Методическая копилка
Таблицы, закладки, памятки.
Визитные карточки уроков
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Анализ эпизода в прозаическом произведении 6кл | 30.5 КБ |
Анализ эпизода в драме | 5.79 КБ |
Сравнительная характеристика героев | 5.57 КБ |
Таблица эпиграфов "Капитанская дочка" 8кл | 5.93 КБ |
Таблица. Тропы. | 43.5 КБ |
План анализа лирического текста | 31.5 КБ |
Таблица. Дополнение | 5.1 КБ |
Закладка. Выражение именной части 8кл | 6.3 КБ |
Закладка. Составное-глагольное сказуемое 8кл | 6.11 КБ |
Закладка. Составное-именное сказуемое 8кл | 5.91 КБ |
Таблица вводных слов 8кл | 5.92 КБ |
Таблица. Односоставные предложения 8кл | 5.59 КБ |
Таблица. употребление обращений в речи. 8кл | 5.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Примерный план анализа эпизода драматического произведения:
I. Эпизод как самостоятельный структурный элемент, законченное целое (завязка, развитие действия, кульминация, развязка эпизода).
1. Речевой строй эпизода — диалог:
— основной конфликт диалога;
— речевые характеристики героев;
— особенности авторских ремарок;
— подтекст.
2. Роль изобразительно-выразительных средств в эпизоде.
3. Эмоциональный пафос эпизода.
4. Мастерство писателя, особенности писательского стиля.
II. Эпизод как часть пьесы, звено в общей цепи событий.
5. Место эпизода в развитии сюжета и композиции.
6. Герои эпизода в системе образов произведения.
7. Отражение в эпизоде особенностей жанра и литературного
направления.
8. Связь темы, проблемы и конфликта эпизода с темой, проблематикой и конфликтом всего произведения.
9. Выражение в эпизоде авторской позиции.
Особенности анализа эпизода драматического произведения
Изучите примерный план анализа эпизода драматического произведения:
1. События эпизода и его место в сюжете всей пьесы.
2. Проблематика эпизода, определяющая идейное содержание пьесы.
3. Герои, участвующие в эпизоде, их место в системе образов.
4. Мысли, поступки, высказывания героев эпизода и его связь с
проблематикой пьесы:
— Основной конфликт диалогов и монологов героев.
— Речевые характеристики героев (лексика, синтаксис, интонации).
— Взаимосвязи героев и событий в эпизоде; причинно-следственные связи.
5. Наличие авторских ремарок и их смысл. Отражение в эпизоде
идейно-эстетических взглядов автора. Подтекст эпизода.
6. Своеобразие художественного времени и пространства в эпизоде.
7. Эмоциональная окрашенность и пафос эпизода.
8. Отражение в эпизоде жанрового своеобразия пьесы.
9. Связь эпизода с литературными направлениями эпохи (классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм).
Предварительный просмотр:
Сравнительная характеристика героев (образец таблицы):
Основания для сопоставления: общность
Основания для сопоставления: различия
Герой №1 | Герой №2 | |
Прошлое героев | ||
Первое появление в романе | ||
Портреты героев, динамика портретов | ||
Поступки, отражающие внутреннюю свободу (несвободу) героев | ||
Черты личности героев | ||
Динамика (статика) характера героев | ||
Речевые характеристики героев | ||
Оценка героев другими персонажами | ||
Авторское отношение к герою | ||
Выводы |
Предварительный просмотр:
№ | Название главы | Эпиграф | Герои |
I | Сержант гвардии | - Был бы гвардии он завтра ж капитан. - Того не надобно; пусть в армии послужит. - изрядно сказано! Пускай его потужит.. …………………………………………….. Да кто его отец? | Авдотья Васильевна, Савельич, Бопре, Пётр Андреевич Гринёв, Иван Иванович Зурин. |
II | Вожатый | ||
III | Крепость | ||
IV | Поединок | ||
V | Любовь | ||
VI | Пугачёв щина | ||
VII | Приступ | ||
VIII | Незваный гость | ||
IX | Разлука | ||
X | Осада города | ||
XI | Мятежная слобода | ||
XII | Сирота | ||
XIII | Арест | ||
XIV | Суд |
Предварительный просмотр:
Тропы и фигуры речи | определение | Пример |
Аллегория троп | Иносказание. Хитрость виде волка, жадность в виде волка, коварство в иде змеи. | |
Аллитерация Стилистический приём | Повторение одинаковых согласных звуков или звукосочетаний. | |
Анафора Фигура речи | Звуковая – повтор одних и тех же звуков в начале параллельных строк. Морфемная – повторение частей сложных слов. Лексическая – повторение одних и тех же слов. Синтаксическая – повторение одних и тех же конструкций. | |
Эпифора Фигура речи | Стилистическая фигура, указывает на повторение в конце каждого параллельного ряда. | |
Антитеза Фигура речи | Стилистическая фигура.; противопоставление | |
Антонимы | Слова,имеющие противоположное значение. | |
Архаизмы | Устаревшие слова и выражения | |
Бессоюзие Стилистический приём | Стилистический приём; Бессоюзная связь однородных членов простого предложения. | |
Гипербола Троп | Непомерное преувеличение размера, силы, значения какого-либо предмета, явления. | |
Тропы и фигуры речи | Определение | Пример |
Градация Фигура речи | Восходящая – расположение слов в порядке усиления признака. Нисходящая – расположение слов в порядке уменьшения. | |
Инверсия (переворачивание) Стилистическая фигура | Расположение членов предложения в обратном порядке, или вынесение вначало предложения какого-то члена предложения. | |
Ирония (притворство, насмешка) Троп | Употребление слова или выражения, содержащего в себе оценку того, что осмеивается. Отличительный признак – двойной смысл. | |
Каламбур (игра слов) Фигура речи | Юмористическое использование многозначности слова или звукового сходства различных слов. | |
Литота троп | Художественное преуменьшение величины, силы, значения. | |
Метафора троп | Употребление слова в переносном значении | |
Метонимия (переименование) троп | Употребление названия одного предмета вместо другого на основании связи между ними. |
Предварительный просмотр:
ё
- Примерный план анализа стихотворения
25.10.2012 17:24
1. Автор и название стихотворения.
2. История создания стихотворения (когда написано, по какому поводу, кому посвящено, литературное направление).
3. Эмоциональная окраска и жанр: эпиграмма (сатирический портрет), эпитафия (посмертное), элегия (грустное стихотворение, чаще всего о любви), ода, поэма, баллада, роман в стихах, песня, сонет…
4. Общая тематика стихотворения (пейзажная, общественно-политическая, любовная, философская лирика…).
5. Тема, идея стихотворения.
6. Образы стихотворения.
7. Какими художественными средствами раскрывается основная мысль автора (подобрать «ключевые» слова и образцы, раскрывающие главную мысль поэта, составить «цепочки» ключевых слов; проанализировать художественные приёмы, которые использует автор):
Тропы - слова и обороты, которые употребляются в образном (переносном) значении:
- эпитет - художественное определение;
- сравнение – сопоставление предметов и явлений;
- аллегория - иносказательное изображение абстрактного понятия/явления через конкретные образы и предметы;
- ирония - скрытая насмешка;
- гипербола - художественное преувеличение;
- литота - художественное преуменьшение;
- олицетворение – неживые предметы наделяются качествами человека;
- метафора - скрытое сравнение, построенное на похожести/контрасте явлений (союзы «как», «словно»);
- перифраза - описательное выражение, употребленное вместо того или иного слова, понятия, образа (солнце русской поэзии = А.С. Пушкин);
- паралеллизм - однородное синтаксическое построение предложений или их частей.
Стилистические фигуры:
- повторы (рефрен);
- риторический вопрос, обращение - повышают внимание читателя и не требуют ответа;
- антитеза (противопоставление);
- градация (например: светлый - бледный - едва заметный);
- инверсия - необычный порядок слов в предложении с очевидным нарушением синтаксической конструкции;
- умолчание - незаконченное, неожиданно оборванное предложение, в котором мысль высказана не полностью, читатель додумывает ее сам.
Поэтическая фонетика:
- аллитерация - повторение одинаковых согласных;
- ассонанс - повторение гласных;
- анафора - единоначатие, повторение слова или группы слов в начале нескольких фраз или строф;
- эпифора - повторение одинаковых слов в конце нескольких фраз или строф.
Использование лексических средств (синонимы, антонимы, омонимы, архаизмы, неологизмы).
8. Стихотворный размер:
А) двусложные размеры:
'_ _ / '_ _ / '_ _ хорей;
_ _' / _ _' / _ _' /_ _' ямб;
Б). трехсложные размеры:
'_ _ _ дактиль;
_ _' _ амфибрахий;
_ _ _' анапест.
_ _ пиррихий (пропуск ударения в двусложном размере)
В). верлибр (свободный или белый стих)
9. Рифма:
аабб - парная;
абаб - перекрестная;
абба - кольцевая.
10. Образ лирического героя, авторское "Я".
11. Цветопись.
12. Ваши впечатления о стихотворении.
Предварительный просмотр:
| 1. Фазовые глаголы со значением начала, продолжения и конца действия: начал, продолжал, закончил; стал/перестал. 2. Глаголы-связки со значением необходимости, желательности, возможности, повторяемости действи: требуется/следует, хотел, мог, умел, любил, привык. 3. Глагол связка быть (в н.вр. нулевая) с краткими прилагательными рад, готов, должен, обязан, нужно, вынужден, необходимо. |
Предварительный просмотр:
Вводные слова и словосочетания.
Значения | Вводные слова | Примеры |
Различная степень уверенности /неуверенности | Конечно, разумеется, бесспорно, несомненно, без сомнения, безусловно, действительно; Кажется, вероятно, может, очевидно, возможно, пожалуй, наверно. | |
Различные чувства и эмоциональная оценка. | К счастью, к общей радости, к несчастью, к сожалению, к удивлению, к огорчению. Ладно (ещё), хорошо (ещё), спасибо (ещё). | |
Источник сообщения (кто сообщает) | По сообщению ……, по словам….., по мнению……, по-моему, по-твоему, по его словам, говорят. | |
Порядок мыслей и их связь | Во-первых, во-вторых, в-третьих, наконец; значит, следовательно, итак, напротив, наоборот, например, так, таким образом. | |
Способы оформления мыслей | Лучше сказать, одним словом, иначе говоря, между прочим, впрочем. | |
Контакт с собеседником | Представьте себе, подумать только, поверите ли, видите ли, понимаете, слушайте, знаешь. | |
Оценка степени обычности ситуации | Как всегда, по обыкновению, как обычно, как водится, как правило, случалось, бывает. |
Вводные предложения: насколько я знаю, я думаю, я уверен, мне кажется, как уже говорилось.
Предварительный просмотр:
Тип односоставных | Мстоимение | Глагол | Примеры |
Определённо-личные | |||
Неопределённо-личные | |||
Безличные | |||
Обобщённо-личные | |||
Назывные |
Опеделённо-личные предложения ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Неопределённо-личные предложения ____________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Безличные предложения ___________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Назывные предложения _______________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Обобщённо-личные предложения _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тип односоставных | Мстоимение | Глагол | Примеры |
Определённо-личные | |||
Неопределённо-личные | |||
Безличные | |||
Обобщённо-личные | |||
Назывные |
Опеделённо-личные предложения ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Неопределённо-личные предложения ____________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Безличные предложения ___________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Назывные предложения _______________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Обобщённо-личные предложения _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________