Консультация для родителей. «Сенсорное воспитание детей раннего возраста»
Консультация для родителей
«Сенсорное воспитание детей раннего возраста»
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д.
В сенсорном воспитании детей раннего и дошкольного возраста дидактические игры и игрушки являются ведущими средствами обучения. Дидактическая игра
Характеризуется определенной структурой: наличием дидактических задач, без чего она теряет свой обучающий характер и целенаправленность, наличием игрового действия, которое и ведет ребенка, заинтересовывает, дает возможность обучаться играя, и конечно правилами игры, которые направляют игру ребенка по заданному пути.
Дидактическая игра знакомит детей с формой, величиной, цветом, звуком, пространственными признаками.
Предоставляются различные дидактические игры:
- «Грибочки для ежика»
- «Подбери по цвету»
- «Собери бусы»
- «Посади бабочку на цветочек»
- «Подбери заборчик к домику»
- «Закрой окошки в домиках» и т. д.
Дидактическая игра «Собери яблоки».
Цель: упражнять детей в различении и назывании трех цветов: красного, желтого, зеленого. Учить детей раскладывать яблоки по цвету на соответствующие данному цвету тарелочки.
Дидактическая игра: «Собери грибочки»
Цель: упражнять детей в различении и назывании трех цветов: красного, желтого, зеленого. Учить детей раскладывать грибочки по цвету шляпок на соответствующие данному цвету тарелочки.
Дидактическая игра: «Собери урожай»
Цель: Ознакомление детей с величиной предметов. Упражнять детей в раскладывании предметов: в большую корзину- большие овощи, в маленькую-маленькие. Закреплять цвета: красный, зеленый.
Дидактическая игра: «Подбери чашку к блюдцу»
Цель: Формировать у детей представление о цвете. Учить различать и называть цвета.
Дидактическая игра: «Найди пару к варежке»
Цель: Закреплять умение соотносить цвет, форму с образом.
Дидактическая игра: «Собери мячики в ведра»
Цель: Учить детей соотносить предметы по размеру.
Дидактическая игра: «Волшебные мешочки»
Цель: Развитие мелкой моторики рук, учить называть основные цвета: красный, синий, желтый, зеленый. Содержание мешочков: пуговицы, шишки, желуди, бусины, крышки, губка, шуршащий мешочек.
Дидактическая игра: «Волшебный фартук»
Цель: Учить детей подбирать по цвету прищепки к кармашкам. Называть и закреплять основные цвета.
Дидактический материал всегда вызывает у детей большой интерес, желание действовать. Сначала необходимо использовать красный и синий цвета, затем желтый и зеленый. Затем постепенно можно вводить белый и черный. Для этого необходимо подбирать предметы и игрушки интенсивной окраски. Большинство дидактических игр для маленьких детей является именно игровыми упражнениями с различными геометрическими телами (шар, куб и т. д.), и геометрическими фигурами (круг, квадрат и т. д.). Практически действуя с ними, дети сенсорно познают их, научаются различать, узнавать и т.д.
Хорошо подобранные и правильно организованные игры на называние цветов и геометрических фигур, пространственных признаков могут принести много пользы.
Дети раннего возраста:
- должны ориентироваться в 3-4 цветах, некоторые называть, подбирать по образцу;
- ориентироваться в 3 и более контрастных величинах (собирать трехместную матрешку и другие вкладыши после показа);
- собирать пирамидку по убыванию размера 4-5 колец контрастных величин;
- соотносить конфигурацию объёмной геометрической фигуры с плоскостным изображением, накладывать на образец (раскладывать вкладыши разной величины или формы в аналогичные отверстия на доске);
- начинать распознавать вес, фактуру, температуру предметов (тяжелый, легкий, мягкий, твердый, холодный, теплый);
- в рамках листа проводить вертикальные, горизонтальные, округлые, короткие и длинные линии, называть нарисованное.
Методические рекомендации для родителей по созданию предметно-развивающей среды в семье. Для детей с 2 до 3 года лет.
В этот период для познавательного развития ребенка решающее значение имеет богатство окружающей его среды:
Желательно. Чтобы ребенка окружали игрушки из различных материалов- дерева, камня, глины, металла, различных по фактуре тканей и т. п. причем предпочтение желательно отдавать природным материалам и объектам.
Большое значение в этом возрасте имеют игры с песком и водой, когда ребенок имеет возможность пересыпать и перекладывать из одной емкости в другую;
Различные движущиеся игрушки:
- игрушки для построения ряда по возрастанию- убыванию:
пирамидки, матрешки и т. д.
- игрушки в которых используются разные принципы извлечения звука;
- самодельные свистящие, шумящие, гремящие, скрипящие, шуршащие предметы. Это могут быть:
- банки из под кофе, чая, соков, наполненные горохом, косточками, фантиками, песком, скрепками, пуговицами и т. д.
- погремушки из нанизанных на проволоку пуговиц, пластмассовых и металлических бусин, колокольчиков.
- шуршание при трении друг о друга еловые шишки, оберточная бумага, шумящие морские раковины, палочки разной толщины из дерева разных пород;
- свистки и дудочки из глины и дерева;
- конструкторы и мозаика;
- разнообразные изобразительные материалы;
Пластилин, воск, краски, карандаши, фломастеры, мелки и т. д.
Игрушки контрастных размеров и различной формы (круглые, кубические). Емкости, с которыми можно производить прямые и обратные действия, положить - достать, насыпать и высыпать. Книги с большими предметными картинками.