Музучилище. 2 курс, 2025 год

Нысанова Клара Башировна

2 курс.

13.02.2025г. Дистанционные занятие.

Уважаемые студенты, доброго времени суток.

Выполните задания в тетради.

  1. Русский язык.

Творческие задания по теме "Синтаксис и пунктуация"

  1. Литература.

Изучить творчество М.А.Шолохова

https://obrazovaka.ru/alpha/s/sholoxov-mixail-aleksandrovich-sholohov-mihail-aleksandrovich

 перенесите в тетрадь хронологическую таблицу Шолохова, которая  познакомит с основными датами жизни и творчества советского писателя и общественного деятеля.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Практическая работа по теме «Фразеология»

 Работа должна быть выполнена в рабочей тетради.

Задание 1. Укажите значение фразеологических оборотов.

Ломать голову, бить баклуши, кануть в лету, претворять в жизнь, делать из мухи слона, битый час, держать слово, стереть в порошок, сломя голову, человек с большой буквы, молоко на губах не обсохло, ветер в голове, ума палата, белая ворона, не робкого десятка.

Задание 2. Перепишите, вставляя вместо точек нужные слова.

Играть…, иметь… (значение, роль).

Уделять…, придавать… (значение, внимание).

Потерпеть…, одержать… (победа, поражение).

Произвести…, оказать… (влияние, впечатление).

Навести…, привести… (доказательства, справки).

Завоевать…, занять… (первое место, первенство).

Утвердить…, сохранить… (приоритет, преимущество).

Задание 3. Исправьте ошибки, допущенные в употреблении фразеологических оборотов. Объясните суть каждой ошибки.

Наш класс успешно закончил полугодие, проделав Сизифов труд. (Сизифов труд – это труд бесполезный, поэтому фразеологизм нельзя применять в случаях, когда речь идёт об успехах).

Ему воскуряли дифирамбы. (Смешаны части двух фразеологизмов: воскурять фимиам и петь дифирамбы).

Мы идём в ногу со своим временем. (Нарушение целостности фразеологизма: вставка во фразеологизм «в ногу со временем» слова «свой»).

Решение задачи привело в тупик. (Нарушение воспроизводимости фразеологического оборота «зашло в тупик»).

Нам не удалось одержать реванш над командой из другой школы. (Смешение двух фразеологизмов: одержать победу и взять реванш).

Затея лопнула, как карточный домик. (Смешение двух фразеологических оборотов: «разлететься, как карточный домик» и «лопнуть, как мыльный пузырь»).

Он работал, опустив рукава. (Нарушение целостности фразеологизма «работать спустя рукава»).

Задание 4. В данных предложениях найдите фразеологизмы и дайте их толкование. В случае затруднений справляйтесь в словаре.

Федя сидел как на иголках и всё время хватался за лицо руками. (Н. Носов.)

Стрельба уже шла где-то под боком, рядом. (С. Васильев.)

По географии училась ничего себе, а по истории – плохо. (А. Чехов.)

Конники, видно, хотели настигнуть его ещё у границы, наступить ему на пятки. (В. Беляев.)

Ёлка была что надо: добрая ростом, густая. (В. Смирнов.)

Важное дело затевается. Всем придётся засучить рукава. (Ф. Наседкин.)

Вы, батюшка, в полку без году неделя. (Л. Толстой.)



Предварительный просмотр:

Стихи Юрия Живаго

Стихи Юрия Живаго, главного героя романа, не просто дополняют его внутренний мир, но и создают целостную атмосферу, передают настроение эпохи и подчеркивают основные темы произведения.

Стихотворения «Доктора Живаго» органично вплетены в ткань повествования. Они отражают важнейшие моменты жизни героя, его личные переживания, внутренние конфликты и духовные поиски. В стихах находят отражение такие темы, как любовь, смерть, природа, революция, вера и бессмертие души. Каждое стихотворение — это своеобразная веха, которая помогает читателю лучше понять внутренний мир Живаго и обогащает его образ новыми смыслами и оттенками.

Пастернак использует стихи для передачи тех чувств и мыслей, которые сложно выразить прозой. Поэзия здесь играет роль универсального языка, способного донести до читателя сокровенные переживания героя. Стихи в романе выполняют функцию своеобразных интермедий, которые останавливают сюжетное действие, чтобы углубиться в философские размышления и лирические отступления.

Кроме того, стихи Юрия Живаго создают мост между героем и читателем. Они помогают почувствовать его душевные муки, радости и сомнения, дают возможность заглянуть в его сердце и увидеть мир его глазами. Важным аспектом является то, что стихи обращены не только к отдельным персонажам, но и ко всем, кто способен воспринять их. Это подчеркивает идею Пастернака о том, что поэзия — это способ общения людей, средство выражения глубинных чувств и мыслей, которые объединяют человечество.

Интересно отметить, что сами стихотворения во многом отражают стиль и поэтические принципы самого Пастернака. Они отличаются яркими образами, неожиданными метафорами, богатством звуковых и ритмических средств, что характерно для творчества автора. Поэзия в романе «Доктор Живаго» не только дополняет прозу, но и переплетается с ней, создавая единое гармоничное целое.

Таким образом, стихи в романе «Доктор Живаго» играют ключевую роль, являясь неотъемлемой частью повествования. Они обогащают текст, придают ему особую эмоциональную насыщенность и философскую глубину, помогают лучше понять внутренний мир героя и общую идею произведения. Пастернак мастерски использует поэзию как средство художественного выражения, что делает его роман уникальным и многогранным шедевром мировой литературы.



Предварительный просмотр:

Тема нашего урока так и звучит: «Лингвистический анализ лирического произведения. Стихотворение А.С. Пушкина «На холмах Грузии…».

 «На холмах Грузии…».

Стихотворение «На холмах Грузии…» датировано в рукописи 15 мая 1829 года. Оно было написано А.С. Пушкиным во время путешествия в Азрум, когда поэт оказался в местах. Напомнивших ему дни его южной ссылки, поездку по побережью Черного моря вместе с Раевским. Произведение посвящено Марии Раевской, в которую Пушкин был влюблен тогда, в годы юности. Позже она вышла замуж за декабриста Волконского, а в 1829 году находилась вместе с мужем в Сибири, на каторге.

На холмах Грузии лежит ночная мгла…

На холмах Грузии лежит ночная мгла;
Шумит Арагва предо мною.
Мне грустно и легко; печаль моя светла;
Печаль моя полна тобою,
Тобой, одной тобой… Унынья моего
Ничто не мучит, не тревожит,
И сердце вновь горит и любит — оттого,
Что не любить оно не может.

1829 г.

1.Задание.

Сколько предложений в этом стихотворном тексте? Определите о чем они. Как соотносятся их микротемы? Выпишите эти предложения дайте им характеристику. Определите их грамматические основы, отметьте скобками части предложений, отметьте средства связи между частями.

2.Задание.

Почему сначала поэт использует бессоюзные сложные предложения, а  затем сложное с разными видами связи?

Обратите        внимание        на        распространенность        и        нераспространенность  бессоюзных частей предложения.

3.Задание:

Какие знаки препинания есть в этом стихотворении? Какую эмоциональную и смысловую роль они играют?

4.Задание:

-Найдите в стихотворении повторы. Какую роль они играют?

5.Задание

Какие слова рифмуются в первом четверостишии? Каково их смысловое соотношение?



Предварительный просмотр:

 18.12.24. Практическая работа  по теме « Лингвистический анализ текста»

Перепишите текст и выполните задания.

Россия не только государство… Она — сверхгосударство, океан, стихия, которая ещё не оформилась, не влегла в свои, предназначенные ей берега. Не засверкала ещё в отточенных и огранённых понятиях, в своём своеобразии, как начинает в бриллианте сверкать сырой алмаз. Она вся ещё в предчувствиях, в брожениях, в бесконечных желаниях и бесконечных органических возможностях.

Россия — […] океан земель, размахнувшийся на целую шестую ЧАСТЬ света и держащий в касаниях своих раскрытых крыльев Запад и Восток.

Россия — это семь синих морей; горы, увенчанные белыми льдами; Россия — меховая щетина бесконечных лесов, ковры лугов, ветреных и цветущих.

Россия — это бесконечные снега, над которыми поют мёртвые серебряные метели, но на которых так ярки платки русских женщин, снега, из-под которых нежными вёснами выходят тёмные фиалки, синие подснежники.

Россия — не только страна мгновенного настоящего. Она — страна великого прошлого, с которым держит неразрывную связь. В её берёзовых солнечных рощах по сей день правятся богослужения древним богам. В её окраинных лесах до сей поры шумят священные дубы, кедры, украшенные трепещущими лоскутками. И перед ними стоят бедные, глиняные чашки с кашей — жертвой. Над её степями плачут жалейки в честь древних божеств и героев.

Россия грандиозна. Неповторима. Россия — полярна. Россия — миссия новых времён.

по Н. Рериху

1.     Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова, выделенного в пятом предложении текста. Определите значение, в котором это слово употреблено в тексте. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

        ЧАСТЬ

1) Доля, отдельная единица, которая подразделяется в целом. Разделять на части. Часть яблока.

2) Предмет как составной элемент какого-нибудь целого, организма, механизма. Запасные части (детали машин)

3) Отдельная войсковая единица. Мотопехотные части. Воинская часть.

4) Раздел, подраздел произведения. Роман в трёх частях. Четыре части симфонии.

5) Область какой-нибудь деятельности, специальность (разг.). Работать по финансовой части. Это не по моей (твоей и т. д.) части (также перен.: я этим не занимаюсь, это не моё дело).

2.     Определите художественно-изобразительное средство: «нежными вёснами», «солнечных рощах», «священные дубы».

3.     Определите художественно-изобразительное средство: «океан земель», «щетина бесконечных лесов», «ковры лугов».

4.  Определите художественно-изобразительное средство: «Не засверкала ещё … в своём своеобразии, как начинает в бриллианте сверкать сырой алма»,  « … это снега, из-под которых нежными вёснами выходят тёмные фиалки»

5.  Определите художественно-изобразительное средство: «Она (Россия)… не оформилась, не влегла в свои, предназначенные ей берега»

_5.  Абзацы второй, третий, четвертый в тексте начинаются единообразно: повторение слова «Россия». Как называется это художественное средство?

7.  Найдите в тексте контекстуальные синонимы (не менее двух) к слову «Россия»

 

 

 

 



Предварительный просмотр:

Задания к тексту

 1. Прочитайте текст.

2. Определите тему и основную мысль текста.

3. Соответствует ли главная мысль его заголовку?

4. Определите стиль, в котором создан текст. Составьте план к тексту, выделив в нѐм смысловые части.

6. Напишите мини- сочинения, высказав свою точку зрения по поставленной автором проблеме.

КАК ГОВОРИТЬ

      Неряшливость в одежде – это прежде всего неуважение в окружающим вас людям, да и неуважение к самому себе. Дело не в том, чтобы быть одетым щегольски. В щегольской одежде есть, может быть, преувеличенное представление о собственной элегантности, и по большей части щѐголь стоит на грани смешного.

    Надо быть одетым чисто и опрятно, в том стиле, который больше всего идѐт, и в зависимости от возраста. Спортивная одежда не сделает старика спортсменом, если он не занимается спортом. «Профессорская» шляпа и чѐрный строгий костюм невозможны на пляже или в лесу за сбором грибов. А как расценивать отношение к языку, которым мы говорим? Язык в ещѐ большей мере, чем одежда, свидетельствует о вкусе человека, о его отношении к окружающему миру, самому себе… Есть разного рода неряшливости в языке человека. Если человек родился и живѐт вдали от города и говорит на своѐм диалекте, в этом никакой неряшливости нет. Не знаю, как другим, но мне эти местные диалекты, если они строго выдержаны, нравятся. Нравится их напевность, нравятся местные слова, нравятся местные выражения. Диалекты часто бывают неиссякаемым источником обогащения русского литературного языка. Как-то в беседе со мной писатель Фѐдор Александрович Абрамов сказал: «С русского Севера вывозили гранит для строительства Петербурга и вывозили слово – слово в каменных блоках былин, причитаний, лирических песен…». «Исправить» язык былин – перевести его на нормы русского литературного языка – это попросту испортить былины.

   Иное дело, если человек долго живѐт в городе, знает нормы литературного языка, а сохраняет формы и слова своей деревни. Это может быть оттого, что он считает их красивыми и гордится ими. Это меня не 33 коробит. Пусть он окает и сохраняет свою привычную напевность. В этом я вижу гордость своей родиной – своим селом. Это не плохо и человека это не унижает… Это также красиво, как забытая сейчас косоворотка, но только на человеке, который еѐ носил с детства, привык к ней. Если же он надел еѐ, чтобы покрасоваться в ней, показать, что он «истинно деревенский», то это и смешно и цинично: «Глядите, каков я: плевать я хотел на то, что живу в городе. Хочу быть не похожим на всех вас!»

    Бравирование грубостью в языке, как и бравирование грубостью в манерах, неряшеством в одежде, – распространѐннейшее явление, и оно в основном свидетельствует о психологической незащищѐнности человека, о его слабости, а вовсе не о силе. Говорящий стремится грубой шуткой, резким выражением, иронией, циничностью подавить в себе чувство страха, боязни, иногда просто опасения. Грубыми прозвищами учителей именно слабые волей ученики хотят показать, что они их не боятся. Это происходит полусознательно. Я уж не говорю о том, что это признак невоспитанности, неинтеллигентности, а иногда жѐсткости.

   По-настоящему сильный и здоровый, уравновешенный человек не будет без нужды говорить громко, не будет ругаться и употреблять жаргонных слов. Ведь он уверен, что его слово и так весомо… Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело…

(По Д. С. Лихачѐву.)



Предварительный просмотр:

Не приведи Бог увидеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный.

А.С.Пушкин

Летопись будничных злодеяний теснит меня неутомимо, как порок сердца.

И.Э.Бабель

Таблица “Последствия Гражданской войны”

8 -13 млн. человек погибло от голода, холода, болезней, террора.
Из них 1 млн. бойцов Красной Армии.
Сколько погибло “белых”, крестьян-повстанцев – никто не считал.
2 млн. человек эмигрировали из России.
Промышленное производство упало до 20% от уровня 1913 года..
Сельское хозяйство сократилось вдвое.
Ущерб народному хозяйству составил 50 млрд. золотых рублей.

ХОД УРОКА

Вступительная беседа.

Революция и Гражданская война круто изменили Россию, вошли в жизнь каждого человека, ломая, калеча, уродуя людские тела и души. Страшна любая война, потому что она несет смерть, горе, боль, разрушения, но война гражданская страшна и бесчеловечна вдвойне.

Изображение гражданской войны стало одной из главных тем русской литературы 20 века. Эта война, потрясшая огромную страну, осознавалась в литературе по-разному: и как трагедия народа, и как романтически окрашенное великое событие, закрепившее победу большевиков в революции.

– Вспомните, в произведениях каких писателей нашла свое отражение тема гражданской войны? ( М. Булгаков “Белая гвардия”; Б. Пильняк “Голый год”, “Повесть непогашенной луны”; Д. Фурманов “Чапаев”; А. Серафимович “Железный поток”; И. Бабель “Конармия”; А. Фадеев “Разгром”)

В России Гражданская война шла в течение 5 лет, с 1917 по 1922 год. “Обычно Гражданскую войну определяют как вооруженную борьбу за власть между представителями различных классов и социальных групп. Иными словами, это борьба внутри страны, внутри народа, нации, зачастую между земляками, соседями, сослуживцами или друзьями и даже родственниками. Это трагедия, надолго оставляющая незаживающую рану в сердце нации и надломы в ее душе”. (Гражданская война в лирике и прозе. М, 2002г.)

Учитель зачитывает данные таблицы “Последствия Гражданской войны”.

– Как вы можете прокомментировать эти данные? Какие чувства они в вас вызывают?

Чтение учеником стихотворения “Гражданская война” М.Волошина:

Учитель: В конармейском дневнике И. Бабеля находим такие строки: “Почему у меня непроходящая тоска? Потому что далек от дома, потому что разрушаем. Идем, как вихрь, как лава, всеми ненавидимые, разлетается жизнь, я на большой непрекращающейся панихиде”.

Панихида – это церковная служба по умершему, траурные речи. Кого, что оплакивает Бабель? Сегодня нам предстоит в этом разобраться. На основе своего конармейского дневника Бабель написал сборник новелл “Конармия”. Отношение к этому сборнику у критиков было разное: кто-то увидел здесь чуждую революционной позиции “поэтизацию бандитизма”, а Горький заявил, что увидел в “Конармии” героев, похожих на запорожцев Гоголя. Шли споры, как понимать и принимать это произведение. То ли это очернительство революционной истории, то ли революционная романтика. Кто же этот человек, который своим произведением внес такую сумятицу в ряды критиков?

2.Исаак Эммануилович Бабель родился в Одессе в состоятельной семье. Окончив Одесское коммерческое училище и Киевский коммерческий институт, Бабель отправился в Петроград, надеясь опубликовать там свои рассказы, которых к тому времени было уже немало. Его долго не печатали, пока Бабель не попал к Горькому, он-то и разглядел в этом молодом человеке талант. Однако новые рассказы Бабеля Горькому не понравились, и он посоветовал ему отправиться “в люди”.

В течение 7 лет Бабель испробовал множество профессий и многое познал. Он был солдатом на румынском фронте, служил в ЧК, в Наркомпросе, в продовольственных экспедициях, воевал в Северной армии против Юденича, в Первой Конной армии Буденного, работал в Одесском губкоме, был репортером различных газет. Как вспоминал сам Бабель, “только в 1923 году я научился выражать мои мыли ясно и не очень длинно. Тогда я вновь принялся сочинять”.

Бабель известен как автор двух циклов очень ярких новелл: “Одесские рассказы” и “Конармия”. По ложному обвинению в мае 1939 года писателя арестовали, а в январе 1940 расстреляли. Через 14 лет его реабилитировали. Военный прокурор написал в заключении: “Что послужило основанием для ареста, из материалов дела не видно, так как постановление на арест было оформлено… через 35 дней после ареста Бабеля”.

3.Самые сильные впечатления оставила у Бабеля служба в рядах Первой Конной армии, которой он посвятил свою знаменитую повесть “Конармия”. Писатель приехал туда в качестве корреспондента газеты “Красный кавалерист” и должен был писать статьи и вести дневник военных действий. Наблюдая за тем, что происходило, Бабель думал о судьбе революции. Теперь она представлялась ему не такой, как со стороны. Он не мог понять той ненужной жестокости, что была вокруг.

Свои наблюдения он записывал в личный дневник, который и оформился позднее в цикл рассказов.

Краткий исторический сценарий таков: опьяненный успехами на фронтах совнарком отправляет Конармию в поход на Варшаву с целью восстановления довоенных границ России. Поход заканчивается полным крахом. Западная Украина отходит Польше, а Бессарабия – Румынии. Основную массу конной армии составляли казаки, которые во времена Российской империи были привилегированным сословием. А в революцию они метались между “белыми” и “красными”. На этом драматическом фоне происходят основные события книги.

Вся страна тогда распевала этот бравурный марш. Бойцы Первой Конной армии были героями эпохи. А какими их увидел Бабель? Какими показал в своей знаменитой книге?

Краткое содержание Бабель «Письмо»

Вывод записать  человек и война несовместимы ни при каких условиях. В это рассказе автор категорически отвергает такое явление как гражданская война, ибо она есть самое страшное зло, которое только может совершить человек.

– Так о чем же книга « Коннармия» Бабеля?

Книга состоит из 38 коротких рассказов, представляющих собой зарисовки жизни и быта Первой Конной армии, объединённые героями и временем повествования. В книге с авторской точки зрения показаны действительность того времени, жестокость войны и героизм людей, отдававших свои жизни ради общего дела.

Композиционно это произведение составлено из рассказов со своими заглавиями, не связанными сюжетно, но объединенными фигурой рассказчика – Лютова ( прототипом Лютова является сам Бабель).

Это книга о страданиях человеческой души, которая исступленно ищет истину в несправедливом, истекающем кровью мире. Любая война – это страшная трагедия, а гражданская вдвойне, потому что она братоубийственная. Война губительна для обеих воюющих сторон – вот итог размышлений Бабеля на страницах своей книги.

– В чем особенность изображения Бабелем ему современных исторических событий?

У Бабеля показаны живые люди со всеми их достоинствами и недостатками. Наряду с героизмом писатель без всякого умалчивания пишет о грубости и даже жестокости солдат конармии Буденного по отношению к мирным жителям. Бабель видит как положительные, так и отрицательные стороны революции и не замалчивает их. Он за новую, светлую, прекрасную жизнь, но против насилия и жестокости. И мы понимаем его невысказанную мысль, что нужно искать другой путь, путь без крови и террора. 





Предварительный просмотр:

СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА В ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЕ

История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа.

М.Ю.Лермонтов

Здесь Бог с дьяволом борется, а поле битвы - сердца людей!

Ф.М.Достоевский

Гражданская война 1918-1920 годов - один из самых трагичных периодов в истории России; она унесла жизни миллионов, заставила столкнуться в жестокой и страшной борьбе народные массы разных сословий и политических взглядов, но одной веры, одной культуры и истории. Война вообще, а гражданская в частности - действо изначально противоестественное, но ведь у истоков любого события стоит Человек, его воля и желание: еще Л. Н. Толстой утверждал, что объективный результат в истории достигается путем сложения воль отдельных людей в единое целое, в одну результирующую. Человек - крохотная, порой невидимая, но вместе с тем незаменимая деталь в огромном и сложном механизме войны. Отечественные писатели, отразившие в своих произведениях события 1918-1920 годов, создали ряд жизненных, реалистичных и ярких образов, поставив в центр повествования судьбу Человека и показав влияние войны на его жизнь, внутренний мир, шкалу норм и ценностей.

Любая экстремальная ситуация ставит человека в крайне сложные условия и заставляет его проявить самые значительные и глубинные свойства характера; в борьбе доброго и злого начал души побеждает сильнейшее, а совершаемый человеком поступок становится итогом и следствием этой борьбы. И нередко корыстные интересы и страх берут верх над лучшим в человеке; такая ситуация, например, изображена в романе А. Фадеева “Разгром”: Мечик, по своему же легкомыслию и юношеской увлеченности попавший в отряд, оказывается абсолютно неприспособленным к тяжелым условиям войны, ведет себя низко и недостойно. У него нет элементарного чувства долга, он не способен заботиться не только о других (Варе и даже своей лошади), но и о себе; это слабый, малодушный, эгоистичный и потому ненужный на войне человек. Мечик - обуза для отряда; в финале же накопившиеся в его душе страх и трусливая ненависть к войне выплескиваются - Мечик предает отряд, бежит из него. Мотив бегства и предательства звучит и в другом произведении, посвященном теме Гражданской войны, - пьесе М. Булгакова “Дни Турбиных”. Здесь гетман и его приближенныеоставляют на произвол судьбы целый город, бегут, спасая лишь свои жизни. Бежит и Тальберг, причем его вина едва ли меньше: этот человек оставляет в опасности жену и ее братьев. Тальберг недостоин сочувствия, а тем более уважения (Елена так и говорит об этом Шервинскому: “Не люблю я его и не уважаю”). Действительно, все то худшее, что может проявиться в человеке в трудное время - трусость, низость, себялюбие, - воплощено в этом явно нелюбимом герое Булгакова. Другой герой, Шервинский, присутствует при бегстве гетмана, никак ему не препятствуя (вероятно, сознавая бесполезность всех попыток), но после бегства сообщает Турбиным об опасности, то есть ведет себя максимально честно и благородно в условиях бесчестной игры гетмана и его команды.

Сложность ситуации заключается, в частности, в том, что нравственный выбор, совершаемый человеком, не всегда может быть однозначен, и благородный человек, приспособившись к внешним условиям, способен принести объективно больше добра окружающим. Если бы не вести от Шервинского, Турбины не успели бы подготовиться к защите, а ни от кого другого эту информацию по- лучить было невозможно. Проблема еще и в том, что порядочному человеку порой приходится перешагивать через свои принципы, - война диктует новые правила и нормы. В рассказе И. Бабеля “Мой первый гусь” герой совершает вынужденное убийство (хотя и гуся), при этом, естественно, нарушает моральные законы; но на войне убийство морально оправданно, смерть - в порядке вещей, особенно если есть реальная необходимость преступить закон “не убий” (в случае с Лютовым - герою просто невозможно было бы жить дальше с казаками). Человеку приходится идти на компромисс с собой, потому что война меняет понятие о нравственности и безнравственности, о допустимом и о недопустимом; кругом смерть, которая уже не воспринимается как нечто особенное. В двух других рассказах Бабеля, “Письмо” и “Берестечко” (оба входят в цикл “Конармия”), автор показывает сознание, искалеченное войной; в первом - солдата Курдюкова, “в самых первых строках” своего письмаматери спрашивающего о любимом жеребце Степке, а лишь “во-вторых” извещающего ее о смерти брата и отца. И сама смерть описывается с леденящим душу спокойствием, в подробностях. Сцена убийства старого еврея ужасает обыденностью, в восприятии героя ничего выдающегося в ней нет; видимо, герой видит такое не в первый и не в последний раз, и тем более страшно звучит брошенная убийцей фраза: “Если кто интересуется, нехай приберет. Это свободно...” Сознание человека на войне деформируется, меняется; становятся неясными, расплывчатыми рамки дозволенности.

В теме смерти, пронизывающей практически все произведения о войне, звучит один, на мой взгляд, самый страшный мотив; тот факт, что аналогичные сцены встречаются в трех очень разных работах (“Доктор Живаго”, “Конармия”, “Разгром”), говорит об остроте, актуальности и повсеместности проблемы в период войны. Эта проблема - убийство во спасение, то есть смерть, воспринимаемая в силу различных причин как необходимость, несущая облегчение умирающему. У Бабеля Долгушев сам требует смерти, осознавая, что она неминуема; Фролова (“Разгром”) убивают, но перед

смертью он понимает, что в пробирке не лекарство, и фактически соглашается на гибель. Такая ситуация мучительна и для убийц, и для жертвы; не всякий способен отнять жизнь у человека, даже обреченного: Левинсону стоит немалых душевных усилий принять это решение, а герой “Смерти Долгушева” вообще оказывается не в силах выстрелить в уже умирающего. С другой стороны, молчаливое согласие Фролова на смерть - тоже подвиг, который может совершить только очень сильный человек. Особенный случай - убийство Памфилом Палых семьи (“Доктор Живаго”): цель та же - предотвратить мучения, но здесь эта идея полностью завладевает героем и практически сводит его с ума.

В этих условиях крайне тяжело сохранить здравый ум, остаться самим собой, не дать худшему в себе одержать верх над лучшим. И все же такие люди есть; мотив героического поведения человека на войне звучит во многих произведениях, причем героизм проявляется на разных уровнях, как у руководителей, от которых требуется решительность, самообладание и, пожалуй, самое трудное - способность возложить на себя ответственность, так и у подчиненных, достоинства которых составляют храбрость и беззаветная преданность командиру и отряду. Мудрые и расчетливые руководители, Левинсон и Алексей Турбин, стремятся сохранить жизни своим подчиненным, делают для этого все возможное: Турбин приказывает юнкерам: “По домам!”, понимая, что это. противоречит кодексу чести и достоинства воина, но иначе молодые, неопытные, “зеленые” солдаты погибнут, и погибнут ни за что, ничего не добившись, потому что серьезного сопротивления они все равно оказать не смогут. Должность руководителя стоила Турбину жизни: спасая других, не успел спастись сам. В финале романа “Разгром” Левинсон не умирает, но предстает перед выжившими постаревшим; внезапно окружающие видят в нем обыкновенного человека со слезящимися глазами, похудевшего и побледневшего. Но последняя фраза романа (нужно было жить и исполнять свои обязанности”) возвращает оптимистичный настрой; слабость Левинсона временна, потому что храбрый человек - это не тот, кто не испытывает страха, ведь инстинкт самосохранения есть у всех; это тот, кто умеет подавить в себе страх, поставить общие интересы, идею выше страха и не дает ему перерасти в трусость.

Не меньше храбрости требуется от подчиненных - Морозки, Николки Турбина. Эти герои двух разных произведений принадлежат различным сословиям, у них совершенно разные судьбы, и, пожалуй, единственное, что их объединяет, - то лучшее, что есть в солдате: смелость, верность, преданность, в известной мере инициатива. И оба автора, Булгаков и Фадеев, явно симпатизируют героям, хотя в силу реалистичности произведений приводят их к трагичному финалу: Морозку - к героической смерти, Николку- к тяжелому ранению.

“Доктор Живаго”, “Конармия”, “Разгром”, “Дни Турбиных” - произведения, в которых отражены реалии войны с разных сторон, в жизни разных сословий, национальностей, в разных уголках страны, от Украины до Дальнего Востока. И на фоне бесконечных таежных лесов, горящих городов и разоренных деревень возникают образы людей, в судьбах которых авторы порой объединяют типические черты определенного сословия или нации; но общечеловеческие ценности не подвластны ни времени, ни пространству; везде и всегда ценились и будут цениться честность, храбрость и благородство, и то лучшее, что любили в своих героях Бабель, Булгаков, Фадеев, Пастернак, - это вечно, поэтому их произведения любят и будут любить отечественные и зарубежные читатели.



Предварительный просмотр:

13.02.2025

Творческие задания по теме "Синтаксис и пунктуация"

Как вы думаете?

1. Чем интересна с синтаксической точки зрения пословица

Соли – не пересаливай, хвали – не перехваливай?

________________________________________________

2. Чем выражены главные члены предложения в пословице Говорить не думая – это стрелять не целясь?_______________________

3. Где главные члены в следующих предложениях:

До Львова около ста километров

Охотница была до цветов, как девчонка (Ч. Айтматов)

Тут похрабрей тебя есть, и те без толку башкой в огонь не лезут (Гайдар)?

4. Укажите сказуемое и дополнения в предложении Она решила начать учиться играть на пианино.

5. Найдите дополнение в предложении Она улыбнулась в темноту этому сердитому «раз и навсегда».

6. Из данных сочетаний слов выпишите только подчинительные словосочетания. Выделите главное слово. Видеть наверху, сидел и молчал, на станции, в степи, мальчик мечтал, олимпийский чемпион, увлеченно говорить, очень интересный, тринадцатый посетитель, весело и интересно, она красива, дом на набережной, близко от меня, посмотреть фильм, грамматическая основа, сквозь иней, в течение дня.

7. Запишите, исправив пунктуационные ошибки.

Николай Озеров, комментируя матч вел репортаж с арены стадиона в Лужниках.

По сигналу судьи, спортсмены, оттолкнувшись от опоры ринулись вперёд.

По традиции, выстроившись в середине поля команды приветствовали друг друга.

Орёл с отдаленной поднявшись вершины, парит неподвижно со мной наравне.

8. Найдите в предложениях фразеологизмы, какими членами они являются?

Сергей Ильич мелким бесом рассыпался перед ними.

В ту пору он держался в стороне от своих товарищей и слыл среди них за человека себе на уме.

Забавно глядеть, как люди от пустяка в страхе бегут сломя голову.

Успех, бешено растущий, сопровождал первые шаги молодого писателя.

Нечего человека за язык тянуть.

9. Объясните, почему в предложениях перед союзом и нет запятой (можно это сделать схематически)

Левин слушал брата и решительно ничего не понимал и не хотел понять. (Л.Н.Толстой)___________________________________

Он улыбался то приветливо и недоверчиво, то презрительно и простодушно и всякий раз поправлял при этом стары широкий ремень на шинели. (К.Г.Паустовский)_____________________

 

10. Напишите номера СПП и ССП.

Гроза прошла, и ветка белых роз в лицо дышала ароматом.

В льдистом, необыкновенно синем небе подымалось солнце, но иней на прибрежной траве ещё не растаял.

Там, где есть открытый ум и крепкая рука, всегда будет передний край.

Кто раз полюбил науку, тот любит её всю жизнь и никогда с ней не расстанется.

То сам себя не понимал я, то мир меня не понимал.

Грибы редко попадались, зато мы вдоволь полакомились земляникой.

Приятно, когда на свете есть люди, которым хочется помочь.

В саду было тихо, только птица иногда ворочалась и опять засыпала в липовых ветвях.

Мы богаты только тем, что даем, и бедны только тем, в чём отказываем.

Никакая привычка не цепляется за вас, если вы за неё не цепляетесь.

СПП____________________________________

ССП____________________________________