Участие в работе методических объединений

Будаева Жаргалма Васильевна

Обобщение и распространение собственного педагогического опыта является основой для дальнейшего профессионального роста учителя. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Будаева Жаргалма Васильевна, учитель бурятского языка и литературы

МБОУ «Курумканская СОШ №2», Республика Бурятия

Использование ментальных карт на уроках 

бурятского языка и литературы

По современным требованиям ученики сегодня должны уметь самостоятельно добывать знания, уметь  применять их в жизни, обрабатывать различную информацию, анализировать ее  и обобщать,  критически мыслить и искать рациональные пути в решении проблем. Моя задача как учителя – повысить активность учащихся, вовлечь их в творческую деятельность, где они смогли бы взаимодействовать друг с другом, строить диалоги и самостоятельно получать знания. В этом помогает метод интеллект-карт (ИК), который использую на различных типах и формах уроков бурятского языка:

  • изучение нового материала
  • закрепление материала
  • обобщение материала
  • конспектирование.

 Этот метод дает возможность, во-первых, повысить мотивацию к учебе, качество знаний, во-вторых, развивать коммуникативные, предметные компетенции и творческие способности. А также активизировать работу на уроке и корректировать знания учащихся.

На уроках бурятской  литературы мы составляем когнитивные карты о жизни и творчестве писателей, куда дети включают их основные произведения, ассоциации к ним, запомнившиеся строки из стихотворений, крылатые выражения и т.д.

На уроках бурятского языка я использую данный метод при работе с лексическим материалом, литературоведческим, при введении терминов, контроле. Я считаю, что рисование картинок и образов облегчает понимание и запоминание материала.  Например, ментальная карта по теме «Ажал хүдэлмэри. Глагол в форме постоянно повторяющегося действия (дабтаhан причасти)» составлена учеником 6 класса. 

C:\Users\Вика\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\рисунок 001.jpg

При помощи метода интеллект-карты ученику легче выделить основную мысль: она размещена в центре листа – АЖАЛ ХУДЭЛМЭРИ - МЭРГЭЖЭЛ. Более значимые идеи находятся ближе к центру, а менее важные – на периферии. На карте нагляднее видны связи между ключевыми понятиями. В результате информация  воспроизводится лучше и быстрее. Карту можно без труда дополнить новой информацией без вычеркиваний и вставок. На запоминание и повторение информации тратится меньше времени, её воспроизведение становится более осмысленным.

Также можно предложить учащимся составить ментальную карту прочитанного текста. При этом интересно послушать их концепцию нарисованного и написанного.

Сочи-2014

Манай Росси гүрэндэ февралиин долоонhоо хорин гурбан болотор Υбэлэй Олимпиин наадан үнгэрхэ. Сочи хото наян табан гүрэнэй айлшадые угтан абаха. Дэлхэйн олон тамиршад hорилго хэнэ. Биатлон, бобслей, кёрлинг, хоккей, коньки, сана, шарга – мүрысөөнүүдэй зүйлнүүд болоно.

Мүнөө үедэ манай гүрэн соогуур Олимпиин галай эстафетэ үнгэрнэ. Ноябриин хорин хоёрто эстафетын гал Улаан-Υдэдэ ерээhэн. Амжалта туйлаhан Буряад ороной мэдээжэ тамиршад – нүхэд эстафетэдэ хабаадаха эрхэдэ хүртөө. Тэдэнэй тоодо: Баир Омогтуев, Любовь Волосова, Борис Будаев, Павел Яковлев, Инна Ивахинова гэгшэд байгаа.C:\Users\Вика\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\002.jpg

Олимпиин галай эстафетэ ехэ удха шанартай. Юундэб гэхэдэ, Росси гүрэнэй эгээ гоё газарнуудтай танилсуулна, олон хүнүүдэй хани барисаа харуулна, дэлхэйн табан түбиин арад зоной нүхэсэл гэршэлнэ.

Υбэлэй Олимпиин нааданай орьёл дабан, амжалта туйлахыень Россин тамиршадта хүсэе! Ши, заатагүй сэнхир экранаар Олимпиин нааданай мүрысөөнүүдые хараарай!

Ментальная  карта, составленная ученицей 7 «б» класса Бураловой Викой, по адаптированному тексту «Сочи-2014».

В старших классах уровень программа по бурятскому языку значительно усложняется, увеличивается объем учебного материала. И здесь неоценимую помощь оказывает метод интеллект-карт, где вся информация изложена кратко в ключевых словах, опираясь на которые ученики учатся пересказу, выделять основные моменты, систематизировать, группировать. Благодаря ассоциациям и рисункам они лучше запоминают информацию, могут увидеть все элементы текста. Ментальная карта, составленная учеником 10 «а» класса по творчеству Д.УлзытуеваC:\Users\Вика\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\003.jpg

Результат использования интеллект - карт на уроках:

Интеллект-карта - непроизвольное запоминание с использованием ключевых элементов. Ключевые элементы становятся якорями, за которые цепляется ассоциативная память при воспроизведении информации. В итоге затрачивается значительно меньше усилий, чем при механическом запоминании.

Информация запоминается уже усвоенной (понятой), устанавливаются связи с другими знаниями, понятиями, темами, что значительно усиливает эффективность запоминания и развивает мышление и память детей.

Интеллект-карта выступает опорой для быстрой актуализации необходимых лексических единиц после продолжительного перерыва. (А мы знаем, что то, что не употребляется активно, переходит из активной формы в пассивную). Интеллект-карта позволяет быстро перевести пассивную форму в активную, т.е. при необходимости вызвать в памяти и подтолкнуть к употреблению ЛЕ.

Интеллект-карта позволяет увидеть информацию внутренним мысленным взором. Она как бы раскладывает по полочкам весь объем информации и в то же время позволяет удерживать большой объем информации в поле зрения.

Интеллект-карты предлагают новый подход к проведению мозгового штурма, стимулируют быстрое генерирование идей. Генерируемые идеи более оригинальные и эффективные. Легко проследить взаимосвязи идей и поиск альтернативных решений. Интеллект-карта облегчает внедрение новых идей в последующем, а также может стать эффективным инструментом улучшения идей для их дальнейшего использования.