Презентации к урокам
Презентации по литературе 5-11 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Н.А. Некрасов Женщины в русских селеньях 5кл | 2.39 МБ |
Устная контрольная работа по творчеству Н. Гоголя 8кл | 1.25 МБ |
История создания пьесы "Ревизор" 8кл | 2.12 МБ |
Н.Гоголь Повесть "Шинель" 8кл | 2.52 МБ |
А. Блок На поле Куликовом 8кл | 2.93 МБ |
Устная контрольная работа Поэзия "серебряного века" 11кл | 1.97 МБ |
Марина Цветаева 11кл | 2.68 МБ |
Устная контрольная работа за первое полугодие 6кл | 2.84 МБ |
И. Бунин. Биография 5кл | 1.58 МБ |
Снежная королева 5кл | 2.79 МБ |
Акмеизм. А.Ахматова. "Вечер" 11кл. | 429.09 КБ |
Стихи о Прекрасной Даме. А. Блок. 11кл | 411.5 КБ |
А. Блок. Поэма "Двенадцать" 11кл. | 1.2 МБ |
Н.С. Гумилёв. Анализ "Шестое чувство" 11кл. | 388 КБ |
Тихий Дон. 11 кл | 1.87 МБ |
А.Блок. Стихи о России. 11кл | 1.9 МБ |
Блок А. Сборник "Снежная маска" 11 кл | 1.07 МБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Акмеизм Из широго круга участников «Цеха» выделяется более сплочённая группа поэтов, которые стали именовать себя акмеистами. От слова АКМЕ — высшая степень чего-то,острие, расцвет. Акме означало высоту искусства, к которой надлежит приближаться, и ясность обозримого мира. В 1912 О. Мандельштам и его друзья во главе с Н. Гумилёвым заявляют о создании нового литературного течения — акмеизма.
Акмеизм Акмеизм — литературное течение, возникшее в России в нач. 1910-хгг и своим происхождением связанная с символизмом. В основе- интерес к чувствам, к вещественному миру, к ясным зримым предметам, точности слова. Свои взгляды на задачи творчества акмеисты во многом противопоставили символистским. Вместо обращённости к иным, высшим туманным мирам они выбирали конкретность и вещественность изображаемого. Они полагали, что От Вечности нужно вернуться к человеку и его чувствам.
Журнал «Гиперборей» Основным журналом, где печатались акмеисты стал журнал «Гиперборей»
А.Ахматова и акмеизм Запишите названия сборников Ахматовой.
О. Мандельштам и акмеизм Запишите сборники Мандельштама.
Н. Гумилёв и акмеизм Спишите названия сборников.
А. Ахматова и сборник «Вечер» Как соломинкой, пьешь мою душу. Знаю, вкус ее горек и хмелен. Но я пытку мольбой не нарушу. О, покой мой многонеделен. В 1912г вышел сборник Ахматовой «Вечер». Все стихи сборника передают интонации живой речи. Чтобы добиться этого, Ахматова использует дольники. Речь может быть обращена к конкретному собеседнику (любимому): «Как соломинкой пьёшь мою душу». Стихи могут передавать диалог («Песня последней встречи»). Но чаще внутренний монолог лирической героини.
«Маски» лирической героини Муж хлестал меня узорчатым, Вдвое сложенным ремнём. Для тебя в окошке створчатом Я всю ночь сижу с огнём. Рассветает. И над кузницей Подымается дымок. Ах, со мной, печальной узницей, Ты опять побыть не мог. Каждое стихотворение сборника — это рассказ лирической героини об одном из моментов любовной драмы:о встрече, уходе, расставании. Лирическая героиня этих стихов многолика. Это и андерсеновская русалочка («Мне больше ног моих не надо» ), и женщина из русского средневековья (« Муж хлестал меня узорчатым »), и царевна ( «Ты поверь, не змеиное острое жало» ), и героиня народной песни( « Хорони, хорони, меня ветер»)
Деталь в стихотворении Сжала руки под тёмной вуалью… «Отчего ты сегодня бледна?» — Оттого, что я терпкой печалью Напоила его допьяна. Как забуду? Он вышел, шатаясь, Искривился мучительно рот… Я сбежала, перил не касаясь, Я бежала за ним до ворот. Душевное состояние говорящей/говорящего в стихах передаётся конкретной, осязаемой деталью, которая показана крупным планом. Это может быть предмет - «На столе забыты хлыстик и перчатка», и жесты, позы - «Я на правую руку надела/Перчатку с левой руки», и характер движения - «Я сбежала, перил не касаясь»
Деталь Молюсь оконному лучу – Он бледен, тонок, прям. Сегодня я с утра молчу, А сердце – пополам. На рукомойнике моем Позеленела медь. Но так играет луч на нем, Что весело глядеть. Такой невинный и простой В вечерней тишине, Но в этой храмине пустой Он словно праздник золотой И утешенье мне. 1909 Для акмеистов важны вещественные детали. Задание: охарактеризуйте данное стихотворение с точки зрения вещественного мира. Назовите осязаемые детали, подберите характеристики к ним. Назовите чувства лирической героини. Контрастируют ли они со зримым вещественным миром?
Романное начало в стихах Хочешь знать, как все это было? Три в столовой пробило, И, прощаясь, держась за перила, Она словно с трудом говорила: "Это все… Ах, нет, я забыла, Я люблю вас, я вас любила Еще тогда!" – "Да". 1911 « Ахматова принесла в русскую лирику всю огромную сложность и психологическое богатство русского романа 19 века» , - писал Мандельштам. Задание: 1) сколько героев в стихотворении «Хочешьзнать...»? 2) сколько временных плана? (укажите настоящее, прошлое, будущее, если есть) 3) Предположите, кому рассказано. 4) на что похоже стихотворение: на поэзию или роман? Докажите, какая здесь доминирует форма(монолог, диалог)
Темы Смуглый отрок бродил по аллеям, У озерных грустил берегов, И столетие мы лелеем Еле слышный шелест шагов. Иглы сосен густо и колко Устилают низкие пни… Здесь лежала его треуголка И растрепанный том Парни. 24 сентября 1911, Царское Село Для сборника характерны темы несчастной любви и разбитой жизни. Также тема памяти. В сборнике есть два портрета - пушкинский и гумилёвский. рет Портрет Н.С. Гумилёва О.Л. Делла-Вос-Кардовская 1909 Пушкин-лицеист
Портреты Он любил три вещи на свете: За вечерней пенье, белых павлинов И стертые карты Америки. Не любил, когда плачут дети, Не любил чая с малиной И женской истерики … А я была его женой . Задание: Определите , кому принадлежат стихотворения («Смуглый отрок..» и «Он любил три вещи…): какое — Гумилёву,какое Пушкину. Назовите зримые конкретные предметы вещественного мира, окружавшие поэтов .
Итоговое задание Назовите мотивы стихотворения, характерные для всего сборника. 1.К кому обращена речь? 2. О каком моменте любовной драмы рассказ лирической героини? 3. Какую «маску» использует здесь лирическая героиня? 4. В чём выражено романное начало (диалог, монолог, эпичность)? Как построено? 5. Назовите конкретные осязаемые детали. СЕРОГЛАЗЫЙ КОРОЛЬ Слава тебе, безысходная боль! Умер вчера сероглазый король. Вечер осенний был душен и ал, Муж мой, вернувшись, спокойно сказал: "Знаешь, с охоты его принесли, Тело у старого дуба нашли. Жаль королеву. Такой молодой!.. За ночь одну она стала седой". Трубку свою на камине нашел И на работу ночную ушел. Дочку мою я сейчас разбужу, В серые глазки ее погляжу. А за окном шелестят тополя: "Нет на земле твоего короля..." 1910
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Шахматово
«Стихи о прекрасной Даме» В 1903г в церкви с. Тараканова, находившемся между Шахматовым и Бобловом, венчались Л.Д. Менделеева и А.Блок. Блоко было свойственно особым образом мифологизировать обстоятельства собственной жизни — его отношения с Л.Д. Менделеевой-Блок представлялись ему в 1901-1903гг воплощением отношений Прекрасной Дамы (Вечной Женственности, Жены, облечённой в солнце) с Поэтом.Дополняя и перерабатывая книгу «Стихов о Прекрасной Даме», он превращает её в подобие лирического дневника, повествующего о жизни лирического героя, который становится равен автору стихов.
«Стихи о прекрасной Даме» 1904 В 1904г вышла первая книга Блока - «Стихи о прекрасной Даме». В этой книге воплотилось отношение к поэзии как к религиозному поприщу, на котором поэт даже не служитель своеобразной новой религии, а одно из главных «действующих лиц» преображения мира по законам этой религии. Эти представления Блока возникла под влиянием идей Владимира Соловьёва о грядущем преображении мира, когда в мир снизойдёт некое таинственное, вечное премудрое женское начало (София Премудрость Божия), которому надлежит соединиться с земным творческим мужским началом. Их соединение приведёт к преображению мира.
«Стихи о прекрасной Даме» «В связи с острыми мистическими и романтическими переживаниями, всем существом моим овладела поэзия Владимира Соловьёва», - А. Блок. Основные мотивы связаны: с атмосферой таинственности, неясности, недоговорённости. Наиболее таинственен образ сам Прекрасной Дамы Лирический Герой Блока выступает как служитель религиозного Культа воспеваемой им Дамы. *** Вхожу я в тёмные храмы, Совершаю бедный обряд. Там жду я Прекрасной Дамы В мерцаньи красных лампад. «Вхожу я в тёмные храмы» Я, отрок, зажигаю свечи, огонь кадильный берегу. Она без мысли и без речи На том смеётся берегу. «Я, отрок, зажигаю свечи...»
Основные мотивы сборника В каком состоянии находится Лирический герой? Какие знаки прихода Прекрасной Дамы?. Получает ли Прекрасная Дама воплощение, видим ли её конкретные черты? Назовите приметы её появления. Предчувствую Тебя. Года проходят мимо — Всё в облике одном предчувствую Тебя. Весь горизонт в огне — и ясен нестерпимо, И молча жду, — тоскуя и любя. Весь горизонт в огне, и близко появленье, Но страшно мне: изменишь облик Ты, И дерзкое возбудишь подозренье, Сменив в конце привычные черты. О, как паду — и горестно и низко, Не одолев смертельныя мечты! Как ясен горизонт! И лучезарность близко. Но страшно мне: изменишь облик Ты. 1902
Мотивы сборника Ты горишь над высокой горою, Недоступна в Своём терему. Я примчуся вечерней порою, В упоеньи мечту обниму. Ты, заслышав меня издалёка, Свой костёр разведёшь ввечеру, Стану, верный велениям Рока, Постигать огневую игру. И когда среди мрака снопами Искры станут кружиться в дыму, Я умчусь с огневыми кругами И настигну Тебя в терему. 18 августа 1901 Реальны ли эти встречи? Где место встречи? Назовите пространственные характеристики. Назовите приметы появления Прекрасной Дамы. Назовите фольклорные образы.С чем можно ассоциировать Прекрасную Даму?
Мотивы сборника Сегодня шла Ты одиноко, Я не видал Твоих чудес. Там, над горой Твоей высокой, Зубчатый простирался лес. И этот лес, сомкнутый тесно, И эти горные пути Мешали слиться с неизвестным, Твоей лазурью процвести. 22 июня 1901 1. Назовите пространственные характеристики, где происходит свидание. 2. Опишите цвет, сопровождающий появление Прекрасной Дамы. 3. Докажите, что Блок описывает как национальный русский пейзаж, так и небесный.
Итоговое задание Отдых напрасен. Дорога крута. Вечер прекрасен. Стучу в ворота. Дольнему стуку чужда и строга, Ты рассыпаешь кругом жемчуга. Терем высок, и заря замерла. Красная тайна у входа легла. Кто поджигал на заре терема, Что воздвигала Царевна Сама? Каждый конек на узорной резьбе Красное пламя бросает к тебе. Купол стремится в лазурную высь. Синие окна румянцем зажглись. Все колокольные звоны гудят. Залит весной беззакатный наряд. Ты ли меня на закатах ждала? Терем зажгла? Ворота отперла? 1. Назовите основные мотивы сборника А. Блока на примере стихотворения. 2. Какие качества приобретает Прекрасная Дама? 3. Световые и цветовые образы. Охарактеризуйте лирического героя.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Петроград Достаточно точно определяется и место действия действия поэмы — Петроград. Город предстаёт как охваченный стихиями — революционной стихией народного бунта( е воплощают 12 красногвардейцев, их реплики, их действия) и стихиями природными (метель, вьюга, мороз, ветер). Стихийность, разрушительность революции проявляется в угрозах «пальнём-ка пулей...», и в удалых присказках: Эх!эх! Позабавиться не грех! Буржуй
Красноармейцы Можно определённо судить о конкретном времени действия поэмы ( с точностью до трёх-четырёх суток): плакаты «Вся власть Учредительному собранию» были развешены в Петрограде 3 и 4 января 1918г, 5 января Собрание открылось, и вночь с 6 на 7 января оно было принудительно распущено по приказанию большевистских властей. Первые строки представляют контрастное соединение общего и крупного планов изображения, обобщённого и конкретного значений, огромного и крохотного. В первой строфе — речь идёт о человеке вообще и ветер-стихия, воздействующая на огромный мир.
Шествие двенадцати Идущие двенадцать вооружённых человек перебрасываются репликами о Катьке и Ваньке, в их словах слышна угроза и этим двоим, и всей «Святой Руси». Найдите примеры употребления разных стихотворных размеров в первой и второй главе. Найдите примеры выражений, которые можно назвать вульгаризмами (2 гл)? Какие природные силы оказываются приравнены во второй главе к 12-ти красногвардейцам с помощью одинаковых синтаксических конструкций и употребления глаголов «гулять» и «идти»? Вульгаризм — слово или выражение, свойственное фамильярной или грубой речи.
Катька Драматический сюжет поэмы выстраивается вокруг случайного убийства из ревности. Как характеризуются Ванька с Катькой. Напоминают ли строфы этой главы какой-нибудь фольклорный жанр? (4 гл) Какой основной стихотворный размер использован для описания летящих на лихаче? Вспомните, каким размером вводилось появлений 12-ти. От чьего лица звучат насмешки — красногвардейцев, ветра, автора? Какие средства использует в этой главе автор для создания сниженной стилистики? ( просторечия, слова с уменьшительными суффиксами)
Смерть гл. 5,6 В 6 гл. Происходит кульминация драматического сюжета: красногвардейцы, пытаясь остановить лихача, открывают стрельбу, но не попадают в «буржуя» Ваньку — с простреленной головой в снег падает Катька, а Ванька на лихаче уносится прочь Определите основной размер, используемый в этих главах. Обратите внимание на сравнительную стабильность ритма в самой сюжетно напряжённой драматической главе. Найдите три строки, написанные другим размером. Обратите внимание на стилистический контраст двух характеристик Катьки - «девочка» и «падаль». С какой целью он используется?
Петька гл. 7,8 Продолжаются шествие 12-ти, из которого выбивается - Петруха. Остальные упрекают его в чрезмерной «чувствительности».Их речь представляет смесь революционно-пропагандистского и вульгарно-уличного («стервец») языка. Проанализируйте язык и ритм этих глав. В каком контексте появляется цитата из молитвы в финале главы? (« Упокой, Господи, душу рабы Твоея…)
9,10,11 глава Что в этих главах можно определить как признаки «старого мира», противостоящего 12-ти революционерам? Проанализируйте язык и ритм. Можно ли приурочить шествие 12-ти к какому-то конкретному времени?
Музыка революции Как вы поняли, что означает образ Христа, появляющийся в финале поэмы?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Путь конквистадоров» Конквистадоры — завоеватели Латинской Америки. В октябре 1905г на средства автора в Петербурге печатается первый сборник стихов Гумилёва «Путь конквистадоров». К читателям он пришёл со словами: Я конквистадор в панцире железном, Я весело преследую звезду, Я прохожу по пропастям и безднам И отдыхаю в радостном саду. Гумилёв пришёл в русскую поэзию как завоеватель новых, неведомых ей миро
Н. Гумилёв - путешественник Н. Гумилёв — не только поэт, но и один из крупнейших исследователей Африки. Он совершил несколько экспедиций по восточной Африке и привёз в Музей антропологии и этнографии (Кунсткамеру) в Санкт-Петербурге богатейшую коллекцию. Гумилёв написал «Африканский дневник», где рассказывал о лместных племенах, об их легендах и поверьях, о тех приключениях, которые ему довелось испытать.
Вторая экспедиция 1913 Вторая экспедиция состоялась в 1913г. Вместе с Гумилёвым в качестве фотографа в Африку поехал его племянник Николай Сверчков. В Харраре Гумилёв не без осложнений купил муллов, там же познакомился с губернатором Харрара — Тафари, впоследствии императором Хайле Селассие I. Поэт подарилбудущему императору ящик вермута и сфотографировал его, его жену и сестру. В Харраре Гумилёв начал собирать свою коллекцию. «Мне кажется, что мне снятся одновременно два сна, один неприятный и тяжелый для тела, другой восхитительный для глаз. Я стараюсь думать только о последнем и забываю о первом» , — напишет Гумилев из своего очередного путешествия по Африке. Н. Л. Сверчков. 1913 По заданию Музея антропологии и этнографии, - докладывал Гумилев, - я собирал этнографические коллекции, без стеснения останавливал прохожих, чтобы осмотреть надетые на них вещи, без спроса входил в дома и пересматривал утварь, терял голову, стараясь добиться сведений о назначении какого-нибудь предмета у не понимавших, к чему все это, харраритов.
«Жемчуга» 1910. Посвятил Валерию Брюсову. В. Брюсов Стихи навеяны поездкой по Африке. «Волшебная скрипка», «Старый конквистадор», «Рощи пальм и заросли алоэ», «Капитаны».
Цикл стихотворений «Капитаны» Для цикла характерна экзотичность, эмоциональная напряжённость. Герой — покоритель новых земель. Задание: 1) определите тематику каждого из четырёх стихотворений цикла 2) дайте определение слов мальстремы, фелуки, фрегат,флибустьеры, огни св. Эльма (стихи в файле)
«Огненный столп» 1921 Стихи этого сборника обрели глубокую метафоричность и точность, четкое и выверенное по форме звучание, мудрость жизненного опыта . Это поздние стихи, они неизмеримо выше предыдущих. Стихотворение «Шестое чувство» . Дом, любовь, хлеб, женщина — опорные категории переживаний лирического героя., реалии радости Бытия.
«Шестое чувство» Но что нам делать с розовой зарей Над холодеющими небесами, Где тишина и неземной покой, Что делать нам с бессмертными стихами? Вторая строфа стихотворения - это вопросы, мучающие лирического героя, это его размышления вслух. Как относиться к жизненным явлениям, которые «ни съесть, ни выпить, ни поцеловать»? Зачем они человеку? Как они тешат его пять вполне земных чувств? Полезно ли любование «розовой зарей над холодеющими небесами»? Какой прок от «бессмертных стихов»?.
«Шестое чувство» Как некогда в разросшихся хвощах Ревела от сознания бессилья Тварь скользкая, почуя на плечах Еще не появившиеся крылья; Но развитие «шестого чувства» сопряжено с болью: эта «тварь» «ревела от сознания бессилья...», не разумея (если это слово можно отнести к земноводным), что, «рожденная ползать», она получает возможность летать.
«Шестое чувство» Так век за веком — скоро ли, Господь? — Под скальпелем природы и искусства Кричит наш дух, изнемогает плоть, Рождая орган для шестого чувства. Финал стихотворения Н. Гумилева высокий. В нем чувствуется уверенность в том, что «органом для шестого чувства» будут наделены все. Нужно время («век за веком»), работа духа и плоти и вмешательство «природы и искусства». Поэт торопит этот момент, призывает его, обращается к Господу с просьбой о приближении этого часа («Скоро ли, Господь?»).
«Шестое чувство» Задание: 1) выпишите эпитеты, метафоры, сравнения из стихотворения 2) определите тему 3) определите размер 4) выучить наизусть это стихотворение Шестое чувство . Прекрасно в нас влюбленное вино И добрый хлеб, что в печь для нас садится, И женщина, которою дано, Сперва измучившись, нам насладиться. Но что нам делать с розовой зарей Над холодеющими небесами, Где тишина и неземной покой, Что делать нам с бессмертными стихами? Ни съесть, ни выпить, ни поцеловать. Мгновение бежит неудержимо, И мы ломаем руки, но опять Осуждены идти всё мимо, мимо. Как мальчик, игры позабыв свои, Следит порой за девичьим купаньем И, ничего не зная о любви, Все ж мучится таинственным желаньем; Как некогда в разросшихся хвощах Ревела от сознания бессилья Тварь скользкая, почуя на плечах Еще не появившиеся крылья; Так век за веком — скоро ли, Господь? — Под скальпелем природы и искусства Кричит наш дух, изнемогает плоть, Рождая орган для шестого чувств а.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Место действия романа Действие романа происходит не только на хуторе Татарском. События романа разворачиваются на русско-австрийской границе. «Трупами истлевали на полях Галиции и Восточной Пруссии, в Карпатах и Румынии — всюду, где полыхали зарева войны и ложился копытный след казачьих коней». Описывается в романе и Петроград. Сюда попадает 14-й Донской казачий полк, куда после Февральской революции назначают Евгения Листницкого. Неоднократно в романе появляется и Москва. Московские главы связаны с образами Григория Мелехова, попавшего сюда в глазную клинику после ранения, и большевика Гаранжи, встреча с которым окажется очень важной для Григория.
Роман-эпопея В романе более 800 персонажей, большинство из них — эпизодические. Шолохов создаёт в романе эпическую картину России. Эпопея — широкий панорамный охват жизни народа; в центре — судьба человека, вписанная в исторический процесс народной жизни. Во время работы над «Тихим Доном» настольной книгой Шолохова был роман-эпопея «Война и мир».
Тихий Дон» - книга о донском казачестве. Казачество в дореволюционной России представляло собой особую социальную группу и резко отличалось от обычного крестьянства. Это было военно-служилое сословие, обязанное поголовно проходить воинскую службу. Казаки войска Донского, достигшие 18 летнего возраста, обязывались нести военную службу в течение 20 лет (с 1909- 18 лет). Из них 3 года в «приготовительном разряде» (с 1909 — 1 год) К началу XX века существовало 11 казачьих войск - Донское, Кубанское, Уральское, Сибирское. В Первую мировую войну воевало 300 000 казаков. В 1920 казачество как сословие было упразднено.
Вся история России сделана казаками. Екатерина II освободила их от крепостного гнёта и многих налогов, отдала в полное владение занимаемые ими земли, разрешила элементы казачьего самоуправления. Правительство старалось не ссориться с казаками и превратило в привилегированное военное сословие. Во главе Донского войска — войсковой атаман; станичные атаманы, походные. Установление советской власти на Дону происходило особенно сложно — в ожесточённой борьбе казаки отстаивали свою экономическую независимость. Раскол между казаками произошёл в Гражданскую войну: зажиточные на стороне белых, беднота- на стороне красных.
Своеобразие языка и культуры Ярко и своеобразно передаётся в романе своеобразие языка донских казаков. «Просто,ярко и рассказываемое чувствуешь — перед глазами стоит. Образный язык, тот цветной язык, которым говорит казачество» (А. Серафимович)
Пейзаж 1. Метафоры, сравнения, олицетворения. Горбатились вербы Коверкалась молния Поговаривает гром Вылупливается месяц Ставни царапал дождь Звёздное просо (мет) Ветер скупо кропил дождевыми каплями, будто милостью сыпал. Холод обручем стянул сердце (ср) Метелицей порошили бабочки (ср) Вода, как липкое тесто 2. Эпитеты. Л ипкий холод Хлобыстающий ветер Колёсистый месяц
Принцип зоологизации Гусыней поплыла Ильинична Дуняшка ласточкой чертила баз Кошачьи глаза Митьки Коршунова В улыбке было что-то звероватое у Григория Григорий вымотался, как лошадь Чёрная рука Степана ястребом упала к ней на голову Ослепил белизной своих волчьих зубов Степан пошёл на Гришку медведем Григорий махнул птицей По-волчьи оскалил зубы Григорий по-кочетиному стукнул ногой Пантелей Прокопьевич прыгнул молодым петухом
Связь с природой Хмелем невыбродившим бьёт в ноздри острый сладковатый бабий пот Гриша, колосочек мой Перебирает на голове Григория жёсткие, как конский волос , завитки Петро посмеивался в пшеничные усы свои Пусто, как на затравевшем лебедою и бурьяном гумне, стало на душе у Аксиньи Погоди, ягодка моя ежевишная Запах смолистого едкого мужского пота
Чувственность Аксинья несла мимо красивое, стосковавшееся по нём тело, бесстыдно глядела в чёрную дичь его глаз Аксинья ласкала мутным от слёз взором его сильные ноги Аксинья целовала глазами этот крохотный кусочек любимого тела -Люб мне Гришка! Гришкины глаза ласкали её тяжело и исступлённо
Бранная лексика Стебанёт кнутом Напаскудил кобель Потаскун, бабник Поганец Нехай Моль в юбке Чёртово семя
Роман-эпопея «Тихий Дон» Действие романа растянулось почти на 10 лет: оно начинается в мае 1912 и заканчивается в марте 1922г. Так, в романе «Тихий Дон» описываются события, происходящие перед и во время Первой мировой войной, в Гражданскую войну. Старшее поколение вспоминает о русско-турецкой войне. Все эти события исторического масштаба показываются через судьбы героев романа — жителей казачьего хутора Татарский на Дону. На первом плане в романе судьбы нескольких семей: Мелеховых, Астаховых, Коршуновых.
Памятники героям Шолохова
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ты и во сне необычайна. Твоей одежды не коснусь. Дремлю — и за дремотой тайна, И в тайне — ты почиешь, Русь. Русь, опоясана реками И дебрями окружена, С болотами и журавлями, И с мутным взором колдуна, Где разноликие народы Из края в край, из дола в дол Ведут ночные хороводы Под заревом горящих сел. Где ведуны с ворожеями Чаруют злаки на полях И ведьмы тешатся с чертями В дорожных снеговых столбах. Где буйно заметает вьюга До крыши — утлое жилье, И девушка на злого друга Под снегом точит лезвее. Где все пути и все распутья Живой клюкой измождены, И вихрь, свистящий в голых прутьях, Поет преданья старины.. . Русь
Идем по жнивью, не спеша, С тобою, друг мой скромный, И изливается душа, Как в сельской церкви темной. Осенний день высок и тих, Лишь слышно — ворон глухо Зовет товарищей своих, Да кашляет старуха. Овин расстелет низкий дым, И долго под овином Мы взором пристальным следим За лётом журавлиным… Летят, летят косым углом, Вожак звенит и плачет… О чем звенит, о чем, о чем? Что плач осенний значит? И низких нищих деревень Не счесть, не смерить оком, И светит в потемневший день Костер в лугу далеком… О, нищая моя страна, Что ты для сердца значишь? О, бедная моя жена, О чем ты горько плачешь? 1909 г . Осенний день 1. Образ России конкретизируется и олицетворяется через образ дороги, избы, света, тишины, вышины, дали, степи, песни, ветра. Докажите примерами из текста. 2. Последняя строфа стихотворениясостоит из двух одинаково построенных предложений: оба начинаются с обращения и заканчиваются риторическим вопросом. Что это означает?
Опять, как в годы золотые, Три стертых треплются шлеи, И вязнут спицы росписные В расхлябанные колеи... Россия, нищая Россия, Мне избы серые твои, Твои мне песни ветровые,- Как слезы первые любви! Тебя жалеть я не умею И крест свой бережно несу... Какому хочешь чародею Отдай разбойную красу! Пускай заманит и обманет,- Не пропадешь, не сгинешь ты, И лишь забота затуманит Твои прекрасные черты... Ну что ж? Одно заботой боле - Одной слезой река шумней А ты все та же - лес, да поле, Да плат узорный до бровей... И невозможное возможно, Дорога долгая легка, Когда блеснет в дали дорожной Мгновенный взор из-под платка, Когда звенит тоской острожной Глухая песня ямщика!. . Россия 1. Блоку свойственно в образе Росии видеть женские черты. Назовите их. 2. Россия и женщина имеют единую судьбу. Назовите строчки, указывающие на это. 3. Образ Росии — это образ подруги, возлюбленной, жены. Докажите.
1. Река раскинулась. Течет, грустит лениво И моет берега. Над скудной глиной желтого обрыва В степи грустят стога. О, Русь моя! Жена моя! До боли Нам ясен долгий путь! Наш путь — стрелой татарской древней воли Пронзил нам грудь. Наш путь — степной, наш путь — в тоске безбрежной, В твоей тоске, о Русь! И даже мглы — ночной и зарубежной — Я не боюсь. Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами Степную даль. В степном дыму блеснет святое знамя И ханской сабли сталь… И вечный бой! Покой нам только снится Сквозь кровь и пыль... Летит, летит степная кобылица И мнет ковыль… И нет конца! Мелькают версты, кручи... Останови! Идут, идут испуганные тучи, Закат в крови! Закат в крови! Из сердца кровь струится! Плачь, сердце, плачь... Покоя нет! Степная кобылица Несется вскачь! 1. Возникает знакомый образ женщины-друга. 2. Цикл исполнен надеждой на светлое будущее. Докажите, назвав образы-символы. 3.С какими фольклорными образами связано национальное начало? На поле Куликовом
2. Мы, сам-друг, над степью в полночь стали: Не вернуться, не взглянуть назад. За Непрядвой лебеди кричали, И опять, опять они кричат.. . На пути — горючий белый камень. За рекой — поганая орда. Светлый стяг над нашими полками Не взыграет больше никогда. И, к земле склонившись головою, Говорит мне друг: «Остри свой меч, Чтоб не даром биться с татарвою, За святое дело мертвым лечь!» Я — не первый воин, не последний, Долго будет родина больна. Помяни ж за раннею обедней Мила друга, светлая жена!
3. В ночь, когда Мамай залег с ордою Степи и мосты, В темном поле были мы с Тобою. — Разве знала Ты? Перед Доном темным и зловещим, Средь ночных полей, Слышал я Твой голос сердцем вещим В криках лебедей. С полуночи тучей возносилась Княжеская рать, И вдали, вдали о стремя билась, Голосила мать. И, чертя круги, ночные птицы Реяли вдали. А над Русью тихие зарницы Князя стерегли. Орлий клекот над татарским станом Угрожал бедой, А Непрядва убралась туманом, Что княжна фатой . И с туманом над Непрядвой спящей, Прямо на меня Ты сошла, в одежде свет струящей, Не спугнув коня. Серебром волны блеснула другу На стальном мече. Освежила пыльную кольчугу На моем плече. И когда наутро, тучей черной, Двинулась орда, Был в щите Твой лик нерукотворный Светел навсегда .
5. И мглою бед неотразимых Грядущий день заволокло. Вл. Соловьев О пять над полем Куликовым Взошла и расточилась мгла, И, словно облаком суровым, Грядущий день заволокла. За тишиною непробудной, За разливающейся мглой Не слышно грома битвы чудной, Не видно молньи боевой. Но узнаю тебя, начало Высоких и мятежных дней! Над вражьим станом, как бывало, И плеск, и трубы лебедей. Не может сердце жить покоем, Недаром тучи собрались. Доспех тяжел, как перед боем. Теперь твой час настал. — Молись! 1908 «Куликовская битва принадлежит, по убеждению автора, к символическим событиям русской истории. Таким событиям суждено возвращение. Разгадка их ещё впереди». Блок считал, что вернётся ситуация противостояния двух сил. Он болеет тем, что национально близкие началы разобщены.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Датировки стихотворений Датировки стихотворений - от 29 декабря 1906 до 13 января 1907 связаны с периодом святок, Временем традиционных гаданий о судьбе.
Фронтиспис сборника «Снежная маска». Л. Бакст. 1907
Вьюга, метель Стихия (природная, стихия любви или стихия судьбы) заманивает героя и заставляет его оставить прежнее «служение» Рукавом моих метелей Задушу. Серебром моих веселий Оглушу. На воздушной карусели Закружу. Пряжей спутанной кудели Обовью. Легкой брагой снежных хмелей Напою. Её песни
Метели зазывают героя <..>. Ветер взвихрил снега. Закатился серп луны. И пронзительным взором Ты измерила даль страны, Откуда звучали рога Снежным, метельным хором. И мгла заломила руки, Заломила руки в высь. Ты опустила очи, И мы понеслись. И навстречу вставали новые звуки: Летели снега, Звенели рога Налетающей ночи. «На зов метелей». Вьюга пела. И кололи снежные иглы. И душа леденела. Ты меня настигла. Ты запрокинула голову в высь. Ты сказала: «Глядись, глядись, Пока не забудешь Того, что любишь». И указала на дальние города линии, На поля снеговые и синие, На бесцельный холод. И снежных вихрей подъятый молот Бросил нас в бездну, где искры неслись, Где снежинки пугливо вились<…> «Настигнутый метелью»
Метель оказывается похожей на героиню цикла — завлекающую, отпугивающую, таинственную, страстную и в то же время холодную. И вновь, сверкнув из чаши винной, Ты поселила в сердце страх Своей улыбкою невинной В тяжелозмейных волосах. Я опрокинут в темных струях И вновь вдыхаю, не любя, Забытый сон о поцелуях, О снежных вьюгах вкруг тебя. И ты смеешься дивным смехом, Змеишься в чаше золотой, И над твоим собольим мехом Гуляет ветер голубой. И как, глядясь в живые струи, Не увидать себя в венце? Твои не вспомнить поцелуи На запрокинутом лице? «Снежное вино» 1. Назовите черты героини. 2. Что испытывает лирический герой? 3. Что сопровождает лирическую героиню? 4. Какие характеристики получает образ чаши? 5. Что может символизировать венец?
В стихах возникают традиционные поэтические образы «воздушной ладьи, кораблей, связанных с воплощением судьбы в жизненной стихии. И опять, опять снега Замели следы… Над пустыней снежных мест Дремлют две звезды. И поют, поют рога. Над парами злой воды Вьюга строит белый крест, Рассыпает снежный крест, Одинокий смерч. И вдали, вдали, вдали, Между небом и землей Веселится смерть. И за тучей снеговой Задремали корабли — Опрокинутые в твердь Станы снежных мачт. И в полях гуляет смерть — Снеговой трубач… И вздымает вьюга смерч, Строит белый, снежный крест, Заметает твердь… Разрушает снежный крест И бежит от снежных мест… И опять глядится смерть С беззакатных звезд… «И опять снега»
Пребывание в метелях переводит героя в новый мир и даёт ему новое имя, заставляет забыть о прошлом. Открыли дверь мою метели, Застыла горница моя, И в новой снеговой купели Крещен вторым крещеньем я. И, в новый мир вступая, знаю, Что люди есть, и есть дела, Что путь открыт наверно к раю Всем, кто идет путями зла. Я так устал от ласк подруги На застывающей земле. И драгоценный камень вьюги Сверкает льдиной на челе. И гордость нового крещенья Мне сердце обратила в лед. Ты мне сулишь еще мгновенья? Пророчишь, что весна придет? Но посмотри, как сердце радо! Заграждена снегами твердь. Весны не будет, и не надо: Крещеньем третьим будет — Смерть. Охарактеризуйте лирического героя . Какое состояние испытывает лирический герой? Назовите образы-символя второго крещенья. С какой сказкой Андерсена сходны образы стихотворения? Что становится символом третьего крещенья? Почему?
Герой же, представляющийся то рыцарем, то поэтом, распинаемом на снежном кресте или сжигаемом на костре, без сопротивления отдаётся стихии любви и снегов. И взвился костер высокий Над распятым на кресте. Равнодушны, снежнооки, Ходят ночи в высоте. Молодые ходят ночи, Сестры — пряхи снежных зим, И глядят, открывши очи, Завивают белый дым. И крылатыми очами Нежно смотрит высота. Вейся, легкий, вейся, пламень, Увивайся вкруг креста! В снежной маске, рыцарь милый, В снежной маске ты гори! Я ль не пела, не любила, Поцелуев не дарила От зари и до зари? Будь и ты моей любовью, Милый рыцарь, я стройна, Милый рыцарь, снежной кровью Я была тебе верна. Я была верна три ночи, Завивалась и звала, Я дала глядеть мне в очи, Крылья легкие дала… Так гори, и яр и светел, Я же — легкою рукой Размету твой легкий пепел По равнине снеговой. «На снежном костре» . Маски.