Образование и самообразование
Документы об образовании
Методические материалы
Журнал "Русский язык в школе"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Сравнение как способ характеристики персонажа в повести Максима Горького «Детство» (к уроку Литература. 7 класс).
Вступительное слово учителя:
«В детстве,- писал Горький в девятой главе повести «Детство», - я представляю сам себя ульем, куда разные простые, серые люди сносили, как пчёлы, мёд своих знаний и дум о жизни, щедро обогащая душу мою кто чем мог. Часто мёд этот бывал грязен и горек, но всякое знание — всё-таки мёд».
Ход урока:
Беседа на первичное восприятие текста:
1. Какое впечатление произвела встреча Алёши с его новой семьёй в лице деда Василия Каширина и его сыновей?
2. Чем запомнился дед Алёше и в каких эпизодах?
3. В чём непохожа бабушка на всю семью Кашириных? Какие детали её образа можно назвать наиболее яркими?
4. Какие художественные средства использовал писатель в создании образов героев?
5. Какое способ художественный использовал Горький, когда сравнивал себя с ульем, людей с пчёлами, а знание — с мёдом?
Терминологическая работа.
Следующий этап урока связан с работой на воспроизведение и уточнением термина. Что такое сравнение? Для чего оно используется в художественном тексте? Много ли вы встретили сравнений, читая повесть? С чем или с кем сравнивает писатель своих героев?
Учитель: сравнение один из любимых приёмов Горького, с помощью которого он достигает более точной, яркой, живописной характеристики любого предмета, в том числе и персонажа: детали его портрета, речевой манеры, а также поведения .
Сравнение — это изобразительный приём, при котором одно явление, предмет или понятие проясняется путём сопоставления его с другим. В художественной речи сравнение служит для яркого, образного описания предметов, явлений и их свойств, для воздействия на чувства читателя, помогает объяснить замысел писателя.
Работа с текстом.
1.Предлагается найти сравнения в пейзажной зарисовке земли и гор, мимо которых проплывают Алёша с бабушкой Акулиной Ивановной. Так, земля уподобляется «большому куску хлеба, только что отрезанному от каравая», а зелёные горы над Волгой — «как пышные складки на богатой одежде земли; по берегам же стоят города и сёла, точно пряничные изделия».
Отмечаем с чем сравниваются образы гор и земли и с помощью чего вводится сравнение в текст ( в данном случае с помощью союзов как, точно).
2. Следующим эпизодом для анализа может стать сцена приезда маленького Алёши с матерью и бабушкой Акулиной Ивановной в Нижний Новгород, где их встречает все Каширины, дед, сыновья, тётка, дети. Писатель детально и точно передаёт первые впечатления Алёши от встречи с семьёй.
- Что запомнилось мальчику при этой встречи? («зелёные глазки» деда и «голубоглазая» тётка Наталья (а впоследствии узнаем о «прямых серых глазах матери» и «тёмных, как вишни, глазах бабушки»).
- Как ярко и живописно запомнился дед? («сухонький старичок, в чёрном длинном одеянии, с рыжей, как золото, бородкой, с птичьим носом и зелёными глазками»; а также цветовая деталь рук « быстро гладя щёки её (матери) маленькими красными руками, кричал...»).
- Сколько цветообозначений использует писатель при воссоздании образа деда? (5 цветов )
- Какими запомнились дядья Яков и Михаил при знакомстве? Выделите цветовые обозначения? (воспринимаются сквозь призму цветообзначения «тёмный/светлый».: «чёрный , гладковолосый Михаил, сухой, как дед; светлый и кудрявый Яков», а женщины были все в ярких платьях.
- Каким в памяти при первом взглялде запоминается дом Кашириных? (бросается грязно-розовая краска, а на дворе запоминаются «чаны с густой разноцветной водой»).
3. В следующем анализе текстового эпизода стоит цель: учиться видеть и определять ведущий приём в стилевой манере Максима Горького, одну из выразительных черт в создании образа героя. Это сравнение, уподобление внешних черт человека какому-либо животному .
Анализ образа деда Каширина.
Работаем со второй главой повести с отдельными эпизодами и находим важные детали в портрете и в поведении деда, созданные на основе сравнения. Можно выписать все сравнительные характеристики и сделать вывод.
Так, в первой же ссоре сыновей Михаила, Якова и деда Кашириных из-за приданого дядья «жалобно скалят зубы, как собаки, а дед, стуча ложкой по столу, покраснел весь и звонко - петухом - закричал:
- По миру пущу! В эпизоде после ссоры сыновей, дед говорил с бабушкой сначала дружелюбно, «а потом начал шаркать ногой по полу, как петух перед боем, грозил бабушке пальцем и громко шептал...». В эпизоде выздоровления Алёши после порки (2 глава) мальчик запоминает маленькую жёсткую руку деда, окрашенную в жёлтый цвет, который был особенно заметен на кривых птичьих ногтях. Этой рукой дед гладил голову Алексея, объясняя свою разгорячённость во время порки. Запоминаются при этом глаза, цвет волос и голос.«Его зелёные глаза ярко разгорелись и , весело ощетинившись золотым волосом, сгустив высокий свой голос, он трубил в лицо мне…»
Вывод: делаем вывод, обобщаем все сравнительные характеристики в создании образа деда Каширина и выделяем доминирующую ( замечена такая деталь в детском восприятии Алёши, как «птичий нос», «птичьи ногти», петушиный крик в голосе, «яркие» и «обжигающие глаза»; «Весь он был складный, точеный, острый», «шагал он мелко и быстро». Долгий звук «Эх вы-и!» вызывал у Алёши скучное и зябкое чувство. В характеристике деда преобладают такие черты, как «крик», «сухость», «птичьи черты и повадки».
Следовательно, дед во многом уподобляется петуху и ведёт себя так же, как эта птица).
4. Анализ образа бабушки. Цель: найти яркие, образные сравнения, характеризующие её неповторимые черты.
- Какой запомнилась речь бабушки Акулины ивановны?( «Говорила она, как-то особенно выпевая слова, и они легко укреплялись в памяти моей, похожие на цветы, такие же ласковые, яркие, сочные»; или «говорит, точно поёт, и чем дальше, тем складней звучат её слова».
- С чем сравниваются глаза и она сама? (Её глаза похожи на вишни, а сама она то на кошку, то на медведицу, то на большой круглый шар или винт. «Сидя на краю постели в одной рубахе, вся осыпанная чёрными волосами, огромная илохматая, она была похожу на медведицу...» (2 глава) «Когда она улыбалась, её тёмные, как вишни, зрачки расширялись, вспыхивая невыразимо приятным светом, улыбка весело обнажала белые крепкие зубы, и, несмотря на множество морщин в тёмной коже щёк, всё лицо казалось молодым и светлым».
- Какой ключевой доминирующий образ в её описании можно выделить? (Ключевая доминанта в её образе — это свет. «Вся она - тёмная, но светилась изнутри — через глаза — неугасимым, весёлым и тёплым светом»).
- Какой запомнилась и чем стала для Алёши пляска бабушки ? Найдите сравнения? (Работа с 3 главой). («Бабушка не плясала, а словно рассказывала что-то <...> и вдруг её сорвало с места, закружило вихрем, вся она стала стройней, выше ростом, и уже нельзя было глаз отвести от неё»).
- Что отличительного в движениях бабушки было от деда? (было много плавности, скольжения, медлительности в отличие от быстроты деда. «Она сутула, почти горбатая, очень полная, а двигалась легко и ловко, точно большая кошка, - она и мягкая такая же, как этот ласковый зверь»).
- Какой мы видим бабушку в сцене пожара (4 глава)? Найдите сравнения. («она была так же интересна, как и пожар; освещаемая огнём, который словно ловил её, чёрную, она металась по двору, всюду поспевая, всем распоряжаясь, всё видя»).
- Сравните молитву бабушки и деда. Что отличало их? Как приём сравнения помогает нам уловить особенность каждого? (7 глава).
( Молилась же бабушка, будто совершая омовение . «Выпрямив сутулую спину, вскинув голову, ласково глядя на круглое лицо Казанской божией матери, она широко, истово крестилась и шумно, горячо шептала»; также «кланялась до земли, разгибала спину медленно и снова шептала всё горячей и умилённей».Молитва её торжественна, певуча, и Алёша сравнивает её с акафистом и хвалою всему живущему. Дед же похож на солдата, до мелочей точно выполняющего важное задание, а также на еврея, молящегося судорожно и часто («кивает головой, точно бодается»). Дед, «точно крадучись, шёл к образам»; «он стоит, вздёрнув голову, брови у него приподняты, ощетинились, золотистая борода торчит горизонтально; он читает молитвы твёрдо, точно отвечая урок.
- В заключении можно сопоставить образы бабушки и деда с иллюстрациями. Удалось ли художнику передать главное в их образе?
Делаем вывод:1) сравнение - важное художественное средство в стилевой манере Максима Горького. При анализе повести «Детство» этот приём помогает глубже заглянуть в характер героя, определить детали его поведения и особенности внешнего облика, почувствовать красоту и образность слова, увидеть неповторимый стиль писателя.
2) Сравнение у Максима Горького выражается разными средствами:
1. Чаще с помощью сравнительных союзов как, как будто, словно, точно и др.
2. В творительном падеже.
3. Уподобление кому-либо или чему-либо (похоже…., напоминает…)
Выполнила: учитель русского языка и литературы Муниципального образовательного учреждения Владимирской средней школы Гроза Екатерина Борисовна. Адрес: село Владимирское, ул Школьная, Воскресенский район, Нижегородская область.