Система оценивания образовательных результатов на уроках истории и обществознания

Рындина Ирина Павловна

Предварительный просмотр:

Система оценивания образовательных достижений учащихся

на уроках истории и обществознания.

Система контроля и  оценки многогранна. Безусловно, она включает в себя знание теории. Различные виды опросов, терминологические и хронологические диктанты признаны проверить текущие знания учащегося по предмету.  А также современный учитель должен готовить учащихся применять знания на практике.

На уроках истории мною используются различные формы и методы оценивания: стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, наблюдение, самооценка.

В учебном процессе мною используются следующие виды контроля: стартовый, текущий, тематический, итоговый,  самостоятельная работа.

Стартовый  контроль  провожу в начале учебного года,  с целью:

  • проверки ранее полученных знаний и освоенных умений обучающихся;
  • изучения уровня готовности обучающихся к восприятию нового материала.

По итогам стартового контроля  проектируется изучение нового материала, либо предусматривается повторение, организуются межпредметные связи, актуализируются знания, невостребованные до того времени.

Текущий контроль  провожу с целью анализа хода формирования знаний и умений так как  это наиболее оперативная, динамичная и гибкая проверка результатов обучения. Это дает преподавателю и обучающемуся возможность своевременно отреагировать на недостатки, выявить их причины и принять необходимые меры к устранению.  Текущий контроль особенно важен для преподавателя как средство своевременной корректировки своей деятельности, внесения изменений в планирование последующего обучения и предупреждения неуспеваемости.

Текущий контроль провожу в форме устного опроса, индивидуального либо фронтального.  Для учебного диалога тщательно отбираю систему вопросов, которые оценивают не только способность учеников запомнить и воспроизвести информацию, но и осознать ее, способность рассуждать, высказывать свое мнение, аргументировано строить ответ, активно участвовать в общей беседе, умение конкретизировать общие исторические понятия..

Одной из форм  текущего контроля является самостоятельная работа.  Проводится она фронтально, небольшими группами и индивидуально. Цель такого контроля определяется индивидуальными особенностями, темпом продвижения учащихся в усвоении знаний. Индивидуальную самостоятельную работу может получить обучающийся, который пропустил много учебных занятий, не усвоил какой-то раздел программы, работающий в замедленном или ускоренном темпе. Также  использую индивидуальные самостоятельные работы и для застенчивых, робких учеников, чувствующих дискомфорт при ответе. Для этих категорий обучающихся предлагаю методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы. В этом случае хорошо выполненная работа становится основанием для открытой поддержки обучающегося, воспитания уверенности в собственных силах.

Важным видом контроля на уроках истории является тематический, который проводится по завершении изучения большой темы. Вопросы данного контроля  рассчитаны на выявление знаний всей темы, на установление связей со знанием предыдущих тем, на умение переноса знаний на другой материал, на поиск выводов обобщающего характера.

Функции тематического контроля следующие:

  • систематизировать и обобщить материал всей темы;
  • путём повторения и проверки знаний предупредить забывание, закрепить его как базу, необходимую для изучения последующих разделов учебной дисциплины.

Особой формой письменного контроля являются графические работы, такие как: рисунки, диаграммы, схемы, чертежи и др. Цель данных работ – проверка умения учащихся использовать знания в нестандартной ситуации, пользоваться методом моделирования, работать в пространственной перспективе, кратко резюмировать и обобщать знания.

Промежуточный контроль по предмету история проводится после завершения изучения отдельной темы, раздела, включающий определенный период истории. Наиболее используемыми формами промежуточного контроля знаний учащихся по предмету истории являются:  контрольно-обобщающие уроки, зачеты

Итоговый контроль включает аттестацию учеников за весь период изучения кого-либо курса истории или обществознания.

Таким образом, оценкам подвергаются наличные знания обучающихся и проявленные ими умения и навыки с учетом их стараний, усилий, рациональной учебной деятельности, мотива, который побудил их освоить данный материал и в дальнейшем применять на практике. Констатировав определенный уровень знаний обучающегося и умений по применению этих знаний в практической деятельности, преподаватель имеет возможность корректировать дальнейший процесс обучения, оказывать помощь в виде советов, рекомендаций, консультаций, проявлять свое отношение к его стараниям и успехам.

Систематический контроль знаний и умений обучающихся – одно из основных условий повышения качества обучения. Умелое владение преподавателем различными формами контроля знаний и умений способствует повышению заинтересованности обучающихся в обучении, предупреждает отставание, обеспечивает активную работу каждого ученика. Контроль для обучающихся должен быть действительно обучающим, следовательно, он будет и развивающим и воспитывающим.

 Варианты критериев оценивания различных видов работ учащихся:

1.Обществоведческий, исторический   диктант. Самый простой способ проверки домашнего задания всего класса (одного или нескольких параграфов). Для быстрой проверки взять десять терминов  (легко оценить по пятибалльной системе).

Диктовать по 1 термину за 1 минуты – займет 10 минут. Если диктант в начале урока – то можно тут же устно дать правильные определения, если в конце урока – проверить потом и закрепить на следующем уроке.

2. Устный опрос.  Может быть фронтальным или персонифицированным. Дается устное задание по новому материалу.

•          «5» – выполнил всё задание правильно;

•          «4» - выполнил всё задание с 1-2 ошибками

•          «3» – часто ошибался, выполнил правильно только половину задания;

•          «2» – почти ничего не смог выполнить правильно;

3. Выполнение тестовых заданий.

3.1.  Задания с выбором ответа (закрытый тест), задания «дополните  предложение» (открытый тест) оценивается в один и два балла соответственно.

Критерии оценок:

«5»: (80 – 100  % от общего числа баллов)

«4»: (65 - 80 %)

«3»:  (50 - 65 %).

«2»: менее 50%

3.2.   Дифференцированный тест составлен из вопросов на уровне «ученик должен» (обязательная часть) и «ученик может» (дополнительная часть). Например, обязательная часть состоит из 20 вопросов по 1 баллу, а дополнительная часть из 5 вопросов повышенного уровня сложности по 2 балла. Итого максимум 30 баллов.

Критерии оценок: «2»: ученик набрал менее 10 баллов

«3»: выполнил 10 любых заданий обязательной части

«4»: 13 + 4 = 17 баллов и более

«5»: 15+ 6 = 21 баллов и более.

Можно внести коррективы в критерии, но нужно заранее сообщить школьникам критерии оценки их работы. Используя в своей работе эти рекомендации несколько лет, могу с уверенностью сказать, что дети быстро привыкают к такому оцениванию. И если учитель в начале проверочной работы забывает указать критерии, они сами его об этом спрашивают и контролируют свою работу.

4. Самостоятельная работа в тетради с использованием учебника.

- Заполнить таблицу.

- Составьте схему или кластер

Критерии оценивания

 «5»— полностью выполнил все  задание

«4» – выполнил задание с погрешностями (1-2 неточности или ошибки)

«3» – правильно выполнил только половину  заданий

«2» – в  задании много ошибок, не выполнил задание

5. Устные задания со свободным ответом.

- пересказ

- рассказ по картине,

- рассказ по схеме, графику

- ответ по плану или вопросам

- устное сообщение  по вопросу

Критерии оценивания

1. Полнота ответа

2. Объем высказывания

3. Логичность связность устного ответа

4. Творческий подход

6. Групповая работа

 Критерии оценки работы учащихся в  проектной группе,  команде и др.

•          умение распределить работу в команде;

•          умение выслушать друг друга;

•          согласованность действий;

•          правильность и полнота выступлений.

•          активность

•          умение спорить и отстаивать свою точку зрения

7. Реферат по заданной теме предусматривает самостоятельную работу с дополнительной литературой. Кроме умения выбрать главное и конкретное по теме, необходимо оценить следующее:

•          полноту раскрытия темы;

•          наличие рисунков и схем (при необходимости);

•          аккуратность исполнения.

•          качество публичного выступления (не просто чтение)

В последнее время по истории и обществознанию  вводится и активно используется мониторинг, рейтинговое оценивание, портфолио. Эти методы позволяют учащемуся самостоятельно оценить свои способности повысить самооценку.



Предварительный просмотр:

Нормы оценки знаний за выполнение теста учащихся по обществознанию

% выполнения

0-35

36-60

61-85

86-100

Отметка

«2»

«3»

«4»

«5»

Нормы оценки знаний за творческие работы учащихся по обществознанию

Отметка / Содержание

«2»

«3»

«4»

«5»

Общая информация

Тема предмета не очевидна. Информация не точна или не дана.

Информация частично изложена.  В работе использован только один ресурс.

Достаточно точная информация. Использовано более одного ресурса.

Данная информация кратка и ясна. Использовано более одного ресурса.

Тема

Не раскрыта и не ясна тема урока. Объяснения некорректны, запутаны или не верны.

Тема частично раскрыта. Некоторый материал изложен некорректно.

Сформулирована и раскрыта тема урока.

Ясно изложен материал.

Сформулирована и раскрыта тема урока.

Полностью изложены основные аспекты темы урока.

Применение и проблемы

Не определена область применения данной темы. Процесс решения неточный или неправильный.

Отражены некоторые области применения темы. Процесс решения неполный.

Отражены области применения темы. Процесс решения практически завершен.

Отражены области применения темы. Изложена стратегия решения проблем.

Критерии оценки мультимедийной презентации

СОЗДАНИЕ СЛАЙДОВ

Максимальное количество баллов

Оценка группы

Оценка учителя

Титульный слайд с заголовком

5

Минимальное количество – 10 слайдов

10

Использование дополнительных эффектов PowerPoint (смена слайдов, звук, графики)

5

СОДЕРЖАНИЕ

Использование эффектов анимации

15

Вставка графиков и таблиц

10

Выводы, обоснованные с научной точки зрения, основанные на данных

10

Грамотное создание и сохранение документов в папке рабочих материалов

5

ОРГАНИЗАЦИЯ

Текст хорошо написан и сформированные идеи ясно изложены и структурированы

10

Слайды представлены в логической последовательности

5

Красивое оформление презентации

10

Слайды распечатаны в формате заметок.

5

ОБЩИЕ БАЛЛЫ

Окончательная оценка:

90

Нормы оценки знаний учащихся по обществознанию

(устный, письменный ответ)

Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся в полном объеме выполняет предъявленные задания и демонстрирует следующие знания и умения:

  • логично, развернуто излагать содержание вопроса, в котором продемонстрировано умение описать то или иное общественное явление или процесс;
  • сравнивать несколько социальных объектов, процессов (или несколько источников), выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
  • делать вывод по вопросу и аргументировать его с теоретических позиций социальных наук;
  • сопоставлять различные точки зрения, выдвигать аргументы в обоснование собственной позиции и контраргументы по отношению к иным взглядам;
  • применять полученные знания при анализе конкретных ситуаций и планировать практические действия;
  • оценивать действия субъектов социальной жизни с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
  • раскрывать содержание основных обществоведческих терминов в контексте вопроса;  

Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся  

  • продемонстрировал предъявляемые требования такие же, как и к ответу на «отлично», но при ответе допустил неточности, не искажающие общего правильного смысла;  
  • верно освятил тему вопроса, но недостаточно полно ее раскрыл;  
  • продемонстрировал знание причинно-следственных связей, основных теоретических положений, но отдельные положения ответа не подтвердил фактами, не обосновал аргументами;  
  • не смог самостоятельно дать необходимые поправки и дополнения;
  • дал определения прозвучавшим при ответе понятиям;
  • дал ответы на уточняющие вопросы.

  Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся

  • демонстрирует умение описывать то или иное общественное явление, объяснять его с помощью конкретных примеров;
  •  делает элементарные выводы;
  • путается в терминах;
  • не может сравнить несколько социальных объектов или точек зрения;
  • не может аргументировать собственную позицию;
  •  затрудняется в применении знаний на практике при решении конкретных ситуаций;
  • справляется с заданием лишь после наводящих вопросов.

Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся  

  • не увидел проблему, не смог ее сформулировать;
  • не раскрыл проблему;
  • представил информацию не в контексте задания;
  • или отказался отвечать (уважительная причина отсутствует).



Предварительный просмотр:

1 вариант

ФИО _______________________________________ класс_________ дата_______________

  1. Запишите слово, пропущенное в таблице.

НАЗВАНИЕ

ПРИЗНАКИ

Правящие

Партии, обладающие большинством в представительных органах власти и реализующие свою программу в политических решениях

...

Партии, критикующие политику правительства и предлагающие альтернативные политические решения и реформы

  1. Выберите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

форма государства; методы государственного властвования; форма правления; тип политического режима; форма государственного устройства

  1. Найдите в приведенном ниже списке признаки, характеризующие элитарную культуру. Запишите цифры, под которыми они указаны.

 1) высокая содержательная сложность, 2) демократизм, 3) ориентация на узкий круг ценителей, 4) широкая рекламная кампания, 5) соответствие изысканным вкусам, 6) безграничное самовыражение автора

  1. Установите соответствие между характеристиками различных обществ и их типами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ

ТИПЫ ОБЩЕСТВ

A) господство сельского натурального хозяйства

Б) доминирование интенсивных технологий

B) господство общинной собственности

Г) преобладание ручных орудий труда

Д) развитие расширенного воспроизводства

1) традиционное (аграрное)

2) индустриальное

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам

5. Установите соответствие между особенностями общественных отношений и типом социальной стратификации: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ

ТИПЫ СТРАТИФИКАЦИИ

А) юридическое закрепление прав и обязанностей за основными социальными группами

Б) преимущественно наследственный характер принадлежности к элите общества

В) запрещение перемещения из одной социальной группы в другую

Г) в основе деления на группы — различия в характере труда и размерах и формах его оплаты

Д) запрет на браки с представителями других групп

1) кастовая

2) сословная

3) классовая

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 

 

6. Аналитик коммерческого банка А. уехал из Москвы в Париж на двухлетнюю стажировку в известной французской финансовой компании. А. будет во Франции работать в той же должности, что и в Москве, получать примерно такую же зарплату. Выберите в приведённом ниже списке характеристики социальной мобильности, относящиеся к данному примеру, и запишите эти цифры, под которыми они указаны.

1) индивидуальная, 2) восходящая, 3) миграция, 4) горизонтальная, 5) нисходящая, 6) межпоколенная

7. Найдите в приведенном ниже списке черты, характеризующие политические партии по составу, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) консервативная,  2) массовая, 3) кадровая, 4) коммунистическая, 5) нелегальная,

6) социал-демократическая, 7)

 

8. Найдите в приведенном списке формы территориально-государственного устройства. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) унитарное государство, 2) монархия, 3) конфедерация, 4) республика, 5) федерация

9. Найдите в приведенном списке отличительные черты тоталитарного политического режима. Запишите цифры, под которыми они указаны.

 1) взаимная ответственность государства и общества

2) монополия государства на средства массовой информации

3) общеобязательная идеология

4) централизованная система управления экономикой

5) власть подчинена контролю общества

10. Что из перечисленного относится к конституционным обязанностям граждан РФ? Запишите цифры, под которыми указаны конституционные обязанности.

 

1) указание своей национальности

2) сохранение исторического и культурного наследия

3) участие в выборах органов власти

4) уплата налогов

5) свободное распоряжение своими способностями к труду

6) пользование родным языком

7) защита Отечества

11. Статья 14 Конституции РФ объявляет Российскую Федерацию светским государством. Это означает, что

1) признаны права и свободы человека и гражданина

2) устанавливается равная защита собственности любой формы (государственной, частной, муниципальной)

3) отсутствует государственная религия

4) ни одно вероучение не признается обязательным или предпочтительным

5) в стране узаконена многопартийность

6) признан и обеспечивается суверенитет народа

7) церковь отделена от государства

12. Найдите в списке примеры административных проступков и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Гражданин Н. распылял на улице баллончик со слезоточивым газом.

2) Гражданка К. припарковала свой автомобиль на газоне в парке.

3) Бригада строителей нарушила сроки строительства загородного коттеджа для гражданина П.

4) Молодой человек, гуляя в парке с подругой, написал на скамейке свое имя и имя девушки ярким маркером.

5) Директор фирмы уволил заместителя главного бухгалтера на основании утраты им доверия.

  1. Установите соответствие: к каждой позиции первого столбца, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Социальные статусы личности

Виды статусов

1) маргинал

А) приобретённый

2) англичанин

Б) предписанный (врождённый)

3) председатель приёмной комиссии

4) мужчина

5) бабушка

14. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

 

«Мотивом _____(А) называется то, что побуждает её, ради чего она осуществляется. В качестве мотива обычно выступает конкретная______(Б) человека. Это определённая форма связи с внешним миром____(В), социальной группы, общества в целом. В зависимости от задач изучения потребностей в современной науке применяются различные их классификации. Потребности, вызванные биологической природой человека, называются_____(Г). Это потребности людей во всём, что необходимо для их существования, развития и воспроизводства. Потребности, связанные с тем, что человек принадлежит к обществу, занимает в нём определённое место, участвует в трудовой деятельности, в общении с другими людьми, характеризуются как _____(Д). Потребности, связанные с познанием человеком окружающего мира и смысла своего существования, относятся к________(Е). Каждая из групп потребностей вызывает соответствующие виды деятельности».

 

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов: 1) потребность 2) деятельность 3) причина 4) социальный 5) естественный 6) подлинный 7) социализация 8) личность 9) идеальный (духовный)

  

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.

A

Б

В

Г

Д

Е

 

 

 

 

 

 

2 вариант

ФИО _______________________________________ класс_________ дата_______________

  1. Запишите слово, пропущенное в схеме.

https://soc-ege.sdamgia.ru/get_file?id=23899

  1. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

демократический режим, политический режим, охлократия, аристократия, тоталитарный режим

3. Найдите в приведённом списке черты общества как динамичной системы и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) обособление от природы

2) отсутствие взаимосвязи подсистем и обществен ных институтов

3) способность к самоорганизации и саморазвитию

4) выделение из материального мира

5) постоянные изменения

6) возможность деградации отдельных элементов

4. Установите соответствие между определениями и понятиями: к каждой позиции, данной в первом столбце,  подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ОПРЕДЕЛЕНИЯ

ПОНЯТИЯ

A) принятое в обществе правило, определяющее рамки поведения человека

Б) действия человека, соответствующие его социальному статусу

B) перемещение человека из одной социальной группы в другую

Г) разделение общества на группы, занимающие разное социальное положение

Д) неодинаковый доступ представителей различных групп общества к социальным благам

1) социальное неравенство

2) социальная норма

3) социальная роль

4) социальная стратификация

5) социальный контроль

6) социальная мобильность

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 

5. В семье N. под одной крышей живут супруги, их дети, внуки и правнуки. Главой семьи является старший мужчина, чьи решения обязательны для остальных домочадцев. Женщины занимаются домашней работой, а мужчины обеспечивают материальные условия существования семьи.

Выберите в приведённом ниже списке характеристики данной семьи и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) нуклеарная, 2) партнёрская, 3) традиционная,  4) многопоколенная, 5) демократическая, 6) моногамная

6. Найдите в приведённом ниже списке типы политических режимов и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) тоталитарный,  2) пропорциональный, 3) мажоритарный, 4) демократический, 5) легальный, 6) авторитарный

 

7.Установите соответствие между признаками и типами государства: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПРИЗНАКИ

ТИПЫ ГОСУДАРСТВА

A) суверенитет и независимость государственной власти внутри страны и за её пределами

Б) независимость судов от исполнительной власти

B) система законодательства, включающая в себя различные отрасли и институты права

Г) взаимная ответственность государства и гражданина

Д) верховенство права (закона) в обществе

1) только правовое государство

2) государство любого типа

8. Найдите в приведенном списке черты, характерные для демократического политического режима. Запишите цифры, под которыми они указаны.

 1) высший орган государственной власти избирается непосредственно народом

2) власть подчинена контролю общества

3) ограничение оппозиции

4) строгая централизация государственной власти

5) конституционно закреплено всеобщее и равное избирательное право

 9. Найдите в приведенном списке положения, характеризующие парламентскую республику. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) формирование правительства парламентом

2) прямое всенародное избрание президента

3) отсутствие у президента права роспуска парламента

4) ответственность правительства перед парламентом

5) наделение президента представительскими полномочиями

10. Что из перечисленного по Конституции РФ относится к обязанностям человека и гражданина? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) православное вероисповедание

2) уплата налогов и сборов

3) участие в выборах органов государственной власти

4) получение высшего образования

5) сохранение природы и окружающей среды

6) соблюдение Конституции и законов страны

11. Согласно Конституции, в РФ устанавливается верховенство закона в общественной жизни. Носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ. Какие принципы конституционного строя отражаются в этих положениях? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) республиканское правление        

2) разделение властей

3) правовая государственность

4) идеологическое многообразие

5) демократизм

6) федерализм

12. Найдите в приведенном ниже списке признаки, характеризующие право. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) формулируется и поддерживается государством

2) существует как в устной, так и в письменной форме

3) за нарушение правовых норм следуют меры общественного воздействия (выговор, бойкот и др.)

4) относится к нормативной системе общества

5) определяет границы должного поведения людей

13. Установите соответствие: к каждой позиции первого столбца, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Явления духовной жизни

Формы культуры

1)  концерт этнографического ансамбля

А) народная

2)  компьютерная игра

Б) элитарная

3)  мифы о Геракле

В) экранная

4)концерт симфонической музыки

5)  выставка авангардной живописи

13. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

 

«Под ________(А) понимается направление развития, для которого характерно поступательное движение общества от низших и ________(Б) общественной организации к более высоким и сложным. Этому понятию противоположно понятие ________(В), для которого характерно обратное движение — от высшего к низшему, возврат к уже отжившим структурам и ________(Г). Некоторые мыслители рассматривают историю как циклический круговорот с чередой ________(Д) и спадов. В современной социологии исторический прогресс связывается с процессом модернизации, т. е. переходом от аграрного общества к индустриальному, а затем и к ________(Е)».

 

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

 

Список терминов: 1) постиндустриальное общество, 2) отношение, 3) традиционное общество, 4) эволюция, 5) революция, 6) подъем, 7) прогресс, 8) регресс, 9) простая форма

 

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.

A

Б

В

Г

Д

Е

 

 

 

 

 

 



Предварительный просмотр:

10 класс обществознание ключи и критерии

Вариант 1

  1. Оппозиционные  - 1 балл
  2. Форма государства – 1 балл
  3. 1 3 5   (2 балла,  при наличии 1 ошибки – 1 балл, более 1 ошибки – 0 баллов)
  4. 12111  (2 балла,  при наличии 1 ошибки – 1 балл, более 1 ошибки – 0 баллов)
  5. 22131 (2 балла,  при наличии 1 ошибки – 1 балл, более 1 ошибки – 0 баллов)
  6. 1 3 4 (2 балла,  при наличии 1 ошибки – 1 балл, более 1 ошибки – 0 баллов)
  7. 2 3 -  1 балл
  8. 1 3 5 (2 балла,  при наличии 1 ошибки – 1 балл, более 1 ошибки – 0 баллов)
  9. 2 3 4 (2 балла,  при наличии 1 ошибки – 1 балл, более 1 ошибки – 0 баллов)
  10. 2 4 7 (2 балла,  при наличии 1 ошибки – 1 балл, более 1 ошибки – 0 баллов)
  11. 3 4 7 (2 балла,  при наличии 1 ошибки – 1 балл, более 1 ошибки – 0 баллов)
  12. 1 2 4 (2 балла,  при наличии 1 ошибки – 1 балл, более 1 ошибки – 0 баллов)
  13. АБАБА (2 балла,  при наличии 1 ошибки – 1 балл, более 1 ошибки – 0 баллов)
  14. 2 3  8  5 4 9 (3 балла,  при наличии 1 ошибки – 2 балл, 2 ошибки – 1 балл, более 2 ошибок – 0 баллов)

Вариант 2

  1.  Правления – 1 балл
  2. Политический режим – 1 балл
  3.  3 5 6  (2 балла,  при наличии 1 ошибки – 1 балл, более 1 ошибки – 0 баллов)
  4. 2 3 6 4 1 (2 балла,  при наличии 1 ошибки – 1 балл, более 1 ошибки – 0 баллов)
  5. 3 4 6 (2 балла,  при наличии 1 ошибки – 1 балл, более 1 ошибки – 0 баллов)
  6. 1 4 6 (2 балла,  при наличии 1 ошибки – 1 балл, более 1 ошибки – 0 баллов)
  7. 2 1 2 2 1  (2 балла,  при наличии 1 ошибки – 1 балл, более 1 ошибки – 0 баллов)
  8. 1 2 5 (2 балла,  при наличии 1 ошибки – 1 балл, более 1 ошибки – 0 баллов)
  9. 1 4 5 (2 балла,  при наличии 1 ошибки – 1 балл, более 1 ошибки – 0 баллов)
  10. 2 5 6 (2 балла,  при наличии 1 ошибки – 1 балл, более 1 ошибки – 0 баллов)
  11. 3 5 – 1 балл
  12. 1 4 5 (2 балла,  при наличии 1 ошибки – 1 балл, более 1 ошибки – 0 баллов)
  13. АВАББ (2 балла,  при наличии 1 ошибки – 1 балл, более 1 ошибки – 0 баллов)
  14. 7 9 8 2 6 1 (3 балла,  при наличии 1 ошибки – 2 балла, 2 ошибки – 1 балл, более 2 ошибок – 0 баллов)

Максимальное количество баллов – 26

 0-10 – «2»

11-16 – «3»

17-21 –«4»

22-26 –«5»



Предварительный просмотр:

Вариант 1.

ФИО _______________________________________ класс_________ дата_______________

1. Установите соответствие между правителем России и временем его правления

Правитель

Годы правления

А) Екатерина I

Б) Анна Иоанновна

В) Пётр III

Г) Екатерина II

Д) Пётр II

Е) Елизавета Петровна

Ж) Иван VI Антонович

1) 1727-1730 гг.

2) 1740-1741 гг.

3) 1741-1761 гг.

4) 1725-1727 гг.

5) 1762-1796 гг.

6) 1761-1762 гг.

7) 1730-1740 гг.

Ответ

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

 

2. Укажите верные утверждения:

А) Пётр 1 вёл войну со Швецией за выход в Балтийское море

Б) Анна Иоанновна заняла императорский трон в результате дворцового переворота

В) Э. Бирон был один из сподвижников Елизаветы Петровны

Г) Основная причина Северной войны – это борьба за выход в Чёрное море

Д) Екатерина Вторая назначила Потёмкина губернатором Крыма

Е) Следствием дворцовых переворотов явилось усиление дворянской гвардии

Ж) Усиление крепостной политики привело в 18 в. к восстанию под предводительством Е. Пугачёва

З) Причина  русско- турецкой войны 1768-1774 гг. заключалась в присоединении Крыма к России

Ответ _________________________________________

3.  Установите соответствие

А) регент

1) привилегированный воинский отряд, «верные слуги государя», не связанные с административными учреждениями, происходившие из числа служилого дворянства и иностранцев, приближенных к трону

Б) абсолютизм

2) могущественная военная держава, объединяющая разные народы и территории в единое государство

В) «верховники»

3) акт, иногда рассматривающийся как документ конституционного содержания, предложенный к подписанию императрице Анне Иоанновне при её вступлении на престол членами Верховного тайного совета

Г) гвардия

4) форма правления, при которой неограниченная верховная власть принадлежит монарху

Д) империя

5) придворный, пользующийся особой благосклонностью монарха, получающий от него различные привилегии и оказывающий влияние на внутреннюю и внешнюю политику

Е) фаворит

6) временный правитель при малолетстве, болезни, отсутствии монарха.

Ж) кондиции

7) члены Верховного Тайного совета в России


Ответ

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

4.        Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного, отражают реформы Петра Первого. Укажите термин, выпадающий из общего ряда

  1. ассамблея, 2) рекруты, 3) Табель о рангах 4) коллегия, 5) Уложенная комиссия, 6) Сенат

Ответ _________________________________________

5. Установите соответствие между историческими деятелями и их характеристиками.

ИСТОРИЧЕСКИЙ ДЕЯТЕЛЬ

ХАРАКТЕРИСТИКА ИСТОРИЧЕСКОГО ДЕЯТЕЛЯ

А)  Ф. Я. Лефорт

1) архитектор

Б) А.В. Суворов

2) сподвижник Петра1.

В) Ф.Ф.Ушаков

3) гетман Украины

Г) В.И.Баженов

4) адмирал, флотоводец

Д) Н.И.Новиков

5) великий русский полководец

Е) И.С. Мазепа

6) просветитель, журналист

Ответ

А

Б

В

Г

Д

Е

6. По какому признаку образован ряд?

А. Нартов, И. Ползунов, И. Кулибин

Ответ _______________________________________________________________________

7. Прочтите отрывок из сочинения историка В.О. Ключевского, напишите имя императрицы, о которой в нем говорится и годы ее правления.

«…Это царствование – одна из мрачных страниц нашей истории, и наиболее темное пятно на ней – сама императрица… Немцы посыпались в Россию, точно сор из дырявого мешка, облепили двор, обсели престол, забились на самые доходные места в управлении. Тайная канцелярия… работала без устали, доносами и пытками поддерживая должное уважение к придержащей власти и охраняя ее безопасность; шпионство стало наиболее поощряемым государственным служением».

Ответ _________________________________________

Вариант 2.

ФИО ________________________________ класс_________ дата_______________

  1. Соотнесите дату и событие.

ДАТА

СОБЫТИЕ

А) 1700 год

1) начало восстания Е. Пугачева

Б) 1703 год

2) Присоединение Крыма к России

В) 1709 год

3) Основание Московского университета

Г) 1755 год

4) Ясский мир с Османской империей

Д) 1783 год

5) Начало Северной войны

Е) 1791 год

6) Основание Санкт-Петербурга

Ж) 1773 год

7) Полтавская битва

Ответ

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

  1. Укажите верные утверждения:

А) Основная причина Северной войны – это борьба за выход в Балтийское море

Б) Екатерина Вторая заняла императорский трон в результате дворцового переворота

В) В результате Семилетней войны Россия одержала победу над Пруссией

Г) Причиной дворцовых переворотов стало подписание Устава о единонаследии

Д) В XVIII веке территория России делилась на губернии и уезды.

Е) Уложенная комиссия составила новый свод законов

Ж) В 1799 г. Россия заключила союз с Францией.

З) Причина  русско-турецкой войны  1787- 1791 гг. заключалась в присоединении Крыма к России

Ответ _________________________________________

  1. Установите соответствие

А) регент

1) привилегированный воинский отряд, «верные слуги государя», не связанные с административными учреждениями, происходившие из числа служилого дворянства и иностранцев, приближенных к трону

Б) абсолютизм

2) могущественная военная держава, объединяющая разные народы и территории в единое государство

В) «верховники»

3) акт, иногда рассматривающийся как документ конституционного содержания, предложенный к подписанию императрице Анне Иоанновне при её вступлении на престол членами Верховного тайного совета

Г) гвардия

4) форма правления, при которой неограниченная верховная власть принадлежит монарху

Д) империя

5) придворный, пользующийся особой благосклонностью монарха, получающий от него различные привилегии и оказывающий влияние на внутреннюю и внешнюю политику

Е) фаворит

6) временный правитель при малолетстве, болезни, отсутствии монарха.

Ж) кондиции

7) члены Верховного тайного совета в России

Ответ

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

  1. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к событиям XVIII в. Укажите термин, выпадающий из общего ряда.

1) Синод, 2) стрельцы, 3) семибоярщина, 4) пугачевщина, 5) император, 6) секуляризация

Ответ ____________

  1. Установите соответствие между историческими деятелями и их характеристиками.

ИСТОРИЧЕСКИЙ ДЕЯТЕЛЬ

ХАРАКТЕРИСТИКА ИСТОРИЧЕСКОГО ДЕЯТЕЛЯ

А) А.Меншиков

1) фаворит Анны Иоанновны

Б) Е. Дашкова

2) архитектор

В) М. Казаков

3) светлейший князь, ближайший сподвижник Петра1

Г) П.Румянцев

4) первый президент Российской академии

Д) Э.Бирон

5) русский полководец

Е) В. Татищев

6) историк и государственный деятель

Ответ

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

  1. По какому признаку образован ряд?

А. Д. Меншиков, Ф. М.  Апраксин, А.И. Остерман.

Ответ ____________________________________________________________________________

  1. Прочтите отрывок,  укажите имя царя, чьё царствование характеризует историк и годы его правления

«Я не разделяю довольно обычного пренебрежения к значению этого кратковременного царствования…это царствование органически связано как протест – с прошедшим правлением  матери, а как первый  неудачный опыт новой политики, как назидательный урок для преемников в будущем.

Инстинкт порядка, дисциплины и равенства был руководящим побуждением деятельности этого императора, борьба с сословными привилегиями - его главной задачей»

Ответ ____________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

8 класс история

ключи  и критерии оценивания

Вариант 1

  1. А 4 , Б7, В6, Г5, Д1, Е3, Ж2

(за каждое верное соответствие 1 балл, всего 7 баллов за задание)

  1. А, Д, Е, Ж,

(за каждое верное соответствие 1 балл, всего 4 балла за задание)

  1. А6, Б4, В7, Г1, Д2, Е5,Ж3.

(за каждое верное соответствие 1 балл, всего 7 баллов за задание)

  1. 5 -Уложенная комиссия (всего 2 балла за задание)

  1. А2, Б5, В4, Г1, Д6, Е3

(за каждое верное соответствие 1 балл, всего 6 баллов за задание)

  1. Изобретатели (всего 2 балла за задание)

  1. Анна Иоановна, 1730-1740 гг. (всего 2 балла за задание)

Вариант 2

  1. А5, Б6, В7, Г3, Д2, Е4, Ж1

(за каждое верное соответствие 1 балл, всего 7 баллов за задание)

  1. А, Б, Д, З

(за каждое верное соответствие 1 балл, всего 4 балла за задание)

  1. А6, Б4, В7, Г1, Д2, Е5,Ж3.

(за каждое верное соответствие 1 балл, всего 7 баллов за задание)

  1. 3- семибоярщина (всего 2 балла за задание)

  1. А3, Б4, В2, Г5, Д1, Е6

(за каждое верное соответствие 1 балл, всего 6 баллов за задание)

  1. Члены  Верховного тайного  Совета / «верховники» (всего 2 балла за задание)

  1. Павел 11796-1801  гг. (всего 2 балла за задание)

Максимальное количество баллов – 30

0-14  - «2»

15-19 – «3»

20-24 – «4»

25-30 – «5»