на природе? | 1 | |
4 | Наблюдения за домашними питомцами. | 1 | |
5 | Братья наши меньшие | 1 | |
6 | Наши любимцы | 1 | |
7 | Пернатые друзья | 1 | |
8 | Перелётные птицы. | 1 | |
9 | «Поможем птицам». | 1 | |
10 | Путешествие в мир леса | 1 | |
11 | Сезонные изменения деревьев в природе. Особенности роста и развития деревьев. | 1 | |
12 | Лес и наше здоровье. Дары леса | 1 | |
13 | Викторина «Чей листик?» | 1 | |
14 | Красная книга - важная книга. | 1 | |
15 | Наблюдение за состоянием воды в природе. | 1 | |
16 | Интересное в неживой природе. | 1 | |
17 | Секреты неживой природы | 1 | |
18 | Комнатные растения Комнатные растения | 1 | |
19 | Наблюдение за комнатными растениями. Какие цветы в нашем доме? Условия выращивания. | 1 | |
20 | Цветы на празднике | 1 | |
21 | Загадки животного мира | 1 | |
22 | Жизнь на водоемах | 1 | |
23 | Рыбы. Рыбий язык | 1 | |
24 | Аквариумные рыбки | 2 | |
25 | Неуклюжий рак. Г де он зимует? | 1 | |
26 | Чья это хатка? | 1 | |
27 | Удивительный мир насекомых | 1 | |
28 | Бабочки, занесенные в Красную книгу | 1 | |
29 | Искусные строители: муравьи и пчелы. | 1 | |
30 | Мы исследуем почву. | 1 | |
31 | Лекарственные растения нашей местности | 1 | |
32 | Очищение окружающей среды | 1 | |
33 | Подведение итогов. | 1 |
Учебно-методическое сопровождение:
Список литературы для учителя
Основная литература
1. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников. - М.:2010.
2. Асмолова, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия. – М.:Просвещение, 2010, 119с.
3. Аверина, Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н.Г. Аверина // Нач. школа. – 2005 - №11 – С. 68-71
4. Бобкова, Н.Н. Окружающий мир: тематический тестовый контроль в начальной школе. Волгоград: Учитель, 2007. 152с.
5. Григорьев, Д.В., Степанов, П.В. Внеурочная деятельность школьников./ Методический конструктор. – М.: Просвещение, 2010, 223с.
6. Жарковская, Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях / Т.Г. Жарковская // Стандарты и мониторинг в образовании – 2003 - №3 – С. 9-12
7. Планируемые результаты начального общего образования / [Л. Л. Алексеева, С. В. Анащенкова, М. З. Биболетова и др.] ; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – М. : Просвещение, 2009. – 120 с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 9785090210584.
8.Чуракова, Р.Г. Программы по учебным предметам. Базисный план внеурочной деятельности (Текст): 1-4 кл.: в 2 ч.- М.: Академкнига/Учебник, 2011.- Ч. 1: 240 с.
Дополнительная литература
1.Кропочева, Т.Б. Дидактические игры на уроках природоведения.- Новокузнецк, 1997, 52с.
2. Кропочева ,Т.Б. Нетрадиционные уроки природоведения. Методическое пособие.- Новокузнецк: Изд.ИПК, 1999, 42с.
3.Ляшова, Н.Н. Разноуровневые проверочные и тестовые работы по естествознанию. 1-4 классы.-Ростов н/Д: изд-во «Феникс»,2003.- 448с.
4. Маханева, М.Д., Князева О.Л. Приобщение младших школьников к краеведению и истории России: Методическое пособие.- М.: АРКТИ, 2005.-72 с.
5.Молодова, Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. – журнал «Начальная школа» №10, 2005.
6.Рыжова, Н.А. Не просто сказки (экологические рассказы, сказки, праздники). – журнал «Начальная школа», 1998, №10.
7.Тарабарина, Т.И. И учеба и игра: Природоведение. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: «Академия развития», 1997.-240 с.
8.Цветкова, И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты.- Ярославль: «Академия развития», 1997.-192 с.
Список литературы для обучающихся
Основная литература
1.Калугин, М.А. После уроков. Ребусы, кроссворды, головоломки.- Ярославль: «Академия развития», 1998, 192с.
2.Кропочева, Т.Б. Родной край: Учебное пособие для учащихся начальных классов.- Новокузнецк: Изд-во КузГПА, 2006.- 126с.