Конспект конкурсного занятия
«Путешествие по весенним проталинкам в тундре»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ustnoe_narodnoe_tvorchestvo_nentsev_urok_goda_2022_.docx | 102.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Ярсалинский детский сад «Солнышко»
Материалы для участия
Районном конкурсе «Талант и успех»
Тема занятия: «Путешествие по весенним проталинкам в тундре»
Автор разработки: Педагог дополнительного образования
Вануйто Елена Александровна
Конкурсные материалы: сценарий методической разработки занятия
Яр - Сале 2022 год
Тема: «Путешествие по весенним проталинкам в тундре»
Тип занятия: интегрированное занятие
Продолжительность: 25 минут
Возраст детей: 5 лет
Цель: Познакомить дошкольников с устным народным творчеством ненцев. Это народные песни, загадки, сказки. И закрепить ранее изученные сказки, песни.
Задачи:
- показать устное народное творчество ненцев, расширить кругозор детей об истории и быте ненецкого народа;
- воспитывать чувство любви и гордости к «малой родине»; бережное отношение к природе Ямала;
- воспитывать уважение к истории ненецкого народа, традициям и культуре, труду людей;
- развивать речь, творческие способности.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная.
Оборудование: компьютер, проектор, презентации «Ненецкие танцы», изображение остановок «Угадай-ка», «Ненецкие песни», «Сказочная», «Детский сад - Солнышко».
План проведения:
- Организационный момент
- Основная часть:
- Отгадывание загадок, знакомство с приметами ненцев, повторение ненецких песен «Тэталь - Вэталь» (Милый малый), «Сенгакоця»; «Пук Ямбакоми»;
- Выполнение танцевальных движений под музыку «Суляко - оленята».
- Вывод и рефлексия.
Содержание деятельности педагога и воспитанников на этапах подготовки и проведения НОД
Мотивационный этап
1.Организационный момент. Нани торава! Поприветствуем друг друга.
Педагог: Ребята, посмотрите, кто-то оставил следы? Пойдемте вместе со мной по следам и посмотрим, куда они нас ведут? И тут волшебная проталинка «И на ней написано – Ребята, вы оказались в весенней тундре идите по следам находите проталинки с заданиями, а в конце пути найдете того, чьи это следы».
- Ну что ребята, отправимся в путь? Только следуйте за мной, чтоб никто не заблудился и не потерялся в тундре.
Основная часть:
2. Актуализация знаний.
Определение темы
-Мы с вами будем путешествовать по следам, находить волшебные проталинки и выполнять различные задания.
1. Педагог: Мин,ава, мин,ава, варёкоцям хова - мы идем, идем, и проталинку нашли.
Проталинка – «Загадки»
Очень интересны и широко распространены ненецкие загадки.
Начинаем отгадывать загадки.
- Радость пастуха-оленевода на четырёх палочках (ножках) дрожит, а обсохнет – вслед за мамой побежит. (Оленёнок - Суляко)
- Он на Севере живёт,
Нарты по снегу везёт,
Гордо носит он рога,
Не страшна ему пурга.
На морозе целый день, Это… (Северный олень - ты)
- Маленький беленький по тундре он скачет,
На мягком снегу следочек остается, кто же это? «Тэвасико - Заяц»
- Ночью он чутко спит
Оленье стадо сторожит
Оленеводу верный друг
А зовут его друга….(вэнеко - собака)
- Словно треугольник в тундре стоит,
В небе над ним дымок дрожит.
В летний зной и в холода
Служит людям он всегда (мя - чум)
- Проталинка «Танцевальная»
Педагог: - Вы отлично умеете отгадывать загадки. Отправляемся дальше по следам дальше, нам же нужно найти, того, кто, все таки оставил следы.
Проталинка - «Танцевальная». (Тарана - варёкоця ) Здесь мы с вами потанцуем танец «Маленького олененка - Суляко».
- Проталинка «Ненецкие песни»
Педагог: Самым любимым жанром ненцев были эпические
песни – сюдбабц и ярабц. Колыбельные песни, песенки о игрушках, песенки о друзьях и т.д.
Педагог: Например, ненецкая колыбельная песня отличается от колыбельных многих других народов. У ненецкого народа создавались песни, как для мальчиков, так и для девочек со своим смыслом. Каждому малышу сочиняется своя личная мелодия, первая песня в жизни.
Педагог: Многое изменилось сегодня и в тундре, и в культуре ненецкого народа. Но интерес к самобытному творчеству коренных жителей Ямала не угасает.
Ребята, а вы какие ненецкие песни вы знаете? Повторить песню «Сенгакоця»; «Тэталь-Вэталь»; «Пук ямбкоми»
- Проталинка «Сказочная»
Педагог:– А сейчас мы попадем на самую любимую всеми остановку “Сказочная”.
Среди жанров ненецкого фольклора видное место занимает сказка (лаханако). Я уверена, что её любят не только дети, но и взрослые. Проверим, как вы знаете ненецкие сказки.
Повторение знакомых сказок.
Сказка «Мядико»
Нет для ребёнка никого ближе, чем отец и мать. Поэтому каждый ребёнок должен слушать всё, что они говорят, о чём просят, чему учат. Если вам вдруг захочется ослушаться старших, вспомните глупых и непослушных детей Кукушки.
Педагог: Вот и закончилось наше путешествие по проталинкам в тундре и мы нашли того, чьи это следы. Кто это? (Вэнеко – Собака). Отправим собачку к его хозяевам оленеводам, чтоб больше не терялся.
Ну, а сейчас посчитаем, сколько проталинок мы с вами нашли (счет на ненецком языке).
Ребята, посмотрите, а на одной проталинке фотография нашего детского сада, и это нам говорит, о том, что мы каким-то волшебным образом оказались в детском саду и нам пора возвращаться в группу.
Рефлексия: (Если у вас все получилось, похлопаем в ладошки, ну а если было трудно и что-то не получилось, потопаем ножками).
Подведение итогов:
Педагог: Что нового мы узнали сегодня? Что можем рассказать о песнях и сказках? Что для вас сегодня было самым интересным? Отвечают на вопросы.