Программа кружка по сенсорики для первой младшей группы "Пальчиковая страна" 2018-2019 учебные годы.

Богданова Ольга Валентиновна

Сенсорика (от лат. «восприятие») – восприятие ощущений, внешних воздействий.

В физиологии сенсорика - функция нервной системы, заключающаяся в восприятии внешних раздражителей.

Сенсорное развитие ребенка – это способ познания окружающего мира, в основе которого лежит работа органов чувств.

Сенсорное воспитание – целенаправленные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование чувственного опыта и совершенствование ощущений и восприятия.

Значение сенсорного восприятия – является основой для интеллектуального развития;

- упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;

- готовит к реальной жизни;

- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;

- развивает наблюдательность;

- развивает внимание;

- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

- позитивно влияет на эстетическое чувство;

- является основой для развития воображения;

- дает ребенку возможность овладеть новыми способами

предметно-познавательной деятельности ( цвет, форма-фигуры, величина, звуки, запах, вкус)

Важно научить малыша выражать в словесной форме накопленные тактильные, слуховые, зрительные, обонятельные образы.

  Цель кружка :    способствовать накоплению сенсорного опыта, через развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия, развивать мелкую моторику руки, понимание речи, гармоничное развитие детей.

  Основные задачи :- развитие тонкой моторики пальцев;

- развитие движений кистей рук;

- развитие  подражения движениям рук;

- развитие понимания речи;

- развитие психических процессов, внимания, памяти,      мышления, воображения;

- обогатить чувственный опыт детей посредством интеграции разнообразных видов деятельности и максимально его использовать для оптимизации  познавательной активности и творческого воображения.

Такие игры способствуют созданию положительного эмоционального фона, воспитывают усидчивость, формируют положительную мотивацию на занятии.

Формы работы:

- игры с предметами и материалами;

- самомассаж рук;

- пальчиковая гимнастика.

Организация кружка:

Кружок организуется с детьми 4-х младших групп, проводится кружок один раз в неделю (во второй половине дня, продолжительностью по 10-15 минут).

Занятия проводятся с октября по май месяцы 2018 по 2019 учебные годы.

Месяц

Занятие

Цель

Оборудован. материалы

Октябрь:

1.»Цветные палочки»; «Пирог»;

«Знакомство с палочками».

Развивать навыки, узнавать среди других предметов палочки, находить их на ощупь. (пальчик. гимнастика)

Счетные палочки, мешочек с игрушками и грецкими орехами.

 

2.Самомассаж мячиком- ежиком (катание по столу); «Разберем палочки по цвету».

Упражнять группировать палочки по цвету, закреплять знания основных цветов . Сложить  картинку из палочек.

Набор счетных палочек, шипованный мячик.

 

3.Массаж каштанами (катание между ладонями); «Короткий- длинный».

Развивать навыки, развивать понятия «длинный»-«короткий» в построении фигур из палочек.

Каштаны, счетные палочки, цветные тарелочки.

 

4.Пальчиковая гимнастика; «Киска»; «Рисунок».

Приучать выкладывать с помощью палочек различные фигуры, развивать коорд. движения  рук и тонкие движения кончиков пальцев.

Счетные палочки.

Ноябрь:

1.»Цветовая гамма». Самомассаж пальчиков- «Мы погладим наши ручки». (поглаживание пальчиков в разных направлениях).

«Каждому листочку – свое место».

 

Осуществлять выбор контура листочка по образцу и проверять его примериванием, знакомить с названиями цветов.

Карточки с листочками цветов,  ( осн. четыре цвета)

 

2.Пальчиковая гимнастика- «Прыг-Прыг»;

«Чей домик?»

Формировать умение действовать по образцу; развивать тактильные ощущения.

Ширма – раскладушка; «Домики».

 

3.Самомассаж- «Покатай, покатай» (катание карандаша по столу).

«Помоги зайчику найти дорожку домой»

Развивать координацию рук, эмоциональное отношение к результату своей деятельности.

Картинка (лист бумаги) с изображением домика и зайчика ( по количеству детей).

 

4.Пальчиковая игра: «Братики пальчики»;

«Конфетки к чаю».

Закрепить знания о цветовой гамме, развивать самостоятельность в процессе деятельности.

Цветная бумага, желтого, красного, зеленого и синего цветов, вазочка.

Декабрь:

1.«Чудо прищепки». Самомассаж шишками и грецкими орехами (катание ладонями, сжимаем поочередно в каждой ладони). Игры с прищепками.

Формировать умение детей застегивать и растегивать прищепки.

Картинки на картонной основе, солнце, ежик, улитка, прищепки.

 

2.Пальчиковая гимнастика «Замок»; «Найди пару»

Формировать умение подбирать прищепку к соответствующей по цвету картинке

Картинки- «дерево зеленое», «солнце», «яблоко», набор прищепок.

 

3.Массаж- «Непослушные шарики»-(сжимаем резиновый мячик поочередно в каждой ладони)

«Развесь платочки»

 

Учить закреплять платочки на веревке прищепками.

Веревка, платочки ( по количеству детей, прищепки)

 

4.Пальчиковая гимнастика- «Кошки- мышки»; «Веселая полянка»

Формировать умения выкладывать с помощью прищепок композицию.

Картинка с изобр-м солнца, травки, деревьев, цветов, набор прищепок.

 

Январь:

«Пуговки»

Самомассаж каштанами (катаем поочередно каждой ладошкой по столу)

«Пуговичный домик»

Формировать умение различать цвета по принципу

«Такой не такой».

Находить пуговицу определенного цвета по образцу.

Большие и маленькие пуговицы желтого, красного, зеленого и синего цветов,

ячейки – домики.

 

2.Пальчиковая гимнастика – «Домик»

«Застегни и

расстегни»

Развивать способность застегивать и расстегивать пуговицу обеими руками.

Панно

«Веселый ежик с пуговицами»

 

3.Самомассаж –

Крутить карандашом (катание гладкого и ребристого карандаша между ладонями)

«Пирамидка из пуговиц»

Способствовать развитию навыков классифицирования.

Зубочистки,

пуговицы разной величины.

 

4.Самомассаж –

«Сильные пальчики» (нажимаем на резиновый мячик с силой)

«Узор из пуговиц»

Формировать умение действовать по образцу, развивать творческие способности детей.

Картинки –

Шарики, самолет,

паровозик,

разноцветные пуговицы разного размера.

Февраль:

1.»Крышечки»

Самомассаж еловыми шишками (катание по столу поочередно)

«Какого цвета»

Развивать навыки правильно подбирать по цвету крышки к картинке.

Раскладывать крышки по цветным  стаканчикам.

Крышки разных цветов, пластиковые ведерки с изображением определенного цвета (помидор, банан, трава, цветок)

 

2.Пальчиковая гимнастика

«Елочка»;

«Помоги ежику собрать все грибы на поляне»

Познакомить со свойствами предмета, развивать навыки закручивания и открытия пробки (грибочки)

 

Пластиковые бутылочки с

отвинчивающими крышками.

 

3.Пальчиковая гимнастика

«Зайчик»

«Ножки»

Формировать навыки движения указательным и средним пальцами имитировать катание на лыжах.

Крышечки.

 

4.Массаж-

«Сильные пальчики»

«Гусеница»

Приучать распределять крышки разных цветов соответственно картинке, развивать воображение, творческие способности.

Картинки с изображением гусеницы, разноцветные крышки.

Март:

1.»Удивительная крупа»

Пальчиковая гимнастика –

«Мы во двор гулять пойдем»

«Узоры на подносе»

Формировать ритмично рисовать указательным пальцем, развивать фантазию у детей.

Поднос с манкой

(крупа)

 

2.Самомассаж

«Крутим карандашом» (катание гладкого и ребристого карандаша между ладонями)

«Украсим дорожку»

Развивать навыки посыпать тремя пальцами, не выходя за края дорожки.

Глубокое блюдо с рисом, полоски цветной бумаги шириной 5 см.

 

3.Массаж грецким орехом

«Сеем – посеем»

Развивать умение просеивать манку через сито, получать удовлетворенность от проделанной работы.

Емкость с манкой,

10 шт. гречки, сито.

грецкие орехи.

 

4.Пальчиковая гимнастика

«Зайка серенький сидит»

«Что это звучит»

Развивать исследо-

вательские действия

путем вынимания предмета на ощупь,

звукового восприятия, тактильного ощущения.

Киндер сюрпризы,

наполненные разной крупой.

Апрель:

1.»Фасолька»

Пальчиковая гимнастика –

«Семья»;

«Раз фасоль, два

фасоль…»

Развивать логику и быстроту движений

рук.

Баночки, фасоль.

 

2.Самомассаж

«Дровишки»-(катание карандаша между ладонями по всей длине пальчиков)

«Найти, что спряталось в фасоли?»

Развивать мелкую моторику, воображение и фантазию.

Глубокая чашка с фасолью, игрушки из

киндер-сюрприза.

 

3.Массаж пальчиков мячиком- ежиком;

«Переложи фасоль»

Развивать ловкость и координацию при

Перекладывании

Из коробки в бутылочку, запоминать последовательность действий.

Коробка с фасолью, пластиковая бутылка.

 

4.Пальчиковая гимнастика-

«Апельсин»;

«Дорожка»

Формировать умения выкладывать дорожки из фасоли,

развивать моторику рук, внимание.

Дорожка- нарисованная на листе бумаги, фасоль.

Май:

1.»Макаронная

фантазия»

Самомассаж –камушками (катать по очереди каждым пальчиком по столу)» Найди клад».

Развивать мелкую моторику, активизацию поисковых навыков.

Емкость с макаронами, маленькая яркая игрушка.

 

2.Пальчиковая гимнастика-

«Сорока-белобока»

«Угости куклу

конфеткой»

Формировать умения и навыки

Перекладывать макароны по одной штучке, правильно брать их пальчиками.

Кукла, три тарелочки,

крупные макароны.

 

3.Массаж-

катание бусинок;

«Мастерим

бусы»

 

4.Пальчиковая гимнастика-

«Машина»;

«Выложи ряд».

 

Развивать умение нанизывать макароны на шнурок (бусины),

творческого воображения.

 

Способствовать

Развития умения запоминать послед.

действий, развивать

самостоятельность.

Макаронные изделия (или бусины) разного цвета с крупным просветом, шнурок.

 

 

 

 

Макароны- трубочки и бантики.

 

«Апельсин»:

Мы делили апельсин

Много нас, а он один (дети сжимают и разжимают пальцы обеих рук в кулаки)

Эта долька – для ежа

Эта долька – для стрижа

Эта долька – для утят

Эта долька – для котят

Эта долька – для бобра (по   очереди загибают пальцы начиная с большого)

А для волка – кожура (сжимают пальцы обеих рук в кулаки)

Он сердит на нас – беда;

Разбегайтесь – (резко разжимают пальцы, сжатые в кулаки)

Кто  куда !  

«Киска»:

Есть у киски глазки (показывает глазки)

Есть у киски ушки

Есть у киски лапки (сжимают и разжимают кулачки)

Мягкие подушки.

Киска, киска не сердись (грозят пальчиком);

Не царапай деток. Брысь!  (хлопок в ладоши)

«Братики -  пальчики»

Этот пальчик хотел спать (загнуть мизинчик);

Этот пальчик шмыг  в кровать (загнуть безымянный );

Этот пальчик лишь вздремнул (загнуть средний);

Этот пальчик враз уснул (загнуть указательный);

Этот пальчик крепко спит (загнуть большой);

Никто больше не шумит! (поочередно  загибая пальчики, можно делать им легкий массаж, немного поглаживая).