Материалы МО
Влияние экологического воспитания на духовно-нравственное развитие школьника
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) определяет духовно-нравственное развитие и воспитание школьников первостепенной задачей современной образовательной системы.
Задачи духовно-нравственного воспитания:
— формирование основ гражданской идентичности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа;
— воспитание в каждом ученике трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
— воспитание нравственных качеств личности;
— освоение учащимися основных социальных ролей, моральных и этических норм;
— приобщение детей к культурным традициям своего народа, общечеловеческим ценностям.
Основные направления духовно-нравственного воспитания:
- нравственное;
- патриотическое;
- экологическое;
- трудовое;
- эстетическое;
- здоровьесберегающее.
Одним из основных направлений в духовно-нравственном развитии детей является экологическое воспитание.
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ — это система мер, направленная на формирование у них отзывчивого и бережного отношения к живой природе, навыков, умений и способностей оказывать ей практическую помощь, принимать во внимание возможные негативные последствия своего взаимодействия с живыми объектами.
Слайд 2
Экологическое воспитание и нравственное воспитание – два неразрывно связанных, взаимодополняющих педагогических процесса.
Цель экологического воспитания:
формирование у детей бережного отношения к окружающей среде, которое строится на основе экологического сознания.
(Слайд 3)
Задачи экологического воспитания:
- Расширение и систематизация экологических представлений школьников.
- Формирование навыков постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов.
- Формирование навыков заботливого отношения к объектам живой и неживой природы, к месту, в котором живёшь.
- Развитие способности воспринимать эстетическую ценность природы и выражать в творчестве полученные впечатления.
- Развитие любознательности, творческого потенциала, фантазии и воображения.
Цель экологического воспитания школьников реализуется на основе принципов: (Слайд 6)
1.Гуманизации - развитие у детей оправданных нравственно - экологических норм поведения, воспитания доброты, сочувствия, справедливости, отзывчивости, сострадания, гражданской ответственности через активные природоохранные действия, самостоятельную исследовательскую работу;
2. заинтересованности детей - предполагает разработку содержания и форм организации учебно-воспитательного процесса, стимулирующего возникновение мотивации к познанию и самооценке в процессе деятельности;
3. комплексности - предполагает использование всего арсенала педагогических методов и приемов, позволяющих полностью раскрыть содержание предмета;
4. непрерывности и преемственности исходят из необходимости постепенного наращивания экологических знаний и передачи информации от старших к младшим;
5. наглядности - наиболее ярко реализуется на экологической тропе, так как природные объекты и комплексы дают возможность познакомить детей с важнейшими природными процессами, экологическими связями, взаимодействием человека и природы.
6. региональности - исходит из целесообразности экологического воспитания и образования на примере места проживания учащихся.
Процесс нравственного и духовного воспитания – важная задача педагогики в современном мире, где первое место занимает вопрос о формировании у детей представлений о нормах морали, об отношении людей не только друг к другу, но и к природе, животным и целому миру.
Экологическое воспитание является главным направлением в работе нашей школы, конечной целью является формирование нравственно-экологической культуры – видеть красоту животных и растений, создавать благоприятные условия для их жизни, сохранить и приумножить природные объекты, проявлять правильное отношение к окружающей природе.
У полюбившего природу ребенка не возникнет желание бездумно рвать цветы, обижать животных, разрушать гнезда птиц.
Именно природа способствует формированию не только нравственности, но и духовности ребенка, способного к сопереживанию и пониманию добра и зла. Чтобы научить ребенка видеть красоту природы, педагог сам должен уметь жить в гармонии с природой, таким образом, дети будут брать с него пример.
Доходчиво и ненавязчиво сформировать у ребенка экологическое сознание, ценность природы, окружающей среды, родной земли – вот что является задачей школы.
Для достижения этих задач используются различные методы и формы:
– экологические занятия;
– экологические экскурсии;
– экологические конкурсы;
– обсуждение и проигрывание ситуаций;
– трудовой десант;
– экологические праздники;
- экологические игры (дидактические, сюжетно-ролевые, игры – путешествия, квест-игры);
– экологические сказки;
– инсценировки;
- экологические акции.
Занятия:
- «Природа и ее загадки»
- «Ребятам о зверятах»
- «Интересное путешествие капельки».
- «Строительство экологического города»
- «Как рождается река?»
- «Экскурсия в парк, к водоему»
- «Мой город»
Развлечения:
- «Мы друзья природы»
- «Земля – наш общий дом»
- «Птицы и животные – наши друзья»
- «Мы знаем и любим природу» .
Экологические игры:
- «Природа и я»
- «Кто где живет»
- «Когда это бывает»
- «Узнай на вкус» (запах)
Экологические акции:
- «Берегите природу»
- «Экологические знаки»
- «Покормите птиц зимой»
- «Бумажный бум»
- «Скворечники для птиц»
- «Посади дерево»
Конкурсы рисунков, плакатов, поделок на экологическую тематику.
Все эти мероприятия проводятся в нашей школе.
Дети принимают участие в творческих конкурсах: школьных, городских, республиканских на темы: экология, энергосбережение, экоелка, этноелка и другие.
(Слайды 9,10)
- Показ твор. работ детей по экологии
- Теневого театра с бурятской сказкой «Как собака искала хозяина - друга».
При подготовке к выступлению проведена большая предварительная работа: изготовление атрибутов, экрана. Атрибуты для спектакля готовили с детьми, также привлекали родителей, логопеда для заучивания текста, учили детей управлять фигурами.
В сказке использован региональный компонент, экологическое и нравственное воспитание.
Такая совместная деятельность сплачивает детский коллектив, развивает такие качества как: доброта, дружелюбие, взаимопонимание, взаимопомощь, ответственность за общее дело, дети получили положительные эмоции.
Основой экологического воспитания как одного из направлений духовно-нравственного воспитания должно стать, прежде всего, познание родного края. Оно, то жизненное пространство, которое формирует самосознание личности. Мой дом, моя улица, мой район, моя малая Родина, моя Россия - вот этапы взросления творческой личности.
Экологически воспитанная личность, зная какой вред природе приносят те или иные действия, формирует свое отношение к этим действиям и решает для себя вопрос о их правомерности. Если человек экологически воспитан, то нормы и правила экологического поведения будут иметь под собой твердое основание и станут убеждениями этого человека. Правильно используя различные методы воспитания педагоги смогут сформировать экологически грамотную и духовно - воспитанную личность. Нормы экологического поведения закрепляются в деятельности, организованной во внеклассной и внешкольной работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Экологическое воспитание | 21.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад
«Влияние экологического воспитания на духовно-нравственное развития школьников»
Влияние экологического воспитания на духовно-нравственное развитие школьника
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) определяет духовно-нравственное развитие и воспитание школьников первостепенной задачей современной образовательной системы.
Задачи духовно-нравственного воспитания:
— формирование основ гражданской идентичности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа;
— воспитание в каждом ученике трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
— воспитание нравственных качеств личности;
— освоение учащимися основных социальных ролей, моральных и этических норм;
— приобщение детей к культурным традициям своего народа, общечеловеческим ценностям.
Основные направления духовно-нравственного воспитания:
- нравственное;
- патриотическое;
- экологическое;
- трудовое;
- эстетическое;
- здоровьесберегающее.
Одним из основных направлений в духовно-нравственном развитии детей является экологическое воспитание.
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ — это система мер, направленная на формирование у них отзывчивого и бережного отношения к живой природе, навыков, умений и способностей оказывать ей практическую помощь, принимать во внимание возможные негативные последствия своего взаимодействия с живыми объектами.
Слайд 2
Экологическое воспитание и нравственное воспитание – два неразрывно связанных, взаимодополняющих педагогических процесса.
Цель экологического воспитания:
формирование у детей бережного отношения к окружающей среде, которое строится на основе экологического сознания.
(Слайд 3)
Задачи экологического воспитания:
- Расширение и систематизация экологических представлений школьников.
- Формирование навыков постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов.
- Формирование навыков заботливого отношения к объектам живой и неживой природы, к месту, в котором живёшь.
- Развитие способности воспринимать эстетическую ценность природы и выражать в творчестве полученные впечатления.
- Развитие любознательности, творческого потенциала, фантазии и воображения.
Цель экологического воспитания школьников реализуется на основе принципов: (Слайд 6)
1.Гуманизации - развитие у детей оправданных нравственно - экологических норм поведения, воспитания доброты, сочувствия, справедливости, отзывчивости, сострадания, гражданской ответственности через активные природоохранные действия, самостоятельную исследовательскую работу;
2. заинтересованности детей - предполагает разработку содержания и форм организации учебно-воспитательного процесса, стимулирующего возникновение мотивации к познанию и самооценке в процессе деятельности;
3. комплексности - предполагает использование всего арсенала педагогических методов и приемов, позволяющих полностью раскрыть содержание предмета;
4. непрерывности и преемственности исходят из необходимости постепенного наращивания экологических знаний и передачи информации от старших к младшим;
5. наглядности - наиболее ярко реализуется на экологической тропе, так как природные объекты и комплексы дают возможность познакомить детей с важнейшими природными процессами, экологическими связями, взаимодействием человека и природы.
6. региональности - исходит из целесообразности экологического воспитания и образования на примере места проживания учащихся.
Процесс нравственного и духовного воспитания – важная задача педагогики в современном мире, где первое место занимает вопрос о формировании у детей представлений о нормах морали, об отношении людей не только друг к другу, но и к природе, животным и целому миру.
Экологическое воспитание является главным направлением в работе нашей школы, конечной целью является формирование нравственно-экологической культуры – видеть красоту животных и растений, создавать благоприятные условия для их жизни, сохранить и приумножить природные объекты, проявлять правильное отношение к окружающей природе.
У полюбившего природу ребенка не возникнет желание бездумно рвать цветы, обижать животных, разрушать гнезда птиц.
Именно природа способствует формированию не только нравственности, но и духовности ребенка, способного к сопереживанию и пониманию добра и зла. Чтобы научить ребенка видеть красоту природы, педагог сам должен уметь жить в гармонии с природой, таким образом, дети будут брать с него пример.
Доходчиво и ненавязчиво сформировать у ребенка экологическое сознание, ценность природы, окружающей среды, родной земли – вот что является задачей школы.
Для достижения этих задач используются различные методы и формы:
– экологические занятия;
– экологические экскурсии;
– экологические конкурсы;
– обсуждение и проигрывание ситуаций;
– трудовой десант;
– экологические праздники;
- экологические игры (дидактические, сюжетно-ролевые, игры – путешествия, квест-игры);
– экологические сказки;
– инсценировки;
- экологические акции.
Занятия:
- «Природа и ее загадки»
- «Ребятам о зверятах»
- «Интересное путешествие капельки».
- «Строительство экологического города»
- «Как рождается река?»
- «Экскурсия в парк, к водоему»
- «Мой город»
Развлечения:
- «Мы друзья природы»
- «Земля – наш общий дом»
- «Птицы и животные – наши друзья»
- «Мы знаем и любим природу» .
Экологические игры:
- «Природа и я»
- «Кто где живет»
- «Когда это бывает»
- «Узнай на вкус» (запах)
Экологические акции:
- «Берегите природу»
- «Экологические знаки»
- «Покормите птиц зимой»
- «Бумажный бум»
- «Скворечники для птиц»
- «Посади дерево»
Конкурсы рисунков, плакатов, поделок на экологическую тематику.
Все эти мероприятия проводятся в нашей школе.
Дети принимают участие в творческих конкурсах: школьных, городских, республиканских на темы: экология, энергосбережение, экоелка, этноелка и другие.
(Слайды 9,10)
- Показ твор. работ детей по экологии
- Теневого театра с бурятской сказкой «Как собака искала хозяина - друга».
При подготовке к выступлению проведена большая предварительная работа: изготовление атрибутов, экрана. Атрибуты для спектакля готовили с детьми, также привлекали родителей, логопеда для заучивания текста, учили детей управлять фигурами.
В сказке использован региональный компонент, экологическое и нравственное воспитание.
Такая совместная деятельность сплачивает детский коллектив, развивает такие качества как: доброта, дружелюбие, взаимопонимание, взаимопомощь, ответственность за общее дело, дети получили положительные эмоции.
Основой экологического воспитания как одного из направлений духовно-нравственного воспитания должно стать, прежде всего, познание родного края. Оно, то жизненное пространство, которое формирует самосознание личности. Мой дом, моя улица, мой район, моя малая Родина, моя Россия - вот этапы взросления творческой личности.
Экологически воспитанная личность, зная какой вред природе приносят те или иные действия, формирует свое отношение к этим действиям и решает для себя вопрос о их правомерности. Если человек экологически воспитан, то нормы и правила экологического поведения будут иметь под собой твердое основание и станут убеждениями этого человека. Правильно используя различные методы воспитания педагоги смогут сформировать экологически грамотную и духовно - воспитанную личность. Нормы экологического поведения закрепляются в деятельности, организованной во внеклассной и внешкольной работе.