Описание психолого-педагогической деятельности.

Пошлякова Дарья Гавриловна

Описание моей психолого-педагогической деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisanie_psihologo-pedagogicheskoy_deyatelnosti.docx28.01 КБ

Предварительный просмотр:

ОПИСАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ

педагога-психолога

Дарьи Гавриловны Пошляковой

МАОУ Маслянской СОШ

Психолого – педагогические технологии:

Использование ИКТ-технологий становится неотъемлемой частью психологического сопровождения образовательного процесса. Диагностическая работа занимает большую часть времени психолога, так как требуется в ограниченный промежуток времени обработать и проанализировать результаты тестов, анкет, наблюдений. В моей работе использование электронной базы тестовых материалов и заданий значительно ускоряет процесс мониторинга групп учащихся. В нашем лицее мы нередко проводим диагностику профессиональной ориентации на компьютерах коллективов учащихся. Преимущества использования таких технологий - в мгновенном получении анализа проделанного учащегося теста, какой бы огромный и трудозатратный тест ни был. Мне как психологу остается собрать данные каждого учащегося, систематизировать, проанализировать, сопоставить с целым классом. В тренинговой работе при коррекции эмоционально-волевой сферы, поведенческих нарушений без использования компьютерных технологий также не обойтись. Использую в работе разработанные презентации, записи релаксационных программ и тренингов. Использование этих программ значительно экономит мои силы и позволяет шире использовать коррекционные возможности. 

В течение последних 3 лет я также использую мультипликационный материал для просвещения, развития и коррекции познавательной и эмоциональной сфер учащихся. Мультипликационные герои, как и герои сказок, фильмов, более органично воспринимаются школьниками, особенно в среднем звене и информация, переданная ими, усваивается гораздо эффективнее.  В работе родительских собраний все чаще обращаюсь к информационным технологиям, наглядно демонстрируя в презентациях и фильмах основные проблемы воспитания, способы их разрешения.

В создании аналитических отчетов, подведении итогов, разработке рекомендаций для педагогов и родителей без компьютера обойтись очень сложно. Огромные статистические данные укладываются в систему посредством разработанных программ «Excel». Создание диаграмм, графиков, таблиц существенно облегчает восприятие профессиональной терминологии. Учителю гораздо проще работать с таблицей, воспринимая весь класс в целом, и каждого конкретного ученика в частности. При подготовке к педагогическим советам, консультациям огромную помощь оказывают ресурсы интернета, сборники электронных книг, психологических электронных материалов.

Технология обучающих игр. Обучающие игры выполняют три основные функции:

  • Инструментальная, где осуществляется формирование определенных навыков и умений, может выражаться в игровых упражнениях;
  • Гностическая, способствует формированию знаний и развитию мышления учащихся, выражается в дидактических методиках;
  • Социально-психологическая, направлена на развитие коммуникативных навыков, выражается в ролевых играх.

Технологию обучающей игры я комбинирую с такими технологиями как групповая технология, диагностика, тренинг. Данные технологии эффективны в работе с детьми всех возрастных категорий и со взрослыми людьми (учителями, родителями).

Здоровьесберегающие технологии. В лицее, наряду с ослабленным физическим здоровьем, школьники страдают психологическими проблемами (дезадаптационными нарушениями). Данные нарушения обусловлены влиянием стрессогенной системы организации образовательного процесса. В моем рабочем арсенале находятся методики, способные вывести ребенка из стрессового состояния, снять внутреннее напряжение, выявить возможности появления более оптимистического взгляда на жизненную ситуацию и т.д.

Наиболее часто я применяю такие методики, как:

  • Музыкотерапия – использование музыки для: расслабления и успокоения, активизации эмоциональной сферы, коррекции эмоционального состояния.
  • Танцевальная терапия – использование танцевальных движений или имитаций под музыку для снятия мышечных зажимов.
  • Телесная терапия – методы работы с телом, целью которых является улучшение телесного и душевного самочувствия.
  • Арт-терапия включает в себя ряд направлений психологической работы, связанных с творчеством – это изотерапия, сказкотерапия. Арт-терапия раскрывает многогранный внутренний потенциал человека и параллельно помогает бороться с рядом психологических проблем, в числе которых травмы, внутренние конфликты, страхи. Благодаря психологии творчества человек погружается в ситуацию, где можно снять стресс и обрести ресурсное состояние.
  • Игровая терапия включает в себя индивидуальные, парные и групповые игры, техники, предполагающие использование разной атрибутики, основанные на активной работе воображения, разных формах художественной экспрессии и др.

Наиболее используемые диагностические методики, представлены в таблице 1.

Таблица 1

Перечень диагностических методик

Основная направленность методики (теста)

Название методики

Дошкольный возраст

Определение уровня мотивационной готовности к школе

  • «Методика исследования мотивации учения у старших дошкольников и первоклассников»  М.Р. Гинзбург;
  • «Экспресс-тест на мотивационную готовность к школе»;
  • «Мотивационная готовность» А. Венгер;
  • Тест "Мотивационная готовность", диагностирующий внутреннюю позицию школьника (по Т.Д. Марцинковской);
  • Тест для определения мотивационной готовности, осведомленности   и отношения ребёнка к школе.

Определение уровня социальной готовности

  • Экспериментальная беседа по определению «Внутренней позиции школьника» разработана Н.И. Гуткиной;
  • Социометрические методики «Два дома», «Капитан корабля»;
  • Тест "Лесенка" для исследования самооценки (По Т.Д. Марцинковской).

Определение волевой готовности

  • «Графический диктант»;
  • Лото Когана;
  • Для определения личностной готовности: Тест-опросник на определение школьной зрелости;
  • Лестница;
  • Три желания

Внимание

  • Методика «Вежливость»;

Методика «ДА и нет»

Память.

  • Методика «Назови цифры»

Методика «Запомни фразы»

Мышление

  • Методика «Домик на полянке»
  • «Подбери пару»;
  • «Доски Сегена»;
  • «Разрезная картинка»;
  • «Найди сходства и отличия»;
  • «Картинка или рассказ со скрытым смыслом»;
  • «Перепутаницы»;
  • «4-й лишний»;
  • Серия картинок»;
  • «Объясни пословицу, крылатое выражение»;
  • «Предметная классификация»;
  • «Кубики Коса»;
  • «Выделение предметов на зашумленном фоне»;
  • «методика 10 слов» А.Р. Лурия;
  • «Методика 5 слов» по Леонтьеву;

« Отгадывание загадок».

Развитие мелкой моторики у дошкольников

  • Методика «Змейка»;
  • Методика «Продолжи узор».

Младший школьный возраст

Методический комплекс диагностики уровня сформированности УУД

у обучающихся в начальной школе

Методический комплекс диагностики уровня сформированности УУД

у обучающихся в начальной школе

Методический комплекс диагностики уровня сформированности УУД

у обучающихся в начальной школе

1 класс

  • Стартовая.
  • Личностные УУД: «Беседа о школе» (модифицированная методика Т.А. Нежновой, А.Л.Венгера, Д.Б.Эльконина, Цвето-рисуночный тест А.О. Прохорова и Г.Г. Генинг.
  • Регулятивные УУД: Графический диктант, «Образец и правило» (А.Л. Венгер, Г.А. Цукерман).
  • Познавательные УУД: Проба на определение количества слов в предложении (С.Н.Карпова), «Исключение лишнего» (тест А. Отиса – Р. Леннона) .
  • Коммуникативные УУД: Методика «Рукавички» (Г.А. Цукерман).
  • Итоговая.
  • Личностные УУД: Тест «Лесенка», Опросник Н. Г.Лускановой "Оценка уровня школьной мотивации», Задание на оценку усвоения нормы взаимопомощи, Анкета Л.М.Ковалевой «Психологический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе».
  • Регулятивные УУД: Методика «Кодирование», «Корректурная проба».
  • Познавательные УУД: Методика на определение уровня вербального (абстрактного) мышления (по К. Йерасеку), методика «10 слов» (А.Л.Венгер,Г.А. Цукерман).
  • Коммуникативные УУД: Методика «Рукавички» (Г.А. Цукерман).

2 класс

  • Личностные УУД: Опросник мотивации Н.Г. Лукановой, Задание на учет мотивов героев в решении моральной дилеммы (модифицированная задача Ж.Пиаже) Методика выявления характера атрибуции успеха/неуспеха.
  • Регулятивные УУД: Тест «Сложная фигура» (А.Рей), методика «Пиктограмма» (А.Р. Лурия).
  • Познавательные УУД: Методика «Исключение слов», методика «Вербальная фантазия».
  • Коммуникативные УУД: «Узор под диктовку» (Цукерман и др., 1992). «Ваза с яблоками» (модифицированная проба Ж.Пиаже; Флейвелл); Социометрия.

3 класс

  • Личностные УУД: Анкета Т.И. Юферевой, «Три оценки» (методика А.И.Липкиной, Задание на выявление уровня моральной децентрации (Ж.Пиаже).
  • Регулятивные УУД: Проба на внимание (П.Я.Гальперин и С.Л. Кабельницкая).
  • Познавательные УУД: Методика «Счет»; Методика «Слова» Т.И. Юферевой, Методика "Логические задачи" (А. 3. Зак).

Коммуникативные УУД: Задание «Совместная сортировка» (Бурменская, 2007), Социометрия.

4 класс

  • Личностные УУД: Рефлексивная самооценка учебной деятельности. Анкета «Оцени поступок» (дифференциация конвенциональных и моральных норм по Э.Туриелю в модификации Е.А.Корчагиной и О.А.Карабановой) Методика КТО Я? (модификация методики Куна).
  • Регулятивные УУД: Методика диагностики уровня сформированности действия рефлексии, методика диагностики уровня сформированности внутреннего плана действий (А.З. Зак)
  • Познавательные УУД: Методика для определения уровня умственного развития младших школьников Э. Ф. Замбацявичене. Сформированность универсального действия общего приема решения задач (по А.Р. Лурия, Л.С. Цветковой).
  • Коммуникативные УУД: Задание «Дорога к дому», Методика «Кто прав?» (модифицированная методика Цукерман Г.А.), Социометрия.

Сформированности психологических особенностей.

  • Система из трех методик: «Рисунок человека», «Образец и правило», «Графический диктант».

Диагностика интеллектуальных способностей

  • Методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей детей 6-7 лет (МЭДИС) Е. И. Щебланова, И. С. Аверина, Е. Н. Задорина;
  • Проверка способности извлекать информацию на слух;
  • Понимание причинно-следственных связей;
  • Исследование словесно-логического мышления учащихся вторых классов;
  • Тест «Сформированность навыка чтения»;

Исследование словесно-логического мышления (Э.Ф. Замбацявичене).

Диагностика школьной тревожности

  • Прихожан А.М. Проективная методика для диагностики школьной тревожности;
  • Рисуночные методики по диагностике эмоционально-аффективной сферы: «Нарисуй человека», «Кинетический рисунок семьи», «Дом-дерево-человек» (Ф..ГудинафД.Харрис, А.Керн – Я.Йерасек, Р.Бернс, С.Кауфман)

Диагностика школьной мотивации

  • Анкета для оценки уровня школьной мотивации
  • Н. Лускановой;
  • Проективные методики «Школа зверей», «Я школьник», «Что я люблю в школе».

Подростковый и старший школьный возраст

Диагностика уровня развития познавательных процессов

  • ШТУР;
  • Красно-черные таблицы Шульте;
  • Методика “Отыскивания чисел”;
  • Методика пиктограмм (по  А.Р. Лурии);
  • Методика “Простые аналогии” и “Сложные аналогии”, “Сравнение понятий”, “Выделение существенных признаков”, “Числовые ряды” ;
  • Г.Бурдон «Корректурная проба».

Диагностика личностных  особенностей

  • Тест Филипса;
  • Исследование самооценки Дембо-Рубинштейн:
  • Тест-опросник на выявление акцентуации  характера К. Леонгард (мод. Шмишека);
  • ПДО Личко;
  • Тест Люшер;
  • Проективная методика  - «Дом Дерево Человет»  Р.Бернс, «Тест несуществующее животное»;
  • Методика диагностики направленности учебной мотивации Т.Д. Дубавицкая;
  • Басса-Дарки (мод. Сафина) Методика диагностики показателей и форм агрессии;
  • «Кто Я»;
  • «Карта интересов личности».

Диагностика межличностных отношений в коллективе и семье

  • Методика Лири;
  • Метод социаметрических измерений;
  • Тест “Подростки о родителях” (Вассерман, Горькавая, Ромицина);
  • Р.Бернс «Кинетический рисунок семьи»;
  • Р.Жиль Проективная методика исследования семейного состояния (межличностные взаимоотношения).

Критические ситуации

Диагностическая анкета о критических ситуациях подростков (по В.В. Овчаровой

Диагностика интеллектуальных способностей

  • Тест Амтхауэра;
  • Методика Мюнстерберга;
  • КОТ  Краткий Ориентировочный тест;
  • Культурно-свободный тест на интеллект (CFIT) Р. Кеттел;
  • Матрицы Ровена;
  • Методика «Интеллектуальная лабильность».

Диагностика личностных особенностей и межличностных отношений

  • “Тест Руки” Э. Вагнера;
  • Рисуночная методика “Нарисуем свой характер”;
  • Опросник Айзенка «Методика экспресс-диагностики характерологических особенностей личности»,
  • Методика РАТ  (Л. Н. Собчик);
  • Проективная методика - ТНЖ “Счастливое НЖ”, “Злое несуществующее животное”, “Несчастное несуществующее животное”;
  • Методика измерения уровня тревожности Тейлора (адаптация Т.А.Немчинова);
  • Проективная методика - “Рисунок семьи”, “Семья животных”;
  • Цветовой тест отношений (ЦТО).

Диагностика суицидального поведения

  • Карта риска суицида;
  • Методика незаконченных предложений;
  • Тест «Ваши суицидальные наклонности»;
  • Методика «Определение уровня депрессии»;
  • Школа безнадежности Бека;
  • Методика «Определение суицидального риска»

Готовность выпускников ГИА

  • Готовность к ЕГЭ/ОГЭ;
  • Анализ пробных экзаменов;
  • Определение детей группы риска;
  • Диагностика представлений о процедуре ЕГЭ / ОГЭ (О.В. Еремина);

Профессиональная  ориентация

  • Тест Голланда;
  • Анкета интересов личности;
  • Матрица выбора профессии;
  • Опросник готовности к профессиональному самоопределению;
  • “Перекресток”;
  • ДДО (Е. Климов);
  • Методика изучения статусов профессиональной идентичности (автор А.А. Азбель);
  • Тест «Стратегии и модели преодолевающего поведения (автор Никифиров Г.С.);
  • Методика Н. Холла на определение уровня Эмоционального Интеллекта;
  • Методика «Опросник профессиональной готовности».

  • (Л. Н. Кабардовой);
  • Ценностные ориентации – мечты, желания;

Самооценка уверенности в себе.

Педагогический коллектив

Особенности личности и оценка профессиональной направленности

  • Методика Юнга;
  • Тест агрессивности (А. Ассингера),;
  • Тест общительности (В.  Ряховский);
  • Методика на выявление способов реагирования в конфликте (К.Н. Томаса);
  • Опросник профессиональной направленности учителя,
  • Тест на выявление тенденций к стилям лекционного общения.

Родители

  • Опросник родительского отношения,  

методика диагностики личности с помощью психогеометрического теста  С. Делингера (адаптация А.А. Алексеевой и Л.А. Громовой);

  • В.В.Ткачева  «Лесенка для родителей»;
  • Методика  Отношение к детям (тест родительского отношения) Авторами методики являются Я.А. Варга, В.В. Столин.).

Программы:

  • Программа профилактики аддиктивного поведения  подростков в условиях образовательного учреждения  на основе ресурсного подхода  (Жарикова Т.П.);
  • Программа психологической подготовки учащихся выпускных классов к сдаче ЕГЭ  «Лицом к лицу с экзаменом» (Квачева Н. Е);
  • Программно-методический комплекс «Стрессоустойчивость. Навыки саморегуляции» (Швецова С.В.);
  • Развивающая профориентационная программа «Миссия выполнима!» (Наволочная Н.А.);
  • Развивающая психолого-педагогическая программа «Формирование инициативности, самостоятельности,  ответственности школьников» (Мазуренко Т.В., Волосенко А.В);
  • Программа по снижению тревожности у подростков «Познай себя» (Аксенов Ю. Г);
  • Программа коррекции тревожности  у подростков (Черная Н.А);
  • Коррекционно-развивающая программа «Толерантность педагога: путь кпрофессиональному долголетию» (Семёнова Е.М);
  • Программа оказания психологической помощи старшеклассникам «SOS» (Зязюлькин П.В)