Разработки уроков по истории Средних веков 6 класс

Рындина Ирина Павловна

Рахздел содержит разработки уроков по истории Средних веков  6 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

«В рыцарском замке»

Цель урока: 

     создать условия для формирования образного представления о замке феодала, снаряжении рыцаря, их развлечениях;

     познакомить с моральными ценностями, нормами и установками феодалов, умения работать с текстами по алгоритму, составлять план, находить в тексте определения, высказывать собственные суждения, что будет способствовать воспитанию положительные личных качеств, уважение к людям.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Формы организации учебной деятельности: 

  • фронтальная

Ход урока

1.Организационный момент.

2. Мотивационный настрой (переход от игровой деятельности к учебной)

а) создание проблемной ситуации через побуждающий диалог (столкнуть мнения учащихся практическим заданием), открытие темы урока.

- Обратите внимание на доску (слайд № 1): Кто здесь изображен?

                                                (Рыцарь, так как рыцарь - конный воин).

- На экране появляется слайд № 2.

Слово «рыцарь» происходит от немецкого «риттер», что означает всадник.

- Где из предложенных зданий мог бы жить рыцарь? Обоснуйте своё мнение. Здания под номерами. В течение 2  мин. ребята  думают, а затем выбирают тот вариант, который, по их мнению, соответствует номеру жилища рыцаря на слайде.

- Почему был сделан такой выбор?

(Ребята объясняют, описывают, как, по их мнению, должен был выглядеть дом рыцаря.)

- Давайте  проверим ваши предположения. ( На экране слайд № 3 изображение замка). Если кто-то ошибся, то почему произошла ошибка.

- Учащиеся говорят, что данную тему ещё не изучали.

- Учитель обращает внимание учеников на изображение рыцаря на доске и рыцарский замок на слайде № 3 и просит сформулировать тему урока.

- Дети называют тему урока: “В рыцарском замке” или “Рыцарский замок”, “Замок рыцаря” (учитель формулирует тему урока, т. к. смысл одинаков)

- Учитель задает учащимся вопрос: Что бы они хотели узнать на уроке? (таким образом, происходит целеполагание, учащиеся сами формулируют цели своей работы), на основе ответов: занятия рыцарей, условия жизни, их жилище и т.д. строится план изучения темы. (Слайд № 5)

- Учитель просит учеников описать дом рыцаря, изображенный на слайде  (дети говорят, что дом рыцаря похож на крепость, построен из камня, имеет прочные стены, хорошо укреплен и т.д.) и ставит перед учащимися проблему: С чем было связано то, что у рыцаря был именно такой дом, а не другой?

б) поиск решения (через выдвижение и проверку гипотез)

(Ответы учащихся: для защиты от врагов, для хранения богатства,

для приёма гостей, для ведения воины и т.д.)

3. Решение учебно-практической задачи

- Чтобы проверить гипотезы и решить проблему организуется работа со слайдами, где изображены замки.

     1) «Мой дом – моя крепость».

 Начиная с VIII века, для защиты от нападений норманнов и венгров в Европе было построено немало замков. Постепенно каждый господин старался соорудить себе замок: в зависимости от возможностей – огромный или скромный. (Слайд 6)

Замок – это жилище феодала и его крепость.

Сначала замки строили из дерева, позднее из камня.

Замок возводили на холме или высокой скале, (Слайд 7), окружали широким рвом с водой. (Слайд 8). Через ров перебрасывали подъемный мост. (Слайд 9). Вход в замок был только один. За рвом возвышались мощные укрепления: крепостных стен могло быть несколько. В случае опасности мост поднимался и, словно дверь, закрывал вход.

Взять замок приступом было очень сложно – нужно было преодолеть ров, выбить ворота, или забраться на стену по штурмовой лестнице.

а)  рассказ учителя об устройстве замка.

Над стенами замка возвышался донжон(цитадель)– самая высокая и большая башня замка, в которой феодал укрывался во время осады, когда вся территория замка была захвачена врагом. (Слайд 10). Учащимся демонстрируется изображение донжона.

Внутри башни один над другим были расположены залы. (Слайд 11).

В подвальном помещении делали колодец и хранили запасы продуктов- это позволяло выдержать осаду замка. Рядом в сыром и темном подземелье томились узники.

На верхнем этаже находились покои владельца. Чтобы попасть туда нападавшие боролись за каждый этаж.

Этажом ниже располагались помещения для слуг – здесь они спали, ели и работали во время осады.

В нижнем этаже находились кухня и трапезная, где во время осады питались защитники замка.

На случай захвата башни в толще стены была сделана винтовая лестница; по ней хозяин замка вместе с семьей и воинами мог спуститься в подземный ход.

2)  «Снаряжение рыцаря»

а) Проблемное задание.

В Средние века люди сравнивали общество с живым организмом. Крестьян сравнивали с ногами. А как вы думаете, с какой частью тела ассоциировались рыцари?

(С руками, потому что они держали оружие.)

Первоначально рыцарем мог стать любой человек, способный купить себе доспехи и боевого коня (что по тем временам составляло стоимость 45 коров), но позднее это звание передавалось по наследству.

б) Давайте рассмотрим снаряжение рыцаря.

Рыцарь был вооружен большим мечом и длинным копьем; меч освещался священником у алтаря (Слайд 14). нередко он пользовался боевым топором и палицей – тяжелой дубиной с металлическим утолщенным концом. (Слайд 15).

Большим щитом рыцарь мог прикрыться с головы до ног. (Слайд 16).

Тело рыцаря защищала кольчуга – рубаха, сплетенная из колец и доходившая до колен. Позднее кольчугу сменили латы – доспехи из стальных пласти :ожерелье, кираса, наручи, рукавицы, набедренники, наколенники, тапочки. (Слайд 17).

На голову рыцарь надевал шлем, а в минуту опасности он опускал на лицо забрало – металлическую пластинку с прорезями для глаз. (Слайд 18).

Вес снаряжения доходил до 50-60 кг. (Слайд 19).

Рыцарь имел 2–3 коня: обычного и боевого, в доспехах. Такого коня можно было поразить только в брюхо. Голову лошади закрывали металлическим или кожаным наглавником, грудь – железными бляхами, бока – кожей. Кроме того, коня накрывали попоной или чепраком из бархата или другой дорогой материи с вышитыми гербами рыцарей. Лошади, “вооруженные” таким образом, назывались “латными”. (Слайд 20).

Итак, рыцарь обладал следующим снаряжением (Слайд 21).

в) Работа с новыми терминами.

- палица, кольчуга, латы, забрало.

3)  Воспитание рыцаря. (Слайд 23).

 а) Беседа с учащимися.

 Как вы думаете, легко ли было стать рыцарем?

 Нужно ли было для этого учиться и чему?

 Почему рыцарем мог быть только богатый человек?

б) Рассказ учителя о воспитании рыцарей.

Умение писать и читать было не главным. Но специальным умениям мальчиков обучали с детства. (Слайд 24).

Посвящение знаменовало длительный переход к зрелости и самостоятельности. Оно завершало семилетний курс, когда юноша в качестве пажа (слуги) и оруженосца проходил обучение у опытного рыцаря, прислуживая ему за столом, чистя его коня и разделяя с несвободными слугами все заботы о своем наставнике.

Церемония посвящения в рыцари состояла из нескольких этапов. (Слайд 25). Прежде всего, ему надевали шпоры, и один из старейших рыцарей препоясывал его мечом – самым почетным оружием. Затем посвящающий наносил юноше удар ладонью по затылку или по щеке – единственную в жизни пощечину, которую рыцарь может получить не возвращая. Весь ритуал завершался показом ловкости нового рыцаря: вскочив на коня, он должен был пронзить копьем установленную мишень.

1. Как воспитывали рыцаря?

2. Зачем феодалам было необходимо специальное воспитание?

Знатные рыцари считали себя людьми “благородными”, гордились древностью своих родов и числом знаменитых предков.

Рыцарь имел свой герб – отличительный знак рода и свой девиз – краткое изречение, обычно объяснявшее смысл герба. (Слайд 26). Распространение гербов связано с расцветом боевой техники, прежде всего с появлением шлема, закрывающего лица воинов. Герб изображался яркими цветами на щите. Вместе с нашлемником выполнял важную задачу.

 Распространение гербов связано с расцветом боевой техники, прежде всего с появлением шлема, закрывающего лица воинов. Герб изображался яркими цветами на щите. Вместе с нашлемником выполнял важную задачу.

в) Работа с новыми терминами. (герб, девиз)

Важным качеством рыцаря считалась верность королю и сеньору. Это была его главная обязанность. Измена налагала клеймо позора на весь род предателя.

В сказаниях о рыцарях воспевались смелость, удаль, презрение к смерти, благородство.

Кодекс рыцарской чести: (Слайд 27).

  1. Рыцарь должен искать подвиги;
  2. Бороться с врагами христианской веры;
  3. Защищать честь дам, а также слабых и обиженных, особенно вдов и сирот;
  4. Быть справедливым и галантным.

4) «Развлечения рыцарей». (Слайд 29).

а) Беседа с учащимися.

-Как вы считаете чем занимался рыцарь?

 Военное дело стало занятием исключительно феодалов, и так было на протяжении многих веков. Феодал зачастую сражался всю жизнь.

В свободное от походов время, рыцари старались поддержать свою славу участвуя в рыцарских турнирах. Место, где проходили турниры называлось ристалище.

Турниры назначались королями и проводились под контролем специальных глашатаев – герольдов. Они же объявляли имена и девизы рыцарей, вступавших в бой.

Турнир продолжался в течение 2 дней.

Турнир – боевое соревнование рыцарей в силе и ловкости. (Слайд 30).

В первый день рыцари участвовали в личных соревнованиях.  Участники турнира надевали полное снаряжение, только копья были без острых наконечников. Тупым копьем рыцарь старался выбить противника из седла. Иногда состязания заканчивались серьезными увечьями или даже гибелью участников. Победитель получал в награду коня и доспехи побежденного. Изредка разыгрывались турниры 2 рыцарских отрядов.

Другой любимой забавой была охота. (Слайд 32). Многие феодалы держали специально обученных собак или соколов. Во время травли зверя участники охоты выскакивали на земли крестьян, соседей и наносили им огромный ущерб, вытаптывая посевы. Охота была опасным занятием – нередко её участники погибали.

Еще одним из развлечений рыцарей являлись пиршества, которые они любили устраивать особенно зимой. (Слайд 33).

в) Работа с терминами.

 Выпишите в тетрадь определения понятий:  турнир,  герольд.)

г) закрепление вопроса «Развлечения рыцарей».

 Назовите любимые развлечения рыцарей.

 Какое значение имели для феодалов турниры и охота?

 Выпишите в тетрадь определения понятий:  герб, девиз.)

 Какие качества особенно высоко ценились среди феодалов?

 Насколько образ “идеального рыцаря” соответствовал реальному облику и поведению господ?

 Какое поведение мы сейчас называем рыцарским?

4. Итоговый контроль и оценка

- Что нового узнали?

- Чему научились?

- Какого человека мы сейчас называем благородным?

- Какое поведение в наше время считается рыцарским?

- Что сегодня мы подразумеваем под словами: честь, слава?

Задание на дом:

§12 читать, выписать и выучить новые слова, придумать свой герб

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0b1f/0010e786-6a4f1d49/img6.jpg



Предварительный просмотр:

Тема: «Горожане и их образ жизни»

Тип урока: комбинированный

Форма урока: урок с использованием ИКТ

Приложения:

  1. стихотворение Ганса Сакса «Похвальное слово Нюрнбергу» (отрывок);
  2. тест «Сравнение средневекового крестьянина и горожанина»;
  3. компьютерная презентация.

Этапы урока:

  1. Проверка домашнего задания.
  2. Объяснение нового материала.
  3. Закрепление.
  4. Домашнее задание.

Ход урока.

Учитель приветствует учащихся, объявляет тему и цели урока (Слайды 1-2)

Ученики записывают тему урока в тетрадь.

Проверка домашнего задания

Повторение домашнего задания через ассоциации (Слайд 3)

На экране появляются картинки, характеризующие основные группы населения эпохи средневековья (духовенство, рыцарство, крестьянство) (Слайды 4-7)

Учитель задает к каждой группе картинок вопросы: "Кто это? Как вы догадались?" Ученики объясняют.

Проблемные задания:

Учитель: "Что объединяет людей в эти группы?" (Слайд 8)

Учащиеся называют - "занятия, сходный образ жизни, происхождение и др."

Учитель, проверяя сказанное учащимися, выводит слайд с перечнем факторов, определяющих принадлежность к сословию (Слайд 9): 

- Общность происхождения

- Общие занятия

- Похожий образ жизни

- Одинаковые права и обязанности

Именно эти признаки определяли принадлежность к тому или иному сословию. Вспомните, что же такое сословие? – это большие группы людей с определенными правами и обязанностями, передающимися по наследству.

Учитель: посмотрите, какими символами можно  обозначить каждую группу (Слайд 10) (для духовенства – крест, для рыцарства – меч, для крестьянства – плуг или серп). Как вы думаете, почему?

Ученики: духовенство – молится, рыцари – воюют, крестьяне – трудятся.

Учитель показывает на экране ряд картинок о средневековом городе и горожанах (Слайд 11), спрашивая учащихся: "Кто это такие?"

Ученики: горожане. Учитель: кто такие горожане? (Слайд 12)

Изложение нового материала с элементами повторения

Учитель характеризует представителей городского населения:

Слайд13: Городом управляли богачи — купцы, владельцы кораблей и домов, земельных участков. Они заседали в городском совете и ведали казной. Семьи богатых горожан роднились между собой. Постепенно они выделялись в городскую знать — их называли патрициями. Патриции в быту подражали рыцарям. Они жили в каменных домах, заводили гербы, сражались верхом на конях, роскошно одевались.

Ученики записывают в тетрадь: состав городского населения:

  1. патриции – городская знать.

Слайды 14-15: В то же время господа, проживавшие в городах, не брезговали заниматься торговлей, покупать торговые корабли, сдавать свои земли в аренду под лавки, мастерские и кабаки. Ремесленники с XIV века начали бороться за участие в управлении городом, но лишь в немногих городах им удавалось включить своих делегатов в старые советы. Чаще всего создавался новый совет все из тех же патрициев.

Ученики: в тетради:

  1. городские ремесленники, купцы и мелкие торговцы.

Слайд 16: В городах возникали нецерковные школы — они были частными или содержались на средства городских советов. А уже в XII веке в Европе появились первые высшие школы — университеты, где преподавали прославленные ученые. В городах процветали науки и искусства, писались литературные и ученые сочинения. Так в городах возникала интеллигенция — особая группа людей, занятых умственным трудом.

Ученики: в тетрадь:

  1. интеллигенция – особая группа людей, занятых умственным трудом.

Слайд 17: Из округи в города приходило много бедняков. Они нанимались на грязную и тяжелую работу, становились поденщиками, слугами, матросами. В городах скапливалась масса искалеченных и немощных людей, которые нищенствовали и воровали, а также множество голодающих, бежавших из деревень. Не раз в городах вспыхивали восстания бедняков, но их жестоко подавляли, подчас прибегая к помощи соседних феодалов. 

Ученики: в тетрадь:

  1. городская беднота.

Таким образом, население города было многообразным. Горожане по-новому оценивали мир, в котором жили. Они стремились нажить богатство прежде всего торговлей, банковским делом и производством товаров. Горожане высоко ценили время: ведь от него зависело накопление богатств, успех задуманных дел. Тогда говорили: «Кто умеет ценить время, будет господином всего, что пожелает». Растущим городам требовалось все больше образованных людей, так как нужно было подсчитывать доходы от торговли, вести дела в городских советах, судах. Люди городского труда составляли особое городское сословие, которое настойчиво отстаивало свои привилегии и права.

 Учитель: А сейчас мы совершим экскурсию по средневековому городу.

Прочитайте стихотворение «Похвала Нюрнбергу» подчеркните  характерные особенности города

 Много домов, защитная стена, улицы, колодцы и фонтаны, часы, вороты, рынки.

 Найдите указанные объекты на схеме и подпишите их

http://be.convdocs.org/pars_docs/refs/77/76783/76783_html_m3b6e2ba0.jpg

Таким образом, города стали самым ярким и динамичным явлением Средневековья. Они являлись и центрами епархий, где располагались усадьбы архиепископов и епископов, и административными и политическими центрами, так как в них располагались местные правители. Города стали и центрами культурного взаимодействия.

Учитель: повторяет вопросы:

  1.  что из себя представлял средневековый город, каковы его особенности?

Ученики: называют особенности средневекового города:

- высокую крепостную стену для защиты от многочисленных врагов,

- узкие улочки и трехэтажные дома с нависающими этажами (признак дороговизны городской земли),

- грязь на улицах и т.п.

     2) Какие здания и сооружения являлись наиболее значимыми и были символами города?

Слайд44: символические изображения рынка, ратуши, собора.

Ученики: называют символы города и делают записи в тетради:

Ратуша – место заседания городского совета

Рынок – место постоянной торговли

Собор – главная городская церковь.

Эти сооружения определяли облик средневекового города и именовались его сердцем, мозгом и душой.

Учитель: Итак, мы познакомились со средневековым городом. Как же назывались его жители?

Ученики: Горожане.

Учитель: Чем занимались горожане?

Ученики: Ремеслом и торговлей.

Учитель: А как назывались деревенские жители?

Ученики: Земледельцы, крестьяне.

Учитель: Каково их основное занятие?

Ученики: Земледелие, скотоводство (сельское хозяйство)

Учитель: Чем же отличался средневековый горожанин от крестьянина, чем жил, что ценил? На этот вопрос вам поможет ответить тестовое задание.

Учащимся предлагается тест - один на парту для работы в парах (Приложение 2). Необходимо распределить предложенные характеристики между крестьянином и горожанином.

Проверка теста осуществляется с помощью компьютера. Сначала на экран выводится вариант с ошибкой (Слайд 49). Учащиеся находят ошибку. Итоговый вариант на экране - верный (Слайд 50). Учащиеся проверяют себя.

Закрепление

Слайд 51: Учитель предлагает учащимся тест по теме «Средневековый город» с вариантами ответа на экране. Ученики выбирают правильные ответы.

Учитель: ну и в заключении хотелось бы, чтоб вы поделились своими впечатлениями о средневековом городе. Хотелось бы вам жить в нем?

Ученики делятся впечатлениями.

Домашнее задание

§14, в. 3 (с. 123)

Приложение 1

Ганс Сакс

«Похвальное слово городу Нюрнбергу»

Без счета было в нем (в Нюнберге) домов -

Высоких, низких, новых, старых.

Не забывая о пожарах,

Их строили: возведена

Была защитная стена

Меж каждыми двумя домами;

Резьбой затейливой, зубцами

Украсили там щегольски

И скаты крыш и их коньки.

Смотри, как стройно и красиво

Тут улицы проведены.

Отсюда все они видны.

Их здесь - ни много и ни мало -

Пять с лишком ныне стало.

А лишек - двадцать восемь точно!

Колодцы - сто шестнадцать счетом

Полны до верха, а еще там

Фонтанов дюжина водой

Всех оделяет даровой.

Больших часов у нас шесть штук.

Из них четыре бьют все вдруг.

Двенадцать в городе холмов,

Одиннадцать больших мостов

(И все из камня, все как есть!),

Ворот же - ровным счетом шесть,

Десяток рынков для народа.

Прилавки не бывают пусты:

Хоть отбавляй зерна, капусты...

Приложение 2

Распределите, что характерно для крестьянина, что для горожанина запишите ответ в виде таблицы

  • Новый, свежий взгляд на мир
  • Зависимость от феодала
  • Ценность – время
  • Отсутствие права собственности на землю
  • Высшие добродетели – трудолюбие и бережливость
  • Образованность
  • Неполноправие, приниженность
  • Свобода, наличие прав и свобод
  • Выполнение повинностей в пользу сеньора
  • Безграмотность, необразованность

Приложение 2

Распределите, что характерно для крестьянина, что для горожанина

  • Новый, свежий взгляд на мир
  • Зависимость от феодала
  • Ценность – время
  • Отсутствие права собственности на землю
  • Высшие добродетели – трудолюбие и бережливость
  • Образованность
  • Неполноправие, приниженность
  • Свобода, наличие прав и свобод
  • Выполнение повинностей в пользу сеньора
  • Безграмотность, необразованность



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Тема

Тема урока. Средневековая деревня и ее обитатели

Цели

познакомить с особенностями жизни в средневековой деревне; выделить признаки натурального хозяйства.

Планируемые результаты

Планируемые результаты:

 предметные: научиться объяснять сущность и характерные черты натурального хозяйства; изучать и систематизировать информацию различных исторических источников о жизни и быте крестьян; применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений;

метапредметные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; прогнозировать результат и уровень усвоения материала; определять новый уровень отношения к самому себе как к субъекту деятельности; давать определения понятий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; формировать основы смыслового чтения учебных и познавательных текстов;

личностные УУД: формировать мотивацию к самосовершенствованию; осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений.

Основные понятия

Межпредметные связи

Ресурсы

схема «Причины объединения крестьян в общины»; иллюстрации учебника; мультимедийная презентация.

Тип урока

открытия нового знания.

Форма урока

Ход урока

1.Организационный момент

Деятельность учителя: Приветствие, положительный настрой на сотрудничество.

 Проверка явки учащихся, проверка готовности учащихся к уроку.

Заполнение классного журнала и тетради приёма-передачи.

Деятельность учащихся: Приветствуют учителя. Настраиваются на работу.

Дежурный по классу докладывает учителю об отсутствующих в классе и готовности учащихся к уроку

2. Мотивационно-целевой этап

Средневековая французская пословица гласит: «С кого раз сдерешь шкуру, того не пострижешь дважды». О ком говорится в ней и в чем ее смыл? Обсудим это на уроке.

3. Актуализация знаний

- Когда и как крестьяне Европы потеряли свободу и землю?

Из кого образовался класс зависимых крестьян?

(Ответы учеников.)

К середине XI в. в Европе установился общественный строй, который современные историки называют феодальным. Власть в обществе принадлежала землевладельцам-феодалам. Подавляющее большинство населения составляли зависимые крестьяне. Именно о них мы и будем вести речь.

 Предположите, какие вопросы мы должны рассмотреть на нашем уроке.

(Ученики формулируют цели урока, используя технику «Цветные листья».)

Объявление темы, учебных результатов и хода занятия (презентация)

Тема урока: «Средневековая деревня и ее обитатели».

(Знакомство с планом урока.)

План урока:

 1.Господская земля и крестьянские наделы.

 2.Феодал и зависимые крестьяне.

 3.Крестьянская община.

 4.Как жили и трудились крестьяне.

5. Натуральное хозяйство.

Формулирование проблемных вопросов урока. Почему жизнь крестьян в раннее Средневековье была очень тяжелой? Чем отличались средневековые крепостные крестьяне от римских рабов? Почему в это время было неизбежно господство натурального хозяйства?

IV. Работа по теме урока

1.Господская земля и крестьянские наделы

«Нет земли без сеньора» — такое правило существовало в Средние века. Вся земля к IX—X вв. была захвачена феодалами Поля, леса, луга, даже реки и озера стали их собственностью. Воз никла феодальная вотчина, или поместье.

(Работа со словарем.)

Вотчина — наследственное земельное владение феодала.

Поместье — хозяйство феодала, в котором работали зависимые крестьяне.

Давайте совершим виртуальное путешествие во времени и познакомимся со средневековой деревней и ее обитателями.

2.Феодал и зависимые коестьяне.

Слайд 1. Перед вами феодальное поместье. Господский двор, а позднее — замок, был обнесен оградой, впоследствии — стеной. Здесь были дом феодала и его управляющего, амбары для хранения зерна и других продуктов, конюшня, хлев, птичник, псарня.

Задание: работая с текстом п. 2 § 11, заполните таблицу

Повинности крестьян

Барщина

Оброк

Все работы крестьян в хозяйстве помещика:

обработка господской пашни;

строительство и починка его дома, мостов;

очистка прудов;

ловля рыбы

Крестьяне должны были отдавать владельцу вотчины:

долю продуктов своего хозяйства (зерно, скот, птица, яйца, сало, мед);

изготовленные ими изделия (полотно, кожи, пряжа), а в ряде случаев и деньги

(Проверка выполнения задания.)

Задание: прочитайте исторический документ и ответьте на вопросы.

Исторический документ

«Крестьянин Видрад имеет полный надел земли. Он отдает за него одну свинью, фунт льна, 3 кур, 18 яиц; ежегодно возит по полтелеги винограда в мае и октябре; доставляет 5 телег навоза со своего хозяйства; 12 раз привозит по охапке дров (указана величина охапки); печет хлеб и варит вино. Согласно обычаю в течение недели пасет в лесу свиней. В течение трех дней еженедельно в течение всего года обрабатывает участок господского поля (указан размер участка). В жатву убирает на нем урожай, а во время сенокоса косит стог сена, работает в барской усадьбе. А его жена должна ткать холщовую одежду. Вместо военного сбора он отрабатывает с телегой и быками с мая по август» («Из описаний владений одного монастыря». Xв.).

Ученики отвечают на вопросы:

-Какие повинности Видрада составляют барщину и оброк?

 -Какие виды барщины отбывают Видрад и его жена?

- Как вы думаете, легко ли жилось крестьянам?

 -Почему крестьяне вынуждены были подчиняться своим феодалам?

(Проверка выполнения задания.)

- Какие виды крестьянской зависимости в Средние века вы знаете?

- Как вы понимаете выражение «поземельно зависимые крестьяне»?

-Почему особенно тяжелым было положение лично зависимых крестьян?

(Ответы учеников.)

ФИЗМИНУТКА

  • Танцевальная
  • Эти физминутки особо любимы детьми, так как выполняются под веселую детскую музыку, движения произвольные.

3.Крестьянская община

Крестьяне в Средние века были объединены в общины.

Задание: работая с текстом п. 3 § 11, исследуйте и назовите причины, которые заставили крестьян объединяться в общины.

(Проверка выполнения задания и составление схемы.)C:\Users\user\AppData\Local\Temp\FineReader11.00\media\image1.jpeg

4.Как жили и трудились крестьяне

— Как же жили и трудились крестьяне в Средние века?

Задание: прочитайте п.4 §11 и составьте его план.

 (Проверка выполнения задания.)

5. Натуральное хозяйство

- Каким образом крестьянин обеспечивал себя одеждой, обувью, мебелью?

 -Кто делал орудия труда?

 -Кто строил дом феодалу?

- Кто обеспечивал всем необходимым феодала?

- Как называется такое хозяйство?

(Работа со словарем.)

Натуральное хозяйство — тип хозяйства, при котором продукты и вещи производят не для продажи, а для собственного потребления.

 Задание. Укажите две главные причины господства натурального хозяйства, заполнив пропуски в предложениях.

 Техника сельского хозяйства..., поэтому урожаи были....

 Во всех поместьях производили..., поэтому нечем....

(Проверка выполнения задания.)

V. Подведение итогов урока

Беседа по вопросам:

- Почему жизнь крестьян в раннее Средневековье была очень тяжелой?

 -Чем отличались средневековые крепостные крестьяне от римских рабов?

 -Средневековая французская пословица гласит: «С кого раз сдерешь шкуру, того не пострижешь дважды». О ком в ней говорится? В чем ее смысл?

-Почему в это время было неизбежно господство натурального хозяйства?

(Проверка выполнения задания и подведение итогов урока.)

VI. Рефлексия

 -Что нового узнали на уроке?

 -Какие умения и навыки отрабатывали?

- С какими новыми терминами познакомились?

 -Что понравилось и что не понравилось на уроке?

- Какие выводы сделали?

Домашнее задание (дифференцированное)

 Для сильных учеников — §11, ответить на вопрос: сохранились ли элементы натурального хозяйства в современной деревне? Если да, то какие?

 Для средних учеников — §11, составить схему «Повинности средневековых крестьян».

 Для слабых учеников — §11, вопросы и задания к параграфу.



Предварительный просмотр:

Тема урока: «Торговля в Средние века»

Цели урока:

Планируемые результаты:

Предметные: научатся определять сравнивать термины: торговля, гильдия, ярмарки, меняла, ростовщики, банки. Получат возможность научиться: понятия «натуральное» и «товарное» хозяйство.

Метапредметные УУД:

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Познавательные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы.

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество)

Личностные УУД: Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу; понимают необходимость учения, выраженную в преобладании учебно-познава- тельных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний.

Тип урока: комбинированный

Форма урока: беседа

  1. Организационный момент
  2. Актуализация знаний

Учитель: Мы продолжаем знакомиться со Средневековым городом и его обитателями. Для начала давайте повторим, то о чём говорили на прошлом уроке.

Продолжите фразу:

1.Горожан в средние века называли – бюргеры

2. город свободный от власти сеньора - коммуна

3. Союзы мастеров одной специальности- Цех.

4. Помошника мастера в ремесленной мастерской  на называли - подмастерье

5. Лучший образец изделия назывался – шедевр.

- Где ремесленники и крестьяне могли бы произвести обмен своими товарами?

(И крестьяне, и ремесленники могли обменять свои товары на нужные им только в городе на ярмарке).

- И так, рынок в городе был единственным местом, где можно было приобрести необходимый товар, как для крестьянина, так и для ремесленника. Все это привело к развитию торговли в Европе.

III. Постановка проблемы.

- Как вы думаете, к чему привело развитие торговли?

(Ответ на этот вопрос мы и будем искать сегодня на уроке).

- Открываем тетради, записываем число и тему урока: «Торговля в Средние века».  

Предположите  цель нашего урока. О чём мы сегодня будем говорить на уроке:

- причины оживлённой торговли в Средние века;

- в чём состояли трудности и опасности деятельности купца в Средневековье ;

-  как расширялись торговые связи;

- как и зачем устраивались ярмарки  и появлялись банкиры;

- объясним значение новых слов: торговля, гильдия, ярмарка,  меняла,  ростовщик, банкир.

IV. Изучение нового материала

1.Роль торговли в Средние века.

Учитель: Как вы понимаете слово торговля, дайте определение? (ответы учащихся)

Запись в тетрадь: Торговля - это процесс обмена товарами, услугами, ценностями и деньгами.

Учитель: Торговлей в Средние века, как и сейчас, заниматься было выгодно, она приносила не плохой доход человеку.

Посмотрите на купца, что  у него  в руке? (меч)

Для чего он ему нужен?  (для продажи, для защиты)

Занятие торговлей было не только выгодным, но и опасным делом.

Что могло случиться? С 111 найдите в тексте. (ответы учащихся)

для защиты от грабителей и помощи друг другу купцы объединялись в торговые союзы – гильдии.

Запись в тетрадь: Гильдия – союз купцов

Что общего было между Гильдиями и цехами? (защита)

2.Торговые  связи.                                                                                                                                            

Учитель: Город был центром торгового обмена не только с окружавшей его местностью, но и с другими городами, отдельными землями, с другими странами.

Что необходимо для оживленной торговли? (дороги)

Поэтому с XIII в. в Европе начинают прокладывать новые дороги, чинить старые.

Выгодные торговые пути проходили через  Восток. Что могли привозить оттуда купцы? (предметы роскоши, шёлк, пряности, драгоценные камни и т.д.)  

Работа  картой с.114 учебник

Важные торговые пути шли по Северному и Балтийскому морям. Что могли привозить купцы с этих мест? (соль, мех, шерсть, лес и многое другое)

3. Ярмарки и банкиры. (работа в группах: найти новую информацию в пункте)

Для торговли отводились специальные места: лавки

- Какие? (ювелирная, булочная, лавка сапожника и т.д.).

Но самым оживлённым местом для торговли являлись ярмарки, в которых принимали участие сотни крупных купцов из разных стран.

 Запись в тетрадь: Ярмарка - установленное место, где можно было приобрести разнообразный товар, от продуктов питания до всевозможных ремесленных изделий.

Найдите на карте  самые известные ярмарки (ответы учащихся).

- К чему привело развитие торговли и появление ярмарок?  И - Чем начинают интересоваться банкиры, ростовщики?

Давайте составим предложение из слов

(Развитие торговли и ярмарок привели к развитию денежного дела, к накоплению богатств  в  руках менял, ростовщиков, банкиров).

 (Накоплением богатств, возможности увеличить прибыль).

Чтобы  развивать дальше торговлю нужно увеличить количество продаваемого товара

- Натуральное хозяйство может с этим справиться?

(Нет. Так как при натуральном хозяйстве товары производятся не для продажи, а для внутреннего потребления).

- Какое хозяйство приходит на смену натуральному хозяйству?

(Товарное хозяйство). С 112

- Какое хозяйство называют товарным?

(Товарное хозяйство - это хозяйство, при котором товары производятся для обмена посредством денег).

Обменивались на ярмарках не только товаром, но и деньгами. Поскольку покупатели были из разных стран расплачивались разными монетами, поэтому здесь всегда можно было встретить менял, которые занимались обменом денег.                                                                                           Запись в тетрадь: Меняла – человек, который занимался обменом денег.

Конечно, делали они это дело с пользой для себя, поэтому у них накапливались определенные суммы, которые они могли дать в долг под проценты (в рост) купцам. Менялы, пускавшие деньги в рост, назывались ростовщиками, постепенно превращающие в банкиров, в богатых людей, которые давали крупные деньги на торговые экспедиции, в долг королю и феодалам.

Запись в тетрадь:

Ростовщик – человек, пускавший деньги в рост, под проценты.
Банкир – собственник крупных денежных размеров, богатый человек.

 V. Закрепление новых знаний  

  Итак, мы с вами познакомились с торговлей в Средние века,  сделайте вывод: "К чему привело развитие хозяйства и торговли в Европе?"

Объясните связь

                                         Строительство дорог

                                                            Гильдии      

Торговля                                                   Товарное хозяйство

                                                            Менялы, ростов

                                             Банки

Вывод: На смену натуральному хозяйству проходит новое ТОВАРНО-ДЕНЕЖНОЕ ХОЗЯЙСТВО. Это хозяйство, при котором продукция производилась для продажи на рынке.

1.Ростовщик        

А. Собственник банка

2.Ярмарка        

Б. Экономическое учреждение, где хранятся свободные деньги

3.Товар        

В. Ежегодный большой торг

4. Банк        

Г. Вещь, изготовленная для продажи

5.Банкир        

Д. Человек, который меняет деньги на ярмарке

6. Меняла

Е. Человек, который дает деньги в долг под проценты

1-е ,2-в,3-г,4-б,5-а,6-д

 VI. Итоги урока. Рефлексия

- что узнал нового,

- что научился делать,

Д/з: Параграф 14, термины стр. 117,

https://karenswhimsy.com/public-domain-images/medieval-fashion/images/medieval-fashion-5.jpg



Предварительный просмотр:

Конспект урока по истории средних веков.

Тема урока: Возникновение ислама и арабский халифат.

Цели урока: дать представление о возникновении, ценностях и особенностях исламской цивилизации;

- выяснить роль ислама в объединении арабских племён, познакомиться с характерными чертами феодального строя на Ближнем Востоке.

- продолжить формирование умения работать с картой

- познакомиться с новыми понятиями

Тип урока: урок изучения нового материала

Структура и ход урока:

Рассмотрите карты и назовите племена и народы соседствующие с Византийской империей. (славянские племена, арабы). Предположите, пожалуйста, о чем пойдет речь на уроке?

Формулирование темы урока: Возникновение ислама и арабский халифат.

  1. Актуализация знаний

- Что такое религия?

- Когда возникли истоки религии?

- Какие религии ты знаешь?

- Когда возникло христианство?

2. Изучение нового материала:

Учитель: О религии, которая играет важную роль в мире, пойдет сегодня речь на нашем уроке. Ислам - самая молодая из всех религий, возникшая в 7 веке  в Аравии.

Практическая работа с картой Учитель: 

-Покажите на карте Аравийский полуостров.

- Какими морями омывается полуостров?

 - Какие страны находятся по соседству?

 - опираясь на карту, опишите, как повлияли географическое положение и природные условия на род занятий жителей?

Ответы учеников

Учитель: Арабы издавна жили на обширном Аравийском полуострове в Юго-Западной Азии. Большую его часть занимают сухие степи и безводные пустыни. Для земледелия были пригодны лишь небольшие оазисы на юге и западе Аравии. Там жили оседлые арабы. Из колодцев и ручьев они брали воду, возделывали сады, рощи финиковых пальм и виноградники, выращивали хлебные злаки, сахарный тростник

Анализируя текс презентации, определите, основной вид деятельности был характерен для бедуинов. Почему арабы разводили верблюдов?

Ответ ученика

Учитель: Рассмотрите иллюстрацию стр.70 «Караван-сарай на торговом пути».

Предположите, чем занимаются жители, во что они одеты?

Ответы учеников

Учитель: Вдоль берега Красного моря пролегал старинный торговый путь из Византии в Африку и Индию. В оазисах на этом пути возникали торговые поселения и города с базарами, постоялыми дворами (караван-сараями) и святилищами местных божеств. Самым крупным из них был город Мекка. Дважды в году — летом и зимой — они снаряжали караваны в соседние страны. Каждую весну четыре месяца в Мекке длились ярмарки (ежегодные или сезонные торги). Кочевники пригоняли сюда скот и обменивали его на хлеб, ткани, оружие, посуду.

В Мекке было расположено древнейшее святилище храм Кааба (куб).

Учитель: Бедуины делились на множество племен и родов. Из-за пастбищ часто происходили стычки между племенами. Ожесточенные схватки вызывал и уже известный нам по Западной Европе обычай кровной мести: за убийство или оскорбление родича мстил весь род и даже племя. Войны между племенами длились иногда десятилетиями. Каждое племя поклонялось своим божествам, а это еще более усиливало рознь среди арабов.

Физкультминутка: Микропаузы при утомлении глаз:

 Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, а затем открыть их на такое же время. Повторять 6-8 раз

Учитель: Объединению арабских племен способствовала новая религия — ислам. Основатель ислама — житель Мекки Мухаммед (в Европе его называли Магомет) шести лет остался сиротой; о нем заботились бедные родственники, а он пас их коз и овец. Его посещали видения — он говорил, что слышит голос Бога. Примерно в 610 году Мухаммед выступил с проповедью новой религии. Он утверждал, что нет других богов, кроме всемогущего единого Бога — Аллаха, а себя называл «посланником Бога» — его Пророком. Мухаммед призывал арабов прекратить вражду и объединиться, приняв одну веру.

Опираясь на текст, найдите определение понятий – пророк, Аллах.

Учитель:  В проповедях Мухаммед обличал «несправедливо наживающих богатство», призывал богачей помогать бедным и сиротам, выкупать на волю и освобождать рабов. Его сторонники видели в нем посланника небес. Все, кто принимал новую религию, называли себя, мусульманами, то есть «покорными Богу».

 Вопрос: Как вы думаете как мекканская знать отнеслась к проповедям Мухаммеда?

Влиятельная мекканская знать отнеслась враждебно к проповеди Мухаммеда. Опасаясь за свою жизнь, в 622 году Мухаммед со сторонниками переселился в соседний оазис, позднее названный в его честь Медина — «город Пророка». Год переселения — хиджра — стал начальной датой мусульманского летосчисления.

В Медину со всех сторон сходились последователи Мухаммеда. В борьбе с Меккой они постепенно брали верх. В 630 году знать подписала с Мухаммедом соглашение и открыла перед ним ворота Мекки. Мекка, как и Медина, превратилась в священный город всех мусульман, а Кааба — в главное их святилище.

Мухаммед стал главой Арабского государства и мусульманской церкви.

Запишем  в словарь новые  понятия:

Ислам, Аллах,  Пророк, мусульмане, хиджра, Коран,  суры, шариат, кади, халиф.

4. Домашнее задание

Прочитать параграф 9, выполнить здания № 1-6 в контурной карте



Предварительный просмотр:

Конспект урока по всеобщей истории в 6 классе

ТЕМА: «Что англичане считают началом своих свобод».

Цели урока:

• изучения учащимися процесса Нормандского завоевание Англии, реформ Генриха II и их последствий, пониманию причин усиления королевской власти в Англии и причин появления парламента;

• формирования умений сравнивать однотипные процессы, события, самостоятельно формулировать выводы и обосновывать их фактами из исторических источников, работать по карте;

• усовершенствования умений анализировать различные исторические источники, в первую очередь «Великую хартию вольностей», формирования умений сравнивать однотипные процессы, события, самостоятельно формулировать выводы и обосновывать их фактами из исторических источников, работать по карте

• воспитания познавательного интереса к изучению истории, уважения к культуре и традициям других народов.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

    После урока ученики смогут:

• объяснить суть процесса централизации власти Нормандского завоевания Англии, реформ Генриха II и их последствий, понимания причин усиления королевской власти в Англии и причин появления парламента;

• формулировать понятия: централизованное государство, парламент, лорды, монархия.

• определят особенности правления Генриха I, Генриха II; 

• усовершенствуют умение самостоятельно работать с различными источниками информации.

Личности и термины: Вильгельм I Завоеватель, битва при Гастингсе, «Книга страшного суда», Генрих I, Генрих II Плантагенет, «щитовые деньги», суд присяжных, шериф, графство, Иоанн Безземельный, Великая хартия вольностей, «бешеный совет», Симон де Монфор, парламент.

Тип урока: комбинированный.

ОБОРУДОВАНИЕ: учебник, карта «Англия в XI-XѴ веках».

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.  Настройка учащихся на работу.

II. Проверка домашнего задания.

III. Актуализация опорных знаний.

ѴI. Мотивация учебной деятельности.

1. Нормандское завоевание Англии и его последствия

2. Реформы Генриха II

3. Борьба короля и феодалов. Великая хартия вольности

4. Создание парламента.

IV. Изучение нового материала.

Процесс объединения централизованного государства происходил не только во Франции, но и в других странах. В каждой стране он имел свои особенности. Так, в Англии, где, кстати сказать, объединение началось раньше, чем во Франции, оно было связано с так называемым нормандским завоеванием.

1. Нормандское завоевание Англии и его последствия

В 1066 году герцог нормандский Вильгельм высадился с рыцарским войском в Англии, разгромил англосакского короля Герольда в битве при Гастингсе.

Работа с картой в атласе

Он вошел в Лондон и был коронован как Вильгельм Завоеватель. Конечно, он хотел отблагодарить своих воинов. Поэтому он отбирает у феодалов Англии земли и раздает их своим рыцарям. Новым хозяевам нужна сильная власть, которая могла бы помочь в удержании покоренного государства. Первое, что сделал новый король – он провел перепись всего населения Англии. Результаты ее вошли в книгу под названием «Книга страшного суда» (1086). Теперь всех жителей государства и все земельные владения взяты на учет.

? Итак, каковы же последствия нормандского завоевания?https://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2018/01/21/s_5a645b8198593/804875_2.png

Учитель:

В начале XI века Англия была завоёвана викингами. Английские короли нашли убежище при дворе норманнских правителей.

В середине XI века английский король Эдуа̀рд смог вернуть себе престол. У него не было наследников, поэтому преемником он назначил герцога Нормандии Вильгѐльма.

Вильгельм

После смерти Эдуарда ситуация изменилась. Вильгельм не получил престола Англии. Но он решил занять его силой. Нормандская армия переправилась через Ла-Манш.

В 1066 году произошла битва при Га̀стингсе. Она значительно повлияла на историю Англии. В бою погиб король Англии и большая часть его воинов.

Вильгѐльм стал новым королём Англии (1066–1087 годы). Он получил прозвище Завоева̀тель.https://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2018/01/21/s_5a645b8198593/804875_3.png

Битва при Гастингсе.https://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2018/01/21/s_5a645b8198593/804875_4.png

Земли местной знати Вильгельм разделил между своими сторонниками. При этом они получили владения в разных частях страны. Такой ход поначалу не позволял феодалам Англии стать сильнее короля.

По приказу Вильгельма была проведена перепись всех английских земель и их населения. Результаты переписи были названы «Книгой Страшного суда».

Нормандское завоевание способствовало усилению власти короля и централизации Англии.

«Книга Страшного суда»

Баро̀ны (крупные феодалы Англии) не желали усиления королевской власти. При наследниках Вильгельма они начали междоусобицу. Она продолжалась долгое время.

Феодалам удалось добиться больших уступок от правителей Англии.

В своих землях они собирали налоги, проводили суды, издавали законы.

Права феодалов

https://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2018/01/21/s_5a645b8198593/804875_5.png

Задание учащимся: зарисовать схему

Людей не устраивал произвол баронов. Некоторые из них организовывали отряды. Они боролись с феодалами. Об их приключениях народ сложил песни – балла̀ды.

Любимым героем английских баллад стал «благородный разбойник» Ро̀бин Гуд.

https://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2018/01/21/s_5a645b8198593/804875_6.png

Король Гѐнрих II (1154–1189 годы) произвёл важные преобразования. Осуществил судебную реформу. Королевский суд делался главным в стране. Обратиться в него имел право каждый свободный житель Англии. Дела рассматривали 12 присяжных.

Централизация суда уменьшила влияние феодалов в своих землях. Это укрепило королевскую власть. https://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2018/01/21/s_5a645b8198593/804875_7.png

Король провёл реформу управления. Законы короля были поставлены выше местных.

Были сформированы королевская канцелярия и казначейство.

Королевские чиновники в графствах (шерѝфыполучали широкие полномочия.

Военная реформа устанавливала специальный налог – «щитовы̀е деньги». Теперь феодалы могли просто уплатить королю налог и не участвовать в военных походах. На эти средства содержалось наёмное войско.

Также все свободные мужчины Англии должны были обзавестись оружием и уметь его использовать.

Король Иоа̀нн Безземѐльный правил Англией с 1199 по 1216 год.

Во время его правления произошли большие перемены. Он потерял значительную часть английских владений во Франции. У него возник серьёзный конфликт с церковью, за что на Англию был наложен интердѝкт – запрет на все богослужения.

Король постоянно увеличивал налоги. Многие феодалы Англии были лишены земли, высланы или казнены.

https://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2018/01/21/s_5a645b8198593/804875_8.png

Задание учащимся: зарисовать схему

Недовольство населения вылилось во всеобщее восстание. Королю пришлось пойти на переговоры. Под давлением восставших в 1215 году Иоанн подписал «Велѝкую ха̀ртию во̀льностей».

Этот документ гарантировал подданным определенные привилегии и права:https://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2018/01/21/s_5a645b8198593/804875_9.png

Король обещал не вмешиваться в дела церкви.

Был установлен строгий порядок взимания налогов.

Король обязался принимать важные решения, учитывая советы и мнение баронов.

Устанавливались строгие правила суда для свободных людей.

Хартия подтверждала вольности городов.

Всем свободным людям была обещана защита от произвола.

Хартия оградила баронов от произвола короля.

Она же защищала горожан, мелких и средних феодалов от баронов.

Подписание «Великой хартии вольностей».

Но Иоанн не собирался выполнять требования Хартии. Он начал войну против баронов. Только внезапная смерть короля остановила гражданскую войну.

Новым королём стал Генрих III (1216–1272 годы). Ему требовалось много денег на содержание двора и войны. Постоянно приходилось созывать собрание баронов.https://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2018/01/21/s_5a645b8198593/804875_10.png

Требования Генриха росли. Он вызвал недовольство всего населения.

Когда он потребовал треть доходов Англии для завоевания Сицилѝйского королевства – бароны ему отказали. Они потребовали от короля уступок. Баронов поддержали города и рыцарство.

Король уступил. Теперь все его действия контролировали крупные феодалы. Без их согласия он не мог руководить страной.

Гражданская война в Англии

https://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2018/01/21/s_5a645b8198593/804875_11.png

Задание учащимся: зарисовать схему.

Но бароны оставили без внимания требования рыцарей и горожан.

Король попытался опереться на недовольных. В стране началась гражданская война.https://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2018/01/21/s_5a645b8198593/804875_12.png

Противников короля возглавил граф Симо̀н де Монфо̀р. В 1264 году он разбил королевское войско. Генрих III и его сын Эдуард попали в плен. Монфор стал управлять Англией.

Учитывая недовольство населения, в 1265 году был собран Парла̀мент, куда Симон де Монфор, кроме крупных феодалов, пригласил представителей рыцарства и городов. Этот год традиционно считается датой зарождения Парламента Англии.Парламент Англии

Задание учащимся: зарисовать схему

Но многие бароны видели в Монфоре угрозу для своих привилегий.  

После бегства Эдуарда из плена большая часть баронов перешла на его сторону. Симон де Монфор был убит в сражении. Король вернул себе трон.

Ситуация, которая сложилась в ходе войны, показала королю и баронам, что без согласия со средним классом управлять страной будет трудно. Поэтому Парламент не был отменён.

Парламент Англии

https://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2018/01/21/s_5a645b8198593/804875_13.png

Задание учащимся: зарисовать схему

К XIV веку Парламент стал делиться на две палаты. В  Пала̀те ло̀рдов заседали бароны и высшее духовенствоВ Пала̀те о̀бщин – рыцари и горожане. Законы принимались только с согласия обеих палат и короля.

Подведём итоги.

С XI по XIV век в Англии произошли коренные перемены.

Укрепилась королевская власть. Оформилась система управления страны.  

Была принята Великая Хартия вольностей.

Парламент стал играть значительную роль в управлении государством.

VI. Контрольно - корректирующий этап.

• Проверяем правильность заполнения схем.

VII. Подведение итогов. Рефлексия.

- Смогли ли вы получить новые знания на уроке?

- C удовольствием будете выполнять домашнее задание?

Оценивание учебных достижений.

Домашнее задание: читать и пересказывать параграф 19, заучить новые схемы и понятия.



Предварительный просмотр:

Культура Византии

Цели урока:

  1. Ознакомить учащихся с важнейшими достижениями византийского искусства;
  2. Формирование у школьников яркого и целостного образа о культуре Византии.
  3. Развитие диалогической речи, мышления, внимания.
  4. Воспитание уважения к истории и культуре другого народа

Оборудование:
1. Учебник В.А. Ведюшкин «История средних веков»,6класс,м. «Просвещение», 2003 год, параграф 7.
2. 
Презентация «Культура Византии»
3. Словарь специальных терминов
4. Листы с заданием
Форма урока: Урок изучения нового материала.

Тип урока: Видео-урок- диалог

Технология личностно- ориентированного развивающего обучения.

Ход урока.

I. Активизация знаний по теме: « Византийское тысячелетие»
1. Выполнение учащимися теста по теме: «Византийское тысячелетие»

II. Мотивация.
- Обратите внимание на тему нашего сегодняшнего урока
(Учащиеся называют тему урока: « Культура Византии»)
- Что называется культурой?
(Культура – это достижения людей в различных областях человеческой жизни.)
- О каких достижениях сегодня на уроке пойдет речь?
(Сегодня на уроке пойдет речь об архитектуре и живописи Византии.)
Задача для учащихся: Выявить особенности культуры Византии.

III. Изучение новой темы.
1. Рассказ учителя и показ слайдов.
- Византия стала наследницей культурных достижений античного мира и стран Востока. На ее культуру сильно повлияла и христианская религия. 
Именно христианская религия изменила назначение и устройство храма. В древнегреческом храме помещали статую Бога внутри, а религиозные церемонии проводили снаружи, на площади, поэтому стремились сделать внешний вид храма особенно нарядным.
Христиане же собирались для общей молитвы внутри церкви, и архитекторы заботились прежде всего о красоте его внутренних помещений. Интерьер церкви должен был отвечать многим требованиям: быть вместительным и удобным для богослужения, иметь отдельные места для священнослужителей и для простых верующих
К тому времени, когда христианство в IV веке было разрешено и стало испытывать потребность в храмах, таких зданий еще не было, их только предстояло создать.
Сначала стали использовать уже имеющиеся здания. Еще при Константине Великом для богослужения были приспособлены базилики, прежде служившие залами суда или торговли. Базилика – это прямоугольное здание, разделенное рядами колонн на три или пять проходов. Они назывались нефами. Средний неф был обычно шире и выше боковых. В восточной части базилики, заканчивающейся полукруглым выступом – апсидой, находилась наиболее почитаемая часть храма- алтарь. На востоке по христианской традиции находился рай, и именно в эту сторону следовало обращать лицо во время молитвы. Доступ в алтарь имели только священники.

2.Задание для учащихся.
1. Посмотрите в словаре, что такое базилика, алтарь, апсида, неф Найдите на схеме эту форму и части здания и подпишите.(Приложение 1)
2. Почему алтарь помещался всегда на востоке? 
(Христиане считали, что на востоке находится рай)

3. Рассказ учителя и показ слайдов.
Период царствования Юстиниана связан с большими строительными работами в Константинополе, Равенне и других городах империи. Венцом зодчества этого времени является Константинопольская София.
В 532г в столице Византии вспыхнуло восстание, известное под названием «Ника». Во время этого восстания сгорела построенная еще Константином базилика «Святой премудрости», или Св. Софии. Юстиниан задумал создать на ее месте грандиозный храм, который воплощал бы в себе силу его империи и могущество христианского бога. В замысле храма Св. Софии, как одной из главных частей императорского дворца торжествует идея зависимости церкви от императорской власти. К строительству были привлечены малоазийские зодчие – Анфимий из Трал и Исидор из Милета, руководившие постройкой. 
Храм был сооружен всего за пять лет ( 532-537). Внешне он отличался простотой и массивностью форм и не казался слишком большим. Но интерьер производил совсем иное впечатление. Перед взором вошедшего неожиданно открывалось грандиозное подкупольное пространство. Особенно сильное впечатление производил вознесенный высоко вверх огромный купол, диаметром 31,5м.
Благодаря гениальному расположению примыкающих к куполу полукуполов взор зрителя охватывает все это пространство целиком, и он кажется ему, при всей своей грандиозности, необычайно легким, простым и свободным в конструкции. Ни в одном здании мира до тех пор человеческий гений не добивался столь совершенной победы нал материалом.
В основу здания зодчими был положен план трехнефной базилики. Центральный неф перекрыт куполом. Купол лежит на парусах, покоящихся на четырех громадных арках, которые опираются на столбы по углам центрального квадрата. Купол образован сорока радиальными арками, которые позволили прорезать в нем сорок окон. Промежутки между окнами рассчитаны так, что, когда солнце заливает светом подкупольное пространство, купол кажется парящим в воздухе. Стены храма украшены декоративными мозаиками и изумительным по тонкости кружевным, выполненным в мраморе узором.
Собор Святой Софии остался высшим достижением византийской архитектуры.

4. Задание для учащихся.
1.Какое впечатление производит храм Св. Софии на зрителя, какие чувства вызывает: восторг, радость, успокоенность, тревогу, величие, подавленность или др.?
2. Попробуйте объяснить, чем вызвано это впечатление; обратите внимание на общий вид храма, его силуэт, пропорциональность и соразмерность частей, материал, поверхность стен, украшения, детали архитектуры.

5. Рассказ учителя и показ слайдов.
В IX – X вв. вырабатывается « стандартизированный» тип так называемой крестово – купольной церкви, названной так потому, что ее план был подобием греческого креста, центральная часть которого перекрывалась куполом, покоившимся на барабане, в свою очередь опиравшимся на четыре колонны, образуя в интерьере « паруса» - сферические треугольники. Такие храмы распространяются не только в Византии, но и за ее пределами – В Болгарии, на Руси, в Закавказье.

6. Задание для учащихся.
1. Выберите правильный ответ.
1) Самая почитаемая часть христианского храма: а) неф; б) алтарь; в) вход в здание.
2) Храм Святой Софии был построен при императоре: а) Аркадии; б) Константине; в) Юстиниане.

7. Рассказ учителя и показ слайдов.
Византийский храм восхищал современников не только совершенством своих архитектурных форм. Интерьер храма был богато украшен произведениями скульптуры, декоративно – прикладного искусства и в особенности живописи. Существовали строгие правила изображения библейских сцен и их размещения в пространстве храма. Эти правила именуют 
каноном. Согласно канону, в храме было отведено место разнообразному представлению евангельских сюжетов. На восточной стене обычно изображался Христос в окружении апостолов, на западной – сцены страшного Суда, на парусах – четыре евангелиста, по бокам – сцены из жизни Христа
Существовали правила изображения святых и мучеников. В лице внимание привлекалось к внутренней жизни души Широко раскрытые глаза, высокий лоб, тонкие губы, удлиненные пропорции лица и фигуры – все говорило о высоких помыслах, бесплотности, святости. Все фигуры изображались лицом к зрителю: куда бы ни обращал верующий свой взор, всюду он встречал обращенные к нему лики святых.
Размеры изображенных фигур зависели от их важности в христианской иерархии. Фигуру Христа или Богоматери изображали более крупно, чем остальные, а лишенные души башни или деревья – меньшими по размеру, чем стоящих рядом людей.
В Византии имели место три типа изобразительного искусства :мозаика, фреска и икона. Мозаики – изображения из разноцветных камешков или кусочков цветного непрозрачного стекла – смальты.Смальту укрепляли в сырой штукатурке с различным наклоном. Когда зритель двигался внутри церкви, мозаика, отражая свет вспыхивала, искрилась, мерцала яркими многоцветными красками.
Позже наряду с мозаиками все чаще стали использовать фрески – живопись водяными красками по сырой штукатурке. К достоинствам фрески относится быстрота исполнения и выразительности цвета.
В храмах и жилищах помещали иконы – живописные изображения Бога, Богоматери, сцен из библии на гладких деревянных досках. В отличие от мозаики икону можно переносить с места на место, посылать в подарок, брать с собой в поход. 
- Существуют ли сейчас иконы в православных храмах?

Византийская Культура особенно сильно повлияла на культуру южных и восточных славян. Болгария, Сербия, Армения, Грузия и Русь приняли христианскую веру из Византии. С греческого языка на славянские было переведено много книг. Первые каменные храмы на Руси были построены и украшены приглашенными из Византии мастерами.

IV. Закрепление изученного на уроке.
1.Чем архитектура христианских храмов отличалась от античных?
(В древнегреческом храме помещали статую Бога внутри, а религиозные церемонии проводили снаружи, на площади, поэтому стремились сделать внешний вид храма особенно нарядным. Христиане и архитекторы заботились прежде всего о красоте его внутренних помещений.)

2. Проанализируйте стихотворение О.Мандельштама « Айя- София»:

Айя – София – здесь остановиться 
Судил господь народам и царям!
Ведь купол твой, по слову очевидца, 
Как на цепи, подвешен к небесам.

Но что же думал твой строитель щедрый,
Когда, душой и помыслом высок, 
Расположил апсиды и аксерды, 
Им указав на запад и восток?

Прекрасен храм, купающийся в мире,
И сорок окон – света торжество;
На парусах, под куполом четыре
Архангела прекраснее всего.

И мудрое сферическое зданье.
Народы и века переживет, 
И серафимов гулкое рыданье
Не покоробит темных позолот.

А) Какие архитектурные термины упоминает автор? Объясните их значение, воспользовавшись словарем.
Б) Какие особенности Софийского собора описывает автор?
В) Кого имеет в виду автор под словами «строитель щедрый»?
3. Как вы думаете, в чем заключались особенности Византийской культуры?
(В восточной Римской империи не было такого упадка античной культуры, как на Западе.)
4. Чем был вызван упадок культуры в Западной Европе в начале средних веков?
(Упадок культуры был вызван великим переселением народов и войн.)

V. Итог урока. Домашнее задание: 
1. Прочитать параграф 7.
2. Ответить на вопросы стр.78.
3. Выучить термины