Программа "Уроки общения"
Целью программы "Уроки общения" является формирование коммуникативной компетентности подростков в процессе тренинговых занятий. В ходе занятий учащиеся учатся успешному взаимодействию, умению выстраивать отношения со сверстниками, работать в группе. Результат: расширение социального опыта, осознание и решение своих личных проблем, выработка адекватной самооценки и корректировка своего поведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uroki_obshcheniya.doc | 153.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №1» города Велижа Смоленской области
Рабочая программа внеурочной деятельности
по курсу «Уроки общения»
на 2017 – 2018
учебный год
Рабочую программу составила
педагог-психолог
Жбанова Ольга Григорьевна
г. Велиж
Пояснительная записка
Программа курса составлена на основании тренинга «Коммуникативная компетентность для младших школьников 10-11 лет» Бирюковой Н.В. и программы «Уроки общения для младших подростков» Слободяник Н.
Программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю.
Краткая характеристика курса
Данная программа является компонентом образовательного комплекса в области развития самосознания и самоконтроля, устранения искажений эмоционально реагирования и стереотипов поведения через взаимодействие подростков со сверстниками и взрослыми во время игровых упражнений, этических бесед, проигрывания моделирующих ситуаций.
Известно, что в младшем подростковом возрасте на первый план выходят проблемы общения и самопознания. В этот возрастной период происходит изменение условий обучения: дети переходят из начальной школы в среднюю, а это, как правило, сопровождается появлением разного рода трудностей. Для этого возраста характерно повышение тревожности, неуверенности, страхов. Программа поможет расширить социальный опыт, развить коммуникативную компетенцию пятиклассников, которая включает распознавание эмоциональных состояний и переживаний окружающих, умение выражать собственные эмоции вербальным и невербальным способом. Школьник должен владеет такими коммуникативными навыками как:
- умение сотрудничать,
- умение слушать и слышать,
- умение воспринимать и понимать информацию,
- говорить самому.
Развить сразу весь комплекс свойств, входящих в понятие «коммуникативная компетентность», невозможно. Это длительная, целенаправленная работа, и эпизодическое использование упражнений и интерактивных игр не принесет желаемого результата. Поэтому развивающие занятия должны составлять систему, позволяющую подростку лучше узнать себя, развить навык коммуникации, чувство собственного достоинства, повысить успешность, утвердить свои права в группе.
Актуальность программы
Актуальность программы определяется необходимостью формирования коммуникативной компетентности как одной из составляющих универсальных учебных действий. Уровень развития реальной коммуникативной компетентности школьников весьма различен, и в целом он далек от желаемого. В федеральных государственных образовательных стандартах общего образования эта сторона развития является одной из приоритетных.
Цель программы
Формирование коммуникативной компетентности подростков в процессе тренинговых занятий с использованием интерактивных игр.
Задачи
1. Научить учащихся успешному взаимодействию, умению выстраивать отношения со сверстниками, работать в группе.
2. Развивать коммуникативные способности, навыки эффективного общения.
3. Способствовать формированию уверенности в себе, чувства собственного достоинства, умения утверждать свои права в группе.
Формы работы
Занятия по форме напоминают тренинги: с помощью специальных упражнений и ролевых игр участники овладевают навыками эффективного общения.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности.
Личностные результаты:
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- этические чувства — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Метапредметные результаты:
-регулятивные:
• принимать и сохранять учебную задачу;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей
-познавательные
•осуществлять анализ объектов с выделением существенных
и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
- обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях, устанавливать аналогии.
-коммуникативные
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
- задавать вопросы;
- контролировать действия партнера;
- использовать речь для регуляции своего действия.
Предметные результаты:
Расширение социального опыта, осознание и решение своих личных проблем, выработка адекватной самооценки и корректировка своего поведения.
Учебно-тематический план программы.
№ | Тема занятия | Количество часов | Описание примерного содержания занятий | Перечень УУД обучающихся | |
теор. (мин.) | практ. (мин.) | ||||
Вводное занятие. | 15 | 30 | Игры, упражнения, творческие задания на создание положительного эмоционального настроя, осознанного отношения к своей личности, активизацию совместной деятельности, развитие умения работать в группе | Адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач, построение монологических высказываний. | |
Мы вместе. | 15 | 30 | Игры и упражнения, направленные на повышение позитивного настроя и сплочение группы, эмоциональное и мышечное расслабление, создание атмосферы единства, формирование коммуникативных навыков. | Адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач, построение монологических высказываний. | |
Зачем нужно знать себя? | 15 | 30 | Упражнения на развитие самопознания и рефлексии. | Формулировка собственного мнения и позиции. Мотивация на самопознание и самоизмерение. | |
Я глазами других. | 15 | 30 | Творческие задания, игры на формирование способности к самоанализу, развитие желания самосовершенствоваться, способности принимать друг друга. | Адекватное восприятие предложений и оценки окружающих. | |
Самооценка. | 15 | 30 | Методики, дискуссия, способствующие раскрытию понятия «Самоценность человеческого «Я», развитию самоанализа и самооценки, закреплению навыков групповой работы. | Ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей. | |
Мой мир. | 15 | 30 | Игры, упражнения на эмоциональное осознание своего поведения, развитие умения выражать свое эмоциональное состояние, умения активного слушания, поиска внутренних ресурсов, преодоление неуверенности, развитие произвольного контроля. Снижение напряжения, создание атмосферы единства.
| Оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области. | |
Работа с “Я-образом. | 15 | 30 | Упражнения, творческие задания на самораскрытие. Работа с образом “Я”. | Усвоение моральных ценностей «индивидуальность». Мотивация на самопознание и самоизмерение. Зачатки осознания своих достоинств и недостатков. | |
Что такое дружба? | 15 | 30 | Дискуссии о друге и дружбе, способствующие обдумыванию данных понятий. Упражнения на развитие доброжелательного отношения друг к другу, умения оказывать друг другу знаки внимания, чувства эмпатии. | Построение понятных для партнера высказываний. Эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им. Усвоение моральных ценностей «дружба». | |
Ищу друга. | 15 | 30 | Самораскрытие. | Усвоение моральных ценностей «настоящий друг». Расширение социального опыта. | |
Взаимное доверие. | 15 | 30 | Упражнения, игры, дискуссии на осознание необходимости доброго отношения друг к другу, развитие умения вступать в контакт с людьми и определять степень доверия к человеку. Формирование навыка коммуникации и сотрудничества. | Усвоение моральных ценностей «понимание друг друга». Эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им. | |
Общение. | 15 | 30 | Игры и упражнения на развитие эффективной коммуникации, групповой сплоченности; осознание того, что помогает, а что мешает каждому в общении с другими людьми. . | Допущение возможности существования у людей различных точек зрения, ориентация на позицию партнера в общении и взаимодействии. | |
Общение (невербальные и вербальные формы). | 15 | 30 | Игры и упражнения, способствующие развитию навыка невербального общения, умения в корректной форме критиковать взрослых и сверстников, отстаивать свои права, не оскорбляя окружающих; выявление слов, характерных для позитивной, агрессивной и пассивной позиции при общении. | Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. Осуществление анализа ситуаций. Учет разных мнений. | |
Сотрудничество в группе. | 15 | 30 | Учить взаимодействовать в паре, уметь договариваться, находить общий язык, отстаивать свое мнение. Активизировать совместную деятельность в малых группах, развивать умение точно согласовывать друг с другом действия | Учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве. Эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества. | |
Как ладить с людьми? | 15 | 30 | Игры на сохранение равновесия, повышение уверенности в себе, обучение настраиваться друг на друга в общении. | Учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве. | |
Чувства. | 15 | 30 | Игры, развивающие умение чувствовать себя и окружающую действительность, понимать свое окружение, выражать свое эмоциональное состояние. | Устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений. Мотивация на самопознание и самоизмерение. | |
Мои внутренние друзья и мои внутренние враги. | 15 | 30 | Знакомство учащихся с эмоциями. | Мотивация на самопознание и самоизмерение. Осознание и решение своих личных проблем. | |
Мои чувства и настроение других людей. | 15 | 30 | Игры и упражнения, направленные на формирование умения чувствовать состояние других людей, способствующие возникновению ощущения принадлежности к группе, уважительного климата, чувства доверия друг к другу, эмоциональной близости. Развитие фантазии, воображения, дружелюбия. | Допущение возможности существования у людей различных точек зрения, ориентация на позицию партнера в общении и взаимодействии. Эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им. | |
Оказание и принятие помощи. | 15 | 30 | Игры на развитие умения оказывать и принимать помощь, относиться друг к другу с теплотой и пониманием. | Эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества. | |
Как правильно высказывать просьбу? | 15 | 30 | Формирование умения высказывать просьбу, принимать согласие или отказ от ее выполнения, умение отвечать отказом на просьбу. | Расширение социального опыта. Осуществление анализа ситуаций. | |
Все люди разные и этим интересны друг другу. | 15 | 30 | Подведение к пониманию того, что все люди разные и достойны уважения. Формирование представления о чувстве собственного достоинства. | Формулировка собственного мнения и позиции. Усвоение моральных ценностей «индивидуальность». | |
Мы все чем-то похожи. | 15 | 30 | Чувственное восприятие партнера по общению. | Учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве. | |
Чувство собственного достоинства | 15 | 30 | Понятие «обратной связи». Анализ событий, повышающих и понижающих чувство собственного достоинства. | Ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей. Формулировка собственного мнения и позиции. | |
Путь доверия. | 15 | 30 | Развитие чувства близости, чувства безопасности, умения сопереживать. | Усвоение моральных ценностей «доверие». Эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им. | |
Агрессия и гнев. | 15 | 30 | Способность посмотреть на явление с разных точек зрения. Анализ своей агрессии через игру, соизмерение своих сил. Навыки конструктивного поведения. | Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. | |
Управление агрессией и гневом. | 15 | 30 | Корректное высказывание своего недовольства поведением другого человека, возможность для получения обратной связи. Управление агрессией через игру и позитивное движение. | Формулировка собственного мнения и позиции. Оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям. | |
Выражение своих чувств без агрессии и конфликта. | 15 | 30 | Корректное высказывание своих претензий обидчику. Использование агрессивной энергии в игре. Анализ собственного агрессивного поведения и исследование чужого агрессивного поведения. | ||
Конструктивное разрешение конфликтов. | 15 | 30 | Решение проблемы путем переговоров. Навыки поведения в проблемной ситуации. | Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. | |
Барьеры в общении, искажение информации. | 15 | 30 | Представление о вербальных барьерах общения. | Устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений. Расширение социального опыта. | |
Обиды. | 15 | 30 | Понятие «обида». Способы борьбы с обидой. | Осознание актуальных желаний и мотивов поведения. | |
Ярмарка достоинств. | 15 | 30 | Навыки самоанализа. | Стремление к совершенствованию своих способностей. Адекватное восприятие предложений и оценки окружающих. | |
Состояние успеха. | 15 | 30 | Зафиксировать состояние успеха, учить привлекать успех. Повышение уверенности в себе. | Сформированная мотивация достижения результата. Мотивация на самопознание и самоизмерение. | |
Сделай себя счастливей. | 15 | 30 | Поиск ресурсов, снятие внутренних зажимов. Создание позитивного настроя, сплочение группы. | Мотивация на самопознание и самоизмерение. Эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества. | |
Моя страна. | 15 | 30 | Поиск внутренних ресурсов. | ||
Итоговое. Материк группы. | 15 | 30 | Развитие социальных и коммуникативных умений, навыков сотрудничества. Сплочение группы, развитие доверия. | Учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве. Эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества. Эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им. |
Содержание программы
Тема 1. Вводное занятие. -1час
1.Приветствие. Игра «Приветствие».
2.Упражнение «Презентация».
3. Творческая работа «Моя визитка».
4. Обсуждение и принятие правил поведения в группе.
5. Игра «Иголочка и ниточка».
6. Рефлексия.
Тема 2. Мы вместе. - 1 час
1. Приветствие. «Я люблю, я не люблю».
2. «Таблички с именами».
3. «Молекулы».
4. «Три товарища».
5. «Гордиев узел».
6. Рефлексия.
Тема 3. Зачем нужно знать себя? - 1 час
1. Приветствие. Упражнение «Цвет настроения».
2. Упражнение «Я рад общаться с тобой».
3. «Кто я? Какой я?»
4. Упражнение «Горячий стул».
5. Ладошки.
6. Рефлексия.
Тема 4. Я глазами других. - 1 час
1. Приветствие. Методика «Твое имя».
2. «Мне нравится в тебе…»
3. Перекати мяч.
4. Игра «Ассоциации».
5. Продолжи предложение.
6. Рефлексия.
Тема 5. Самооценка. - 1 час
- Приветствие. Имя + хорошее качество.
- Угадай, чей голосок?
- Методика «Самооценка».
- Дискуссия «Самое-самое».
- Методика «Моя вселенная».
6. Рефлексия.
Тема 6. Мой мир. - 1 час
- Приветствие. Подари улыбку.
- Зеркало.
- Клеевой дождик.
- Я люблю.
- Я самый.
- Рефлексия.
Тема 7. Работа с “Я-образом. - 1 час
- Приветствие. Настроение - погода.
- Узкий мост.
- 10 Я.
- Хорошо или плохо.
- Место, где я себя прекрасно чувствую.
- Рефлексия.
Тема 8. Что такое дружба? - 1 час
- Приветствие. Творческое упражнение «Ритуал приветствия».
- Игра: «Мне нравится, что ты...».
- Упражнение «Закончи предложение: «Друг - это...».
- Игра «Плохое настроение».
- Беседа о друге и дружбе.
- Творческая работа «Портрет друга».
- Игра «Путешествие на плоту дружбы».
- Рефлексия.
Тема 9. Ищу друга. - 1 час
- Приветствие. Какие люди мне нравятся?
- Закончи предложение.
- Объявление «Ищу друга».
- Игра «Отдам то, что есть у меня».
- Релаксация – “Путешествие” (Школьный психолог, № 15/2006 г. , стр. 23).
- Рефлексия.
Тема 10. Взаимное доверие. - 1 час
- Приветствие. Упражнение «Приветствие».
- Игра «Листок за спиной».
- Определение доверия.
- Упражнение на снятие мышечного напряжения.
- Игра «Иди ко мне».
- Медитация на доверие.
- Рефлексия.
Тема 11. Общение. - 1 час
- Приветствие. Игра «Молекулы».
- Упражнение «Разговор начистоту».
- Игра «пум-пум-пум».
- Упражнение «Путешествие на облаке».
- Игра «Волшебная палочка».
- Игра «Интервью».
- Рефлексия.
Тема 12. Общение (невербальные и вербальные формы). - 1 час
- Приветствие. Игра «Солнце светит для тех, кто».
- Упражнение «Футболка с надписью».
- Упражнение «Сила слова».
- Упражнение «Любимые вещи».
- Игра «Слишком много говоришь!»
- Игра «Настроение».
- Рефлексия.
Тема 13. Сотрудничество в группе. - 1 час
- Приветствие. Игра «Необычный привет».
- Игра «Зеркало».
- Упражнение «Семь предпосылок».
- Игра «Распускающийся бутон».
- Игра «Конфета в бутылке».
- Рефлексия
Тема 14. Как ладить с людьми? - 1 час
- Приветствие.
- Игра «Командная аэробика».
- Медитация «Волшебные туфли».
- Игра «Равновесие».
- Игра «маленький начальник».
- Рефлексия.
Тема 15. Чувства. - 1 час
- Приветствие. Песня – танец «Если весело живется, делай так…»
- Игра «Орфей и Эвридика».
- Игра «Многоликость чувств».
- Игра «Благодарность».
- Рефлексия.
Тема 16. Мои внутренние друзья и мои внутренние враги. - 1 час
- Приветствие. Моё настроение.
- Обсуждение понятия «эмоции».
- Игра «Угадай эмоцию».
- Игра «Назови эмоцию».
- Игра «Изобрази эмоцию».
- Упражнение «Поставь балл эмоции».
- Рефлексия.
Тема 17. Мои чувства и настроение других людей. - 1 час
- Приветствие. Упражнение «Приветствие».
- Игра «Перевоплощения».
- Игра «Передай эмоцию».
- Упражнение «Массаж в кругу».
- Упражнение «Посылай хорошие чувства».
- Игра «Накопительные комплименты».
- Игра «Я и мой сосед».
- Рефлексия.
Тема 18. Оказание и принятие помощи. - 1 час
- Приветствие. Игра «Комплименты».
- Игра «Архипелаг».
- Игра «Массаж постукиванием».
- Игра «Рисуем по подсказке».
- Медитация «Сверхновая звезда».
- Рефлексия.
Тема 19. Как правильно высказывать просьбу? - 1 час
- Приветствие.
- Упражнение «Чемпионат».
- Игра «Новый круг».
- Игра «Передай маску».
- Рефлексия.
Тема 20. Все люди разные и этим интересны друг другу. - 1 час
- Приветствие «Добрый день, шалом, салют!»
- Упражнение «Хвалить или ругать?»
- Упражнение «Я не такой, как все, и все мы разные».
- Упражнение «Мой портрет в лучах солнца».
- Рефлексия.
Тема 21. Мы все чем-то похожи. - 1 час
1. Приветствие «мы все чем-то похожи».
2. Игра «Прикосновение».
3. Игра «Монстр».
4. Игра «Сколько нас?»
5. Игра «Абстрактные картинки».
6. Рефлексия.
Тема 22. Чувство собственного достоинства. - 1 час
- Приветствие «Кроссворд».
- Разговор «Обратная связь».
- Упражнение «Скульптура».
- Упражнение «События».
- Рефлексия.
Тема 23. Путь доверия. - 1 час
- «Приветствие».
- «Надписи на футболке».
- «Слепой и поводырь».
- «Кошки-мышки».
- Релаксация – «Поделись с ближним» (К. Фопель “Как научить детей сотрудничать?” кн. 2 стр. 122)
- Рефлексия.
Тема 24. Агрессия и гнев. - 1 час
- Приветствие.
- Упражнение «Спустить пар».
- Игра «Толкалочки».
- Игра «Прогноз погоды».
- Рефлексия.
Тема 25. Управление агрессией и гневом. - 1 час
- Приветствие.
- Упражнение «Превращение злости».
- Портрет агрессивного человека.
- Хорошо или плохо быть агрессивным.
- «Толкалки».
- «Ворвись в круг».
- Рефлексия.
Тема 26. Выражение своих чувств без агрессии и конфликта. - 1 час
- Приветствие.
- Игра «Камешек в ботинке».
- Упражнение «Рубка дров».
- Медитация «Довольный - сердитый».
- Упражнение «Агрессивное поведение».
- Рефлексия.
Тема 27. Конструктивное разрешение конфликтов. - 1 час
- Приветствие «Что в нем нового».
- Игра «Сладкая проблема».
- Визуализация «Любовь и злость».
- Упражнение «Коробка переживаний».
- «Прогноз погоды».
- Рефлексия.
Тема 28. Барьеры в общении, искажение информации. - 1 час
- Приветствие.
- Обсуждение «Люди становятся одиноки, если вместо мостов, они строят стены».
- Вербальные барьеры общения.
- Разыгрывание ситуаций.
- Рефлексия.
Тема 29. Обиды. - 1 час
- «Я обижаюсь, когда...»
- Понятие «обида».
- Рисуем обиду.
- Обсуждение.
- Рефлексия.
Тема 30. Ярмарка достоинств. - 1 час
1. Приветствие «Рукопожатие».
2. Игра «Ярмарка достоинств».
3. Упражнение «Вверх по радуге».
4. Игра «Абстрактные картинки».
5. Рефлексия.
Тема 31. Состояние успеха. - 1 час
- Приветствие.
- Упражнение «Стряхни».
- Визуализация «Круг силы».
- Упражнение «Без ложной скромности».
- «Твое лучшее качество».
- Рефлексия.
Тема 32. Сделай себя счастливей. - 1 час
- Приветствие.
- «Мне нравится, что ты…»
- «Распускающийся бутон».
- «Волшебный стул».
- «Театр».
- «Общий рисунок».
- Рефлексия.
Тема 33. Моя страна. - 1 час
- Приветствие.
- «Живой алфавит».
- «А я еду, а я рядом…»
- Моя страна.
- Рефлексия.
Тема 34. Материк группы. - 1 час
- Приветствие.
- Моя страна (завершение работы).
- Презентация.
- Создание материка группы.
- Рефлексия.
Методическое обеспечение программы
1. Пособия
- Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе. - М.: «Сфера», 1999.
- Руководство “Семья и дети в антинаркотических программах профилактики, коррекции, реабилитации” под редакцией д. м. наук Н. В. Вострокнутова. - М.: «Вариант», 2003. - 240 с
- Слободяник Н. Уроки общения для младших подростков // «Школьный психолог», № 13 2002.
2. Интернет ресурсы
- http://psy.1september.ru/article.php?ID=200201306
- http://festival.1september.ru/articles/414900/
- http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2011/08/04/trening-formirovaniya-kommunikativnoy
3. Оборудование
Цветные карандаши, листы бумаги, ватман, мяч, тетради, ручки, небольшие листочки бумаги для записей, плакат со схематичным изображением эмоций, карточки с заданиями, бланки с названиями эмоций, бланки тестов, аудиозаписи.