Программа кружка по сенсорики для первой младшей группы "Пальчиковая страна" 2018-2019 учебные годы.
Сенсорика (от лат. «восприятие») – восприятие ощущений, внешних воздействий.
В физиологии сенсорика - функция нервной системы, заключающаяся в восприятии внешних раздражителей.
Сенсорное развитие ребенка – это способ познания окружающего мира, в основе которого лежит работа органов чувств.
Сенсорное воспитание – целенаправленные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование чувственного опыта и совершенствование ощущений и восприятия.
Значение сенсорного восприятия – является основой для интеллектуального развития;
- упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;
- готовит к реальной жизни;
- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
- развивает наблюдательность;
- развивает внимание;
- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.
- позитивно влияет на эстетическое чувство;
- является основой для развития воображения;
- дает ребенку возможность овладеть новыми способами
предметно-познавательной деятельности ( цвет, форма-фигуры, величина, звуки, запах, вкус)
Важно научить малыша выражать в словесной форме накопленные тактильные, слуховые, зрительные, обонятельные образы.
Цель кружка : способствовать накоплению сенсорного опыта, через развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия, развивать мелкую моторику руки, понимание речи, гармоничное развитие детей.
Основные задачи :- развитие тонкой моторики пальцев;
- развитие движений кистей рук;
- развитие подражения движениям рук;
- развитие понимания речи;
- развитие психических процессов, внимания, памяти, мышления, воображения;
- обогатить чувственный опыт детей посредством интеграции разнообразных видов деятельности и максимально его использовать для оптимизации познавательной активности и творческого воображения.
Такие игры способствуют созданию положительного эмоционального фона, воспитывают усидчивость, формируют положительную мотивацию на занятии.
Формы работы:
- игры с предметами и материалами;
- самомассаж рук;
- пальчиковая гимнастика.
Организация кружка:
Кружок организуется с детьми 4-х младших групп, проводится кружок один раз в неделю (во второй половине дня, продолжительностью по 10-15 минут).
Занятия проводятся с октября по май месяцы 2018 по 2019 учебные годы.
Месяц | Занятие | Цель | Оборудован. материалы |
Октябрь: | 1.»Цветные палочки»; «Пирог»; «Знакомство с палочками». | Развивать навыки, узнавать среди других предметов палочки, находить их на ощупь. (пальчик. гимнастика) | Счетные палочки, мешочек с игрушками и грецкими орехами. |
| 2.Самомассаж мячиком- ежиком (катание по столу); «Разберем палочки по цвету». | Упражнять группировать палочки по цвету, закреплять знания основных цветов . Сложить картинку из палочек. | Набор счетных палочек, шипованный мячик. |
| 3.Массаж каштанами (катание между ладонями); «Короткий- длинный». | Развивать навыки, развивать понятия «длинный»-«короткий» в построении фигур из палочек. | Каштаны, счетные палочки, цветные тарелочки. |
| 4.Пальчиковая гимнастика; «Киска»; «Рисунок». | Приучать выкладывать с помощью палочек различные фигуры, развивать коорд. движения рук и тонкие движения кончиков пальцев. | Счетные палочки. |
Ноябрь: | 1.»Цветовая гамма». Самомассаж пальчиков- «Мы погладим наши ручки». (поглаживание пальчиков в разных направлениях). «Каждому листочку – свое место».
| Осуществлять выбор контура листочка по образцу и проверять его примериванием, знакомить с названиями цветов. | Карточки с листочками цветов, ( осн. четыре цвета) |
| 2.Пальчиковая гимнастика- «Прыг-Прыг»; «Чей домик?» | Формировать умение действовать по образцу; развивать тактильные ощущения. | Ширма – раскладушка; «Домики». |
| 3.Самомассаж- «Покатай, покатай» (катание карандаша по столу). «Помоги зайчику найти дорожку домой» | Развивать координацию рук, эмоциональное отношение к результату своей деятельности. | Картинка (лист бумаги) с изображением домика и зайчика ( по количеству детей). |
| 4.Пальчиковая игра: «Братики пальчики»; «Конфетки к чаю». | Закрепить знания о цветовой гамме, развивать самостоятельность в процессе деятельности. | Цветная бумага, желтого, красного, зеленого и синего цветов, вазочка. |
Декабрь: | 1.«Чудо прищепки». Самомассаж шишками и грецкими орехами (катание ладонями, сжимаем поочередно в каждой ладони). Игры с прищепками. | Формировать умение детей застегивать и растегивать прищепки. | Картинки на картонной основе, солнце, ежик, улитка, прищепки. |
| 2.Пальчиковая гимнастика «Замок»; «Найди пару» | Формировать умение подбирать прищепку к соответствующей по цвету картинке | Картинки- «дерево зеленое», «солнце», «яблоко», набор прищепок. |
| 3.Массаж- «Непослушные шарики»-(сжимаем резиновый мячик поочередно в каждой ладони) «Развесь платочки»
| Учить закреплять платочки на веревке прищепками. | Веревка, платочки ( по количеству детей, прищепки) |
| 4.Пальчиковая гимнастика- «Кошки- мышки»; «Веселая полянка» | Формировать умения выкладывать с помощью прищепок композицию. | Картинка с изобр-м солнца, травки, деревьев, цветов, набор прищепок.
|
Январь: | «Пуговки» Самомассаж каштанами (катаем поочередно каждой ладошкой по столу) «Пуговичный домик» | Формировать умение различать цвета по принципу «Такой не такой». Находить пуговицу определенного цвета по образцу. | Большие и маленькие пуговицы желтого, красного, зеленого и синего цветов, ячейки – домики. |
| 2.Пальчиковая гимнастика – «Домик» «Застегни и расстегни» | Развивать способность застегивать и расстегивать пуговицу обеими руками. | Панно «Веселый ежик с пуговицами» |
| 3.Самомассаж – Крутить карандашом (катание гладкого и ребристого карандаша между ладонями) «Пирамидка из пуговиц» | Способствовать развитию навыков классифицирования. | Зубочистки, пуговицы разной величины. |
| 4.Самомассаж – «Сильные пальчики» (нажимаем на резиновый мячик с силой) «Узор из пуговиц» | Формировать умение действовать по образцу, развивать творческие способности детей. | Картинки – Шарики, самолет, паровозик, разноцветные пуговицы разного размера. |
Февраль: | 1.»Крышечки» Самомассаж еловыми шишками (катание по столу поочередно) «Какого цвета» | Развивать навыки правильно подбирать по цвету крышки к картинке. Раскладывать крышки по цветным стаканчикам. | Крышки разных цветов, пластиковые ведерки с изображением определенного цвета (помидор, банан, трава, цветок) |
| 2.Пальчиковая гимнастика «Елочка»; «Помоги ежику собрать все грибы на поляне» | Познакомить со свойствами предмета, развивать навыки закручивания и открытия пробки (грибочки)
| Пластиковые бутылочки с отвинчивающими крышками. |
| 3.Пальчиковая гимнастика «Зайчик» «Ножки» | Формировать навыки движения указательным и средним пальцами имитировать катание на лыжах. | Крышечки. |
| 4.Массаж- «Сильные пальчики» «Гусеница» | Приучать распределять крышки разных цветов соответственно картинке, развивать воображение, творческие способности. | Картинки с изображением гусеницы, разноцветные крышки. |
Март: | 1.»Удивительная крупа» Пальчиковая гимнастика – «Мы во двор гулять пойдем» «Узоры на подносе» | Формировать ритмично рисовать указательным пальцем, развивать фантазию у детей. | Поднос с манкой (крупа) |
| 2.Самомассаж «Крутим карандашом» (катание гладкого и ребристого карандаша между ладонями) «Украсим дорожку» | Развивать навыки посыпать тремя пальцами, не выходя за края дорожки. | Глубокое блюдо с рисом, полоски цветной бумаги шириной 5 см. |
| 3.Массаж грецким орехом «Сеем – посеем» | Развивать умение просеивать манку через сито, получать удовлетворенность от проделанной работы. | Емкость с манкой, 10 шт. гречки, сито. грецкие орехи. |
| 4.Пальчиковая гимнастика «Зайка серенький сидит» «Что это звучит» | Развивать исследо- вательские действия путем вынимания предмета на ощупь, звукового восприятия, тактильного ощущения. | Киндер сюрпризы, наполненные разной крупой. |
Апрель: | 1.»Фасолька» Пальчиковая гимнастика – «Семья»; «Раз фасоль, два фасоль…» | Развивать логику и быстроту движений рук. | Баночки, фасоль. |
| 2.Самомассаж «Дровишки»-(катание карандаша между ладонями по всей длине пальчиков) «Найти, что спряталось в фасоли?» | Развивать мелкую моторику, воображение и фантазию. | Глубокая чашка с фасолью, игрушки из киндер-сюрприза. |
| 3.Массаж пальчиков мячиком- ежиком; «Переложи фасоль» | Развивать ловкость и координацию при Перекладывании Из коробки в бутылочку, запоминать последовательность действий. | Коробка с фасолью, пластиковая бутылка. |
| 4.Пальчиковая гимнастика- «Апельсин»; «Дорожка» | Формировать умения выкладывать дорожки из фасоли, развивать моторику рук, внимание. | Дорожка- нарисованная на листе бумаги, фасоль. |
Май: | 1.»Макаронная фантазия» Самомассаж –камушками (катать по очереди каждым пальчиком по столу)» Найди клад». | Развивать мелкую моторику, активизацию поисковых навыков. | Емкость с макаронами, маленькая яркая игрушка. |
| 2.Пальчиковая гимнастика- «Сорока-белобока» «Угости куклу конфеткой» | Формировать умения и навыки Перекладывать макароны по одной штучке, правильно брать их пальчиками. | Кукла, три тарелочки, крупные макароны. |
| 3.Массаж- катание бусинок; «Мастерим бусы»
4.Пальчиковая гимнастика- «Машина»; «Выложи ряд».
| Развивать умение нанизывать макароны на шнурок (бусины), творческого воображения.
Способствовать Развития умения запоминать послед. действий, развивать самостоятельность. | Макаронные изделия (или бусины) разного цвета с крупным просветом, шнурок.
Макароны- трубочки и бантики. |
«Апельсин»:
Мы делили апельсин
Много нас, а он один (дети сжимают и разжимают пальцы обеих рук в кулаки)
Эта долька – для ежа
Эта долька – для стрижа
Эта долька – для утят
Эта долька – для котят
Эта долька – для бобра (по очереди загибают пальцы начиная с большого)
А для волка – кожура (сжимают пальцы обеих рук в кулаки)
Он сердит на нас – беда;
Разбегайтесь – (резко разжимают пальцы, сжатые в кулаки)
Кто куда !
«Киска»:
Есть у киски глазки (показывает глазки)
Есть у киски ушки
Есть у киски лапки (сжимают и разжимают кулачки)
Мягкие подушки.
Киска, киска не сердись (грозят пальчиком);
Не царапай деток. Брысь! (хлопок в ладоши)
«Братики - пальчики»
Этот пальчик хотел спать (загнуть мизинчик);
Этот пальчик шмыг в кровать (загнуть безымянный );
Этот пальчик лишь вздремнул (загнуть средний);
Этот пальчик враз уснул (загнуть указательный);
Этот пальчик крепко спит (загнуть большой);
Никто больше не шумит! (поочередно загибая пальчики, можно делать им легкий массаж, немного поглаживая).