13 октября 2022 год

Нысанова Клара Башировна

Уважаемые студенты, внимательно читайте инструкции по  изучению лекционных материалов, выполнению практический работ. Следуйте им неукоснительно. 

ИТ 1.9. русский язык

Тема " Морфемика и словообразование" 

ИТ1.9. Литература.

Тема  А.Н.Островский . Драма " Гроза"

1. Урок  драма «гроза». город калинов и его обитатели. нравственные устои и быт купечества - Литература - 10 класс - Российская электронная школа (resh.edu.ru)

2 Выполните тренировочные задания , скрин результата вышлите в вк.

113. русский язык

Тема:Фонетические единицы. Звук и фонема. Открытый и закрытый слог. Соотношение буквы и звука.

1. Посмотрите видео 10 класс. Фонетика. Графика - поиск Яндекса по видео (yandex.ru) Перенесите таблицу в тетрадь.

Русский язык "Звуки и буквы" .

2. Выполните самостоятельную работу ( 2 варианта)

Скачать:


Предварительный просмотр:


Лекция 5

Морфемика, словообразование, орфография.

План

1.Понятие морфемы как значимой части слова.

2.Способы словообразования.

3.Правописание чередующихся гласных в корнях слов.

4.Правописание приставок ПРИ - / - ПРЕ -.

5.Правописание сложных слов

1. Морфема – это минимальная значимая часть слова. Она не делится на более мелкие значимые части. Слова строятся из морфем, значения морфем при этом являются компонентами общего значения слова.

Морфемы разделяют на словообразовательные и словоизменительные (формообразующие). 
  Словообразовательные морфемы служат для образования слов и помогают выразить лексическое значение слова. 
  Словоизменительные (формообразующие) морфемы нужны для образования форм изменяемых слов и выражают грамматическое значение слов.

К словообразовательным морфемам  относят корень, приставку, суффикс и интерфикс.

Корень – основная морфема, общая для родственных слов и выражающая основное лексическое значение слова.

В словах дом, домик, домище, домовой, домушник, домоводство, 

домостроение есть  корень дом. В приведённых примерах сложных слов это первый из двух корней. Корней в слове, как это видно из примера, может быть несколько.

В русском языке есть слова, состоящие только из корня. Это, прежде всего, служебные слова: предлоги: по, к, над, союзы: и, но, если, междометия: ах, ох, алло,  некоторые наречия: очень, там, а также неизменяемые существительные: кофе, метро  и прилагательные: беж, хаки. 

Приставка– это морфема, занимающая в слове положение перед корнем, например сбегать, приехать, переосмыслить. Приставок, как и корней, в слове  может быть несколько: бессмысленный, беспомощный.

Суффикс – морфема, занимающая в слове положение после корня, например человечный, береговой. Во многих русских  словах не один, а несколько суффиксов: насильственно,  американизированный.   

К формообразующим морфемам относят, прежде всего, окончания и суффиксы.

Понятие морфемы как значимой части слова. Морфемный разбор слова.

Морфемика – наука о значимых частях слова и морфемной структуре слова.

Морфема – наименьшая. Неделимая, значимая часть слова

Словообразование – раздел языкознания, изучающий словообразовательную структуру слов и законы образования слов.

     Слова в русском языке состоят из элементов, которые называются морфемами. Морфему можно сопоставить со словом, но они  различаются целым рядом признаков6

Слова существуют самостоятельно, а морфемы лишь в слове

Морфемы являются строительным материалом для слов, а слова – для предложений.

Слова всегда принадлежат какой-то части речи, а морфемы – нет

     Основа может существовать из одной морфемы или нескольких. Морфемы делятся на корневые и аффиксальные.

Корневая морфема (корень слова)

Корень – общая неделимая часть родственных слов, являющаяся носителем основного лексического значения.

     Корневая морфема выделяется в слове путем подбора и сопоставления родственных слов. К корню могут присоединяться другие морфемы, которые конкретизируют значение слова. В корне могут происходить различные чередования гласных и согласных.

Аффиксальные морфемы

     В слове членимом на морфемы, помимо корня, выделяются аффиксы: приставка, суффикс, окончание, соединительные гласные –о и –е, постфикс –ся/ -сь

Аффиксы делятся на словообразующие и формообразующие

Словообразующие  употребляются для образования новых слов.

Формообразующие не меняют лексического значения слова используются только для образования его грамматического значения.

Приставка – значимая часть слова, служащая для образования новых слов или грамматических форм слова.

Суффикс – значимая часть слова, служащая для образования новых слов или грамматических форм слов.

Соединительные гласные – о и –е выполняют в слове функцию соединительных элементов.

Окончание – изменяемая часть слова, служащая для связи слов в предложении. Это формообразующий аффикс, так как выражает грамматическое значение. Окончание может быть материально выражено и материально не выражено (нулевое). В неизменяемых словах окончание отсутствует.

      Среди суффиксов и приставок есть морфемы близкие по звучанию, т.е. синонимичные, основное их отличие стилистическое. В современном русском языке есть морфемы, имеющие одинаковое звучание, но различающиеся по значению, т.е. омонимичные.

Основа слова – называется часть слова без окончания или формообразующего аффикса.

В зависимости от морфемной структуры основы делятся на непроизводные, которые состоят только из корневой  морфемы, и производной, которая имеет другие морфемы. В современном русском языке различаютпростые (один корень) и сложные (два и более корней) основы.

Морфемный разбор слова

Выделить окончание и основу

Дать характеристику основе

Дать характеристику окончанию

Подбором родственных слов выделить корень

Выделить приставку, суффикс

Сделать вывод о морфемном составе слова

     Морфологические способы словообразования

Приставочный

Суффиксальный

Приставочно-суффиксальный

Сложение

Бессуффиксальный

Усечение основы

Сращение

Окончание – это морфема, служащая для изменения слова, образования его форм и выражения значений: числа, рода, падежа, лица. Окончания нужны для связи слов в предложении.
Окончания есть только у изменяемых слов. Примеры:

Слушаю, слушаешь, слушает, слушаем, слушаете, слушают

 гл. наст. времени 1-го спр., формы 1-го, 2-го и 3-го лица ед. и множ. ч.

дача, дачи, даче, дачу, дачей, о даче 

сущ. 1-го скл., ж.р., ед. ч., им., род., дат., вин., тв., п. пад.

Нулевое окончание
Окончание может быть нулевым, т.е. не выраженным, не представленным, но и такое окончание несёт информацию о грамматическом значении.
Пример:  стол  – нулевое окончание (сущ. м.р., 2-го скл., им.=вин. пад.), читал  – нулевое окончание (гл. прош. времени, м.р., мн.ч.). 

Запомни:

 В этих словах и этих формах бывают нулевые окончания:

-у существительных 2-го и 3-го скл. в форме И.п. и В.п. в ед.ч., если их формы совпадают, как у неодушевленных существительных: дом , конь , мать , ночь 

-у существительных всех склонений в форме Р.п. во мн.ч.: машин , окон , солдат , армий 

-у кратких прилагательных в форме ед.ч. м.р.: здоров , рад , счастлив 

-у глаголов в форме изъявительного наклонения, прошед. времени, ед.ч., м.р.: читал , писал , считал 

-у глаголов в форме условного наклонения, ед.ч., м.р.: прочитал  бы, написал  бы, сосчитал  бы

-у глаголов в форм повелительного наклонения единственного числа: пиши , читай , считай 

-у кратких страдательных причастий в форме ед.ч. м.р.:  написан , прочитан . 

Сложные слова

Образуется путем соединения двух или более основ.

Сложносокращенные слова

Из начальных частей или слогов (спецкор)

Из частей слова и полного слова (педколлектив)

Из начальных букв слов (МГУ)

Образование сложных прилагательных

Зависит от того, из какого словосочетания они образованы

Подчинительное (железная дорога) пишется слитно (железнодорожный)

Сочинительное (кислый и молочный) пишется через дефис (кисло-молочный)

Также пишется через дефис если

Обозначает цвет (ярко-красный)

Стороны света (юго-западный)

Образование сложных существительных

Слова с начальной частью пол- могут писаться через дефис, если начинается

- с гласной (пол-апельсина)

-с буквы –л (пол-лимона)

-с большой буквы (пол-Москвы)

Все остальные пишутся слитно, также пишутся слитно  с полу- (полумесяц)

Слова, обозначающие профессии, специальности, звания  (генерал-майор)

Составные русские и иноязычные фамилии (Лебедев-Кумач)

Слова, являющиеся научными, техническими, общественно-политическими, экономическими терминами (филолог-лингвист)

Вопросы для самоконтроля ( ответы письменно)

1.Что изучает морфемика?

2.Какие разновидности морфем существуют в русском языке и каковы их функции?

3.Что такое аффиксы, постфиксы, интерфиксы?

4.Какие способы словообразования существуют?

5.Назовите самый продуктивный способ образования слов в русском языке.



Предварительный просмотр:

Самостоятельная работа. Повторение. Фонетика.

1 вариант

1) Расставьте ударения: каталог, черпать, завидно, банты, квартал, свекла, сливовый, красивее, туфля, ходатайство, цемент, договор, балованный, цепочка.


2) Запишите слова в фонетической транскрипции (звуки):

компаньон___________________, расчёт__________________, в шинели ________________, открывается____________________, широкого ________________, испечься_________________.

3) В каком ряду расположены слова, в которых букв больше, чем звуков?

а) косьба, вьюжный, хвалебный;

б) косноязычие, старьевщик, компенсация;

в) разъяриться, повсеместный, скользко;

г) окрестность, съехавший, кающаяся.

4) В каком слове все согласные звуки мягкие?

1) Широкий 2) Веселье 3) Встреча

4) Суровый 5) Мишень

5) Восстановите текст в соответствии с орфографическими и пунктуационными нормами.

[ч илав ‘эк б ‘эс пр` инцыпаф и бис вол` и пахош на карабл` у каторавa н` эт рул` а и компсa: он м`ин айэт сфайо направлен ийэ с каждай пир’ им’ энай в’ этра]. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2 вариант

1) Расставьте ударения: цепочка, торты, завидно, банты, щавель, кухонный, сливовый, красивее, туфля, ходатайство, цемент, квартал, балованный, столяр.


2) Запишите слова в фонетической транскрипции (звуки):

бульон___________________, расчёска__________________, антенна ________________, занимается____________________, чудесного ________________, обжечься_________________.

3) В каком ряду во всех словах есть звук [т']?

а) тяжелый, кладь, считаться;

б) тьма, медведь, текстиль;

в) платяной, табельный, захолустный;

г) компетенция, термометр, менуэт.

4) Укажите слово, в котором нет звонких согласных звуков

1) Беглянка 2) Мольба 3) Обзор

4) Копать 5) Кашевар

5) Восстановите текст в соответствии с орфографическими и пунктуационными нормами.

[ч илав ‘эк б ‘эс пр` инцыпаф и бис вол` и пахош на карабл` у каторавa н` эт рул` а и компсa: он м`ин айэт сфайо направлен ийэ с каждай пир’ им’ энай в’ этра]. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3 вариант

1) Расставьте ударения: квартал, черпать, жалюзи, банты, квартал, каталог, сливовый, щавель, туфля, баловать, цемент, договор, балованный, бунгало.

2) Запишите слова в фонетической транскрипции (звуки):

Объясниться___________________, расчёт__________________, в шинели ________________, открывается____________________, широкого ________________, испечься_________________.

3) В каком ряду расположены слова, в которых букв больше, чем звуков?

а) косьба, вьюжный, хвалебный;

б) косноязычие, старьевщик, компенсация;

в) разъяриться, повсеместный, скользко;

г) окрестность, съехавший, кающаяся.

4) В каком слове есть звук [й’]?

1) Обонять 2) Намалевать 3) Перелезть

4) Рябина 5) Листья

5) Восстановите текст в соответствии с орфографическими и пунктуационными нормами.

[ч илав ‘эк б ‘эс пр` инцыпаф и бис вол` и пахош на карабл` у каторавa н` эт рул` а и компсa: он м`ин айэт сфайо направлен ийэ с каждай пир’ им’ энай в’ этра]. _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4 вариант

1) Расставьте ударения: ходатайство, черпать, завидно, банты, квартал, каталог, сливовый, красивее, туфля, ходатайство, цемент, торты, балованный, цепочка.

Запишите слова в фонетической транскрипции (звуки):

компаньон___________________, расчёт__________________, в шинели ________________, открывается____________________, широкого ________________, испечься_________________.

2) В каком ряду расположены слова, в которых совпадает количество звуков и букв?

а) лестный, бьющаяся, подстричь;

б) июньский, маячить, прелестное;

в) придаешь, поющие, местность;

г) яростные, вскользь, разъяренный.

3) Укажите слово, в котором нет звонких согласных звуков

1) Беглянка 2) Мольба 3) Обзор

4) Копать 5) Кашевар

4) Восстановите текст в соответствии с орфографическими и пунктуационными нормами.

[ч илав ‘эк б ‘эс пр` инцыпаф и бис вол` и пахош на карабл` у каторавa н` эт рул` а и компсa: он м`ин айэт сфайо направлен ийэ с каждай пир’ им’ энай в’ этра].