Одарённые дети

Ольга Григорьевна Жбанова

Психолого-педагогическое сопровождение  одаренных школьников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психолого-педагогическое сопровождение  одаренных школьников

Педагог-психолог МБОУ «Средняя школа №1» г.Велижа Жбанова О.Г.


          Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество  психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению    с другими людьми.

Одарённый ребёнок - это  ребенок,   который   выделяется   яркими, очевидными,  иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Одаренных детей в раннем возрасте отличает способность прослеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы; они особенно увлекаются построением альтернативных моделей и систем. Для них характерна более быстрая передача нейронной информации, их внутримозговая система является более разветвленной, с большим числом нервных связей. Одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая основана на раннем овладении речью и абстрактным мышлением. Их отличает способность классифицировать и конкретизировать  информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями. Чаще всего внимание к одаренным детям привлекает их большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, а также умение ставить вопросы. Многие одаренные дети с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, должные, по их мнению, выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей.

Виды одарённости: интеллектуальная, академическая, социальная, творческая, художественная,  психомоторная одарённость.

Интеллектуальная одарённость связана с высоким уровнем интеллектуального развития. Такой ребенок поражает своими рассуждениями, в которых проявляется развитое не по годам мышление, он отличается наблюдательностью, прекрасной памятью, разносторонней                                                             любознательностью. Интеллектуально одаренные дети всегда имеют высокие показатели специальных тестов, выявляющих уровень интеллекта. Для таких детей стандартные учебные задачи чаще всего не интересны.

Академическая   одарённость проявляется в овладении конкретными учебными предметами. Ребенок отличается глубиной, легкостью, быстротой продвижения в какой-то одной области знаний, при этом в других областях он может ничем не выделяться и даже быть                             слабее своих сверстников.

Социальная одарённость - успешность человека в общении, в межличностных отношениях. Социально одаренные дети, как правило, легко приспосабливаются к новым ситуациям, умеют и любят общаться со сверстниками и взрослыми; проявляют лидерские                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              качества. Они способны в общении со   с  сверстниками брать на себя роль  руководи­теля, организатора, командира. Их отличает рано сформировавшаяся социальная ответственность за других, раннее становление морально-нравственных и этических ценностей, умение решать межличностные конфликты, особый авторитет среди сверстников и у педагогов.

Творческая одаренность (креативность) - способность человека изобретать, придумывать что-то новое, выдвигать самые разные фантастические идеи. Ребенок находит новые решения, получает оригинальные результаты; отличается изобретательностью, независимостью, гибкостью мышления, высоким уровнем                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              развития воображения. Креативность (от лат. Creatio – созидание) – творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к продуцированию принципиально новых идей, входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора. Креативность (творческость) – важнейшая характеристика одаренности. Креативность предполагает особый склад ума, высокую активность человека, способность создавать новое, оригинальное, ранее неизвестное. Большое значение имеют воображение и интуиция.

Художественная  одарённость – высокие достижения человека в области художественного творчества и исполнительского мастерства: в живописи, музыке, скульптуре; актерские способности. Художественно одаренный ребенок проявляет                                                                                                                                                                                                                                                            незаурядные способности в любой из этих областей. Дети с художественно-эстетической одаренностью имеют ярко выраженные творческие способности, основанные на сочетании высокоразвитого логического и творческого мышления.

Психомоторная одарённость тесно связана с разнообразными возможностями человеческого тела. Ребенок проявляет интерес к деятельности, требующей развития моторики, точности, ловкости движений, двигательной координации. Он, как правило, физически развит, хорошо владеет телом, показывает высокий уровень основных                                   двигательных навыков (ходьба, бег, лазание, прыжки, умение бросать и ловить  предметы). Спортивно и физически одаренные дети имеют высокий уровень физической подготовки, отличаются хорошим здоровьем, активностью и выносливостью, перевыполняют спортивные нормативы.

Портрет одарённого ребёнка Одаренным детям, независимо от области проявления одаренности, свойственны:

• уровень развития способностей;

• высокая степень обучаемости;

• творческие проявления (креативность);

• мотивация – огромный интерес, активность, увлеченность деятельностью в области  одаренности ребенка.
Сущность понятия «детская одаренность» можно выразить формулой:

интеллект + мотивация + креативность = детская одаренность.

Таким образом,  многогранность и сложность явления одаренности определяет целесообразность существования разнообразных направлений, форм и методов работы с одаренными детьми.

Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в образовательном процессе – это система деятельности, направленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения, развития, воспитания, социализации и адаптации ребенка.

Цель психолого-педагогического сопровождения - содействие в выявлении, поддержке и развитии одаренных детей, их самореализации, профессиональном самоопределении, сохранении психологического и физического здоровья.

Задачи психолого-педагогического сопровождения

 1)        определение критериев одаренных детей, выявление школьников, требующих особого маршрута сопровождения;

2)        содействие формированию позитивной Я-концепции (самоотношения, самоуважения, самопринятия);

3)        развитие эмоциональной устойчивости, формирование навыков саморегуляции, преодоление стресса, поведения в экстремальных ситуациях (на конкурсах, олимпиадах, экзаменах);

4)        развитие психолого- педагогической компетентности    педагогов и родителей одаренных детей.

Основные направления психологического сопровождения одаренных детей

Диагностическое – осуществление психологической диагностики (начальной, текущей, итоговой) всех субъектов процесса. Сбор и анализ результатов педагогической диагностики.

Информационное – просвещение родителей и педагогов по проблемам выявления, сопровождения и развития одаренности.

Коррекционное – организация мероприятий по адаптации и социализации одаренного ребенка. Коррекция эмоциональных и поведенческих нарушений.

Консультационное направление: оказание психологической помощи талантливым и одарённым детям, родителям и педагогам в решении возникающих у них проблем.

Для выявления одаренности мною был сформирован пакета диагностических методик. На слайде вы видите мониторинг одарённости учащихся по классам.

Принципы работы с одаренными детьми. 

  • принцип развивающего, проблемного обучения;
  • принцип дифференциации и индивидуализации обучения;
  • принцип учета возрастных возможностей;
  • принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей.

Задача педагогов и психологов при работе с одаренными детьми — не пассивное наблюдение за их ростом, а создание условий для формирования внутренней мотивации деятельности и системы ценностей, которые создают основу становления духовной личности.

Методы обучения одаренных детей - методы творческого характера

проблемные,

поисковые,

эвристические,

исследовательские,

проектные.

Эти методы имеют высокий познавательно-мотивирующий потенциал, способствуют развитию познавательной активности, интересов одаренных детей, творческого мышления, познавательной мотивации, настойчивости, самостоятельности, уверенности в себе, эмоциональной стабильности, способности к сотрудничеству и др.

Особенности учителя – наставника одарённого школьника Практика образования показала, что далеко не каждый, даже хороший учитель, может осуществлять обучение одаренных школьников. Развитие одаренной личности в системе образования во многом определяется потребностями педагога, его стремлением к самоактуализации, творчеству в педагогической деятельности.

Оптимист, верит в силы ученика

Компетентность, самосовершенствование

Устойчив к стрессу, критике

Предпочитает  директивам сотрудничество

К нестандартным детям – нестандартный подход

Построение эффективной системы сопровождения позволит решать проблемы развития и обучения одаренных детей.

Роберт Грин Ингерсолл сказал «Школа – это место, где шлифуют булыжники и губят алмазы».


Мне хотелось бы, что бы в нашей школе не только шлифовали булыжники, но  старались изо всех сил разглядеть алмазный блеск ребенка, помогали им блестеть и светиться.

29.03.2018.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Психолого-педагогическое сопровождение одаренных школьников Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №1» города Велижа Смоленской области Жбанова О.Г., педагог-психолог

Слайд 2

Общая характеристика одарённости Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Слайд 3

- это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Слайд 4

Творческая Художественная Психомоторная Виды одарённости Академическая Интеллектуальная Социальная

Слайд 5

Интеллектуальная одарённость Интеллектуальная одарённость связана с высоким уровнем интеллектуального развития. Такой ребенок поражает своими рассуждениями, в которых проявляется развитое не по годам мышление, он отличается наблюдательностью, прекрасной памятью, разносторонней любознательностью.

Слайд 6

Академическая одарённость Академическая одарённость проявляется в овладении конкретными учебными предметами. Ребенок отличается глубиной, легкостью, быстротой продвижения в какой-то одной области знаний, при этом в других областях он может ничем не выделяться и даже быть слабее своих сверстников.

Слайд 7

Социальная одарённость Социальная одарённость - успешность человека в общении, в межличностных отношениях. Социально одаренные дети, как правило, легко приспосабливаются к новым ситуациям, умеют и любят общаться со сверстниками и взрослыми; проявляют лидерские качества.

Слайд 8

Творческая одаренность Творческая одаренность (креативность) - способность человека изобретать, придумывать что-то новое, выдвигать самые разные фантастические идеи. Ребенок находит новые решения, получает оригинальные результаты; отличается изобретательностью, независимостью, гибкостью мышления, высоким уровнем развития воображения.

Слайд 9

Художественная одаренность Х удожественная одарённость – высокие достижения человека в области художественного творчества и исполнительского мастерства: в живописи, музыке, скульптуре; актерские способности. Художественно одаренный ребенок проявляет незаурядные способности в любой из этих областей. Дети с художественно-эстетической одаренностью имеют ярко выраженные творческие способности, основанные на сочетании высокоразвитого логического и творческого мышления.

Слайд 10

Психомоторная одарённость Психомоторная одарённость тесно связана с разнообразными возможностями человеческого тела. Ребенок проявляет интерес к деятельности, требующей развития моторики, точности, ловкости движений, двигательной координации. Он, как правило, физически развит, хорошо владеет телом, показывает высокий уровень основных двигательных навыков (ходьба, бег, лазание , прыжки, умение бросать и ловить предметы).

Слайд 11

Одаренным детям, независимо от области проявления одаренности, свойственны: • высокий уровень развития способностей; • творческие проявления (креативность); • мотивация – огромный интерес, активность, увлеченность деятельностью в области одаренности ребенка . Портрет одарённого ребёнка

Слайд 12

Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в образовательном процессе – это система деятельности, направленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения, развития, воспитания, социализации и адаптации ребенка.

Слайд 13

- - содействие в выявлении, поддержке и развитии одаренных детей, их самореализации, профессиональном самоопределении, сохранении психологического и физического здоровья. Цель психолого-педагогического сопровождения

Слайд 14

Задачи психолого-педагогического сопровождения 1) определение критериев одаренных детей, выявление школьников, требующих особого маршрута сопровождения; 2) содействие формированию позитивной Я-концепции ( самоотношения , самоуважения, самопринятия ); 3) развитие эмоциональной устойчивости, формирование навыков саморегуляции , преодоление стресса, поведения в экстремальных ситуациях (на конкурсах, олимпиадах, экзаменах); 4) развитие психолого- педагогической компетентности педагогов и родителей одаренных детей.

Слайд 15

Диагностическое. Информационное Коррекционное. Консультационное. Основные направления психологического сопровождения одаренных детей

Слайд 16

N п /п Класс Методика Примечания Сроки 1. 3 классы Карта одарённости (А.И.Савенков) апрель 2. Тест Торренса «Закончи рисунок» Для одарённых детей май 3. 4 классы Опросник креативности Джонсона апрель 4 Выраженность и структура вербального интеллекта. КОТ (Краткий ориентировочный отборочный тест. Вандерлик в адаптации В. Бузина. апрель 5. 5 классы Уровень психоэмоционального состояния и нервно-психической устойчивости. Тест Макса Люшера, методическое руководство В.Тимофеев, Ю. Филимоненко. октябрь 6. Диагностика самостоятельности мышления ( Ясюкова Л.А.) март 7. 6 классы Особенности темперамента. Личностный опросник Айзенка в адаптации Т.В.Маталиной. декабрь 8. Краткий отборочный тест (КОТ) (Вандерлик в адаптации В. Бузина) февраль 9. Организаторские способности. Экспресс-диагностика. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Для одарённых детей май 10. 7 классы Уровень волевой саморегуляции. А.Зверьков, Е.Эйдеман. Выраженность и структура общих способностей учащихся. Матрицы Дж.Равена. декабрь 11. Карта интересов. А.Е. Голомштока, Е.А.Климова март 12. 8 классы Тест межличностных отношений Лири октябрь 13. Уровень умственного развития. ШТУР, К.Гуревич. февраль 14. Креативный тест Ф.Вильямса в модификации Е.Е.Туник. март 15. 9 классы Индивидуально-типологические особенности личности учащихся. Акцентуации характера Шмишека октябрь 16. Школьный тест умственного развития ШТУР (К.Гуревич) март 17. Конструктивный рисунок человека. Модификация А.Либиной Для одарённых детей май 18. 10 классы Уровень социально-психологической адаптации Т.В.Снегирёва. ноябрь 19. Тест интеллектуального потенциала ИП (Л. И. Вассермана) ноябрь 20. Уровень субъективного контроля. УСК. Е.Ф.Бажин, Е.А.Голынкин, А.М. Эткин. март 21. Тест Кеттелла 14PF / HSPQ (1) апрель 22. 11 классы Индивидуально-типологический опросник ИТО Л.Н. Собчик октябрь 23. Определение направленности личности. Б.Басс ноябрь 24. Мотивация достижений. А. Мехрабиан. март Мониторинг одарённости учащихся

Слайд 17

принцип развивающего, проблемного обучения; принцип дифференциации и индивидуализации обучения; принцип учета возрастных возможностей; принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей . Принципы работы с одаренными детьми

Слайд 18

Методы обучения одаренных детей проблемные , поисковые , эвристические , исследовательские , проектные .

Слайд 19

Особенности учителя – наставника одарённого школьника

Слайд 20

Школа – это место, где шлифуют булыжники и губят алмазы Р. Ингерсолл

Слайд 21

Спасибо за внимание !



Предварительный просмотр:

Рекомендации учителям  по работе с одарёнными детьми

Начальные классы (I-IV классы):

  • Учителю не следует уделять слишком много внимания игровому обучению с ярко выраженным элементом соревновательности. Одаренный ребенок будет чаще всего оказываться победителем, что может вызвать неприязнь соучеников и не благоприятствует созданию атмосферы всеобщей заинтересованности,  к которой стремится учитель.
  • Учителю следует избегать укрепления перфекционистских тенденций в одаренном ребенке, перехваливая лучшую или самую аккуратную работу. Ему не стоит выделять одаренного ребенка за прекрасные индивидуальные успехи, а лучше поощрять совместные занятия с другими детьми.
  • Учитель не должен возводить одаренного ребенка на пьедестал или делать из него вундеркинда в глазах других учеников. Успехи его будут должным образом оценены, а неуместное выпячивание его исключительности достижений рождает чаще всего раздражение, ревность и отторжение вместо ожидаемой похвалы.
  • Учителю следует помнить, что в большинстве своем одаренные дети плохо воспринимают строго регламентированные, повторяющиеся занятия. Учителям нередко необходима помощь методистов, чтобы разнообразить программу с учетом потребностей высокоодаренных учеников.

Средняя ступень (V – VIII классы).

Старшая ступень (IX – XI классы)

  •   Создавать ситуации незавершенности или открытости, в отличие от жестко заданных и строго контролируемых ситуаций.
  • Разрешение и поощрение множества вопросов.
  • Создание и разработка приемов, стратегий, инструментов, предметов для последующей деятельности.
  • Стимулирование ответственности и независимости.
  • Делать акцент на самостоятельных разработках, наблюдениях, чувствах, обобщениях, сопоставлениях.
  • Формировать более разнообразный взгляд на мир.
  • Внимание к интересам детей со стороны родителей, окружающих их взрослых.
  • Не давать ребенку прямых условий, рекомендаций. Ребенок должен сам их выработать.
  • Не сдерживать инициативу, даже в ущерб урока.
  • Научить прослеживать межпредметные связи.
  • Приучить детей к самостоятельности принятия решения и анализа ситуации.
  • Оказывать поддержку в ситуации успеха.
  • Обеспечить исследовательскую деятельность для одаренных детей.
  • При взаимодействии с одаренным ребенком учитель должен проявлять чувство юмора.
  • Формировать безоценочные критерии в работе с одаренным ребенком.
  • Педагогу необходимо проявлять настойчивость в работе по развитию определенных способностей ребенка.

Рекомендации психолога:  как развивать творческие способности у детей

  • Подхватывай мысли учащихся и оценивай их тут же, подчеркивая оригинальность, важность и т.п.
  • Усиливай впечатлительность детей на новое в его области интересов (животные, искусство, техника).
  • Поощряй оперирование предметами, материалом, идеями. Ребенок пытается практически решать исследовательские задачи.
  • Учи детей систематической оценке каждой мысли. Никогда не отрицай, не отбрасывай ее.
  • Вырабатывай у учащихся терпимое отношение к новым понятиям, мыслям.
  • Не настаивай на запоминании схем, формул, одностороннего решения, где имеется много способов.
  • Культивируй творческую атмосферу.  Учащиеся должны знать, что творческие предложения, мысли, класс встречает с признанием, принимает их, использует.
  • Учи детей ценить свои и чужие мысли. Очень ценно фиксировать их в блокноте, в тетради.
  • Часто ровесники относятся к способным детям агрессивно, насмешливо. Это необходимо предупреждать. И лучшим способом является объяснение способному ученику, что это обычно, и развивать у него терпимость и уверенность.
  •  Подбрасывай интересные факты, случаи, технические и научные идеи.
  • Рассеивай страх у талантливых детей, вызываемый произведениями искусства. Рассказывай об истории, творческой лаборатории художника, ученого и др.
  • Стимулируй и поддерживай инициативу и самостоятельность учащихся, подбрасывай им проекты, которые могут увлечь.
  • Привязывай талантливых учеников к какой-либо действительной проблеме, что они носились с ней.
  • Создавай проблемные ситуации, требующие альтернатив, прогнозирования,    воображения.
  • Создавай поочередно периоды творческой активности. Многие гениальные решения приходят в такие фазы.
  • Развивай критическое отношение.
  • Побуждай доводить начинания до логического завершения.
  • Воздействуй собственным примером.

Рекомендации учителям, работающим с одаренными детьми

Как показывает практика, наиболее эффективный метод взаимодействия учителя с одаренным ребенком – индивидуальные занятия с акцентом на его самостоятельную работу с материалом. Учителю-предметнику в работе необходимо:

  • составить план занятий с ребенком, учитывая  его склонности (гуманитарные, математические, естественно-научные; музыкальные и т.д.), психические особенности ребенка;
  • определить темы консультаций по наиболее сложным  вопросам;
  • выбрать форму отчета ребенка по предмету (тесты, вопросы и т.д.) за определенные промежутки времени.

Ребенку предоставить:

  • название темы;
  • план изучения темы;
  • основные вопросы;
  • понятия и термины, которые он должен усвоить;
  • практические работы;
  • список необходимой литературы;
  • формы контроля;
  • задания для самопроверки.

Для анализа результатов работы оформить таблицу:

  • предмет
  • дата и время консультаций
  • главные рассматриваемые вопросы
  • время работы с темой по программе
  • фактически затраченное время (причины отклонений от сроков);
  • дополнительные вопросы, не предусмотренные программой.

Учителю необходимо быть доброжелательным и чутким, учитывать психологические особенности ребенка, поощрять его творческое и продуктивное мышление, стремиться к глубокой проработке выбранной темы.