1.4.2 Программа по коррекционному курсу «Альтернативная коммуникация» «Формирование и развитие устной и письменной речи у обучающихся со сложным дефектом и глубокой степенью умственной отсталости» 1 дополнительный, 1 – 4 классы (II вариант)
Настоящая программа разработана в связи с необходимостью проведения специальных индивидуальных и групповых логопедических занятий для обучающихся со сложными дефектами и глубокой умственной отсталостью.
Программа рассчитана на 5 лет обучения
Особенность учебного процесса: основное логопедической заключение обучающихся со сложными дефектами и глубокой умственной отсталостью - системное недоразвитие речи тяжелой степени. Все обучающиеся нуждаются в логопедической помощи, и работа с ними имеет определенную специфику. Программа рассчитана для не говорящих обучающихся и имеющих нарушения произношения и лексико-грамматического строя речи.
Главная цель обучения обучающихся со сложными дефектами и глубокой умственной отсталостью - развитие коммуникативных навыков.
Программа направлена на решение следующих задач:
- формировать и учить пользоваться жестовой речью, лексико-грамматический строй речи;
- развивать коммуникативную функцию речи, мелкую и речевую моторику, пластику;
- воспитывать у обучающихся потребность в речевом высказывании с целью общения со взрослыми и сверстниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа коррекционного курса "Альтернативная коммуникация", II вариант | 83.88 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ Центр психолого-медико-социального сопровождения
Пудожского района Республики Карелия
186150, г. Пудож, ул. Пионерская, д.69- б. Тел.5-21-37 , E-mail: zpmsspudozh@yandex.ru
Программа рассмотрена на заседании МО МКОУ ЦПМСС № __от___________
Утверждена на педсовете № __ от __________
Директор МКОУ ЦПМСС: ___________ Мартяшкова Н.В.
Рабочая программа
по коррекционному курсу
«Альтернативная коммуникация»
«Формирование и развитие устной и письменной речи
у обучающихся со сложным дефектом
и глубокой степенью умственной отсталости»
1 дополнительный, 1 – 4 классы (II вариант)
Составил: Борисова О.Б., учитель логопед высшей категории
2017 г.
Пояснительная записка
Настоящая программа разработана в связи с необходимостью проведения специальных индивидуальных и групповых логопедических занятий для обучающихся со сложными дефектами и глубокой умственной отсталостью на основании:
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида ( 0-4 классы) , п\ред. В.В.Воронковой, Москва, «Просвещение», 2004 г .
- «Программа образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под редакцией Л.Б. Баряевой, СПб ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011г.А.Р.Маллер, Г.В. Цикото «Программы обучения глубоко умственно отсталых детей».
- Методических рекомендаций по логопедии В.К. Воробьевой, О.Н. Лиманской, Т.В. Пятницы, Т.В. Башинской В.И. Рождественскойи др.
Программа рассчитана на 5 лет обучения
Особенность учебного процесса: основное логопедической заключение обучающихся со сложными дефектами и глубокой умственной отсталостью - системное недоразвитие речи тяжелой степени. Все обучающиеся нуждаются в логопедической помощи, и работа с ними имеет определенную специфику. Программа рассчитана для не говорящих обучающихся и имеющих нарушения произношения и лексико-грамматического строя речи.
Главная цель обучения обучающихся со сложными дефектами и глубокой умственной отсталостью - развитие коммуникативных навыков.
Программа направлена на решение следующих задач:
- формировать и учить пользоваться жестовой речью, лексико-грамматический строй речи;
- развивать коммуникативную функцию речи, мелкую и речевую моторику, пластику;
- воспитывать у обучающихся потребность в речевом высказывании с целью общения со взрослыми и сверстниками.
Курс представлен следующими разделами:
- Формирование жестовой речи и понимания обращенной речи
В данном разделе ведется работа по формированию у обучающихся потребности к общению, установления эмоционального и зрительного контакта, умения различать неречевые и речевые звуки, слушать обращенную речь, понимать простые и сложные инструкции. А также ведется работа по развитию общего подражания, умения использовать простые бытовые жесты.
- Развитие тонкой и грубой моторики.
Раздел включает в себя развитие подвижности органов артикуляционного аппарата, формирование правильного типа физиологического и речевого дыхания, направленной воздушной струи; мимической моторики, тонкой моторики пальцев рук и общей моторики. Данные задачи решаются за счет различных игр и упражнений.
- Формирование и коррекция звукопроизносительных навыков.
Задачами данного раздела являются: создание условий, обеспечивающих мотивацию к речевому общению, стимулирование речевой активности, развитие речевого подражания, вызывание звукоподражаний и формирование на их основе слогов, слов, словосочетаний, предложений, коррекция просодической стороны речи; формирование и развитие фонематического слуха и фонематического восприятия; корригирование звукопроизношения и звуко – слоговой структуры слова.
- Формирование лексико-грамматического строя речи
В раздел входит формирование, обогащение и активизация словарного запаса, формирование грамматических категорий словоизменения и словообразования; формирование и развитие связной речи.
- Формирование предпосылок письма, развитие графомоторных навыков и обучение грамоте.
Раздел включает формирование пространственной ориентировки (ориентация на собственном теле, в пространстве комнаты, на листе бумаги), графомоторных навыков, знакомство с буквами Русского алфавита, дифференциация понятий «звук» - «буква», формирование навыков звукослогового и звукобуквенного анализа и синтеза.
Для неговорящих обучающих приоритетным является раздел «Понимание обращенной речи и формирование жестовой речи»
Принципы логопедической работы:
- Личностное ориентирование – учет психо - эмоциональных особенностей обучающегося. Все психические проявления у обучающихся данных категорий выражены ярче, рельефнее, по сравнению с обычными обучающимися. Это делает невозможным работу по стандартной технологии: каждый обучающийся требует своего подхода. На занятиях важна динамика обучающегося. Важно отличать, когда и как переключить внимание обучающегося.;
- Эмоциональный резонанс и поддержка - создание на занятиях эмоционально комфортной обстановки. На занятиях нужно создавать обучающемуся такие условия, чтобы у него возникла потребность говорить. Но для того, чтобы вербальная коммуникация стала привычной и необходимой требуется очень много времени.;
- Взаимодействие с родителями, воспитателем, педагогом, педагогом-психологом. Связь логопеда с родителями и педагогами обеспечивает закрепление приобретенных навыков в повседневной жизни.
- Игровой контекст занятий - формирование положительной мотивации обучения. Игра является необходимостью, без которой невозможны положительные результаты. Комбинированное занятие, проводимое в игровой форме, позволяет гибко переключить обучающегося с одного вида деятельности на другой.
- Преподавание курса связано с содержанием других курсов для глубоко умственно отсталых обучающихся – «Речь и альтернативная коммуникация», «Развитие речи», «Чтение и развитие речи», «Предметно практическая деятельность» и опирается на их содержание.
- Учет концентрического принципа размещения учебного материала.
Основные формы организации учебного процесса: индивидуальные занятия, групповые занятия.
Основные средства: сюжетные картинки, разрезные картинки, предметные картинки, дидактические игры, игрушки, пособия.
Основные методы:
- практические (игры, упражнения);
- наглядные (демонстрация, иллюстрации);
- словесные (объяснения, разъяснения, рассказ, инструкция, беседа).
Контроль результатов освоения коррекционной программы осуществляется в виде стартового и итогового контроля в следующих формах:
- наблюдение;
- работа с карточками;
- выполнение продуктивных заданий.
Перспективное планирование логопедических занятий по курсу «Формирование и развитие устной и письменной речи у детей со сложным дефектом и глубокой умственной отсталостью».
1 дополнительный класс
Предполагаемые результаты.
Обучающиеся должны знать:
-значение бытовых жестов;
-названия окружающих предметов и их назначение;
Обучающиеся должны уметь:
-пользоваться общим и речевым подражанием;
-использовать простые бытовые жесты;
-понимать обращенную речь;
-использовать в собственной речи звукоподражания;
-ориентироваться на собственном теле, в пространстве комнаты.
Тематический план
1 дополнительный класс
(2 часа в неделю, всего 66 часов)
Раздел | Название раздела | Количество часов |
Раздел 1 | Формирование жестовой речи и понимания обращенной речи | 20 |
Раздел 2 | Развитие тонкой и грубой моторики. | 12 |
Раздел 3 | Формирование и коррекция звукопроизносительных навыков. | 14 |
Раздел 4 | Формирование лексико-грамматического строя речи | 10 |
Раздел 5 | Формирование предпосылок письма, развитие графомоторных навыков и обучение грамоте. | 10 |
Всего: | 66 |
Календарно – тематическое планирование
1 дополнительный класс
№ п\п | Название раздела, темы | Содержание | Количество часов | ||
Раздел 1. Формирование жестовой речи и понимания обращенной речи | |||||
1 | Игра «Где ты?» | Привлечение внимания к обращенной речи; формирование умения понимать обращенную речь. | 1 | ||
2 | Закрепление игры «Где ты?» | 1 | |||
3 | Повторение игры «Где ты?» | 1 | |||
4 | Игра «Где звук» | 1 | |||
5 | Закрепление игры «Где звук» | 1 | |||
6 | Определение нахождения звука | 1 | |||
7 | Различение звуков окружающей среды | 1 | |||
8 | Игра «Привет! Пока!» | 1 | |||
9 | Повторение игры «Привет! Пока!» | 1 | |||
10 | Закрепление игры «Привет! Пока!» | 1 | |||
11 | Игра «Нет» | Формирование умения понимать жест отрицания и использовать его в собственной речи. | 1 | ||
12 | Игра «Да - нет» | 1 | |||
13 | Закрепление игры «Да - нет» | 1 | |||
14 | Игра «На! Дай!» | Знакомство с жестами просьбы «Дай», «На», «Иди», «Уходи»; умение имитировать и сознательно использовать их в общении. | 1 | ||
15 | Закрепление игры «На! Дай!» | 1 | |||
16 | Игра «Дай предмет» | 1 | |||
17 | Повторение игры «Дай предмет» | 1 | |||
18 | Закрепление игры «Дай предмет» | 1 | |||
19 | Игра «Выполни команду» | 1 | |||
20 | Повторение игры «Выполни команду» | 1 | |||
Раздел 2. Развитие тонкой и грубой моторики. | |||||
21 | Артикуляционное упражнение «Улыбка» | Развитие подвижности губ, формирование умения удерживать губы в статичном положении на счет; формирование умения плавно переключаться с одной позы на другую. | 1 | ||
22 | Артикуляционное упражнение «Трубочка» | 1 | |||
23 | Артикуляционное упражнение «Играем на гармошке» | 1 | |||
24 | Выполнение упражнения «Прогулка» | 1 | |||
25 | Игра «Покажи язык» | Развитие подвижности языка; формирование понятий «вверх - вниз»; формирование умения переключаться с одной позы на другую. | 1 | ||
26 | Игра «Накажем непослушный язычок» | 1 | |||
27 | Упражнение «Качели» | 1 | |||
28 | Упражнения «Надуй шар», «Часики» | 1 | |||
29 | Упражнение «Вдох – выдох» | Обучение плавному, спокойному, короткому вдоху. | 1 | ||
30 | Упражнение «Ветер дует» | Развитие длительного, плавного и сильного выдоха, активизация мышц губ. | 1 | ||
31 | Упражнения «Одуванчики», «Снежинки» | Выработка умения регулировать силу выдоха; активизация мышц губ. | 1 | ||
32 | Закрепление упражнений на нормализацию функций дыхания | 1 | |||
Раздел 3. Формирование и коррекция звукопроизносительных навыков | |||||
33, 34, 35 | Упражнение на звукоподражание | Развитие фонематического восприятия, слухового внимания; формирование умения звукоподражания. | 3 | ||
36, 37, 38 | Повторение упражнения на звукоподражание | 3 | |||
39, 40, 41, 42 | Вызывание произношения звуков | Создание и закрепление условно-рефлекторных связей на артикуляционный уклад гласных звуков; развитие умения плавной перестройки артикуляционных укладов гласных звуков. | 4 | ||
43, 44 | Произношение гласных | 2 | |||
46, 46 | Повторение артикуляции гласных | Формирование умения произносить сочетания гласных звуков. | 2 | ||
Раздел 4. Формирование лексико-грамматического строя речи | |||||
47 | Игрушки: кубики | Сравнение большой – маленький, закрепление основных цветов. | 1 | ||
48 | Игрушки: кукла (описание, манипуляция по заданию) | Части тела: голова, глаза, нос, уши, живот спина, руки, ноги и т.д. | 1 | ||
49 | Овощи: помидор (описание по схеме) | Обогащение и уточнение словарного запаса по данной теме; формирование умения понимать обобщающие слова; взаимосвязь рода и вида; развитие понимания связной описательной речи. | 1 | ||
50 | Овощи: огурец (сравнительное описание) | 1 | |||
51 | Фрукты: яблоко (описание по схеме) | 1 | |||
52 | Фрукты: банан (сравнительное описание) | 1 | |||
53 | Дикие животные: зайка (описание «какой»?) | 1 | |||
54 | Дикие животные: мишка (чистоговорка – загадка) | 1 | |||
55 | Домашние животные: собака (загадка - описание) | 1 | |||
56 | Домашние животные: кошка (загадка - описание) | 1 | |||
Раздел 5. Формирование предпосылок письма, развитие графомоторных навыков и обучение грамоте. | |||||
57 | Упражнение «Мое тело» | Формирование ориентировки в схеме собственного тела; закрепление названий частей тела. | 1 | ||
58 | «Мой портрет - мое лицо» - показ описание | 1 | |||
59 | Упражнение в показе частей лица | 1 | |||
60 | Сравнение и показ частей лица куклы и себя | 1 | |||
61 | Игра «Что есть у игрушки» | Развитие пространственных представлений с опорой на дифференциацию правых и левых частей тела; определение места нахождения предмета в пространстве. | 1 | ||
62 | Повторение игры «Что есть у игрушки» | 1 | |||
63 | Закрепление игры «Что есть у игрушки» | 1 | |||
64 | Игра «Погладь по...» | 1 | |||
65 | Повторение игры «Погладь по.. » | 1 | |||
66 | Знакомство с карандашом и листом бумаги | Привитие навыков правильного расположения тетради на парте и пользования карандашом. | 1 | ||
Всего | 66 |
1 класс
Предполагаемые результаты.
Обучающиеся должны знать:
-значение бытовых жестов;
-названия окружающих предметов и их назначение;
-отдельные звуки и буквы
Обучающиеся должны уметь:
-пользоваться общим и речевым подражанием;
-использовать простые бытовые жесты;
-понимать обращенную речь;
-использовать в собственной речи звукоподражания;
-ориентироваться на собственном теле, в пространстве комнаты, на листе бумаги;
Тематический план
1 класс
(2 часа в неделю, всего 66 часов)
Раздел | Название раздела | Количество часов |
Раздел 1 | Формирование жестовой речи и понимания обращенной речи | 20 |
Раздел 2 | Развитие тонкой и грубой моторики. | 12 |
Раздел 3 | Формирование и коррекция звукопроизносительных навыков. | 14 |
Раздел 4 | Формирование лексико-грамматического строя речи | 10 |
Раздел 5 | Формирование предпосылок письма, развитие графомоторных навыков и обучение грамоте. | 10 |
Всего: | 66 |
Календарно – тематическое планирование
1 класс
№ п\п | Название раздела, темы | Содержание | Количество часов |
Раздел 1. Формирование жестовой речи и понимания обращенной речи | |||
1 | Игра «Привет! Пока!» | Формирование умения употреблять жесты-действия; | 1 |
2 | Закрепление игры «Привет! Пока!» | 1 | |
3 | Игра «Нет» | 1 | |
4 | Игра «Да - нет» | 1 | |
5 | Закрепление игры «Да - нет» | 1 | |
6 | Игра «На! Дай!» | Формирование умения понимать жесты просьбы; сознательно использовать их в общении. | 1 |
7 | Закрепление игры «На! Дай!» | 1 | |
8 | Игра «Дай предмет» | 1 | |
9 | Закрепление игры «Дай предмет» | 1 | |
10 | Игра «Выполни команду» | Привлечение внимания к обращенной речи, формирование слухового восприятия, внимания и развитие зрительного восприятия. | 1 |
11 | Повторение игры «Выполни команду» | 1 | |
12 | Закрепление игры «Выполни команду» | 1 | |
13 | Игра «С кем мы хотим поиграть? Покажи!» | 1 | |
14 | Закрепление игры «С кем мы хотим поиграть? Покажи!» | 1 | |
15 | Упражнение «Я - сам!» | Формирование умения понимать жесты-действия; умение иммитировать и сознательно использовать их в общении. | 1 |
16 | Упражнения в выполнении заданий «Я - сам!» | 1 | |
17 | Закрепление упражнений «Я - сам!» | 1 | |
18 | Игра «Собери корзинку» | 1 | |
19 | Закрепление игры «Собери корзинку» | 1 | |
20 | Повторение игры «Собери корзинку» | 1 | |
Раздел 2. Развитие тонкой и грубой моторики. | |||
21 | Артикуляционное упражнение «Улыбка» «Трубочка» | Развитие подвижности губ, формирование умения удерживать губы в статичном положении на счет; формирование умения плавно переключаться с одной позы на другую. | 1 |
22 | Артикуляционное упражнение «Играем на гармошке» | 1 | |
23 | Выполнение упражнения «Прогулка» | 1 | |
24 | Игра «Покажи язык» «Накажем непослушный язычок» | Развитие подвижности языка; формирование понятий «вверх - вниз»; формирование умения переключаться с одной позы на другую. | 1 |
25 | Упражнение «Качели» | 1 | |
26 | Упражнения «Надуй шар», «Часики» | Обучение плавному, спокойному, короткому вдоху. | 1 |
27 | Упражнение «Вдох – выдох» «Ветер дует» | Развитие длительного, плавного и сильного выдоха, активизация мышц губ. | 1 |
28 | Упражнения «Одуванчики», «Снежинки» | 1 | |
29 | Закрепление упражнений на нормализацию функций дыхания | Выработка умения регулировать силу выдоха; активизация мышц губ. | 1 |
30 | Игра «Пальчики - семья» | Развитие пальчиковой моторики, умения соотносить движения с текстом совместно со взрослым. | 1 |
31 | Игра «Ладушки» | 1 | |
32 | Игра «Капуста» | 1 | |
Раздел 3. Формирование и коррекция звукопроизносительных навыков | |||
33 | Вызывание произношения звуков | Закрепление умения правильного произношения гласных звуков. | 1 |
34, 35 | Произношение гласных | 2 | |
36, 37 | Повторение артикуляции гласных | 2 | |
38 | Закрепление артикуляции гласных | 1 | |
39, 40 | Игра «Скажи через трубочку» | 2 | |
41, 42 | Закрепление игры «Скажи через трубочку» | 2 | |
43, 44 | Произношение согласных | Закрепление умения правильного произношения согласных звуков. | 2 |
46, 46 | Повторение артикуляции согласных | 2 | |
Раздел 4. Формирование лексико-грамматического строя речи | |||
47 | Птицы (домашние): петушок (описание) | Обогащение и уточнение словарного запаса по данной теме; формирование умения понимать обобщающие слова; взаимосвязь рода и вида; развитие понимания связной описательной речи. | 1 |
48 | Птицы (домашние): курочка (чистоговорки) | 1 | |
49 | Птицы: воробей (чистоговорки с движениями) | 1 | |
50 | Птицы: снегирь (описание, узнавание) | 1 | |
51 | «Попроси предметы» - игра (игрушки) | 1 | |
52, 53 | Ситуация «Обед» (с комментированием) | 2 | |
54, 55 | Ситуация «В больнице» (с комментированием) | 2 | |
56 | Ситуация «В магазине» (с комментированием) | 1 | |
Раздел 5. Формирование предпосылок письма, развитие графомоторных навыков и обучение грамоте. | |||
57, 58 | Знакомство с карандашом и листом бумаги | Привитие навыков правильного расположения тетради на парте и пользования карандашом. | 1 |
59 | Штриховки «Дождик» | 1 | |
60 | Штриховки «Травка» | 1 | |
61 | Штриховки «Солнечные лучики» | 1 | |
62 | Штриховки «Иголки у ежика» | 1 | |
63 | Штриховки «Следы на снегу» | 1 | |
64 | Штриховки «пушистая кошка» | 1 | |
65 | Штриховки «Иголки у елки» | 1 | |
66 | Штриховки «шарики на ниточках» | ||
Всего | 66 |
2 класс
Предполагаемые результаты.
Обучающиеся должны знать:
-значение бытовых жестов;
-названия окружающих предметов и их назначение;
-отдельные звуки и буквы
Обучающиеся должны уметь:
-пользоваться общим и речевым подражанием;
-использовать простые бытовые жесты;
-понимать обращенную речь;
-использовать в собственной речи звукоподражания;
-ориентироваться на собственном теле, в пространстве комнаты, на листе бумаги;
Тематический план
2 класс
(2 часа в неделю, всего 68часов)
Раздел | Название раздела | Количество часов |
Раздел 1 | Формирование жестовой речи и понимания обращенной речи | 18 |
Раздел 2 | Развитие тонкой и грубой моторики. | 12 |
Раздел 3 | Формирование и коррекция звукопроизносительных навыков. | 18 |
Раздел 4 | Формирование лексико-грамматического строя речи | 10 |
Раздел 5 | Формирование предпосылок письма, развитие графомоторных навыков и обучение грамоте. | 10 |
Всего: | 68 |
Календарно – тематическое планирование
2 класс
№ п/п | Тема | Содержание | Кол-во часов |
Раздел 1. Формирование жестовой речи и понимание обращенной речи. | |||
1 | Речь – средство общения. | Привлечение внимания к обращенной речи; формирование умения понимать обращенную речь. | 1 |
2, 3, 4 | Упражнение в употреблении жестов – отрицаний. | Формирование умения понимать жест-отрицание; сознательно использовать данный жест в общении. | 3 |
5 | Игра «Нет». | Формирование умения понимать жест отрицания и использовать его в собственной речи. | 1 |
6, 7, 8 | Упражнение в употреблении жестов-утверждений. | Формирование умения понимать жест-утверждение; сознательно использовать данный жест в общении. | 3 |
9 | Игра «Да – нет». | Формирование умения понимать жест согласия, использовать его в собственной речи. Дифференциация жестов согласия и отрицания, закрепление жестов. | 1 |
10 | Игра «Покажи, не ошибись». | Формирование умения понимать и дифференцировать жесты. | 1 |
11, 12, 13 | Упражнение в употреблении жестов радости. | Формирование умения понимать жесты радости; сознательно использовать их в общении. | 3 |
14, 15, 16 | Упражнение в употреблении жестов-приветствий. | Формирование умения понимать жест-приветствие; сознательно использовать данный жест в общении. | 3 |
17 | Жесты печали и гнева. | Формирование умения понимать жесты печали и гнева; умение имитировать и сознательно использовать их в общении. | 1 |
18 | Упражнение в употреблении жестов печали и гнева. | Формирование умения понимать жесты печали и гнева; сознательно использовать их в общении. | 1 |
Раздел 2. Развитие тонкой и грубой моторики. | |||
19 | Мимическое упражнение «Хмурая туча». | Развитие мышц мимической мускулатуры; формирование правильного понимания эмоций. | 1 |
20 | Мимическое упражнение «Мигалки». | Развитие мышц мимической мускулатуры; формирование правильного понимания эмоций. | 1 |
21 | Мимическое упражнение «Толстый – худой». | Развитие мышц мимической мускулатуры; формирование правильного понимания эмоций. | 1 |
22 | Мимическое упражнение «Радость». | Развитие мышц мимической мускулатуры; формирование правильного понимания эмоций. | 1 |
23, 24 | Выполнение артикуляционных упражнений «Улыбка», «Трубочка». | Развитие подвижности губ, формирование умения удерживать губы в статичном положении на счет; формирование умения плавно переключаться с одной позы на другую. | 2 |
25 | Упражнение «Лопаточка». Упражнение «Вкусное варенье». | Формирование умения удерживать губы в статичном положении; выработка умения удерживать язык в расслабленном состоянии. | 1 |
26 | Упражнение «Качели» | Развитие подвижности языка; формирование понятий «вверх - вниз»; формирование умения переключаться с одной позы на другую. | 1 |
27 | Пальчиковая гимнастика «Повар». | Развитие тонкой моторики, синхронности движений пальцев рук; умения воспроизводить действия по образцу. | 1 |
28 | Пальчиковая гимнастика «Кап-кап». | Развитие тонкой моторики, синхронности движений пальцев рук; умения воспроизводить действия по образцу. | 1 |
29 | Пальчиковая гимнастика «Какая у нас семья большая». | Развитие тонкой моторики, синхронности движений пальцев рук; умения воспроизводить действия по образцу. | 1 |
30 | Развитие речевого дыхания «Погрей ладошки». | Развитие правильного речевого дыхания; увеличение объема вдоха и диафрагмального выдоха. | 1 |
Раздел 3. Формирование и коррекция звукопроизносительных навыков. | |||
31 | Игра «Где звук?» | Определение нахождения звука в пространстве; развитие слухового восприятия и внимания. | 1 |
32 | Определение нахождения звука. | Определение нахождения звука в пространстве; развитие слухового восприятия и внимания. | 1 |
33, 34 | Игра «Стучит – звенит». | Развитие фонематического восприятия; узнавание и различение неречевых звуков. | 2 |
35 | Узнавание «Первый звук – последний звук». | Развитие фонематического восприятия, слухового внимания, памяти; определение и различение первого звука и последнего. | 1 |
36 | Игра «Назови, что услышал». | Развитие фонематического восприятия; соотношение образа предмета со звучанием. | 1 |
37, 38 | Повторение артикуляции гласных. | Создание и закрепление условно-рефлекторных связей на артикуляционный уклад гласных звуков; развитие умения плавной перестройки артикуляционных укладов гласных звуков. | 2 |
39, 40, 41 | Вызывание произношения звуков. | Развитие фонематического восприятия, слухового внимания; формирование умения звукоподражания. | 3 |
42, 43, 44, 45 | Упражнение на звукоподражание. | Развитие фонематического восприятия, слухового внимания; развитие звукоподражания. | 4 |
46, 47, 48 | Уточнение произношения гласных. | Закрепление умения правильного произношения гласных звуков. | 3 |
Раздел 4. Формирование лексико-грамматического строя речи. | |||
49, 50 | Обогащение и уточнение словаря по теме «Семья». | Обогащение и уточнение словарного запаса по данной теме; закрепление общего понятия «семья». обучение правильному употреблению личных местоимений (я, мы, ты, вы, он, она, они, оно), притяжательных местоимений (мой, моя), притяжательных прилагательных (мамин, папин). | 2 |
51, 52 | Обогащение и уточнение словаря по теме «Времена года. Осень». | Обогащение и уточнение словарного запаса по данной теме; развивать умение определять время года по характерным признакам. | 2 |
53, 54 | Обогащение и уточнение словаря по теме «Времена года. Зима». | Обогащение и уточнение словарного запаса по данной теме; развивать умение определять время года по характерным признакам. | 2 |
55, 56 | Обогащение и уточнение словаря по теме «Птицы». | Обогащение и уточнение словарного запаса по данной теме; формирование умения пользоваться обобщающими словами; понимания взаимосвязи рода и вида; развитие связной описательной речи. | 2 |
57, 58 | Обогащение и уточнение словаря по теме «Игрушки». | Обогащение и уточнение словарного запаса по данной теме; формирование умения пользоваться обобщающими словами; понимания взаимосвязи рода и вида; развитие связной описательной речи. | 2 |
Раздел 5. Формирование предпосылок письма, развитие графомоторных навыков и обучение грамоте. | |||
59 | Ориентировка в схеме собственного тела. | Формирование ориентировки в схеме собственного тела; закрепление названий частей тела. | 1 |
60, 61 | Пространственные представления (где? куда? откуда?) | Развитие пространственных представлений с опорой на дифференциацию правых и левых частей тела; определение места нахождения предмета в пространстве. | 2 |
62, 63 | Знакомство с карандашом и листом бумаги. Ориентировка на листе бумаги. | Привитие навыков правильного расположения тетради на парте и пользования карандашом. Уточнение понятия «угол листа», введение обозначений – «левый верхний угол», «правый верхний угол», «центр листа». | 2 |
64, 65, 66, 67, 68 | Обучение штриховке и обведению по контуру. | ознакомление с различными направлениями при штриховании предмета; с трафаретом и шаблоном: объяснить, что трафарет – это внутренний контур, а шаблон – внешний. | 5 |
3 класс
Предполагаемые результаты.
Обучающиеся должны знать:
-значение бытовых жестов;
-названия окружающих предметов и их назначение;
-отдельные звуки и буквы
Обучающиеся должны уметь:
-пользоваться общим и речевым подражанием;
-использовать простые бытовые жесты;
-понимать обращенную речь;
-использовать в собственной речи звукоподражания;
-ориентироваться на собственном теле, в пространстве комнаты, на листе бумаги.
Тематический план
3 класс
(2 часа в неделю, всего 68часов)
Раздел | Название раздела | Количество часов |
Раздел 1 | Формирование жестовой речи и понимания обращенной речи | 18 |
Раздел 2 | Развитие тонкой и грубой моторики. | 12 |
Раздел 3 | Формирование и коррекция звукопроизносительных навыков. | 14 |
Раздел 4 | Формирование лексико-грамматического строя речи | 12 |
Раздел 5 | Формирование предпосылок письма, развитие графомоторных навыков и обучение грамоте. | 12 |
Всего: | 68 |
Календарно – тематическое планирование
3 класс
№ п/п | Тема | Содержание | Кол-во часов |
Раздел 1. Формирование жестовой речи и понимание обращенной речи. | |||
1 | Речь – средство общения. | Привлечение внимания к обращенной речи; формирование умения понимать обращенную речь. | 1 |
2, 3 | Игра «Да – нет». | Формирование умения понимать жест согласия, использовать его в собственной речи. Дифференциация жестов согласия и отрицания, закрепление жестов. | 2 |
4, 5 | Игра «Покажи, не ошибись». | Формирование умения понимать и дифференцировать жесты. | 2 |
6, 7 | Жесты просьбы «Дай», «На», «Иди», «Уходи». | Знакомство с жестами просьбы «Дай», «На», «Иди», «Уходи»; умение иммитировать и сознательно использовать их в общении. | 2 |
8, 9 | Упражнение в употреблении жестов – просьбы. | Формирование умения понимать жесты просьбы; сознательно использовать их в общении. | 2 |
10, 11 | Жесты – действия. | Формирование умения употреблять жесты-действия; | 2 |
12, 13, 14 | Упражнения в употреблении жестов – действий. | Формирование умения понимать жесты-действия; умение иммитировать и сознательно использовать их в общении. | 3 |
15, 16, 17, 18 | Игра «Где мы были, мы не скажем». | Привлечение внимания к обращенной речи, формирование слухового восприятия, внимания, развитие зрительного восприятия. | 4 |
Раздел 2. Развитие тонкой и грубой моторики. | |||
19 | Мимическое упражнение «Радость». | Развитие мышц мимической мускулатуры; формирование правильного понимания эмоций. | 1 |
20 | Выполнение артикуляционных упражнений «Улыбка», «Трубочка». | Развитие подвижности губ, формирование умения удерживать губы в статичном положении на счет; формирование умения плавно переключаться с одной позы на другую. | 1 |
21 | Упражнение «Лопаточка». Упражнение «Вкусное варенье». | Формирование умения удерживать губы в статичном положении; выработка умения удерживать язык в расслабленном состоянии. Развитие подвижности языка. | 1 |
22 | Упражнение «Качели» | Развитие подвижности языка; формирование понятий «вверх - вниз»; формирование умения переключаться с одной позы на другую. | 1 |
23 | Пальчиковая гимнастика «Какая у нас семья большая». | Развитие тонкой моторики, синхронности движений пальцев рук; умения воспроизводить действия по образцу. | 1 |
24 | Пальчиковая гимнастика «Кто же это?» | Развитие тонкой моторики, синхронности движений пальцев рук; умения воспроизводить действия по образцу. | 1 |
25 | Речедвигательное упражнение «Потешки». | Выполнение упражнения для развития грубой моторики; развитие умения выполнять отраженные действия. | 1 |
26 | Упражнения для формирования спокойного и короткого вдоха. | Обучение плавному, спокойному, короткому вдоху. | 1 |
27 | Упражнения для формирования длительного и плавного выдоха | Развитие длительного, плавного и сильного выдоха, активизация мышц губ. | 1 |
28 | Упражнения для формирования силы выдоха. | Выработка умения регулировать силу выдоха; активизация мышц губ. | 1 |
29 | Упражнения для формирования диафрагмального дыхания «Надуваем шар». | Формирование правильного типа физиологического дыхания. | 1 |
30 | Развитие речевого дыхания «Погрей ладошки». | Развитие правильного речевого дыхания; увеличение объема вдоха и диафрагмального выдоха. | 1 |
Раздел 3. Формирование и коррекция звукопроизносительных навыков. | |||
31 | Игра «Где звук?» Определение нахождения звука. | Определение нахождения звука в пространстве; развитие слухового восприятия и внимания. | 1 |
32 | Узнавание «Первый звук – последний звук». | Развитие фонематического восприятия, слухового внимания, памяти; определение и различение первого звука и последнего. | 1 |
33 | Игра «Назови, что услышал». | Развитие фонематического восприятия; соотношение образа предмета со звучанием. | 1 |
34 | Повторение артикуляции гласных. Упражнение на звукоподражание. | Создание и закрепление условно-рефлекторных связей на артикуляционный уклад гласных звуков; развитие умения плавной перестройки артикуляционных укладов гласных звуков. Развитие фонематического восприятия, слухового внимания; развитие звукоподражания. | 1 |
35 | Уточнение произношения гласных. | Закрепление умения правильного произношения гласных звуков. | 1 |
36 | Произношение сочетания гласных звуков. | Формирование умения произносить сочетания гласных звуков. | 1 |
37 | Повторение артикуляции согласных. | Создание и закрепление условно-рефлекторных связей на артикуляционный уклад согласных звуков; развитие умения плавной перестройки артикуляционных укладов согласных звуков. | 1 |
38 | Вызывание произношения звуков. | Развитие фонематического восприятия, слухового внимания; формирование умения звукоподражания. | 1 |
39 | Упражнение на звукоподражание. | Развитие фонематического восприятия, слухового внимания; развитие звукоподражания. | 1 |
40 | Уточнение произношения согласных. | Закрепление умения правильного произношения согласных звуков. | 2 |
41 | Произношение сочетания согласных звуков. | Формирование умения произносить сочетания согласных звуков. | 1 |
42 | Уточнение произношения слогов. | Формирование умения произносить слоги; закрепление умения синтезировать буквы в слоги. | 2 |
Раздел 4. Формирование лексико-грамматического строя речи. | |||
43 | Обогащение и уточнение словаря по теме «Овощи». | Обогащение и уточнение словарного запаса по данной теме; формирование умения пользоваться обобщающими словами; понимания взаимосвязи рода и вида; развитие связной описательной речи. | 1 |
44 | Обогащение и уточнение словаря по теме «Фрукты». | Обогащение и уточнение словарного запаса по данной теме; формирование умения пользоваться обобщающими словами; понимания взаимосвязи рода и вида; развитие связной описательной речи. | 1 |
45 | Обогащение и уточнение словаря по теме «Домашние животные». | Обогащение и уточнение словарного запаса по данной теме; формирование умения пользоваться обобщающими словами; понимания взаимосвязи рода и вида; развитие связной описательной речи. | 1 |
46 | Обогащение и уточнение словаря по теме «Дикие животные». | Обогащение и уточнение словарного запаса по данной теме; формирование умения пользоваться обобщающими словами; понимания взаимосвязи рода и вида; формирование умения различать диких и домашних животных; развитие связной описательной речи. | 1 |
47 | Обогащение и уточнение словаря по теме «Мебель». | Обогащение и уточнение словарного запаса по данной теме; формирование умения пользоваться обобщающими словами; понимания взаимосвязи рода и вида; развитие связной описательной речи. | 1 |
48 | Обогащение и уточнение словаря по теме «Части тела». | Обогащение и уточнение словарного запаса по данной теме; формирование ориентировки в схеме собственного тела; закрепление названий частей тела. | 1 |
49 | Обогащение и уточнение словаря по теме «Одежда». | Обогащение и уточнение словарного запаса по данной теме; формирование умения пользоваться обобщающими словами; понимания взаимосвязи рода и вида; развитие связной описательной речи. | 1 |
50 | Обогащение и уточнение словаря по теме «Обувь». | Обогащение и уточнение словарного запаса по данной теме; формирование умения пользоваться обобщающими словами; понимания взаимосвязи рода и вида; развитие связной описательной речи. | 1 |
51 | Обогащение и уточнение словаря по теме «Посуда». | Обогащение и уточнение словарного запаса по данной теме; формирование умения пользоваться обобщающими словами; понимания взаимосвязи рода и вида; развитие связной описательной речи. | 1 |
52 | Упражнение «Один - много». | Формирование навыка понимания грамматических форм словоизменения; умения различать предметы в единственном и множественном числе. | 1 |
53 | Действия предмета. | Формирование умения определять и называть действия предметов; обобщать и классифицировать предметы по их действиям. | 1 |
54 | Упражнение «Большой - маленький». | Формирование навыка понимания грамматических форм словообразования; умения различать большой и маленький объект. | 1 |
Раздел 5. Формирование предпосылок письма, развитие графомоторных навыков и обучение грамоте. | |||
Ориентировка в схеме собственного тела. | Формирование ориентировки в схеме собственного тела; закрепление названий частей тела. | 1 | |
Пространственные представления (где? куда? откуда?) | Развитие пространственных представлений с опорой на дифференциацию правых и левых частей тела; определение места нахождения предмета в пространстве. | 2 | |
Знакомство с карандашом и листом бумаги. | Привитие навыков правильного расположения тетради на парте и пользования карандашом. | 1 | |
Ориентировка на листе бумаги. | Уточнение понятия «угол листа», введение обозначений – «левый верхний угол», «правый верхний угол», «центр листа». | 2 | |
Изучение гласных букв. Письмо по обводке и образцу. | Знакомство с гласными буквами; формирование навыка правильного соотношения звуков и букв; формирование графического образа. Формирование графомоторных навыков; написание простых элементов, прямых и ломаных линий по обводке и образцу. | 2 | |
Изучение согласных букв. Письмо по обводке и образцу. | Знакомство с согласными буквами; формирование навыка правильного соотношения звуков и букв; формирование графического образа. Формирование графомоторных навыков; написание простых элементов, прямых и ломаных линий по обводке и образцу. | 2 | |
Обучение штриховке и обведению по контуру. | Формирование графомоторных навыков; ознакомление с различными направлениями при штриховании предмета; с трафаретом и шаблоном: объяснить, что трафарет – это внутренний контур, а шаблон – внешний. | 2 |
4 класс
Предполагаемые результаты.
Обучающиеся должны знать:
-значение бытовых жестов;
-названия окружающих предметов и их назначение;
-отдельные звуки и буквы
Обучающиеся должны уметь:
-пользоваться общим и речевым подражанием;
-использовать простые бытовые жесты;
-понимать обращенную речь;
-использовать в собственной речи звукоподражания;
-ориентироваться на собственном теле, в пространстве комнаты, на листе бумаги;
-писать отдельные буквы, по обводке и самостоятельно
Тематический план
4 класс
(2 часа в неделю, всего 68часов)
Раздел | Название раздела | Количество часов |
Раздел 1 | Формирование жестовой речи и понимания обращенной речи | 14 |
Раздел 2 | Развитие тонкой и грубой моторики. | 12 |
Раздел 3 | Формирование и коррекция звукопроизносительных навыков. | 14 |
Раздел 4 | Формирование лексико-грамматического строя речи | 14 |
Раздел 5 | Формирование предпосылок письма, развитие графомоторных навыков и обучение грамоте. | 14 |
Всего: | 68 |
Календарно – тематическое планирование
4 класс
№ п/п | Тема | Содержание | Кол-во часов | ||
Раздел 1. Формирование жестовой речи и понимание обращенной речи. | |||||
1, 2 | Речь – средство общения. | Привлечение внимания к обращенной речи; формирование умения понимать обращенную речь. | 2 | ||
3 | Игра «Да – нет». | Формирование умения понимать жест согласия, использовать его в собственной речи. Дифференциация жестов согласия и отрицания, закрепление жестов. | 1 | ||
4 | Игра «Покажи, не ошибись». | Формирование умения понимать и дифференцировать жесты. | 1 | ||
5 | Упражнение в употреблении жестов радости. | Формирование умения понимать жесты радости; сознательно использовать их в общении. | 1 | ||
6 | Упражнение в употреблении жестов-приветствий. | Формирование умения понимать жест-приветствие; сознательно использовать данный жест в общении. | 1 | ||
7, 8, 9 | Упражнение в употреблении жестов – просьбы: «Дай», «На», «Иди», «Уходи». | Формирование умения понимать жесты просьбы; сознательно использовать их в общении. | 3 | ||
10 | Жесты – действия. | Формирование умения употреблять жесты-действия; | 1 | ||
11, 12, 13 | Упражнения в употреблении жестов – действий. | Формирование умения понимать жесты-действия; умение иммитировать и сознательно использовать их в общении. | 3 | ||
14 | Игра «Где мы были, мы не скажем». | Привлечение внимания к обращенной речи, формирование слухового восприятия, внимания иразвитие зрительного восприятия. | 1 | ||
Раздел 2. Развитие тонкой и грубой моторики. | |||||
15 | Выполнение артикуляционных упражнений «Улыбка», «Трубочка». | Развитие подвижности губ, формирование умения удерживать губы в статичном положении на счет; формирование умения плавно переключаться с одной позы на другую. | 1 | ||
16 | Упражнение «Лопаточка». Упражнение «Вкусное варенье». | Формирование умения удерживать губы в статичном положении; выработка умения удерживать язык в расслабленном состоянии. Развитие подвижности языка. | 1 | ||
17 | Упражнение «Качели» | Развитие подвижности языка; формирование понятий «вверх - вниз»; формирование умения переключаться с одной позы на другую. | 1 | ||
18 | Пальчиковая гимнастика «Кап-кап». | Развитие тонкой моторики, синхронности движений пальцев рук; умения воспроизводить действия по образцу. | 1 | ||
19 | Пальчиковая гимнастика «Какая у нас семья большая». | Развитие тонкой моторики, синхронности движений пальцев рук; умения воспроизводить действия по образцу. | 1 | ||
20 | Пальчиковая гимнастика «Кто же это?» | Развитие тонкой моторики, синхронности движений пальцев рук; умения воспроизводить действия по образцу. | 1 | ||
21 | Игра – имитация «Бадминтон». | Развитие грубой моторики; умения имитировать простейшие движения. | 1 | ||
22 | Речедвигательное упражнение «Повторяй за мной». | Выполнение упражнения для развития грубой моторики; развитие умения выполнять отраженные действия. | 1 | ||
23 | Речедвигательное упражнение «Потешки». | Выполнение упражнения для развития грубой моторики; развитие умения выполнять отраженные действия. | 1 | ||
24 | Упражнения для формирования длительного и плавного выдоха. Упражнения для формирования силы выдоха. | Развитие длительного, плавного и сильного выдоха, активизация мышц губ. Выработка умения регулировать силу выдоха; активизация мышц губ. | 1 | ||
25 | Упражнения для формирования диафрагмального дыхания «Надуваем шар». | Формирование правильного типа физиологического дыхания. | 1 | ||
26 | Развитие речевого дыхания «Погрей ладошки». | Развитие правильного речевого дыхания; увеличение объема вдоха и диафрагмального выдоха. | 1 | ||
Раздел 3. Формирование и коррекция звукопроизносительных навыков. | |||||
27 | Уточнение произношения гласных. | Закрепление умения правильного произношения гласных звуков. | 1 | ||
28 | Произношение сочетания гласных звуков. | Формирование умения произносить сочетания гласных звуков. | 1 | ||
29 | Повторение артикуляции согласных. | Создание и закрепление условно-рефлекторных связей на артикуляционный уклад согласных звуков; развитие умения плавной перестройки артикуляционных укладов согласных звуков. | 1 | ||
30 | Вызывание произношения звуков. | Развитие фонематического восприятия, слухового внимания; формирование умения звукоподражания. | 1 | ||
31 | Упражнение на звукоподражание. | Развитие фонематического восприятия, слухового внимания; развитие звукоподражания. | 1 | ||
32, 33 | Уточнение произношения согласных. | Закрепление умения правильного произношения согласных звуков. | 2 | ||
34 | Произношение сочетания согласных звуков. | Формирование умения произносить сочетания согласных звуков. | 1 | ||
35,36 | Уточнение произношения слогов. | Формирование умения произносить слоги; закрепление умения синтезировать буквы в слоги. | 2 | ||
37, 38 | Упражнение в употреблении простых слов. | Развитие умения употреблять простые слова в речи. | 2 | ||
39, 40 | Построение словосочетаний. | Развитие умения составлять словосочетания. | 2 | ||
Раздел 4. Формирование лексико-грамматического строя речи. | |||||
41 | Обогащение и уточнение словаря по теме «Предметы гигиены». | Обогащение и уточнение словарного запаса по данной теме; формирование умения пользоваться обобщающими словами; понимания взаимосвязи рода и вида; развитие связной описательной речи. | 1 | ||
42 | Упражнение «Один - много». | Формирование навыка понимания грамматических форм словоизменения; умения различать предметы в единственном и множественном числе. | 1 | ||
43 | Действия предмета. | Формирование умения определять и называть действия предметов; обобщать и классифицировать предметы по их действиям. | 1 | ||
44 | Единственное и множественное число действий. | Формирование навыка понимания грамматических форм словоизменения; умения распознавать действие в единственном и множественном числе. | 1 | ||
45 | Упражнение «Большой - маленький». | Формирование навыка понимания грамматических форм словообразования; умения различать большой и маленький объект. | 1 | ||
46 | Цвет предмета. | Формирование умения определять цвет предмета; называть основные цвета. | 1 | ||
47 | Игра «Назови ласково». | Формирование навыка понимания грамматических форм словообразования. | 1 | ||
48, 49 | Построение простой фразы «Это…» | Формирование фразовой речи; умения соотносить вербальное описание с образом описываемого предмета. | 2 | ||
50 | Упражнения в построении вопросительных предложений. | Развитие связной речи; формирование умения составлять вопросительные предложения, соблюдая интонацию. | 1 | ||
51 | Упражнение «Вопрос - ответ». | Формирование вопросно-ответной формы речи; умения понимать обращенную речь; развитие слухового восприятия и внимания. | 1 | ||
52 | Упражнение «Диалоги». | Развитие связной диалогической речи; формирование умения вести диалог; развитие слухового восприятия и внимания. | 1 | ||
53, 54 | Упражнение «Закончи предложение». | Развитие связной диалогической речи; обучение составлению простых предложений; развитие умения заканчивать предложение с использованием активной лексики. | 2 | ||
Раздел 5. Формирование предпосылок письма, развитие графомоторных навыков и обучение грамоте. | |||||
55 | Ориентировка в схеме собственного тела. | Формирование ориентировки в схеме собственного тела; закрепление названий частей тела. | 1 | ||
56 | Пространственные представления (где? куда? откуда?) | Развитие пространственных представлений с опорой на дифференциацию правых и левых частей тела; определение места нахождения предмета в пространстве. | 1 | ||
57 | Знакомство с карандашом и листом бумаги. | Привитие навыков правильного расположения тетради на парте и пользования карандашом. | 1 | ||
58 | Ориентировка на листе бумаги. | Уточнение понятия «угол листа», введение обозначений – «левый верхний угол», «правый верхний угол», «центр листа». | 1 | ||
59, 60 | Обучение штриховке и обведению по контуру. | Формирование графомоторных навыков; ознакомление с различными направлениями при штриховании предмета; с трафаретом и шаблоном: объяснить, что трафарет – это внутренний контур, а шаблон – внешний. | 1 | ||
61, 62, 63 | Письмо по обводке и образцу. | Формирование графомоторных навыков; написание простых элементов, прямых и ломаных линий по обводке и образцу. | 3 | ||
64,65, 66 | Написание элементов букв. | Формирование графомоторных навыков; умения проводить анализ и синтез графического образа буквы. | 3 | ||
67, 68 | Написание и чтение букв. | Формирование графомоторных навыков; умения проводить анализ и синтез графического образа буквы; тренировка в написании изученных букв. Овладение звукобуквенными обозначениями. | 2 | ||
Всего | 68 |
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ
- игрушки дидактические и сюжетные:
- магнитная доска;
- фланелеграф;
- куклы бибабо, рукавички и перчатки с изображением мордочек животных, настольный театр, наборы сказочных персонажей;
- набор для лепки (пластилин); конструкторы деревянные, конструктор ЛЕГО, мягкие крупные модули; набор для рисования (фломастеры, бумага, краски).
- графические средства для альтернативной коммуникации:
таблицы букв, карточки с изображениями объектов, людей, действий (фотографии, пиктограммы, символы), с напечатанными словами;
- наборы букв, коммуникативные таблицы и тетради для общения;
- сюжетные картинки различной тематики для развития речи;
- книги с иллюстрациями сказок («Репка», «Колобок», «Теремок».В. Сутееева «Кто сказал мяу?» и др.);
- настольно-печатные игры (серии игр «Детское лото», «Детское домино»);
- технические средства для альтернативной коммуникации: записывающие устройства;
- компьютерные устройства, синтезирующие речь:
- информационно-программное обеспечение: компьютерные программы для создания пиктограмм;
-компьютерные программы символов;
-компьютерные программы для общения, синтезирующие речь (например, «Общение» и др.);
- обучающие компьютерные программы и программы для коррекции различных нарушений речи;
- аудио и видеоматериалы.
Список литературы:
- Воробьева, В.К.. Методика развития связной речи у детей с системными нарушениями речи [Текст]: учеб. пособие / В.К. Воробьева. — М.: ACT: Астрель : Транзиткнига, 2006.
- Коноваленко, В.В., Коноваленко, С.В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения: 2-е издание дополненное /
- В.В.Коноваленко, С.В. Коноваленко. - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2007
- Крупенчук, О.И. Пальчиковые игры (для детей 4 – 7 лет)/ О.И. Крупенчук. – Спб.:Литера, 2008
- Коррекционная педагогика: коррекционно-развивающая работа с детьми раннего и младшего дошкольного возраста / под ред. Н.В. Серебряковой. - СПб.: КАРО, 2005.
- Лиманская О.Н., Пятница Т.В., Башинская Т.В., Система коррекционного воздействия при моторной алалии.- М.: Сфера, 2010.
- Маллер А.Р, Цикото Г.В. Программы обучения глубоко умственно отсталых детей.-М.: 1983.
- Маллер А.Р, Цикото Г.В.Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. –М.:Академия, 2003.
- Рождественская В.И. Воспитание речи не говорящих детей-алаликов.-М.: Просвещение, 1966.