РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционного курса по развитию психомоторики и сенсорных процессов

Ольга Григорьевна Жбанова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

коррекционного курса по развитию психомоторики и сенсорных процессов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrektsiya.docx63.79 КБ

Предварительный просмотр:

   

   

   

   

   

   

   

   

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

коррекционного курса по развитию психомоторики и сенсорных процессов

   

для обучающихся по адаптированной основной

общеобразовательной программе для детей с умственной отсталостью

   

   

    5-6 классы

   

   

     

   

     Составитель программы:

   

     Педагог-психолог

    Жбанова О.Г.

     

   

     

   

     

   

     

   

     

   

     

   

     

   

Пояснительная записка

     

     Для разработки программы использовались следующие нормативно-правовые документы:

     

     1. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99- ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);

     2. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ №1599 от 19.12.2014.

     3. Примерная адаптированная основная образовательная программа общего образования, разработанная на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью;

     4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования от 30 августа 2013 года № 1015;

     5. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

     6. Устав муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа №1» г. Велижа;

     7. Локальные акты образовательного учреждения.

     

      Данная рабочая программа является коррекционной для обучения обучающихся 5-6 классов с умственной отсталостью, составлена с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, тем самым обеспечивают коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.

     Одним из вариантов психолого-педагогического сопровождения учащихся в учебном плане является реализация коррекционного курса «Развитие психомоторики и сенсорных процессов». Данный курс интегрирует в себе два раздела: психомоторные и сенсорные процессы.

     Психомоторика – совокупность сознательно управляемых двигательных действий человека. Психомоторика предназначена для осуществления произвольных движений, целесообразных действий в процессе получения и преобразования информации.

     Психомоторика имеет определенную специализацию:

  • произвольные моторные процессы: движения, действия, поступки;
  • сенсорные процессы, решающие задачи отражения и регуляции предметных свойств в окружающей действительности.

     Развитие моторной системы тесно связано с развитием сенсорного опыта. Сенсорные системы (визуальная, слуховая, вестибулярная, соматическая) и двигательную функцию необходимо рассматривать как единое целое.

      Психокоррекционный процесс рассчитан на учебный год и представляет серию регулярно проходящих встреч. Данный курс рассчитан на 170 часов.

     Продолжительность одного занятия 30-40 минут. Частота занятий   раза в неделю.

В работе с учащимися используется типовая модель коррекции, которая основана на организации конкретных психокоррекционных воздействий с использованием различных методов: АPT - терапии, сказкотерапии, психорегулирующих тренировок и пр.

     ЦЕЛЬ: На основе создания оптимальных условий познания каждого объекта дать ребенку правильное многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации его психического развития и более эффективной социализации в образовательной среде и обществе.

      ЗАДАЧИ:

  • развитие познавательной активности учащихся,
  • формирование умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи, развитие памяти, мышления, речи, воображения;
  • формирование общеинтеллектуальных умений: приёмов анализа, сравнения, обобщения, навыков группировки и классификации;
  • формирование адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;
  • совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности;
  • обогащение словарного запаса на основе использования соответствующей терминологии; устной монологической речи в единстве с обогащением знаний и представлений об окружающей действительности;
  • психологическая коррекция поведения ребёнка;
  • социальная профилактика, формирование навыков общения, правильного поведения.

     Целенаправленное психокоррекционное воздействие на подростков с особыми возможностями здоровья осуществляется через психокоррекционный комплекс, который состоит из четырех взаимосвязанных этапов:

          1 ЭТАП: Диагностический

          В диагностический этап входят диагностика психо – эмоционального и интеллектуального развития ребенка с УО.

     Работа педагога-психолога начинается с обследования, в ходе которого собираются сведения о каждом. Полученная информация помогает психологу наметить направления коррекционно-развивающей работы. На основе данной информации, а также наблюдения подростка в разных ситуациях педагог-психолог составляет педагогическую характеристику, которая помогает не только в работе с данным учащимся, но и указанием направлений работы для других специалистов.

     

     2 ЭТАП: Коррекционный

          Данный этап включает в себя следующие задачи:

  • помощь подростку в разрешении психотравмирующих ситуаций;
  • формирование продуктивных видов взаимоотношений ребенка с окружающими (в семье, в классе);
  • повышение социального статуса ребенка в коллективе;
  • развитие у подростка компетентности в вопросах нормативного поведения;
  • формирование и стимуляция сенсорно-перцептивных, мнемических и интеллектуальных процессов;
  • развитие и совершенствование коммуникативных функций, эмоционально-волевой регуляции поведения;
  • создание в детском коллективе атмосферы принятия, доброжелательности, открытости, взаимопонимания.

     

Психологическая коррекция сфокусирована на трех составляющих:      

  • Когнитивный блок:

Задачей когнитивного блока является: осознание подростком своих интеллектуальных, личностных и эмоциональных ресурсов.

  • Эмоциональный блок:

Эмоциональный блок отвечает за формирование у подростка позитивного эмоционального отношения к себе; переживание в группе и осознание подростком прошлого эмоционального опыта: получение новых эмоциональных переживаний.

  • Поведенческий блок:

Поведенческий блок задействуется в процессе преодоления неадекватных форм поведения; развития и закрепления новых форм поведения.

     

     3 ЭТАП: Диагностический

          Блок оценки эффективности коррекционных воздействий, направлен на анализ изменений познавательных процессов, психических состояний, личностных реакций у учащихся в результате психокоррекционных воздействий.

     Критерии оценки эффективности психологической коррекции требуют учета структуры дефекта, механизмов его проявлений, анализа целей коррекции и используемых методов психологического воздействия. Результаты коррекционной работы могут проявляться. У ребенка в процессе работы с ним, к моменту завершения психокоррекциониого процесса и на протяжении длительного времени после окончания занятий.

     

     4 ЭТАП: Прогностический

          Прогностический блок психокоррекции направлен на проектирование психофизиологических, психических и социально-психологических функций подростков.

          Данная программа основана на основных принципах психокоррекционной работы с обучающимися:

  • Принцип единства диагностики и коррекции определение методов коррекции с учётом диагностических данных
  • Безусловное принятие каждого ребёнка со всеми индивидуальными чертами характера и особенностями личности.
  • Принцип компенсации - опора на сохранные, более развитые психические процессы.
  • Принцип системности и последовательности в подаче материала - опора на разные уровни организации психических процессов.
  • Соблюдение необходимых условий для развития личности учащегося: создание комфортной ситуации, поддержание положительного эмоционального фона.

          Общая структура занятий является такой же, что и для всех коррекционных занятий:

     1 часть: "Разминка", в которую включены упражнения для профилактики нарушений зрения, дыхательные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики рук, настрой на предстоящую деятельность.

      2 часть: "Основная", в которую включены упражнения по теме.

      3 часть: "Заключительная", в которой подводятся итоги занятия, проводится "рефлексия".

     

     

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

     

     Результатом реализации данной программы данного учащегося может считаться не столько успешное освоение им образовательной программы по предметам, сколько освоение жизненно значимых компетенций:

  • овладение навыками коммуникаций;
  • осмысление своего Я;
  • развитие адекватных представлений о собственных возможностях;
  • гражданской идентичности;
  • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир;
  • формирование уважительного отношения к иному мнению;
  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося;
  • развитие доброжелательности и эмоционального, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов;
  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Жизненно значимые компетенции

Умения, входящие в блок компетенций

Развитие представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, способности вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и созданию специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения.

Способность оценивать свои силы, понимать, что можно и чего нельзя.

Способность пользоваться личными адаптивными средствами в разных ситуациях.

Понимание того, что пожаловаться и попросить о помощи при проблемах в жизнеобеспечении – это нормально, и необходимо.

Способность выбрать взрослого и обратиться к нему за помощью, точно описать возникшую проблему, иметь достаточный запас фраз и определений.

Готовность выделять ситуации, когда требуется привлечение родителей, умение объяснять учителю (работнику школы) необходимость связаться с семьей.

Возможность обратиться к взрослым при затруднениях в учебном процессе, сформулировать запрос о специальной помощи Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни.

Стремление к самостоятельности и независимости в быту, помощи другим людям в быту.

Овладение навыками самообслуживания дома и в школе.

Умение включаться в разнообразные повседневные дела.

Возможность принимать посильное участие, брать на себя ответственность в каких-то областях домашней жизни.

Представления об устройстве школьной жизни.

Возможность ориентироваться в пространстве школы, в расписании занятий.

Готовность попросить о помощи в случае затруднений.

Готовность включаться в разнообразные повседневные школьные и домашние дела и принимать в них посильное участие, брать на себя ответственность.

Понимание значения праздника дома и в школе, того, что праздники бывают разными.

Стремление порадовать близких.

Стремление участвовать в подготовке и проведении праздника.

Овладение навыками коммуникации.

Способность решать актуальные жизненные задачи, используя коммуникацию как средство достижения цели (вербальную, невербальную).

Умение начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор.

Уметь корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и т.д.

Иметь возможность получать и уточнять информацию от собеседника.

Освоение культурных форм выражения своих чувств.

Расширение круга ситуаций, в которых ребёнок может использовать коммуникацию как средство достижения цели.

Способность передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком.

Уметь принимать и включать в свой личный опыт жизненный опыт других людей.

Быть способным делиться своими воспоминаниями, впечатлениями и планами с другими людьми.

Дифференциация и осмысление картины мира, временно-пространственной организации.

Адекватность бытового поведения ребёнка с точки зрения опасности - безопасности и для себя, и для окружающих; сохранности окружающей предметной и природной среды.

Использование вещей в соответствии с их функциями, принятым порядком и характером данной ситуации.

Расширение и накопление знакомых и разнообразно освоенных мест за пределами дома и школы: двор, дача, лес, парк, речка, городские и загородные достопримечательности и др.

Активность во взаимодействии с миром, понимание собственной результативности.

Накопление опыта освоения нового при помощи экскурсий и путешествий.

Умение накапливать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего мира, упорядочивать их во времени и пространстве.

Умение устанавливать взаимосвязь природного порядка и уклада собственной жизни в семье и в школе, вести себя в быту сообразно этому пониманию.

Умение устанавливать взаимосвязь общественного порядка и уклада собственной жизни в семье и в школе, соответствовать этому порядку.

Прогресс в развитии любознательности, наблюдательности, способности замечать новое, задавать вопросы, включаться в совместную со взрослым исследовательскую деятельность.

Осмысление своего социального окружения и освоение соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей.

Умение адекватно использовать принятые в окружении ребёнка социальные ритуалы.

Умение корректно выразить свои чувства, отказ, недовольство, благодарность, сочувствие, намерение, просьбу, опасение.

Знание правил поведения в разных социальных ситуациях с людьми разного статуса.

Умение проявлять инициативу, корректно устанавливать и ограничивать контакт.

Умение не быть назойливым в своих просьбах и требованиях, быть благодарным за проявление внимания и оказание помощи.

Умение применять формы выражения своих чувств соответственно ситуации социального контакта.

Расширение круга освоенных социальных контактов.    


Система мониторинга результативности реализуемой программы в динамике

развития ребенка с умственной отсталостью

     

Критерии, показатели

Уровни (отмечаются индивидуально для каждого ребенка)

Видимые изменения (высокий уровень)

Изменения незначительные (средний уровень)

Изменения не произошли

(низкий уровень)

Дифференциация и осмысление картины мира:

 • интересуется окружающим миром природы, культуры, замечает новое, задаёт вопросы;

• включается в совместную со взрослым исследовательскую деятельность;

• адекватно ведёт себя в быту с точки зрения

опасности/безопасности и для себя, и для окружающих;

• использует вещи в соответствии с их функциями, принятым порядком и характером данной ситуации.

Овладение навыками коммуникации: 

• реагирует на обращённую речь и просьбы;

• понимает речь окружающих и адекватно реагирует на сказанные слова;

• начинает, поддерживает и завершает разговор;

• корректно выражает отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и т.д.;

• передаёт свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком;

• делится своими воспоминаниями, впечатлениями и планами с  другими людьми;

• слышит свои речевые ошибки и старается их исправлять, замечает ошибки в речи одноклассников.

Осмысление своего социального окружения:

• доброжелателен и сдержан в отношениях с одноклассниками;

• уважительно относится к взрослым (учителям, родителям и т.д.);

• достаточно легко устанавливает контакты и взаимоотношения;

• соблюдает правила поведения в школе;

• мотив действий – не только «хочу», но и «надо»;

• принимает и любит себя;

•чувствует себя комфортно с любыми людьми любого возраста, с одноклассниками.

Последовательное формирование произвольных процессов:

• умеет концентрировать внимание;

 • может удерживать на чём-либо своё внимание;

• использует различные приёмы запоминания;

• учится продумывать и планировать свои действия;

• способен к саморегуляции и адекватной самооценки своих поступков;

• управляет своими эмоциями, поведением, действиями;

• доводит до конца начатое дело;

• знает цель своих действий и поступков;

• старается выполнять все задания и просьбы учителя.

 

     Исходным принципом для определения целей и задач коррекции, а также способов их  решения является принцип единства диагностики и коррекции развития.

     

      Основные направления коррекционной работы:

     

  • совершенствование движений сенсорного развития;
  • коррекция отдельных сторон психической деятельности;
  • развитие различных видов мышления;
  • коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы;
  • развитие речи и овладение техникой чтения;
  • расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря;
  • коррекция индивидуальных пробелов в знаниях;
  • развитие мотивов межличностных отношений.

           Внимание учащихся с нарушением интеллекта характеризуется повышенной отвлекаемостью, неустойчивостью, снижением способности распределять и концентрировать внимание. Произвольное, непроизвольное внимание, а также свойства внимания (концентрация, переключаемость, устойчивость, наблюдательность, распределение) значительно развиваются в результате специальных упражнений. Детей нужно учить выделять существенные признаки, свойства предметов и явлений. Одним из эффективных методов развития восприятия, воспитания наблюдательности является сравнение. Для развития пространственных представлений необходимо использовать наглядный материал; учить детей смотреть, слушать, выделять главные и существенные признаки предметов, видеть в предмете много разных деталей: развивать пространственные представления.

      Важную роль для ориентировки человека в окружающем мире играет память. У всех школьников с нарушением интеллекта наблюдаются недостатки памяти, при чём они касаются всех видов запоминания. В первую очередь у учащихся ограничен объем памяти и снижена прочность запоминания. Эти особенности влияют на запоминание как наглядного, так и словесного материала.

      На коррекционных занятиях необходимо развивать те виды памяти, которые оказываются наименее развитыми у ребенка (зрительная, слуховая, словесно - логическая). Работу по формированию памяти целесообразно проводить на не учебном материале, в различных жизненных ситуациях. Важно научить детей понимать, что значит запомнить, научиться группировать материал, выделять опорные слова, составлять план, устанавливать смысловые связи, т.е., развивать не только механическую, но и произвольную память.

     В развитии мыслительной деятельности учащихся с нарушением интеллекта обнаруживается значительное отставание и своеобразие. Это выражается в несформированности таких операций, как анализ и синтез, в неумении выделять существенные признаки предмета и делать обобщения, в низком уровне развития абстрактного мышления.

      В процессе занятий необходимо научить рассматривать предмет или ситуацию с разных сторон, оперировать всеми необходимыми для решения задач данными.

      Понятие образного мышления подразумевает оперирование образами, проведение различных операций (мыслительных) с опорой на представления. Поэтому необходимо уделять внимание формированию у детей умения создавать в голове различные образы, т.е., визуализировать.

     Для учащихся с нарушением интеллекта наиболее сложными являются задачи проблемного характера. Им свойственно: поверхностное мышление, его направленность на случайные признаки, что особенно проявляется на словесно – логическом уровне.

     Через решение логических задач развивается словесно – логическое мышление. Необходимо подбирать такие задачи, которые бы требовали индуктивного (от еденичного к общему) и дедуктивного (от общего к еденичному) умозаключения.

      Решение мыслительных задач, которые трудно даются детям, рекомендуется выполнять с применением наглядности, постепенно снижая долю ее участия в мыслительном процессе.

     Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуального развития ребенка. Доказано, что развитие движений руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления. Техника письма также требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, и в том числе хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Нарушения перечисленных психических функций и моторики выражается в проявлениях дисграфии, утомляемости, негативном отношении к учебе, школьных неврозах. Коррекция связана с развитием быстроты, точности движений, развитие навыков ручной умелости, координации движений рук, развитие мелких мышц руки, развитие умения отображать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов.    

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

     

     1 РАЗДЕЛ

    Развитие психомоторики и сенсорных процессов (18 часов)

Развитие крупной и мелкой моторики. Тактильно-двигательное восприятие. Кинестетическое и кинетическое развитие. Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов. Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти. Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений). Развитие слухового восприятия и слуховой памяти. Восприятие пространства. Восприятие времени.

     2 РАЗДЕЛ

 Коррекция когнитивных процессов (24 часа)

     Обучение приёмам действия по образцу и правилам. Коррекция внимания и свойств. Развитие произвольности психических процессов. Коррекция памяти. Коррекция мышления и мыслительных операций. Развитие внутреннего плана действий. "Релаксация  - напряжение". Развитие рефлексивных навыков "Я чувствую..."

     

          3 РАЗДЕЛ

Коррекция социальных и коммуникативных умений (20 часов)

     Развитие коммуникации. Формирование коммуникативных действий и операций. Обучение умению согласованности коммуникативных действий с партнёрами. Обучение адекватным способам разрешения конфликтных ситуаций. Повышение социометрического статуса учащихся.

     

     4 РАЗДЕЛ

Коррекция поведения (14 часов)

     Обучение приёмам психической саморегуляции. Обучение приёмам контроля над своими

 действиями. Обучение основным приёмам релаксации. Обучение ориентировке в эмоциональных состояниях. Формирование адекватной самооценки.

     

     

        5 РАЗДЕЛ

  Коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы, (4 часа)

     Основы саморегуляции. Я учусь владеть собой. Спокойствие. Дружелюбие. Послушание. Застенчивость. Агрессию - под контроль.

     

      В результате целенаправленной деятельности на занятиях по развитию психомоторики и сенсорных процессов школьники должны научиться:

  • ориентироваться на сенсорные эталоны;
  • узнавать предметы по заданным признакам;
  • сравнивать предметы по внешним признакам;
  • классифицировать предметы по форме, величине, цвету, функциональному  назначению;
  • составлять сериационные ряды предметов и их изображений по разным  признакам;
  • практически выделять признаки и свойства объектов и явлений;
  • давать полное описание объектов и явлений;
  • различать противоположно направленные действия и явления;
  • видеть временные рамки своей деятельности;
  • определять последовательность событий;
  • ориентироваться в пространстве;
  • целенаправленно выполнять действия по инструкции;
  • самопроизвольно согласовывать свои движения и действия;
  • опосредовать свою деятельность речью;
  • проявлять интерес к познанию и самопознанию;
  • устанавливать смысловые связи, проделывать мыслительные операции (обобщение, сравнение, анализ и т.д.)
  • проявлять логическое мышление;
  • уметь проявлять волевые усилия для достижения своих желаний и побуждений;
  • умение сотрудничать;
  • уметь понимать и передавать свои чувства.

               

     5 класс

     Учащиеся должны уметь:

  • проявлять интерес к познанию и самопознанию
  • узнавать предметы по заданным признакам;
  • сравнивать предметы по внешним признакам;
  • классифицировать предметы по форме, величине, цвету, функциональному назначению;
  • составлять сериационные ряды предметов и их изображений по разным признакам;
  • практически выделять признаки и свойства объектов и явлений;
  • видеть временные рамки своей деятельности;
  • определять последовательность событий;
  • ориентироваться в пространстве;
  • самопроизвольно согласовывать свои движения и действия;
  • опосредовать свою деятельность речью;
  • уметь проявлять волевые усилия для достижения своих желаний и побуждений;
  • уметь понимать и передавать свои чувства.

     

      6 класс

          Учащиеся должны уметь:

  • проявлять интерес к познанию и самопознанию;
  • снижение эмоциональных перегрузок и отвлекаемости на уроках;
  • составлять сериационные ряды предметов и их изображений по разным признакам;
  • практически выделять признаки и свойства объектов и явлений;
  • давать полное описание объектов и явлений;
  • различать противоположно направленные действия и явления;
  • видеть временные рамки своей деятельности;
  • определять последовательность событий;
  • ориентироваться в пространстве;
  • целенаправленно выполнять действия по инструкции;
  • опосредовать свою деятельность речью;
  • уметь проявлять волевые усилия для достижения своих желаний и побуждений;
  • умение сотрудничать;
  • уметь понимать и передавать свои чувства.

     

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН НА 2017-2018 УЧЕБНЫЙ ГОД

     

Дата

Темы занятий

Элементы содержания темы

Характеристика основных

видов деятельности ученика (на уровне учебных

действий).

1

Диагностическое исследование учащихся 5 часов

1.1.

11.01.2018

12.01.2018

15.01.2018

16.01.2018

17.01.2018

Методика определения уровня умственного развития

для младших подростков (ГИТ).

Задания на понимание инструкции, овладение навыками в области математики и русского языка, сходство и различия понятий, аналогии и символы.

Оценка

познавательных процессов,

интеллектуального развития, психо – эмоционального состояния,

личностных особенностей ребёнка

1.2.

Методика "Тулуз Пьерона."

Свойства внимания: концентрация, устойчивость, переключаемость, психомоторного темпа, волевой регуляции, динамики работоспособности

1.3.

Цветные прогрессивные матрицы  Равена.

Оценка уровня интеллекта по шкале умственных способностей.

1.4.

Методика «Исключение предметов» (Четвертый лишний)

Белопольская Н.Л.).

Понятия обобщения, исключения, выделение главного признака, вербализация ответов.

1.5.

Методика «Пиктограмма» (Лурия).

Типы памяти и преобладающий тип.

1.6.

«10 слов Лурия».

Объём слуховой памяти и отстроенного воспроизведения

1.7.

Методика "Рисунок

человека".

Когнитивные проблемы, эмоциональные особенности, сфера общения, сфера, социальных отношений, сексуальная сфера, признаки возможных психических патологий.

1.8.

Методика измерения самооценки Дембо-Рубинштейна.

Уровень самооценки.

1.9.

Тест Кеттелла 12PF / CPQ.

Составлении психологического портрета личности ребенка по факторам

1.10

Личностный опросник Айзенка EPI.

Изучение темперамента, уровня нейротизма ребёнка.

1.11

Диагностика структуры учебной мотивации школьника.

Познавательные, коммуникативные, эмоциональные, мотивы саморазвития,        позиция школьника,        мотивы достижения и внешние мотивы.

1.12.

Индивидуально-типологический детский опросник ИТДО.

Изучение темперамента, акцентуаций, тревожности.

2

Развитие психомоторики и сенсорных процессов, 18 часов

2.1.

18.01.2018

19.01.2018

Развитие крупной и мелкой моторики.

Развитие согласованности движений на разные группы мышц при выполнении упражнений по инструкции педагога. Выполнение целенаправленных действий по трёх- и четырёхзвенной инструкции педагога, опосредование в речи своей деятельности. Соотношение движений с поданным звуковым сигналом.

Совершенствование точности мелких движений рук. Штриховка изображений двумя руками. Вычерчивание геометрических фигур, дорисовывание симметричной половины изображения. Графический диктант с усложнённым заданием. Вырезание ножницами на глаз изображений предметов.

Развитие точности крупной и мелкой моторики рук.

Развитие согласованности движений разных групп мышц, развитие сенсомоторики.

Выполнение целенаправленных действий по трёх- и четырёхзвенной инструкции.

Развитие тактильных ощущений.

Совершенствование

зрительного анализа и

синтеза.

Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти.

Развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений.

Развитие слухового восприятия и слуховой памяти.

Совершенствование  ориентировки в помещении и на улице.

Развитие адекватного восприятие пространства и времени.

22.01.2018

23.01.2018

Тактильно-двигательное восприятие.

Определение на ощупь разных свойств и качеств предметов, их величины и формы (выпуклый, вогнутый, колючий, горячий, деревянный, круглый и т.д.). Нахождение на ощупь двух одинаковых контуров предмета из 4-5 предложенных.

 Закрепление тактильных ощущений при работе с пластилином, тестом, глиной. Игры с мелкой мозаикой.

24.01.2018

25.01.2018

Кинестетическое и кинетическое развитие.

Произвольное и по инструкции педагога сочетание движений и поз разных частей тела; вербализация собственных ощущений. Воображаемые действия (вдеть нитку в иголку, подбросить мяч, наколоть дрова и др.)

Упражнения на расслабление и снятие мышечных зажимов.

26.01.2018

29.01.2018

Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов.

Группировка предметов по двум самостоятельно выделенным признакам; обозначение словом. Сравнение и группировка предметов по заданным параметрам формы, величины, цвета. Составление сериационных рядов по самостоятельно выделенным признакам из 5-6 предметов. Использование простых мерок для измерения и сопоставления предметов. Смешивание цветов. Определение постоянных цветов (белый снег, зелёный огурец и т.д.).

Узнавание целого по одному фрагменту. Определение предмета по словесному описанию. Конструирование сложных форм предметов с использованием объёмных геометрических фигур (треугольная призма, цилиндр и др.) из 6-8 элементов. Составление целого из частей на разрезном наглядном материале, предъявленном в произвольном порядке (5-7 частей).

30.01.2018

31.01.2018

Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти.

Формирование произвольности зрительного восприятия; дорисовывание незаконченных изображений. Развитие зрительной памяти в процессе рисования по памяти. Запоминание 5-6 предметов, изображений и воспроизведение их в исходной последовательности.

Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (2-3 предметные или сюжетные картинки). Выделение нереальных элементов нелепых картинок. Профилактика зрения. Гимнастика для глаз.

01.02.2018

02.02.2018

Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений).

Развитие дифференцированных осязательных ощущений (сухое – ещё суше, влажное – мокрое), их словесное обозначение. Измерение температуры с помощью измерительных приборов (градусник для измерения температуры тела, воды, воздуха). Дифференцировка вкусовых ощущений (сладкий – слаще, кислый – кислее). Ароматы (парфюмерные, цветочные и др.).

Определение и измерение веса разных предметов на весах. Измерение объёма жидких тел с помощью условной меры. Противоположные качества предметов (чистый – грязный, тёмный – светлый, вредный – полезный) и противоположные действия, совершаемые с предметами (открыть – закрыть, одеть – раздеть, расстегнуть – застегнуть).

05.02.2018

06.02.2018

Развитие слухового восприятия и слуховой памяти

Характеристика неречевых, речевых и музыкальных звуков по громкости, длительности, высоте тона. Развитие слухомоторной координации; выполнение упражнений на заданный звук.

Определение на слух звучания различных музыкальных инструментов. Формирование чувства ритма. Различение по голосу ребёнка и взрослого.

07.02.2018

08.02.2018

Восприятие пространства.

Ориентировка в помещении и на улице; вербализация пространственных отношений. Выполнение заданий педагога, связанных с изменением направления движения; предоставление словесного отчёта. Моделирование расположения различных объектов по отношению друг к другу в ближнем и дальнем пространстве.

Самостоятельное моделирование пространственных ситуаций (расстановка мебели в кукольной комнате); предоставление словесного отчёта. Составление простейших схем-планов комнаты. Ориентировка на листе бумаги разного формата (тетрадный, альбомный, ватман) и по-разному расположенного (горизонтально, вертикально, под углом) при выполнении заданий педагога на расположение и перемещение на нём предметов, игрушек.

09.02.2018

12.02.2018

Восприятие времени.

Определение времени по часам. Длительность различных временных интервалов. Работа с календарём и моделью календарного года.

Последовательность основных жизненных событий. Возраст людей. Использование в речи временной терминологии.

2

Коррекция когнитивных процессов "Как научиться учиться", 24 часа

13.02.2018

14.02.2018

15.02.2018

16.02.2018

Коррекция

внимания и его

свойства. Развитие

произвольности

психических функций.

Развитие дифференцированных вкусовых ощущений (сладкий – слаще, кислый – кислее, и т д.). Словесное обозначение.

Упражнения в измерении веса предметов на весах.

Определение противоположных качеств предметов (чистый – грязный, темный – светлый, вредный – полезный)

Определение противоположных действий, совершаемых с предметами (открыть – закрыть, расстегнуть – застегнуть, одеть - раздеть)

Формирование

полноценности зрительного восприятия. Компенсация моторной недостаточности.

Совершенствование

пространственных

представлений.

Составление предложений по

сюжетной картинке. Ответы на вопросы.

Совершенствование

процессов анализа и синтеза, сравнения и обобщения.

Формирование прочности и точности воспроизведения.

 Расширение границ

зрительного восприятия.

Формирование зрительного

контроля, синтеза в пределах словосочетания.

 Расширение объема и

уточнение зрительной

памяти.

Совершенствование

зрительного анализа и

синтеза.

Формирование логического мышления,

синтеза в пределах

предложения.

 Отработать четкость

слухового восприятия и слуховых представлений о звуках.

Взаимодействие зрительного, слухового, кинестетического

анализаторов.

Активизация

синтетических процессов

Совершенствование

устойчивости внимания,

зрительно-пространственного

анализа и синтеза,

зрительного мнезиса.

Развитие синтеза в пределах

контекста.

Знает свои сильные и слабые стороны

Знает свои ресурсы, приемы повышения самооценки

2.2.

19.02.2018

20.02.2018

21.02.2018

22.02.2018

Коррекция

мышления и

мыслительных

операций. Развитие

внутреннего плана

действий.

Ориентировка в помещении и на улице по словесной инструкции.

Моделирование расположения предметов в пространстве; вербализация пространственных отношений.

Развитие логического мышления.

Ориентировка на листе бумаги разного формата (тетрадный, альбомный, ватман) и по-разному расположенного (горизонтально, вертикально, под углом)

2.3.

23.02.2018

26.02.2018

27.02.2018

28.02.2018

Коррекция памяти.

Обучение приёмам

Запоминания.

Выделение и различение звуков

окружающей среды (стон, звон, гудение, жужжание). Дидактическая игра «Узнай на слух

Формирование чувства ритма. Игровые упражнения.

Дидактическая игра «Угадай по голосу (ребенок, взрослый, пожилой, измененный

голос ребенка)

Дидактическая игра «Кто и как голос

подает? (имитация крика животных)

2.4.

01.03.2018

02.03.2018

05.03.2018

06.03.2018

Коррекция восприятия.

Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (сравнение 2-3 предметных/сюжетных/картинок)

Нахождение «нелепиц» на картинках

Дидактическая игра «Лабиринт»

Профилактика зрения. Гимнастика для глаз.

2.5.

07.03.2018

12.03.2018

13.03.2018

14.03.2018

Релаксация -

Напряжение.

Сочетание движений и поз различных частей тела (по инструкции педагога);

вербализация поз и действий.

Воображаемые действия (вдеть нитку в иголку, подбросить мяч, наколоть дров, прополоскать бельё).

Тонкая дифференцировка предметов на ощупь по разным качествам и свойствам (выпуклый, вогнутый, колючий, деревянный, горячий)

Игра «Волшебный мешочек» (с мелкими предметами).

2.6.

15.03.2018

16.03.2018

19.03.2018

20.03.2018

Развитие рефлексивных навыков.

Длительность временных интервалов.

Дидактическая игра «Береги минуту».

Выполнение целенаправленных действий по трехзвенной инструкции педагога

(поворот направо - два шага вперед – один шаг назад); словесный отчет о

выполнении.

Графический диктант с усложненными заданиями.

3

Коррекция социальных и коммуникативных умений. "Среди людей", 20 часов

3.1.

21.03.2018

22.03.2018

23.03.2018

02.04.2018

Освоение приёмов

активного общения.

"Я и другие."

Вступление. Настрой на работу.

Упражнение "Ты мне нравишься"

Упражнение "ЗУМ"

Упражнение "Аппаратчики"

Упражнение "Здравствуй, ты

представляешь?"

 Подведение итогов, рефлексия.

Вступление. Настрой на работу.

Упражнение "Испорченный телефон"

Упражнение "Ищу друга"

Упражнение "Объятие"

Подведение итогов, рефлексия.

 Вступление. Настрой на работу.

Упражнение "Акулы, матросы"

Упражнение "Копна-горка-тропинка"

Упражнение "Пчёлы и змеи"

Упражнение "Ревущий мотор"

Подведение итогов, рефлексия.

Вступление. Настрой на работу.

Упражнение "Привет, привет"

Упражнение "Восточный рынок"

Упражнение "Упрямая сороконожка"

Подведение итогов, рефлексия.

Формирование навыков и умений общения с группой сверстников;

формирование позитивного

эмоционального отношения к себе;

переживание в группе и осознание прошлого

эмоционального опыта: получение новых эмоциональных

переживаний;

адекватное восприятие

обучающимися

действительности и самого себя;

адаптивность поведения обучающихся в соответствии

с ролевыми ожиданиями;

положительная мотивация на

сохранение и укрепление

своего здоровья,

формирование потребности в ЗОЖ;

 знает основные приёмы релаксации;

знает как ориентироваться в

эмоциональных  состояниях;

формирование адекватной

самооценки;

владеть своими чувствами;

принимать чувства другого

человека;

применять способы

саморегуляции на практике;

рефлексировать свое  эмоциональное состояние и  других.

     
3.2.

03.04.2018

04.04.2018

05.04.2018

Раскрытие качеств, необходимых для

активного общения.

"Какой я и какие

другие".

Вступление Настрой на работу.

Упражнение "Прошепчи имя на

ушко"

Упражнение "Интервью"

Упражнение "Что важно для меня"

Подведение итогов, рефлексия.

Вступление. Настрой на работу. Упражнение "Отдам тебе то, что есть у меня"

Упражнение "Хороший друг"

Упражнение "Биография друга"

Подведение итогов, рефлексия.

Вступление Настрой на работу. Упражнение "Все мы чем-то

похожи"

Упражнение "Никто из вас не знает, что я..."

Подведение итогов, рефлексия.

3.3.

06.04.2018

Знакомство с

принципами

хорошего слушания

"Я слушаю".

Вступление. Настрой на работу.

Упражнение "Вертушка"

Упражнение "Три беседы"

Упражнение "Резервуар"

Подведение итогов, рефлексия.

Вступление. Настрой на работу.

Упражнение "Холодный

психотерапевт"

Упражнение "Мои родители"

Упражнение "Экзамен"

Подведение итогов, рефлексия.

Вступление. Настрой на работу.

Упражнение "Правила хорошего

слушания"

Упражнение "Испорченный телефон"

Упражнение "Фигура"

Подведение итогов, рефлексия.

3.4.

09.04.2018

Расширение

представлений о

способах

самоанализа. "Какое

решение верно»?

Вступление. Настрой на работу.

Упражнение "Разыгрывание

ситуаций"

Упражнение "Встреча сказочных

героев"

Упражнение "Сказка наоборот"

Упражнение "Благородный

поступок"

Подведение итогов, рефлексия.

 Вступление. Настрой на работу.

Упражнение "Кто твой друг"

Упражнение "Волшебная лавка"

Упражнение "Объявление".

Подведение итогов, рефлексия.

3.5.

10.04.2018

Ищу друга!

Вступление. Настрой на работу.

Упражнения на тему «ищу друга».

Подведение итогов, рефлексия.

3.6.

11.04.2018

Обучение владению

     собой.

Вступление. Настрой на работу.

Упражнение "Рычи, лев, рычи, стучи,

поезд, стучи"

Упражнение "Ролевая гимнастика"

Вступление Настрой на работу.

Упражнение "Взаимоотношения"

Упражнение "Розовый куст"

Упражнение "Поза покоя"

Подведение итогов, рефлексия.

 Вступление. Настрой на работу.

Упражнение "Морские волны"

Упражнение "Чемодан"

Упражнение "Дыши и думай красиво"

Подведение итогов, рефлексия.

Вступление Настрой на работу.

Упражнение "Замри!"

Упражнение "Волшебное слово"

Подведение итогов, рефлексия.

3.7.

12.04.2018

Отстаивание своей

точки зрения и

аргументации. "Моё

мнение».

Вступление. Настрой на работу.

Упражнение "Голосуйте за меня"

Упражнение "Козлятушки -

ребятушки"

Упражнение "Отдать приказ"

Подведение итогов, рефлексия

3.8.

13.04.2018

«Учимся общаться".

Вступление. Настрой на работу.

Упражнение "Выбери остров"

Упражнение "Встреча"

Упражнение "Вездеходы"

Подведение итогов, рефлексия.

Вступление. Настрой на работу.

Упражнение "Ёжик"

Упражнение "Эхо"

Упражнение "Передача ритма"

Подведение итогов, рефлексия.

 Вступление. Настрой на работу.

Упражнение "А теперь я"

Упражнение "Бабочки"

Упражнение "Властелин кольца"

Подведение итогов, рефлексия.

Вступление. Настрой на работу.

Упражнение "Командный узел"

Упражнение "Давайте жить дружно"

Упражнение "Спиной к спине"

Подведение итогов, рефлексия.

  3.9.

16.04.2018

Устранение барьеров

общения. "Я + Ты"

Вступление. Настрой на работу.

Упражнение "Какие бывают улыбки"

Упражнение "Улыбнись другому"

Упражнение "Через стекло"

 Подведение итогов, рефлексия.

Вступление Настрой на работу.

Упражнение "Мне кажется, что ты..."

Упражнение "Окажи внимание

другому"

Упражнение "Попроси игрушку"

Упражнение "Конкурс хвастунов"

Подведение итогов, рефлексия.

3.10

17.04.2018

"Стили общения".

Вступление. Настрой на работу.

Упражнение "Бездомный заяц"

Упражнение "Мой хороший попугай"

Упражнение "Улыбнись-ка!"

Упражнение "Разыгрывание

ситуаций"

Подведение итогов, рефлексия.

Вступление Настрой на работу.

Упражнение "Обмен ролями"

Упражнение "Станем другими"

Упражнение "Кто есть кто?"

Упражнение "Как бы ты поступил?"

Упражнение "Серебряное копытце"

Подведение итогов, рефлексия.

3.11.

18.04.2018

Навыки совместной

Работы.

Коммуникативная игра "Путешествие на воздушном шаре".

3.12.

19.04.2018

Навыки совместной

работы.

Коммуникативная игра "Кораблекрушение"

3.13.

20.04.2018

Навыки совместной

работы.

Коммуникативная игра "Необитаемый остров"

3.13.

23.04.2018

Конфликты и

способы их

разрешения

Отработка навыков неконфликтного поведения.

4

     Коррекция поведения. "Познавая себя и других", 14 часов

4.1.

24.04.2018

"Я - это я!» Знаю ли я себя.

Формирование мотивации на познание самого себя.

Преодоления неадекватных

форм поведения;

 развития и закрепления новых форм поведения;

признавать собственные ошибки, переживать чувство неловкости, вины за свое агрессивное поведение;

 сочувствовать другим, своим сверстникам, взрослым и живому миру;

 выплескивать гнев в

приемлемой форме, а не физической агрессией;

 анализировать процесс и результаты познавательной

деятельности;

 работать самостоятельно в

парах, в группах;

применять на практике

правила общения;

предупреждать

эмоциональные конфликты;

управлять развитием

коммуникативной ситуации.

4.2.

25.04.2018

"Я и мои чувства".

Первоначальное представление о

специфике психики. Формирование

мотивации самопознания.

4.3.

26.04.2018

"Что такое доброта?".

Радость. Игротренинг "Возвращение

блудного попугая".

  4.4.

27.04.2018

"Добрым быть на

свете веселей".

Знания об основных составляющих Я - образа.

4.5.

03.05.2018

"Добрым быть

полезно".

Пантелеев «Трус», знания об основных составляющих Я - образа.

4.6.

04.05.2018

"Правда, ложь,

фантазия".

Знания об основных составляющих Я - образа.

4.7.

07.05.2018

"Учимся управлять

своими эмоциями"

Повторяем изученные эмоции.

Радость.

Страх/испуг.

Грусть/печаль.

Гнев. Злость.

Доброта.

4.8.

08.05.2018

"Я тебя понимаю".

Развитие чувства  эмпатии. Привет, как твои дела?

4.9.

10.05.2018

"Что такое

ДРУЖБА?».

Сказкотренинг "Возвращение

блудного попугая."

4.10.

11.05.2018

"Настоящий друг".

Сказкотерапия, видеотренинг.

Злость. Сказкотренинг"Беляночка и Розочка".

Доброта. "Самый маленький гном".

4.11.

14.05.2018

"Спокойствие».

Учимся правильно

дышать.

Динамическая и статическая координация,

пластичность и ловкость движений.

Быстрота и точность, одновременность

движений, Мимика, пантомимика.

4.12.

15.05.2018

"Индивидуальность.

Или чем я отличаюсь

от других".

Коррекция самооценки, снятие

напряжения в отношениях с другими.

Упражнение «Мусорное ведро»

4.13.

16.05.2018

"Я и Ты. Чем мы

похожи".

Повышение самооценкуи и значимости

учащегося в коллективе. Упражнение «Дневник побед»

4.14.

17.05.2018

"Поведение и

культура"

Научить детей внимательно относиться к себе, уважать и принимать себя.

Упражнение «Дневник побед».

5

     "Коррекция эмоционально-личностной сферы", 4 часа

5.1.

18.05.2018

"Я учусь владеть

собой". Основы

саморегуляции.

Снятие мышечного напряжения, Снятие негативных эмоций.

Выплескивать гнев в

приемлемой форме, а не

физической агрессией;

контролировать себя;

находить ошибки в работе и

самостоятельно их

исправлять.

Основы саморегуляции.

Имеет навыки владения

собой.

Владеет навыками контроля агрессии.

5.3.

21.05.2018

"Общение"

Обучение эффективным способам общения.

5.4.

22.05.2018

Застенчивость.

Формирование чувства доверия.

5.5.

23.05.2018

"Агрессию - под

Контроль!». Коммуникативность.

Снятие вербальной и невербальной

агрессии, выплескивание гнева

6

Итоговые исследования 5 часов

6.1.

24.05.2018

25.05.2018

28.05.2018

29.05.2018

30.05.2018

Методика определения уровня умственного развития

для младших подростков (ГИТ).

Задания на понимание инструкции, овладение навыками в области математики и русского языка, сходство и различия понятий, аналогии и символы.

Оценка

познавательных процессов,

интеллектуального развития, психо – эмоционального состояния,

личностных особенностей ребёнка

6.2.

Методика "Тулуз Пьерона."

Свойства внимания: концентрация, устойчивость, переключаемость, психомоторного темпа, волевой регуляции, динамики работоспособности

6.3.

Цветные прогрессивные матрицы  Равена.

Оценка уровня интеллекта по шкале умственных способностей.

6.4.

Методика «Исключение предметов» (Четвертый лишний)

Белопольская Н.Л.).

Понятия обобщения, исключения, выделение главного признака, вербализация ответов.

6.5.

Методика «Пиктограмма» (Лурия).

Типы памяти и преобладающий тип.

6.6.

«10 слов Лурия».

Объём слуховой памяти и отстроенного воспроизведения

6.7.

Методика "Рисунок

человека".

Когнитивные проблемы, эмоциональные особенности, сфера общения, сфера, социальных отношений, сексуальная сфера, признаки возможных психических патологий.

6.8.

Методика измерения самооценки Дембо-Рубинштейна.

Уровень самооценки.

6.9.

Тест Кеттелла 12PF / CPQ.

Составлении психологического портрета личности ребенка по факторам

6.10

Личностный опросник Айзенка EPI.

Изучение темперамента, уровня нейротизма ребёнка.

6.11

Диагностика структуры учебной мотивации школьника.

Познавательные, коммуникативные, эмоциональные, мотивы саморазвития,        позиция школьника,        мотивы достижения и внешние мотивы.

6.12.

Индивидуально-типологический детский опросник ИТДО.

Изучение темперамента, акцентуаций, тревожности.

Итого

170 часов

   
   


   



     

   

 

Учебно – методическое и материально- техническое обеспечение образовательного процесса

     

     ПЕРЕЧЕНЬ СРЕДСТВ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Аппаратные средства

  • Компьютер - универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видео -изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.
  • Принтер - позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.
  • Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами - клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения).

Не аппаратные средства (игры, специализированные приспособления)

  • Функционально-ориентированные игрушки и пособия (строительные конструкторы, плоские и объёмные геометрические фигуры, геометрическое лото, логические кубики, пазлы, машинка с эмоциями и т.д.).
  • Спортивные пособия и предметы (мячи разной величины).
  • Арсенал для техники АРТ-терапии (куклы, сюжетные картинки, журналы, вырезки, альбомные листы формата А 1, А 2, А 3, А 4, А 5, краски, гуашь, цветная бумага, кисти, баночки для воды, пластилин, восковые карандаши).
  • Игрушки разных материалов и размеров (пластмассовые, металлические, мягкие, картон и т.д.)
  • Тетради для творческих работ учащихся
  • Записи для релаксации и рисования: звуки природы, цветотерапия, инструментальная музыка, детские песни и т.д.

     

ЛИТЕРАТУРА

     

     1. Айхингер А., В. Холл "Психодрама в детской групповой терапии".М: ГЕНЕЗИС,

     2003

     2. Бабкина Н. В. Радость познания. - М.: 2000 г.

     3. Вагапова Д. X. "Риторика в интеллектуальных играх и тренингах". -М.: Цитадель,

     1999.

     4. Винник М. О. "Задержка психического развития". - Ростов - на -Дону: "ФЕНИКС",

     2007.

     5. Гунина Е. В. "Диагностика и коррекция мышления неуспевающих школьников". -

     КЛИО, 1997.

     6. Зинкевич - Евстигнеева Т. Д., Тихонова Е. А. "Проективная диагностика в

     сказкотерапии". - СПб "РЕЧЬ", 2003.

     7. Игры - обучение, тренинг, досуг...// Под ред. В. В. Петруссинского. В 4-х томах. - М.:

     Новая школа, 1994.

     8. Ильина М. В. "Чувствуем, позна.м, размышляем". - М.: АРКТИ, 2004.

     9. Истратова О. Н. "Практикум по детской психокоррекции: Игры, упражнения,

     техники". - Ростов-на-Дону "Феникс", 2008.

     10. Карелина И. О. "Эмоциональное развитие детей". - Ярославль: "Академия развития",

     2006.

     11. Кипнис М. "128 лучших игр и упражнений для любого тренинга. Как зарядить,

     оживить, настроить и сплотить группу". - М.: "aCT", СПб: Прайм - ЕВРОЗНАК, 2009.

     12. Козак О. Н. "Путешествие в страну игр". - СПб.: "Союз", 1997.

     13. Комплексная методика психомоторной коррекции. Под ред. А. В. Семенович, 1998 г.

     14. Кряжева Н. Л. "Мир детских эмоций". - Ярославль: "Академия развития", 2001.

     15. Леванова Е. А., Волошина А. Е. "Игра в тренинге. Возможности игрового

     взаимодействия". - ПИЕЕР, 2009 г.

     16. Локалова Р. П. "90 уроков психологического развития младших школьников". - М.:

     1995.

     17. Любимова Т. Е. "Учить не только мыслить, но и чувствовать". -Чебоксары: "КЛИО",

     1994.

     18. Никольская И. Л., Тигранова Л. И. "Гимнастика для ума" - М.: 1997

     19. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками //Под ред. Битяновой

     М. Р. - ПИЕЕР, 2002.

     20. Прутченков А. С. "Свет мой, зеркальце, скажи". - М.: Новая школа, 1996

     21. Ромашкова Е. И. "Игровые модели интеллектуального досуга в семье и школе". -

     Владимир, 1997.

     22. Руководство практического психолога: психологические программы развития

     личности в подростковом и старшем школьном возрасте //Под ред. И. В. Дубровиной. -

     М.: Академия, 1995.

     23. Семенович А. В. "Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод

     замещающего онтогенеза" - М.: ЕЕНЕЗИС, 2007 г.

     24. Семенченко П. М. "399 задач для развития реб.нка". - М.: 2000

     25. Фопелъ К. "Как научить детей сотрудничать" в 4-х томах. М.: ЕЕНЕЗИС, 2001.

     26. Цзен Н. В., Пахомов Ю. В. "Психотехнические игры и упражнения в спорте". - М:

     КЛАСС. 2001 г.

     27. Чистякова М. И. "Психогимнастика". - М: Просвещение, 1990

     28. Шмаков С, Безбородова Н. "От игры к самовоспитанию: сборник игр-коррекций". -

     М: Новая школа, 1993.