Программа "Ручная работа"
Целью программы является развитие личностного и творческого потенциала ребенка посредством декоративно-прикладной деятельности, основанной на использование различных технологий обработки материалов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_ruchnaya_rabota.docx | 79.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №1» города Велижа Смоленской области
Рабочая программа внеурочной деятельности
по курсу «Ручная работа»
на 2017 – 2018
учебный год
Рабочую программу составила
педагог-психолог
Жбанова Ольга Григорьевна
г. Велиж
- Пояснительная записка
«Детское сердце чутко к призыву
творить красоту…
Важно только, чтобы за
призывами следовал труд».
Б.Н.Сухомлинский
Нормативной базой для разработки программы являются:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 года №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
- Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в школе. Минобразование России от 11.06.2002 № 30-15-43316;
- Приложение к Письму Минобразования России от 11.06.2002 № 30-15-433/16;
- Основная образовательная программа Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа №1» города Велижа Смоленской области;
- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Образовательная программа «Ручная работа» предназначена для детей младшего школьного возраста (8-11 лет) и рассчитана на 3 года. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа (всего 68 часов в год).
Актуальность программы обусловлена следующими факторами:
- Целью современного образования, которая заключается в воспитании и развитии личности ребёнка. Важное направление в развитии личности - нравственно-эстетическое воспитание. Оно включает в себя формирование ценностных эстетических ориентиров, эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности.
- Особенностью современной ситуации, когда очень остро стоит вопрос занятости детей, умение организовать свой досуг. Как помочь ребенку занять с пользой своё свободное время, дать возможность открыть себя наиболее полно? Как создать условия для динамики творческого роста и поддержать пытливое стремление ребенка узнать мир во всех его ярких красках и проявлениях? Именно эти вопросы поможет решить программа « Ручная работа». В процессе обучения по данной программе ребенку дается возможность самостоятельно открывать для себя волшебный мир творчества, постичь структуру, свойства различных материалов (природных, бумажных, текстильных, нетканых и т.д.), насладиться палитрой цветовых гамм, сочетанием комбинаций различных форм, величин.
- Возрастными психологическими особенностями младшего школьника. Ребёнок в этом возрасте осваивает новый вид деятельности - учебный. Для его успешного освоения необходимо интенсивное развитие психических процессов и зрительно-моторной координации. Занятия в объединении помогают развить мелкие мышцы кистей рук, сенсомоторику, а также оказывают и психотерапевтическое воздействие: способствуют сокращению перегрузки детей.
Основные отличия образовательной программы « Ручная работа» от аналогичных или смежных по профилю деятельности программ:
- практико-ориентированная направленность программы. Данная программа не только дает ребенку представление о технологическом процессе как совокупности применяемых при изготовлении какой-либо продукции процессов, правил, навыков, предъявляемых к технической документации требований, но и показывает, как использовать эти знания в разных сферах учебной и внеучебной деятельности (при поиске информации, освоении новых знаний, выполнении практических заданий);
- комплексный подход к содержанию, объединение нескольких видов декоративно-прикладного искусства (аппликация, моделирование, оригами, шитьё и т.д.);
- опережающее знакомство с первоначальными знаниями по черчению, геометрии, математике;
- включение в содержание элементов национально-регионального компонента;
- использование технологий дифференцированного обучения;
- наличие оценочно-результативного блока, позволяющего оценить эффективность программы, уровень личностного развития ребёнка.
Целью программы является развитие личностного и творческого потенциала ребенка посредством декоративно-прикладной деятельности, основанной на использование различных технологий обработки материалов.
Достижению поставленной цели способствует выполнение ряда поставленных задач:
- Развитие личностных качеств (активности, инициативности, воли, любознательности), интеллекта (внимания, памяти, восприятия, образного мышления, речи), духовно – нравственных качеств личности, максимальное развитие творческих способностей, индивидуальности детей.
- Формирование общих представлений о мире, созданном умом и руками человека, об истории деятельностного освоения мира, о взаимосвязи человека с природой в процессе знакомства с закономерностями преобразовательной, проектной деятельности человека.
- Воспитание экологически разумного отношения к природным ресурсам, умения видеть положительные и отрицательные стороны технического прогресса, уважения к людям труда и культурному наследию.
- Овладение детьми элементарными обобщёнными технико - технологическими, организационно – экономическими знаниями.
- Расширение и обогащение личного жизненно – практического опыта учащихся, их представлений о профессиональной деятельности людей в различных областях культуры, о роли техники в жизни человека.
- Выявление и содействие развитию эстетического вкуса и творческих способностей каждого ребенка путём создание условий, способствующих успешности каждого ребёнка, в соответствии с его возможностями.
Данная программа имеет следующую структуру:
- Пояснительная записка____________________________________стр. 2-5
- Общая характеристика учебного курса «Ручная работа»________стр. 6-7
- Основные требования к знаниям и умениям учащихся__________стр.8-9
- Формы контроля и оценки результатов________________________стр.10
- Диагностика образовательных результатов _________________стр.11-15
- Содержание курса «Ручная работа» 1год обучения__________ стр. 16-17
- Содержание курса «Ручная работа» 2год обучения__________ стр. 18-19
- Содержание курса «Ручная работа» 3год обучения____________ стр. 20
- Тематическое планирование «Ручная работа» 1год обучения______________________________________________стр.21-23
- Тематическое планирование «Ручная работа» 2год обучения______________________________________________стр.24-25
- Тематическое планирование «Ручная работа» 3год обучения______________________________________________стр.26-27
- Описание материально – технического обеспечения______________________________________________стр.28
- Список используемой литературы_________________________стр.30-31
2. Общая характеристика учебного процесса
Структура программы представлена тремя этапами, соответствующими логике освоения художественно-творческой деятельности и совпадающими с годами обучения. Каждый этап предусматривает занятия по 4 основным разделам:
- Работа с природными материалами.
- Работа с бумажными материалами.
- Работа с текстильными материалами.
- Работа с разнообразным (нетканым, бросовым) материалом.
1 этап (1 год обучения) - знакомство с материалом, правилами работы; организация рабочего места; освоение отдельных простейших трудовых процессов, знакомство с простейшими технологическими картами.
2 этап (2 год обучения) - повторение и закрепление полученных ранее знаний, введение элементов самостоятельной деятельности как во время практических работ по изготовлению того или иного изделия, так и при анализе трудового задания, его планирования, организации, контроля трудовой деятельности, т.е. на занятии создаются условия, позволяющие детям (под руководством учителя) самостоятельно творчески искать пути решения поставленной перед ними задачи; усложнение при работе со схемами, технологическими картами.
3 этап (3 год обучения) - повышение требований к самостоятельному применению знаний, полученных ранее; доведение до уровня привычки правила никогда не приступать к резанию, сгибанию, прокалыванию и другим операциям, без предварительного выполнения разметки материала; самостоятельное создание и выполнение творческих заданий, проектов.
Образовательная программа имеет следующие особенности:
- теоретический материал тесно связан с практическим его применением и преподаётся с опорой на опыт учащихся;
- в течение всего курса осуществляется интегрированная связь с черчением, геометрией, изобразительной деятельностью, математикой;
- при проведении учебных занятий активно используются технологии дифференцированного, игрового обучения. Широкое использование таблиц поэтапного изготовления изделия, карточек с индивидуальными, творческими заданиями даёт возможность ученику подобрать индивидуальный темп выполнения работы. Использование игровых заданий, ребусов, головоломок повышает мотивацию детей к занятиям, развивает познавательную активность;
- в программу включены уроки-эксперименты, где в роли помощника или руководителя выступают сами ребята. Экспериментаторская работа, заключающаяся в поиске различных технологий изготовления заданного изделия (3 год обучения) как во время занятий, так и вне занятий (домашнее задание).
3. Основные требования к знаниям и умениям учащихся
К концу первого года обучения дети должны | |
Знать (теория) | Уметь (практика) |
Правила безопасности труда при работе с колющими и режущими инструментами, с клеем. | Соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены. |
Название и назначение различных материалов (листья и семена растений, бумага, картон, нитки, пластилин, проволока, фольга, пуговицы, вата, яичная скорлупа, ткань, бусины, пайетки, бисер и т.д.); | Экономно размечать материал с помощью шаблонов. |
Название и назначение ручных инструментов (ножницы, карандаш, линейка, кисточка, игла, дырокол, степлер, ножницы и т.д.) | Соблюдать правила пользования инструментами – ножницами, карандашом, линейкой, иглой, дыроколом, степлером. |
Способы сборки изделия (клеевое, ниточное, проволочное, винтовое и другие виды соединения). | Уметь выполнять следующие операции:
|
Знать простейшие условные обозначения, используемые в схемах и таблицах | Уметь пользоваться таблицами поэтапного изготовления изделий |
Знать неподвижный и подвижный способы соединения деталей и соединительные материалы (неподвижный – клейстер (клей) и нитки, подвижный – проволока, нитки, тонкая веревочка). | Уметь самостоятельно организовывать рабочее место в соответствии с особенностями используемого материала и поддерживать порядок на нем во время работы. |
К концу второго года обучения дети должны | |
Знать | Уметь |
Название ручных инструментов, материалов, приспособлений, предусмотренных программой. | Правильно пользоваться ручными инструментами. |
Правила безопасности труда при работе с ручными инструментами. | Соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены. |
Правила разметки и контроль по шаблонам, линейке, угольнику. | Организовывать рабочее место и поддерживать на нем порядок во время работы. |
Способы обработки различных видов бумаги и картона, предусмотренных программой. | Бережно относиться к инструментам и материалам. |
Экономно размечать материал с помощью шаблонов, линейке и угольника. | |
Самостоятельно изготавливать по образцу простейшие виды изделий (аналогичные изделиям, предусмотренным программой), по эскизу. | |
К концу третьего года обучения дети должны | |
Знать | Уметь |
Названия изученных инструментов, их назначение. | Правильно использовать их в работе. |
Правила безопасности труда и личной гигиены, правила планирования и организации труда. | Строго их соблюдать |
Способы и приемы обработки различных видов бумаги и картона, предусмотренные программой. | Самостоятельно планировать и организовывать свой труд. |
С помощью учителя выполнять разметку с опорой на чертеж по линейке, угольнику. | Самостоятельно изготавливать изделие (по рисунку, эскизу, замыслу). |
Выполнять подвижное соединение деталей с помощью проволоки, ниток (№ 10), тонкой веревочки. | Экономно использовать материалы. |
Выполнять отделки в соответствии с особенностями декоративных орнаментов разных народов России (растительный, геометрический и другой орнамент); | |
Контролировать правильность выполнения работы. |
- Формы контроля и оценки результатов
Сроки | Виды деятельности | Формы контроля и оценки результатов |
1 год обучения | ||
Первое полугодие | Приобретение знаний, умений, навыков при работе: с листовыми и объёмными растительными природными материалами, бумажными материалами. | Выполнение самостоятельной работы по заданным образцам. Фронтальный опрос и использование индивидуальных карточек. |
Второе полугодие | Получение знаний и приобретение навыков при работе с текстильными и неткаными текстильными материалами. | Беседа, в ходе которой происходит коллективное обсуждение, сравнение, анализ работ, принимающих участие в итоговой выставке. Участие в итоговой выставке за год. |
2 год обучения | ||
Первое полугодие | Продолжение знакомства с технологией изготовления поделок из природного и бумажного материала. | Выполнение изделий для выставочного и методического фонда. Демонстрация лучших работ на родительском собрании. |
Второе полугодие | Закрепление знаний, умений, навыков при изготовлении поделок из текстильных материалов, бросового материала. | Выполнение самостоятельной работы по эскизам. Участие в итоговой выставке за учебный год. |
3 год обучения | ||
Первое полугодие | Отшлифовка полученных знаний, умений и навыков, полученных ранее. | Самооценка и самоконтроль. Изготовление изделий по замыслам и эскизам самих учащихся. |
Второе полугодие | Освоение новых приемов изготовления изделий. Изготовление изделий, основой которых являются «сложные» базовые формы. Закрепление ЗУН чтения и выполнения чертежей. | Зачет теоретических знаний. Участие в итоговой выставке за учебный год. |
- Диагностика образовательных результатов
1 год обучения
I. Овладение основными знаниями, умениями, навыками.
Высокий уровень:
- Ребенок знает, как выполнять и выполняет операции, предусмотренные программой.
- Экономно использует материалы.
- Без особых затруднений ребенок способен изготовить «бумажную массу» и вылепить изделие по шаблону.
- Точно соблюдает правила безопасности труда и личной гигиены.
Средний уровень:
- Ребенок знает, как выполнять операции, предусмотренные программой, но при их непосредственном выполнении совершает незначительные ошибки.
- Недостаточно экономно размечает материал с помощью шаблонов и трафаретов.
- Испытывает некоторые затруднения при вырезании деталей округлой и овальной формы.
Низкий уровень:
- Ребенок знает, как выполнять операции, предусмотренные программой, но при их непосредственном выполнении испытывает трудности и нуждается в помощи учителя.
- Неэкономно расходует рабочий материал.
- Не может без помощи и руководства учителя вырезать детали округлой формы.
II. Самостоятельность, внимание.
Высокий уровень:
- Ребенок в состоянии правильно самостоятельно воспроизвести операцию, предлагаемую учителем.
- С помощью наводящих вопросов учителя может провести анализ своих ошибок, найти пути их устранения.
- Ребенок способен сконцентрировать свое внимание настолько, чтобы понимать излагаемую учителем информацию и выполнять то, что от него требуют, преобладает произвольное внимание.
Средний уровень:
- Операция выполняется самостоятельно, но допускаются незначительные ошибки.
- С помощью учителя находит ошибки, может предложить пути их устранения.
- Преобладает произвольное внимание, усидчивость, но иногда отвлекается.
Низкий уровень:
- Операция выполняется только под постоянным руководством учителя.
- Затрудняется в выявлении и исправлении своих ошибок.
- Отвлекается, неусидчивый, невнимательный.
III. Развитие сенсорики (цвет, форма, размер).
Высокий уровень:
- Ребенок правильно понимает пропорции, пространственное положение, форму, цвет.
- Правильно понимает ритм, гармоничность цветовых решений.
Средний уровень:
- Ребенок испытывает небольшие затруднения при соблюдении пропорций, формы, пространственного положения.
- Недостаточно четко понимает и передает зрительное равновесие форм и цвета.
Низкий уровень:
- Ребенок не может правильно (без помощи учителя) самостоятельно воспроизвести форму, точно соблюсти пропорции.
- Испытывает большие затруднения при выборе цвета.
Второй год обучения
- Овладение основными знаниями, умениями, навыками работы.
Высокий уровень:
- Ребенок знает и выполняет все операции и технологические процессы, предусмотренные программой 1-го года обучения.
- Экономно размечает материал с помощью линейки.
Средний уровень:
- Испытывает некоторые затруднения при разметке материала линейкой.
- Иногда требуется помощь учителя при выполнении «базовых форм» и чтении схем.
- Требуется незначительная помощь при выполнении матирования.
Низкий уровень:
- Испытывает серьезные затруднения при разметки материала линейкой.
- Требуется регулярная помощь в выполнении «базовых форм» и чтении схем.
- Нуждается в помощи учителя или товарищей.
II. Самоконтроль.
Высокий уровень:
- Ребенок самостоятельно планирует организацию своего рабочего места, правильно выполняет технологические операции, в состоянии выполнить работу (изделие) по эскизу, таблице, схеме.
- Может самостоятельно выявлять ошибки.
Средний уровень:
- Ребенок испытывает небольшие затруднения при организации своего рабочего места и при выполнении технологических операций.
- Может самостоятельно выявлять ошибки, но испытывает затруднение при определении причин их возникновения.
Низкий уровень:
- Совершает ошибки при организации своего рабочего места и при выполнении технологических операций.
- Затрудняется самостоятельно выявлять свои ошибки и проводить их анализ.
III. Развитие сенсорики (цвет, форма, размер).
Высокий уровень:
- Ребенок правильно понимает конструктивное строение, объем, положение, форму, цвет.
- Правильно понимает гармоничность цветовых решений.
Средний уровень:
- Испытывает некоторые затруднения при соблюдении пропорций.
Низкий уровень:
- Ребенок не может правильно (без помощи учителя или других учащихся) воспроизвести форму и соблюсти при этом пропорции.
- Испытывает особые затруднения при передаче равновесия форм и цвета.
Третий год обучения
I. Овладение основными знаниями, умениями, навыками обработки картона и бумаги.
Высокий уровень:
- Используя полученные знания, умения, навыки, учащийся выполняет изделия по эскизам и схемам руководителя, а так же по своим собственным.
Средний уровень:
- Не испытывает никаких затруднений при выполнении технологических операций, предусмотренных программой.
- Нуждается в незначительной помощи при выполнении изделий по эскизам и схемам.
Низкий уровень:
- Совершает незначительные ошибки при выполнении технологических операций.
- Нуждается в помощи руководителя или других учащихся в изготовлении работ (изделий).
I I. Самоконтроль.
Высокий уровень:
- Ребенок самостоятельно планирует и организует свой труд, самостоятельно выполняет операции.
- Контролирует свою работу, как на этапе выполнения, так и после ее окончания.
- Самоконтроль ребенка не ограничивается лишь констатацией факта наличия допущенных ошибок, но ребенок находит причины их возникновения и вовремя определяет способы их устранения.
Средний уровень:
- Не всегда самостоятельно планирует свой труд, нуждается в помощи учителя или товарищей в выборе технологических операций.
- Недостаточно четко осуществляет контроль, испытывает некоторые затруднения на этапах планирования и выполнения или после окончания работы.
- В состоянии обнаружить ошибку, но испытывает затруднение при своевременной ее ликвидации.
Низкий уровень:
- Регулярно совершает незначительные ошибки, планируя свой труд.
- Вызывают затруднения этапы планирования и выполнения.
- Затрудняется при выборе способа ликвидации обнаруженной ошибки и причине ее появления (возникновения).
III. Развитие сенсорики:
Высокий уровень:
- Ребенок правильно понимает и грамотно передает пропорции, конструктивное строение, объем, форму, цвет и т.д.
- Правильно понимает ритм, гармоничность цветовых решений (отношений).
Средний уровень:
- Совершает незначительные ошибки при передаче цвета, цветовых отношений.
Низкий уровень:
- Наблюдаются грубые ошибки при передаче пропорций, формы.
- Нечетко понимает гармоничность цветовых отношений.
- Содержание курса «Ручная работа» 1-го года обучения (2 кл)
№ | Тема | Кол - во часов | Содержание | ||
Теор. | Практ. | ||||
1 | Вводное занятие | 1 | Правила техники безопасности. Цель и задачи. | ||
1 | - | ||||
Природные материалы | 11 | ||||
2,5 | 8,5 | ||||
2 | Листовые и объёмные растительные природные материалы. | 3 | Правила сортировки и первичной обработки листовых и объёмных растительных природных материалов. Закладка собранного материала на хранение, сортировка его по видам и размерам. Выполнение работы методом трафаретной печати с использованием природных материалов. | ||
0,5 | 2,5 | ||||
3 | Аппликация с использованием природных материалов. | 3 | Выполнение аппликации с использованием природных материалов. Приёмы подготовки материалов к работе, общие и особенные свойства природного листа. Выкройка на глаз из засушенного листа деталей заданной формы. | ||
0,5 | 2,5 | ||||
4 | Изготовление объёмных игрушек из природного материала по образцу. | 5 | Соединение объёмных природных материалов путём склеивания. Способы изменения формы и вида объёмных материалов. Изготовление кормушки для птиц из семян и круп. Изготовление куклы из природного материала лыка. | ||
1,5 | 3,5 | ||||
Бумажные материалы | 9 | ||||
3,5 | 5,5 | ||||
5 | Аппликация из бумаги | 4 | История бумаги. Свойства материала. Связь приемов обработки с этими свойствами. Вырезание узоров, фигур, в том числе и симметричное вырезывание, с предварительным нанесением контура. Технологические процессы изготовления аппликации на бумаге: эскиз, цветовое решение, перенос изображения на цветную бумагу, составление композиции на фоне, склеивание. Выполнение аппликации по образцу; выбор заготовки с учётом свойств и размеров изделия; экономная разметка заготовки, резание ножницами по контуру. | ||
1 | 3 | ||||
6 | Гофрированная бумага. | 1 | Свойства и технологические приёмы работы с гофрированной бумагой. Выполнение мозаики из гофрированной бумаги путём заполнения всего контура элементами, вырезанными из бумаги или полученными путём обрывания. | ||
0,5 | 0,5 | ||||
7 | Плоскостное моделирование. | 2 | Техника выполнения аппликации из геометрических фигур. Понятие о симметрии. Мозаика из частей квадрата, прямоугольника и ромба. Продолжение работ по созданию аппликации из геометрических фигур. | ||
1 | 1 | ||||
8 | Бумажная пластика | 2 | Создание художественных образов в технике бумажной пластики с использованием различных приемов обработки бумаги. | ||
1 | 1 | ||||
Текстильные материалы | 5 | ||||
2 | 3 | ||||
9 | Плоскостная аппликация из ткани на бумажной основе. | 2 | Классификация тканей по признакам: волокну, переплетению нитей, назначению, способам отделки. Подбор ткани и ниток с учетом их свойств и размеров; разметка и раскрой ткани; определение припуска на швы. Ниточное соединение деталей; соединение деталей ручными швами. Декоративное оформление изделия накладными деталями из бумаги, вышивкой, фурнитурой. | ||
0,5 | 1,5 | ||||
10 | Плоскостные игрушки. | 2 | Знакомство с особенностями искусственного меха. Технология изготовления плоскостных игрушек. Склеивание картона, раскрой меха, приклеивание меха на картон. Оформление плоскостной игрушки. | ||
1 | 1 | ||||
11 | Уход за одеждой. | 1 | История возникновения иглы, булавки, пуговицы. Способы пришивания пуговицы с 4-мя отверстиями. | ||
0,5 | 0,5 | ||||
Нетканые текстильные материалы | 3 | ||||
1,5 | 1,5 | ||||
12 | Флисовые салфетки | 3 | Свойства, технология изготовления сувенира из флисовых салфеток. | ||
1,5 | 1,5 | ||||
Тематические композиции из разных материалов | 5 | Повторение и закрепление полученных знаний и навыков. | |||
1,5 | 3,5 | ||||
Итого | 34 | ||||
12 | 22 |
- Содержание курса «Ручная работа» 2-го года обучения (3 кл)
№ | Тема | Кол - во часов | Содержание | ||
Теор. | Практ. | ||||
1 | Вводное занятие | 1 | Правила техники безопасности. Цель и задачи. | ||
1 | - | ||||
Природные материалы | 16 | ||||
4 | 12 | ||||
2 | Семена, семечки, зёрна, крупы. Макаронные изделия. | 6 | Изготовление панно с использованием семян, семечек, зёрен, круп. Изготовление поделок с использованием макаронных изделий. | ||
2 | 4 | ||||
4 | Аппликация из соломки. | 13 | Техника выполнения аппликации из соломки. Изготовление закладки и панно методом аппликации. | ||
2.5 | 10,5 | ||||
Бумажные материалы | 4 | ||||
1 | 3 | ||||
8 | Объёмное моделирование. Оригами. | 2 | Техника выполнения оригами, условные обозначения при оригами. Создание художественных образов в технике бумажной пластики с использованием различных приемов обработки бумаги. | ||
0,5 | 2,5 | ||||
9 | Бумажная пластика | 2 | Создание художественных образов в технике бумажной пластики с использованием различных приемов обработки бумаги. Раскладные открытки. | ||
0,5 | 1,5 | ||||
Текстильные материалы | 7 | ||||
1,5 | 5,5 | ||||
10 | Плоскостная аппликация из ткани на бумажной основе. | 1 | Подбор ткани и ниток с учетом их свойств и размеров; разметка и раскрой ткани; определение припуска на швы; резание ножницами по линиям разметки; ниточное соединение деталей; соединение деталей ручными швами, соединение деталей ручными швами. | ||
0,5 | 0,5 | ||||
11 | Бисер | 4 | Приёмы работы с бисером. Изготовление изделий из бисера с использованием проволоки. | ||
1 | 3 | ||||
13 | Уход за одеждой. | 2 | Общее представление об истории костюма, национальных традициях и особенностях одежды. Мелкий ремонт одежды и предметов быта с использованием текстильных материалов. | ||
1 | 1 | ||||
Бросовый материал | 2 | ||||
1 | 1 | ||||
13 | Флисовые салфетки | 2 | Нетканые текстильные материалы. Технология изготовления и свойства. Изготовление сувенира из флисовых салфеток. | ||
1 | 1 | ||||
14 | Тематические композиции из разных материалов. | 1 | Повторение и закрепление полученных знаний и навыков. | ||
0,5 | 0,5 | ||||
Итого | 34 | ||||
9 | 25 |
- Содержание курса «Ручная работа» 3-го года обучения (4 кл)
№ | Тема | Кол - во часов | Содержание | ||
Теор. | Практ. | ||||
1 | Вводное занятие | 1 | Правила техники безопасности. Цель и задачи. | ||
1 | - | ||||
Природные материалы | 8 | ||||
2 | 6 | ||||
2 | Флористика Коллаж | 3 | Изготовление гербарной папки. Изготовление панно с использованием природного материала. | ||
1 | 2 | ||||
3 | Аппликация из бересты | 5 | Техника выполнения аппликации из бересты. Изготовление панно методом аппликации. | ||
1 | 4 | ||||
Бумажные материалы | 10 | ||||
2,5 | 7,5 | ||||
4 | Квиллинг | 4 | Основные элементы, материалы, инструменты и приспособления. Техника. | ||
1 | 3 | ||||
5 | Торцевание | 4 | Материалы, инструменты и приспособления. Техника торцевания. | ||
1 | 3 | ||||
6 | Подарочная упаковка | 2 | Теория подарка. Подарки в традициях разных стран. Как правильно принимать подарки. Упаковка подарка. Способы завязывания бантов. Букеты из конфет. | ||
0,5 | 1,5 | ||||
Текстильные материалы | 11 | ||||
2.5 | 8.5 | ||||
7 | Изготовление игольницы «шляпка». | 2 | Текстильные материалы. Свойства. Технология изготовления сувенира. | ||
0,5 | 1,5 | ||||
8 | Изготовление ангела из текстильных материалов. | 2 | Комбинированная игрушка. Свойства различных материалов. Технология изготовления. Способы декорирования. | ||
0,5 | 1,5 | ||||
9 | Русская народная текстильная игрушка. Изготовление музыкальной игрушки. | 6 | Знакомство и изготовление русской народной текстильной игрушки. Технологии изготовления музыкальных игрушек. | ||
1,5 | 5,5 | ||||
Бросовый материал | 2 | ||||
1 | 1 | ||||
13 | Флисовые салфетки | 2 | Нетканые текстильные материалы. Технология изготовления и свойства. Изготовление сувенира из флисовых салфеток. | ||
1 | 1 | ||||
Тематические композиции из разных материалов | 2 | Повторение и закрепление полученных знаний и навыков. | |||
0,5 | 0,5 | ||||
Итого | 34 | ||||
7 | 24 |
- Календарно-тематическое планирование по курсу «Ручная работа» 1-го года обучения
на 2017-2018 уч. год. (2 класс)
№ п/п | Тема | Количество часов | Дата | Примечание |
1 | Вводное занятие. Правила техники безопасности, ПДД, ППБ. Цель и задачи объединения. Режим работы. План занятий. | 1 | 06.09.2017 07.09.2017 08.09.2017 | |
2 | Сбор природного материала. | 1 | 13.09.2017 14.09.2017 15.09.2017 | |
3 | Правила сортировки и первичной обработки листовых и объёмных растительных природных материалов. Закладка собранного материала на хранение, рассортировывая его по видам и размерам. | 1 | 20.09.2017 21.09.2017 22.09.2017 | |
4 | Выполнение работы методом трафаретной печати с использованием природных материалов. | 1 | 27.09.2017 28.09.2017 29.09.2017 | |
5 | Выполнение аппликации с использованием природных материалов. Приёмы подготовки материалов к работе, общие и особенные свойства природного листа. Выкройка на глаз из засушенного листа деталей заданной формы. | 1 | 04.10.2017 05.10.2017 06.10.2017 | |
6 | Продолжение работ по выполнению аппликации из природных материалов. | 1 | 11.10.2017 12.10.2017 13.10.2017 | |
7 | Окончание работ по выполнению аппликации из природных материалов. | 1 | 18.10.2017 19.10.2017 20.10.2017 | |
8 | Изготовление объёмных игрушек из природного материала по образцу. Подбор материала. | 1 | 25.10.2017 26.10.2017 27.10.2017 | |
9 | Соединение объёмных природных материалов путём склеивания. По необходимости изменение формы и вида объёмных материалов. | 1 | 01.11.2017 02.11.2017 03.11.2017 | |
10 | Изготовление кормушки для птиц из семян и круп. | 1 | 15.11.2017 16.11.2017 17.11.2017 | |
11 | Изготовление куклы из природного материала лыка. | 1 | 22.11.2017 23.11.2017 24.11.2017 | |
12 | История бумаги. Свойства материалов. Связь приемов обработки с этими свойствами. Техника преобразования бумаги в новый вид поделочного материала путем ее размачивания. Вырезание узоров, фигур, в том числе и симметричное вырезывание, с предварительным нанесением контура. Повторение и закрепление полученных знаний и навыков. | 1 | 29.11.2017 30.11.2017 01.12.2017 | |
13 | Технологические процессы изготовления аппликации на бумаге: эскиз, цветовое решение, перенос изображения на цветную бумагу, составление композиции на фоне, склеивание. Выбор темы аппликации для работы (из предложенных образцов сюжетных рисунков). Выбор заготовки с учётом свойств и размеров изделия; экономная разметка заготовки, резание ножницами по контуру. | 1 | 06.12.2017 07.12.2017 08.12.2017 | |
14 | Самостоятельное изготовление шаблонов, составление композиции, выполнение аппликации. | 1 | 13.12.2017 14.12.2017 15.12.2017 | |
15 | Окончание работ по выполнению аппликации. | 1 | 20.12.2017 21.12.2017 22.12.2017 | |
16 | Гофрированная бумага. Свойства и технологические приёмы работы с гофрированной бумагой. Выполнение мозаики из гофрированной бумаги путём заполнения всего контура элементами, вырезанными из бумаги или полученными путём обрывания. Окончание работ по выполнению мозаики из гофрированной бумаги. | 1 | 27.12.2017 28.12.2017 29.12.2017 | |
17 | Изготовление объёмных цветов из гофрированной бумаги. | 1 | 11.01.2018 12.01.2018 | |
18 | Плоскостное моделирование. Техника выполнения аппликации из геометрических фигур. Понятие о симметрии. Мозаика из частей квадрата, прямоугольника и ромба. | 1 | 17.01.2018 18.01.2018 19.01.2018 | |
19 | Продолжение работ по созданию аппликации из геометрических фигур. | 1 | 24.01.2018 25.01.2018 26.01.2018 | |
20 | Создание художественных образов в технике бумажной пластики с использованием различных приемов обработки бумаги. | 1 | 31.01.2018 01.02.2018 02.02.2018 | |
21 | Продолжение работ по созданию образов в технике бумажной пластики с использованием различных приемов обработки бумаги. | 1 | 07.02.2018 08.02.2018 09.02.2018 | |
22 | Плоская аппликация из ткани на бумажной основе. Классификация тканей по признакам: волокну, переплетению нитей, назначению, способам отделки. Подбор ткани и ниток с учетом их свойств и размеров; разметка и раскрой ткани; определение припуска на швы. | 1 | 14.02.2018 15.02.2018 16.02.2018 | |
23 | Ниточное соединение деталей; соединение деталей ручными швами. Декоративное оформление изделия накладными деталями из бумаги, вышивкой, фурнитурой. | 1 | 21.02.2018 22.02.2018 23.02.2018 | |
24 | Знакомство с особенностями искусственного меха. Технология изготовления плоскостных игрушек. Склеивание картона, раскрой меха, приклеивание меха на картон. | 1 | 28.02.2018 01.03.2018 02.03.2018 | |
25 | Оформление плоскостной игрушки. | 1 | 14.03.2018 15.03.2018 16.03.2018 | |
26 | История возникновения иглы, булавки, пуговицы. Мелкий ремонт одежды и предметов быта с использованием текстильных материалов. | 1 | 21.03.2018 22.03.2018 23.03.2018 | |
27 | Способы пришивания пуговицы с 4-мя отверстиями. | 1 | 04.04.2018 05.04.2018 06.04.2018 | |
28 | Нетканые текстильные материалы. Технология изготовления и свойства. | 1 | 11.04.2018 12.04.2018 13.04.2018 | |
29 | Изготовление цветов из флисовых салфеток. | 1 | 18.04.2018 19.04.2018 20.04.2018 | |
30 | Изготовление панно из флисовых цветочков. | 1 | 25.04.2018 26.04.2018 27.04.2018 | |
31 | Изготовление композиции из разных материалов. | 1 | 03.05.2018 04.05.2018 | |
32 | Выбор композиции, подбор материала. | 1 | 10.05.2018 11.05.2018 | |
33 | Окончание работ по изготовлению композиции. | 1 | 16.05.2018 17.05.2018 18.05.2018 | |
34 | Изготовление поделок для участия в выставках, конкурсах. | 1 | 23.05.2018 24.05.2018 25.05.2018 | |
Итого | 34 |
- Календарно-тематическое планирование по курсу «Ручная работа» 2-го года обучения
на 2017-2018 уч. год. (3 класс)
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата | Примечание |
1 | Вводное занятие. Правила техники безопасности, ПДД, ППБ. Цель и задачи объединения. Режим работы. План занятий. | 1 | 04.09.2017 06.09.2017 08.09.2017 | |
2 | Изготовление панно с использованием семян, семечек, зёрен, круп. Вырезание орнамента. Составление композиции. | 1 | 11.09.2017 13.09.2017 15.09.2017 | |
3 | Выкладывание и приклеивание семян, семечек, зёрен по контуру орнамента. | 1 | 18.09.2017 20.09.2017 22.09.2017 | |
4 | Продолжение работ по изготовлению контура орнамента. | 1 | 25.09.2017 27.09.2017 29.09.2017 | |
5 | Продолжение работ по изготовлению панно. Засыпка отдельных элементов панно. | 1 | 02.10.2017 04.10.2017 06.10.2017 | |
6 | Окончание работ по изготовлению панно. Изготовление рамки для панно. Покрытие панно клеем ПВА. | 1 | 09.10.2017 11.10.2017 13.10.2017 | |
7 | Изготовление поделок с использованием макаронных изделий. | 1 | 16.10.2017 18.10.2017 20.10.2017 | |
8 | Аппликация из соломки. Техника выполнения аппликации из соломки. Презентация. | 1 | 23.10.2017 25.10.2017 27.10.2017 | |
9 | Подготовка соломки. | 1 | 30.10.2017 01.11.2017 03.11.2017 | |
10 | Приклеивание соломинок на кальку. | 1 | 13.11.2017 15.11.2017 17.11.2017 | |
11 | Подбор рисунка для аппликации. | 1 | 20.11.2017 22.11.2017 24.11.2017 | |
12 | Выполнение закладки методом аппликации. | 1 | 27.11.2017 29.11.2017 01.12.2017 | |
13 | Окончание работ по выполнению аппликации. | 1 | 04.12.2017 06.12.2017 08.12.2017 | |
14 | Изготовление панно из соломки методом аппликации. Подготовка материала. | 1 | 11.12.2017 13.12.2017 15.12.2017 | |
15 | Приклеивание соломинок на кальку. | 1 | 18.12.2017 20.12.2017 22.12.2017 | |
16 | Подбор рисунка для аппликации. Составление композиции. | 1 | 25.12.2017 27.12.2017 29.12.2017 | |
17 | Вырезание деталей аппликации. | 1 | 08.01.2018 10.01.2018 12.01.2018 | |
18 | Приклеивание деталей аппликации. | 1 | 15.01.2018 17.01.2018 19.01.2018 | |
19 | Продолжение работ по изготовлению панно. | 1 | 22.01.2018 24.01.2018 26.01.2018 | |
20 | Окончание работ по выполнению панно. | 1 | 29.01.2018 31.02.2018 02.02.2018 | |
21 | Объёмное моделирование. Оригами. Техника выполнения оригами, условные обозначения при оригами. | 1 | 05.02.2018 07.02.2018 09.02.2018 | |
22 | Изготовление поделки в технике оригами. | 1 | 12.02.2018 14.02.2018 16.02.2018 | |
23 | Создание художественных образов в технике бумажной пластики с использованием различных приемов обработки бумаги. | 1 | 19.02.2018 21.02.2018 23.02.2018 | |
24 | Продолжение работ по созданию образов в технике бумажной пластики с использованием различных приемов обработки бумаги. Раскладные открытки. | 1 | 26.02.2018 28.02.2018 02.03.2018 | |
25 | Окончание работ по изготовлению раскладной открытки. | 1 | 05.03.2018 07.03.2018 | |
26 | Плоскостная аппликация из ткани на бумажной основе. Классификация тканей по признакам: волокну, переплетению нитей, назначению, способам отделки. Подбор ткани и ниток с учетом их свойств и размеров; разметка и раскрой ткани. Подбор ткани. | 1 | 12.03.2018 14.03.2018 16.03.2018 | |
27 | Продолжение работ по изготовлению плоскостной аппликации из ткани на бумажной основе. | 1 | 19.03.2018 21.03.2018 23.03.2018 | |
28 | Приёмы работы с бисером. Изготовление сувенира из бисера с использованием проволоки «ангел» | 1 | 02.04.2018 04.04.2018 06.04.2018 | |
29 | Продолжение работ по изготовлению сувенира из бисера с использованием проволоки «ангел». | 1 | 09.04.2018 11.04.2018 13.04.2018 | |
30 | Представление об истории костюма, национальных традициях и особенностях одежды. Конструктивные элементы одежды. Презентация. | 1 | 16.04.2018 18.04.2018 20.04.2018 | |
31 | Виды текстильных материалов, их назначение и использование. Уход за одеждой. | 1 | 23.04.2018 25.04.2018 27.04.2018 | |
32 | Нетканые текстильные материалы. Технология изготовления и свойства. Изготовление цветов на палочке из флисовых салфеток. | 1 | 04.05.2018 07.05.2018 11.05.2018 | |
33 | Декорирование цветов пайетками. | 1 | 14.05.2018 16.05.2018 18.05.2018 | |
34 | Тематические композиции из разных материалов. Комбинирование в одной работе различных материалов (бумага, ткань, природный материал) и способов соединения. | 1 | 21.05.2018 23.05.2018 25.05.2018 | |
Итого | 34 |
- Календарно-тематическое планирование по курсу «Ручная работа» 3-го года обучения
на 2017-2018 уч. год. (4 класс)
№п/п | Тема | Кол-во часов | Дата | Примечания |
1 | Вводное занятие. Правила техники безопасности, ПДД, ППБ. Цель и задачи объединения. Режим работы. План занятий. | 1 | 04.09.2018 05.09.2017 08.09.2017 | |
2 | Флористика. Сбор природного материала Изготовление гербарной папки. | 1 | 11.09.2017 12.09.2017 15.09.2017 | |
3 | Правила сортировки и первичной обработки листовых и объёмных растительных природных материалов. Закладка растений на хранение. | 1 | 18.09.2017 19.09.2017 22.09.2017 | |
4 | Изготовление цветов с использованием семян, зёрен, круп. | 1 | 25.09.2017 26.09.2017 29.09.2017 | |
5 | Изготовление коллажа из природного материала. | 1 | 02.10.2017 03.10.2017 06.10.2017 | |
6 | Продолжение работ по созданию коллажа. | 1 | 09.10.2017 10.10.2017 13.10.2017 | |
7 | Окончание работ по созданию коллажа. | 1 | 16.10.2017 17.10.2017 20.10.2017 | |
8 | Аппликация из бересты. Техника выполнения аппликации из бересты. | 1 | 23.10.2017 24.10.2017 27.10.2017 | |
9 | Подготовка бересты. | 1 | 30.10.2017 31.11.2017 03.11.2017 | |
10 | Подбор рисунка для аппликации. Составление композиции. | 1 | 13.11.2017 14.11.2017 17.11.2017 | |
11 | Продолжение работ по изготовлению панно. Вырезание деталей аппликации. | 1 | 20.11.2017 21.11.2017 24.11.2017 | |
12 | Продолжение работ по изготовлению панно. Приклеивание деталей аппликации. | 1 | 27.11.2017 28.11.2017 01.12.2017 | |
13 | Продолжение работ по изготовлению панно. Прорисовка тушью. | 1 | 04.12.2017 05.12.2017 08.12.2017 | |
14 | Продолжение работ по изготовлению панно. Покрытие отдельных элементов лаком. | 1 | 11.12.2017 12.12.2017 15.12.2017 | |
15 | Окончание работ по выполнению панно из бересты. | 1 | 18.12.2017 19.12.2017 22.12.2017 | |
16 | Квиллинг. История возникновения и развития искусства бумагокручения. Материалы, инструменты и приспособления. Техника квиллинга. Основные элементы квиллинга. | 1 | 25.12.2017 26.12.2017 29.12.2017 | |
17 | Изготовление основных элементов квиллинга (плотная спираль, свободная спираль, открытая спираль, капля, изогнутая капля, глаз, лист, полукруг, изогнутый полукруг, стрела, завиток, треугольник, квадрат, утиная лапка). | 1 | 08.01.2018 09.01.2018 12.01.2018 | |
18 | Изготовление коллективного панно «Рябина». | 1 | 15.01.2018 16.01.2018 19.01.2018 | |
19 | Технология изготовления цветов. Изготовление махровых цветов. Изготовление панно «Цветы». | 1 | 22.01.2018 23.01.2018 26.01.2018 | |
20 | Торцевание. Материалы, инструменты и приспособления. Техника торцевания. | 1 | 29.01.2018 30.02.2018 02.02.2018 | |
21 | Самостоятельный выбор рисунка для торцевания. Выполнение мозаики в технике торцевания. | 1 | 05.02.2018 06.02.2018 09.02.2018 | |
22 | Окончание работ над мозаикой в технике торцевания. | 1 | 12.02.2018 13.02.2018 16.02.2018 | |
23 | Подарочная упаковка. Теория подарка. Подарки в традициях разных стран. Как правильно принимать подарки. Упаковка подарка. Способы завязывания бантов. Букеты из конфет. Изготовление и упаковка подарка. | 1 | 19.02.2018 20.02.2018 23.02.2018 | |
24 | Текстильные материалы. Виды текстильных материалов, их назначение и использование. Изготовление игольницы «шляпка». | 1 | 26.02.2018 27.03.2018 02.03.2018 | |
25 | Декорирование игольницы с использованием текстильных материалов. | 1 | 05.03.2018 06.03.2018 | |
26 | Изготовление ангела из текстильных материалов. | 1 | 12.03.2018 13.03.2018 16.03.2018 | |
27 | Окончание работ по изготовлению ангела. | 1 | 19.03.2018 20.03.2018 23.03.2018 | |
28 | Русская народная игрушка. «Птица счастья» | 1 | 02.04.2018 03.04.2018 06.04.2018 | |
29 | Изготовление народной игрушки «Зайчик на пальчик» | 1 | 09.04.2018 10.04.2018 13.04.2018 | |
30 | Изготовление народной игрушки «Вепская кукла», «Пеленашка» | 1 | 16.04.2018 17.04.2018 20.04.2018 | |
31 | Изготовление музыкальной игрушки. | 1 | 23.04.2018 24.04.2018 27.04.2018 | |
32 | Флисовые салфетки. Нетканые текстильные материалы. Технология изготовления и свойства. Изготовление цветов, декорирование пайетками. Изготовление панно из флисовых цветочков. | 1 | 04.05.2018 05.05.2018 11.05.2018 | |
33 | Изготовление сувениров из флисовых салфеток (колокольчик). | 1 | 14.05.2018 15.05.2018 18.05.2018 | |
34 | Тематические композиции из различных материалов. | 1 | 21.05.2018 22.05.2018 25.05.2018 | |
Итого |
- Материально – техническое обеспечение
№ п\п | Наименование | Количество (шт.) |
1. | Ножницы | 10 |
2. | Карандаш простой | 10 |
3. | Линейка | 10 |
4. | Клей – карандаш | 10 |
5. | Клей ПВА | 10 |
6. | Клей «Момент» | 2 |
7. | Цветная бумага | 10 наборов |
8. | Цветной картон | 10 наборов |
9. | Газеты | 20 |
10. | Туалетная бумага (салфетки) | 20 рулонов |
11. | Салфетки флисовые | 10 упаковок |
12. | Проволока | 10 метров |
13. | Нитки, ленточки, тесьма | |
14. | ДВП | 1 лист |
15. | Лак | 1 банка |
16. | Краски акриловые | 1 набор |
17. | Контуры | 2 набора |
18. | Клеенка | 10 |
19. | Тазики (емкости) | 5 |
20. | Ведра | 2 |
21. | Баночки, бутылки, коробки, диски и др., бросовой материал |
13.Список используемой литературы
- Гончарова Т. А. Рукоделие.– М.: Вече, 1998;
- Гусакова А. М. Рукоделие в начальных классах: Кн. Для учителя по внеклассной работе. - М.: Просвещение, 1985;
- Кузнецов И.Н. Современный этикет. – М.: Дашков и К 0 , 2006;
- Бич Р. Оригами. \\ Большая иллюстрированная энциклопедия. - М.: Эксмо, 2005;
- Браницкий Г.А. \\ Рукоделие. Стильный интерьер своими руками. Картины из ниток. – М., Минск.: ООО «Издательство АСТ Харвест», 2005;
- Гончар В. В. Кристаллы. \\ Бумажная планета. Супер альбомы для моделирования и аппликации.– МФТИ.: Аллегро – пресс, 1994;
- Гуляева В. Додонова Е. Синяя птица. \\Самоделки. – М.: Совместное издание СП « СТФ – ЮС» и полиграфической фабрики « Малыш», 1991;
- Дафтер Хелен Фантазии из шёлковых ленточек \\ картины, одежда, аксессуары.- М.: Ищдательская группа «КОНТЭНТ», 2007;
- Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги. \\Умелые руки – Ярославль.: академия развития, 2006;
- Долженко Г.И. 100 оригами. \\Умелые руки - Ярославль.: Академия развития, 2006;
- Кожохина С.К. Батик. \\Всё о картинах на ткани.- Ярославль: Академия развития, 2006;
- Матюхина Ю.А., Медведева О.П. Папье-маше. \\Нехитрая наука бумажных шедевров.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2007;
- Михайлова И. Лепим из солёного теста.- М.: Эксмо, 2004;
- Нина Соколова-Кубай Узоры из бумаги. \\Белорусская выцинанка.- Тверь: культура и традиции, 2006;
- Романовская А.Л., Чезлов Е.М. Забавные поделки крупные и мелкие.- Москва – Минск - АСТ – Харвест, 2007;
- Рудник Т.Ф. Волшебная страна Оригами. \\Фантазии из бумаги. Мир вашего ребёнка -
- Столярова А.М. 34 куклы. \\ Культура и традиции, 2004;
- Цамуталина Е.Е. 100 поделок из ненужных вещей. \\Умелые руки.- Ярославль.: Академия развития, 2002;
- Черныш Игорь. Удивительная бумага\\ Основы художественного ремесла. - М.:АСТ – ПРЕСС, 1998;
- Чудин А. В. Цветы. \\ Бумажная планета. Супер альбомы для моделирования и аппликации. – МФТИ.: Аллегро – пресс, 1995;
- Муханова И.Ю. Лоскутные узоры. \\ Новые возможности. - М.: ОЛМА – ПРЕСС, 2002;
- Журналы: «Пуговка», «Цветная ниточка», «Делаем сами», «Коллекция идей».