Методическая копилка


Предварительный просмотр:

Характеристика

Эпизода.

Ключевые слова.

 

Примеры.

  1. Название эпизода.

2..Основное событие(я)

  1. Герои эпизода

  1. Основная мысль.

  1. Художественные

 приёмы.

  1. Роль эпизода.

  1. Моё отношение.



Предварительный просмотр:

Примерный план анализа эпизода драматического произведения:

I. Эпизод как самостоятельный структурный элемент, законченное целое (завязка, развитие действия, кульминация, развязка эпизода).

1. Речевой строй эпизода — диалог:

— основной конфликт диалога;

— речевые характеристики героев;

— особенности авторских ремарок;

— подтекст.

2. Роль изобразительно-выразительных средств в эпизоде.

3. Эмоциональный пафос эпизода.

4. Мастерство писателя, особенности писательского стиля.

II. Эпизод как часть пьесы, звено в общей цепи событий.

5. Место эпизода в развитии сюжета и композиции.

6. Герои эпизода в системе образов произведения.

7. Отражение в эпизоде особенностей жанра и литературного

направления.

8. Связь темы, проблемы и конфликта эпизода с темой, проблематикой и конфликтом всего произведения.

9. Выражение в эпизоде авторской позиции.

Особенности анализа эпизода драматического произведения

Изучите примерный план анализа эпизода драматического произведения:

1. События эпизода и его место в сюжете всей пьесы.

2. Проблематика эпизода, определяющая идейное содержание пьесы.

3. Герои, участвующие в эпизоде, их место в системе образов.

4. Мысли, поступки, высказывания героев эпизода и его связь с

проблематикой пьесы:

— Основной конфликт диалогов и монологов героев.

— Речевые характеристики героев (лексика, синтаксис, интонации).

— Взаимосвязи героев и событий в эпизоде; причинно-следственные связи.

5. Наличие авторских ремарок и их смысл. Отражение в эпизоде

идейно-эстетических взглядов автора. Подтекст эпизода.

6. Своеобразие художественного времени и пространства в эпизоде.

7. Эмоциональная окрашенность и пафос эпизода.

8. Отражение в эпизоде жанрового своеобразия пьесы.

9. Связь эпизода с литературными направлениями эпохи (классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм).



Предварительный просмотр:

Сравнительная характеристика героев (образец таблицы):

Основания для сопоставления: общность 

Основания для сопоставления: различия

Герой №1

Герой №2

Прошлое героев

Первое появление в романе

Портреты героев, динамика портретов

Поступки, отражающие внутреннюю свободу

(несвободу) героев

Черты личности героев

Динамика (статика) характера героев

Речевые характеристики героев

Оценка героев другими персонажами

Авторское отношение к герою

Выводы



Предварительный просмотр:

Название главы

Эпиграф

Герои

I

Сержант гвардии

-  Был бы гвардии   он завтра ж капитан.

- Того не надобно; пусть в армии послужит.

- изрядно сказано! Пускай его потужит..

……………………………………………..

Да кто его отец?                    

Авдотья Васильевна, Савельич, Бопре, Пётр Андреевич Гринёв, Иван Иванович Зурин.

II

Вожатый

III

Крепость

IV

Поединок

V

Любовь

VI

Пугачёв щина

VII

Приступ

VIII

Незваный гость

IX

Разлука

X

Осада города

XI

Мятежная слобода

XII

Сирота

XIII

Арест

XIV

Суд



Предварительный просмотр:

Тропы и фигуры речи

определение

Пример

Аллегория

троп

Иносказание. Хитрость виде волка, жадность в виде волка, коварство в иде змеи.

Аллитерация

Стилистический приём

Повторение одинаковых согласных звуков или звукосочетаний.

Анафора

Фигура речи

Звуковая – повтор одних и тех же звуков в начале параллельных строк.

Морфемная – повторение частей сложных слов.

Лексическая – повторение одних и тех же слов.

Синтаксическая – повторение одних и тех же конструкций.

Эпифора

Фигура речи

Стилистическая фигура, указывает на повторение в конце каждого параллельного ряда.

Антитеза

Фигура речи

Стилистическая фигура.;

противопоставление

Антонимы

Слова,имеющие противоположное значение.

Архаизмы

Устаревшие слова и выражения

Бессоюзие

Стилистический приём

Стилистический приём;

Бессоюзная связь однородных членов простого предложения.

Гипербола

Троп

Непомерное преувеличение размера, силы, значения какого-либо предмета, явления.

Тропы и фигуры речи

Определение

Пример

Градация

Фигура речи

Восходящая – расположение слов в порядке усиления признака.

Нисходящая – расположение слов в порядке уменьшения.

Инверсия

(переворачивание)

Стилистическая фигура

Расположение членов предложения в обратном порядке, или вынесение вначало предложения какого-то члена предложения.

Ирония

(притворство, насмешка)

Троп

Употребление слова или выражения, содержащего в себе оценку того, что осмеивается. Отличительный признак – двойной смысл.

Каламбур

(игра слов)

Фигура речи

Юмористическое использование многозначности слова или звукового сходства различных слов.

Литота

троп

Художественное преуменьшение величины, силы, значения.

Метафора

троп

Употребление слова в переносном значении

Метонимия

(переименование)

троп

Употребление названия одного предмета вместо другого на основании связи между ними.



Предварительный просмотр:

ё

  1. Примерный план анализа стихотворения

25.10.2012 17:24

1. Автор и название стихотворения.

2. История создания стихотворения (когда написано, по какому поводу, кому посвящено, литературное направление).

3. Эмоциональная окраска и жанр: эпиграмма (сатирический портрет), эпитафия (посмертное), элегия (грустное стихотворение, чаще всего о любви), ода, поэма, баллада, роман в стихах, песня, сонет…

4. Общая тематика стихотворения (пейзажная,  общественно-политическая, любовная, философская лирика…).

5. Тема, идея стихотворения.

6. Образы стихотворения.

7. Какими художественными средствами раскрывается основная мысль автора (подобрать  «ключевые» слова и образцы, раскрывающие главную мысль поэта, составить «цепочки» ключевых слов; проанализировать художественные приёмы, которые использует автор):

Тропы - слова и обороты, которые употребляются  в образном (переносном) значении:

  1. эпитет - художественное определение;
  2. сравнение – сопоставление предметов и явлений;
  3. аллегория - иносказательное изображение абстрактного понятия/явления через конкретные образы и предметы;
  4. ирония - скрытая насмешка;
  5. гипербола - художественное преувеличение;
  6. литота - художественное преуменьшение;
  7. олицетворение – неживые предметы наделяются качествами человека;
  8. метафора - скрытое сравнение, построенное на похожести/контрасте явлений (союзы «как», «словно»);
  9. перифраза -  описательное выражение, употребленное вместо того или иного слова, понятия, образа (солнце русской поэзии = А.С. Пушкин);
  10. паралеллизм - однородное синтаксическое построение предложений или их частей.

 

Стилистические фигуры:

  1. повторы (рефрен);
  2. риторический вопрос, обращение - повышают внимание читателя и не требуют ответа;
  3. антитеза (противопоставление);
  4. градация (например: светлый - бледный - едва заметный);
  5. инверсия - необычный порядок слов в предложении с очевидным нарушением синтаксической конструкции;
  6. умолчание - незаконченное, неожиданно оборванное предложение, в котором мысль высказана не полностью, читатель додумывает ее сам.

Поэтическая фонетика:

  1. аллитерация - повторение одинаковых согласных;
  2. ассонанс - повторение гласных;
  3. анафора - единоначатие, повторение слова или группы слов в начале нескольких фраз или строф;
  4. эпифора  - повторение одинаковых слов в конце нескольких фраз или строф.

Использование лексических средств (синонимы, антонимы, омонимы, архаизмы, неологизмы).

8. Стихотворный размер:

А) двусложные размеры:

'_ _ / '_ _ / '_ _      хорей;

_ _' / _ _' / _ _' /_ _'      ямб;


Б). трехсложные размеры:

'_ _ _      дактиль;
_ _' _     амфибрахий;
_ _ _'     анапест.

 

_ _ пиррихий (пропуск ударения в двусложном размере)

В). верлибр (свободный или белый стих)

9. Рифма:
аабб - парная;
абаб - перекрестная;
абба - кольцевая.

10. Образ лирического героя, авторское "Я".

11. Цветопись.

12. Ваши впечатления о стихотворении.



Предварительный просмотр:

Дополнение

Объектное значение

Выражено

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

Прямое

Косвенное

Дополнение

Объектное значение

Выражено

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

Прямое

Косвенное

Дополнение

Объектное значение

Выражено

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

Прямое

Косвенное



Предварительный просмотр:


                             

1. Имя существительное в И.п.

2. Имя прилагательное (в полной, краткой и в сравнительной форме).

3. Имя числительное.

4. Местоимение.

5. Причастие (в полной, краткой форме).

6. Наречие.

7. Нечленимые словосочетания и фразеологизмы.



Предварительный просмотр:

                             

1. Фазовые глаголы со значением начала, продолжения и конца действия: начал, продолжал, закончил; стал/перестал.

2. Глаголы-связки  со значением необходимости, желательности, возможности, повторяемости действи: требуется/следует, хотел, мог, умел, любил, привык.

3. Глагол связка быть (в н.вр. нулевая) с краткими прилагательными рад, готов, должен, обязан, нужно, вынужден, необходимо.



Предварительный просмотр:

                             

1. Глагол-связка быть

2. Глаголы-связки делаться, стать, становиться, являться, считаться, представляться, казаться, называться.

3. Глаголы со значением движения, положения в пространстве: прийти, приехать, вернуться, сидеть, стоять, лежать.



Предварительный просмотр:

Вводные слова и словосочетания.

Значения

Вводные слова

Примеры

Различная степень уверенности /неуверенности

Конечно, разумеется, бесспорно, несомненно, без сомнения, безусловно, действительно;

Кажется, вероятно, может, очевидно, возможно, пожалуй, наверно.

Различные чувства и эмоциональная оценка.

К счастью, к общей радости, к несчастью, к сожалению, к удивлению, к огорчению.

Ладно (ещё), хорошо (ещё), спасибо (ещё).

Источник сообщения (кто сообщает)

По сообщению ……, по словам….., по мнению……,

по-моему, по-твоему, по его словам, говорят.

Порядок мыслей и их связь

Во-первых, во-вторых, в-третьих, наконец; значит, следовательно, итак, напротив, наоборот, например, так, таким образом.

Способы оформления мыслей

Лучше сказать, одним словом, иначе говоря, между прочим, впрочем.

Контакт с собеседником

Представьте себе,  подумать только, поверите ли,  видите ли, понимаете, слушайте, знаешь.

Оценка степени обычности ситуации

Как всегда, по обыкновению, как обычно, как водится, как правило, случалось, бывает.

Вводные предложения: насколько я знаю, я думаю, я уверен, мне кажется, как уже говорилось.



Предварительный просмотр:

Тип односоставных

Мстоимение

Глагол

Примеры

Определённо-личные

Неопределённо-личные

Безличные

Обобщённо-личные

Назывные

Опеделённо-личные предложения ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Неопределённо-личные предложения  ____________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Безличные предложения ___________________________________________________  

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________  

Назывные предложения  _______________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Обобщённо-личные предложения  _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тип односоставных

Мстоимение

Глагол

Примеры

Определённо-личные

Неопределённо-личные

Безличные

Обобщённо-личные

Назывные

Опеделённо-личные предложения ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Неопределённо-личные предложения  ____________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Безличные предложения ___________________________________________________  

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________  

Назывные предложения  _______________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Обобщённо-личные предложения  _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Употребление обращений в речи.

Стиль речи

Роль

Сфера общения

Примеры

Разговорный стиль

Официально-деловой

Художественный стиль

Публицистический  

Употребление обращений в речи.

Стиль речи

Роль

Сфера общения

Примеры

Разговорный стиль

Официально-деловой

Художественный стиль

Публицистический