Самообразование "Исследовательская и проектная деятельность учащихся в контексте метапредметного подхода"

«Мир стал динамичным.

Новый день приносит новые задачи.

От решения этих задач зависит не отметка в дневнике,

а жизнь планеты, государства, семьи, каждого из нас.

Современному миру нужны яркие личности,

нужны талантливые учителя.

Серость порождает серость.

Огонь зажигает огонь».

 

Анатолий Гин

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Федоровский дом детского творчества»

Утверждаю:

Директор МБУДО«ФДДТ»

______________ Мансурова Е.Н.

Программа  профессионального развития

педагога дополнительного образования

Машаковой Кызтаман Баубековны

Срок реализации программы – 2016-2019 год

                                                                                                                                      Составитель:

Машакова Кызтаман Баубековна,

педагог дополнительного образования

Федоровский, 2016 г.

Дополнительное образование, расширяющее возможности ребенка и способствующее развитию его личности, - неотъемлемая составляющая качественного общего образования в современных условиях. Цель политики модернизации дополнительного образования состоит в создании условий для активного включения детей и молодежи в социально- экономическую, политическую, научно- техническую, культурную жизнь общества. Указанная цель достижима, если в ближайшие годы будет обеспечено высокое качество, доступность и эффективность дополнительного образования детей, соответствующего требованиям современного общества, каждого гражданина, на основе сохранения лучших традиций воспитания и внешкольного дополнительного образования.

Внедрение метапредметного подхода в дополнительное образование является острой необходимостью, т.к. традиционные средства и методы педагогической деятельности не соответствуют современным реалиям, уровню развития технического прогресса. Общеобразовательные программы построены на основе более чем полувековой давности и не ставят перед собой задачу обновления знаний. Метапредметный подход предлагает такую реорганизацию образования, когда ученик воспринимает знания не как сведения для запоминания, а как знания, которые он осмысливает и может применить в жизни. Используя такой подход, школа способна сформировать у ребёнка представление о дисциплине, как о системе знаний о мире, выраженном в числах (математика), телах (физика), веществах (химия) и т.д

Показателями результативности профессиональной деятельности педагога дополнительного образования могут быть:

-  участие и достижения учащихся в различных конкурсах, фестивалях, выставках; успешное освоение ими образовательной программы; увлеченное отношение детей к делу, которым они занимаются; ранняя профессиональная ориентация и допрофессиональная подготовка учащихся.

-  собственный профессиональный рост педагога дополнительного образования.

В целях повышения результативности и совершенствования педагогической деятельности необходимо формировать такие компетенции, как:

способность быстро адаптироваться к меняющимся ситуациям;

способность реально оценивать свои профессиональные возможности;

самоанализ собственной педагогической деятельности и осознание необходимости её совершенствования;

наработка новых способов деятельности или трансформация прежних с целью их оптимизации;

способность к самообразованию, повышению собственной квалификации.

Тема самообразования: "Исследовательская и проектная деятельность учащихся в контексте метапредметного подхода"– 5 лет

 В современных школьных образовательных стандартах принципиально новым является метапредметный подход, который заявлен, но подробно не раскрыт. Наверное, поэтому он и вызывает столь разноречивые мнения. Чтобы преодолеть разномыслие, мы исходим из того, что к метапредметности наше образование выходило постепенно, накопив весомый педагогический потенциал (развивающее обучение, межпредметные связи, эвристическое обучение, «школа диалога культур», ТРИЗ-ы, укрупнённые дидактические единицы, выявление межпредметных понятий, обнаружение метапонятий и т.п.). Благодаря метапредметному подходу в современных условиях можно подходить к решению междисциплинарных проблем, межпредметной интеграции, к формированию научного мировоззрения и научной картины мира учащихся

  Суть модели состоит в том, что она позволяет не только обеспечить целостность образовательного процесса на всех этапах от разработки и утверждения образовательной программы, до мониторинга и оценки результатов ее реализации, но  позволяет обеспечить реальное управление качеством дополнительного образования на трех взаимосвязанных уровнях:

стратегическом: деятельность проявляется во взаимодействии с детьми других объединений по определению социальных  компетенций и компетенций личностного самосовершенствования

тактическом: работа по обеспечению условий для эффективной разработки и реализации образовательных программ, а также оценки их результатов;

оперативном: включение в реализацию функций управления. 

СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ: 2016 – 2019 г.г.

ЦЕЛЬ: повышение качества знаний в  использовании современных образовательных технологий.

ЗАДАЧИ:

совершенствование значимых профессионально – педагогических умений и навыков;

овладение  новыми информационными технологиями и внедрение их в учебно – воспитательный процесс;

изучить современные формы работы с детьми с ОВЗ;

 участие в конкурсах профессионального мастерства и профильных мероприятиях;

составление различных индивидуальных траекторий, учитывающих способности, возможности, интересы учащихся;

изучение опыта творчески работающих педагогов;

совершенствование видов и форм диагностики и контроля;

пополнение базы учебных, научно – методических и дидактических материалов.

 Ожидаемые результаты: работа над программой профессионального самообразования поможет повысить теоретический, методический уровень педагога, профессиональное мастерство и компетентность.

Обращение к метапредметности является актуальным для дополнительного образования детей, т.к. она находится в основе тех программ, которые реализуются в данной сфере.  

Не случайно в Концепции развития дополнительного образования детей среди других требований к разработке и освоению современных дополнительных общеобразовательных программ присутствует «ориентация на метапредметные и личностные результаты образования».   

Ситуация затруднительная – с одной стороны, в дополнительной общеобразовательной программе зафиксированы требования не только к предметным, но и метапредметным результатам образования, с другой стороны отсутствуют готовые процедуры проверки достижения метапредметных результатов.

Новые вызовы требуют от педагога дополнительного образования необходимость изменения не только содержания образования, но и подходов к организации деятельности учащихся. Педагог становится «режиссером» новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование метаспособов и освоение метазнаний.

В настоящее время в системе дополнительного образования детей пока не введены образовательные стандарты.  А диагностика метапредметных результатов является обязательным компонентом процесса обучения в системе дополнительного образования детей.

В отличие от общего образования, где процесс выявления результатов образовательной деятельности учащихся достаточно четко определен, в дополнительном образовании детей этот вопрос вызывает реальные затруднения у педагогов.  

Мы попытались разработать единые критерии, инструменты измерения и фиксации образовательных результатов учащихся в ходе неоднократных консультаций и совещаний с педагогами,  и приняли единый методологичесмкий  подход в разработке,  реализации и диагностики результатов обучения и личностного развития ребёнка в процессе освоения им дополнительной образовательной программы и получили в результате  Модель комплексного сопровождения разработки и реализации дополнительных образовательных программ.  

Алгоритм реализации  

состоит из нескольких этапов

1. Прогнозирование планируемых результатов (предметных, метапредметных и личностных), соотнесенных с целью и задачами реализации программы (обучающими, воспитательными и развивающими).

2. Определение содержания образования, обеспечивающего достижение каждого из указанных результатов.

3. Определение технологического оснащения образовательного процесса (технологии, методы, методики, формы занятий, формы организации деятельности учащихся на занятиях), обеспечивающих достижение указанных результатов.

4. Определение дескрипторов – индикаторов (конкретных, верифицируемых и проверяемых) достижения каждого из результатов. Дескрипторы должны быть сформулированы предельно конкретно ( способен назвать….., способен выполнить конкретное действие…)

5. Определение контрольно-измерительных материалов, позволяющих осуществить диагностику достижения заявленных результатов.

6. Определение шкал, позволяющих оценить выявленные результаты освоения образовательной программы и перевести полученный результат в качественную оценку (высокий, средний, низкий уровень) или количественную (выраженную % усвоения) оценку.

Диагностика результатов обучения является обязательным компонентом образовательного процесса в УДОД. Она  позволяет определить эффективность обучения по программе, помогает детям, родителям, педагогам увидеть результаты своего труда, что создает хороший психологический климат в коллективе и повышает самооценку самого учащегося.

В отличие от общего образования, где процесс выявления результатов образовательной деятельности учащихся достаточно четко определен, в дополнительном образовании детей этот вопрос вызывает реальные затруднения у педагогов.

 Именно поэтому реализация указанных этапов  и алгоритма реализации модели основывается на построении диагностической системы

Модель диагностической системы

Диагностическая система включает в себя:

Прогнозируемые результаты (исходим из целей и задач)

Измерительные инструменты определения результативности критерии, показатели;

Способы отслеживания и оценки результатов; (методики педагогической диагностики).

Шкалы и критерии оценивания полученных результатов.

Результат образовательной деятельности необходимо рассматривать с точки зрения решения образовательных задач: обучающих, воспитательных, развивающих, сформулированных в дополнительной общеобразовательной программе.

Исходя из воспитательных и развивающих задач  конкретной дополнительной образовательной программы формулируем существенные (возможно многокомпонентные) аспекты  личностного развития ребёнка.

Таким образом, проводим диагностирование по 2-м направлениям:

диагностирование уровня обученности (предметных результатов), основной задачей которого является  оценка реального объёма и качества знаний, умений и навыков.

и

2. диагностирование уровня личностного развития  (это - метапредметные и личностные результаты ), основной задачей которого является оценка влияния занятости выбранным видом деятельности  на их личностное развитие с  учётом индивидуальных особенностей детей.

Как  правило,  педагоги склонны  выделить как можно большее количество воспитательных задач и сформированных личностных качеств, полагая, что в этом случае диагностирование будет более полным, что отнимает много времени и в итоге результаты получаются размытыми. Чтобы этого избежать, необходимо провести ранжирование задач и планируемых метапредметных и личностных результатов по степени важности:  

При решении обучающих задач: выделение теоретического (что учащийся должен знать) и практического (что учащийся должен уметь) аспектов;

При решении воспитательных и развивающих задач: - выделение основных показателей личностного развития, формируемых в процессе освоения вида деятельности, компетенций, нравственных ценностей, навыков поведения.

Системность оценки качества обеспечивается организацией мониторинга образовательной деятельности, основными методами которого являются самоанализ, собеседование, анализ документации, посещение и анализ занятий, анкетирование, опрос, педагогическое наблюдение, анализ результатов усвоения учащимися дополнительных образовательных программ и другие.

Алгоритм оценки качества освоения дополнительной образовательной программы

Педагог дополнительного образования осуществляет оценку усвоения образовательной программы учащимися во всех своих объединениях.

Критерии оценки (развития, воспитания и социализации детей) разрабатываются педагогом в соответствии с дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программой.

Инструмент оценки метапредметных результатов: творческие работы, тесты, защита проектов, анализ продуктов творческой  (проектной, исследовательской) деятельности и др.

Фиксация результатов - таблицы метапредметных (и не только!) результатов по группам оформляются в формате Microsoft Excel.

Форма обобщения – сводная таблица усвоения программ по всем группам, отчет в карту эффективности педагога.

Представленная модель является комплексной, так как она не только обеспечивает единый методологический подход к разработке реализации и оценки качества и результатов реализации дополнительной образовательной программы, но и позволяет четко увязать в целостную систему цели и задач образовательного процесса,его содержание, технологии осуществления, планируемые результаты, методы диагностики и оценки и имеет сильные стороны за счет высокой степени  ¬ технологичности ¬ доступности, ¬ информативности, ¬ демонстративности результатов.

Для отслеживания метапредметных результатов мы выделили три сферы образовательного процесса технического творчества,в которых происходит формирование метапредметных компетенций, и соответственно, необходим учет их уровней:

- дополнительная образовательная деятельность (освоение дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ);

- культурно-досуговая деятельность (участие в познавательных программах, праздниках, коллективных творческих делах и пр.);

- конкурсная и соревновательная деятельность (участие в конкурсных мероприятиях различных уровней).

Сферы формирования метапредметных компетенций

Методы и формы сбора информации о сформированности метапредметных компетенций

Методы и формы фиксации информации о

сформированности метапредметных компетенций

дополнительная образовательная деятельность (освоение дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ)

Наблюдение, анкетирование, тестирование, презентация и защита творческих работ открытые занятия для родителей.

Карта метапредметных результатов, карта  наблюдений, карта прогнозирования ожидаемых результатов освоения учащимися

дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы (таблица дескрипторов)

культурно-досуговая деятельность (участие в познавательных программах, праздниках, коллективных творческих делах и пр.)

Анализ участия ребенка в познавательных программах, проектных заданиях, коллективных творческих делах, защита проектов.

Грамоты, дипломы, размещение работ (видеоролики) учащихся на сайте https://nsportal.ru/mashakova-kyztaman-baubekovna

конкурсная и соревновательная деятельность (участие в конкурсных мероприятиях различных уровней)

Анализ результатов участия в конкурсах, соревнованиях, фестивалях, смотрах,        в защите проектов.

Грамоты, дипломы, сертификаты, протоколы итогов конкурсных мероприятий.


Список литературы:

Захарова Н.И. Внедрение информационных технологий в учебный процесс. – Журнал «Начальная школа» №1, 2008.

Стадник М.В. Использование медиауроков для развития мышления младших

школьников.

Библиотека сообщества учителей начальных классов.

Образовательный портал «Сеть творческих учителей», 2006. (http://www.itn.ru/ )

Материалы сайта «Электронные интерактивные доски SMARTBoard – новые технологии в образовании»(http://www.smartboard.ru/)

сообщества «Интерактивная доска для начинающих и не только…»(http://www.it-n.ru/), действующего на федеральном педагогическом портале «Сеть творческих учителей» (http://www.it-n.ru/) 

Авдеева С. М., Уваров А. Ю. Российская школа на пути к информационному обществу: проект «Информатизация системы образования» // Вопросы образования. – 2007.

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов // http://school-collection.edu.ru/.

«Новые информационные технологии для образования». Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании. Москва. 2010.

Ковалёва А. Г. Использование информационно-компьютерных технологий при обучении в начальной школе. 2011г.

Афанасьева О. В. Использование ИКТ в образовательном процессе. - www. pedsovet.org .

NS portal.ru Сальникова Т. Н., статья на тему: «Особенности использования современных информационных технологий в работе учителя начальных классов».




Предварительный просмотр:


В современных школьных образовательных стандартах принципиально новым является метапредметный подход, который заявлен, но подробно не раскрыт. Наверное, поэтому он и вызывает столь разноречивые мнения. Чтобы преодолеть разномыслие, мы исходим из того, что к метапредметности наше образование выходило постепенно, накопив весомый педагогический потенциал (развивающее обучение, межпредметные связи, эвристическое обучение, «школа диалога культур», ТРИЗ-ы, укрупнённые дидактические единицы, выявление межпредметных понятий, обнаружение метапонятий и т.п.). Благодаря метапредметному подходу в современных условиях можно подходить к решению междисциплинарных проблем, межпредметной интеграции, к формированию научного мировоззрения и научной картины мира учащихся

Проектная деятельность,

как способ формирования метапредметных УУД

Современный мир является информационным миром, объем информации  увеличивается с каждым днем.

Современная образовательная программа, направленная на формирование у школьников Универсальных Учебных Действий (УУД)  и закрепленная Федеральным Государственным Образовательным Стандартом (ФГОС)  предполагает, прежде всего, получение ими способов самостоятельного усвоения новых знаний. Научить школьника умению учиться – в этом задача современного учителя.

Научиться чему-то, в том числе получению новых знаний, можно только в процессе реальной деятельности.

Результаты обучения не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться становятся сегодня всё более востребованными.

В связи с этим в образовательный процесс внедряется метод, который позволяет вовлечь учащегося в практическую деятельность. Одним из таких методов является метод проектов. 

Метод  проектов  обеспечивает ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Позволяет выработать свою  жизненную  позицию  в  отношении  мира,  окружающих  людей, самого  себя  и  своего  будущего,  то  есть  позволяет  формировать учебные личностные действия.

Проектом могут называть работу самого различного жанра: от обычного реферата и нестандартного выполнения стандартного задания до действительно серьезного исследования с последующей защитой по принципу курсовой или дипломной работы.

Такой  вид  деятельности  позволяет  включать  в  процесс  работы навыки  исследовательской  деятельности,  которые  способствуют формированию  универсальных  учебных  действий.  Учащиеся  в большей  степени  заинтересованы  в  результате  работы. 

Форму работы над проектом выбираю в зависимости от уровня подготовленности учащихся класса.

Форма продукта проектной деятельности зависит от поставленной проблемы.

Выполнение  проектно-исследовательской  работы предусматривает  формирование  у  учащихся  ряда  универсальных учебных действий. 

Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные действия.

 Личностные УУД:

  • формирование навыков самоорганизации, навыков самооценки результатов учебной деятельности на основе критерия её успешности;
  • уважение к мыслям и настроениям другого человека, доброжелательное отношение к людям

 Регулятивные УУД: 

  • определять цель
  • определять проблему в деятельности
  • выдвигать версии,
  • выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально
  • умения выбирать действия в соответствии с поставленной задачей
  • принимать и сохранять учебную задачу, оценивать совместно с учителем результат своих действий

Познавательные УУД:

  • выбор необходимой информации,
  • установление причинно-следственных связей,
  • умение вести наблюдение за объектом
  • ориентироваться  в  терминах
  •  делать  отбор  источников  информации  для поиска  новых  знаний
  • использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач
  •  устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы
  • преобразовывать  информацию  из  одной  формы представления информации  в  другую форму

Коммуникативные УУД:

  • формировать умение вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;
  • задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • осуществлять совместную деятельность с учётом конкретных учебно-познавательных задач

Результатом проектной деятельности учащихся, является интерес к изучению информатики; воспитание потребности постоянно пополнять свои знания, развитие умений, позволяющих в море окружающей информации находить ту необходимую, которую можно использовать в дальнейшей жизнедеятельности. Использование метода проектов на уроках информатики позволяет решить значительную часть стоящих перед преподавателем проблем, помогая учащимся осознать фундаментальность изучаемого курса. В ходе выполнения проекта ученик активен, он проявляет творчество.

 Метод проектов позволяет решить проблему мотивации, создать положительный настрой обучающихся, научить их не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает им школа, а уметь применять их на практике для решения проблем, которые встречаются в повседневной жизни.

Можно сказать, что информатика, а точнее информационные технологии, находятся в наиболее выигрышной позиции при использовании проектного метода.

Проектная деятельность дает возможность раскрыться каждому ребенку.

В своей педагогической  деятельности я часто использую именно метод проектов для формирования  УУД на уроках информатики. Именно метод проектов может позволить учащемуся научиться работать как  индивидуально, так и в команде. На разных этапах проектирования  учитель может развивать у ученика  разные УУД.

Останавливаясь на сущности проектного метода рассмотрим, на каких этапах проектной деятельности, какие УУД формируются.

Целевая установка проектной технологии заключается в том, что окружающая жизнь – это лаборатория, в которой происходит процесс познания с помощью поисковой и исследовательской модели обучения, самообучение в процессе познания. 

В основу любого проекта ложатся «пять П». Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация. Очень часто к пяти П добовляют шестую, Портфолио проекта. Портфолио проекта - это папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчёты и др. 

Рассмотрим, какие виды УДД и на каких этапах проектирования можно сформировать 

1. Проблема
Цель: Определение темы и целей проекта  на основе учебной ситуации.
УУД: Постановка и формулирование проблемы.

 2. Проектирование (планирование)
Цель:
 Коллективное обсуждение плана действий. Обмен мнениями и согласование интересов учащихся; выдвижение первичных идей на основе уже имеющихся знаний и разрешения спорных вопросов; распределение ролей.
УУД: Регулятивные и коммуникативные

  • Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.
  • Планирование определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана;

Принимать разные точки зрения и отстаивать свою. 

3. Поиск информации
Цель:
 Сбор и уточнение информации, обсуждение альтернатив («мозговой штурм»), выбор оптимального варианта, уточнение планов деятельности. Применение на практике методов исследования (наблюдения, сравнения  и т.д.).

УУД: Познавательные и регулятивные

  • Поиск и выделение необходимой информации.
  • Применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.
  • Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Развиваются умения: находить несколько вариантов решения проблемы, выдвигать гипотезы, устанавливать причинно-следственные связи. 

4. Продукт

ЦЕЛЬ: Обработка полученной информации, отбор наиболее значимой для выполнения поставленной задачи.

УУД: Познавательные, регулятивные

  • Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
  • Моделирование -преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая).
  • Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).
  • Синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов.
  • Выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов.
  • Подведение под понятие, выведение следствий;
  • Установление причинно-следственных связей.
  • Построение логической цепи рассуждений.
  • Доказательство.

Выдвижение гипотез и их обоснование., 

5. Презентация

ЦЕЛЬ: Учащиеся представляют не только полученные результаты и выводы, демонстрирует приобретенные знания и умения; рассказывают о                                 проблемах, с которыми пришлось столкнуться в работе над проектом.

УУД: Коммуникативные

  • Навыки монологической речи.
  • Умение уверенно держать себя во время выступления.
  • Артистические умения.
  • Умение использовать различные средства наглядности при выступлении.
  • Умение отвечать на незапланированные вопросы.

6. Портфолио.

ЦЕЛЬ: Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и их причин. 

УУД: Личностные результаты и регулятивные УДД

  • Оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено, и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
  • Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.
  • Усвоение нравственных норм. Понимание своего духовного роста.

Организуя работу над проектами, полезно  начать с изучения интересов учащихся, это позволит им выбрать тему проектов для работы в классе. Метод проектов несет практическую, теоретическую и познавательную значимость предполагаемых результатов (например, доклад на конференции, совместный выпуск газеты, компьютерной презентации и т.п.). 

На своих уроках сначала даю базовые теоретические знания, которые нацелены на всеобщее понимание. Затем учащимися выполняются практические задания, направленные на закрепление навыков работы за компьютером. Завершение работы по изучаемой теме является выполнение проектов, показывающих применение полученных знаний в нетрадиционных ситуациях.

Зачастую для разрешения поставленной проблемы применяю «мозговой штурм». При использовании этого приема учащиеся тренируют умение кратко и четко выражать свои мысли, учатся слышать и слушать друг друга. Основное правило на первом этапе - «Уважай чужие идеи! Никакой критики!» Стараюсь следить за тем, чтобы ни одна идея не осталась незамеченной, поощряю тех, кто стремиться к развитию предложений своих товарищей. «Мозговой штурм» вызывает большой интерес у учеников. Ребята зачастую высказывают неординарные идеи, которые дают новые подходы к разрешению возникшей проблемы. Каждая идея фиксируется в Банке идей. Затем проводится анализ идей. При этом ребята придерживаются основного правила: в каждой идее желательно найти что-то полезное, рациональное зерно. 

Учащиеся, выполняя проекты на уроках информатики, выполняют определенные алгоритмы действий, упражнения. Получается, что задача одна (допустим, выполнение рисунка, создание сказки), а варианты ее решения зависят от особенностей мышления, видения мира, степени информационной компетентности учащихся, использования совокупности разнообразных методов и средств обучения, интегрирования знаний и умений из различных сфер науки, техники, технологии, творческих областей. Не привычное решение задач, а выполнение творческих проектов, где оформление, способ реализации зависят от ученика и его возможностей. Обучение информатике с применением метода проектов показывает практическое применение компьютера в жизни человека, вне зависимости от его профессии. Виды результатов проектной деятельности: web- сайт; анализ данных социологического опроса; видеофильм; видеоклип; выставка; газета; игра; макет; модель; музыкальное произведение; мультимедийный продукт; публикация; серия иллюстраций; сказка; справочник; виртуальная экскурсия. Метод проектов дает возможность организовать практическую деятельность в интересной для учеников форме, дети с удовольствием выполняют творческие проекты. Также позволяет решить проблему разноуровневой компьютерной подготовки учащихся. Каждый трудится в своём темпе, формируются универсальные учебные навыки. Проектная деятельность позволяет решить проблему мотивации, создать положительный настрой обучающихся, научить их не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает им учитель, а уметь применять их на практике для решения проблем, касающихся жизни. В итоге учитель выставляет оценку не за воспроизведение ранее изученного материала, а за умение применить свои знания и навыки в новом качестве.



Предварительный просмотр:

Метапредметный подход необходимое условие развития мышления школьников

Что общего между беспорядком в кладовой, лавкой с пустыми подписанными ящиками и головой ученика? 

Ответ на этот вопрос даёт великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский: «Голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой все в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет; голова, где только система без знаний, похожа на лавку, в которой на всех ящиках есть надписи, но в ящиках пусто».

Сам того не подозревая в 19 веке К. Д.Ушинский обращает внимание на проблему, которая стала очень актуальной в свете направлений разработки федеральных государственных стандартоввторого поколения.

Как сделать так, чтобы всё, что наполняет голову ученика, имело смысл, чёткую форму, структуру, да еще и осознавалась не как мертвое знание ради знания, а как то, что точно нужно ему для жизни!?

Тут есть и еще одна проблема – если нет жизненной необходимости – значит - нет интереса и тогда…в голове ученика – ветер, но…

Метапредметный подход – подход к образованию, при котором ученик не только овладевает системой знаний, но и усваивает универсальный способы действий, с помощью которых он сможет сам добывать информацию.

Метапредметный подход предполагает такую переорганизацию предметного образования, при которой получилось бы транслировать необходимое содержание не как сведения для запоминания, а как знания для осмысленного использования.

Таким образом, меняется подход к проектированию образовательного процесса, а именно урока математики.

Изучение математики в основной школе направлено на достижение следующих целей в метапредметном направлении:

• формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;

• развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;

• формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности.

Перед учителем встает вопрос о выборе УМК, который позволяет реализовать метапредметный плдход. Для меня таким является УМК Муравиных.

Особенности учебников Г. К. Муравина, О. В. Муравиной

*  яркий и привлекательный;

*  обращение автора к ученику;

*  символика заданий;

*  список контрольных вопросов;

*  правила чтения;

*  практикумы по решению задач;

*  исследовательские работы;

*  домашние контрольные работы;

*  справочный и дополнительный материал;

*  задания для летнего досуга;

*  наличие ответов и решений;

*  реклама познавательной литературы.

Главные цели обучения

Развитие личности школьника средствами математики, подготовка его к продолжению обучения и к самореализации в современном обществе

Дидактические принципы

1)Принцип научности

2) Принцип развивающего обучения

3) Принцип преемственности

4) Принцип разделения трудностей

5) Принцип комфортности

6) Принцип системности

7)Принцип опережающего формирования ориентировочной основы деятельности

8) Принцип укрупнения дидактических единиц

9) Принцип дифференцированного обучения

Развивающий аспект

*  Система задач делятся на стандартные и нестандартные

*  Задания на распознавание типов и методов обучения

*  Через учебник организуется поиск решений учебных заданий

*  Задания отрабатываются на задачах разного уровня

*  Проблемное изучение материала

*  Гуманитарно-ориентированное направление

*  Объяснительный текст малыми порциями

*  Диалог либо подводящий, либо мотивированный

*  К малым фрагментам теории дается небольшой набор заданий разного уровня сложности

*  Задачи на смекалку продолжают тему

Метапредметный урок – это урок, на котором:

• школьники учатся общим приёмам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, поверх предметов, но которые воспроизводятся при работе с любым предметным материалом, происходит включение ребёнка в разные виды деятельности, важные для конкретного ребёнка;

• ученик промысливает, прослеживает происхождения важнейших понятий, которые определяют данную предметную область знания. Он как бы заново открывает эти понятия, а затем анализирует сам способ своей работы с этим понятием

• обеспечивается целостность представлений ученика об окружающем мире как необходимый и закономерный результат его познания.

Проблемно-исследовательское обучение

Целевое назначение

1. Активизация и развитие качеств продуктивного мышления.

2. Развитие творческих способностей.

3. Формирование методов и способов научного познания, исследовательских навыков, поисковых процедур.

4. Стимулирование познавательных мотивов: интереса, стремления проникнуть в сущность явлений, осознание значимости знаний.

5. Развитие способностей к анализу, рефлексии.

Последовательность этапов

Создание проблемной ситуации

· Организация или актуализация определенного опыта, предшествующего проблемной ситуации.

· Организация сбора фактов о каком-либо объекте или явлении.

· Предъявление значимого или интересного детям задания (практического, исследовательского проекта, эксперимента, познавательной или предметной задачи), для решения которых у учащихся нет знаний или опыта.

· Предъявление парадоксальной информации.

· Моделирование конфликтной ситуации.

· Создание условий для эмоционального переживания, удивления перед парадоксальностью факта, стимулирование потребности объяснить, разрешить противоречие.

2. Формулирование проблемы

· Самостоятельный анализ ситуации, выявление противоречивых моментов, отделение известного от неизвестного.

· Самостоятельное формулирование проблемы.

· Планирование этапов и способов решения проблемы.

3. Выдвижение гипотез

· Самостоятельный (индивидуальный или групповой) сбор фактов, дающий основание для выдвижения гипотез (на уроке или во внеурочное время).

· Самостоятельное выдвижение гипотез индивидуально или в групповом обсуждении методом «мозговой атаки» (стимулирование догадки, интуиции).

4. Поиск решения проблемы

Самостоятельная (индивидуальная или групповая) проверка каждой из гипотез путем: а) дополнительного сбора фактов; б) подведения под известные теоретические знания; в) анализа и дедуктивного обоснования; г) экспериментальной проверки и наблюдения (лабораторная работа).

5. Формулирование выводов

· Оформление выводов в виде письменного: а) решения задачи; б) отчета по лабораторному эксперименту; в) реферата; г) логического обоснования; д) публикации; е) проекта.

· Устного сообщения, защиты при обсуждении, доклада.

· Формулирование обобщенных выводов, условий, систематизация знаний по проблеме

6. Применение выводов на практике

· Самостоятельное составление заданий на применение нового знания.

· Иллюстрация верности найденного способа решения проблемы на задачах данного класса.

Контроль и управление

· Консультирование учителем и взаимное консультирование учащихся.

· Оказание помощи учителем, взаимопомощи.

· Самоуправление.

· Сотрудничество учителя с учащимися »на равных».

· Поэтапная отчетность по желанию учащихся перед учителем.

· Итоговая отчетность в виде выступления или письменного отчета.

· Коллективное обсуждение и рецензирование работ и выступлений, хода исследования, вклада каждого.

Примеры из практики

1)  Математика 6 класс

В 6 классе нужно ввести представление о  прямоугольной системе координат. Обычно это делается так: учитель изображает на доске перпендикулярные прямые, вводит начало координат, единичный отрезок, даёт название осям, вводит необходимые термины. Самое  главное для ученика – запомнить алгоритмы изображения точки по её координатам и как находить координаты. Дети не понимают, зачем это нужно.

Они совершенно по-другому включатся в работу, если дать им такую задачу: «Одному человеку нужно было уехать на 10 лет очень далеко. Чтобы сохранить ценные вещи, он решил зарыть их в лесу. Подскажите ему, как запомнить место, где он зароет клад». Ученики выдвинут несколько вариантов решения. Далее надо организовать сравнение версий, поиск общего и различного, достоинств и недостатков. Это очень важный момент, поскольку именно сопоставление и сравнение составляют основу мышления. В каждой из версий представлен особый способ решения задачи. В каждом из способов задействован свой набор понятий. И каждый из способов выводит на одну из принятых в математике систем координат – декартову прямоугольную и полярную систему координат. Первую модель все изучают в школе, а вторую – нет.  Позволяя детям выйти на две системы координат, мы можем формировать представление о системе отсчета вообще, о координатном методе в целом, а не только об одном конкретном виде системы координат.

2)  Урок по теме "Сумма углов треугольника", геометрия 7 класс

Проблемная ситуация (задание невыполнимое вообще): Постройте треугольник с углами 9000, 12000, 6000.

Побуждающий диалог.

Учитель: - Вы можете начертить такой треугольник? (Побуждение к осознанию противоречия.)

Ученик: - Нет, не получается! (осознание затруднения.)

Учитель: - Какой же вопрос возникает? (Побуждение к формулировке проблемы.)

Ученик: - Почему не строится треугольник? (Проблема как вопрос, не совпадающий с темой урока.)

Формулировка учебной проблемы.

Диалог, побуждающий к выдвижению и проверке гипотезы.

- Начертите треугольник.

- Измерьте его углы транспортиром.

- Найдите сумму углов.

- Какие результаты у вас получились?

- К какому круглому числу приближаются ваши результаты?

- Что же можно предположить о сумме углов треугольника?

- Сверим вывод с учебником.

- А почему у вас получились неточные результаты?

Для проверки гипотез, вывода формул можно широко использовать исследовательские и практические работы, учебные проекты.

Логическая задача «Где принцесса, а где тигр?»
(обучение рассуждению на уроках 
русского языка)

https://pandia.ru/text/80/291/images/image001_210.jpg

Вам предстоит определить, в какой из двух комнат находится тигр,

а в какой – принцесса.

Учтите: надпись на одной из табличек истинна, а на другой – ложна.

Путь решения

Нам известно, что надпись на одной из табличек истинна, а на другой ложна.

Возможно ли, чтобы утверждение, написанное на первой табличке, было истинным, а на второй - ложным?

- Конечно же,

ведь если первая табличка говорит нам правду, то …

- Это заведомо означает, что…

- Но поскольку …

- Значит,

- А поскольку…

- то, значит,

Решение

Нам известно, что надпись на одной из табличек истинна, а на другой ложна.

Возможно ли, чтобы утверждение, написанное на первой табличке, было истинным, а на второй - ложным?

-  Конечно же, нет:

-  ведь если первая табличка говорит нам правду, то и вторая надпись не врет - то есть если принцесса находится в комнате I, а тигр сидит в комнате 2, то

-  это заведомо означает, что в одной из комнат находится принцесса, а в другой тигр.

-  Но поскольку не может оказаться так, чтобы первое утверждение было истинным, а второе ложным, то ясно, что истинной должна быть вторая надпись, а ложной - первая.

-  Значит, в одной из комнат действительно находится принцесса, а в другой сидит тигр.

-  А поскольку первая надпись лжет,

-  то, значит, тигр должен сидеть в комнате I, а принцесса в комнате 2.

Изучая математику с использованием УМК Муравиных, школьники демонстрируют

*  Осмысленность первичных представлений основных понятий;

*  Умение переходить от одного математического языка к другому;

*  Умение устанавливать взаимосвязи новых и ранее изученных понятий;

*  Умение узнавать стандартные задачи в нестандартных формулировках;

*  Умение переформулировать правило или задачу и др.

*  Умение формулировать проблему (учебную и внеучебную) и предлагать вариативные пути ее решения