Музучилище. 1 курс,2025 год.
14.02.2025 дистанционное занятие.
. Уважаемые студенты, доброго времени суток!
1.Русский язык.
Выполните задание по русскому языку, пройдя по ссылке
https://obrazovaka.ru/russkiy-yazyk/chto-izuchaet-morfologiya.html
Ознакомившись с материалом « Что изучает морфология», законспектируйте его.
2) Литература
Ознакомиться с творчеством И.С.Тургенева
https://obrazovaka.ru/alpha/t/turgenev-ivan-sergeevich-turgenev-ivan-sergeyevich
перенесите в тетрадь хронологическую таблицу
Скачать:
Предварительный просмотр:
Практическая работа.
«Фонетика. Орфоэпия. Орфография»
1. Спишите слова, поставьте в них ударения:
Каталог, красивее, договорные цены, языковая (колбаса), начав, памятуя, призреть, отняв, неврология, позвонить, жалюзи, столяр, языковые (нормы), пуловер, обеспечение, балуешь.
2. Запишите слова в фонетической транскрипции.
Бульон, расчет, антенна, широкого, занимается.
3. Произведите фонетический разбор слов.
Разъехаться, девчонка, вплавь.
4. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.
1) Всё, что человек способен пр..дставить в воображении, другие с..меют пр..творить в жизнь. (Ж. Верн) 2) Зрелость – не столько возраст, сколько пр..одоление трудных дорог. (В. Борисов) 3) Нет н..чего бе..цветнее, чем характер бе..характерного человека. (Лаборюйер) 4) Большое пр..пятствие для счастья – это ож..дание слишком большого счастья. (Фонтенель) 5) Мир устроен так, что люди славят мертвых св..тых и пр..следует живых. (Хови)
5) Восстановите текст в соответствии с орфографическими и пунктуационными нормами.
( j эсл и вынач н от и суд ит л уд эй/ у вас н и хват ит вр эм ин и на то/ штобы л у бит их//)
( ч илав эк б эс пр инцыпаф и бис вол и пахош на карабл / у каторавъ н эт рул а и компъсъ: он м ин аj ит сфаj о направл эн иj э с каждъй п ир им энъй в этра// )
6. Запишите текст, вставляя пропущенные знаки препинания и раскрывая скобки. Расставьте ударение в словах.
Бронирова(н,нн)ые двери закупоре(н,нн)ые окна и закрытые жалюзи создавали мрачную атмосферу однако опытн(ый,ая) менеджер Ирина Ильинична избалова(н,нн)ая судьбой (не)унывала. Наслаждаясь ароматом душистых ирисов она начала листать украинский каталог кухо(н,нн)ой мебели за прошлый квартал думая о необходимости заключить новые договор(ы,а) на оптовые поставки готовой продукц…и. Мельком взглянув на заиндевевшее окно она надкусила бутерброд с языковой колбасой и приступила к поглощению салата из варе(н,нн)ой свеклы.
Предварительный просмотр:
Практическая работа . Правописание гласных после шипящих и Ц
Упражнение 1. 4. спринц_вка | 6. зарубц_ванный |
Упражнение 3. | Упражнение 4. |
Предварительный просмотр:
28.11.24 Практическая работа для студентов 1 курса по теме: «Морфемика и словообразование»
Прочитать и записать в тетради.
Морфемы — это наименьшая значимая единица слова. Чтобы посчитать морфему, нужно разбить слово на более мелкие слоги и попытаться найти значимую единицу. Например: Национализм. Нация + др.
Как определить тип морфемы?
Морфемы подразделяются на два основных типа — корневые (корни, или основы), и аффиксальные (аффиксы).
Корень — основная значимая часть слова. Корень является обязательной частью любого слова — не существует слов без корня. Корневые морфемы могут образовывать слово как в сопровождении аффиксов, так и самостоятельно.
Основа слова — это часть слова без окончания и формообразующих суффиксов, в которой заключено его лексическое значение. Основа противопоставлена окончанию, потому что она постоянна, а окончание изменяется. Чтобы найти основу, нужно изменить слово.
Приставки, суффиксы, постфиксы — словообразующие морфемы, они служат для образования новых слов. Приставка — словообразовательная морфема, стоящая перед корнем или другой приставкой. Например: пере-читать, кое-как, со-при-коснуться.
Почему формообразующие морфемы не входят в основу слова?Все виды формообразующих морфем (окончание, формообразующий суффикс) не входят в основу слова. Основа — это обязательный элемент морфемной структуры слова, выражающий лексическое значение слова. Формообразующие же морфемы, выражая грамматические значения, не изменяют лексического значения слова.
Какие суффиксы словообразующие?
Словообразующие делятся на подгруппы.
Суффиксы существительных: -тель, -чик, -щик, -ник, -ниц-, -к-, -ич, -иц-, -ец, -юх, -арь, -ей, -ёнок, -ушк-, -ышк-,-ость, -ств-, -як, -ун, -ач, -ущ-,-кос-,-кас-.
Суффиксы прилагательных: -ив-, -чив-, -лив-, -ист-, -ск-, -ов-, -ев-, -н-, -евит-, -ин-.
Вариант № 1
1. В каком варианте верно определение: Словообразование – раздел науки о языке, в котором…
А) даются ответы на вопросы, как построены (т.е. из каких частей состоят) слова и как они образованы (т.е. от чего и с помощью чего)
Б) изучается звуковая сторона слова,
В) изучаются правила правописания слов,
Г) изучается история слова,
Д) изучается лексическое значение и употребление слов.
2. Укажите неверные утверждения:
А) Морфемика изучает состав и строение слова;
Б) Неизменяемые слова могут иметь нулевое окончание;
В) Окончание является формообразующей морфемой;
Г) В русском языке существует один тип основы: производная.
Д) Приставки могут быть синонимичными.
3. Определите вариант, в котором дана форма слова мести:
А) вымести
Б) подмету
В) подметенный
Г) подметавший
Д) метет.
4. Какой суффикс НЕ МОЖЕТ иметь значение ЛИЦА, названного по профессии?
А) -ист-
Б) -ец-
В) -ость-
Г) -ниц-
5. Что такое основа?
А) главная значимая часть слова,
Б) значимая часть слова перед корнем,
В) часть изменяемого слова без окончания или все неизменяемое слово
Г) значимая часть слова без корня,
Д) значимая часть слова, служащая для образования новых форм слова.
6. Укажите слово, образованное по модели «∩^^□»:
А) молчание
Б) сдержанный
В) опасно
Г) городской
Д) давненько.
7. Какой ряд состоит из однокоренных слов?
А) ведущий, осведомлённый, товаровед
Б) водитель, вождь, газопровод
В) кора, корить, укор
Г) накормить, кормчий, (над) кормой
8. Укажите способ образования видовой пары глаголов:
прощать – простить, получать – получить, забывать – забыть.
А) суффиксальный
Б) приставочный
В) перенос ударения
Г) приставочно-суффиксальный
Д) безаффиксный.
9. Определите способ образования существительного учительская:
А) суффиксальный;
Б) переход из одной части речи в другую;
В) сложение основ
Г) приставочно-суффиксальный,
Д) безаффиксный.
10. В каком слове есть приставка, корень, один суффикс, окончание?
А) возведённый
Б) сверкают
В) издалека
Г) увидевший
11. Какое слово образовано суффиксальным способом?
А) подготовка
Б) одноклассник
В) подписать
Г) неожиданный
12. Определите, с помощью каких морфем образовалось слово преотличный:
А) суффикс
Б) два суффикса
В) приставка и суффикс
Г) приставка
Д) соединительной гласной Е.
13. Какое слово образовано сложением основ с одновременным прибавлением суффикса?
А) скоропортящийся
Б) старшеклассник
В) электромонтёр
Г) быстроходность
14. Укажите ошибку в подборе проверочного слова для выделенной орфограммы.
А)доблЕстный –лЕстный
Б)провозглАшать–единоглАсно
В )презИдент–презИдиум
Г)очерЕдь–очерЁдность
15. Определите, какой вариант схем соответствует словам:
слушатель, сверхсекретный, приукрасить.
А) ∩^^□, ¬∩^□, ¬¬∩^□;
Б) ∩^□, ∩∩^□, ¬∩^□;
В) ¬∩^□, ∩^□, ¬∩□;
Г) ¬∩^^□, ¬∩□, ¬∩^^;
Д) ¬∩^□, ¬ ¬∩^□, ∩^^□.
Практическая работа по теме «Морфемика и словообразование»
Вариант № 2
1 . Морфема – это…:
А) наименьшая значимая часть слова;
Б) звук;
В) Буква;
Г) слово;
Д) словосочетание
2. Укажите верные утверждения:
А) Морфемика изучает состав и строение слова;
Б) Неизменяемые слова могут иметь нулевое окончание;
В) Окончание является формообразующей морфемой;
Г) Суффиксы могут быть синонимичными;
Д) В русском языке существует один тип основы: непрозводная.
3. Раздел языкознания, изучающий систему морфем языка и морфемную структуру слов, называется:
А) фонетикой
Б) синтаксисом
В) морфологией
Г) морфемикой
Д) фразеологией
4. Какой суффикс отличается от остальных по значению?
А) -ств-
Б) -изн-
В) -ость-
Г)-тель-
5.Корень – это…:
А) состав слова
Б) центральный элемент структуры слова
В) основа слова
Г) логическое ударение
Д) система морфем
6. Какие слова называются однокоренными?
А) Слова с одним лексическим значением
Б) слова с переносным значением
В) слова с прямым значением
Г) слова с одинаковым корнем
Д) слова с несколькими лексическими значениями
7. Найдите слово с нулевым окончанием:
А) книга
Б) умный
В) стул
Г) вышла
Д) сильное
8. Основы бывают:
А) непроизводные и производные
Б) прямые и косвенные
В) глухие и звонкие
Г) парные и непарные
Д) сильные и слабые
9. Определите способ словообразования: лесоруб, снегопад, водоустойчивый:
А) суффиксальный
Б) приставочный
В) приставочно-суффиксальный
Г) переход одной части речи в другую
Д) сложение основ
10. Какой ряд состоит из однокоренных слов?
А) инспектор, испечь, пекарь
Б) сбор, прибор, борная (кислота)
В) летний, летать, полёт
Г) сток, течение, текущий
11. Укажите, какой частью речи является подчёркнутое слово в предложении: Мы вошли в столовую.
А) прилагательное
Б) причастие
В) существительное
Г) наречие
Д) местоимение
12.По какой модели образовано слово подснежник:
А) ∩ ¬
Б) ¬ ∩
В) ∩ ^
Г) ¬ ∩
Д) ¬ ∩ ^
13. Какое слово неправильно разобрано по составу?
А) по-человеч-еск-и Б) проч-н-ее В) до-вер-ие Г) рас-тер-я-вши-сь
14. Какое слово образовано путём сложения основ:
А) настенный
Б) подоконник
В) пешеходный
Г) ВУЗ
Д) кресло-кровать
15. В каком слове есть приставка, корень, один суффикс, окончание?
А) избегая
Б) прибежавший
В) сближение
Г) устланный
Ключ:
Вариант 1 1. А 2. Б. Г 3. Д 4. В 5. В 6. А 7. Б 8. А 9. Б 10. А 11. А 12. Г 13. Б 14. А 15. А | Вариант 2 1. А 2. А. В. Г. 3. Г 4. Г 5. Б 6. Г 7. В 8. А 9. Д 10. Г 11. В 12. Д 13. В 14. Г 15. В |
Предварительный просмотр:
Кроссворд по предмету "литературе" на тему "Лермонтов Михаил Юрьевич"
По горизонтали
7. В неё поэт был влюблён безответно в юности, ей же за это позже жестоко отомстил.
9. Какая черта характера проявляется в словах Бэлы: «если он меня не любит … то я сама уйду: я не раба его, - я княжеская дочь! … »
11. Как называлось кладбище на котором был похоронен Лермонтов
13. Где протекало детство Лермонтова
17. «звучал булат, … визжала» в стихотворении «бородино»
18. как звали первую любовь поэта
21. Кто, по мнению странствующего офицера, «ввёл моду скучать»
23. Куда в апреле 1838 с Лейб-гвардиийским Гусарским Его Величества полком бывол Михаил Юрьевич Лермонтов?
По вертикали
1. Какое звание получил Лермонтов в гусарском полку
2. В этом городе состоялась вторая дуэль Лермонтова
3. Стихотворение, посвящённое Отечественной войне 1812 года (написанное к 25-летию победы)
4. в каком месяце родился поэт
5. Как называлась неоконченное юношеское произведение произведение, в котором Лермонтов описал свое детство глазами Саши Арбенина
6. С кем был последний бой Лермонтова
7. Музыкальный инструмент на котором играл М. Ю. Лермонтов
8. Как звали поэта и драматурга, которого особенно ценил Лермонтов в юности
10. Тамань – это …
12. Кто являлся крёстной Михаила Лермонтова
14. Название страны в которой происходил род Лермонтовых.
15. Неизменный друг Лермонтова.
16. Один из музыкальных инструментов игрой на котором владел Лермонтов
19. Город, в котором он должен был встретиться со своим отрядом на Кавказе, но опаздал (1837)
20. Какое стихотворение написал Лермонтов после смерти А.С.Пушкина?
22. Фамилия бабушки поэта
24. Этот критик дал такую оценку Печорину: « Этот человек не равнодушно, не апатически несет свое страдание: бешено гоняется он за жизнью, ища ее повсюду
Предварительный просмотр:
Практическая работа . Правописание гласных после шипящих и Ц
Упражнение 1. 4. спринц_вка | 6. зарубц_ванный |
Упражнение 3. | Упражнение 4. |
Предварительный просмотр:
12.12.24.Практическая работа по теме « Чередующиеся гласные в корне слова»
1.Спишите, распределяя слова по столбикам:
а) слова с безударной гласной в корне,
б) слова с чередующейся гласной в корне.
Б..гущий, ж..леть, м..ролюбивый, нав..рить, подн…мать, соч…тание, поб..дить, пл…нировать, зв…зда, м…тодика, разд…валка, стр…ховать, б…сиком, загл…нуть, зас…рить, цв…тной, настр…чить, обж…гание, оп…реться, проб…раться, нал…денелый, поб…лить, ,загл…дение, позв…нить, отм…реть, к…саться, прик…сновение, засв…тить, зан…зить, нагр…вание, г…лодание, уд…вление, пок…яние, ш…птать, ст…рона, бл…стательный, бл…стящий, зан…маться, предл…гать, ул…вить, запр…щённый, од…рить, настр…ение, опл…тить, сл…мать, предл…жить, усл…жнять, изл…гать, з…ря, оз…рять, дог…рать, ш…рстяной, ш…повник, зал…зать на дерево, зал…зать рану, подр…сток, Р…стов, обм…кнуть в воду руку, зап…вать песню, зап…вать лекарство, ударился оз…мь, созревает оз…мь, посв…тить стихи другу, посв…тить фонарём, сп…шите видеть, сп…шите данные, ч…стота посещений, ч…стота помещений, пос…деть от горя, прим…рять костюм, прим…рять спорщиков, выб…рать, выд…рнуть, заг…релый, тв…рец, раств…римый, накл…нить, откл…нение, пл…вец, пл…вучесть, вск…чить, ск…чок, обск…кать, р…стение, возр…ст, отр…сль, плащ пром…кает, зар…внять грядки, ср…внение, ур…внение, непром…каемый зонт.
Таблица «Чередование гласных в корне слова»
Корень | Условия написания | Примеры |
раст-(ращ-)/рос- | перед ст(щ) напишем а, перед с — о: | растущий, наросший, наращенный. Исключения: вырост, Ростов, росток, отрасль, ростовщик, Ростислав, подростковый. |
лаг-/лож- | перед г напишем а, перед ж — о. | подложить, предлагать. Исключение: полог (корень -лог- в современном варианте уже не определяется). |
скак-/скоч- | перед к — а, перед ч — о. | поскакать, подскочить. Исключения: личные формы глагола «скакать» (скачешь, скачете), скачок. |
гар-/гор- | в безударном слоге — о. | подгора́ть, выгора́ющий, но нага́р. Исключение: вы́гарки, при́гарь. |
твар-/твор- | сотвори́ть, творе́ние. Исключение: у́тварь. | |
клан-/клон- | наклони́ться, отклони́ть. под ударением — как слышится: кла́няться, наклон. | |
зар-/зор- | в безударном слоге — а. | зарни́ца, заря́нка, но зо́рька, зо́ри. |
плав-/плов- | Пла́вать, плаву́честь. Исключения: плове́ц, плывуны́. | |
крап-/кроп- | в безударном слоге — о со значением «покрываться каплями», а — «покрывать каплями, брызгать», под ударением только а. | окропи́ть — крапле́ние — кра́пина. |
мак-/моч- | в значении «погружать в жидкость» — о, пропускать жидкость — а. | намокнуть, намочить, но макнуть, обмакнуть. |
равн-/ровн- | в значении «делать ровным» — о, «быть равным с кем-либо» — а. | подровнять грядки, сравнять числа. Исключение: уровень, равнина, равнение, ровесник. |
бер-/бир- | если за корнем присутствует суффикс -а- — пишем и, если нет — е. | отбирать — отберёт. |
дер-/дир- | задирать — задерёт. | |
тер-/тир- | оттирать — оттереть. | |
пер-/пир- | отпирать — отпереть. | |
мер-/мир- | отмирать — отмереть. | |
жег-/жиг- | зажигать — зажёг. | |
стел-/стил- | выстилать — выстелить. | |
блест-/блист- | заблистать — заблестеть. | |
чет-/чит- | подсчитать — зачесть. | |
кас-/кос- | прикасаться — прикоснуться. | |
корни с чередованием а(я)/им, а(я) | при наличии суффикса -а- и безударности пишем им и ин. | зажимать — зажать, начинать — начать. |
Предварительный просмотр:
[Введите текст]
19.12.2024 Практическая работа по теме. Правописание приставок.
Упражнение 1. Перепишите , вставив пропущенные буквы и объясните.
Обманчивый лес
Однажды, охотясь в густом лесу, король Генрих н…пал на след пр…красной горной козы и, пр…следуя её, о…стал от своей охотничьей свиты на большое ра…стояние. Ра…дражённые запахом зверя, его собаки так увлеклись п…гоней, что …скоре не стало слышно даже их лая. Между тем нез…метно …гущался вечер, и н…ступила ночь. Тут король понял, что з…блудился. И...дали д…носились пр…зывные звуки охотничьих рогов, но чем ближе, как казалось королю, он шёл к ним, тем слабее звучали рога. С досадой в…помнил Генрих о том, как …бивчивы и капризны громкие звуки в горных лесах и какой пр…дательский п..р..смешник — горное эхо. Но было уже поздно. Предстояло п..р..ночевать в лесу. (По А. Куприну)
Упражнение 2. Перепишите текст, исправив 11 орфографических и 3 пунктуационные ошибки
Хитрая мангуста
Я увесил каюту гирляндами бананов. Они на верёвочках качались под потолком. Это для мангуст. Я выпустил ручную мангусту и она теперь бегала по мне, а я лежал прекрыв глаза. Чуть приоткрыл глаза и вижу, что мангуста прыгнула на полку, перилезла на раму круглого пароходного окна, пакрепче примостилась и глянула на меня. Я претаился. Мангуста толкнула лапкой в стену, и рама поехала вбок. Когда рама преблизилась к бананам, мангуста рванулась, прыгнула и обеими лапками ухватила банан. Она повисла на момент в воздухе. Но банан отарвался и мангуста прыгнула на все четыре лапки. Прикрасный акробатический прыжок! Я привскочил паглядеть, но мангуста уже безприрывно возилась под койкой. Через минуту она претстала передо мной с измазанной мордой, и покрякивала от удовольствия. (По Б. Житкову)
Предварительный просмотр:
Как выражаться мягко: правила написания Ь знака
Мы разобрались, что такое разделительный твёрдый и мягкий знаки, и посмотрели примеры.
Однако правила написания Ь знака не ограничиваются темой разделения, как у Ъ. Его могут употреблять в следующих случаях:
- в конце слов, чтобы смягчить согласный звук: пароль, боль, бронь, огонь;
- в середине слов, чтобы показать мягкость: ступенька, ходьба, детьми;
- в словах женского рода, оканчивающихся на шипящий: ветошь, ночь, блажь, рожь;
- в числительных от пяти до тридцати и их словоформах: пять, шесть, шестнадцать, двадцать девять;
- в середине числительных, которые обозначают десятки и сотни: восемьдесят, шестьсот;
- в начальной форме глаголов (инфинитивах): писать, мыслить, решать, улетать;
- в глагольной форме второго числа единственного числа: пишешь, мыслишь, решаешь, улетаешь;
- в наречиях, которые заканчиваются на шипящий: наотмашь, вскачь, настежь, НО уж замуж невтерпёж;
- в прилагательных, которые произошли от названий месяцев: июньский, ноябрьский, декабрьский, НО январский.
Мягкий знак не пишут между двумя «лл» и сочетаниями согласных, которые звучат мягко: «нн», «нч», «нщ», «рщ», «рч», «чк», «чн», «щн»: коллега, интеллигент, сварщик, вечно, венчик, пиарщик и так далее.
Ъ и Ь знаки правила таблица
Чтобы проще разбираться в словах с разделительным мягким и твёрдым знаком, а также помнить об особенностях употребления Ь знака, мы составили удобные и понятные таблицы.
Основные правила употребления разделительных Ъ и Ь:
Пишется Ъ знак | Пишется Ь знак | Исключения |
После русских и иностранных приставок перед «Е», «Ё», «Я» и «Ю»: объединение, изъясняться, предъюбилейная, объём, конъюнктура, субъект, инъекция. | В корне, суффиксе и в окончаниях пишут разделительный Ь знак: обезьяна, непьющий, вьюга, жильё, карьера, подьячий, листья. | Если после русских и иностранных приставок идут другие гласные и согласные: трансплантация, безопасность, субординация, интонация, дезинформация. |
После иноязычных частей слов, близких по значению к приставкам перед «Е», «Ё», «Я» и «Ю»: панъеврейский, фельдъегерь, трансъевропейский, суперъярмарка. | В иностранных словах французского происхождения: лосьон, шиньон, каньон. |
|
В сложных словах, после числительных двух-, трёх-, четырёх- перед «Е», «Ё», «Я» и «Ю»: двухъяйцевые близнецы, трёхъязычный словарь, четырёхъярусная кровать. |
| В сложносокращённых словах не нужны ни Ь, ни Ъ: детясли, оргединица, военюрист. |
Основные правила употребления Ь знака, чтобы обозначить мягкость:
Правило | Пример | Исключение |
В конце слов, чтобы смягчить согласный звук | парень, кроль, бронь, огонь |
|
В середине слов, чтобы показать мягкость | полька, ходьба, родительский |
|
В словах женского рода, оканчивающихся на шипящий | ветошь, ночь, блажь, рожь, брошь |
|
В числительных от 5 до 30 и их словоформах | пять, семь, восемнадцать, двадцать шесть |
|
В середине числительных, которые обозначают десятки и сотни | семьдесят, восемьсот |
|
В начальной форме глаголов (инфинитивах) | рисовать, любить, ненавидеть, рассматривать |
|
В глагольной форме второго числа единственного числа | рисуешь, любишь, ненавидишь, рассматриваешь |
|
В наречиях, которые заканчиваются на шипящий | наотмашь, вскачь, настежь, прочь | уж, замуж, невтерпёж |
В прилагательных, которые произошли от названий месяцев | июльский, сентябрьский, октябрьский | январский |
Упражнение 1. Вставьте, где необходимо, пропущенные разделительные ъ и ь.
Авин..он, ад..юнктура, ад..ютант, ар..ергард, батал..он, без..абзацный, без..аварийный, без..ухий, без..ёмкостный, без..ядерный, без..языкий, бул..он, вз..обраться, вз..есться, в..есться, в..ехать, в..ёт, В..етнам, в..юн, двух..аршинный, двух..ярусный, дез..активация, дез..установка, дет..ясли, дос..е, друз..я, д..явол, из..евший, из..ездить, из..являть, из..ян, интерв..ю, ин..екция, ин..юрколлегия, ин..яз, контр..атака, контр..угроза, контр..удар, контр..ярус, контр..экспозиция, кон..юнктивит, кон..юнктура, лит..ё, медал..он, меж..американский, меж..европейский, меж..элементный, мин..он, нав..ючить, над..язычный, необ..ятный, неот..емлемый, об..учение, об..единение, об..ект, , от..утюженный, от..учить, от..юлить, от..явленный, пан..американский, пан..европейский, папил..отка, под..одеяльник, под..опытный, под..ельник, под..ём, под..язычный, под..ячий, , пред..юбилейный, пред..явитель, раз..украсить, раз..единённый, раз..ярённый, р..яный, саф..ян, сверх..бтекаемый, сверх..ёмкий, сверх..естественный, с..обез..янничать, с..ориентироваться, стул..я, с..ёжиться, с..ехидничать, с..ябедничать, с..язвить, с..экономить, транс..океанский, транс..сибирский, транс..урановый, транс..европейский, трёх..осный, трёх..уровневый, трёх..ярусный, фельд..егерь, четырёх..ярусный, четырёх..этажный, шансон..е, ш..ют.
Упражнение 2. Вставьте, где необходимо, пропущенный ь как показатель грамматической формы. Выделите эти формы.
Брос..те, (он) бросает..ся, вееш.., лещ.., пустош.., (несколько) барышен.., кирпич.., (много) разин.., мелоч.., врач.., строиш.., (дом) строит..ся, застав..те, назнач..те, увлеч..ся, (он) увлечёт..ся, лиш.., (несколько) таможен.., настеж.., (несколько) кухон.., полноч.., бреш.., горюч.., горяч.., фальш.., привлеч.., кумач.., нареж..те, утеш..ся, (он) утешит..ся, таеш.., (много) яблон.., вещ.., трубач.., (много) задач.., мелоч.., блиндаж.., (много) тихон.., волнуеш..ся, (много) нян.., чертёж.., меч.., мяч.., реч.., камыш.., (много) пашен.., надееш..ся, (несколько) купален.., мыш.., (много) басен.., молодёж.., рож.., клич.., дюж.., (надо) учит..ся, (несколько) черешен.., (надо) выспат..ся, из-за рабын.., дич.., (много) туч.., (несколько) тысяч.., заглядываеш..ся, замуж.., невмоч.., (несколько) кляч.., хорош.., пригож.., намаж..те, попадёш..ся, еш..те, навзнич.., наотмаш.., взвес..те, эконом..те, вскач.., невтерпеж.. .
Упражнение 3. Вставьте, где необходимо, пропущенный ь как показатель мягкости.
Вскол..з.., сел..д.., клян..чить, прос..ба, гус..ком, мел..тешить, чер..в.., сер..ги, вос..м..ю (от восемь), воз..ле, нян..ка, нян..читься, люд..ми, рез..ня, рез..ба, бояз..н.., ос..миног, вес..ма, цер..ков.., четыр..мя, пал..ба, вес..ма, гвоз..дик, бан..тик, умен..шить, бол..ше, тон..ше, тон..чайший, гон..щик, л..стец, туч..нее, каприз..ничать, бревен..чатый, бакен..щик, апел..син..чик, реч..ка, реч..ной, испор..ченный, зон..тик, вин..тик, почес..т.., нояб..р.., сен..тяб..р.., пис..менный, воз..мёшь, гранил..щик, крюч..ки, в коробоч..ке, бетон..щик, жестян..щик, жен..щина, свар..щик, печ..ник, девят..надцат.., восем..надцат.., пят..десят.., шест..десят.., сем..сот, пор..ча, помощ..ник, ноч..ник, вен..чик, загон..щик, январ..ский, октябр..ский.