Описание психолого-педагогической деятельности.
Описание моей психолого-педагогической деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opisanie_psihologo-pedagogicheskoy_deyatelnosti.docx | 28.01 КБ |
Предварительный просмотр:
ОПИСАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ
педагога-психолога
Дарьи Гавриловны Пошляковой
МАОУ Маслянской СОШ
Психолого – педагогические технологии:
Использование ИКТ-технологий становится неотъемлемой частью психологического сопровождения образовательного процесса. Диагностическая работа занимает большую часть времени психолога, так как требуется в ограниченный промежуток времени обработать и проанализировать результаты тестов, анкет, наблюдений. В моей работе использование электронной базы тестовых материалов и заданий значительно ускоряет процесс мониторинга групп учащихся. В нашем лицее мы нередко проводим диагностику профессиональной ориентации на компьютерах коллективов учащихся. Преимущества использования таких технологий - в мгновенном получении анализа проделанного учащегося теста, какой бы огромный и трудозатратный тест ни был. Мне как психологу остается собрать данные каждого учащегося, систематизировать, проанализировать, сопоставить с целым классом. В тренинговой работе при коррекции эмоционально-волевой сферы, поведенческих нарушений без использования компьютерных технологий также не обойтись. Использую в работе разработанные презентации, записи релаксационных программ и тренингов. Использование этих программ значительно экономит мои силы и позволяет шире использовать коррекционные возможности.
В течение последних 3 лет я также использую мультипликационный материал для просвещения, развития и коррекции познавательной и эмоциональной сфер учащихся. Мультипликационные герои, как и герои сказок, фильмов, более органично воспринимаются школьниками, особенно в среднем звене и информация, переданная ими, усваивается гораздо эффективнее. В работе родительских собраний все чаще обращаюсь к информационным технологиям, наглядно демонстрируя в презентациях и фильмах основные проблемы воспитания, способы их разрешения.
В создании аналитических отчетов, подведении итогов, разработке рекомендаций для педагогов и родителей без компьютера обойтись очень сложно. Огромные статистические данные укладываются в систему посредством разработанных программ «Excel». Создание диаграмм, графиков, таблиц существенно облегчает восприятие профессиональной терминологии. Учителю гораздо проще работать с таблицей, воспринимая весь класс в целом, и каждого конкретного ученика в частности. При подготовке к педагогическим советам, консультациям огромную помощь оказывают ресурсы интернета, сборники электронных книг, психологических электронных материалов.
Технология обучающих игр. Обучающие игры выполняют три основные функции:
- Инструментальная, где осуществляется формирование определенных навыков и умений, может выражаться в игровых упражнениях;
- Гностическая, способствует формированию знаний и развитию мышления учащихся, выражается в дидактических методиках;
- Социально-психологическая, направлена на развитие коммуникативных навыков, выражается в ролевых играх.
Технологию обучающей игры я комбинирую с такими технологиями как групповая технология, диагностика, тренинг. Данные технологии эффективны в работе с детьми всех возрастных категорий и со взрослыми людьми (учителями, родителями).
Здоровьесберегающие технологии. В лицее, наряду с ослабленным физическим здоровьем, школьники страдают психологическими проблемами (дезадаптационными нарушениями). Данные нарушения обусловлены влиянием стрессогенной системы организации образовательного процесса. В моем рабочем арсенале находятся методики, способные вывести ребенка из стрессового состояния, снять внутреннее напряжение, выявить возможности появления более оптимистического взгляда на жизненную ситуацию и т.д.
Наиболее часто я применяю такие методики, как:
- Музыкотерапия – использование музыки для: расслабления и успокоения, активизации эмоциональной сферы, коррекции эмоционального состояния.
- Танцевальная терапия – использование танцевальных движений или имитаций под музыку для снятия мышечных зажимов.
- Телесная терапия – методы работы с телом, целью которых является улучшение телесного и душевного самочувствия.
- Арт-терапия включает в себя ряд направлений психологической работы, связанных с творчеством – это изотерапия, сказкотерапия. Арт-терапия раскрывает многогранный внутренний потенциал человека и параллельно помогает бороться с рядом психологических проблем, в числе которых травмы, внутренние конфликты, страхи. Благодаря психологии творчества человек погружается в ситуацию, где можно снять стресс и обрести ресурсное состояние.
- Игровая терапия включает в себя индивидуальные, парные и групповые игры, техники, предполагающие использование разной атрибутики, основанные на активной работе воображения, разных формах художественной экспрессии и др.
Наиболее используемые диагностические методики, представлены в таблице 1.
Таблица 1
Перечень диагностических методик
Основная направленность методики (теста) | Название методики |
Дошкольный возраст | |
Определение уровня мотивационной готовности к школе |
|
Определение уровня социальной готовности |
|
Определение волевой готовности |
|
Внимание |
Методика «ДА и нет» |
Память. |
Методика «Запомни фразы» |
Мышление |
« Отгадывание загадок». |
Развитие мелкой моторики у дошкольников |
|
Младший школьный возраст | |
Методический комплекс диагностики уровня сформированности УУД у обучающихся в начальной школе Методический комплекс диагностики уровня сформированности УУД у обучающихся в начальной школе Методический комплекс диагностики уровня сформированности УУД у обучающихся в начальной школе | 1 класс
|
2 класс
| |
3 класс
Коммуникативные УУД: Задание «Совместная сортировка» (Бурменская, 2007), Социометрия. | |
4 класс
| |
Сформированности психологических особенностей. |
|
Диагностика интеллектуальных способностей |
Исследование словесно-логического мышления (Э.Ф. Замбацявичене). |
Диагностика школьной тревожности |
|
Диагностика школьной мотивации |
|
Подростковый и старший школьный возраст | |
Диагностика уровня развития познавательных процессов |
|
Диагностика личностных особенностей |
|
Диагностика межличностных отношений в коллективе и семье |
|
Критические ситуации | Диагностическая анкета о критических ситуациях подростков (по В.В. Овчаровой |
Диагностика интеллектуальных способностей |
|
Диагностика личностных особенностей и межличностных отношений |
|
Диагностика суицидального поведения |
|
Готовность выпускников ГИА |
|
Профессиональная ориентация |
Самооценка уверенности в себе. |
Педагогический коллектив | |
Особенности личности и оценка профессиональной направленности |
|
Родители | |
методика диагностики личности с помощью психогеометрического теста С. Делингера (адаптация А.А. Алексеевой и Л.А. Громовой);
|
Программы:
- Программа профилактики аддиктивного поведения подростков в условиях образовательного учреждения на основе ресурсного подхода (Жарикова Т.П.);
- Программа психологической подготовки учащихся выпускных классов к сдаче ЕГЭ «Лицом к лицу с экзаменом» (Квачева Н. Е);
- Программно-методический комплекс «Стрессоустойчивость. Навыки саморегуляции» (Швецова С.В.);
- Развивающая профориентационная программа «Миссия выполнима!» (Наволочная Н.А.);
- Развивающая психолого-педагогическая программа «Формирование инициативности, самостоятельности, ответственности школьников» (Мазуренко Т.В., Волосенко А.В);
- Программа по снижению тревожности у подростков «Познай себя» (Аксенов Ю. Г);
- Программа коррекции тревожности у подростков (Черная Н.А);
- Коррекционно-развивающая программа «Толерантность педагога: путь кпрофессиональному долголетию» (Семёнова Е.М);
- Программа оказания психологической помощи старшеклассникам «SOS» (Зязюлькин П.В)