11СПММС
22 сентября
Уважаемые студенты, пройдите по ссылке. Внимательно изучите основную часть и выполните тренировочные задния .Скрин ответов в баллах отправьте на почту k.nysanova@bk.ru
Литература
24 сентября
Русский язык
Внимательно изучите основную часть, конспект урока, сделайте записи в тетради, указанные преподавателем. Выполните тренировочные задния .Скрин ответов в баллах отправьте на почту k.nysanova@bk.ru
Урок 14. речевое общение - Русский язык - 10 класс - Российская электронная школа (resh.edu.ru)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
11 СПММС (Записать в тетради) Тема урока: Речевое общение
Изучить :
Речевое общение — общение с помощью речи, направленное на достижение цели коммуникации, форма взаимодействия двух или более людей посредством языка на основе обратной связи в конкретных видах речевой деятельности.
Речевая деятельность — целенаправленный, активный, содержательный и мотивированный процесс приёма-выдачи сформулированной и сформированной посредством языка определённой мысли, волеизъявления или просто выражения эмоций.
Речевая ситуация — исторически сложившаяся в процессе развития общества форма общения, опосредованная языком.
Речевое поведение — использование языка людьми в предлагаемых обстоятельствах, в многообразии реальных жизненных ситуаций, совокупность речевых поступков.
Речевой этикет — это система правил речевого поведения, нормы использования средств языка в определённых условиях. Этикет речевого общения играет важную роль для успешной деятельности человека в обществе, его личностного и профессионального роста, построения крепких семейных и дружеских отношений. Для овладения этикетом речевого общения требуются знания из различных гуманитарных областей: лингвистики, истории, культурологи, психологии. Для более успешного освоения культурных навыков общения используют такое понятие, как формулы речевого этикета.
(Записать)Речевой акт — элементарная единица речевого общения, произнесение говорящим высказывания в непосредственной ситуации общения со слушающим.
Адресат — тот (те), к кому обращена речь.
Адресант — отправитель сообщения, порождающий высказывание.
Диалог — процесс двустороннего общения, при котором каждый из участников попеременно исполняет роль говорящего и слушающего, это разговор двух лиц.
Монолог — речь одного человека, обращенная к самому себе или другим.
Полилог — форма речи, которая характеризуется сменой высказываний нескольких говорящих и непосредственной связью высказывания с ситуацией.
Устная речь — речь, создаваемая в момент говорения, в процессе акта коммуникации.
Письменная речь — это речь без непосредственного собеседника, её мотив и замысел полностью определяется пишущим.
(Изучив , внести схему( рисунок) в тетрадь). Блок-схема
«Речевая ситуация»
Блок-схемой называют графическое изображение какого-либо процесса или действия. Мы проанализировали блок-схему «Речевая ситуация», потому что речевое общение — тоже действие, процесс. Повторим три условия, при которых происходит речевое общение:
а) участники речевого общения (адресат — адресант)
б) обстоятельства общения (время, место)
c) условия общения
Известно, что человеческий мозг гораздо лучше решает задачи, если человек представляет ситуацию в комплексе, и блок-схема — это идеальный способ целостного описания. На блок-схеме наглядно видно, что представляет собой речевая ситуация и ее компоненты. Обратите внимание: все блоки, отражающие эти компоненты, соединены между собой линиями, что означает существующую между ними связь.
a) Два верхних блока схемы объединяет указание на участников речевой ситуации. Их можно называть по-разному, например, в зависимости от избранной формы речи — устной или письменной — общающиеся стороны могут называться говорящий или слушающий, пишущий или читающий.
б) Средний блок схемы отведен важному компоненту речевой ситуации — пространственно-временным отношениям. При анализе таких отношений в литературном произведении вы используете термин хронотоп. Он связан с местом и временем речевого общения. В зависимости от хронотопа речевое общение может быть личным или неличным, официальным или неофициальным, спланированным или спонтанным.
Конечно, важно знать, где и когда вступают в общение участники речевой ситуации. Например, в разной обстановке вы по-разному попросите помочь вам решить задачу. Старшему брату, который только что вернулся домой после работы, вы скажете: «Слушай, никак у меня задача по математике не получается. Помоги мне ее решить, когда освободишься...». Аучительнице в школе скажете перед уроком: «Елена Сергеевна, извините. Я не смог решить задачу по математике. Не знаю, что я сделал не так. Посмотрите, пожалуйста, моё решение. Где я допустил ошибку?»
c) Два нижних блока схемы относятся к так называемым условиям речевого общения — третьему компоненту речевой ситуации. По условиям речевого общения участники ситуации должны знать стоящую перед ними цель общения, иметь знания о социальных и культурных нормах речевого поведения. Кроме владения информацией о теме, они должны уметь подбирать языковые средства для развития темы в соответствии с целью общения.