Проект «Буквоград и его жители».
Администрация Муниципального Образования «Баргузинский район»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Баргузинский детский сад «Соболенок» общеразвивающего вида
671610, РБ, Баргузинский район, с. Баргузин, ул. Советская, 60/а. Тел.43-219,
Рассмотрено Согласовано Утверждено________
педагогическим советом с УС ДОО Зав.МБДОУ Мокрова Т.А.
Протокол № 4 от 03.03.2017г. Протокол № 7 от 10.02.2017г. Приказ № 10 от 03.03.2017. .
Логопедический проект
«Буквоград и его жители»
Разработал: учитель- логопед Калапова М.А
Проверил: старший воспитатель Молчанова О.А
Проект «Буквоград и его жители».
(для детей 6-7 лет с ОНР)
Вид проекта: творческий, практико - ориентированный
Продолжительность проекта: долгосрочный
Участники проекта: учитель-логопед, воспитанники, воспитатели, родители.
Формы работы: групповая, фронтальная.
Актуальность:
Для современной общеобразовательной школы характерна большая неуспеваемость многих учащихся по изучению русского языка. Причины этого явления уходят своими корнями в дошкольный и даже ранний возраст. Ребёнок должен овладеть грамотой задолго до изучения грамматических правил, то есть хорошо разобраться в звуках и буквах, из которых состоят слова, и научиться точно воспроизводить устную речь в условиях полного совпадения написания с произношением, уметь понимать, когда пишется так, как слышится, а когда - нет. К сожалению, это удаётся не всем детям, и у многих из них возникают специфические трудности письма, которые свидетельствуют о наличии в дальнейшем дисграфии. У детей с ОНР неполноценная речевая деятельность оказывает влияние на формирование таких психических процессов как восприятие, память, внимание. Несформированность основных предпосылок грамотного звуко-буквенного анализа слов, а в дальнейшем чтения и письма может быть выявлена ещё в дошкольном возрасте, а проведение коррекционно-профилактической работы позволит предупредить развитие этих расстройств или же резко снизит степень их выраженности.
Вот почему, в раннем дошкольном возрасте, надо вводить ребёнка в звуковую систему языка, а в дальнейшем продолжать его совершенствовать.
Формулируем проблему, цель проекта. Ставим перед детьми в игровой форме задачи.
Цель: развитие познавательных и творческих способностей каждого ребёнка в процессе закрепления графического изображения букв русского алфавита, акустического образа.
· расширять знания детей о звуках и буквах. (загадки, чистоговорки, скогоговорки);
· формировать предпосылки к изучению букв и звуков;
· создание развивающей среды;
· развивать речь дошкольников;
· создание условий для реализации проекта:
Предварительная работа:
1. Пополнение и подбор материала по изучению грамоты для реализации проекта.
2. Подготовка и проведение развлечения совместно с музыкальным руководителем, подбор костюмов и атрибутов.
3. Изготовление атрибутов совместно с родителями.
4. Рассматривание иллюстраций из книги «Занимательное азбуковедение»
5. Беседа с родителями о содействии в организации выставки «Весёлые буковки»
6. Подбор материалов для родителей.
7. Сбор и оформление наглядного материала.
8. Подбор подвижных, сюжетно-ролевых, дидактических игр.
Ожидаемый результат:
- дети запомнят написание печатных букв русского алфавита;
-научатся соотносить букву с соответствующим звуком;
- смогут самостоятельно из звуков и букв складывать слова;
-смогут определять на слух заданный звук, развить фонематический слух.
Этапы работы:
1 этап: подготовительный.Провести беседу, поговорить с детьми для чего нужны знания детям. Убедить ребят, что знания нужны и важны, чтобы стать грамотным и умным человеком.
2 этап: практический. (Или этап реализации проекта.) Проводим запланированные мероприятия , путешествуем по Буквограду.
3 этап: итоговый. Итоговое мероприятие «Кто в Буквограде живёт», изготовление букв, выставка «Весёлые буковки»
тематических папки «На что похожа буковка»
План проекта «Буквоград и его жители»
Области интеграции | Формы работы с детьми | Тема, содержание |
Социально –коммуникативное развитие | Беседа | Провести беседу о Буквограде. Узнать у ребят о том, что они думают о необходимости изучения букв и звуков. Мотивировать ребят на получение новых важных знаний, без которых нельзя стать грамотным человеком |
Художественно - эстетическое развитие | Слушание | Стихи, загадки, потешки про звуки и буквы русского алфавита |
Физическое развитие | Подвижные игры | «Весёлая зарядка», «Паучок» |
Познавательное развитие | Беседа | «Как появилась письменность на Руси» |
Художественно - эстетическое развитие | ООД с творческим заданием (рисование, лепка, аппликация) | «Королевство Златоустье», «Вот какая Буква», «Приключения в стране Знаний» |
Социально –коммуникативное развитие | Презентация | «Звуки и буквы» |
Социально –коммуникативное развитие | Сюжетно-ролевая игра | Начало игры: получение СМС от жителей Буквограда (Незнайка перекрасил все домики и всё перепутал. Необходимо исправить ошибки (звуко-буквенный анализ, составить слова) |
Познавательное развитие | Экскурсия в библиотеку | «Азбука для любознательных мальчиков и девочек» |
Художественно - эстетическое развитие | Итоговое мероприятие | «Кто в Буквограде живёт», выставка «Весёлые буковки». Создание альбома «На что похожа буковка». Буклет «10 правил обучения чтению». |
Мероприятия по реализации проекта
1. Беседы на темы: «Как появилась письменность на Руси», «Кого можно считать грамотным человеком»
2. Чтение литературы: «Читалочка», «Азбука», «Букварь», «Занимательное азбуковедение», «Азбука для любознательных мальчиков и девочек»
3. Художественно-творческая деятельность:
· Выставка подделок на тему: «Весёлые буковки».
· Изготовление буклетов, альбома по следующим темам: «На что похожа буковка» «10 правил обучения чтению».
· Рассматривание «Азбуки», «Букваря»
· Рассматривание иллюстраций к «Веселой азбуки»
· Просмотр презентации «Звуки и буквы»
4. Игровая деятельность:
Сюжетно-ролевая игра «Путешествие в Буквоград».
Дидактические игры: «Звук и буква», «Какие здесь спрятаны буквы?», «Прятки слов», «Узнай, сколько слогов в слове», «Превращение слогов в слова», «Отгадай кроссворд», «Отгадай ребусы»
5. Методическое обеспечение:
Подбор методической и художественной литературы.
Формы работы с родителями:
Консультации:
· «Готовимся к школе: развиваем слух и речь»,
· «Готовим руку к школе».
· Изготовление буклета, альбома по следующим темам: «На что похожа буковка», «10 правил обучения чтению».