Проект "Воздух волшебник"
Актуальность: В настоящее время в стране происходит процесс обновления образования. Современному обществу нужны личности, способные к познавательно – деятельной самореализации, к проявлению исследовательской активности. По утверждению Н. Н. Поддьякова «Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограничении их интеллектуальных впечатлений, интересов» Дошкольники, по своей природе, любознательны, постоянно задают вопросы, им все хочется знать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Именно в этом возрасте создаются предпосылки для развития познавательных интересов, поэтому детей нужно включать в осмысленную деятельность, в процессе которой они смогут обнаружить новые сведения и свойства предметов и явлений. А.П.Усова отмечает, что экспериментирование является ведущей деятельностью в период дошкольного детства, как никакой метод соответствует этим возрастным особенностям и позволит расширить кругозор детей, получить представления о различных сторонах изучаемого объекта, активизирует мыслительные процессы, стимулирует речевое развитие. Китайская пословица гласит: «Расскажи и я забуду, покажи и я запомню, дай попробовать и я пойму». Если ребенок слышит и делает все сам, то усвоит все прочно и надолго. С детьми младшей группы можно проводить исследовательские эксперименты по знакомству с объектами неживой природы. Предлагаемый проект «Воздух» позволит обогатить знания и представления детей о воздухе, его свойствах, действиях с ним, повысит словесную активность и поисковую деятельность. Цель: Создать условия для развития познавательно – исследовательских способностей детей в процессе разработки детско-взрослого исследовательского проекта «Воздух». Задачи: 1.Познакомить детей с понятием «воздух». 2.Формировать знания детей о свойствах воздуха: прозрачный, невидимый, имеет вес, может двигаться, им можно рисовать, необходим всем живым для жизни. 3.Развивать познавательный интерес к экспериментированию через вовлечение их в проведение опытов. 4.Пополнить словарь детей словами: двигается, надутый, спущенный, легкий, невидимый, передает запах. 5.Формировать желание находить способы решения проблемы. 6.Воспитывать наблюдательность, любознательность. Участники проекта: воспитатели, дети, родители. Время реализации проекта: месяц Тип проекта: познавательно – исследовательский. Предполагаемый результат: 1.Повысить уровень развития любознательности детей. 2.Дети должны получить элементарные представления о воздухе, его свойствах. 3.Дети должны иметь простейшие знания об опытах, с помощью которых можно познакомиться с воздухом. 4.Помочь родителям приобрести знания по организации познавательно – исследовательской деятельности по теме «Воздух»
Стратегия достижения поставленной цели и задач.
Знакомство будет организовано через игровую деятельность, восприятие художественной литературы, коммуникативную деятельность, двигательную деятельность, познавательно – исследовательскую деятельность.
I этап - Подготовительный
1.Разработать план мероприятий по формированию у детей познавательно – исследовательской деятельности по теме «Воздух»
2.Приобрести дидактические игры, наглядный материал, раздаточный материал
3.Создать картотеку опытов с воздухом
4.Оснастить предметно – развивающую среду группы, для проведения экспериментальной деятельности
5.Вовлекать родителей в образовательный процесс, направленный на знакомство детей с воздухом
II этап – Реализация проекта:
Непосредственная образовательная деятельность.
1.Ознакомление с окружающим с элементами экспериментирования на тему «Шарик для Винни - пуха »
2.Изобразительная деятельность «Дождь идет»
Совместная деятельность воспитателя с детьми.
1.Чтение стихотворений: А.С.Пушкин «Ветер по морю гуляет», «Ветер, ветер ты могуч», М.Андреева «Воздух».
5.Подвижные игры: «Снежинки и ветер».
2..Физкультминутки: «Ветер дует нам в лицо», «Деревья».
3.Дыхательные гимнастики: «Слушаем дыхание», «Надуй шарик».
4.Дидактические игры: «Хорошо – плохо», «Узнай по запаху».
5.Развлечение «Как увидеть воздух»
Работа с родителями.
1.Домашнее задание: «Сделать ветер» - сложить из тетрадных листов «гармошки», сделать большой и маленький веер, скрутив и закрепив ручки скотчем. Взять большой веер и помахать им перед лицом ребенка, а потом маленьким – от какого веера ветерок сильнее.
2.Наблюдение за движением облаков на небе, за деревьями в ветреную погоду.
3.Предложить изготовить вертушку для определения силы ветра – сложить бумажную квадратную заготовку два раза пополам и два раза по диагонали, развернуть. Все четыре угла согнуть к центру квадрата. Развернуть. Правую и левую стороны квадрата согнуть к намеченной середине. Сложить верхнюю и нижнюю стороны к середине. С внутренней стороны потянуть в стороны уголки. Должен получиться катамаран. Отогнуть левую верхнюю вершину вверх, а нижнюю правую – вниз. Вертушка готова. Нанизать на зубочистку .
Обеспечение:
1.Специальная методическая литература.
2.Карточки – каталог «Опыты для детей»
3.Диски с записями по теме «Дождь»
4.Атрибуты для опытов: шарики, веревочка, весы, полиэтиленовый пакет.
5.Подобрать иллюстрации по теме «Что загрязняет воздух»
Продукт проектной деятельности: изготовление буклета «Знакомимся с воздухом» с описанием опытов.
III этап - презентация проекта:
Презентация проекта может пройти в коллективе ДОО, на родительском собрании.
Оценка результатов:
Дети, благодаря поисково-экспериментальной деятельности, приобрели определенные знания по теме «Воздух». У них появилось желание узнавать новое посредством опытов, появился интерес к деятельности.
Родители получили знания по организации познавательно – исследовательской деятельности своих детей.
Проектная значимость:
Реализуемый проект показал, что детям нравится получать знания посредством проведения опытов. Эти знания более прочные. В процессе данной деятельности повысились любознательность, речевая активность.
У родителей появилось желание помочь в оснащение экспериментального уголка атрибутами, дидактическим материалом для дальнейшего знакомства с объектами неживой природы.