15 октября 2022 года

Нысанова Клара Башировна

13. Русский язык.

МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. 

то 1.9. РУССКИЙ ЯЗЫК.

 

Готовимся к ЕГЭ. Орфограммы в приставках - Вариант 2 (saharina.ru)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon morfemika_10_russ_1.doc60 КБ
Microsoft Office document icon lektsiya_5_morfemika_i_slovoobrazovanie.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Морфемика - это состав, строение слова

Морфемы – значимые части слова: основа, окончание, корень, приставка, суффикс.

1) Окончание - изменяемая часть слова, которая обеспечивает связь слов в словосочетании и предложении и указывает значение рода, числа, падежа

Как выделить окончание  в слове

1. Исследовать, изменяется ли слово. Если не изменяется – окончания нет.

2. Если изменяется, то изменить, ставя слово в две или три формы.

3. Изменяющаяся часть слова – окончание.

Надо запомнить: деепричастия, наречия, предлоги окончаний не имеют, т.к. являются неизменяемыми частями речи.

ПРИМЕРЫ:
Колыхаясь
 и сверкая, движутся полки (М.Лермонтов).

Летом на улице жарко. (В предложении слово летом является наречием, а не существительным, т.к. отвечает на вопрос Когда? и является обстоятельством, следовательно, окончания не имеет. Жарко также является наречием, окончания в этом слове нет)

Работы были выполнены в течение суток. (В течение – производный предлог, неизменяемая часть речи, окончания нет.)

Надо запомнить: изменяемые части речи могут иметь нулевое окончание. Чтобы найти его, поставьте слово в две или три формы.

Зима (0) – зимой, о зиме.

Много птиц (0)– птица, о птице.

Слышал (0) – слышала, слышали.

Одевал(0)ся – одевалась, одевались.

Прибежал (0) – прибежала, прибежали.

2) Корень – общая часть родственных слов, значимая часть слова. Слова с одинаковыми  корнями называются однокоренными.

Как выделить корень в слове

1. Найти основу: для этого выделить окончание.

2. Подобрать родственные (однокоренные, т. е. с одинаковым значением) слова.

3. Найти наименьшую общую часть родственных слов.

Пример: 1) вода; 2) водяной, водный, водянистый; 3) вода

3) Приставка – значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

Как выделить приставку в слове

1. Найти в слове корень.

2. Определить часть слова, стоящую перед корнем.

3. Подобрать однокоренные слова без первой части, т.е. без приставки.

Пример: 1) подводный 2) подводный 3) водяной, вода, водянистый

4) Суффикс – значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

Как выделить суффикс  в слове

1. Найти основу (часть слова без окончания)

2. Найти слово, от которого образовалось анализируемое слово. Выделить в нем основу (она называется производящей).

3. Наложить основы в словах друг на друга и выделить последующую часть слова, которая образовала наше анализируемое слово.

Пример: 1) руководитель(0) 2) руководить 3) руководитель - руководить

Надо запомнить: в слове может быть не один, а два и более суффиксов.

Обычно два суффикса:

1.  В глаголах прошедшего времени (глагольный тематический –а-, -я-, -и-, -е-, -ну- и формообразующий суффикс –л-). Например: прыгнул, прочитал.

2.  В глаголах на –ся, -сь. Например: восторгается, улыбаюсь;

3.  В деепричастиях. Например: запекая, вычистив, сказав, возвращаясь.

4.  В причастиях. Например: прочитанный, разыгравший, избегающий.

Формообразующие суффиксы

Суффиксы

Формы слов

-е- (выш-е); -ее/-ей (быстр-ее)

-ше (рань-ше), -же (глуб-же)

простая сравнительная степень прилагательных и наречий

- ейш-/-айш-

(быстр-ейш-ий, высоч-айш-ий)

простая превосходная степень сравнения прилагательных

-л (чита-л)

прошедшее время глагола

-и (пиш-и)

повелительное наклонение глагола

-ть/-ти (писа-ть, пас-ти)

(часто этот суффикс рассматривается как окончание.)

неопределенная форма глаголов (инфинитив)

-ущ-/-ющ- (пиш-ущ-ий, рису-ющ-ий)

-ащ-/ящ- (держ-ащ-ий, говор-ящ-ий)

-вш-/-ш- (держа-вш-ий, нес-ш-ий)

-ем-/-им-/-ом- (раздава-ем-ый, твор-им-мый, нес-ом-ый)

-енн-/-онн-/-нн- (принес-ённ-ый, разобра-нн-ый)

-т- (разби-т-ый)

действительные причастия

страдательные причастия

-а/-я (держ-а, нес-я)

-в/-вши/-ши (удержа-в, удержа-вши, принес-ши)

деепричастие

Практическая работа

Задание 1.

Вставить пропущенное слово в словообразовательной цепочке вместо многоточия и выделить его

Учить  -> учитель  ->  …   -> учительствовать

  • учительский              
  • учительница
  • учение
  • учительство

Новый ->  обновить  -> …  ->   возобновление

  • обновитель
  • обновка
  • возобновить
  • новизна

Общий ->  обобщить  -> …  ->  обобщенно

  • обобщенный
  • общество
  • приобщение
  • обобщение

Пар  ->  парить -> …  ->  испарение

  • парной
  • испарить
  • парильня
  • парник

Задание 2.

Вставить пропущенное слово в словообразовательной цепочке вместо многоточия, выделить его

Свет  -> светить  -> …  ->  освещение

  • осветитель
  • светлый
  • осветить
  • просвет

Сказать -> предсказать  ->  … -> предсказательница

  • сказание
  • рассказывать
  • предсказывать
  • предсказатель

Ходить -> походить ->  поход  -> … -> по-походному

  • походка
  • похождение
  • походный
  • выход

Живой -> живить -> оживить  ->… -> оживленность

  • оживление
  • оживленно
  • живительный
  • оживленный

Тьма -> темный -> темнеть -> …  -> потемнение

  • темнота
  • затемнение
  • потемнеть
  • темноватый

Задание 3.

В конце задания из слов-ответов составить нумерованный список.

Какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?

  • зачеркнув
  • возвращение
  • полосатый
  • отрезанный

Какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?

  • безопасный, безотрывный
  • безоглядный, безотказный
  • безоружный, безобидный
  • безоблачный, безотрадный

В каком ряду расположены слова, расположенные суффиксальным способом?

  • сапожок, зубной, землянка
  • вбежать, красавец, глупыш
  • дипломник, циркач, предыстория
  • вредитель, баловень, прародина

В каком ряду расположены слова, расположенные приставочным способом?

  • разбить, нерадостный, предгрозовой
  • перепрыгнуть, внеклассный, чернослив
  • навсегда, подземный, пылесос
  • побольше, хлебозавод, внучок

В каком ряду расположены слова, расположенные приставочно-суффиксальным способом?

  • разрыдаться, привокзальный, наибольший
  • по-зимнему, сослуживец, наручник
  • наконечник, досрочный, премилый
  • закавказский, нахлебник, просмотреть

Задание 4.

Создать таблицу 2х2. Сгруппировать слова по значению корня МИР в разные столбцы. Дать названия столбцам таблицы. Миропонимание, мировоззрение, всемирный, мирный, смириться, мирок, помириться, присмиреть, мировой, мирно, умиротворенный, мировосприятие, мир, мировидение, миролюбие, миросозерцание, миротворец, мироощущение, мирской.

Задание 5.

Внимательно прочтите слова и заполните таблицу.

Вся, кофе, шли, берет, пальто, насовсем, чтение, втроем, обе, течет, кенгуру, сестра, сжаться, снизу, снежный, мыть, лицевой, внизу, несут, строго, всерьез, кроме, поезд, этот, седьмой, метро, вдвоем, вчера, несли, быстро, зимой, рисовать, пятый, два, синева, синий, говорить, интересный, дочерний, сеяный, впятером, усеять, гусиный, реже, где.

Корень+окончание

Корень+суффикс+окончание

Корень+суффикс

Задание 6.

Внимательно прочитайте текст, разбейте слова на две колонки:

1) однокоренные слова

2) формы одного и того же слова

Осень – пора грибов. Идут и едут грибники в лес, ищут грибные места. Под берёзами, осинами и елями – всюду прячутся грибочки. Вон их сколько!

    А ты хочешь, чтобы и в будущем году здесь было много грибов? Тогда срезай гриб осторожно, чтобы не повредить грибницу. Ведь из неё, из тоненьких белых нитей, спрятанных в земле, каждый год вырастают боровики и маслята, сыроежки и лисички, грузди и рыжики.

Задание 7.

Выберите слова, морфемное строение которых соответствует указанной схеме, и заполните таблицу.

¬∩

¬∩∧

∩∧О∩∧

Всхлип, безопасный, единовластный, взрыв, безотрывный, златотканый, вспять, безоглядный, черноморский, стекловидный, вход, вскачь, встарь, безотказный, основоположник, всплеск, любознательный, взмах, безоружный, разнообразный, вскрик, безобидный, противотанковый, метростроитель, взгляд, безоблачный, вольнодумец, взнос, конноспортивный, безотрадный, вскользь, железнодорожный, жетончик, приоткрыть.



Предварительный просмотр:


Лекция 5

Морфемика, словообразование, орфография.

План

1.Понятие морфемы как значимой части слова.

2.Способы словообразования.

3.Правописание чередующихся гласных в корнях слов.

4.Правописание приставок ПРИ - / - ПРЕ -.

5.Правописание сложных слов

1. Морфема – это минимальная значимая часть слова. Она не делится на более мелкие значимые части. Слова строятся из морфем, значения морфем при этом являются компонентами общего значения слова.

Морфемы разделяют на словообразовательные и словоизменительные (формообразующие). 
  Словообразовательные морфемы служат для образования слов и помогают выразить лексическое значение слова. 
  Словоизменительные (формообразующие) морфемы нужны для образования форм изменяемых слов и выражают грамматическое значение слов.

К словообразовательным морфемам  относят корень, приставку, суффикс и интерфикс.

Корень – основная морфема, общая для родственных слов и выражающая основное лексическое значение слова.

В словах дом, домик, домище, домовой, домушник, домоводство, 

домостроение есть  корень дом. В приведённых примерах сложных слов это первый из двух корней. Корней в слове, как это видно из примера, может быть несколько.

В русском языке есть слова, состоящие только из корня. Это, прежде всего, служебные слова: предлоги: по, к, над, союзы: и, но, если, междометия: ах, ох, алло,  некоторые наречия: очень, там, а также неизменяемые существительные: кофе, метро  и прилагательные: беж, хаки. 

Приставка– это морфема, занимающая в слове положение перед корнем, например сбегать, приехать, переосмыслить. Приставок, как и корней, в слове  может быть несколько: бессмысленный, беспомощный.

Суффикс – морфема, занимающая в слове положение после корня, например человечный, береговой. Во многих русских  словах не один, а несколько суффиксов: насильственно,  американизированный.   

К формообразующим морфемам относят, прежде всего, окончания и суффиксы.

Понятие морфемы как значимой части слова. Морфемный разбор слова.

Морфемика – наука о значимых частях слова и морфемной структуре слова.

Морфема – наименьшая. Неделимая, значимая часть слова

Словообразование – раздел языкознания, изучающий словообразовательную структуру слов и законы образования слов.

     Слова в русском языке состоят из элементов, которые называются морфемами. Морфему можно сопоставить со словом, но они  различаются целым рядом признаков6

Слова существуют самостоятельно, а морфемы лишь в слове

Морфемы являются строительным материалом для слов, а слова – для предложений.

Слова всегда принадлежат какой-то части речи, а морфемы – нет

     Основа может существовать из одной морфемы или нескольких. Морфемы делятся на корневые и аффиксальные.

Корневая морфема (корень слова)

Корень – общая неделимая часть родственных слов, являющаяся носителем основного лексического значения.

     Корневая морфема выделяется в слове путем подбора и сопоставления родственных слов. К корню могут присоединяться другие морфемы, которые конкретизируют значение слова. В корне могут происходить различные чередования гласных и согласных.

Аффиксальные морфемы

     В слове членимом на морфемы, помимо корня, выделяются аффиксы: приставка, суффикс, окончание, соединительные гласные –о и –е, постфикс –ся/ -сь

Аффиксы делятся на словообразующие и формообразующие

Словообразующие  употребляются для образования новых слов.

Формообразующие не меняют лексического значения слова используются только для образования его грамматического значения.

Приставка – значимая часть слова, служащая для образования новых слов или грамматических форм слова.

Суффикс – значимая часть слова, служащая для образования новых слов или грамматических форм слов.

Соединительные гласные – о и –е выполняют в слове функцию соединительных элементов.

Окончание – изменяемая часть слова, служащая для связи слов в предложении. Это формообразующий аффикс, так как выражает грамматическое значение. Окончание может быть материально выражено и материально не выражено (нулевое). В неизменяемых словах окончание отсутствует.

      Среди суффиксов и приставок есть морфемы близкие по звучанию, т.е. синонимичные, основное их отличие стилистическое. В современном русском языке есть морфемы, имеющие одинаковое звучание, но различающиеся по значению, т.е. омонимичные.

Основа слова – называется часть слова без окончания или формообразующего аффикса.

В зависимости от морфемной структуры основы делятся на непроизводные, которые состоят только из корневой  морфемы, и производной, которая имеет другие морфемы. В современном русском языке различаютпростые (один корень) и сложные (два и более корней) основы.

Морфемный разбор слова

Выделить окончание и основу

Дать характеристику основе

Дать характеристику окончанию

Подбором родственных слов выделить корень

Выделить приставку, суффикс

Сделать вывод о морфемном составе слова

     Морфологические способы словообразования

Приставочный

Суффиксальный

Приставочно-суффиксальный

Сложение

Бессуффиксальный

Усечение основы

Сращение

Окончание – это морфема, служащая для изменения слова, образования его форм и выражения значений: числа, рода, падежа, лица. Окончания нужны для связи слов в предложении.
Окончания есть только у изменяемых слов. Примеры:

Слушаю, слушаешь, слушает, слушаем, слушаете, слушают

 гл. наст. времени 1-го спр., формы 1-го, 2-го и 3-го лица ед. и множ. ч.

дача, дачи, даче, дачу, дачей, о даче 

сущ. 1-го скл., ж.р., ед. ч., им., род., дат., вин., тв., п. пад.

Нулевое окончание
Окончание может быть нулевым, т.е. не выраженным, не представленным, но и такое окончание несёт информацию о грамматическом значении.
Пример:  стол  – нулевое окончание (сущ. м.р., 2-го скл., им.=вин. пад.), читал  – нулевое окончание (гл. прош. времени, м.р., мн.ч.). 

Запомни:

 В этих словах и этих формах бывают нулевые окончания:

-у существительных 2-го и 3-го скл. в форме И.п. и В.п. в ед.ч., если их формы совпадают, как у неодушевленных существительных: дом , конь , мать , ночь 

-у существительных всех склонений в форме Р.п. во мн.ч.: машин , окон , солдат , армий 

-у кратких прилагательных в форме ед.ч. м.р.: здоров , рад , счастлив 

-у глаголов в форме изъявительного наклонения, прошед. времени, ед.ч., м.р.: читал , писал , считал 

-у глаголов в форме условного наклонения, ед.ч., м.р.: прочитал  бы, написал  бы, сосчитал  бы

-у глаголов в форм повелительного наклонения единственного числа: пиши , читай , считай 

-у кратких страдательных причастий в форме ед.ч. м.р.:  написан , прочитан . 

Сложные слова

Образуется путем соединения двух или более основ.

Сложносокращенные слова

Из начальных частей или слогов (спецкор)

Из частей слова и полного слова (педколлектив)

Из начальных букв слов (МГУ)

Образование сложных прилагательных

Зависит от того, из какого словосочетания они образованы

Подчинительное (железная дорога) пишется слитно (железнодорожный)

Сочинительное (кислый и молочный) пишется через дефис (кисло-молочный)

Также пишется через дефис если

Обозначает цвет (ярко-красный)

Стороны света (юго-западный)

Образование сложных существительных

Слова с начальной частью пол- могут писаться через дефис, если начинается

- с гласной (пол-апельсина)

-с буквы –л (пол-лимона)

-с большой буквы (пол-Москвы)

Все остальные пишутся слитно, также пишутся слитно  с полу- (полумесяц)

Слова, обозначающие профессии, специальности, звания  (генерал-майор)

Составные русские и иноязычные фамилии (Лебедев-Кумач)

Слова, являющиеся научными, техническими, общественно-политическими, экономическими терминами (филолог-лингвист)

Вопросы для самоконтроля ( ответы письменно)

1.Что изучает морфемика?

2.Какие разновидности морфем существуют в русском языке и каковы их функции?

3.Что такое аффиксы, постфиксы, интерфиксы?

4.Какие способы словообразования существуют?

5.Назовите самый продуктивный способ образования слов в русском языке.