Программа "Ручная работа"

Ольга Григорьевна Жбанова

Целью программы является развитие личностного и  творческого потенциала ребенка посредством декоративно-прикладной деятельности, основанной на использование различных технологий обработки материалов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_ruchnaya_rabota.docx79.4 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №1» города Велижа Смоленской области

Рабочая программа внеурочной деятельности

по курсу «Ручная работа»

на 2017 – 2018

учебный год

Рабочую программу составила

педагог-психолог

Жбанова Ольга Григорьевна

г. Велиж

  1. Пояснительная записка

«Детское сердце чутко к призыву

          творить красоту…                                                

  Важно только, чтобы за                                                          

призывами следовал труд».

Б.Н.Сухомлинский

Нормативной базой для разработки программы являются:

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 года №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
  • Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в школе. Минобразование России от 11.06.2002 № 30-15-43316;
  • Приложение к Письму Минобразования России от 11.06.2002 № 30-15-433/16;
  • Основная образовательная программа Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа №1» города Велижа Смоленской области;
  • Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Образовательная программа «Ручная работа» предназначена для детей младшего школьного возраста (8-11 лет) и рассчитана на 3 года. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа (всего 68 часов в год).

Актуальность программы обусловлена следующими факторами:

  1. Целью современного образования, которая заключается в воспитании и развитии личности ребёнка. Важное направление в развитии личности - нравственно-эстетическое воспитание. Оно включает в себя формирование ценностных эстетических ориентиров, эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности.
  2. Особенностью современной ситуации, когда очень остро стоит вопрос занятости детей, умение организовать свой досуг. Как помочь ребенку занять с пользой своё свободное время, дать возможность открыть себя наиболее полно? Как создать условия для динамики творческого роста и поддержать пытливое стремление ребенка узнать мир во всех его ярких красках и проявлениях? Именно эти вопросы поможет решить программа « Ручная работа».  В процессе обучения по данной программе ребенку дается возможность самостоятельно открывать для  себя волшебный мир творчества, постичь структуру, свойства различных материалов (природных, бумажных, текстильных, нетканых и т.д.), насладиться палитрой цветовых гамм, сочетанием комбинаций различных форм, величин.
  3. Возрастными психологическими особенностями младшего школьника. Ребёнок в этом возрасте осваивает новый вид деятельности - учебный. Для его успешного освоения необходимо интенсивное развитие психических  процессов и зрительно-моторной координации. Занятия в объединении помогают  развить  мелкие мышцы кистей рук, сенсомоторику, а также оказывают и психотерапевтическое воздействие:  способствуют сокращению перегрузки детей.

Основные отличия образовательной программы « Ручная работа»  от аналогичных или смежных по профилю деятельности программ:

  • практико-ориентированная направленность программы. Данная программа  не только дает ребенку представление о технологическом процессе как совокупности применяемых при изготовлении какой-либо  продукции процессов, правил, навыков, предъявляемых к технической документации требований, но и показывает, как использовать эти знания в разных сферах учебной и внеучебной деятельности (при поиске информации, освоении новых знаний, выполнении практических заданий);
  • комплексный подход к содержанию, объединение нескольких видов декоративно-прикладного искусства (аппликация, моделирование, оригами, шитьё и т.д.);
  • опережающее знакомство с первоначальными знаниями по черчению, геометрии, математике;
  • включение в содержание элементов национально-регионального компонента;
  • использование технологий дифференцированного обучения;
  • наличие оценочно-результативного блока, позволяющего оценить эффективность программы, уровень личностного развития ребёнка.

Целью программы является развитие личностного и  творческого потенциала ребенка посредством декоративно-прикладной деятельности, основанной на использование различных технологий обработки материалов.

Достижению поставленной цели способствует выполнение ряда поставленных задач:

  1. Развитие личностных качеств (активности, инициативности, воли, любознательности), интеллекта (внимания, памяти, восприятия, образного мышления, речи), духовно – нравственных качеств личности, максимальное развитие творческих способностей, индивидуальности детей.
  2. Формирование общих представлений о мире, созданном умом и руками человека, об истории деятельностного освоения мира, о взаимосвязи человека с природой в процессе знакомства с закономерностями преобразовательной, проектной деятельности человека.
  3. Воспитание экологически разумного отношения к природным ресурсам, умения видеть положительные и отрицательные стороны технического прогресса, уважения к людям труда и культурному наследию.
  4. Овладение детьми элементарными обобщёнными технико - технологическими, организационно – экономическими знаниями.
  5. Расширение и обогащение личного жизненно – практического опыта учащихся, их представлений о профессиональной деятельности людей в различных областях культуры, о роли техники в жизни человека.
  6. Выявление и содействие развитию эстетического вкуса и творческих способностей каждого ребенка путём создание условий, способствующих успешности каждого ребёнка,  в соответствии с его возможностями.

        

Данная программа имеет следующую структуру:

  1. Пояснительная записка____________________________________стр. 2-5
  2. Общая характеристика учебного курса «Ручная работа»________стр. 6-7
  3. Основные требования к знаниям и умениям учащихся__________стр.8-9
  4. Формы контроля и оценки результатов________________________стр.10
  5.  Диагностика образовательных результатов _________________стр.11-15
  6. Содержание курса «Ручная работа» 1год обучения__________ стр. 16-17
  7. Содержание курса «Ручная работа» 2год обучения__________ стр. 18-19
  8. Содержание курса «Ручная работа» 3год обучения____________ стр. 20
  9. Тематическое планирование «Ручная работа» 1год обучения______________________________________________стр.21-23
  10. Тематическое планирование «Ручная работа» 2год обучения______________________________________________стр.24-25
  11.  Тематическое планирование «Ручная работа» 3год обучения______________________________________________стр.26-27
  12.  Описание материально – технического обеспечения______________________________________________стр.28
  13. Список используемой литературы_________________________стр.30-31

        

2. Общая характеристика учебного процесса

   Структура программы представлена тремя этапами, соответствующими логике освоения художественно-творческой деятельности и совпадающими с годами обучения.  Каждый этап предусматривает занятия по 4 основным разделам:

  1. Работа с природными материалами.
  2. Работа с бумажными материалами.
  3. Работа с текстильными материалами.
  4. Работа с разнообразным (нетканым, бросовым) материалом.

1 этап (1 год обучения) - знакомство с материалом, правилами работы; организация рабочего места; освоение отдельных простейших трудовых процессов, знакомство с простейшими технологическими картами.

2 этап (2 год обучения) - повторение и закрепление полученных ранее знаний, введение элементов самостоятельной деятельности как во время практических работ по изготовлению того или иного изделия, так и при анализе трудового задания, его планирования, организации, контроля трудовой деятельности, т.е. на занятии создаются условия, позволяющие детям (под руководством учителя) самостоятельно творчески искать          пути решения поставленной перед ними задачи; усложнение при работе со схемами, технологическими картами.

3 этап (3 год обучения) -  повышение требований к самостоятельному применению знаний, полученных ранее;  доведение до уровня привычки правила  никогда не приступать к резанию, сгибанию, прокалыванию и другим операциям, без предварительного выполнения разметки материала; самостоятельное создание и выполнение творческих заданий, проектов.

Образовательная программа имеет следующие особенности:

  • теоретический материал тесно связан с практическим его применением и преподаётся с опорой на опыт учащихся;
  • в течение всего курса осуществляется интегрированная  связь с черчением, геометрией, изобразительной деятельностью, математикой;
  • при проведении учебных занятий активно используются технологии          дифференцированного, игрового обучения. Широкое использование таблиц поэтапного изготовления изделия, карточек с индивидуальными, творческими заданиями даёт возможность ученику подобрать индивидуальный темп выполнения работы. Использование игровых заданий, ребусов, головоломок  повышает мотивацию детей к занятиям, развивает познавательную активность;
  • в программу включены уроки-эксперименты, где в роли помощника или  руководителя выступают сами ребята. Экспериментаторская работа, заключающаяся в поиске различных технологий изготовления заданного изделия (3 год обучения) как во время занятий, так и вне занятий (домашнее задание). 

3. Основные требования к знаниям и умениям учащихся

К концу первого года обучения дети должны

Знать (теория)

Уметь (практика)

Правила безопасности труда при работе с колющими и режущими инструментами, с клеем.

Соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены.

Название и назначение различных материалов (листья и семена растений, бумага, картон, нитки, пластилин, проволока, фольга, пуговицы, вата, яичная скорлупа, ткань, бусины, пайетки, бисер и т.д.);

Экономно размечать материал с помощью шаблонов.

Название и назначение ручных инструментов (ножницы, карандаш, линейка, кисточка, игла, дырокол, степлер,  ножницы и т.д.)

Соблюдать правила пользования инструментами – ножницами, карандашом, линейкой, иглой, дыроколом, степлером.

Способы сборки изделия (клеевое, ниточное, проволочное, винтовое и другие виды соединения).

Уметь выполнять следующие операции:

  • разметка контура по шаблону;
  • разметка на глаз;
  • разметка по линейке;
  • умение сравнивать с образцом.

Знать простейшие условные обозначения, используемые в схемах и таблицах

Уметь пользоваться таблицами поэтапного изготовления изделий

Знать неподвижный и подвижный способы соединения деталей и соединительные материалы (неподвижный – клейстер (клей) и нитки, подвижный – проволока, нитки, тонкая веревочка).

Уметь самостоятельно организовывать рабочее место в соответствии с особенностями используемого материала и поддерживать порядок на нем во время работы.

К концу второго года обучения дети должны

Знать

Уметь

Название ручных инструментов, материалов, приспособлений, предусмотренных программой.

Правильно пользоваться ручными инструментами.

Правила безопасности труда при работе с ручными инструментами.

Соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены.

Правила разметки и контроль по шаблонам, линейке, угольнику.

Организовывать рабочее место и поддерживать на нем порядок во время работы.

Способы обработки различных видов бумаги и картона, предусмотренных программой.

Бережно относиться к инструментам и материалам.

Экономно размечать материал с помощью шаблонов, линейке и угольника.

Самостоятельно изготавливать по образцу простейшие виды изделий (аналогичные изделиям, предусмотренным программой), по эскизу.

К концу третьего года обучения дети должны

Знать

Уметь

Названия изученных инструментов, их назначение.

Правильно использовать их в работе.

Правила безопасности труда и личной гигиены, правила планирования и организации труда.

Строго их соблюдать

Способы и приемы обработки различных видов бумаги и картона, предусмотренные программой.

Самостоятельно планировать и организовывать свой труд.

С помощью учителя выполнять разметку с опорой на чертеж по линейке, угольнику.

Самостоятельно изготавливать изделие (по рисунку, эскизу, замыслу).

Выполнять подвижное соединение деталей с помощью проволоки, ниток (№ 10), тонкой веревочки.

Экономно использовать материалы.

Выполнять отделки в соответствии с особенностями декоративных орнаментов разных народов России (растительный, геометрический и другой орнамент);

Контролировать правильность выполнения работы.

                 

  1. Формы контроля и оценки результатов

Сроки

Виды деятельности

Формы контроля и оценки результатов

1 год обучения

Первое полугодие

Приобретение знаний, умений, навыков при работе:  с листовыми  и объёмными растительными природными материалами, бумажными материалами.

Выполнение самостоятельной работы по заданным образцам. Фронтальный опрос и использование индивидуальных карточек.

Второе полугодие

Получение знаний и приобретение навыков при работе  с текстильными и неткаными текстильными материалами.

Беседа, в ходе которой происходит коллективное обсуждение, сравнение, анализ работ, принимающих участие в итоговой выставке. Участие в итоговой выставке за год.

2 год обучения

Первое полугодие

Продолжение знакомства с технологией изготовления поделок из природного и  бумажного материала.

Выполнение изделий для выставочного и методического фонда. Демонстрация лучших работ на родительском собрании.

Второе полугодие

Закрепление знаний, умений, навыков при изготовлении поделок из текстильных материалов, бросового материала.

Выполнение самостоятельной работы по эскизам. Участие в итоговой выставке за учебный год.

3 год обучения

Первое полугодие

Отшлифовка полученных знаний, умений и навыков, полученных ранее.

Самооценка и самоконтроль. Изготовление изделий по замыслам и эскизам самих учащихся.

Второе полугодие

Освоение новых приемов изготовления изделий. Изготовление изделий, основой которых являются «сложные» базовые формы. Закрепление ЗУН чтения и выполнения чертежей.

Зачет теоретических знаний.

Участие в итоговой выставке за учебный год.

  1. Диагностика образовательных результатов

1 год обучения

I. Овладение основными знаниями, умениями, навыками.

Высокий уровень:

  1. Ребенок знает, как выполнять и выполняет операции, предусмотренные программой.
  2. Экономно использует  материалы.
  3. Без особых затруднений ребенок способен изготовить «бумажную массу» и вылепить изделие по шаблону.
  4. Точно соблюдает правила безопасности труда и личной гигиены.

Средний уровень:

  1. Ребенок знает, как выполнять операции, предусмотренные программой, но при их непосредственном выполнении совершает незначительные ошибки.
  2. Недостаточно экономно размечает материал с помощью шаблонов и трафаретов.
  3. Испытывает некоторые затруднения при вырезании деталей округлой и овальной формы.

Низкий уровень:

  1. Ребенок знает, как выполнять операции, предусмотренные программой, но при их непосредственном выполнении испытывает трудности и  нуждается в помощи учителя.
  2. Неэкономно расходует рабочий материал.
  3. Не может без помощи и руководства учителя вырезать детали округлой формы.

II. Самостоятельность, внимание.

Высокий уровень:

  1. Ребенок в состоянии правильно самостоятельно воспроизвести операцию, предлагаемую учителем.
  2. С помощью наводящих вопросов учителя  может провести анализ своих ошибок, найти пути их устранения.
  3. Ребенок способен сконцентрировать свое внимание настолько, чтобы понимать излагаемую учителем информацию и выполнять то, что от него требуют, преобладает произвольное внимание.

Средний уровень:

  1. Операция выполняется самостоятельно, но допускаются незначительные ошибки.
  2. С помощью учителя находит ошибки, может предложить пути их устранения.
  3. Преобладает произвольное внимание, усидчивость, но иногда отвлекается.

Низкий уровень:

  1. Операция выполняется только под постоянным руководством учителя.
  2. Затрудняется в выявлении и исправлении своих ошибок.
  3. Отвлекается, неусидчивый, невнимательный.

III. Развитие сенсорики (цвет, форма, размер).

Высокий уровень:

  1. Ребенок правильно понимает пропорции, пространственное положение, форму, цвет.
  2. Правильно понимает ритм, гармоничность цветовых решений.

Средний уровень:

  1. Ребенок испытывает небольшие затруднения при соблюдении пропорций, формы, пространственного положения.
  2. Недостаточно четко понимает и передает зрительное равновесие форм и цвета.

Низкий уровень:

  1. Ребенок не может  правильно (без помощи учителя) самостоятельно воспроизвести форму, точно соблюсти пропорции.
  2. Испытывает большие затруднения при выборе цвета.

Второй год обучения

  1. Овладение  основными знаниями, умениями, навыками работы.

Высокий уровень:

  1. Ребенок знает и выполняет все операции и технологические процессы, предусмотренные программой 1-го года обучения.
  2. Экономно размечает материал  с помощью линейки.

Средний уровень:

  1. Испытывает некоторые затруднения при разметке материала линейкой.
  1. Иногда требуется помощь учителя при выполнении «базовых форм» и чтении схем.
  2. Требуется незначительная помощь при выполнении матирования.

Низкий уровень:

  1. Испытывает серьезные затруднения при разметки материала линейкой.
  2. Требуется регулярная помощь в выполнении «базовых форм» и чтении схем.
  3. Нуждается в помощи учителя или товарищей.

II. Самоконтроль.

Высокий уровень:

  1. Ребенок самостоятельно планирует организацию своего рабочего места, правильно выполняет технологические операции, в состоянии выполнить работу (изделие) по эскизу, таблице, схеме.
  2. Может самостоятельно выявлять ошибки.

Средний уровень:

  1. Ребенок испытывает небольшие затруднения при организации своего рабочего места и при выполнении технологических операций.
  2. Может самостоятельно выявлять ошибки, но испытывает затруднение при определении причин их возникновения.

Низкий уровень:

  1. Совершает ошибки при организации своего рабочего места и при выполнении технологических операций.
  2. Затрудняется самостоятельно выявлять свои ошибки и проводить их анализ.

III. Развитие сенсорики (цвет, форма, размер).

Высокий уровень:

  1. Ребенок правильно понимает конструктивное строение, объем, положение, форму, цвет.
  2. Правильно понимает гармоничность цветовых решений.

Средний уровень:

  1. Испытывает некоторые затруднения при соблюдении пропорций.

Низкий уровень:

  1. Ребенок не может правильно  (без помощи учителя или других учащихся) воспроизвести форму и соблюсти при этом пропорции.
  2. Испытывает особые затруднения при передаче равновесия форм и цвета.

Третий  год обучения

I. Овладение основными знаниями, умениями, навыками обработки картона и бумаги.

Высокий уровень:

  1. Используя полученные знания, умения, навыки, учащийся выполняет изделия по эскизам и  схемам руководителя, а так же по своим собственным.

Средний уровень:

  1. Не испытывает никаких затруднений при выполнении технологических операций, предусмотренных программой.
  2. Нуждается в незначительной помощи при выполнении изделий по эскизам и схемам.

Низкий уровень:

  1. Совершает незначительные ошибки при выполнении технологических операций.
  2. Нуждается в помощи руководителя или других учащихся в изготовлении работ (изделий).

I I. Самоконтроль.

Высокий уровень:

  1. Ребенок самостоятельно планирует и организует свой труд, самостоятельно выполняет операции.
  2. Контролирует свою работу, как на этапе выполнения, так и после ее окончания.
  3. Самоконтроль ребенка не ограничивается лишь констатацией факта наличия допущенных ошибок, но ребенок находит причины их возникновения и вовремя определяет способы их устранения.

Средний уровень:

  1. Не всегда самостоятельно планирует свой труд, нуждается в помощи учителя или товарищей в выборе технологических операций.
  2. Недостаточно четко осуществляет контроль, испытывает некоторые затруднения на этапах планирования и выполнения или после окончания работы.
  1. В состоянии обнаружить ошибку, но испытывает затруднение при своевременной ее ликвидации.

Низкий уровень:

  1. Регулярно совершает незначительные ошибки, планируя свой труд.
  2. Вызывают затруднения этапы планирования и выполнения.
  3. Затрудняется при выборе способа ликвидации обнаруженной ошибки и причине ее появления (возникновения).

III. Развитие сенсорики:

Высокий уровень:

  1. Ребенок правильно понимает и грамотно передает пропорции, конструктивное строение, объем, форму, цвет и т.д.
  2. Правильно понимает ритм, гармоничность цветовых решений (отношений).

Средний уровень:

  1. Совершает незначительные ошибки при передаче цвета, цветовых отношений.

Низкий уровень:

  1. Наблюдаются грубые ошибки при передаче пропорций, формы.
  2. Нечетко понимает гармоничность цветовых отношений.


  1. Содержание курса «Ручная работа» 1-го года обучения (2 кл)

Тема

Кол - во часов

Содержание

Теор.

Практ.

1

Вводное занятие

1

Правила техники безопасности. Цель и задачи.

1

-

Природные материалы

11

2,5

8,5

2

Листовые  и объёмные растительные природные материалы.

3

Правила сортировки и первичной обработки листовых и объёмных растительных природных материалов.  Закладка собранного материала на хранение, сортировка его по видам и размерам.

Выполнение  работы методом трафаретной печати с использованием  природных материалов.

0,5

2,5

3

Аппликация с использованием  природных материалов.

3

Выполнение аппликации с использованием  природных материалов. Приёмы подготовки материалов к работе, общие и особенные свойства природного листа. Выкройка на глаз из засушенного листа деталей заданной формы.

0,5

2,5

4

Изготовление  объёмных игрушек из природного материала по образцу.

5

Соединение объёмных природных материалов путём склеивания. Способы изменения формы и вида объёмных  материалов.

Изготовление кормушки для птиц из семян и круп.

Изготовление куклы из природного материала лыка.

1,5

3,5

Бумажные материалы

9

3,5

5,5

5

Аппликация из бумаги

4

История бумаги. Свойства материала. Связь приемов обработки с этими свойствами. Вырезание узоров, фигур, в том числе и симметричное вырезывание, с предварительным нанесением контура.

Технологические процессы изготовления аппликации на бумаге: эскиз, цветовое решение, перенос изображения на цветную бумагу, составление композиции на фоне, склеивание. Выполнение аппликации по образцу; выбор заготовки с учётом свойств и размеров изделия; экономная разметка заготовки, резание ножницами по контуру.

1

3

6

Гофрированная бумага.

1

Свойства и технологические приёмы работы с гофрированной бумагой. Выполнение мозаики из гофрированной бумаги  путём заполнения всего контура элементами, вырезанными из бумаги или полученными путём обрывания.

0,5

0,5

7

Плоскостное моделирование.

2

Техника выполнения аппликации из геометрических фигур. Понятие о симметрии. Мозаика из частей квадрата, прямоугольника и ромба.

Продолжение работ по созданию аппликации из геометрических фигур.

1

1

8

Бумажная пластика

2

Создание художественных образов в технике бумажной пластики с использованием различных приемов обработки бумаги.

1

1

Текстильные материалы

5

2

3

9

Плоскостная аппликация из ткани на бумажной основе.

2

Классификация тканей по признакам: волокну, переплетению нитей, назначению, способам отделки.

Подбор ткани и ниток с учетом их свойств и размеров; разметка и раскрой ткани; определение припуска на швы.

Ниточное соединение деталей; соединение деталей ручными швами. Декоративное оформление изделия накладными деталями из бумаги, вышивкой, фурнитурой.

0,5

1,5

10

Плоскостные игрушки.

2

Знакомство с особенностями искусственного меха. Технология изготовления плоскостных игрушек. Склеивание картона, раскрой меха, приклеивание меха на картон.

Оформление плоскостной игрушки.

1

1

11

Уход за одеждой.

1

 История возникновения иглы, булавки, пуговицы. Способы пришивания пуговицы с 4-мя отверстиями.

0,5

0,5

Нетканые текстильные материалы

3

1,5

1,5

12

Флисовые салфетки

3

Свойства, технология изготовления сувенира  из флисовых салфеток.

1,5

1,5

Тематические композиции из разных материалов

5

Повторение и закрепление полученных знаний и навыков.

1,5

3,5

Итого

34

12

22

  1. Содержание курса  «Ручная работа» 2-го года обучения (3 кл)

Тема

Кол - во часов

Содержание

Теор.

Практ.

1

Вводное занятие

1

Правила техники безопасности. Цель и задачи.

1

-

Природные материалы

16

4

12

2

Семена, семечки, зёрна, крупы.

Макаронные изделия.

6

Изготовление панно с использованием семян, семечек, зёрен, круп.

Изготовление поделок с использованием макаронных изделий.

2

4

4

Аппликация из соломки.

13

Техника выполнения аппликации из соломки. Изготовление закладки и панно методом аппликации.

2.5

10,5

Бумажные материалы

4

1

3

8

Объёмное моделирование. Оригами.

2

Техника выполнения оригами,  условные обозначения при оригами. Создание художественных образов в технике бумажной пластики с использованием различных приемов обработки бумаги.

0,5

2,5

9

Бумажная пластика

2

Создание художественных образов в технике бумажной пластики с использованием различных приемов обработки бумаги. Раскладные открытки.

0,5

1,5

Текстильные материалы

7

1,5

5,5

10

Плоскостная аппликация из ткани на бумажной основе.

1

Подбор ткани и ниток с учетом их свойств и размеров; разметка и раскрой ткани; определение припуска на швы; резание ножницами по линиям разметки; ниточное соединение деталей; соединение деталей ручными швами, соединение деталей ручными швами.

0,5

0,5

11

Бисер

4

Приёмы работы с бисером. Изготовление изделий из бисера с использованием проволоки.

1

3

13

Уход за одеждой.

2

Общее представление об истории костюма, национальных традициях и особенностях одежды. Мелкий ремонт одежды и предметов быта с использованием текстильных материалов.

1

1

Бросовый материал

2

1

1

13

Флисовые салфетки

2

Нетканые текстильные материалы. Технология изготовления и свойства.

Изготовление сувенира  из флисовых салфеток.

1

1

14

Тематические композиции из разных материалов. 

1

Повторение и закрепление полученных знаний и навыков.

0,5

0,5

Итого

34

9

25

  1. Содержание курса «Ручная работа» 3-го года обучения (4 кл)

Тема

Кол - во часов

Содержание

Теор.

Практ.

1

Вводное занятие

1

Правила техники безопасности. Цель и задачи.

1

-

Природные материалы

8

2

6

2

Флористика Коллаж

3

Изготовление гербарной папки. Изготовление панно с использованием природного материала.

1

2

3

Аппликация из бересты

5

Техника выполнения аппликации из бересты. Изготовление панно методом аппликации.

1

4

Бумажные материалы

10

2,5

7,5

4

Квиллинг

4

Основные элементы, материалы, инструменты и приспособления. Техника.

1

3

5

Торцевание

4

Материалы, инструменты и приспособления. Техника торцевания.

1

3

6

Подарочная упаковка

2

Теория подарка. Подарки в традициях разных стран. Как правильно принимать подарки. Упаковка подарка.

Способы завязывания бантов. Букеты из конфет.

0,5

1,5

Текстильные материалы

11

2.5

8.5

7

Изготовление  игольницы «шляпка».

2

Текстильные материалы. Свойства. Технология изготовления сувенира.

0,5

1,5

8

Изготовление ангела из текстильных материалов.

2

Комбинированная игрушка. Свойства различных материалов. Технология изготовления. Способы декорирования.

0,5

1,5

9

Русская народная текстильная игрушка.

Изготовление музыкальной игрушки.

6

Знакомство и изготовление русской народной текстильной игрушки.

 Технологии изготовления музыкальных игрушек.

1,5

5,5

Бросовый материал

2

1

1

13

Флисовые салфетки

2

Нетканые текстильные материалы. Технология изготовления и свойства.

Изготовление сувенира  из флисовых салфеток.

1

1

Тематические композиции из разных материалов

2

Повторение и закрепление полученных знаний и навыков.

0,5

0,5

Итого

34

7

24

  1. Календарно-тематическое планирование по курсу «Ручная работа» 1-го года обучения

на 2017-2018 уч. год. (2 класс)

п/п

Тема

Количество

часов

Дата

Примечание

1

 Вводное занятие. Правила техники безопасности, ПДД, ППБ. Цель и задачи объединения. Режим работы. План занятий.

1

06.09.2017

07.09.2017

08.09.2017

2

Сбор природного материала.

1

13.09.2017

14.09.2017

15.09.2017

3

Правила сортировки и первичной обработки листовых и объёмных растительных природных материалов.  Закладка собранного материала на хранение, рассортировывая его по видам и размерам.

1

20.09.2017

21.09.2017

22.09.2017

4

Выполнение  работы методом трафаретной печати с использованием  природных материалов.

1

27.09.2017

28.09.2017

29.09.2017

5

Выполнение аппликации с использованием  природных материалов. Приёмы подготовки материалов к работе, общие и особенные свойства природного листа. Выкройка на глаз из засушенного листа деталей заданной формы. 

1

04.10.2017

05.10.2017

06.10.2017

6

Продолжение работ  по выполнению аппликации из природных материалов.

1

11.10.2017

12.10.2017

13.10.2017

7

Окончание работ  по выполнению аппликации из природных материалов.

1

18.10.2017

19.10.2017

20.10.2017

8

Изготовление  объёмных игрушек из природного материала по образцу. Подбор материала.

1

25.10.2017

26.10.2017

27.10.2017

9

Соединение объёмных природных материалов путём  склеивания. По необходимости изменение  формы и вида объёмных  материалов.

1

01.11.2017

02.11.2017

03.11.2017

10

Изготовление кормушки для птиц из семян и круп.

1

15.11.2017

16.11.2017

17.11.2017

11

Изготовление куклы из природного материала лыка.

1

22.11.2017

23.11.2017

24.11.2017

12

История бумаги. Свойства материалов. Связь приемов обработки с этими свойствами. Техника преобразования бумаги в новый вид поделочного материала  путем ее размачивания. Вырезание узоров, фигур, в том числе и симметричное вырезывание, с предварительным нанесением контура. Повторение и закрепление полученных знаний и навыков.

1

29.11.2017

30.11.2017

01.12.2017

13

Технологические процессы изготовления аппликации на бумаге: эскиз, цветовое решение, перенос изображения на цветную бумагу, составление композиции на фоне, склеивание. Выбор темы аппликации для работы (из предложенных  образцов сюжетных рисунков). Выбор заготовки с учётом свойств и размеров изделия; экономная разметка заготовки, резание ножницами по контуру.

1

06.12.2017

07.12.2017

08.12.2017

14

Самостоятельное изготовление шаблонов, составление композиции, выполнение аппликации.

1

13.12.2017

14.12.2017

15.12.2017

15

Окончание работ  по выполнению аппликации.

1

20.12.2017

21.12.2017

22.12.2017

16

Гофрированная бумага. Свойства и технологические приёмы работы с гофрированной бумагой. Выполнение мозаики из гофрированной бумаги  путём заполнения всего контура элементами, вырезанными из бумаги или полученными путём обрывания. Окончание работ  по выполнению мозаики из гофрированной бумаги.

1

27.12.2017

28.12.2017

29.12.2017

17

Изготовление объёмных цветов из гофрированной бумаги.

1

11.01.2018

12.01.2018

18

Плоскостное моделирование. Техника выполнения аппликации из геометрических фигур. Понятие о симметрии. Мозаика из частей квадрата, прямоугольника и ромба.

1

17.01.2018

18.01.2018

19.01.2018

19

Продолжение работ по созданию аппликации из геометрических фигур.

1

24.01.2018

25.01.2018

26.01.2018

20

Создание художественных образов в технике бумажной пластики с использованием различных приемов обработки бумаги.

1

31.01.2018

01.02.2018

02.02.2018

21

 Продолжение работ по созданию образов в технике бумажной пластики с использованием различных приемов обработки бумаги.

1

07.02.2018

08.02.2018

09.02.2018

22

 Плоская аппликация из ткани на бумажной основе.

Классификация тканей по признакам: волокну, переплетению нитей, назначению, способам отделки.

Подбор ткани и ниток с учетом их свойств и размеров; разметка и раскрой ткани; определение припуска на швы.

1

14.02.2018

15.02.2018

16.02.2018

23

Ниточное соединение деталей; соединение деталей ручными швами. Декоративное оформление изделия накладными деталями из бумаги, вышивкой, фурнитурой.

1

21.02.2018

22.02.2018

23.02.2018

24

 Знакомство с особенностями искусственного меха. Технология изготовления плоскостных игрушек. Склеивание картона, раскрой меха, приклеивание меха на картон.

1

28.02.2018

01.03.2018

02.03.2018

25

Оформление плоскостной игрушки.

1

14.03.2018

15.03.2018

16.03.2018

26

История возникновения иглы, булавки, пуговицы. Мелкий ремонт одежды и предметов быта с использованием текстильных материалов.

1

21.03.2018

22.03.2018

23.03.2018

27

Способы пришивания пуговицы с 4-мя отверстиями.

1

04.04.2018

05.04.2018

06.04.2018

28

Нетканые текстильные материалы. Технология изготовления и свойства.

1

11.04.2018

12.04.2018

13.04.2018

29

Изготовление цветов из флисовых салфеток.

1

18.04.2018

19.04.2018

20.04.2018

30

Изготовление панно из флисовых цветочков.

1

 25.04.2018

26.04.2018

27.04.2018

31

Изготовление композиции из разных материалов.

1

03.05.2018

04.05.2018

32

Выбор композиции, подбор материала.

1

10.05.2018

11.05.2018

33

Окончание работ по изготовлению композиции.

1

16.05.2018

17.05.2018

18.05.2018

34

Изготовление поделок для участия в выставках, конкурсах.

1

23.05.2018

24.05.2018

25.05.2018

Итого

34

  1. Календарно-тематическое планирование по курсу «Ручная работа» 2-го года обучения

на 2017-2018 уч. год. (3 класс)

п/п

Тема

Кол-во

часов

Дата

Примечание

1

 Вводное занятие. Правила техники безопасности, ПДД, ППБ. Цель и задачи объединения. Режим работы. План занятий.

1

04.09.2017

06.09.2017

08.09.2017

2

Изготовление панно с использованием семян, семечек, зёрен, круп.

Вырезание орнамента. Составление композиции.

1

11.09.2017

13.09.2017

15.09.2017

3

Выкладывание и приклеивание семян, семечек, зёрен по контуру орнамента.

1

18.09.2017

20.09.2017

22.09.2017

4

Продолжение работ по изготовлению контура орнамента.

1

25.09.2017

27.09.2017

29.09.2017

5

Продолжение работ по изготовлению панно. Засыпка отдельных элементов панно.

1

02.10.2017

04.10.2017

06.10.2017

6

Окончание  работ по изготовлению панно. Изготовление рамки для панно.

Покрытие  панно  клеем ПВА.

1

09.10.2017

11.10.2017

13.10.2017

7

Изготовление поделок с использованием макаронных изделий.    

1

16.10.2017

18.10.2017

20.10.2017

8

Аппликация из соломки. Техника выполнения аппликации из соломки. Презентация.

1

23.10.2017

25.10.2017

27.10.2017

9

Подготовка соломки.

1

30.10.2017

01.11.2017

03.11.2017

10

Приклеивание соломинок на кальку.

1

13.11.2017

15.11.2017

17.11.2017

11

Подбор рисунка для аппликации.

1

20.11.2017

22.11.2017

24.11.2017

12

Выполнение закладки методом аппликации.

1

27.11.2017

29.11.2017

01.12.2017

13

Окончание работ по выполнению аппликации.

1

04.12.2017

06.12.2017

08.12.2017

14

Изготовление  панно из соломки методом аппликации. Подготовка материала.

1

11.12.2017

13.12.2017

15.12.2017

15

Приклеивание соломинок на кальку.

1

18.12.2017

20.12.2017

22.12.2017

16

Подбор рисунка для аппликации. Составление композиции.

1

25.12.2017

27.12.2017

29.12.2017

17

Вырезание деталей   аппликации.

1

08.01.2018

10.01.2018

12.01.2018

18

Приклеивание деталей   аппликации.

1

15.01.2018

17.01.2018

19.01.2018

19

Продолжение работ по изготовлению панно.

1

22.01.2018

24.01.2018

26.01.2018

20

Окончание работ  по выполнению панно.

1

29.01.2018

31.02.2018

02.02.2018

21

Объёмное моделирование. Оригами. Техника выполнения оригами,  условные обозначения при оригами.

1

05.02.2018

07.02.2018

09.02.2018

22

Изготовление поделки в технике оригами.

1

12.02.2018

14.02.2018

16.02.2018

23

Создание художественных образов в технике бумажной пластики с использованием различных приемов обработки бумаги.

1

19.02.2018

21.02.2018

23.02.2018

24

Продолжение работ по созданию образов в технике бумажной пластики с использованием различных приемов обработки бумаги. Раскладные открытки.

1

26.02.2018

28.02.2018

02.03.2018

25

Окончание работ по изготовлению раскладной открытки.

1

05.03.2018

07.03.2018

26

Плоскостная аппликация из ткани на бумажной основе.

Классификация тканей по признакам: волокну, переплетению нитей, назначению, способам отделки.

Подбор ткани и ниток с учетом их свойств и размеров; разметка и раскрой ткани. Подбор ткани.

1

12.03.2018

14.03.2018

16.03.2018

27

Продолжение работ по изготовлению плоскостной аппликации из ткани на бумажной основе.

1

19.03.2018

21.03.2018

23.03.2018

28

Приёмы работы с бисером. Изготовление сувенира из бисера с использованием проволоки «ангел»

1

02.04.2018

04.04.2018

06.04.2018

29

 Продолжение работ по изготовлению сувенира из бисера с использованием проволоки «ангел».

1

09.04.2018

11.04.2018

13.04.2018

30

Представление об истории костюма, национальных традициях и особенностях одежды. Конструктивные элементы одежды. Презентация.

1

 16.04.2018

18.04.2018

20.04.2018

31

Виды текстильных материалов, их назначение и использование.  Уход за одеждой.

1

23.04.2018

25.04.2018

27.04.2018

32

 Нетканые текстильные материалы. Технология изготовления и свойства.

Изготовление цветов на палочке из флисовых салфеток.

1

04.05.2018

07.05.2018

11.05.2018

33

Декорирование цветов пайетками.

1

14.05.2018

16.05.2018

18.05.2018

34

Тематические композиции из разных материалов. Комбинирование в одной работе различных материалов (бумага, ткань, природный материал) и способов соединения.

1

21.05.2018

23.05.2018

25.05.2018

Итого

34

  1. Календарно-тематическое планирование по курсу «Ручная работа» 3-го года обучения

на 2017-2018 уч. год. (4 класс)

№п/п

Тема

Кол-во часов

Дата

Примечания

1

 Вводное занятие. Правила техники безопасности, ПДД, ППБ. Цель и задачи объединения. Режим работы. План занятий.

1

04.09.2018

05.09.2017

08.09.2017

2

Флористика. Сбор природного материала  

Изготовление гербарной папки.

1

11.09.2017

12.09.2017

15.09.2017

3

Правила сортировки и первичной обработки листовых и объёмных растительных природных материалов.  Закладка растений на хранение.

1

18.09.2017

19.09.2017

22.09.2017

4

Изготовление цветов с использованием семян, зёрен, круп.

1

25.09.2017

26.09.2017

29.09.2017

5

Изготовление коллажа из природного материала.

1

02.10.2017

03.10.2017

06.10.2017

6

 Продолжение работ по созданию коллажа.

1

09.10.2017

10.10.2017

13.10.2017

7

Окончание работ по созданию коллажа.

1

16.10.2017

17.10.2017

20.10.2017

8

Аппликация из бересты. Техника выполнения аппликации из бересты.

1

23.10.2017

24.10.2017

27.10.2017

9

Подготовка бересты.

1

30.10.2017

31.11.2017

03.11.2017

10

Подбор рисунка для аппликации. Составление композиции.

1

13.11.2017

14.11.2017

17.11.2017

11

Продолжение работ по изготовлению панно.

Вырезание деталей   аппликации.

1

20.11.2017

21.11.2017

24.11.2017

12

Продолжение работ по изготовлению панно. Приклеивание деталей аппликации.

1

27.11.2017

28.11.2017

01.12.2017

13

Продолжение работ по изготовлению панно. Прорисовка тушью.

1

04.12.2017

05.12.2017

08.12.2017

14

Продолжение работ по изготовлению панно. Покрытие отдельных элементов лаком.

1

11.12.2017

12.12.2017

15.12.2017

15

Окончание работ  по выполнению панно из бересты.

1

18.12.2017

19.12.2017

22.12.2017

16

Квиллинг. История возникновения и развития искусства бумагокручения. Материалы, инструменты и приспособления. Техника квиллинга. Основные элементы квиллинга.

1

25.12.2017

26.12.2017

29.12.2017

17

Изготовление основных элементов квиллинга (плотная спираль, свободная спираль, открытая спираль, капля, изогнутая капля, глаз, лист, полукруг, изогнутый полукруг, стрела, завиток, треугольник, квадрат, утиная лапка).

1

08.01.2018

09.01.2018

12.01.2018

18

Изготовление коллективного  панно «Рябина».

1

15.01.2018

16.01.2018

19.01.2018

19

Технология изготовления цветов. Изготовление махровых цветов. Изготовление панно «Цветы».

1

22.01.2018

23.01.2018

26.01.2018

20

Торцевание. Материалы, инструменты и приспособления. Техника торцевания.

1

29.01.2018

30.02.2018

02.02.2018

21

Самостоятельный  выбор рисунка для торцевания. Выполнение мозаики в технике торцевания.

1

05.02.2018

06.02.2018

09.02.2018

22

Окончание  работ над  мозаикой в технике торцевания.

1

12.02.2018

13.02.2018

16.02.2018

23

Подарочная упаковка. Теория подарка. Подарки в традициях разных стран. Как правильно принимать подарки.

Упаковка подарка. Способы завязывания бантов. Букеты из конфет. Изготовление и упаковка  подарка.

1

19.02.2018

20.02.2018

23.02.2018

24

Текстильные материалы. Виды текстильных материалов, их назначение и использование.

 Изготовление  игольницы «шляпка».

1

26.02.2018

27.03.2018

02.03.2018

25

Декорирование игольницы с использованием текстильных материалов.

1

05.03.2018

06.03.2018

26

Изготовление ангела из текстильных материалов.

1

12.03.2018

13.03.2018

16.03.2018

27

Окончание работ по изготовлению ангела.

1

19.03.2018

20.03.2018

23.03.2018

28

Русская народная игрушка. «Птица счастья»

1

02.04.2018

03.04.2018

06.04.2018

29

Изготовление народной игрушки «Зайчик на пальчик»

1

09.04.2018

10.04.2018

13.04.2018

30

Изготовление народной игрушки «Вепская кукла», «Пеленашка»

1

 16.04.2018

17.04.2018

20.04.2018

31

Изготовление музыкальной игрушки.

1

23.04.2018

24.04.2018

27.04.2018

32

Флисовые салфетки. Нетканые текстильные материалы. Технология изготовления и свойства. Изготовление цветов, декорирование пайетками. Изготовление панно из флисовых цветочков.

1

04.05.2018

05.05.2018

11.05.2018

33

Изготовление сувениров из флисовых салфеток (колокольчик).

1

14.05.2018

15.05.2018

18.05.2018

34

Тематические композиции из различных  материалов.

1

21.05.2018

22.05.2018

25.05.2018

Итого

  1. Материально – техническое обеспечение

№ п\п

Наименование

Количество (шт.)

1.

Ножницы

10

2.

Карандаш простой

10

3.

Линейка

10

4.

Клей – карандаш

10

5.

Клей ПВА

10

6.

Клей «Момент»

2

7.

Цветная бумага

10 наборов

8.

Цветной картон

10 наборов

9.

Газеты

20

10.

Туалетная бумага (салфетки)

20 рулонов

11.

Салфетки флисовые

10 упаковок

12.

Проволока

10 метров

13.

Нитки, ленточки, тесьма

14.

ДВП

1 лист

15.

Лак

1 банка

16.

Краски акриловые

1 набор

17.

Контуры

2 набора

18.

Клеенка

10

19.

Тазики (емкости)

5

20.

Ведра

2

21.

Баночки, бутылки, коробки, диски и др., бросовой материал

13.Список используемой литературы

  1. Гончарова Т. А. Рукоделие.– М.: Вече, 1998;
  2. Гусакова А. М. Рукоделие в начальных классах: Кн. Для учителя по внеклассной работе. - М.: Просвещение, 1985;
  3. Кузнецов И.Н. Современный этикет. – М.: Дашков и К 0 , 2006;
  4. Бич Р. Оригами. \\ Большая иллюстрированная энциклопедия. - М.: Эксмо, 2005;
  5. Браницкий Г.А. \\ Рукоделие. Стильный интерьер своими руками. Картины из ниток. – М., Минск.: ООО «Издательство АСТ Харвест», 2005;
  6. Гончар В. В. Кристаллы. \\ Бумажная планета. Супер альбомы для моделирования и    аппликации.– МФТИ.: Аллегро – пресс, 1994;
  7. Гуляева В. Додонова Е. Синяя птица. \\Самоделки. – М.: Совместное издание СП « СТФ – ЮС» и полиграфической фабрики « Малыш», 1991;
  8. Дафтер Хелен Фантазии из шёлковых ленточек \\ картины, одежда, аксессуары.- М.: Ищдательская группа «КОНТЭНТ», 2007;
  9. Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги. \\Умелые руки – Ярославль.: академия развития, 2006;
  10. Долженко Г.И. 100 оригами. \\Умелые руки - Ярославль.: Академия развития, 2006;
  11. Кожохина С.К. Батик. \\Всё о картинах на ткани.- Ярославль: Академия развития, 2006;
  12. Матюхина Ю.А., Медведева О.П. Папье-маше. \\Нехитрая наука бумажных шедевров.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2007;
  13. Михайлова И. Лепим из солёного теста.- М.: Эксмо, 2004;
  14. Нина Соколова-Кубай Узоры из бумаги. \\Белорусская выцинанка.- Тверь: культура и традиции, 2006;
  15. Романовская А.Л., Чезлов Е.М.  Забавные поделки крупные и мелкие.- Москва – Минск - АСТ – Харвест, 2007;
  16. Рудник Т.Ф.  Волшебная страна Оригами. \\Фантазии из бумаги. Мир вашего ребёнка -
  17. Столярова А.М. 34 куклы. \\ Культура и традиции, 2004;
  18. Цамуталина Е.Е. 100 поделок из ненужных вещей. \\Умелые руки.- Ярославль.: Академия развития, 2002;
  19. Черныш Игорь. Удивительная бумага\\ Основы художественного ремесла. -  М.:АСТ – ПРЕСС, 1998;
  20. Чудин А. В. Цветы. \\ Бумажная планета. Супер альбомы для моделирования и аппликации. – МФТИ.: Аллегро – пресс, 1995;
  21. Муханова И.Ю. Лоскутные узоры. \\ Новые возможности. - М.: ОЛМА – ПРЕСС, 2002;  
  22. Журналы: «Пуговка», «Цветная ниточка», «Делаем сами», «Коллекция идей».