13 октября 2022 год
Уважаемые студенты, внимательно читайте инструкции по изучению лекционных материалов, выполнению практический работ. Следуйте им неукоснительно.
ИТ 1.9. русский язык
Тема " Морфемика и словообразование"
ИТ1.9. Литература.
Тема А.Н.Островский . Драма " Гроза"
2 Выполните тренировочные задания , скрин результата вышлите в вк.
113. русский язык
Тема:Фонетические единицы. Звук и фонема. Открытый и закрытый слог. Соотношение буквы и звука.
1. Посмотрите видео 10 класс. Фонетика. Графика - поиск Яндекса по видео (yandex.ru) Перенесите таблицу в тетрадь.
2. Выполните самостоятельную работу ( 2 варианта)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 43.5 КБ |
![]() | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Лекция 5
Морфемика, словообразование, орфография.
План
1.Понятие морфемы как значимой части слова.
2.Способы словообразования.
3.Правописание чередующихся гласных в корнях слов.
4.Правописание приставок ПРИ - / - ПРЕ -.
5.Правописание сложных слов
1. Морфема – это минимальная значимая часть слова. Она не делится на более мелкие значимые части. Слова строятся из морфем, значения морфем при этом являются компонентами общего значения слова.
Морфемы разделяют на словообразовательные и словоизменительные (формообразующие).
Словообразовательные морфемы служат для образования слов и помогают выразить лексическое значение слова.
Словоизменительные (формообразующие) морфемы нужны для образования форм изменяемых слов и выражают грамматическое значение слов.
К словообразовательным морфемам относят корень, приставку, суффикс и интерфикс.
Корень – основная морфема, общая для родственных слов и выражающая основное лексическое значение слова.
В словах дом, домик, домище, домовой, домушник, домоводство,
домостроение есть корень дом. В приведённых примерах сложных слов это первый из двух корней. Корней в слове, как это видно из примера, может быть несколько.
В русском языке есть слова, состоящие только из корня. Это, прежде всего, служебные слова: предлоги: по, к, над, союзы: и, но, если, междометия: ах, ох, алло, некоторые наречия: очень, там, а также неизменяемые существительные: кофе, метро и прилагательные: беж, хаки.
Приставка– это морфема, занимающая в слове положение перед корнем, например сбегать, приехать, переосмыслить. Приставок, как и корней, в слове может быть несколько: бессмысленный, беспомощный.
Суффикс – морфема, занимающая в слове положение после корня, например человечный, береговой. Во многих русских словах не один, а несколько суффиксов: насильственно, американизированный.
К формообразующим морфемам относят, прежде всего, окончания и суффиксы.
Понятие морфемы как значимой части слова. Морфемный разбор слова.
Морфемика – наука о значимых частях слова и морфемной структуре слова.
Морфема – наименьшая. Неделимая, значимая часть слова
Словообразование – раздел языкознания, изучающий словообразовательную структуру слов и законы образования слов.
Слова в русском языке состоят из элементов, которые называются морфемами. Морфему можно сопоставить со словом, но они различаются целым рядом признаков6
Слова существуют самостоятельно, а морфемы лишь в слове
Морфемы являются строительным материалом для слов, а слова – для предложений.
Слова всегда принадлежат какой-то части речи, а морфемы – нет
Основа может существовать из одной морфемы или нескольких. Морфемы делятся на корневые и аффиксальные.
Корневая морфема (корень слова)
Корень – общая неделимая часть родственных слов, являющаяся носителем основного лексического значения.
Корневая морфема выделяется в слове путем подбора и сопоставления родственных слов. К корню могут присоединяться другие морфемы, которые конкретизируют значение слова. В корне могут происходить различные чередования гласных и согласных.
Аффиксальные морфемы
В слове членимом на морфемы, помимо корня, выделяются аффиксы: приставка, суффикс, окончание, соединительные гласные –о и –е, постфикс –ся/ -сь
Аффиксы делятся на словообразующие и формообразующие
Словообразующие употребляются для образования новых слов.
Формообразующие не меняют лексического значения слова используются только для образования его грамматического значения.
Приставка – значимая часть слова, служащая для образования новых слов или грамматических форм слова.
Суффикс – значимая часть слова, служащая для образования новых слов или грамматических форм слов.
Соединительные гласные – о и –е выполняют в слове функцию соединительных элементов.
Окончание – изменяемая часть слова, служащая для связи слов в предложении. Это формообразующий аффикс, так как выражает грамматическое значение. Окончание может быть материально выражено и материально не выражено (нулевое). В неизменяемых словах окончание отсутствует.
Среди суффиксов и приставок есть морфемы близкие по звучанию, т.е. синонимичные, основное их отличие стилистическое. В современном русском языке есть морфемы, имеющие одинаковое звучание, но различающиеся по значению, т.е. омонимичные.
Основа слова – называется часть слова без окончания или формообразующего аффикса.
В зависимости от морфемной структуры основы делятся на непроизводные, которые состоят только из корневой морфемы, и производной, которая имеет другие морфемы. В современном русском языке различаютпростые (один корень) и сложные (два и более корней) основы.
Морфемный разбор слова
Выделить окончание и основу
Дать характеристику основе
Дать характеристику окончанию
Подбором родственных слов выделить корень
Выделить приставку, суффикс
Сделать вывод о морфемном составе слова
Морфологические способы словообразования
Приставочный
Суффиксальный
Приставочно-суффиксальный
Сложение
Бессуффиксальный
Усечение основы
Сращение
Окончание – это морфема, служащая для изменения слова, образования его форм и выражения значений: числа, рода, падежа, лица. Окончания нужны для связи слов в предложении.
Окончания есть только у изменяемых слов. Примеры:
Слушаю, слушаешь, слушает, слушаем, слушаете, слушают
гл. наст. времени 1-го спр., формы 1-го, 2-го и 3-го лица ед. и множ. ч.
дача, дачи, даче, дачу, дачей, о даче
сущ. 1-го скл., ж.р., ед. ч., им., род., дат., вин., тв., п. пад.
Нулевое окончание
Окончание может быть нулевым, т.е. не выраженным, не представленным, но и такое окончание несёт информацию о грамматическом значении.
Пример: стол – нулевое окончание (сущ. м.р., 2-го скл., им.=вин. пад.), читал – нулевое окончание (гл. прош. времени, м.р., мн.ч.).
Запомни:
В этих словах и этих формах бывают нулевые окончания:
-у существительных 2-го и 3-го скл. в форме И.п. и В.п. в ед.ч., если их формы совпадают, как у неодушевленных существительных: дом , конь , мать , ночь
-у существительных всех склонений в форме Р.п. во мн.ч.: машин , окон , солдат , армий
-у кратких прилагательных в форме ед.ч. м.р.: здоров , рад , счастлив
-у глаголов в форме изъявительного наклонения, прошед. времени, ед.ч., м.р.: читал , писал , считал
-у глаголов в форме условного наклонения, ед.ч., м.р.: прочитал бы, написал бы, сосчитал бы
-у глаголов в форм повелительного наклонения единственного числа: пиши , читай , считай
-у кратких страдательных причастий в форме ед.ч. м.р.: написан , прочитан .
Сложные слова
Образуется путем соединения двух или более основ.
Сложносокращенные слова
Из начальных частей или слогов (спецкор)
Из частей слова и полного слова (педколлектив)
Из начальных букв слов (МГУ)
Образование сложных прилагательных
Зависит от того, из какого словосочетания они образованы
Подчинительное (железная дорога) пишется слитно (железнодорожный)
Сочинительное (кислый и молочный) пишется через дефис (кисло-молочный)
Также пишется через дефис если
Обозначает цвет (ярко-красный)
Стороны света (юго-западный)
Образование сложных существительных
Слова с начальной частью пол- могут писаться через дефис, если начинается
- с гласной (пол-апельсина)
-с буквы –л (пол-лимона)
-с большой буквы (пол-Москвы)
Все остальные пишутся слитно, также пишутся слитно с полу- (полумесяц)
Слова, обозначающие профессии, специальности, звания (генерал-майор)
Составные русские и иноязычные фамилии (Лебедев-Кумач)
Слова, являющиеся научными, техническими, общественно-политическими, экономическими терминами (филолог-лингвист)
Вопросы для самоконтроля ( ответы письменно)
1.Что изучает морфемика?
2.Какие разновидности морфем существуют в русском языке и каковы их функции?
3.Что такое аффиксы, постфиксы, интерфиксы?
4.Какие способы словообразования существуют?
5.Назовите самый продуктивный способ образования слов в русском языке.
Предварительный просмотр:
Самостоятельная работа. Повторение. Фонетика.
1 вариант
1) Расставьте ударения: каталог, черпать, завидно, банты, квартал, свекла, сливовый, красивее, туфля, ходатайство, цемент, договор, балованный, цепочка.
2) Запишите слова в фонетической транскрипции (звуки):
компаньон___________________, расчёт__________________, в шинели ________________, открывается____________________, широкого ________________, испечься_________________.
3) В каком ряду расположены слова, в которых букв больше, чем звуков?
а) косьба, вьюжный, хвалебный;
б) косноязычие, старьевщик, компенсация;
в) разъяриться, повсеместный, скользко;
г) окрестность, съехавший, кающаяся.
4) В каком слове все согласные звуки мягкие?
1) Широкий 2) Веселье 3) Встреча
4) Суровый 5) Мишень
5) Восстановите текст в соответствии с орфографическими и пунктуационными нормами.
[ч илав ‘эк б ‘эс пр` инцыпаф и бис вол` и пахош на карабл` у каторавa н` эт рул` а и компсa: он м`ин айэт сфайо направлен ийэ с каждай пир’ им’ энай в’ этра]. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2 вариант
1) Расставьте ударения: цепочка, торты, завидно, банты, щавель, кухонный, сливовый, красивее, туфля, ходатайство, цемент, квартал, балованный, столяр.
2) Запишите слова в фонетической транскрипции (звуки):
бульон___________________, расчёска__________________, антенна ________________, занимается____________________, чудесного ________________, обжечься_________________.
3) В каком ряду во всех словах есть звук [т']?
а) тяжелый, кладь, считаться;
б) тьма, медведь, текстиль;
в) платяной, табельный, захолустный;
г) компетенция, термометр, менуэт.
4) Укажите слово, в котором нет звонких согласных звуков
1) Беглянка 2) Мольба 3) Обзор
4) Копать 5) Кашевар
5) Восстановите текст в соответствии с орфографическими и пунктуационными нормами.
[ч илав ‘эк б ‘эс пр` инцыпаф и бис вол` и пахош на карабл` у каторавa н` эт рул` а и компсa: он м`ин айэт сфайо направлен ийэ с каждай пир’ им’ энай в’ этра]. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3 вариант
1) Расставьте ударения: квартал, черпать, жалюзи, банты, квартал, каталог, сливовый, щавель, туфля, баловать, цемент, договор, балованный, бунгало.
2) Запишите слова в фонетической транскрипции (звуки):
Объясниться___________________, расчёт__________________, в шинели ________________, открывается____________________, широкого ________________, испечься_________________.
3) В каком ряду расположены слова, в которых букв больше, чем звуков?
а) косьба, вьюжный, хвалебный;
б) косноязычие, старьевщик, компенсация;
в) разъяриться, повсеместный, скользко;
г) окрестность, съехавший, кающаяся.
4) В каком слове есть звук [й’]?
1) Обонять 2) Намалевать 3) Перелезть
4) Рябина 5) Листья
5) Восстановите текст в соответствии с орфографическими и пунктуационными нормами.
[ч илав ‘эк б ‘эс пр` инцыпаф и бис вол` и пахош на карабл` у каторавa н` эт рул` а и компсa: он м`ин айэт сфайо направлен ийэ с каждай пир’ им’ энай в’ этра]. _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4 вариант
1) Расставьте ударения: ходатайство, черпать, завидно, банты, квартал, каталог, сливовый, красивее, туфля, ходатайство, цемент, торты, балованный, цепочка.
Запишите слова в фонетической транскрипции (звуки):
компаньон___________________, расчёт__________________, в шинели ________________, открывается____________________, широкого ________________, испечься_________________.
2) В каком ряду расположены слова, в которых совпадает количество звуков и букв?
а) лестный, бьющаяся, подстричь;
б) июньский, маячить, прелестное;
в) придаешь, поющие, местность;
г) яростные, вскользь, разъяренный.
3) Укажите слово, в котором нет звонких согласных звуков
1) Беглянка 2) Мольба 3) Обзор
4) Копать 5) Кашевар
4) Восстановите текст в соответствии с орфографическими и пунктуационными нормами.
[ч илав ‘эк б ‘эс пр` инцыпаф и бис вол` и пахош на карабл` у каторавa н` эт рул` а и компсa: он м`ин айэт сфайо направлен ийэ с каждай пир’ им’ энай в’ этра].