Учитель года 2024
ЭССЕ
Моё педагогическое кредо
Методика использования иллюстраций
Видеоролик. https://disk.yandex.ru/i/21TuVP0clWP1Xw
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Эссе | 48 КБ |
Сценарий. Моё педагогическое кредо. | 21.5 КБ |
Презентация. Моё педагогическое кредо | 2.35 МБ |
Методика использования иллюстраций | 2.61 МБ |
Предварительный просмотр:
Гражданская позиция современного учителя.
Учителю принадлежит самая главная роль в формировании будущего страны. Из всех профессий профессия учителя – самая благородная, самая трудная и самая важная.
Ш. А. Амонашвили.
В жизни есть только одно несомненное счастье – жить для других.
Л. Н. Толстой.
Гражданская позиция, на мой взгляд, должна быть у каждого человека. Однако именно профессия учителя неразрывно связана с этим понятием. Во все времена учитель был в центре общественного внимания. К его мнению прислушивались, ему доверяли, на него равнялись, его уважали. Именно учитель может оказывать влияние на умы и души будущих поколений, граждан своей страны. Поэтому очень важно, какую гражданскую позицию занимает учитель.
Гражданская позиция – это совокупность взглядов, убеждений, морально-этических норм, которые свойственны человеку в отношении к общественной жизни, а также его действия и поступки в этом направлении. Человек, имеющий активную гражданскую позицию, не может оставаться равнодушным к своей Родине, к жизни общества, окружающим людям, природе. Любые общественные события находят отклик в его душе. Выборы, субботники, праздники, собрания не обходятся без его участия. Служение людям и Отечеству он считает своим гражданским долгом, а лозунг «Кто, если не я» - девизом своей жизни.
Учитель и общественная жизнь – понятия неразделимые. Учитель выполняет высокую и ответственную миссию по отношению к обществу – просвещение и воспитание будущих поколений. Миссия эта заключается не только и не столько в передаче знаний, сколько в преподавании ученикам правильных нравственных ориентиров, образа поведения, привычек, жизненных навыков.
Огромное значение в обучении и воспитании имеет личность педагога. Учитель воспитывает своих подопечных прежде всего своим личным примером. Детям важны не слова взрослых, а их поступки, важно, как они ведут себя. Бесполезно вести беседы о высоких моральных ценностях, если сам педагог им не следует в своей жизни. По словам Д. Лихачева, «учитель воспитывает своей личностью, своими знаниями и любовью, своим отношением к миру».
В истории педагогики было немало педагогов-подвижников, которые самоотверженно отдавали себя служению обществу. Среди них И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский, В. А. Сухомлинский, А. С. Макаренко, С. Л. Соловейчик и другие. Больше всего меня поразила личность польского педагога Януша Корчака, который не только в своих трудах, но и примером собственной жизни продемонстрировал активную гражданскую позицию.
В 1911 году в Варшаве Януш Корчак основал «Дом сирот» и руководил им до конца своих дней. Он пытался разработать собственную систему, которая позволила бы воспитывать в детях лучшие человеческие качества. Свои педагогические идеи и принципы он изложил во всемирно известной книге «Как любить ребенка». В годы Второй мировой войны дети «Дома сирот» были депортированы и отправлены в концлагерь. Януш Корчак отказался покинуть своих воспитанников и вместе с детьми принял мученическую смерть в газовой камере.
Сейчас нам трудно поверить в возможность такого самопожертвования. Такой подвиг можно совершить, только имея безграничную любовь к детям. Василий Сухомлинский писал: «Жизнь Януша Корчака, его подвиг изумительной нравственной силы и чистоты явились для меня вдохновением. Я понял, чтобы стать настоящим воспитателем детей, надо отдать им свое сердце».
Моя прабабушка Сахарова Евдокия Прокопьевна тоже была директором детского дома. Бабушка часто рассказывала мне, как она, не жалея сил и времени, заботилась о своих воспитанниках. Люди, знавшие мою прабабушку, говорили, что она была учителем от Бога. Что бы ни случилось, она никогда не повышала голоса на своих учеников. Если у какого-то учителя в классе разгорался конфликт, она заходила в класс и тихо и мирно его улаживала. Часто к ней приходили люди со своими проблемами, а уходили радостные, окрыленные, в их глазах светилась надежда.
Я думаю, что личность моей прабабушки сыграла большую роль в становлении моей бабушки как педагога, когда много лет спустя судьба привела ее в школу. Рассказы моей бабушки о ее матери и о своей педагогической деятельности были для меня, тогда еще начинающего учителя, первыми уроками педагогического мастерства.
В слове «образование» есть корневое слово «образ». Каков же образ гражданина, который хочет видеть современное общество в выпускниках школы? В федеральном государственном образовательном стандарте прописан портрет выпускника, обладающего тремя основными качествами: нравственность, патриотизм и профессионализм.
Духовно-нравственному воспитанию в школе всегда придавалось большое значение. Ведь прежде всего мы должны воспитать Человека, а потом уже гражданина и профессионала. «Просвещение» произошло от слова «свет». И свет – это не только знания, но и нравственные ценности: доброта, милосердие, честность, совесть, ответственность, забота о ближнем, уважение к людям. Задача учителя – воспитать в ребенке эти качества, открыть светлые стороны его личности, затронуть лучшие струны его души.
Для решения этой нелегкой задачи мне на помощь приходят литература, кинематограф, жизненный опыт. Мы с ребятами ведем дискуссии о поступках героев книг и фильмов, об их нравственном выборе, пытаемся поставить себя на их место. И когда я узнаю, что мои мальчишки опоздали на урок, потому что спасали щурят, или вступили в конфликт с ребятами из другого класса, потому что те играли в футбол хлебом, мне хочется не наказывать их, а плакать от счастья.
Театральный кружок – еще один эффективный способ воспитывать в детях лучшие человеческие качества. Для наших спектаклей мы с ребятами, как правило, выбираем какой-то сказочный сюжет. А сказка – это всегда борьба добра и зла, света и тьмы. Радостно, когда ребенок, побывав в роли отрицательного персонажа, в следующий раз выбирает роль доброго героя. А когда мои юные сценаристы пишут в одной из реплик такие слова: «Я не стремлюсь ни к славе, ни к богатству, а лишь хочу, чтобы принцесса была счастлива», я понимаю, что не только в сказке, но и в душах детей добро победило.
Воспитать патриота своей страны – не менее важная задача учителя. Патриотизм – любовь к своему краю и Отечеству, знание истории, культуры, традиций и языка своего народа, осознание своего долга перед Родиной, стремление послужить своему народу и Отечеству.
Привить ребятам любовь к родному краю мне помогают наши совместные посещения краеведческого музея, библиотеки, походы и экскурсии в окрестностях нашего села. Из них ребята узнают об истории родного края, о легендах и природе нашего чудесного озера Светлояр, быте и традициях наших предков, о писателе-сказочнике С. Афоньшине и других известных земляках.
Историю своей страны я люблю изучать, путешествуя по нашей необъятной России. В поездках по «Золотому Кольцу», Уралу, Крыму, Соловецким островам, по местам славы Александра Невского я снова и снова убеждаюсь в том, какая великая история досталась нам в наследство и какие великие люди ее творили. Возвращаясь из этих путешествий, еще под впечатлением услышанного и увиденного, я спешу поведать ребятам о героических подвигах Александра Невского, о славных победах А. Суворова, о патриотизме и самоотверженности Минина и Пожарского, о мужестве русских воинов, о силе духа царской семьи перед лицом испытаний. В преддверии празднования 75-летия Победы в Великой Отечественной войне мои ученики с интересом слушают рассказы о героях Панфиловской дивизии, о защитниках Невского пятачка и Шлиссельбургской крепости, о мужественном подвиге жителей блокадного Ленинграда.
Воспитывая граждан своей страны, учитель не должен забывать, что в недалеком будущем его ученики сами станут профессионалами в какой-либо области. В процессе преподавания своего предмета педагогу необходимо учитывать требования общества к специалистам и их профессиональным качествам. Современное общество ждет от школы всесторонне развитых, творческих, компетентных граждан, умеющих учиться и применять полученные знания на практике, сотрудничать для достижения общих результатов.
Знание иностранных языков всегда считалось показателем образованной, всесторонне развитой личности. Роль английского языка в современном мире трудно переоценить. Он вошел во многие сферы нашей жизни. На рынке труда востребованы специалисты со знанием английского языка. Именно поэтому предмет «Иностранный язык» планируется включить в список обязательных экзаменов. И я, как учитель английского языка, считаю своей задачей привить интерес к своему предмету и стремлюсь сделать его освоение увлекательным. В решении этой задачи я использую как современные, так и давно известные, зарекомендовавшие себя в педагогике технологии.
Профессиональное самоопределение – это процесс, который является очень важным и достаточно трудным для подрастающего поколения. Безусловно, учитель может и должен помочь в этом своим ученикам. Во внеклассной работе при подготовке театральных постановок я даю возможность детям попробовать себя в роли сценаристов, хореографов, звукооператоров, художников-оформителей, актёров. Не исключено, что в будущем приобретенные навыки помогут ребятам в их профессиональной деятельности. Кем бы они ни стали, мне бы хотелось, чтобы выбранная профессия была им по душе и приносила радость.
Будущее России в руках подрастающего поколения. Сегодня как никогда необходимо духовное единство народа. Наше общество сможет решить масштабные национальные задачи при наличии общей системы нравственных ориентиров, когда в стране почитают родной язык, самобытную культуру, хранят уважение к памяти своих предков, к нашей отечественной истории. Как никогда нам необходимо сегодня быть законопослушными, сохранять мир и согласие в стране, укреплять ценность семьи, заботиться об окружающей среде, трудиться на благо общества, служить Отечеству. И кто же, как не учитель сможет воспитать в будущих гражданах нашей страны любовь к Родине, к человеку, к природе, к труду. И от того, как справится учитель с этой ответственной миссией, зависит наше будущее.
Предварительный просмотр:
Сценарий «Моё педагогическое кредо».
- Ну, что мой дорогой ученик, в чём же по-твоему заключается педагогическое кредо?
- вопрос неоднозначный, мой учитель, и нужно логически к нему подходить, так сказать, обстоятельно.
- Дело нехитрое, ну не идти же за три моря, чтобы найти ответ?
- да, далековато будет. На своей земле искать надо, среди своих.
- Учёных что ли, мыслителей, философов, педагогов?
- Думаю, у них самых.
- А может у звёзд спросить и созвездий? Ты, мой ученик, кажется с ними на одной ноге? По астрономии в олимпиадах участвуешь?
- Да, было дело. Но не уверен.
- И всё же попробуем.
Звёздная ночь.
В мире огромном так много не познано.
Стоит лишь в небо ночное взглянуть,
Вспыхнет прекрасными ясными звездами
Вечный Млечный таинственный Путь.
Друг неизвестный! Когда же мы встретимся?
В карте созвездий ответ ты найдешь,
Тянет к нам лапы Большая Медведица -
С детства знакомый загадочный ковш.
Выйду я в ночь яснозвездную, зимнюю,
Там , где чарует мне взор небосклон,
Держит свой путь на сверкающий Сириус
Звездная бабочка - Орион.
Светятся звездные эти Хранители,
Землю качают их руки - лучи.
Встретимся мы под звездою Учителя,
О сокровенном вдвоем помолчим.
И не нужны слова - клятвы о верности:
Сердце мое получило ответ,
Пересеклись уж давно в Беспредельности
Наши сердца среди дальних планет.
- Какая-то поэзия получилась!
- Ну, вообще-то я люблю поэзию. Я так вдохновляюсь. Скажем, черпаю ресурс для творчества в работе.
- И всё же, мой дорогой учитель, нам с вами не мешало бы посоветоваться, так сказать, с известными коллегами.
- Полагаю, я не против, мой ученик. Вот, что нам говорит, например, Ключевский?
- В.О.Ключевский говорит, что «В каждом человеке - солнце. Только дайте ему светить.»
- - вот , видишь, без звёзд никак нельзя. Неплохо. Так, а что у А. Дистервега?
- Удистервега вот что: “Учитель для школы — это то же самое, что солнце для вселенной. Он источник той силы, которая приводит в движение всю машину.
- Великолепно! Звёзды нам помогают сегодня. Так, посмотрим у К.Д. Ушинского.
- «Плодотворным лучом солнца для молодой души» назвал учителя К. Д. Ушинский.
- так, так, так - Это уже целая галактика. Мой ученик, ты слишком увлекаешься астрономией. Это всё твои мысли.
Перейдём к педагогике. И спросим мы у Ш.А. Амонашвили?
- Ш.А. Амонашвили утверждает, что «истинное воспитание детей в воспитании самих себя!
- Чудесный посыл! Воспитание самих себя, с этого и надо начинать. Так, посмотрим, что у Л. Толстого.
- Л.Н. Толстой отмечает, что Воспитание есть усвоение хороших привычек.
- Я совершенно согласна. Ну, и как без великого Канта.
- А у Иммануила Канта:
Если педагог соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный педагог.
- Получается, надо просто любить своё дело и учеников, совершенствовать себя и тогда ты раскроешь солнце и в себе, и в окружающем. Потрясающе! Будем солнцами! Будем освещать и зажигать! Прекрасное кредо. Неправда ли?
-
Здесь вам не равнина - здесь климат иной.
Идут лавины одна за одной,
И здесь за камнепадом ревёт камнепад.
И можно свернуть, обрыв обогнуть, -
Но мы не сворачиваем, победно идём.
И знамя учителя, достойно несём.
Учитель -не должность, Здесь что-то иное,
И чуткое сердце не знает покоя.
Кто здесь не бывал, кто не рисковал -
Тот сам себя снова не испытал,
Пусть даже внизу он звездах мечтал,
Но на вершине ещё не собрал
Всех крсок, созвездий, красот и чудес.
И надо вперёд - Покорить, наконец.
Мы рубим ступени. Ни шагу назад!
И от напряженья все струны дрожат,
И сердце готово к вершине, вперёд.
Ты счастлив и нем, и завидуешь тем,
Другим - у которых всё впереди,
Снова гори, мечтай и твори!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«В каждом человеке — солнце. Только дайте ему светить» В.О. Ключевский
«Учитель для школы — это то же самое, что Солнце для вселенной» А. Дистервег
«Учитель - плодотворный луч Солнца для молодой души» К.Д. Ушинский
«Истинное воспитание детей- в воспитании самих себя» Ш.А. Амонашвили
«Воспитание есть усвоение хороших привычек» Л.Н. Толстой
«Если педагог соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он — совершенный педагог» И. Кант
«Будем как солнце — оно молодое. В этом завет красоты» К.Д. Бальмонт.