Материалы МО
Обучение выразительному чтению лирических стихотворений в начальной школе.
Среди произведений всех литературных жанров по чтению, особое место занимают лирические стихотворения.
Стихотворная речь – это сложная система, языковое целое, устойчивый комплекс, характеризующийся особым содержанием и формой.
При работе с лирическим произведением в начальной школе учащиеся знакомятся со следующими представлениями и понятиями: стихотворная речь, рифма, стихотворная строка, строфа, герой стихотворения.
Строки у стихотворения короткие, они рифмуются. Наличие рифмы - характерная особенность стихотворной речи, отличающей ее от других эпических форм. Строфы имеют разные структуры: они состоят их двух, трех, четырех и более строк. Соответственно они называются двустишиями, трехстишиями и т.д.
. При первичном восприятии читать лирическое произведение должен сам учитель.
Важно:
понять содержание (ответить на вопрос: о чем это произведение?) - увидеть внешнюю сторону образа;
вникнуть в смысл (ответить на вопрос: какую важную мысль высказал в тексте автор?) - понять внутреннюю (глубинную) сторону образа;
найти языковые средства, приемы, способы создания образа (ответить на вопрос: как «сделан» образ?). Необходимо обращать внимание на значение отдельных слов (не оставлять не понятым ни одного слова в тексте, иначе не будет осмыслен весь текст целиком); на соединение слов между собой; на порядок слов; на знаки препинания. При анализе лирических произведений используют такие приемы, как рисование словесных картин, работа над отдельными тропами, а также над выразительным чтением произведения.
Слово «лирика» образовано от древнегреческого названия музыкального предмета лиры, под аккомпонимет которой исполнялись (пелись) словесные произведения. Лирика – (от греч. lyricos – поющий под звуки лиры) – один из трех видов художественной литературы наряду с эпосом и драмой. В лирике отражается внутренний мир человека.
Лирика чаще всего проявляется в стихотворной форме – стихотворении.
Стихотворение - это небольшое литературное произведение, написанное стихами.
Следует выделить и такую особенность стиха, как его повышенную эмоциональность, которая имеет выражение в эмоционально окрашенной интонационной системе. Особую роль в строении стиха играет его размер, выбранный автором для написания. В начальной школе оно не даётся или же просто изучается как ознакомление.
1. Хорей- это стопа с первым ударным слогом. Стопа- деление на 2- 3 слога.
По дороге зимней скучной
Тройка борзая бежит
Стихи, написанные хореем, окрашены в очень оживлённый весёлый тон, но к бодрому тону может примешиваться и грустный оттенок.
2. Ямб - двусложная с ударением на два слога.
3. Трёхсложная стопа. 3-хсложная стопа с ударением на первом слоге - это дактиль.
Стихотворение, построенное дактилем, течёт плавно, медленно, с некоторой величественностью.
4. Трёхсложная стопа с ударением на втором слоге это- амфибрахий.
5. Ударение на 3 слоге- анапест.
Его характер порывен, стремителен.
Рифмы бывают трёх видов.
Мужская рифма - это последний слог ударный.
Женская рифма - это последний слог неударный.
Дактилический - два последних слога неударные.
Строфа - это стихотворные строки, объединённые общей системой рифмовки.
Выбор языковых средств строения стиха позволяет глубже передать чувства и эмоции, напоминающие душу автора. А использование языковых изобразительных средств, делает их более яркими, глубокими, красивыми. К языковым изобразительным средствам языка, которые изучаются в начальных классах, относятся: эпитеты, сравнения, метафора, олицетворение.
Сравнения - обороты речи соединённые союзами как, словно, будто:
… « Носит одуванчик, жёлтый сарафанчик…
… « Передо мною белый гриб, стоял как вежливый ребёнок…»
Метафора - перенесение с одного предмета на другой.
Пример: солнышко улыбнулось, в листьях вялых и сонных загорелый подсолнух.
Эпитет - слова, определяющие характерные признаки предметов.
« Закружилась листва золотая в розоватой воде на пруду…»
« Милая, добрая, старая, нежная с думами грустными…»
Олицетворение - неживые предметы выступают как живые
…Месяц, всадник унылый уронил повода…
… Проплясал, проплакал дождь весенний..
Знание языковых средств построения стихов, и изобразительных средств, ещё не говорит о том, что ребёнок может читать выразительно.
Выразительное чтение- это совокупность правильного употребления техники чтения.
Дыхание - является основой, базой речеобразования. Различают дыхание обычное - вдох, выдох, остановка; фонационное ( звукообразовательное) - вдох, остановка, выдох.
Чтобы научиться распределять дыхание, надо научиться выполнять следующие требования:
- вдыхать глубоко носом и ртом
- вдыхать бесшумно незаметно
- не перебирать дыхание при вдохе
- не задерживать дыхание в паузах
Правильное фонационное дыхание состоит в умении незаметно пополнять и экономно расходовать запас воздуха.
Голос. различают голоса сильные и слабые, высокие - низкие, чистые - нечистые, звонкие - глухие, визжащие - ворчащие и т. д.
Развитию голоса способствуют речевые гимнастики.
Пример:
1.Призноси слоги пра, пры, при, кру, кре, - а) в средней тональности, б) очень тихо, в) очень громко, г) как медвежонок, д.) как зайчик пищит.
2.Бросаем /З./ так чтобы он летел далеко, а левой рукой ловим / с /.
З С С З
А О О А
Различные виды речевых и дыхательных гимнастик и упражнений
Дикция. Произношение чистое, чёткое, разборчивое, со строгим соблюдением орфоэпических норм, правил литературного произношения и ударения - это всё и включает в себя понятие дикции.
Для формирования такого произношения хорошо использовать чистоговорки.
Логические паузы. Различают паузы логические, психологические, физиологические, ритмические… Паузы делают речь естественной, чёткой, выразительной.
Ритмические ставятся в конце каждой стихотворной строки.
Психологические паузы ставятся: 1) перед словами, передающими напряжение, необычное состояние, неожиданное действие «… вот - вот сейчас, сверкнув, раскину крылья/ и улечу/. / А.А. Фет « Бабочка» 3кл./
Логические ударения.
Логическим ударением обычно выделяются следующие категории слов и словосочетаний: 1) новые понятия, явления, действующие лица, о которых говорится впервые: « О Киев - град, где с верою/ святою,… ( И. И. Козлов).
2) слова, содержащие противопоставления: « Только с бурей поборолась
Глядь! Опять в лучах горит».
В. Г. Бенедиктов.
Темп. Важным средством логической выразительности является скорость речи - темп. Он замедляется, либо ускоряется за счёт растяжения или уплотнения времени, необходимого для произношения слов и осуществления пауз
Логическая мелодия. Повышениями и понижениями голоса, увеличением и уменьшением его громкости и силы, ускорением и замедлением темпа создается логическая мелодия фразы или её части, звена, перепада. С логической мелодией связаны паузы, расчленяющие текст на части. Логическая мелодия в большей степени определяется знаками препинания.
Партитурные знаки, которыми должен владеть учащийся начальных классов:
1. _________ логическое ударение
2. / пауза короткая
// пауза длинная
3 . повышение, понижение голоса
4 . монотон
5 . при ударном слове
Как строится процесс работы над лирическим стихотворением
Работа начинается с подготовки учащихся к восприятию лирического стихотворения. На этом этапе решаются конкретные задачи: настроить детей на восприятие текста, вызвать в их сознании и воображении образы и картины.
Этапы работы над лирическим стихотворением
I этап
Первое чтение лирического стихотворения.
Учебная задача этого этапа: донести до детей содержание этого стихотворения, вызвать эмоциональный отклик на прочитанное. Наиболее целесообразный методический прием – выразительное чтение стихотворения учителем.
II этап
Следующий этап работы с текстом – проверка впечатлений, возникших у учащихся в результате знакомства с текстом.
Учебная задача: выявить, какие чувства испытали дети, слушая текст этого стихотворения. Для решения этой задачи используется беседа, основанная на впечатлениях учеников.
III этап
Повторное чтение стихотворения.
Учебная задача: дать детям возможность самостоятельно поработать с текстом стихотворения, не спеша прочитать про себя и отметить карандашом слова и выражения, значение которых им непонятно.
IV этап
Анализ лирического стихотворения.
Учебная задача: способствовать пониманию учащимися текста, углубить образные представления, возникшие в воображении учеников при знакомстве с текстом. Для этого используется выборочное чтение отдельного абзаца, строчек. Необходимо обратить внимание на образные средства языка (эпитеты, метафоры, сравнения и т.д.).
Требуется специальная работа над основными компонентами интонации.
При работе над темпом речи расставляются паузы, логические ударения. При расстановке логических ударений в тексте стихотворений, необходимо поставить перед детьми задачу: найти в каждой строке слова или сочетания слов, которые будем выделять голосом при чтении.
V этап
- Своеобразный итог, завершение всей работы, конкурс на лучшее исполнение.
- Учебная задача: увидеть результаты работы.
Работа над лирическим стихотворением, построенная таким образом, поможет решить следующие задачи:
- Вовлечение детей в активный творческий поиск верной интонации чтения текста.
- Развитие творческого воображения детей.
- Создание такой атмосферы в классе, когда все включены в дискуссию.
- Появление у детей желания прочитать лучше, выразительнее, чем в прошлый раз.
- Преодоление пассивности детей.
Чтение каждого ученика сопровождается оценкой, анализом, в котором участвует весь класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Обучение выразительному чтению | 29.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад
«Обучение выразительному чтению лирических стихотворений в начальной школе»
Обучение выразительному чтению лирических стихотворений в начальной школе.
Среди произведений всех литературных жанров по чтению, особое место занимают лирические стихотворения.
Стихотворная речь – это сложная система, языковое целое, устойчивый комплекс, характеризующийся особым содержанием и формой.
При работе с лирическим произведением в начальной школе учащиеся знакомятся со следующими представлениями и понятиями: стихотворная речь, рифма, стихотворная строка, строфа, герой стихотворения.
Строки у стихотворения короткие, они рифмуются. Наличие рифмы - характерная особенность стихотворной речи, отличающей ее от других эпических форм. Строфы имеют разные структуры: они состоят их двух, трех, четырех и более строк. Соответственно они называются двустишиями, трехстишиями и т.д.
. При первичном восприятии читать лирическое произведение должен сам учитель.
Важно:
понять содержание (ответить на вопрос: о чем это произведение?) - увидеть внешнюю сторону образа;
вникнуть в смысл (ответить на вопрос: какую важную мысль высказал в тексте автор?) - понять внутреннюю (глубинную) сторону образа;
найти языковые средства, приемы, способы создания образа (ответить на вопрос: как «сделан» образ?). Необходимо обращать внимание на значение отдельных слов (не оставлять не понятым ни одного слова в тексте, иначе не будет осмыслен весь текст целиком); на соединение слов между собой; на порядок слов; на знаки препинания. При анализе лирических произведений используют такие приемы, как рисование словесных картин, работа над отдельными тропами, а также над выразительным чтением произведения.
Слово «лирика» образовано от древнегреческого названия музыкального предмета лиры, под аккомпонимет которой исполнялись (пелись) словесные произведения. Лирика – (от греч. lyricos – поющий под звуки лиры) – один из трех видов художественной литературы наряду с эпосом и драмой. В лирике отражается внутренний мир человека.
Лирика чаще всего проявляется в стихотворной форме – стихотворении.
Стихотворение - это небольшое литературное произведение, написанное стихами.
Следует выделить и такую особенность стиха, как его повышенную эмоциональность, которая имеет выражение в эмоционально окрашенной интонационной системе. Особую роль в строении стиха играет его размер, выбранный автором для написания. В начальной школе оно не даётся или же просто изучается как ознакомление.
1. Хорей- это стопа с первым ударным слогом. Стопа- деление на 2- 3 слога.
По дороге зимней скучной
Тройка борзая бежит
Стихи, написанные хореем, окрашены в очень оживлённый весёлый тон, но к бодрому тону может примешиваться и грустный оттенок.
2. Ямб - двусложная с ударением на два слога.
3. Трёхсложная стопа. 3-хсложная стопа с ударением на первом слоге - это дактиль.
Стихотворение, построенное дактилем, течёт плавно, медленно, с некоторой величественностью.
4. Трёхсложная стопа с ударением на втором слоге это- амфибрахий.
5. Ударение на 3 слоге- анапест.
Его характер порывен, стремителен.
Рифмы бывают трёх видов.
Мужская рифма - это последний слог ударный.
Женская рифма - это последний слог неударный.
Дактилический - два последних слога неударные.
Строфа - это стихотворные строки, объединённые общей системой рифмовки.
Выбор языковых средств строения стиха позволяет глубже передать чувства и эмоции, напоминающие душу автора. А использование языковых изобразительных средств, делает их более яркими, глубокими, красивыми. К языковым изобразительным средствам языка, которые изучаются в начальных классах, относятся: эпитеты, сравнения, метафора, олицетворение.
Сравнения - обороты речи соединённые союзами как, словно, будто:
… « Носит одуванчик, жёлтый сарафанчик…
… « Передо мною белый гриб, стоял как вежливый ребёнок…»
Метафора - перенесение с одного предмета на другой.
Пример: солнышко улыбнулось, в листьях вялых и сонных загорелый подсолнух.
Эпитет - слова, определяющие характерные признаки предметов.
« Закружилась листва золотая в розоватой воде на пруду…»
« Милая, добрая, старая, нежная с думами грустными…»
Олицетворение - неживые предметы выступают как живые
…Месяц, всадник унылый уронил повода…
… Проплясал, проплакал дождь весенний..
Знание языковых средств построения стихов, и изобразительных средств, ещё не говорит о том, что ребёнок может читать выразительно.
Выразительное чтение- это совокупность правильного употребления техники чтения.
Дыхание - является основой, базой речеобразования. Различают дыхание обычное - вдох, выдох, остановка; фонационное ( звукообразовательное) - вдох, остановка, выдох.
Чтобы научиться распределять дыхание, надо научиться выполнять следующие требования:
- вдыхать глубоко носом и ртом
- вдыхать бесшумно незаметно
- не перебирать дыхание при вдохе
- не задерживать дыхание в паузах
Правильное фонационное дыхание состоит в умении незаметно пополнять и экономно расходовать запас воздуха.
Голос. различают голоса сильные и слабые, высокие - низкие, чистые - нечистые, звонкие - глухие, визжащие - ворчащие и т. д.
Развитию голоса способствуют речевые гимнастики.
Пример:
1.Призноси слоги пра, пры, при, кру, кре, - а) в средней тональности, б) очень тихо, в) очень громко, г) как медвежонок, д.) как зайчик пищит.
2.Бросаем /З./ так чтобы он летел далеко, а левой рукой ловим / с /.
З С С З
А О О А
Различные виды речевых и дыхательных гимнастик и упражнений
Дикция. Произношение чистое, чёткое, разборчивое, со строгим соблюдением орфоэпических норм, правил литературного произношения и ударения - это всё и включает в себя понятие дикции.
Для формирования такого произношения хорошо использовать чистоговорки.
Логические паузы. Различают паузы логические, психологические, физиологические, ритмические… Паузы делают речь естественной, чёткой, выразительной.
Ритмические ставятся в конце каждой стихотворной строки.
Психологические паузы ставятся: 1) перед словами, передающими напряжение, необычное состояние, неожиданное действие «… вот - вот сейчас, сверкнув, раскину крылья/ и улечу/. / А.А. Фет « Бабочка» 3кл./
Логические ударения.
Логическим ударением обычно выделяются следующие категории слов и словосочетаний: 1) новые понятия, явления, действующие лица, о которых говорится впервые: « О Киев - град, где с верою/ святою,… ( И. И. Козлов).
2) слова, содержащие противопоставления: « Только с бурей поборолась
Глядь! Опять в лучах горит».
В. Г. Бенедиктов.
Темп. Важным средством логической выразительности является скорость речи - темп. Он замедляется, либо ускоряется за счёт растяжения или уплотнения времени, необходимого для произношения слов и осуществления пауз
Логическая мелодия. Повышениями и понижениями голоса, увеличением и уменьшением его громкости и силы, ускорением и замедлением темпа создается логическая мелодия фразы или её части, звена, перепада. С логической мелодией связаны паузы, расчленяющие текст на части. Логическая мелодия в большей степени определяется знаками препинания.
Партитурные знаки, которыми должен владеть учащийся начальных классов:
1. _________ логическое ударение
2. / пауза короткая
// пауза длинная
3. повышение, понижение голоса
4. монотон
5. при ударном слове
Как строится процесс работы над лирическим стихотворением
Работа начинается с подготовки учащихся к восприятию лирического стихотворения. На этом этапе решаются конкретные задачи: настроить детей на восприятие текста, вызвать в их сознании и воображении образы и картины.
Этапы работы над лирическим стихотворением
I этап
Первое чтение лирического стихотворения.
Учебная задача этого этапа: донести до детей содержание этого стихотворения, вызвать эмоциональный отклик на прочитанное. Наиболее целесообразный методический прием – выразительное чтение стихотворения учителем.
II этап
Следующий этап работы с текстом – проверка впечатлений, возникших у учащихся в результате знакомства с текстом.
Учебная задача: выявить, какие чувства испытали дети, слушая текст этого стихотворения. Для решения этой задачи используется беседа, основанная на впечатлениях учеников.
III этап
Повторное чтение стихотворения.
Учебная задача: дать детям возможность самостоятельно поработать с текстом стихотворения, не спеша прочитать про себя и отметить карандашом слова и выражения, значение которых им непонятно.
IV этап
Анализ лирического стихотворения.
Учебная задача: способствовать пониманию учащимися текста, углубить образные представления, возникшие в воображении учеников при знакомстве с текстом. Для этого используется выборочное чтение отдельного абзаца, строчек. Необходимо обратить внимание на образные средства языка (эпитеты, метафоры, сравнения и т.д.).
Требуется специальная работа над основными компонентами интонации.
При работе над темпом речи расставляются паузы, логические ударения. При расстановке логических ударений в тексте стихотворений, необходимо поставить перед детьми задачу: найти в каждой строке слова или сочетания слов, которые будем выделять голосом при чтении.
V этап
- Своеобразный итог, завершение всей работы, конкурс на лучшее исполнение.
- Учебная задача: увидеть результаты работы.
Работа над лирическим стихотворением, построенная таким образом, поможет решить следующие задачи:
- Вовлечение детей в активный творческий поиск верной интонации чтения текста.
- Развитие творческого воображения детей.
- Создание такой атмосферы в классе, когда все включены в дискуссию.
- Появление у детей желания прочитать лучше, выразительнее, чем в прошлый раз.
- Преодоление пассивности детей.
Чтение каждого ученика сопровождается оценкой, анализом, в котором участвует весь класс.