Кружок по родному языку "Пэдавако"
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЯРСАЛИНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО»
Принято на заседании педагогического совета Детского сада «Солнышко» Протокол № 5 от «15» мая 2021 г. | «Утверждаю» Заведующая Детским садом «Солнышко» _________О.Е. Чечикова Приказ № 126 – о от «17» августа 2021 г. |
Рабочая дополнительная общеразвивающая программа
по обучению родному (ненецкому) языку
«Знатоки родного края – Пэдавако»
для детей дошкольного возраста 5 - 6 лет
(срок реализации 1 год)
Педагога дополнительного образования
Вануйто Елены Александровны
с. Яр-Сале, 2021 год
СОДЕРЖАНИЕ | |
1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ | Стр. |
1.1.Пояснительная записка. | 3 |
1.2.Актуальность. | 3 |
1.3.Цель и задачи программы. | 3 |
1.4.Принципы и педагогические подходы в реализации программы. | 4 |
1.5.Возрастные особенности детей . | 5 |
1.5.1. Возрастные особенности детей 5-6 лет. | 6 |
1.6.Планируемые результаты освоения программы. | 6 |
1.7. Срок реализации программы. Объем образовательной нагрузки. | 7 |
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ. | |
2.1.Учебно-тематический план. | 7 |
2.2.Содержание образовательной деятельности. | 9 |
2.3.Взаимодействие образовательной деятельности с родителями. | 13 |
2.4. Формы подведения итогов. | 13 |
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ. | |
3.1. Материально-техническое обеспечение. | 14 |
3.2. Методическое обеспечение. | 14 |
3.3. Список литературы. | 14 |
I ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1 Пояснительная записка
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине – месту, где родился человек. Старинная мудрость гласит: «Человек не знающий своего прошлого, не знает ничего». Изучение истории, культуры родного края открывают перед детьми новые горизонты, формирует нравственные ценности, которые становятся фундаментом развивающийся личности.
Ребенок, который с детства знает свои «Корни»: родителей, родной язык, историю, культуру края, вырастает духовно здоровым.
Воспитывать любовь и уважение к родному краю следует с дошкольного возраста.
В целях воспитания у детей интереса, любви к родному краю и развитию речи на родном языке возникла необходимость организации кружковой работы.
1.2. Актуальность
В настоящее времяизучение родного языка в Ямало-Ненецком автономном округе является крайне актуальным. По степени распространения современное русско-ненецкое двуязычие представляет собой явление массовое, охватывающее все возрастные и социальные слои населения.
В семьях коренной национальности (ненцы), в смешанных семьях, живущих в сельских местностях и в городских условиях, родители владеют родным языком, но мало говорят, редко общаются с детьми на родном языке, мало рассказывают об истории и традициях своего народа, в связи с этим ненецкий язык постепенно забывается подрастающим поколением. Дети, не определив свою жизненную позицию и не научившись ценить культуру своего народа, не усвоив особенности другой культуры, начинают отделять себя от своего народа.
Изучение родного языка (ненецкого) способствует развитию интереса к прошлому своего народа, восстановлению культурных традиций; формирует в детях историческую память, естественные связи с опытом прошлого, помогает получению знаний о языке, быте, обычаях, традициях и культуре народа.
1.3.Цель и задачи программы.
Основная цель работы кружка направлена на обучение дошкольников родному языку, на развитие устной речи детей дошкольного возраста;приобщать дошкольников к истокам ненецкой культуры, развивать речь на родном языке, способствовать раскрытию перед детьми богатства культуры и традицийсеверного народа, укреплять интерес и эмоциональную отзывчивость ко всему прекрасному, развивать творческие способности детей.
Работа кружка призвана решать следующие задачи:
Образовательные:
- Ознакомить детей с историей и современной жизнью народов Ямала;
- Познакомится с достопримечательностями, людьми, прославившими родной край;
- Овладеть формами и приемами учебно-исследовательской деятельности по теме: «История Ямала».
Развивающие:
- Развитие речи на ненецком языке, познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать, как можно больше о родном крае.
Воспитательные:
- Воспитание чувства любви к малой Родине, бережного отношения к историческому наследию
Методы и приемы, используемые для реализации работы кружка:
- Целевые прогулки и экскурсии;
- Наблюдения;
- Рассказ, объяснения педагога в сочетании с показом и непосредственным наблюдением детей;
- Беседы с детьми;
- Игры;
- Использование художественной литературы, фольклора (пословиц, поговорок, загадок, песен);
- Разучивание с детьми песен и стихотворений, постановка сценок, инсценировка сказок.
1.4. Принципы и педагогические подходы в реализации программы.
В основе программы лежит комплексный подход, который направлен на решении разных, но взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития (фонетическую, лексическую, грамматическую), и на их основе, на решение главной задачи — развитие связной речи по родному языку.
Программа основывается на принципах:
- принцип преемственности, который осуществляется в двух формах: линейной и концентрической. Решение каждой речевой задачи (воспитание звуковой культуры, формирование грамматического строя, словарная работа, развитие связной речи) осуществляется, прежде всего, линейно, поскольку от группы к группе постепенно усложняется материал внутри каждой задачи, варьируются сочетаемость упражнений, их смена и взаимосвязь;
- принцип взаимосвязи - обогащение и активизация словаря, формирование грамматической стороны речи, воспитание звуковой культуры речи, развитие элементарного осознания языковых явлений;
-принцип наглядности обеспечивает создание наглядных представлений о предметах и явлениях окружающего мира, от которых зависит эффективность обучения родному языку, данный принцип осуществляется при помощи лингвистических (контекст, толкование новых слов, подбор синонимов и антонимов) и экстралингвистических средств (изобразительные средства, невербальные средства, демонстрация предметов и наблюдение явлений окружающей действительности);
-принцип доступности и посильности реализуется в делении речевого материала на этапы и в подаче его небольшими дозами, соответственно возрастным особенностям становления речи детей;
-принцип обеспечения активной речевой практики выражается в том, что язык усваивается в процессе его употребления, речевой практики, речевая активность является одним из основных условий своевременного речевого
развития ребенка - это не только говорение, но и слушание, восприятие речи, данный принцип предусматривает создание условий для широкой речевой практики всех детей в разных видах деятельности;
Большинство занятий построено по тематическому принципу, упражнения и высказывания детей начинают, продолжают, и развивать одну тему.
Следует помнить, что соотношение компонентов процесса речевого развития и принципов обучения речи является не абсолютным, а относительным с точки зрения доминирующего влияния того или иного принципа на соответствующий компонент. Важно иметь в виду, что любой предшествующий принцип имеет отношение ко всем другим последующим компонентам обучения, подобно тому, как задачи определяют содержание обучения, методы - выбор форм организации обучения.
1.5. Возрастные особенности детей
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы – 5 -6 лет. Родной язык посещают дети коренной национальности, и дети других национальностей по желанию детей и их родителей.Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни.
Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы.
Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.
Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщенного способа обследования образца; усвоением обобщенных способов изображения предметов одинаковой формы.
Не все дети правильно произносят шипящие и сонорные звуки, у некоторых недостаточно развита интонационная выразительность. Имеются недостатки в освоении грамматических правил речи. Большинство детей не владеют в достаточной степени умением строить описание и повествование.
1.5.1. Возрастные особенности детей 5 – 6 лет
Ребёнок шестого года жизни свободно использует средства интонационной выразительности: может читать стихи грустно, весело или торжественно, способен регулировать громкость голоса и темп речи в зависимости от ситуации (громко читать стихи на празднике или тихо делиться своими секретами и т. п.).
Дети начинают употреблять обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, многозначные слова.Словарь детей активно пополняется существительными, обозначающими названия профессий, социальных учреждений (библиотека, почта, универсам, спортивный клуб и т. д.); глаголами, обозначающими трудовые действия людей разных профессий, прилагательными и наречиями, отражающими качество действий, отношение людей к профессиональной деятельности. Использует в речи синонимы, антонимы; слова, обозначающие материалы, из которых сделаны предметы (бумажный, деревянный и т. д.).
Дети учатся самостоятельно строить игровые и деловые диалоги, осваивая правила речевого этикета, пользоваться прямой и косвенной речью; в описательном и повествовательном монологах способны передать состояние героя, его настроение, отношение к событию, используя эпитеты и сравнения.
Круг чтения ребёнка 5-6 лет пополняется произведениями разнообразной тематики, в том числе связанной с проблемами семьи, взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, с историей страны. Малыш способен удерживать в памяти большой объём информации, ему доступно чтение с продолжением. Практика анализа текстов, работа с иллюстрациями способствуют углублению читательского опыта, формированию читательских симпатий.
1.6. Планируемые результаты освоения программы.
Критерии для старшей группы (для детей 5-6лет)
1. Критерии для определения словарного запаса детей.
- понимает и умеет отвечать на вопросы «Хибя?» «Пыдар нюмл н,амгэ?» «Ханяна илева?» «Мят тер хибя?» «Хэвхананд хибя н,амды?»;
- правильно называет слова, обозначающие предметы, их действия, цвет, величину на ненецком языке;
- понимает и называет значение обобщающих слов.
2. Критерии для определения сформированности правильного звукопроизношения на ненецком языке.
-способность к переключению артикуляционных движений с одного слога на другой;
- умение выделять и изолированно произносить специфические звуки ненецкого языка по их символам;
- умение находить и произносить специфические звуки ненецкого языка в словах и предложениях;
- умение определить темп речи;
3. Критерии для определения усвоения детьми типичных грамматических конструкций и словосочетаний.
- осознанное восприятие и умение отвечать на вопросы;
- усвоение простых типичных грамматических конструкций и словосочетаний;
- правильное использование категории отрицания и вопросительных частиц;
- усвоение и использование образования множественного числа существительных и глаголов на родном языке.
4. Критерии для определения степени развития связной речи детей на ненецком языке.
- понимание и выполнение просьбы или указания, высказанные с помощью простых предложений;
- составление диалогов, состоящих из 2-3 предложений по конкретной предложенной ситуации;
- исполнение в ролях или с помощью кукол отрывки из сказок;
- понимание содержания и рассказывание 2-3 стихотворений наизусть;
- умение составлять рассказ о себе и о членах семьи, состоящих из 3-4 предложений.
Система мониторинга.
Педагогический анализ знаний и умений детей (мониторинг достижения детьми результатов деятельности) проводится два раза в год: вводный (сентябрь), итоговый (май).
1.7. Срок реализации программы.
Сроки реализации дополнительной образовательной программы – 1 год.
Набор детей для обучения по программе дополнительного образования по обучению родному языку осуществляется согласно заявления родителей. Формирование группы осуществляется в начале учебного года.
Образовательная деятельность осуществляется с детьми 5-6 лет, имеющими желание учить родной язык.
Количественный состав группы -15 человек.
Программа составлена в соответствии с возрастными особенностями дошкольников и рассчитана на проведение 2 часа в неделю – 72 часов в год. Периодичность проведения занятий – согласно сетке занятий, длительность – согласно возрастным особенностям дошкольников.
- Содержательный раздел
- Учебно-тематический план
№ | Программный материал по разделу | Количество НОД | Итоговое мероприятие | |
1 | Я и моя семья. | теория | практика | Семейное фото я и моя семья |
2 | 2 | |||
2 | Ненецкий сувенир - подарок | 2 | 2 | Выставка работ «Игры моего народа». |
3 | Моё село Яр-Сале | 3 | 2 | Фотовыставка «Однажды в Яр-Сале» |
4 | Растительный мир тундры. | 3 | 2 | Лепка с использованием бисера «Ягода тундры» «Что лишнее?». |
5 | Одежда – национальные изделия из бисера, сукна и меха. | 4 | 2 | Экскурсия в краеведческий музей. |
6 | Рисование «Мой Северный край» | 2 | 2 | Рисование «Ягода тундры». «Что лишнее?». |
7 | Знакомство ненецкими с поэтами и писателями. | 3 | 2 | Слушание музыки С. Н. Няруя. |
8 | Сказки Народов Севера (драматизация сказок). | 2 | 2 | Театрализация сказки «Вы тер сармик». |
9 | Загадки и пословицы Народов Севера. | 3 | 2 | Е.Г. Сусой «Хадахобцоко». |
10 | Домашние животные тундры | 3 | 2 | Инсценировка сказки – «Вэнеконядамдапюма». |
11 | Профессии. История Ямала «Сихиртя» | 3 | 2 | Просмотр фильма: «Уроки предков» |
12 | Животные тундры. | 3 | 2 | Аппликация «Вы сармик» Животные тундры |
13 | Транспорт. | 3 | 3 | Оригами «виды ненецких нарт» Просмотр фильма про жизнь ненцев. |
14 | «Край родной, навек любимый» | 2 | 2 | Деловая игра «Звездный час». |
15 | Путешествие по родному краю. | 2 | 2 | Литературная викторина «В гостях у ненцев». |
Итого 41 31 | 72 часа |
- Содержание образовательной деятельности.
Дата | Тема | Задачи | Содержание |
«Я и мое имя». | Знакомство. Научить называть имя, фамилию, отчество. Воспитывать дружелюбие, доброту. | Беседа; дидактическая игра «давайте познакомимся». | |
«Моя семья». | Воспитывать привязанность ребенка к семье, любовь и заботливое отношение к членам семьи. Закрепить умение определять наименование родственных отношений между близкими членами семью. | Беседа, рассматривание фотографий. Рассказ. | |
Лепка «Ненецкий сувенир в подарок». | Повторить приему лепки, особенности ненецкого орнамента ( форма, цвет, …) | Беседа, рассматривание, объяснение. Самостоятельная работа детей. | |
Разучивание ненецкой игры «Ярколава». | Разучить ненецкую игру «Ярколава». Воспитывать дружелюбие. | Беседа, игра | |
Моё село Яр-Сале | Повторение знаний о малой родине и родном селе; достопримечательностях. | Беседа, рассматривание иллюстраций. Видео экскурсия по Яр-Сале | |
Рисование «Северный край». | Развитие творческого воображения. Обобщить знания о пейзаже. Развития навыков рисования крупного изображения. | Беседа, рассматривание иллюстраций. Рисования детей. | |
Прослушивание сказки «Вэнеконядамдапюма..» сказка о том как собака искала себе друга | Знакомство с содержанием сказки. Развитие речи, внимания. Воспитание дружбы в группе. | Беседа, чтение педагога. Распределение ролей инсценировка | |
Рассказывание по картинке « В чуме» | Формирование знаний об убранстве и украшение чума. Умения распределять обязанности в тундре. | Беседа, рассматривание иллюстраций. Сюжетно ролевая игра «Чум» | |
Малые формы фольклора. | Уточнить представление детей о жанрах, особенностях, о назначение пословиц, поговорок, загадок. | Беседа, разучивание, повторение, объяснение, дидактическая игра «Продолжи…» | |
Труд и занятие сихиртя (история Ямала) в прошлом | Формирование знаний о занятостях ненцев в прошлом. | Беседа, рассматривание иллюстраций. Видео экскурсия в музей Шемановскогог.Салехард | |
Лепка «Туця» ненецкий мешочек | Научить лепить ненецкий мешочек. Воспитать самостоятельность и творчество | Беседа, рассматривание. Самостоятельная деятельность детей. | |
Дидактическая игра «Назови ненецкое блюдо». | Использование игры как средства познавательно-речевого развития. Учить придумывать новый сюжет, правила к народным играм | Беседа, рассматривание фотографий. Игра. Изготовление традиционного блюда с родителями | |
Музыкальные ненецкие инструменты | Знакомить детей с ненецкими народными инструментами. Воспитывать интерес к культуре ненецкого народа | Беседа, игра, рассказ. Рассматривание видов музыкальных инструментов. Прослушивание ненецких песен | |
Игровое занятие «Народные обычаи и традиции ненецкого народа». | Ознакомление и повторение знаний об обычаях, традициях ненецкого народа. | Беседа, рассказ, игра. | |
Рассказывание сказки «Вы сармик» сказка о животных тундры | Знакомство с содержанием ненецкой народной сказки. Воспитывать интерес к чтению сказок. | Беседа, рассказ, чтение воспитателем сказки. Рассказывание. Инсценировка | |
Аппликация «Роспись ненецкого орнамента» | Формирование у детей художественного вкуса и умение сочетать материалы. | Беседа. Анализ образца. Самостоятельная работа детей. | |
Экскурсия в музей | Вызвать интерес к историческому прошлому ненецкого народа. Воспитать интерес к изучению родного края | Беседа, показ. Рассматривание. | |
Беседа «Маня садиква» «Мой детский сад» | Воспитывать у детей уважение к сотрудникам детского сада, бережное отношение к труду взрослого, желание оказывать посильную помощь. | Беседа, рассказ, рассматривание фотографий. | |
Разучивание стихотворения Ф. Рахимгуловой «Откуда родом ты?» в переводе на ненецкий язык | Разучить стихотворение, развитие речи, памяти. | Беседа, чтение воспитателем. Разучивание. | |
Беседа по теме «Национальный ненецкий костюм» | Формирование представления об особенностях ненецкого национального костюма. | Беседа, показ. Рассматривание костюмов. Рассказ воспитателя. | |
Ненецкий поэт Леонид Лапцуй заучивание стихотворений и поэм | Знакомство с творчеством Л.Лапцуй Систематизировать представления о поэте ненецкого народа. Воспитание патриотических чувств. | Беседа. Рассказ воспитателя. Чтение и заучивание стихотворений Л.Лапцуй. | |
«Спортивное представление – досуг «Маленький охотник», «Ловкий оленевод» | Познакомить с ненецкими подвижными играми. Развитие ловкости, выносливости. | Игры (подвижные). Объяснения правил игры | |
Импровизированная выставка «Наш Северный край». | Систематизация, обобщение знаний о Ямале, о Ямальских профессиях. Воспитание у детей чувства патриотизма | Беседа, показ. Рассматривание предметов. Рассказ воспитателя | |
Дидактическая игра «Тицинябииба» (теплый и холодный) | Познакомить с содержанием игры. Развитие речи, мышления, памяти, ловкости. Воспитание дружелюбия. | Дидактическая игра. | |
Разучивание стихотворения «Мань небянитолхам» «Буду как мама». | Разучить стихотворение, развитие речи, памяти. Воспитание любви и уважения к маме | Разучить стихотворения (автор - Г. Гумерова) в переводе на родной язык | |
Рассказ (диалог) «Мань небяминядабим»; «Как я помогаю маме» | Развитие речи, памяти. Воспитание любви и уважения к маме | Беседа, рисование открыток мамам с использованием бисера. Оформление выставки детских работ. | |
Декоративная аппликация с использование бисера и ниток «Чум» | Учить использовать бисер и нитки, вырезать из бумаги силуэты. Закреплять умения самостоятельно украшать поделку. Развивать художественный вкус | Беседа. Показ. Объяснение. Самостоятельная работа, выставка детских работ | |
Деловая игра «звездный час». Тема: «Край родной, на век любимый». | Повторения знаний о родном крае. | Беседа, совместные развлечения. Прослушивание ненецких песен и просмотр клипов | |
Беседа о лени и трудолюбии. Ненецкие пословицы и поговорки о труде. | Знакомство детей с пословицами и поговорками. Развитие речи, внимания. | Беседа, разбор пословиц. Рассматривание иллюстраций. | |
Транспорт. | Познакомить с одним из видов транспорта характерным для образа жизни ненецкого народа –аргиш, мюд (санный поезд, состоящий из нескольких нарт). Каждая нарта имеет своё название и назначение. Обогащать словарь детей, дать понятие аргиш, для чего он служит. Дать понятие, что олень-транспорт в жизни тундрового населения. | Оригами «виды ненецких нарт» Просмотр фильма про жизнь ненцев | |
Тематическое занятие «Дети разных национальностей». | Систематизация знаний о том, что в нашей республике проживают дружно представители разных национальностей | Беседа. Рассказ о том, что в нашей стране проживают представители разных национальностей | |
Разгадывание кроссворда «Моя тундра». | Повторение, обобщение знаний об истории родного края. Развивать интерес к изучению своего края; прививать чувство радости за него. | Беседа, разгадывание кроссворда. Рассматривание иллюстраций, альбома. | |
Тематическое занятие «День Победы» | Формирование системы знаний о жизни народа во время войны, о подвигах людей в годы Великой Отечественной Войны. | Беседа. Рассказ педагога. Рассматривание иллюстраций. Прослушивание мелодий. | |
Литературная викторина «В гостях у ненецкой сказки» | Повторение знаний о разных видах сказок | Беседа. Рассказ. Семейный вечер с родителями | |
Декоративная аппликация «Хойнянамэта хан» (нарты, разнообразие и виды). | Учить вырезать из бумаги силуэты. Закреплять умение самостоятельно украшать поделку. Развивать художественный вкус. | Беседа. Показ. Объяснение. Самостоятельная работа, выставка детских работ. | |
Е.Г. Сусой «Хадахобцоко | Побуждать детей отгадывать загадки на ненецком языке. Развивать мышление, память | Отгадывание загадок. Заучивание стихотворения на родном языке | |
Конкурс стихов и песен о родном Ямале. | Повторение стихотворений, песен. Вызвать у детей чувство уважения и гордости за любимую республику. | Беседа. Чтение стихотворений педагогом. Повторение песен о родном крае. Просмотр видео о Северном крае. | |
Домашние животные тундры | Расширить представления о рыбах, закрепить внешние особенности рыб. Воспитывать детей ухаживать за рыбками, которые живут в аквариуме, наблюдать за ними, рассматривать их строение. | Инсценировка сказки – «Вы тер сармик». | |
Профессии. История Ямала «Сихиртя | Расширить представление о профессиях необходимых в тундре, развивая и обогащая речь детей на ненецком языке. | Просмотр фильма: «Уроки предков» |
- Взаимодействие образовательной деятельности с родителями
Дата | Тема | Задачи | Содержание |
«Моя семья» | Воспитывать привязанность ребенка к семье, любовь и заботливое отношение к членам семьи. Закрепить умение определять наименование родственных отношений между близкими членами семью. | Беседа, рассматривание фотографий. Рассказ. Семейное фото или коллаж | |
Дидактическая игра «Назови ненецкое блюдо» | Использование игры как средства познавательно-речевого развития. Учить придумывать новый сюжет, правила к народным играм | Беседа, рассматривание фотографий. Игра. Изготовление традиционного блюда с родителями | |
Деловая игра «звездный час». Тема: «Край родной, на век любимый» | Повторения знаний о родном крае | Беседа, совместные развлечение с детьми родителями и педагогом | |
Литературная викторина «В гостях у ненецкой сказки» | Повторение знаний о разных видах сказок | Беседа. Рассказ. Семейный вечер с родителями |
2.4. Формы подведения итогов
В конце занятия организуется выставка детских работ или инсценировка сказок на родном языке. Это дает возможность удовлетворить потребность каждого ребенка в признании успешных результатов, что, в свою очередь, способствует возникновению положительной мотивации к творчеству. Такая работа позволяет каждому ребенку осмыслить результат своей деятельности, сравнить с работами других, задуматься над тем, что у него получилось и что не получилось. Таким образом, создаются условия для выработки оценки и самооценки ребёнка.
Также дети принимают участия в различных конкурсах.
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
1.3. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.
МОДЕЛИ, МАКЕТЫ | ||||
Модель чума с утварью | Для занятий и игровой деятельности. Для постоянной экспозиции. | шесты деревянные длина 2м – 15 шт. шест сымзы – 1шт, шесты-перекладины – 2 шт., – крюк для котла - 1, лист для очага – 1, столик 1. Брезент 1,5м х 20м2 – 10-15м длина, ситец для есера – 4м. шкурки оленьи, подушки | 1 | |
Сумки женские (традиционные) | Пад (из сукна), туця’ (из сукна) | 1 1 | ||
Нарты Аргиш женский и мужской (настольный) | Длина нарты – 1,3м. Хорей – 1,5м Аргиш настольный: женский 4 нарты, мужской – 3 нарты. Хорей – 2 шт | 1 1 1 | ||
Аркан | Длина 10м | 1 | ||
Рыболовные сети | Длина 5 м | 1 | ||
Детская одежда для мальчика - малица | Малица из сукна, размер 28-30 | 1 | ||
Детская одежда для девочки - паница | Паница из сукна, размер 28-30 | 1 |
- Методическое обеспечение
Учебные и методические пособия:
- - научная, специальная, методическая литература (см. список литературы);
- - образцы;
- - схемы;
- - шаблоны, трафареты;
- - фотографии лучших работ;
- - перспективные тематические планы;
Техническое обеспечение
- -интерактивная доска,
- -ПК
3.3. Список литературы
- Бармич М.Я. «Ебцотакотохолку». Малыш учится: Ненецкий язык в картинках. Учебное пособие для ненецких детск. садов и нач. школ. –Санкт-Петербург отделение издательства «Просвещение», 2000г.
- Кокорева Р.Я. Программа «Ненецкий язык в детском саду: пособие для воспитателей ДОУ. – Санкт-Петербург: «Просвещение», 2008. – 64 с.:ил. сост. Программа «Лаханатохолкудм» (учусь говорить), Яр-сале, 2001.
- Няруй В.Н., Няруй С.Н. Колыбельная для тундровичка: Ебцотако’ нюкубц: Сборник песен / Авторы-составители – Санкт-Петербург.: филиал издательства «Просвещение», 2001.
- Окотэтто Е.Н.Ненецкий язык в детском саду: Пособие для воспит. Дет. Садов Ямала.-СПб.: отделение издательства «Просвещение», 1998
- Окотэтто Е.Н.Ненецкие игры в детском саду –Санкт-Петербург, Просвещение, 2002
- Окотэтто Е.Н. Ненецкие игры в детском саду –Санкт-Петербург, Просвещение, 2002