Дидактические игры в фоме картотек.

Дидактические игры для детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цветные червячки

Цель игры: развивать умение классифицировать предметы по противоположным признакам

(«толстый - тонкий»).

Для игры понадобится: контейнер, наполненный фасолью, и веревочки, толстые и тонкие.

Ход игры. Заранее спрятать веревочки в фасоль. Предложить ребенку найти в фасоли «червячков» — толстых и тонких с открытыми глазами или на ощупь, с закрытыми глазами

Разноцветные ёжики.

Цель игры: учить детей различать и называть цвета, развивать мелкую моторику рук.

Для игры понадобятся: подставки для карандашей в виде ежика, прищепки разных цветов.

Ход игры. Предложите ребенку «прищепить иголки» каждому ежику, подобрав зажимы по цвету.

Весёлые тараканчики.

Цель игры: учить детей различать и называть цвета, развивать мелкую моторику рук.

Для игры понадобятся стаканчики и палочки красного, зеленого, синего и желтого цветов.

Ход игры. Предложите ребенку расставить палочки по стаканчикам, подобрав их по цвету. Можно положить в стаканчики палочки разного цвета и попросить ребенка исправить ошибку, расставив палочки по своим местам.

Разноцветные дорожки.

Цель игры: учить различать и называть цвета, развивать мелкую моторику кистей рук.

Для игры вам понадобятся: ленточки (красные, желтые, зеленые, синие), решетка для раковины, разноцветные кружки.

Каждая дорожка решетки обозначается определенным цветом. Для этого наклейте кружки в начале и конце дорожки, так каждая из них будет иметь свой цвет.

Ход игры. Предложите ребенку взять красную ленточку и продеть ее в дорожку, обозначенную красным цветом. То же самое нужно проделать с остальными ленточками.

Тяни резиночку-тяни

Цель игры: развивать умение классифицировать предметы по противоположным признакам («длинный - короткий»), учить детей различать и называть цвета.

Для игры  понадобятся: канцелярские резинки, деревянная разделочная доска, канцелярские гвоздики.

Закрепите гвоздики на доске на одинаковом расстоянии друг от друга.

Ход игры. Предложите ребенку взять канцелярскую резинку, назвать ее цвет и натянуть на гвоздики так, чтобы получилась длинная дорожка. Затем попросите ребенка взять другую резинку, назвать ее цвет и сделать короткую дорожку.

Найди домик.

Цель игры: закреплять знания детей о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник)^ и цветах (красный, желтый, зеленый и синий); развивать зрительное внимание, мелкую моторику кистей рук.

Для игры понадобятся: вырезанные из картона геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), вкладыши соответствующей формы (наклеенные на белый картон черные трафареты фигур).

Ход игры. Предложите ребенку назвать фигурку, ее цвет и найти для нее домик.

Змейки.

Цель игры: учить детей различать и называть цвета, развивать мелкую моторику рук.  

Для игры понадобятся: пробки разных цветов (желтые, красные, зеленые, синие) и шнурки таких же цветов.

Сделайте шилом или другим острым предметом посередине крышечек отверстия.

Ход игры. Предложите ребенку «собрать змейку» желтого, красного, зеленого, синего цветов, нанизывая пробки на цветной шнурок.

Дорожки.

Цель игры: развивать умение классифицировать предметы по противоположным признакам («широкий — узкий»); развивать координацию движений указательного и среднего пальцев.

Для игры понадобятся: вырезанные из решетки для раковины дорожки — широкая и узкая;

Ход игры. Предложите ребенку пальчиками (указательным и средним) «шагать» по широкой дорожке, затем — по узкой.

Делаем заборчик.

Цель игры: учить детей различать и называть цвета, , развивать мелкую моторику рук.

Для игры вам понадобятся: шнурки (красный, желтый, зеленый, синий), настенная деревянная вешалка.

Ход игры. Предложите ребенку взять шнурок, назвать его цвет и сделать из него заборчик, оплетая крючки вешалки. То же самое проделайте с остальными шнурками.

Разноцветные игрушки.

Цель игры: учить детей различать и называть цвета, Ж» развивать мелкую моторику рук.

Для игры понадобятся: коробочки (красная, желтая, зеленая, синяя), мелкие разноцветные предметы (игрушки).

Ход игры. Предложите ребенку взять игрушку, назвать ее цвет и положить в коробочку такого же цвета.

Длинный-короткий.

Цель игры: развивать умение классифицировать предметы по противоположным признакам («длинный -короткий»); развивать мелкую моторику кистей рук, координацию движений; закреплять основные цвета.

Для игры  понадобятся: вырезаные из решетки для раковины дорожки — длинная и короткая, цветные ленточки.

Ход игры. Предложите ребенку зеленую ленточку продеть в длинную дорожку, а синюю — в короткую и т. д. Цвета ленточек могут быть различными

Накорми снеговика.

Цель игры; научить детей различать и называть цвета; проталкивать мелкие предметы в отверстия;

развивать мелкую моторику рук.

Для игры понадобятся: бутылочки из-под йогурта, шапочки и шарфики (красного, зеленого, желтого и синего цветов), разноцветные пуговицы.

Наденьте шапочки и шарфики на бутылочки, нарисуйте маркером глазки, на месте рта проделайте отверстия.

Ход игры. Предложите ребенку «накормить» снеговиков цветными «конфетами» (пуговицами), подобрав их по цвету одежды.

Разноцветные палочки.

Цель игры: учить различать и называть цвета; развивать мелкую моторику кистей рук.

Для игры  понадобятся: емкость для мелочей, скотч (красный, желтый, зеленый, синий), счетные палочки (красные, желтые, зеленые и синие).

В емкости сделайте отверстия размером с палочку и обозначьте их цветом с помощью скотча.

Ход игры. Предложите ребенку разложить палочки по цвету, проталкивая их в соответствующие по цвету отверстия.

Весёлая геометрия.

Цель игры: закреплять знания детей о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник) и цветах (красный-желтый, зеленый и синий); развивать зрительное внимание, мелкую моторику кистей рук.

Для игры  понадобятся: вырезанные из картона красного, желтого, зеленого и синего цветов геометрические фигуры (круги, квадраты и треугольники) и полоски размером 5 х 20 см.

Ход игры. Предложите ребенку «спрятать» геометрические фигуры на полосках так, чтобы их стало не видно.

Спрячь фигурки.

Цель игры: развивать умение классифицировать предметы по противоположным признакам

(«большой — маленький»), закреплять знания о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник) и цветах (красный, желтый, зеленый и синий).

Для игры  понадобятся: две сумочки (маленькая и большая), геометрические фигуры (маленькие и большие разных цветов).

Ход игры. Предложите ребенку назвать фигуру, ее цвет и размер; затем разложить фигуры по сумочкам: в маленькую — маленькие фигуры, в большую — большие

Волшебные прищепки.

Цель игры: учить детей различать и называть цвета,  развивать мелкую моторику рук.

Для игры вам понадобятся: прищепки разных цветов; фигуры, вырезанные из цветного картона (синее облако, желтое солнышко без лучиков и т. д.).

Ход игры. Предложите ребенку сделать из прищепок солнышку — лучики, облаку — капли дождя и т. д.

Чудо прихватки.

Цель игры: закреплять знания детей о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник)

и цветах (красный, желтый, зеленый и синий); развивать мелкую моторику кистей рук.

Для игры  понадобятся: прихватки, геометрические фигуры из плотной ткани различных цветов, пуговицы.

Пришейте на прихватки пуговицы. Вырежьте геометрические фигуры, проделайте в них отверстия для пуговиц.

Ход игры. Предложите ребенку на одну прихватку пристегнуть треугольники, называя их цвет, на другую — круги. То же самое можно проделать с другими геометрическими фигурами.

Большой - маленький.

 Цель игры: развивать умение классифицировать   предметы по противоположным признакам («большой — маленький»).

Для игры  понадобятся: контейнер, наполненный фасолью, большие и маленькие пуговицы.

Ход игры. Заранее спрячьте пуговицы в фасоли. Предложите ребенку найти в фасоли пуговицы— большие и маленькие — с открытыми глазами или на ощупь, с закрытыми глазами.



Предварительный просмотр:

                                                  Игра «Чудесный мешочек»

Цель игры:

Упражнять детей определять, что это за предмет,

по характерным внешним признакам, то есть по форме.

Также ее можно использовать для развития речи и воображения.

 Ход игры: Для игры понадобится тканевой мешочек из плотной

непрозрачной ткани, в который помещаются разные по

форме и фактуре предметы. Предлагаю определить на

ощупь каждый предмет, не заглядывая в мешочек.

Также вы можете спрятать в него геометрические фигуры,

ребенок должен угадать на ощупь, какая фигура  спрятана.

***

 

                               Игра «Золушка»

Цель игры:

Развивать у детей моторику рук.

Ход игры: 

Перед детьми положить перемешанные семена гороха, фасоли и

киндер  – игрушки. За 30 секунд, вы должны их рассортировать.

Когда ребенок научиться делать это достаточно быстро,

можно усложнить задание: например, завязать ему глаза.

***

 

                     

          Игра «Мозаика из бросового материала»

Цель игры:

формирование навыков работы с бросовым материалом,

развивать фантазию ребенка.

Ход игры: 

Подберите по желанию пуговицы разного цвета и размера или

 разноцветные пробки от пластиковых бутылок.

 Предложите ребенку выложить рисунок, это может быть

неваляшка, бабочка, снеговик, мячики, бусы и т. д.

После того, как ребенок научится выполнять задание

 без вашей помощи, предложите ему придумывать

свои варианты рисунков. В таких играх мы закрепляем

формирование сенсорного эталона – цвет, а если

 использовать пуговицы, то и сенсорного эталона

 – форма (круг, квадрат, треугольник, овал).

***

                          «Найди пару»

 Цель игры: научить детей определять назначение предметов;

 устанавливать причинно-следственные связи между явлением

окружающей жизни и предметов; устанавливать связь между

предметом и пользой от его использования.

 Материал к игре: набор карточек, разделенных на две

половины: на одной половине – предмет, на другой –

изображение (например: мороз-шуба и т.д.).

 Ход игры: воспитатель выкладывает все карточки изображением

 вниз. Участники игры набирают одинаковые количество карточек

и договариваются об очерёдности. Первый участник игры

выкладывает любую карточку изображение вверх. Следующие

участники игры по очереди выбирают  из имеющихся у них

карточек такую, на которой изображен подходящий предмет,

и поясняют удобство от его использования.

Например: «на улице идёт дождь, поэтому нужен зонтик».

        Игра заканчивается, когда один из участников

 выложит все свои карточки.

***

               «Узнай фигуру»

Цель игры:

совершенствовать восприятие формы; развивать

 произвольное внимание; развивать быстроту движений.

Материал: карточки с изображением геометрических

 фигур – квадрата, треугольника, круга или предметы,

 похожие на эти фигуры, - колесо, пирамидка, модули. 

Ход игры:

Ведущий знакомит детей с заготовленными

 геометрическими фигурами, которые раскладывает в

разных частях зала, и объясняет правила игры. По сигналу

 дети произвольно  перемещаются по залу, выполняя

различные движения. После того как ведущий называет одну

из фигур, например «Квадрат», дети должны быстро

 построиться вокруг этой фигуры.

Отмечаются дети быстро и правильно выполнившие задание.

***

                   

                     Игра «Шагаем в пробках»

 Цель игры: Развивать у детей моторику рук.

Тренировать память с помощью стихотворений.

Ход игры:

Но не стоит далеко убирать пробки, они могут помочь

нам еще и в развитии мелкой моторики и координации

 пальцев рук. Предлагаю устроить «лыжную эстафету».

 Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе

 резьбой вверх. Это -  «лыжи». Указательный и

средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся

 на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог.

Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,

Мы любим забавы холодной зимы.

А если забыли стихотворение про «лыжи»,

 тогда вспомним всем известное… Какое? Ну, конечно!

Мишка косолапый, по лесу идёт…

Здорово, если малыш будет не только «шагать»

 с пробками на пальчиках, но и сопровождать

 свою ходьбу любимыми стихотворениями.

 ***

Пальчиковая гимнастика с прищепками «Гусенок»

Цель игры: Развивать у детей моторику рук.

Ход игры:

Воспитатель: Устали пальчики от такой ходьбы!

Им тоже надо отдохнуть. Я предлагаю сделать

пальчиковую гимнастику. Для этого нам понадобятся

обычные бельевые прищепки. Бельевой прищепкой

(проверьте на своих пальцах, чтобы она не была

слишком тугой), поочередно «кусаем» ногтевые

фаланги (от указательного к мизинцу и обратно)

на ударные слоги стихотворения:

  «Рано утром встал гусенок.

  Пальцы щиплет он спросонок»

Смена рук

 «Скорее корма дайте мне.

  Мне и всей моей семье!»

***

 

                Игра «Рисуем на крупе»

Цель игры:

Развивать моторику рук детей,

развивать фантазию ребенка.

Ход игры:

Возьмите плоское блюдо с ярким рисунком.

Тонким равномерным слоем рассыпьте по

нему любую мелкую крупу. Проведите пальчиком

по крупе. Получится яркая контрастная линия.

Попробуйте нарисовать какие - нибудь предметы

(забор, дождик, волны, буквы). Такое рисование

способствует развитию не только мелкой моторики рук,

но и массажирует пальчики Вашего малыша.

И плюс ко всему развитие фантазии и воображения.

А если взять круг из картона и прицепить к нему

прищепки, что получится? – Солнышко!

А солнышко, какое? – круглое! А какого оно цвета?

 – желтое! И вновь в доступной ребёнку форме мы

 закрепляем понятие основных сенсорных эталонов.

А можно включить всю свою фантазию и из красного

круга и прищепки сделать… что? (Яблоко).

***

                  «Посади свою аллею»

Цель: учить детей последовательному расположению

в ряду элементов разной величины.

Правила игры: нужно посадить деревья в ряд так,

чтобы они уменьшались по высоте.

Дидактический материал: деревья (береза, липа, клен,

дуб, тополь), сделанные из картона разной высоты от 4 до

 20 см. Каждое дерево отличается от растущего рядом на 2 см.

***

              «Вкусные овощи»

Цель: закрепить умение детей различать овощи

 по вкусовым качествам и запаху.

Правила игры: правильно определять название овощей

 по вкусовым качествам, запаху.

Описание дидактического материала: корзинка с луком,

горохом, репой, капустой, огурцами; баночки с тертыми

 овощами (по количеству детей), ножи, чистые тарелочки,

 миска, дощечки, передники, косынки.

***

                     

                                             «Аукцион»

Цель: совершенствовать знания детей в различении тканей

по качеству, закрепить знание цветов и их оттенков.

Правила игры: правильно описать качество ткани,

определить, какое изделие из нее можно пошить.

***

                              «Мы предприниматели»

Цель: упражнять детей в различении цветущих растений

по запаху; закрепить знание цветов и их оттенков.

Правила игры: правильно выполнять предложенные тесты.

Дидактический материал: цветущие растения (астра,

одуванчик, роза, лилия), трафареты, гуашь, кисточка.

Методика проведения: предложить детям открыть фирму

 по производству духов. Дети думают, что для этого необходимо,

выслушивают ответы друг друга, затем обобщают их.

Воспитатель предлагает взять на себя роль президента фирмы

(либо выбирается кто-нибудь из детей, а воспитатель выступит

 в качестве советника). Прием на работу в фирму осуществляется

на конкурсной основе, т. е. по результатам тестирования. Чтобы

стать сотрудниками фирмы, желающим необходимо хорошо

различать запахи, знать много названий цветущих растений,

 уметь о них рассказывать, быть дисциплинированными и культурными

***

                           

                                      «Поле чудес»

Цель: закрепить знания детей об основных цветах спектра

и их оттенках. Упражнять в различении качества поверхностей

 материалов.

Правила игры: выполняя задание, набрать наибольшее

 количество очков.

Дидактический материал: цветные карандаши,

 кусочки ткани разного

качества, листы белой бумаги, краски, кисточки, дуги всех

цветов спектра.

Методика проведения: в гости к детям приходит Буратино,

здоровается и спрашивает, узнали ли они его.

Буратино рассказывает, что он из сказки «О золотом ключике»

 А. Толстого, которую они хорошо знают. В ней лиса Алиса

и кот Базилио перехитрили его: они предложили посадить

 на «поле чудес» пять золотых монет, а затем их украли.

Буратино говорит, что в этой сказке с ним приключилось

много разных историй, но благодаря добрым папе Карло

и Джузеппе, а также куклам все закончилось хорошо.

***

                         «Цветные жалюзи»

Цель: закрепить представление детей о делении цветов на

 теплые и холодные.

Правила игры: занавесить окно (модель) так, чтобы оттенок

жалюзи соответствовал цвету празднично украшенного зала.

Дидактический материал: картонные жалюзи разных цветов и

 оттенков (по количеству детей, модель розового и голубого

празднично украшенных залов с незанавешенными окнами,

 фланелеграф.

***

                              «Волшебные лепестки»

Цель: закрепить знания детей основных цветов и их оттенков.

Правила игры: правильно сложить лепестки разных оттенков

в цветок, который считается распустившимся.

Дидактический материал: цветок красного цвета, сделанный

из картона (лепестки у него разных оттенков от светлого до темного),

наборы лепестков разных оттенков шести основных цветов

(по количеству детей), вазы, подносы.

***

                                     «Художники»

Цель: познакомить детей с оттенками основных цветов.

Правила игры: правильно располагать шары по оттенкам

 от самого светлого до самого темного и наоборот.

Дидактический материал: незаконченный рисунок на тему

 «Девочки идут на праздник», бумага, краски, палитра, кисти,

банки с водой, лоскутки ткани (по количеству детей).

***

                             «Когда это бывает?»

        Цель: закрепить знание детей о частях суток,  развивать

       речь, память.

        Ход игры:  Воспитатель раскладывает картинки,

       изображающие жизнь детей в детском саду: утренняя гимнастика,

      завтрак, занятия и т. д. Дети выбирают себе любую картинку,

      рассматривают ее. На слово «утро» все дети поднимают

      картинку, связанную с утром, и объясняют свой выбор.

      Затем день, вечер, ночь. За каждый правильный

      ответ дети получают фишку.

      ***

     

                        «Какое что бывает?»

Цель: учить классифицировать предметы по цвету, форме,

 качеству, материалу, сравнивать, сопоставлять,      подбирать

как можно больше наименований, подходящих под это

определение; развивать  внимание.

        Ход игры: Расскажите, что бывает:

        зеленым — огурец, крокодил, листик, яблоко, платье, елка ….

        широким — река, дорога, лента, улица …

Выигрывает тот, кто больше назовет слов.

***

                                  «Найди предмет такой же формы»

Цель: учить различать предметы по форме, различать и

называть некоторые  геометрические фигуры;

        развивать зрительное восприятие, память, воображение,

        мелкую моторику, речь.

Оборудование: игровое поле, карточки с предметными

       картинками.

Ход игры:  

Воспитатель рассматривает с ребенком игровое поле,

 обсуждает картинки: «Смотри, арбуз. По форме он

 напоминает круг. Арбуз круглый!» и т.д. Объяснить

 ребенку смысл игры: «Вот арбуз, он круглый. Найди

 подходящую карточку и положи ее сверху. Теперь

 давай найдем карточки, на которых изображены

 предметы круглой формы и закроем пустые клеточки.

Какие рисунки ты выберешь? Правильно! Это арбуз,

колесо, мяч и пуговиц». Можно усложнить задание.

Попросить ребенка подобрать карточки с подходящими

картинками к геометрическим фигурам.

В процессе игры ребенок запомнит геометрические

фигуры, научится различать их, сравнивать

окружающие предметы по форме.

                      «Построй дорожку» 
Цель игры:
 выявить уровень восприятия величины. 
Оборудование: конструктор «Лего», игрушка зайчик,

 медвежонок. 
Ход игры: сделай дорожку любой длины,

а теперь сделай дорожку длиннее предыдущей.

На длинную дорожку поставь медвежонка,

 на короткую зайца.

***

               

                      «Формы из палочек»
Цель игры: 

Упражнять детей различать предметы по величине;

формировать представления об относительной величине

предметов. Научить располагать в порядке убывания 

величины три - четыре предмета.  Учить расчленять

изображение предмета на составные части и

 воссоздавать сложную форму из частей.
Ход игры:1)  Педагог раскладывает большие карточки,

дает ребенку по одному предмету маленького размера.

Ребенок должен не просто узнать предмет, а соотнести

 изображения предметов по величине.  После этого

закрепляется результат в слове, дается  графическая

табличка – «большой», «маленький».
2) Педагог дает ребенку одну карточку с изображение

предмета и предмет такой же величины, разрезанный на

части. Взрослый предлагает собрать из частей целый

предмет путем накладывания частей на картинку – образец.

       Эту игру можно повторять многократно, каждый раз

       изменяя ее сюжет.

***

                                 «Разложи фигурки по домикам»

Цель игры: познакомить с плоскими геометрическими

 формами – квадратом, кругом, треугольником, овалом,

 прямоугольником; учить подбирать нужные формы

 разными методами.

Оборудование: пять больших фигур (квадрат, круг,

треугольник, овал, прямоугольник). Много маленьких

таких же фигур.

Ход игры: разложите перед ребенком большие фигуры

- домики, и много маленьких и поиграйте с ними:

«Вот веселые разноцветные фигурки. Это круг, он

катиться – вот так! А это квадрат. Его можно поставить».

Затем предложите разложить маленькие фигурки

«по кроваткам»: «Наступил вечер. Фигуркам пора отдыхать.

Давайте положим их спать в кроватки».

Раздайте детям по маленькой фигурке и предложите по очереди

       найти место каждой из них. Когда дети разложат все фигуры,

       подведите итог игры: «Вот теперь все фигурки нашли свои

кроватки и отдыхают. Затем еще раз покажите и назовите

все фигуры, не требуя от детей повторения.

***

                          «Катится – не катится»

Цель игры: познакомить с объемными геометрическими

телами – кубом шаром.

Оборудование: кубики и шарики разного размера и цвета.

Ход игры: покажите детям шар, затем кубик, сопровождая

действия словами: «Это шар, он катится - вот так.

Шары гладкие. Потрогайте. А это кубик. Кубик может катиться?      

Нет, не может. Зато у него есть углы, потрогайте их».

Дайте детям по одному кубику и шарику и предложите поиграть

с ними: поставить на пол, на стол, друг на друга, покатать и т. д.

Затем попросите разложить предметы по коробкам:

шары в одну коробку, а кубики в другую.

***

                               «Фигуры играют в прятки»

Цель игры: познакомить с объемными геометрическими

телами – кубом и шаром; учить подбирать нужные формы.

Оборудование: картонная коробка среднего размера

(1 – 2 шт.) с квадратными и круглыми прорезями; кубики

и шарики одинакового размера.

Ход игры: покажите детям коробку и научите их

проталкивать в прорези – сначала шары, потом кубики.

Затем предложите поиграть в прятки: «Игрушки

решили поиграть в прятки. Давайте поможем им спрятаться

в коробку».

Раздайте детям кубики и шарики и предложите по очереди

протолкнуть их в соответствующие по форме отверстия

в коробке. Эту игру можно повторять многократно.

Можно сделать прорези в двух коробках: в одной в форме

круга, а в другой в форме квадрата и предложить детям

 спрятать фигурки в домики. Когда дети выполнят задание,

вместе с ними загляните в домики и посмотрите на их

«жителей», обратив внимание малышей на то, что в

одном домике живут шарики, а в другом кубики.

***

                                «Найди пару по форме»

Цель игры: учить подбирать нужные формы методом

зрительного соотнесения.

Оборудование: пары плоских геометрических фигур

из картона разного цвета (круги, квадраты, треугольники,

 овалы, прямоугольники, коробка или шляпа.

Ход игры: перед началом игры подберите геометрические

 фигуры. Воспитатель показывает фигуру, а ребенок говорит

что может быть формой такой фигурой (например, колпачок

 – треугольный; холодильник – прямоугольный; мяч –

 круглый и. т. д.)

***

                    «Украсим коврик»

Цель игры: развивать умение детей сравнивать два

 предмета по величине, активизировать в речи детей слова

«большой, маленький».

Ход игры. Воспитатель говорит: «Дети, к нам в гости пришел

 мишка. Он хочет подарить своим друзьям красивые коврики,

но он не успел их украсить. Давайте мы ему поможем украсить

коврики. Чем мы их будем украшать? (кругами)

Какого цвета круги? По величине они одинаковые или разные?

 Куда вы положите большие круги? (в углы) Куда вы положите

маленькие круги? (посредине) Какого они цвета? Мишке очень

понравились ваши коврики, он теперь подарит эти

 коврики своим друзьям».

***

                 «Домики для медвежат»

Цель игры: развивать умение детей сравнивать два

предмета по величине, активизировать в речи детей

слова «большой, маленький».

Ход игры: Воспитатель говорит: «Ребята, я вам

сейчас расскажу интересную историю. Жили – были два

медвежонка, и вот однажды они решили построить себе домики.

 Взяли стены и крыши для домиков, но только не поймут,

что делать дальше. Давайте мы им поможем сделать домики.

Посмотрите, какие у нас по величине медвежата? Какой этот

медвежонок по величине, большой или меленький? Какой мы

ему будем делать домик? Какую ты возьмешь стену, большую

 или меленькую? Какую надо взять крышу? А этот медвежонок

 какой по величине? Какой ему надо сделать домик? Какую ты

возьмешь крышу? Какого она цвета? Давайте возле домиков

 посадим елочки. Елочки одинаковые по величине или разные?

 Где мы посадим высокую елочку? Где посадим низкую елочку?

 Медвежата очень рады, что вы им помогли. Они хотят

 с вами поиграть».

***

                           «Угости мышек чаем»

Цель игры: развивать умение детей сравнивать два предмета

по величине, активизировать в речи детей слова «большой,

 маленький».

Ход игры:  Воспитатель говорит: «Посмотрите, кто к нам

пришел в гости, серые мышки. Посмотрите, они принесли

 с собой угощение. Посмотрите, мышки одинаковые по

величине или разные? Давайте мы их угостим чаем. Что

для этого нужно? Сначала мы возьмем чашки. Какая эта

чашка по величине, большая или маленькая? Какой мышке

мы ее отдадим? » Затем сравниваем по величине блюдца,

конфеты, печенье, яблоки и груши и сопоставляем их с

величиной мышек. Предлагаем детям напоить мышек и

угостить их фруктами.

***

                          «Подбери дорожки к домикам»

Цель игры: развивать умение детей сравнивать

два предмета по длине, активизировать в речи детей слов

а «длинный, короткий».

Ход игры: рассказываем детям о том, что зверюшки

 построили себе домики, но не успели построить к ним

 дорожки. Посмотрите, вот домики зайки и лисички.

 Найдите дорожки к их домикам. Какую дорожку вы

 сделаете зайчику, длинную или короткую? Какую дорожку

вы положите к домику лисы? Далее подбираем дорожки

 к домикам других зверюшек.

***

                         «Почини коврик»

Цель игры: развивать умение детей сравнивать два

 предмета по величине, активизировать в речи детей

слова «большой, маленький».

Ход игры:  Воспитатель говорит: «Посмотрите, какие

 коврики нам принесли зайки, красивые, яркие, но кто –

то эти коврики испортил. Зайки теперь не знают, что с

ними делать. Давайте мы им поможем починить коврики.

Какие коврики по величине? Какие заплатки мы положим

на большой коврик? Какие мы положим на маленький

коврик? Какого они цвета? Вот мы и помогли зайчатам

починить коврики».

***

                             «Мостики для зайчат»

Цель игры: развивать умение детей сравнивать два

предмета по величине, активизировать в речи детей слова

«большой, маленький, длинный, короткий».

Ход игры: Воспитатель рассказывает: «Жили – были в

лесу два зайчика и решили они сделать себе мостики на

 полянку. Нашли они дощечки, только никак не поймут,

кому какую дощечку надо взять. Посмотрите, зайчики

 одинаковые по величине или разные? Чем отличаются

дощечки? Положите их рядом и посмотрите, какая из

 них длиннее, а какая короче. Проведите пальчиками по

 дощечкам. Какую дощечку вы отдадите большому

зайчику? Какую - маленькому? Давайте возле мостиков

посадим елочки. Какая эта елочка по высоте? Куда мы

ее посадим? Какую елочку мы посадим возле короткого

мостика? Зайчики очень рады, что вы им помогли».

***

                                «Сбор урожая»

Цель игры: развивать умение детей сравнивать два

 предмета по величине, активизировать в речи детей

слова «большой, маленький».

Ход игры: Воспитатель рассказывает о том, что зайка

 вырастил очень большой урожай, теперь его надо

собрать. Рассматриваем, что выросло на грядках (свекла,

морковь, капуста). Уточняем, во что мы будем собирать

 овощи. Воспитатель спрашивает: «Какая эта корзина по

 величине? Какие овощи мы в нее положим? » В конце

игры обобщаем, что в большой корзине лежат большие

 овощи, а в маленькой – маленькие.



Предварительный просмотр:

Картотека дидактических игр

по формированию элементарных

математических  представлений

в младшей группе


         Дидактическая игра «Найди предмет»

Цель: учить сопоставлять формы предметов с геометрическими образцами.

Материал. Геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал).

Содержание.

Дети стоят полукругом. В центре расположены два столика: на одном - геометрические формы, на втором - предметы. Воспитатель рассказывает правила игры: «Мы будем играть так: к кому подкатится обруч, тот подойдет к столу и найдет предмет шавкой же формы, какую я покажу. Ребенок, к которому подкатился обруч, выходит, воспитатель показывает круг и предлагает найти предмет такой же формы. Найденный предмет высоко поднимается, если он выбран правильно, дети. Хлопают в ладоши. Затем воспитатель катит обруч к следующему ребенку и предлагает другую форму. Игра продолжается, пока все предметы не подойдут, подобраны к образцам.

Дидактическая игра «Длинное - короткое»

Цель: развитие у детей четкого дифференцированного восприятия новых качеств величины.

Материал. Атласные и капроновые ленты разных цветов и размеров, картонные полоски, сюжетные игрушки: толстый мишка и тоненькая кукла.

Содержание.

Перед началом игры воспитатель заранее раскладывает на двух столах комплекты игрового дидактического материала (разноцветные ленточки, полоски). Воспитатель достает две игрушки - плюшевого мишку и куклу Катю. Он говорит детям, что Мише и Кате хочется сегодня быть нарядными, а для этого им нужны пояски. Подзывает двух детей и дает им свернутые в трубочку ленточки: одну короткую - поясок для Кати, другую длинную - поясок для мишки. Дети с помощью воспитателя примеряют и завязывают пояски игрушкам. Игрушки выражают радость и кланяются. Но затем игрушки хотят поменяться поясками. Воспитатель предлагает снять пояски и поменять их игрушки. Вдруг обнаруживает, что на мишке Куклин поясок не сходится, а для куклы поясок слишком велик. Воспитатель предлагает рассмотреть пояски и расстилает их рядом на столе, а затем накладывает короткую ленточку на длинную. Он объясняет, какая ленточка длинная, а какая короткая, т. е. дает название качества величины - длина.

После этого воспитатель показывает детям две картонные полоски - длинную и короткую. Показывает детям, как можно сравнить полоски с ленточками путем накладывания и сказать, какая из них короткая, какая – длинная.

Игра «Справа как слева»

Цель: освоение умений ориентироваться на листе бумаги.

Содержание. Матрешки очень торопились и забыли дорисовать свои рисунки. Нужно дорисовать их так, чтобы одна половина была похожа на другую. Дети рисуют, а взрослый говорит: «Точка, точка, два крючочка, минус запятая - вышла рожица смешная. А если бантик и юбчонка-человечек тот девчонка. А если чубчик и штанишки, человечек тот - мальчишка». Дети рассматриваю рисунки».

Дидактическая игра «Подбери фигуру»

Цель: закрепить представления детей о геометрических формах, упражнять в их назывании.

Материал. Демонстрационный: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, вырезанный из картона.

Раздаточный материал: карточки с контурами 5 геометрических лото.

Содержание.

Воспитатель показывает детям фигуры, обводит каждую пальцем Дает задание детям: «У вас на столах лежат карточки, на которых нарисованы фигуры разной формы, и такие же фигуры на подносах. Разложите все фигуры на карточки так, чтобы они спрятались». Просит детей обводить каждую фигуру, лежащую на подносе, а затем накладывает («прятать») ее на начерченную фигуру.

Дидактическая игра «Три квадрата»

Цель: научить детей соотносить по величине три предмета и обозначить их отношения словами: «большой», маленький», «средний», самый большой», «самый маленький».

Материал. Три квадрата разной величины, фланелеграф; у детей по 3 квадрата, фланелеграф.

Содержание.

Воспитатель: Дети, у меня есть 3 квадрата, вот такие (показывает). Этот самый большой, этот - поменьше, а этот самый маленький (показывает каждый из них). А теперь вы покажите самые большие квадраты (дети поднимают и показывают), положите. Теперь поднимите средние. Теперь - самые маленькие.

Далее воспитатель предлагает детям построит из квадратов башни. Показывает, как это делается, - помещает на фланелеграфе снизу вверх сначала большой, потом средний, потом маленький квадрат. «Сделайте вы такую башню на своих фланелеграфах, говорит воспитатель

Дидактическая игра «Какие бывают фигуры»

Цель: познакомить детей с новыми формами: овалом, прямоугольником, треугольником давая их в паре  уже знакомыми: квадрат-треугольник, квадрат-прямоугольник, круг-овал.

Материал. Кукла. Демонстрационный: крупные картонные фигуры: квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, круг. Раздаточный материал: по 2 фигуры каждой формы меньшего размера.

Содержание.

Кукла приносит фигуры. Воспитатель показывает детям квадрат и треугольник, спрашивает, как называется первая фигура. Получив ответ, говорит, что в другой руке треугольник. Проводится обследование путем обведения контура пальцем. Фиксирует внимание на том, что у треугольника только три угла. Предлагает детям подобрать треугольники и сложить их вместе. Аналогично: квадрат с прямоугольником, овал с кругом.

Дидактическая игра «Соберем бусы»

Цель: формировать умение группировать геометрические фигуры по двум свойствам (цвету и форме, величине и цвету, форме и величине), видеть простейшие закономерности в чередовании фигур.

Оборудование. На полу лежит длинная лента, на ней слева направо в определенном чередовании разложены фигуры: красный треугольник, зеленый круг, красный треугольник и т. д.

Дети стоят в кругу, перед ними коробки с разноцветными геометрическими фигурами.

Ход игры. Воспитатель предлагает сделать бусы для новогодней елки. Показывает на ленту с разложенными геометрическими фигурами и говорит: «Посмотрите, Снегурочка уже начала их делать. Из каких фигур она решила составлять бусы? Догадайтесь, какая бусинка следующая». Дети берут по две такие же фигуры, называют их и начинают составлять бусы. Объясняют, почему выкладывают именно эту фигуру. Под руководством педагога исправляют ошибки.

Затем воспитатель говорит, что бусы рассыпались и их надо собрать снова. Выкладывает на ленте начало бус, а детям предлагает продолжить. Спрашивает, какая фигура должна быть следующей, почему. Дети выбирают геометрические фигуры и раскладывают их в соответствии с заданной закономерностью.

Дидактическая игра «Широкое - узкое»

Цель: формировать представление «широкое - узкое».

Содержание.

Занятие проводится аналогичным образом, но теперь дети учатся различать ширину предметов, т. е. широкие и узкие ленточки одной и той же длины. При создании игровой ситуации можно использовать следующий игровой прием. На столе выкладываются две картонные полоски - широкая и узкая (одинаковой длины). По широкой полоске (дорожке) могут пройти кукла и мишка, а по узкой - только один из них. Или можно проиграть сюжет с двумя машинами

Дидактическая игра «Наш день»

Цель: закрепить представление о частях суток, научить правильно употреблять слова «утро», «день», «вечер», «ночь».

Оборудование. Кукла бибабо, игрушечные кровать, посуда, гребешок и т. д. ; картинки, на которых показаны действия детей в разное время суток.

Ход игры. Дети сидят полукругом. Воспитатель при помощи куклы производит различные действия, по которым дети должны определить часть суток: кукла встает с постели, одевается, причесывается (утро), обедает (день) и т. д. Затем воспитатель называет действие, например: «Кукла умывается», предлагает ребенку выполнить его и назвать часть суток, соответствующую этому действию (утро или вечер). Педагог читает отрывок из стихотворениях, Петрушиной:

Кукла Валя хочет спать.

Уложу ее в кровать.

Принесу ей одеяло,

Чтоб быстрее засыпала

Дети укладывают куклу спать и говорят, когда это бывает. Воспитатель показывает картинки во временной последовательности и спрашивает, в какую часть суток происходят эти действия. Затем перемешивает картинки и вместе с детьми располагает их в порядке следования действий суток. Дети раскладывают свои картинки в соответствии с картинками воспитателя.

Дидактическая игра «Узнай и запомни»

Цель: учить детей запоминать воспринятое, осуществлять выбор по представлению.

Оборудование. Карточки с изображением трех одноцветных геометрических форм (круг, квадрат, треугольник; круг, овал, квадрат и т. д. ), набор мелких карточек с изображением одной формы для нахождения на больших карточках.

Ход игры. Перед ребенком лежит карточка с изображением 3 форм. Педагог просит посмотреть на нее и запомнить, какие формы там нарисованы. Затем раздает детям листы бумаги и просит закрыть ими свои карточки. После этого показывает маленькую карточку. кладет на стол изображением вниз, мысленно отсчитывает до 15, просит детей снять бумагу и показать на своих карточках такую же форму, какую он демонстрировал. Для проверки педагог вновь показывает карточку-образец.

По мере усвоения игры детям дают по две карты (6 форм), затем - по три (9 форм).

Дидактическая игра «Украсим платок»

Цель: учить сравнивать две равные и неравные по количеству группы предметов, упражнять в ориентировке на плоскости.

Оборудование, «платки» (большой - для воспитателя, маленькие - для детей), набор листьев двух цветов (на каждого ребенка).

Ход игры. Воспитатель предлагает украсить платки листочками. Спрашивает, как можно это сделать (каждый ребенок выполняет задание самостоятельно). Затем говорит: «Давайте теперь украсим платочки по-другому, все одинаково. Я буду украшать свой платок, а вы - маленькие. Верхний край украсим желтыми листочками, вот так. (Показывает). Положите столько листьев, сколько я. Правой рукой разложите их в ряд слева направо. А зелеными листочками украсим нижний край платка. Возьмем столько же зеленых листьев, сколько желтых. Добавим еще один желтый лист и поместим его на верхний край платка. Каких листочков стало больше? Как сделать, чтобы их стало поровну?»

После проверки работ и их оценки воспитатель предлагает украсить левую и правую стороны платка листьями разного цвета. Т. е. положить на правую сторону платка столько же листьев, сколько и на левую. (Показывает).

В заключении дети украшают все стороны платка по-своему и рассказывают об этом.

Дидактическая игра «Доползи до игрушки»

Цель: учить воспринимать расстояние, показать, что от него зависит результат действий не только в ближнем, но и в дальнем пространстве; обратить внимание на направление движения в пространстве и самостоятельно выбирать это направление.

Оборудование. Разные игрушки.

Ход игры.

1-й вариант. Педагог сажает детей на стулья в ряд. Напротив, на полу на разном расстоянии от стульев лежат две игрушки. Двое детей ползут к игрушкам по сигналу педагога: один - к ближней, другой - к дальней. Остальные наблюдают. Первый ребенок быстрее заканчивает движение, берет игрушку и поднимает ее вверх. Другой это же выполняет позже. Педагог обсуждает с детьми, почему один ребенок взял игрушку раньше и подводит их к выводу, что одна игрушка лежала далеко, а другая - близко. Игра повторяется с другой парой,

2-й вариант. Игра проводится по тем же правилам, но игрушки раскладываются в разных направлениях: одна - прямо пред стулом, другая - напротив - по диагонали, третья - слева или справа Педагог, вызывая детей, обращает их внимание на то, где лежат игрушки. Задача каждого ребенка - определить направление, в котором надо ползти.

Дидактическая игра «Красивый узор»

Цель: учить осуществлять выбор величин по слову-названию предметов, развивать внимание; формировать положительное отношение к полученному результату -ритмичному чередованию величин.

Оборудование. Полоски чистой плотной бумаги по числу детей, геометрические формы разной величины для выкладывания узора (круги, квадраты, ромбы, шестиугольники и др. ); подносики, наборное полотно.

Ход игры. Педагог раздает детям листы бумаги и ставит на стол подносики с геометрическими формами. Говорит, что сейчас они будут выкладывать красивый узор, показывает образец действия: «Большой квадрат. (Берет форму и вставляет в наборное полотно). Маленький квадрат, еще маленький квадрат». (Вновь вставляет в полотно и т. д. ) затем педагог предлагает выкладывать формы под диктовку. Вначале он следит не только за правильным чередованием величин, но и затем, чтобы дети действовали слева направо и соблюдали одинаковое расстояние между элементами. При повторном проведении задания дают другие формы, изменяется и их чередование. В заключении педагог рассматривает получившиеся узоры, дает всем работам положительную оценку.

Дидактические игры по развитию

количественных представлений

«В лес за грибами»

Цель игры: формировать у детей представления о количестве предметов «один - много», активизировать в речи детей слова «один, много».

Ход игры: приглашаем детей в лес за грибами, уточняем, сколько грибов на поляне (много). Предлагаем сорвать по одному. Спрашиваем у каждого ребенка, сколько у него грибов. «Давайте сложим все грибы в корзинку. Сколько ты положил, Саша? Сколько ты положил, Миша? Сколько стало грибов в корзинке? (много) По сколько грибов осталось у вас? (ни одного) .

«Малина для медвежат»

Цель игры: формировать у детей представление равенства на основе сопоставления двух групп предметов, активизировать в речи слова: «столько – сколько, поровну», «одинаково».

Ход игры. Воспитатель говорит:

- Ребята, медвежонок очень любит малину, он собрал в лесу целую корзинку, чтобы угостить своих друзей. Посмотрите, сколько пришло медвежат! Давайте их расставим правой рукой слева направо. А теперь угостим их малиной. Надо взять столько ягод малины, чтобы хватило всем медвежатам. Скажите, сколько медвежат? (много). А теперь надо взять столько же ягод. Давайте угостим медвежат ягодами. Каждому медвежонку надо дать по одной ягодке. Сколько вы принесли ягод? (много) Сколько у нас медвежат? (много) Как еще можно сказать? Правильно, их одинаково, поровну; ягод столько, сколько медвежат, а медвежат столько, сколько ягод.

«Угости зайчат»

Цель игры: формировать у детей представления равенства на основе сопоставления двух групп предметов, активизировать в речи слова: «столько – сколько, поровну», «одинаково», поровну».

Ход игры. Воспитатель говорит: «Посмотрите, к нам в гости пришли зайчата, какие они красивые, пушистые. Давайте их угостим морковками. Я поставлю зайчат на полочку. Поставлю одного зайчонка, еще одного, еще одного и еще одного. Сколько всего зайчат? (много) Давайте зайчат мы угостим морковками. Каждому зайчику дадим по морковке. Сколько морковок? (много). Их больше или меньше, чем зайчат? Сколько зайчат? (много). Поровну ли зайчат и морковок? Правильно, их поровну. Как еще можно сказать? (одинаково, столько же). Зайчатам очень понравилось с вами играть».

«Угостим белочек грибочками»

Цель игры: формировать у детей представления равенства на основе сопоставления двух групп предметов, активизировать в речи слова: «столько – сколько, поровну», «одинаково», поровну».

Ход игры. Воспитатель говорит: «Посмотрите, кто пришел к нам в гости. Рыженькие, пушистые, с красивым хвостиком. Конечно, это белочки. Давайте мы их угостим грибками. Я белочек поставлю на стол. Поставлю одну белочку, оставлю окошко, еще поставлю одну белочку и еще одну. Сколько всего белочек? А теперь мы их угостим грибками. Одной белочке дадим грибок, еще одной и еще одной. Всем белочкам хватило грибков? Сколько грибков? Как еще можно сказать? Правильно, белочек и грибков поровну, их одинаково. А теперь вы угостите белочек грибками. Белочкам очень понравилось с вами играть».

«Жучки на листиках»

Цель игры: формировать умение детей сравнивать две группы предметов на основе сопоставления, устанавливать равенство и неравенство двух множеств.

Ход игры. Воспитатель говорит: «Дети, посмотрите, какие красивые жучки. Они хотят с вами поиграть, вы станете жучками. Наши жучки живут

на листиках. У каждого жучка свой домик – листик. Сейчас вы будете летать по полянке, а по моему сигналу найдете себе домик – листик. Жучки, летите! Жучки, в домик! Всем жучкам хватило домиков? Сколько жучков? Сколько листиков? Их поровну? Как еще можно сказать? Жучкам очень понравилось с вами играть». Далее повторяем игру, устанавливая отношения «больше, меньше», при этом учим уравнивать множества путем добавления и убавления.

«Бабочки и цветы»

Цель игры: формировать умение детей сравнивать две группы предметов на основе сопоставления, устанавливать равенство и неравенство двух множеств, активизировать в речи слова: «столько – сколько, поровну», «одинаково».

Ход игры. Воспитатель говорит: «Дети, посмотрите, какие красивые бабочки. Они хотят с вами поиграть. Сейчас вы станете бабочками. Наши бабочки живут на цветочках. У каждой бабочки свой домик – цветочек. Сейчас вы будете летать по полянке, а по моему сигналу найдете себе домик – цветочек. Бабочки, летите! Бабочки, в домик! Всем бабочкам хватило домиков? Сколько бабочек? Сколько цветочков? Их поровну? Как еще можно сказать? Бабочкам очень понравилось с вами играть».

Дидактические игры по развитию

представлений о величинах

«Украсим коврик»

Цель игры: развивать умение детей сравнивать два предмета по величине, активизировать в речи детей слова «большой, маленький».

Ход игры. Воспитатель говорит: «Дети, к нам в гости пришел мишка. Он хочет подарить своим друзьям красивые коврики, но он не успел их украсить. Давайте мы ему поможем украсить коврики. Чем мы их будем украшать? (кругами) Какого цвета круги? По величине они одинаковые или разные? Куда вы положите большие круги? (в углы) Куда вы положите маленькие круги? (посредине) Какого они цвета? Мишке очень понравились ваши коврики, он теперь подарит эти коврики своим друзьям».

«Домики для медвежат»

Цель игры: развивать умение детей сравнивать два предмета по величине, активизировать в речи детей слова «большой, маленький».

Ход игры. Воспитатель говорит: «Ребята, я вам сейчас расскажу интересную историю. Жили – были два медвежонка, и вот однажды они решили построить себе домики. Взяли стены и крыши для домиков, но только не поймут, что делать дальше. Давайте мы им поможем сделать домики. Посмотрите, какие у нас по величине медвежата? Какой этот медвежонок по величине, большой или меленький? Какой мы ему будем делать домик? Какую ты возьмешь стену, большую или меленькую? Какую надо взять крышу? А этот медвежонок какой по величине? Какой ему надо сделать домик? Какую ты возьмешь крышу? Какого она цвета? Давайте возле домиков посадим елочки. Елочки одинаковые по величине или разные? Где мы посадим высокую елочку? Где посадим низкую елочку? Медвежата очень рады, что вы им помогли. Они хотят с вами поиграть».

«Угости мышек чаем»

Цель игры: развивать умение детей сравнивать два предмета по величине, активизировать в речи детей слова «большой, маленький».

Ход игры. Воспитатель говорит: «Посмотрите, кто к нам пришел в гости, серые мышки. Посмотрите, они принесли с собой угощение. Посмотрите, мышки одинаковые по величине или разные? Давайте мы их угостим чаем. Что для этого нужно? Сначала мы возьмем чашки. Какая эта чашка по величине, большая или маленькая? Какой мышке мы ее отдадим? » Затем сравниваем по величине блюдца, конфеты, печенье, яблоки и груши и сопоставляем их с величиной мышек. Предлагаем детям напоить мышек и угостить их фруктами.

«Подбери дорожки к домикам»

Цель игры: развивать умение детей сравнивать два предмета по длине, активизировать в речи детей слова «длинный, короткий».

Ход игры: рассказываем детям о том, что зверюшки построили себе домики, но не успели построить к ним дорожки. Посмотрите, вот домики зайки и лисички. Найдите дорожки к их домикам. Какую дорожку вы сделаете зайчику, длинную или короткую? Какую дорожку вы положите к домику лисы? Далее подбираем дорожки к домикам других зверюшек.

«Почини коврик»

Цель игры: развивать умение детей сравнивать два предмета по величине, активизировать в речи детей слова «большой, маленький».

Ход игры. Воспитатель говорит: «Посмотрите, какие коврики нам принесли зайки, красивые, яркие, но кто – то эти коврики испортил. Зайки теперь не знают, что с ними делать. Давайте мы им поможем починить коврики. Какие коврики по величине? Какие заплатки мы положим на большой коврик? Какие мы положим на маленький коврик? Какого они цвета? Вот мы и помогли зайчатам починить коврики».

«Мостики для зайчат»

Цель игры: развивать умение детей сравнивать два предмета по величине, активизировать в речи детей слова «большой, маленький, длинный, короткий».

Ход игры. Воспитатель рассказывает: «Жили – были в лесу два зайчика и решили они сделать себе мостики на полянку. Нашли они дощечки, только никак не поймут, кому какую дощечку надо взять. Посмотрите, зайчики одинаковые по величине или разные? Чем отличаются дощечки? Положите их рядом и посмотрите, какая из них длиннее, а какая короче. Проведите пальчиками по дощечкам. Какую дощечку вы отдадите большому зайчику? Какую - маленькому? Давайте возле мостиков посадим елочки. Какая эта елочка по высоте? Куда мы ее посадим? Какую елочку мы посадим возле короткого мостика? Зайчики очень рады, что вы им помогли».

«Сбор урожая»

Цель игры: развивать умение детей сравнивать два предмета по величине, активизировать в речи детей слова «большой, маленький».

Ход игры. Воспитатель рассказывает о том, что зайка вырастил очень большой урожай, теперь его надо собрать. Рассматриваем, что выросло на грядках (свекла, морковь, капуста). Уточняем, во что мы будем собирать овощи. Воспитатель спрашивает: «Какая эта корзина по величине? Какие овощи мы в нее положим? » В конце игры обобщаем, что в большой корзине лежат большие овощи, а в маленькой – маленькие.