Работа по выявлению и развитию способностей учащихся
Выявление и развитие интеллектуальных, творческих, художественных, познавательных способностей учащихся осуществляются через эффективное построение учебного процесса, интеграцию урочной и внеурочной деятельности, применение современных педагогических технологий, вовлечение учащихся в межличностное и межкультурное общение, включение школьников в диалог культур.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchet_po_provedeniyu_meropriyatiy_posvyashchennyh_85_-letiyu_nikolaya_damdinova.docx | 1.73 МБ |
olimpiada_5_kl_2018.docx | 204.16 КБ |
po_stranam_i_kontinentam.docx | 19.97 КБ |
rinchino_aryuna_ksosh_no1.pptx | 580.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
5 класс
- В каком порядке данные слова встретятся тебе в словаре? Расставь цифры от 1 до 10.
Басаган, жэл, аха, аадар, тэмээн, үбгэн, хүн, гэр, мүрысөөн, дангина.(10 б)
2. К названиям профессий подберите названия места работы (8 б)
1) эрдэмтэн
2) багша
3) хүмүүжүүлэгшэ
4) албахаагша
5) хатаршан
6) зүжэгшэн
7) наймаашан
8) зүжэгшэн
3. Орудный падеж показывает: (1 б)
а) принадлежность предмета кому-нибудь, отношение части к целому
б) способ движения, орудие действия
в) место нахождения
4. Вместо точек проставьте окончания орудного падежа (3 б)
| а) –оор б) - ээр в) –аар г) яар |
- Замените местоимения аффиксами личного притяжания (4 б)
а) Минии эжы эмнэлгын газарта хүдэлдэг.
б) Манай абын унаган нүхэрынь бэрхэ адуушан юм.
в) Шинии ахай Буряадай оперо болон баледэй дуушан гэжэ мэдээб.
г) Тэрэнэй эгэшэ «Байгал» ансамблиин бэлигтэй хатаршан.
6. Скажите, что где находится (мяч, стол, кошка, цветы) (4 б)
а) _____________________________________________________________________
б) __________________________________________________________
в) _______________________________________________________________________
г) _____________________________________________________________________
7. Из каких продуктов ты приготовил бы суп с домашней лапшой. Назовите продукты питания по-бурятски (за каждое правильное название 1 б).
8. Распредели слова в 2 столбика - личные – хэн? неличные –юун? (За каждый правильный ответ – 1 б) Нохой, нагаса, эхэнэр, тахяа, могой, жолоошон, хонишон, морин, тулам, пеэшэн, ахай, толи, hара.
9. Нарисуй который час (3 б)
а) Долоон саг хорин табан минута | |
б) Таба хахад | |
в) арбагүй юhэн |
10. Из текста выпишите слова в форме родительного падежа (за каждый правильный ответ 1 б)
Зундаа уhанай эрьедэ дулаан элhэн дээрэ хэбтэхэдэ гоё. Июлиин гушанда мини абын түрэhэн үдэр. Хүдөөгэй агаар сэбэр. Сэсэгэй хангал аятайханаар анхилна. Хадын саанаhаа наран бултайба. Дамбын эгэшэ Соня гэжэ нэрэтэй. Нохойн дуун улам шангаар дуулдана.
11. Помогите Эрдэни задать вопросы, употребляя соответствующие вопросительные частицы. (10 б)
1. Танай hургуули томо ….?
2. Һургуулитнай хэды дабхар ….?
3. Дамбын эгэшэ хана hурадаг … ?
4. Энэ тугал танай ….?
5. Нагаса абашни хэды наhатай …?
12. В тексте найдите и подчеркните глаголы в настоящем времени (правильный ответ 1 б.)
Борбилоонууд хабарай газа орожо ерэhые эгээн түрүүн мэдэдэг. Эдэ шубууд hэргэг хүхюун болонхой, газаагуур пишаганалдана, энэ тэрэ юумэ тоншоно, иишэ тиишээ ниидэнэ, гүйлдэнэ. Энэ иихэдээ үбэлэй хүйтэн үнгэрбэ, хабар болохонь гэжэ хүхинэ ха юм.
13. Соотнесите бурятские пословицы с русскими эквивалентами
1 | Ороhон бороо зогсохо, ерэhэн айлшан мордохо | а) | Человек доброго нрава десять раз в гостях переночует, а человек со злым языком в степи переночует |
2 | Абари hайта айлда арба хонохо, ама муута хээрэ хонохо | б) | Лишь оседлав коня, узнаешь его норов. Лишь поговорив с человеком, поймешь его душу. |
3 | Аяга сай эдеэнэй дээжэ, ”А” γзэг эрдэмэй дээжэ | в) | Вольный воробей счастливее соловья в золотой клетке |
4 | Мориной hайниие унажа мэдэдэг, Хγнэй hайниие зугаалжа мэдэдэг. | г) | Дождь перестает, гость уходит /всему есть мера/ |
5 | Алтан хайрсаг соо һууһан жэргэмэлһээ аяараа ниидэһэн борбилоо золтой | д) | Чашка чаю – угощения начало, буква «А» - учения пролог. |
14. Найдите лишнее слова в ряду
а) ангуушан, загаhашан, алба хаагша, тамиршан, дэлгүүр, хонишон
б) эрдэмэй түб, хүүгэдэй сэсэрлиг, номой сан, театр, тайзан
в) дуушан, хатаршан, зүжэгшэн, хүгжэмшэн, адуушан, найруулагша.
Предварительный просмотр:
Отчет по проведению долгосрочного проекта «По странам и континентам»
В нашей школе предоставлены широкие возможности каждому ученику, целенаправленно влияющие на формирование и развитие личности. Праздники, фестивали, конкурсы, увлекательные викторины и диспуты – всё многообразие форм внеурочной деятельности. Из года в год проводятся традиционные праздники, которые каждый раз наполняются новым содержанием и новыми идеями. Задача центра воспитательной работы — вовлечь каждого ребёнка во внеурочную внеклассную деятельность, вводить инновационные технологии воспитательной работы.
С 1 ноября в школе стартовал долгосрочный проект «По странам и континентам». Актуальность данного проекта заключается в том, что он дал возможность детям учиться познавать мир, осознавать ценности культур разных народов, целостность и многообразие окружающего мира, учиться взаимодействовать с людьми другой национальности на основе толерантности. Для участия в данном проекте каждый класс выбрал страну.
В рамках данного проекта в течение учебного года в школе прошли следующие мероприятия:
I. Фестиваль инсценированных сказок «Путешествие по сказкам мира».
II. Фестиваль "Все флаги мира в гости к нам". Фестиваль пройдет в дни празднования Сагаалгана. Фестиваль проводится с целью духовно-нравственного воспитания школьников, развития толерантности, укрепления межнациональных отношений, создания условий для сохранения, развития национальных и культурных ценностей народов мира, воспитания доброжелательного отношения к культуре других народов.
На фестивале страны - участницы представили:
- Визитку страны.
- Дефиле национальных костюмов.
- Приняли участие в конкурсе «Кулинарная страна»
- Компьютерную презентацию «своей» страны.
III. Фестиваль народных игр "Игры детей мира"
IV. Интеллектуальный марафон «По странам и континентам».
Каждый класс на специальном информационном стенде поочередно презентовали «свою» страну: фото - ряд, фоторассказ, стенгазета и.т.д.
На каждом этапе проекта выявлены победители, а также по сумме всех этапов выявлены победители ПРОЕКТА, которые были награждены почетными грамотами.
В дни новогодних елок в рамках данного проекта в школе прошел фестиваль инсценированных сказок «Путешествие по сказкам мира», который объединил учащихся 1-6 классов. На суд зрителей были представлены театральные постановки - инсценировки сказок народов мира. Поразили нарядные, красивые костюмы, подчеркивающие самобытность разных народов, красочные декорации, умело подобранная музыка, хорошая режиссура отдельных номеров, блестящее выступление детей. Зрители наслаждались колоритными национальными танцами, песнями, прибаутками и стихотворениями. Жарко было не только на сцене, колоссальное напряжение чувствовалось и среди родителей, зрителей и жюри.
Все мы знали, как готовятся классы, как серьезно подошли к этому важному событию в школе и ученики, и классные руководители, и родители. Ни одно выступление не было похоже на предыдущее. Чудесные находки в мультимедийных презентациях и творческих номерах не оставили никого равнодушными. А зрителей было столько!!! Особенно радостно было видеть такое количество родителей, без помощи которых было бы невозможно проведение такого масштабного мероприятия!
23 декабря в рамках данного проекта среди 7-8 классов прошел фестиваль «Новый год шагает по планете». Классные коллективы поочередно, согласно предварительной жеребьевке, погружали зрителей в атмосферу Израиля и Египта, то в очарование Франции и Греции, то переносили нас в монгольские гоби, старинные английские замки. Участники фестиваля - конкурса представили на суд зрителей и компетентного жюри разноцветное многообразие культурных традиций, творчества и самобытности народов мира. Выступления всех классов было наполнено песнями и танцами. Красивые костюмы, подготовленные ребятами и их родителями для выступления, так же внесли свою лепту в успех всего представления.
Считаю, что фестиваль способствовал повышению интереса учащихся к изучению богатого культурного наследия и традиций народов мира, классными руководителями и родителями созданы условия для реализации творческого потенциала детей.
Ученическое самоуправление и Совет старшеклассников в этом году выступили с инициативой провести бал-маскарад для учащихся 9-11 классов. Главное на балу - строгий дресс - код. Для девушек обязательны длинные платья и перчатки, для парней – смокинги или деловой костюм. Пышные платья, веера, причёски с буклями, маски, перчатки, фраки…. При этом манеры, галантность, выправка…. Это привнесло особенную атмосферу и позволило сделать поистине необычное торжество! Кроме того, на балу строго соблюдались правила танцевального этикета. Чтобы соответствовать всем правилам и традициям бала, участники в течение месяца обучались бальным танцам. Все присутствующие — и участники, и зрители — единогласно отметили необыкновенную праздничную атмосферу бала и пожелали сделать проведение новогодних бал-маскарадов в нашей школе традицией. Нужно отметить колоссальную работу организаторов бала Хурхесовой Н., Нифонтовой В., Раднаевой Л., Аюшеевой Н. и других учащихся 11-х классов
Создание атмосферы представляемой страны начинается с его оформления. Родители всех классов, принимая самое деятельное участие в подготовке нового года, создали уголки, имитирующие природу и быт различных стран, особую атмосферу представляемой страны.
В преддверии нового года был объявлен конкурс «Mega игрушка» и «Креативная новогодняя гирлянда». Нужно отметить, что участие в конкурсе было добровольным. Несмотря на это почти все классы приняли активное участие в этом конкурсе. Десятки ярких, огромных и совершенно необыкновенных игрушек были изготовлены нашими детьми и их родителями. Многие фигуры, кроме своих впечатляющих размеров и яркого дизайна были оснащены дополнительными эффектами. Конечно, не малая заслуга этой активности принадлежит классным руководителям.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность Актуальность. Выбор темы данного исследования обусловлен с повышающимся интересом к изучению творчества Н.Г.Дамдинова в контексте диалога культур. Новизна исследования заключается в попытке осмысления стихотворения Николая Дамдинова « Хадаараа баялиг малтамалтай » и его перевода в условиях двуязычия .
ЦЕЛЬ: Выявить лингвостилистические особенности перевода стихотворного произведения с бурятского на русский язык. Задачи: - изучить механизм перевода поэтического текста и определить степень точности перевода и литературной обработки текста переводимого произведения; - выявить положительные и типичные недостатки в переводе; - выявить адекватность передачи национально-специфических реалий; - изучить теоретическую литературу; - применить на практике полученные знания, создать свой вариант перевода, стремясь сохранить основной авторский смысл.
НИКОЛАЙ ДАМДИНОВ (1932-1999) ОЛЕГ ДМИТРИЕВ (1937-1993)
Хадаараа баялиг малтамалтай Хабтагай Баргажан нютагнил юм . Арынгаа талада хони малтай Арюун Баргажан нютагнил юм . Үндэрхэн дайда гээд арад олондоо Үргэн Баргажан суурхуулаа . Саһан малгайгаа ялас үмдөө Сарьдагайл үндэр Бархан уула . Далайгаарш Баргажан дуталгүйхэн Дабшалан , хормойдонь угалзаталай - Урайнһаа долгидоо ходол зүйһэн Уһанай гүнзэгы Байгал далай . Хүхын донгодоото Барагажанда Хүбүүдэйнь хоолой сэбэр гэнэл . Бахатайхан дуугаа хамаг зондо Балдаков Бадма нэергэнэл . Байгаалиин шэмэг Барагажанда Басагадайнь шарай сарюун гэнэ . Худа оролсон ерэдэг манда Худара , Сэлэнгэ , Ярууна . Шэлбэһэ дамжадаг булгатай , Шэнэһэтэ Баргажан гэлсэнэл даа … Бархагар ууланууд тулгатай Баргажан нютагни гансахан даа ! Мой отчий край – долина Баргузина. Над ней сплошной стеной стоят хребты. Как в небе облака, бело и длинно В степи овечьи тянутся гурты. Мой отчий край в народе величают Высокой поднебесною землей. Великолепье темных скал венчает Бархан-гора вершиной ледяной. Мой отчий край соседствует с Байкалом, И Баргузин всю жизнь спешит туда, Где медленно вздымает вал за валом Бездонная былинная вода. У нас, как зов кукушки в час заката, Чисты и звонки голоса парней. Идущий к сердцу каждого бурята, Могучий бас Бадмы , Греми сильней! У нас в долине , где прозрачен воздух, Не счесть красавиц. Из далеких мест к нам приезжают парни и , увозят С собою лучших на земле невест! В ветвях крадется соболь, замирая, Хребты надежно держат небосвод. Откуда я? Из песенного края! Кто я такой? Сын этих гор и вод!
В 1 Строфе Нютаг НИ Л - НИ - (аффикс личного притяжания ) – лирический герой Л – усилительная частица В 4-6 строфах ГЭ НЭ Л , ГЭЛСЭ НЭ Л – от лица народа МОЙ ОТЧИЙ
Хадаараа баялиг малтамалтай Хабтагай Баргажан нютагнил юм . Арынгаа талада хони малтай Арюун Баргажан нютагнил юм .
Звукопись Ассонанс хАдААрАА бАялиг мАлтАмАлтАЙ – а-аа-ай усиливает выразительность поэтической речи
Художественные приемы « Дабшалан , хормойдонь угалзаталай «соседствует с Байкалом»
« Са h ан малгайгаа ялас үмдөө Сарьдагайл үндэр Бархан уула » «Великолепье темных скал венчает Бархан-гора Вершиной ледяной».
Арынгаа талада ХОНИ МАЛТАЙ СРАВНЕНИЕ - ЭПИТЕТ Как в небе облака, Бело и длинно В степи овечьи тянутся гурты.
Үндэр ХЭН дайда гээд арад олондоо Үргэн Баргажан суурхуулаа . ХЭН – уменьшительно – ласкательный суффикс Мой отчий край в народе величают Высокой поднебесною землей.
Бахатай хан дуугаа хамаг зондоо Балдаков Бадма нэергэНЭл . ПОВЕСТВОВАНИЕ Могучий бас Бадмы , Греми сильней! ПОБУЖДЕНИЕ
МОЙ ОТЧИЙ КРАЙ…