Главные вкладки
Материалы МО
ИГРОВЫЕ И РАЗВИВАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Игра практически всегда была неотъемлемой частью жизни человека, использовалась с целью нравственного воспитания, усвоения правил и норм сложнейших человеческих отношений в социуме, психического и физического развития подрастающего поколения. Основная функция игры заключается в том, что игра снимает напряжение эмоционального состояния ребенка, предоставляя ему неподдельные чувства радости и удовлетворения. Через игру ребенок познает окружающий мир, налаживает эмоциональный контакт со сверстниками и взрослыми. Игра является средством развития интеллекта, формирования психических процессов, свободного проявления фантазии и творческой самореализации, приобретения сноровки, ловкости, быстроты реакций и многое другое. Эти воспитательные и развивающие потенциалы игры широко используются педагогами-психологами и педагогами-практиками во внеучебной деятельности в школе для целенаправленного интенсивного воздействия на формирование и развитие личности ребенка. Кроме того, в игровой деятельности формируются умения действовать по правилам, развиваются чувства сопереживания и готовности помочь.
Анализ источников научной и методической литературы показал, что в практике внеучебной воспитательной работы в школе педагогами используются физические (подвижные игры для тела), интеллектуально-развивающие (игры для ума), дидактические (обучающие игры, театрализованная деятельность, конкурсы, аукционы), социальные (сюжетно-ролевые и деловые игры), психокоррекционные игры (тренинговые, психотерапевтические упражнения). По мере включения в игру, ребенок овладевает определенными умениями, присущими любой деятельности: учится ставить цель, планировать, добиваться результата. Затем он переносит эти умения в другие виды деятельности - в учебную, трудовую.
Деятельность в играх благоприятно влияет на кору головного мозга, она образует как временные положительные, так и отрицательные связи, увеличивает подвижность нервных процессов. Это положительно влияет на усвоение тактических действий. Также подвижные игры воспитывают волю, дисциплинированность, выдержку, ловкость, быстроту. Подвижные игры помогают сплотиться детям, найти общий язык друг с другом.
Двигательные действия в подвижных играх разнообразны. Некоторые действия требуют быстроты, ловкости, силы или другие физические качества. Они могут быть ритмическими, выполняться в виде двигательных задач. В игры можно включить небольшие пробежки, метания в цель и на дальность, преодоление препятствий, можно включить действия, требующие применять разнообразные движения, которые были приобретены в процессе специальной физической подготовки.
У интеллектуально-развивающих игр много возможностей, применяемых в воспитательной работе в внеучебный период времени для стимулирования воображения, фантазии детей, а значит и детского творчества. Есть множество интеллектуально-развивающих игр, направленных на развитие способности быстро устанавливать разнообразные, иногда совсем неожиданные, связи между привычными предметами, творчески создавать новые целостные образы из отдельных разрозненных элементов. Например, игры «Поиск общего», «Исключи лишнее», «Логические задачи», «Анаграммы», «Поиск аналогов», «Собери фигуру из элементов», «Фантастические кляксы», «Неизвестная планета» и др., которые направлены на создание новых образов, идей, на развитие у детей способности создавать в воображении и отражать образы предметов на основе схематических изображений, характерных отдельных деталей предметов и т.д. Такие игры развивают ум, хитрость, логику. Дети демонстрируют свои способности, учатся думать и мыслить, а главное в таких играх хорошо формируется воображение.
К интеллектуально-развивающим играм также относятся викторины, аттракционы, конкурсы и т.д. Принцип викторины - назвать, угадать, продолжить, перечислить. Вопросы могут быть составлены на одну тему и быть различными по содержанию. Они наиболее просты в организации и проведении, позволяют вовлечь наибольшее количество ребят. Во всех случаях вопросы рассчитываются на средний и даже немного ниже среднего уровня эрудиции. Игры викторины нравятся детям, они заинтересованы в решении заданий. Данный вид игры можно проводить как наедине с ребенком, так и в группе. Если проводить в группе, то дети учатся не только играть, но также и взаимодействовать друг с другом, отрабатывают навык общения. Детей приводит в восторг также игры – аттракционы, конкурсы. Данные игры состоят из коротких упражнений и игр, и позволяют участникам проявить свою быстроту, фантазию, креативность, ловкость. Во время проведения игр – аттракционов, конкурсов, участники выполняют упражнения по очереди и нетрудно выявить тех, кто лучше других справляется с заданиями.
Особенностью проведения сюжетно-ролевых игр во внеурочной деятельности в начальной школе являются воображаемые ситуации, в которых разыгрывается какая-либо ситуация, поведение человека в этой обстановке. Здесь школьник должен мобилизовать весь свой опыт, знания, навыки, суметь вжиться в образ определенного лица или героя, понять его действия, оценить обстановку и найти правильную линию поведения. Основная задача сюжетно-ролевых игр - научить школьника ориентироваться в различных обстоятельствах, давать объективную оценку своему поведению, учитывать возможности других людей, устанавливать с ними контакты, влиять на их интересы, потребности и деятельность, не прибегая к приказу. Для метода инсценировки составляется сценарий, где описываются конкретная ситуация, функции и обязанности действующих лиц, их задачи.
Игровая деятельность также активно влияет на формирование произвольности психических процессов. В игре у младших школьников активно развивается произвольное внимание и произвольная память, дети лучше сосредотачиваются и запоминают больше. Особенно, большое влияние для развития целенаправленного внимания в младшем школьном возрасте имеет обучающая игра, которая имеет правила, проблемную задачу, учит планировать свои действия для решения игровой задачи и требует особой сосредоточенности. По мнению психологов, для своевременного развития у детей свойств внимания и способности управлять ими, необходимо использовать специально организованные игры и упражнения.
Психокоррекционные игры (тренинговые, психотерапевтические упражнения) используются во внеурочной деятельности для коррекции и снижения агрессивного поведения младших школьников, для коррекция страхов, развития коммуникативных навыков детей.
Анализируя практический опыт педагогов-психологов и педагогов-практиков, можно выделить приемы психокоррекционных игр, оказывающих мощное воздействие на развитие личности, способствующих созданию близких отношений между участниками группы, повышающих самооценку и помогающих снять напряженность и опасность социально-значимых последствий.
Многие игры включают в себя игровые ситуации для работы с тревожными, агрессивными, гиперактивными детьми, которые учат детей дружбе, сплочению детского коллектива, формируют умения сопереживать и поддерживать друг друга.
Проанализировав опыт работы педагогов-психологов О. Г. Егоровой, В. И. Сафановой, Т. И. Ткаченок, Н. Р. Черных, можно выделить, что игровые технологии позволяют также снизить уровень тревожности у детей через овладение ими некоторыми приемами саморегуляции, и дают возможность сформировать навыки самоконтроля и установить четкие границы поведения. Это в свою очередь помогает детям прогнозировать реакцию окружающих, что снижает общий уровень тревожности.
В заключении хотелось бы подчеркнуть, что большое значение имеет психологическая атмосфера в процессе проведения игры. Также в играх при распределении ролей можно использовать различные считалочки, жеребьевку. И каждый сюжет игры должен иметь развитие. В завершении игры лучше предложить участникам процесса поделиться своим мнением, впечатлениями, ощущениями, новыми предложениями и идеями.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ВО ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В современных условиях экономической нестабильности, когда большинство семей сосредоточено на проблемах экономического выживания, дети, может быть как никогда прежде, нуждаются в организованном общении, в различных формах объединений. В этой связи особое значение приобретает организация досуга детей. Нужны такие детские творческие объединения, клубы и секции, в которых нет жесткой регламентации, заорганизованности, и где царила бы кипучая жизнь, богатая духовными сведениями, общением, свободной инициативой, творчеством.
Кроме этого применение на практике КТД и коллективной организаторской деятельности поможет поддержать интерес ребёнка к различным видам внеурочной деятельности, что позволит развивать познавательную и социальную творческую активность детей.
Задача педагога в том, чтобы выделить в окружающем мире ведущие ценности и создать условия для активного приобщения детей к ним.
Каким должно быть воспитательное пространство, чтобы ребёнок, сохраняя свою индивидуальность, мог бы вступать во взаимодействие с окружающим миром, быть терпимым и открытым к контактам, принимать решения и осознавать их последствия?
Внутреннее воспитательное пространство организуется через основные сферы деятельности ребёнка. Внешнее пространство помогает ребёнку овладеть разнообразным социальным опытом и самоопределиться в этой жизни.
Поскольку в младшем школьном возрасте большие изменения происходят во всех сферах жизнедеятельности ребенка, то его воспитание должно быть развивающим, обогащать ребенка знаниями и способами различной деятельности, развивать коммуникативные способности, формировать познавательные интересы и способности.
Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит различным видам детской деятельности. В педагогике в качестве основных видов деятельности выделяют игровую, учебную и трудовую деятельность.
Причем освоение этих видов деятельности в течение жизни происходит именно в таком порядке. Вновь освоенный вид деятельности не заменяет прежний, но в той или иной степени, в зависимости от конкретных обстоятельств, сосуществует с ней. Таким образом, в период школьного обучения ребенку доступны все три вида деятельности, но доля каждого вида на определенной возрастной ступени будет своя.
Внеурочная деятельность, являясь составной частью учебно – воспитательного процесса, направлена на достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения.
Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Внеурочная познавательная деятельность младших школьников может быть организована не только в форме факультативов, олимпиад, научных и познавательных кружков, но и в форме использования игровых технологий.
Значение игровой технологии во внеурочной деятельности при решении задач ФГОС состоит в том, что она может быть использована в качестве способа, приема, метода, средства обучающего диалога при решении социальных, нравственных задач.
«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности». (В. А. Сухомлинский).
Актуальность игры в настоящее время повышается из-за перенасыщенности современного мира информацией. Во всем мире, и в России в частности, неизмеримо расширяется предметно-информационная среда.
Телевидение, видео, радио, компьютерные сети в последнее время обрушивают на учащихся огромный объем информации. Актуальной задачей школы становится развитие самостоятельной оценки и отбора получаемой информации.
В жизни людей игра выполняет такие важнейшие функции, как:
- развлекательную (основная функция игры – развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);
- коммуникативную: освоение диалектики общения;
- терапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
- диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
- коррекционную: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
- социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.
Ушинский писал: «Для ребёнка игра – действительность, и действительность гораздо более интересная, чем та, которая его окружает. Интереснее она для ребенка именно потому, что отчасти игра есть его собственное создание».
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
Цель игровой технологии: Создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от уровня развития детей.
Активно применяются игровые технологии во внеурочной деятельности.
Воспитательно - образовательная работа с младшими школьниками в группе продленного дня осуществляется в разных видах деятельности: игровой, учебной, трудовой. Для обеспечения эмоционального благополучия детей предоставлена широкая возможность для игр и самостоятельной деятельности. Наибольшие возможности для игровой деятельности заложены так, чтобы дети могли выбирать игры и занятия по интересам.
Игра - одно из самых сильных воспитательных средств, имеющихся в руках педагога и воспитателя. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны личности ребенка, удовлетворяются многие его интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер.
Игра только внешне кажется беззаботной и легкой. А на самом деле она властно требует, чтобы играющий отдал ей максимум своей энергии, ума, выдержки, самостоятельности. Дети повторяют в играх то, к чему относятся с полным вниманием, что им доступно наблюдать и что доступно их пониманию. Уже поэтому роль игры в воспитании, по мнению многих ученых, несёт социальный характер.
Задачи игры для детей младшего школьного возраста:
1.Подготовка детей к жизни.
2.Способствование адаптации ребенка к условиям социальной жизни в дальнейшем.
3.Организация учебно-познавательной деятельности.
4.Создание и укрепление детского коллектива.
Попыток классификации игр немало. В современной педагогической литературе изложен достаточно широкий спектр подходов к классификации игр.
I группа - предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами. Через игрушки - предметы дети познают форму, цвет, объем, материал, мир животных, мир людей и т.п. Учащиеся I-II классов любят игры с куклами и игрушками; в III классе дети уже реже увлекаются подобными играми.
II группа - игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжет - форма интеллектуальной деятельности. Например: младшие школьники часто играют в школу: они учат кукол, обучают друг друга. Воспитательное значение сюжетных игр заключается в том, что они служат средством познания действительности, создания коллектива, воспитывают любознательность и формирует волевые чувства личности. В таких играх дети могут сами выбирать тему игры; развить сюжет; распределить роли; подобрать нужные атрибуты. Роль воспитателя заключается в тактичном руководстве игрой.
III группа - дидактические игры. Как правило, они требуют от школьника умения расшифровывать, распутывать, разгадывать, а главное - знать предмет. Чем искуснее составляется дидактическая игра, тем наиболее умело, скрыта дидактическая цель. Такие игры могут применяться для повышения успеваемости учащихся начальных классов.
IV группа - спортивные (подвижные) игры. Спортивные игры дают возможность детям широко проявлять свою инициативу, требуют от игроков сообразительности, быстроты, ловкости. Игрок должен согласовывать свои действия с действиями товарищей, разгадывать их замыслы и тактику ведения игры.
V группа - игры интеллектуальные - игры-упражнения, «Что? Где? Когда?» и настольные игры, например, шашки, шахматы и т. д.
Игры могут классифицироваться по форме (танцы, интеллектуальные, эстафеты, тренинги), по месту проведения (на воздухе, в помещении), по скорости и времени проведения (сезонные, игры-минутки, кратковременные, длительные), по уровню организации (спонтанные, управляемые, стихийные), по количеству участников (индивидуальные, командные), по степени активности (малоподвижные, подвижные, «сидячие»); по содержанию поставленных задач (на знакомство, на сплочение, розыгрыши, познавательные, развлекательные).
В играх дети раскрывают свои положительные и отрицательные качества и воспитатель получает полную возможность влиять должным образом на всех вместе и на каждого в отдельности.
Воспитательная роль игры состоит в том, что игры приучают детей жить и работать в коллективе, считаться с интересами товарищей, приходить им на выручку, соблюдать установленные правила, выполнять требования дисциплины. Практика показывает, что роль игры в воспитании немаловажна. Игра выступает как подготовительный этап развития ребенка. Поэтому использование игр в воспитательном процессе в наше время - явление не только закономерное, но и необходимое.
Воспитатели групп продленного дня работают со школьниками во вторую половину дня, свободную от учебных занятий, и берут на себя ответственность за многое.
Для создания благоприятной атмосферы в группе педагог придерживается некоторым правилам:
1.Дети не должны быть предоставлены сами себе.
2.Короткий промежуток свободного времени заполняется игрой или другим делом, которое ребенку по душе.
Проведения занятий в группе продленного дня включают в себя:
1. Игры - пятиминутки
С детьми были проведены небольшие игры - задания для развития мышления.
1.Придумать слова с заданной буквой:
-начинающиеся на букву « А»
-имеющие в середине « ЧК»
2. Перечислить объекты с заданным признаком:
-белого (зеленого, красного) цвета; прямоугольной формы
3.Перечислить слова со значением «хороший» и слова со значением, противоположным значению «твердый».
2. Занятия и игры в помещении
3. Занятия на воздухе
Дети, посещающие группу продленного дня, испытывают выраженный дефицит двигательной активности, т. к. находятся в школьных помещениях по 8-9 часов ежедневно. Поэтому прогулки на свежем воздухе являются - хорошим местом для организации спортивных игр, а также развлечений и забав.
Прогулка - это педагогически организованная форма активного отдыха детей. Она решает, прежде всего, задачи восстановления умственной работоспособности, а также расширения кругозора детей, развития их познавательных интересов, воспитания навыков нравственных взаимоотношений.
Сразу после выхода на улицу детям предлагается пятиминутное наблюдение за состоянием погоды, игры на счёт (сосчитать количество ёлок, углов, окон, и т.д.)
Далее предлагается поиграть в подвижные игры (вышибалы, футбол, "Я знаю 5 названий")
На занятиях группы продленного дня также используются следующие игры, которые выполняют следующие задачи:
1.Снятие напряжения, развития самоконтроля, внимания у младших школьников;
2.Развитие моторики, памяти, внимания, коррекция эмоционального состояния;
3.Развитие коммуникативных навыков у младших школьников;
4.Развитие внимания;
5.Развитие зрительно-моторной координации, пространственной ориентации.
Принимая во внимание положительное значение игры для всестороннего развития младшего школьника, следует при планировании работы с детьми оставлять достаточно времени для игровой деятельности, дающей так много радости ребенку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Игровые и развивающие технологии | 25.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад
«ИГРОВЫЕ И РАЗВИВАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
ИГРОВЫЕ И РАЗВИВАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Игра практически всегда была неотъемлемой частью жизни человека, использовалась с целью нравственного воспитания, усвоения правил и норм сложнейших человеческих отношений в социуме, психического и физического развития подрастающего поколения. Основная функция игры заключается в том, что игра снимает напряжение эмоционального состояния ребенка, предоставляя ему неподдельные чувства радости и удовлетворения. Через игру ребенок познает окружающий мир, налаживает эмоциональный контакт со сверстниками и взрослыми. Игра является средством развития интеллекта, формирования психических процессов, свободного проявления фантазии и творческой самореализации, приобретения сноровки, ловкости, быстроты реакций и многое другое. Эти воспитательные и развивающие потенциалы игры широко используются педагогами-психологами и педагогами-практиками во внеучебной деятельности в школе для целенаправленного интенсивного воздействия на формирование и развитие личности ребенка. Кроме того, в игровой деятельности формируются умения действовать по правилам, развиваются чувства сопереживания и готовности помочь.
Анализ источников научной и методической литературы показал, что в практике внеучебной воспитательной работы в школе педагогами используются физические (подвижные игры для тела), интеллектуально-развивающие (игры для ума), дидактические (обучающие игры, театрализованная деятельность, конкурсы, аукционы), социальные (сюжетно-ролевые и деловые игры), психокоррекционные игры (тренинговые, психотерапевтические упражнения). По мере включения в игру, ребенок овладевает определенными умениями, присущими любой деятельности: учится ставить цель, планировать, добиваться результата. Затем он переносит эти умения в другие виды деятельности - в учебную, трудовую.
Деятельность в играх благоприятно влияет на кору головного мозга, она образует как временные положительные, так и отрицательные связи, увеличивает подвижность нервных процессов. Это положительно влияет на усвоение тактических действий. Также подвижные игры воспитывают волю, дисциплинированность, выдержку, ловкость, быстроту. Подвижные игры помогают сплотиться детям, найти общий язык друг с другом.
Двигательные действия в подвижных играх разнообразны. Некоторые действия требуют быстроты, ловкости, силы или другие физические качества. Они могут быть ритмическими, выполняться в виде двигательных задач. В игры можно включить небольшие пробежки, метания в цель и на дальность, преодоление препятствий, можно включить действия, требующие применять разнообразные движения, которые были приобретены в процессе специальной физической подготовки.
У интеллектуально-развивающих игр много возможностей, применяемых в воспитательной работе в внеучебный период времени для стимулирования воображения, фантазии детей, а значит и детского творчества. Есть множество интеллектуально-развивающих игр, направленных на развитие способности быстро устанавливать разнообразные, иногда совсем неожиданные, связи между привычными предметами, творчески создавать новые целостные образы из отдельных разрозненных элементов. Например, игры «Поиск общего», «Исключи лишнее», «Логические задачи», «Анаграммы», «Поиск аналогов», «Собери фигуру из элементов», «Фантастические кляксы», «Неизвестная планета» и др., которые направлены на создание новых образов, идей, на развитие у детей способности создавать в воображении и отражать образы предметов на основе схематических изображений, характерных отдельных деталей предметов и т.д. Такие игры развивают ум, хитрость, логику. Дети демонстрируют свои способности, учатся думать и мыслить, а главное в таких играх хорошо формируется воображение.
К интеллектуально-развивающим играм также относятся викторины, аттракционы, конкурсы и т.д. Принцип викторины - назвать, угадать, продолжить, перечислить. Вопросы могут быть составлены на одну тему и быть различными по содержанию. Они наиболее просты в организации и проведении, позволяют вовлечь наибольшее количество ребят. Во всех случаях вопросы рассчитываются на средний и даже немного ниже среднего уровня эрудиции. Игры викторины нравятся детям, они заинтересованы в решении заданий. Данный вид игры можно проводить как наедине с ребенком, так и в группе. Если проводить в группе, то дети учатся не только играть, но также и взаимодействовать друг с другом, отрабатывают навык общения. Детей приводит в восторг также игры – аттракционы, конкурсы. Данные игры состоят из коротких упражнений и игр, и позволяют участникам проявить свою быстроту, фантазию, креативность, ловкость. Во время проведения игр – аттракционов, конкурсов, участники выполняют упражнения по очереди и нетрудно выявить тех, кто лучше других справляется с заданиями.
Особенностью проведения сюжетно-ролевых игр во внеурочной деятельности в начальной школе являются воображаемые ситуации, в которых разыгрывается какая-либо ситуация, поведение человека в этой обстановке. Здесь школьник должен мобилизовать весь свой опыт, знания, навыки, суметь вжиться в образ определенного лица или героя, понять его действия, оценить обстановку и найти правильную линию поведения. Основная задача сюжетно-ролевых игр - научить школьника ориентироваться в различных обстоятельствах, давать объективную оценку своему поведению, учитывать возможности других людей, устанавливать с ними контакты, влиять на их интересы, потребности и деятельность, не прибегая к приказу. Для метода инсценировки составляется сценарий, где описываются конкретная ситуация, функции и обязанности действующих лиц, их задачи.
Игровая деятельность также активно влияет на формирование произвольности психических процессов. В игре у младших школьников активно развивается произвольное внимание и произвольная память, дети лучше сосредотачиваются и запоминают больше. Особенно, большое влияние для развития целенаправленного внимания в младшем школьном возрасте имеет обучающая игра, которая имеет правила, проблемную задачу, учит планировать свои действия для решения игровой задачи и требует особой сосредоточенности. По мнению психологов, для своевременного развития у детей свойств внимания и способности управлять ими, необходимо использовать специально организованные игры и упражнения.
Психокоррекционные игры (тренинговые, психотерапевтические упражнения) используются во внеурочной деятельности для коррекции и снижения агрессивного поведения младших школьников, для коррекция страхов, развития коммуникативных навыков детей.
Анализируя практический опыт педагогов-психологов и педагогов-практиков, можно выделить приемы психокоррекционных игр, оказывающих мощное воздействие на развитие личности, способствующих созданию близких отношений между участниками группы, повышающих самооценку и помогающих снять напряженность и опасность социально-значимых последствий.
Многие игры включают в себя игровые ситуации для работы с тревожными, агрессивными, гиперактивными детьми, которые учат детей дружбе, сплочению детского коллектива, формируют умения сопереживать и поддерживать друг друга.
Проанализировав опыт работы педагогов-психологов О. Г. Егоровой, В. И. Сафановой, Т. И. Ткаченок, Н. Р. Черных, можно выделить, что игровые технологии позволяют также снизить уровень тревожности у детей через овладение ими некоторыми приемами саморегуляции, и дают возможность сформировать навыки самоконтроля и установить четкие границы поведения. Это в свою очередь помогает детям прогнозировать реакцию окружающих, что снижает общий уровень тревожности.
В заключении хотелось бы подчеркнуть, что большое значение имеет психологическая атмосфера в процессе проведения игры. Также в играх при распределении ролей можно использовать различные считалочки, жеребьевку. И каждый сюжет игры должен иметь развитие. В завершении игры лучше предложить участникам процесса поделиться своим мнением, впечатлениями, ощущениями, новыми предложениями и идеями.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ВО ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В современных условиях экономической нестабильности, когда большинство семей сосредоточено на проблемах экономического выживания, дети, может быть как никогда прежде, нуждаются в организованном общении, в различных формах объединений. В этой связи особое значение приобретает организация досуга детей. Нужны такие детские творческие объединения, клубы и секции, в которых нет жесткой регламентации, заорганизованности, и где царила бы кипучая жизнь, богатая духовными сведениями, общением, свободной инициативой, творчеством.
Кроме этого применение на практике КТД и коллективной организаторской деятельности поможет поддержать интерес ребёнка к различным видам внеурочной деятельности, что позволит развивать познавательную и социальную творческую активность детей.
Задача педагога в том, чтобы выделить в окружающем мире ведущие ценности и создать условия для активного приобщения детей к ним.
Каким должно быть воспитательное пространство, чтобы ребёнок, сохраняя свою индивидуальность, мог бы вступать во взаимодействие с окружающим миром, быть терпимым и открытым к контактам, принимать решения и осознавать их последствия?
Внутреннее воспитательное пространство организуется через основные сферы деятельности ребёнка. Внешнее пространство помогает ребёнку овладеть разнообразным социальным опытом и самоопределиться в этой жизни.
Поскольку в младшем школьном возрасте большие изменения происходят во всех сферах жизнедеятельности ребенка, то его воспитание должно быть развивающим, обогащать ребенка знаниями и способами различной деятельности, развивать коммуникативные способности, формировать познавательные интересы и способности.
Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит различным видам детской деятельности. В педагогике в качестве основных видов деятельности выделяют игровую, учебную и трудовую деятельность.
Причем освоение этих видов деятельности в течение жизни происходит именно в таком порядке. Вновь освоенный вид деятельности не заменяет прежний, но в той или иной степени, в зависимости от конкретных обстоятельств, сосуществует с ней. Таким образом, в период школьного обучения ребенку доступны все три вида деятельности, но доля каждого вида на определенной возрастной ступени будет своя.
Внеурочная деятельность, являясь составной частью учебно – воспитательного процесса, направлена на достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения.
Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Внеурочная познавательная деятельность младших школьников может быть организована не только в форме факультативов, олимпиад, научных и познавательных кружков, но и в форме использования игровых технологий.
Значение игровой технологии во внеурочной деятельности при решении задач ФГОС состоит в том, что она может быть использована в качестве способа, приема, метода, средства обучающего диалога при решении социальных, нравственных задач.
«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности». (В. А. Сухомлинский).
Актуальность игры в настоящее время повышается из-за перенасыщенности современного мира информацией. Во всем мире, и в России в частности, неизмеримо расширяется предметно-информационная среда.
Телевидение, видео, радио, компьютерные сети в последнее время обрушивают на учащихся огромный объем информации. Актуальной задачей школы становится развитие самостоятельной оценки и отбора получаемой информации.
В жизни людей игра выполняет такие важнейшие функции, как:
- развлекательную (основная функция игры – развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);
- коммуникативную: освоение диалектики общения;
- терапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
- диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
- коррекционную: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
- социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.
Ушинский писал: «Для ребёнка игра – действительность, и действительность гораздо более интересная, чем та, которая его окружает. Интереснее она для ребенка именно потому, что отчасти игра есть его собственное создание».
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
Цель игровой технологии: Создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от уровня развития детей.
Активно применяются игровые технологии во внеурочной деятельности.
Воспитательно - образовательная работа с младшими школьниками в группе продленного дня осуществляется в разных видах деятельности: игровой, учебной, трудовой. Для обеспечения эмоционального благополучия детей предоставлена широкая возможность для игр и самостоятельной деятельности. Наибольшие возможности для игровой деятельности заложены так, чтобы дети могли выбирать игры и занятия по интересам.
Игра - одно из самых сильных воспитательных средств, имеющихся в руках педагога и воспитателя. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны личности ребенка, удовлетворяются многие его интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер.
Игра только внешне кажется беззаботной и легкой. А на самом деле она властно требует, чтобы играющий отдал ей максимум своей энергии, ума, выдержки, самостоятельности. Дети повторяют в играх то, к чему относятся с полным вниманием, что им доступно наблюдать и что доступно их пониманию. Уже поэтому роль игры в воспитании, по мнению многих ученых, несёт социальный характер.
Задачи игры для детей младшего школьного возраста:
1.Подготовка детей к жизни.
2.Способствование адаптации ребенка к условиям социальной жизни в дальнейшем.
3.Организация учебно-познавательной деятельности.
4.Создание и укрепление детского коллектива.
Попыток классификации игр немало. В современной педагогической литературе изложен достаточно широкий спектр подходов к классификации игр.
I группа - предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами. Через игрушки - предметы дети познают форму, цвет, объем, материал, мир животных, мир людей и т.п. Учащиеся I-II классов любят игры с куклами и игрушками; в III классе дети уже реже увлекаются подобными играми.
II группа - игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжет - форма интеллектуальной деятельности. Например: младшие школьники часто играют в школу: они учат кукол, обучают друг друга. Воспитательное значение сюжетных игр заключается в том, что они служат средством познания действительности, создания коллектива, воспитывают любознательность и формирует волевые чувства личности. В таких играх дети могут сами выбирать тему игры; развить сюжет; распределить роли; подобрать нужные атрибуты. Роль воспитателя заключается в тактичном руководстве игрой.
III группа - дидактические игры. Как правило, они требуют от школьника умения расшифровывать, распутывать, разгадывать, а главное - знать предмет. Чем искуснее составляется дидактическая игра, тем наиболее умело, скрыта дидактическая цель. Такие игры могут применяться для повышения успеваемости учащихся начальных классов.
IV группа - спортивные (подвижные) игры. Спортивные игры дают возможность детям широко проявлять свою инициативу, требуют от игроков сообразительности, быстроты, ловкости. Игрок должен согласовывать свои действия с действиями товарищей, разгадывать их замыслы и тактику ведения игры.
V группа - игры интеллектуальные - игры-упражнения, «Что? Где? Когда?» и настольные игры, например, шашки, шахматы и т. д.
Игры могут классифицироваться по форме (танцы, интеллектуальные, эстафеты, тренинги), по месту проведения (на воздухе, в помещении), по скорости и времени проведения (сезонные, игры-минутки, кратковременные, длительные), по уровню организации (спонтанные, управляемые, стихийные), по количеству участников (индивидуальные, командные), по степени активности (малоподвижные, подвижные, «сидячие»); по содержанию поставленных задач (на знакомство, на сплочение, розыгрыши, познавательные, развлекательные).
В играх дети раскрывают свои положительные и отрицательные качества и воспитатель получает полную возможность влиять должным образом на всех вместе и на каждого в отдельности.
Воспитательная роль игры состоит в том, что игры приучают детей жить и работать в коллективе, считаться с интересами товарищей, приходить им на выручку, соблюдать установленные правила, выполнять требования дисциплины. Практика показывает, что роль игры в воспитании немаловажна. Игра выступает как подготовительный этап развития ребенка. Поэтому использование игр в воспитательном процессе в наше время - явление не только закономерное, но и необходимое.
Воспитатели групп продленного дня работают со школьниками во вторую половину дня, свободную от учебных занятий, и берут на себя ответственность за многое.
Для создания благоприятной атмосферы в группе педагог придерживается некоторым правилам:
1.Дети не должны быть предоставлены сами себе.
2.Короткий промежуток свободного времени заполняется игрой или другим делом, которое ребенку по душе.
Проведения занятий в группе продленного дня включают в себя:
1. Игры - пятиминутки
С детьми были проведены небольшие игры - задания для развития мышления.
1.Придумать слова с заданной буквой:
-начинающиеся на букву « А»
-имеющие в середине « ЧК»
2. Перечислить объекты с заданным признаком:
-белого (зеленого, красного) цвета; прямоугольной формы
3.Перечислить слова со значением «хороший» и слова со значением, противоположным значению «твердый».
2. Занятия и игры в помещении
3. Занятия на воздухе
Дети, посещающие группу продленного дня, испытывают выраженный дефицит двигательной активности, т. к. находятся в школьных помещениях по 8-9 часов ежедневно. Поэтому прогулки на свежем воздухе являются - хорошим местом для организации спортивных игр, а также развлечений и забав.
Прогулка - это педагогически организованная форма активного отдыха детей. Она решает, прежде всего, задачи восстановления умственной работоспособности, а также расширения кругозора детей, развития их познавательных интересов, воспитания навыков нравственных взаимоотношений.
Сразу после выхода на улицу детям предлагается пятиминутное наблюдение за состоянием погоды, игры на счёт (сосчитать количество ёлок, углов, окон, и т.д.)
Далее предлагается поиграть в подвижные игры (вышибалы, футбол, "Я знаю 5 названий")
На занятиях группы продленного дня также используются следующие игры, которые выполняют следующие задачи:
1.Снятие напряжения, развития самоконтроля, внимания у младших школьников;
2.Развитие моторики, памяти, внимания, коррекция эмоционального состояния;
3.Развитие коммуникативных навыков у младших школьников;
4.Развитие внимания;
5.Развитие зрительно-моторной координации, пространственной ориентации.
Принимая во внимание положительное значение игры для всестороннего развития младшего школьника, следует при планировании работы с детьми оставлять достаточно времени для игровой деятельности, дающей так много радости ребенку.