Одаренные дети

Будаева Жаргалма Васильевна

В последние годы  много говорят о том, что на уроке больше внимания нужно уделять внимание одаренным детям. Потому что они требуют широкого охвата материала, иначе они потеряют интерес учебе. Работать с такими детьми интересно и трудно. На уроке они требуют особой системы обучения. В своей работе использую принцип индивидуализации и дифференциации. В целях реализации этого принципа обучения практикую такие формы работы, как занятия по индивидуальной программе, ускоренное изучение отдельных  тем, расширение и углубление знаний по предметам. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Будаева Жаргалма Васильевна, учитель бурятского языка и литературы МБОУ «КСОШ №1»

Һургуулиин хэмжээндэ үнгэргэгдэхэ

«Буряад хэлэн – гүрэнэй хэлэн»

 гэhэн шэглэлээр олимпиадын даабаринууд

5-дахи класс

  1. В каком порядке данные слова встретятся тебе в словаре?  Расставь цифры от 1 до 10. (10 б)

Толи, ангуушан, гол, булаг, ном, дэбтэр, шарга, хада, зүжэг, жаргал.

  1. Вместо точек правильно поставь пропущенные гласные (у или ү), соблюдая закон гармонии гласных. (8 б)

…дэр

…hан

 х…даг

 х...рьган

 х..рьгэн

 ш..гам

 ш..раг

 ш..рэ.

3. Эти предметы есть у Дулмы, напишите что есть у нее, таких предметов у Саяна нет, напиши 10 (б)

Дулма

Саян

http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=7f945012ec35c4232354a653eb25e787

http://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=7603c6fb1ab3273f6232f9cc0421d35d

http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=e51e81ca1a69038b944209a936d2685b

http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=52d6565c5870e37bf4a064ad987b349e

http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=154c47ad6cd7ea25ceaf6a6dd1a9c7ca

  1. Составьте предложение из данных слов. Запишите его. (2 б)

Нэрэтэй,  Дулма,  эгэшэ,  гэжэ,  минии.

__________________________________________________________________

5. Напишите сколько лет этим людям. (8 б)

Пурбэ (11)_____________________________________________________________

Баярмаа (32)___________________________________________________________

Дарма (76) ____________________________________________________________

Бэлигмаа (25)__________________________________________________________

5. Скажи,  кто какое место занял в соревнованиях.  (6 б)

а) Алдар (3) _________________________________ hуури эзэлээ.

б) Мэдэгмаа (1) ___________________________ hуури эзэлээ.

в) Мүрысөөндэ Дугар (5) ________________________ hуури эзэлээ.

6. Напишите вопросы, которые задает Дагба Жаргалу.  (12 б)

1. -___________________________________________________________________

- Намда нохой бии.

2. ____________________________________________________________________

- Минии нохой Барда гэжэ нэрэтэй.

3. - ____________________________________________________________________

4. - Тиимэ, намда миисгэй бии.

 5. ___________________________________________________________________

Минии миисгэй Муура  гэжэ нэрэтэй.

7. Скажите, что где находится (собака,  кошка, поросенок и ежик) (4 б)

http://topkin.ru/wp-content/uploads/2016/12/04predlog.png

http://topkin.ru/wp-content/uploads/2016/12/04predlog.png

https://i.ytimg.com/vi/pvjtyF6w9Dw/maxresdefault.jpg

https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/1003/0000ac42-bafc3760/hello_html_1fd26708.jpg



Предварительный просмотр:

Будаева Жаргалма Васильевна, учитель бурятского яызка и литературы, МБОУ «КСОШ №1»

Һургуулиин    хэмжээндэ үнгэргэгдэхэ

«Буряад    хэлэн – гүрэнэй хэлэн»

 гэhэн шэглэлээр олимпиадын даабаринууд

6-дахи класс

  1. В каком порядке данные слова встретятся тебе в словаре? Расставь цифры от 1 до 10.

Басаган, жэл, аха, аадар, тэмээн, үбгэн, хүн, гэр, мүрысөөн, дангина.(10 б)

2.  К названиям профессий подберите названия места работы (16 б)

1) эрдэмтэн _____________________________________________

2) багша _______________________________________________

3) хүмүүжүүлэгшэ________________________________________

4) алба хаагша__________________________________________

5) хатаршан____________________________________________

6) зүжэгшэн_____________________________________________

7) наймаашан _____________________________________________

8) зүжэгшэн______________________________________________

3. Орудный падеж показывает: (1 б)

а) принадлежность предмета кому-нибудь, отношение части к целому

б) способ движения, орудие действия

в) место нахождения

4. Вместо точек проставьте окончания орудного падежа (3 б)

  1. Баяр тала дайдын сэсэгүүдые үнгын шэр…шэрдэнэ.
  2. Минии эжы «Абсолют» дэлгүүртэ наймаашан…  хүдэлдэг.
  3. Ангуушад  Баргажан голой хойто эрьеhээ онгос… гаража ерэбэ.

а) –оор

б) - ээр

в) –аар

г) - яар

  1. Замените местоимения аффиксами личного притяжания (8 б)

а) Минии эжы эмнэлгын газарта хүдэлдэг. _____________________________________

б) Манай абын унаган нүхэрынь бэрхэ адуушан юм._____________________________

в) Шинии ахай Буряадай оперо болон баледэй дуушан гэжэ мэдээб._______________________

г) Тэрэнэй эгэшэ «Байгал» ансамблиин бэлигтэй хатаршан.______________________________

6. Скажите, что где находится (мяч, стол, кошка, слонёнок) (4 б)

http://uslide.ru/images/26/32888/960/img7.jpg а) _____________________________________________________________________

http://uslide.ru/images/26/32888/960/img10.jpg б) __________________________________________________________

цветы в вазе, карточка в) _____________________________________________________________________

https://img.labirint.ru/images/comments_pic/1104/010labgi0l1296042265.jpgг) ___________________________________________________________________

  1. Из каких продуктов ты приготовил бы суп с домашней лапшой. Назовите продукты питания по-бурятски (за каждое правильное название 1 б).

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Распредели слова в 2 столбика - личные – хэн? неличные –юун? (За каждый правильный ответ – 1 б)

Нохой, нагаса, эхэнэр, тахяа, могой, жолоошон, хонишон, морин, тулам, пеэшэн, ахай, толи, hара.

хэн?

юун?

9.  Нарисуй который час (6 б)

http://www.kiddoshelter.com/wp-content/uploads/2017/07/blank-clock-faces-printable.jpg

а) Долоон саг хорин табан минута

http://www.kiddoshelter.com/wp-content/uploads/2017/07/blank-clock-faces-printable.jpg

б) Таба хахад

http://www.kiddoshelter.com/wp-content/uploads/2017/07/blank-clock-faces-printable.jpg

в) арбагүй юhэн

10. Из текста выделите (подчеркните) слова в форме родительного падежа (за каждый правильный ответ 2  б)

Зундаа уhанай эрьедэ дулаан элhэн дээрэ хэбтэхэдэ гоё. Июлиин гушанда минии абын түрэhэн үдэр. Хүдөөгэй агаар сэбэр. Сэсэгэй хангал аятайханаар анхилна. Хадын саанаhаа наран бултайба. Дамбын эгэшэ Соня гэжэ нэрэтэй. Нохойн дуун улам шангаар дуулдана.

11. Помогите Эрдэни задать вопросы, употребляя соответствующие вопросительные частицы. (10 б)

1. Танай hургуули томо ….?

2. Һургуулитнай хэды дабхар ….?

3. Дамбын эгэшэ хаана hурадаг … ?

4. Энэ тугал танай ….?

5. Нагаса абашни хэды наhатай …?

12. В тексте найдите и подчеркните глаголы в настоящем времени (правильный ответ 2 б.)

Борбилоонууд хабарай газаа орожо ерэhые эгээн түрүүн мэдэдэг. Эдэ шубууд hэргэг хүхюун болонхой, газаагуур пишаганалдана, энэ тэрэ юумэ тоншоно, иишэ тиишээ ниидэнэ, гүйлдэнэ. Энэ иихэдээ үбэлэй хүйтэн үнгэрбэ, хабар болохонь гэжэ хүхинэ ха юм.

13. Соотнесите бурятские пословицы с русскими эквивалентами (5 б)

1

Ороhон бороо зогсохо, ерэhэн айлшан мордохо

а)

Человек доброго нрава десять раз в гостях переночует, а человек со злым языком в степи переночует

2

Абари hайта айлда арба хонохо, ама муута хээрэ хонохо.

б)

Лишь оседлав коня, узнаешь его норов. Лишь поговорив с человеком, поймешь его душу.

3

Аяга сай эдеэнэй дээжэ, ”А” γзэг эрдэмэй дээжэ.

в)

Вольный воробей счастливее соловья в золотой клетке

4

Мориной hайниие унажа мэдэдэг, Хγнэй hайниие зугаалжа мэдэдэг.

г)

Дождь перестает, гость уходит /всему есть мера/

5

Алтан хайрсаг соо  һууһан  жэргэмэлһээ аяараа ниидэһэн борбилоо золтой.

д)

Чашка чаю – угощения начало, буква «А» - учения пролог.

1

2

3

4

5

14. Найдите и подчеркните лишнее слова в ряду (6 б)

а) ангуушан, загаhашан, алба хаагша, тамиршан, дэлгүүр,  хонишон

б) эрдэмэй түб, хүүгэдэй сэсэрлиг, номой сан, театр, тайзан

в) дуушан, хатаршан, зүжэгшэн, хүгжэмшэн, адуушан