Мастер-класс для воспитателей
«Подвижные игры в профилактике и коррекции речевых нарушений».
Подготовила:
учитель-логопед
Калапова Мария Анатольевна
В целях повышения качества коррекционно-воспитательной работы, считаю целесообразным оказывать помощь педагогам, гармонизировать деятельность с работой учителя-логопеда.
Цель.
Повышение качества коррекционно- развивающей работы воспитателей с детьми дошкольного возраста.
Задачи:
• познакомить воспитателей с подвижными играми, способствующие развитию речи детей.
Ход мероприятия.
Уважаемые педагоги, наш мастер-класс посвящен подвижной игре в работе с детьми. Успешное осуществление коррекционно – воспитательной работы невозможно без взаимосвязи логопеда и воспитателей.
Я хочу рассказать и показать Вам о подвижных играх, которые можно использовать в совместной деятельной с детьми, как в первой половине дня, так и в вечернее время с группой детей.
Для детей игра – это и средство познания окружающего мира, и самая доступная форма деятельности. Игру как ведущий вид деятельности ребенка рассматривали многие отечественные ученые: Л. С. Выготский, Я. Л. Коломенский, Д. Б. Эльконин, А. Н. Леонтьев. К. Д. Ушинский писал об игре: «Для дитяти игра – действительность, и действительность гораздо более интересная, чем та, которая его окружает…В игре дитя живет…». Именно потребность активно действовать побуждает ребенка играть. В игре обучение дошкольника протекает легче и быстрее. В игре происходит становление личности ребенка, развиваются его черты характера, формируется общительность, активность, инициативность. Все эти качества важны и актуальны в современном мире.
Подвижная игра, как и любая дидактическая, направлена на достижение определенных целей воспитания и обучения. Проведение дидактических игр, сопровождающихся движением, позволяет снять нагрузку, связанную с долгим пребыванием в неудобной позе, повышает работоспособность, улучшает качество знаний. Подвижные игры с логопедической направленностью можно использовать как часть занятия и в качестве физкультминутки, на прогулке, в свободное от занятий время.
Проводя подвижную игру, нужно стремиться к тому, чтобы дошкольники достигали игровую цель. Это возможно при хорошем усвоении детьми программного материала на занятиях. Поэтому при выборе игры желательно учитывать тему образовательной области «Речевое развитие», которую изучают дети.
Например, проводя подвижную игру «Цветы и пчелки», цель которой развитие фонематического восприятия, можно решить ее задачи только в том случае, если дети будут хорошо различать звуки по твердости и мягкости. Именно в условиях игры появляется возможность обеспечить нужное количество повторений на разном материале. Например, «Найди свой домик», «Птички в гнездышках», «Один, два, три» воспитатель закрепляет умение детей делить слова на слоги.
Один из важных моментов успешности обучения в ходе подвижных игр – заинтересованность в них самих детей, поэтому все они должны проводиться живо, эмоционально, непринужденно.
Подвижные игры, соединенные с дидактическими задачами обучения, развивают речевую активность детей, способствуют профилактике возникновения речевых нарушений, позволяет добиваться положительных результатов в коррекции речи дошкольников
Практическая часть
- Все мы любим, играть в различные игры, а дети особенно. Сегодня я бы хотела вам показать, как можно играя, повышать речевую активность детей, способствовать профилактике возникновения речевых нарушений и добиваться совместных положительных результатов в коррекции речи дошкольников.
Предлагаю вашему вниманию подвижные игры, используемые в работе с детьми имеющие различные речевые нарушения, которые можно разделить на условные категории:
• способствующие развитию фонематических представлений и совершенствованию навыков составления и чтения слов;
• направленные на формирование лексико-грамматической стороны речи;
• на активизацию словарного запаса.
Мы разделимся на две группы. Попробуем обыграть, «пропустить через
себя» некоторые подвижные игры. Одна группа педагогов будет в роли воспитателей, другая группа в роли детей.
Задание 1. Воспитатели берут на себя роль организатора и руководителя игр, знакомят и обучают «педагогов-детей» с игрой.
Примеры игр.
Игры, способствующие развитию фонематических представлений и совершенствованию навыков составления и чтения слов
«Мяч по кругу»
Цель: развитие фонематических представлений.
Оборудование: мяч.
Педагог предлагает детям встать в круг и берет в руки мяч. Он произносит текст и передает мяч ребенку, стоящему справа. Дети подбирают по одному слову, содержащему звук /с/, передавая мяч по кругу. Дети должны подбирать названия предметов, которые они видят вокруг себя
Педагог. Быстро встали дети в круг,
Слева друг и справа друг.
Влево, вправо посмотрите
И слова мне назовите,
Все со звуком /с/ слова:
Киска, солнышко, сова.
Слова: песок, песочница, кусты, асфальт, листочки, совок, скакалка, скамейка, колесо, самокат и т. д.
«Ловись, буква»
(для детей старшего дошкольного возраста)
Цель – совершенствование навыков составления и чтения слов.
Оборудование: ванночка с теплой водой, разноцветные пластмассовые буквы.
Предварительная работа. Перед прогулкой педагог опускает в воду буквы, а на песке или скамейке выкладывает слова, в которых пропущены буквы.
Ход игры. Педагог предлагает детям поиграть ванночки с водой. Он показывает им слова на песке или скамейке, в которых пропущены буквы: м…к, д…м, с…н, с…м, р…ма, л…са, с…акан, ли…мон, и т. д., и объясняет, что пропущенные буквы можно найти в бассейне. Дети вылавливают буквы, находят им место в словах, а потом читают полученные слова.
«Цветы и пчелки»
Цели: развивать фонематическое восприятие, умение различать на слух твердые и мягкие звуки; воспитывать честность, выдержку.
Оборудование: вырезанные из синего и зеленого картона цветы и квадраты.
На полу расположены синие и зеленые цветы. На некоторых цветах лежат квадраты зеленого и синего цветов. Логопед называет слова с твердыми и мягкими звуками, изучаемыми на занятии: бант, бита, береза, бокс, бочка, бинт.
Услышав слово с твердым звуком, дети подбегают к синему цветку, берут синий квадрат и переносят его на свободный синий цветок. Услышав слово с мягким звуком, дети подбегают к зеленому цвету, берут зеленый квадрат и кладут его на свободный зеленый цветок.
«Живая стрелка»
Цели: закреплять умение определять в слове первый звук и давать ему характеристику; упражнять в беге по кругу и остановке по сигналу; воспитывать целеустремленность.
Оборудование: картинки с твердым и мягким звуком в начале слова, сумка, нагрудник со стрелкой.
В центре круга находится дошкольник, изображающий стрелку. Рядом с ним на полу стоит сумка с картинками. Ребенок кружится вокруг себя, вытянув вперед правую руку. Дети, взявшись за руки, идут по кругу со словами:
Наша стрелка оживилась,
Быстро, быстро закружилась!
Сделай круг и обернись,
А теперь остановись!
«Стрелка» останавливается и указывает на ребенка. Тот достает из сумки водящего картинку, определяет на ней первый звук и дает ему характеристику.
«Ловишка»
Цели: развивать фонематический слух; формировать быстроту и ловкость движений; воспитывать целеустремленность.
Оборудование: фанты (мелкие игрушки) для каждого ребенка.
Дети, взявшись за руки, образуют круг. В его центре становится ведущий – ловишка. Играющие идут по кругу со словами:
Вместе дружно мы играем,
От ловишки убегаем.
Поскорей за мной беги,
Раз, два три – лови!
На последнем слове дети, словно мячики, прыгают на двух ногах по группе, а ловишка догоняет их. Поймав троих игроков, ведущий забирает у них фанты и отдает их взрослому.
Педагог дает задание каждому фанту. Например:
- повторить цепочку слогов: са-са-за, зо-со-зо;
- из трех слов назвать только слово со звуком /с/: зонт, санки, коза;
- назвать первый звук в следующих словах: зима, сом, замок, сито.
«Найди себе пару»
Цели: упражнять детей в подборе слов, отличающихся одним звуком; развивать фонематический слух, быстроту реакции.
Оборудование: парные картинки с изображением предметов, отличающихся в произношении одним звуком, например: уточка-удочка, коза-коса, миска-мишка, крыша-крыса.
Дети выстраиваются в две шеренги напротив друг друга. В руках у них карточки с картинками. По сигналу педагога шеренги начинают двигаться навстречу друг другу. По следующему сигналу каждый ребенок по картинке, сходной по звучанию, находит себе пару и называет изображение на своей карточке.
«Один, два, три»
Цели: закреплять умение определять количество слогов в слове; упражнять в построении и перестроении; развивать произвольность внимания.
Оборудование: магнитная доска, предметные картинки.
Дети расходятся по группе. По сигналу педагога «Внимание! Дошкольники смотрят на выставленную на доску картинку и строятся в колонну по одному, парами или тройками – в зависимости от количества слогов в слове.
Задание 2.
- На предложенных мною карточках дано описание игры, вам необходимо сформулировать задачи, учитывая описание игры.
Игры,направленные
на формирование лексико-грамматической стороны речи,
связной речи
«Прятки»
Цели: закреплять умение употреблять в речи предлоги на,под,в;развивать пространственные представления.
Оборудование: игрушки.
Логопед закрывает глаза и произносит следующие слова:
Разбегайтесь-ка,ребятки,
Начинаем играть в прятки.
Спрячь игрушку далеко,
Не найдёт её никто!
Дети берут игрушки со стола,разбегаются по группе и прячут их в разных местах. Взрослый открывает глаза,делаетвид,что не может найти игрушки,и просит детейпомочь ему в поиске: «Таня куда ты спрятала свою игрушку?». Таня отвечает: «Я спрятала зайца под шкаф».Коля: «Я спрятал машину в шкаф».Оля: «Я спрятала куклу на полке» и т. д.
Игра повторяется несколько раз.
Игра-эстафета «Собери предложение»
Цели: закреплять умение составлять предложение из отдельных слов с предлогом;формировать умение прыгать на двух ногах;воспитыватьсамостоятельность;развивать быстроту реакции.
Оборудование:8 обручей,флажки,картинки,схемыпредлогов,глаголов.
Дошкольники разбиваются на две команды,игроки выстраиваются в две колонны. Перед каждой колонной лежат 4 обруча. По сигналу логопеда один ребенок из каждой колонны прыгает из обруча в обруч, занимая их по очереди и забирая из них картинки и схемы. Например, в первом обруче находилась картинка с изображением воробья,во втором-схема предлога на,в третьем-картинка с изображением дерева,в четвёртом-картинка с изображением молоточка (обозначающего глагол).
Взрослый называет слова для первой команды:воробей, на, дерево, сидит,затем слова для второй команды:под, стол, лежит, кот. Логопед предлагает командам составить из этих слов предложение и для каждого слова занять нужный обруч.
После выполнения задания команда,допустившая наименьшее количество ошибок,получает флажок.
На втором этапе игры раскладываются новые картинки и схемы. Например:рыбы, аквариум, схема предлога в, молоточек; мальчик, или схема предлога из, молоточек, дом.
Игры для активации словаря детей
«Найди свою маму»
Цели: закрепить в словаре детей названия домашних животных и их детёнышей; учить по сигналу изменять направление движения; развивать быстроту реакции.
Оборудование: маски домашних животных и их детёнышей.
Дети объединяются в пары: «корова» с «телёнком», «коза» с «козлёнком», «кошка» с «котёнком»и т. д. Логопед предлагает дошкольникам представиться: «Я корова, а я телёнок. Я лошадь, а я жеребёнок «и т. д.
Взрослый произносит следующие слова:
Вышли мамы погулять,
Своих деток показать.
Дружно ноги поднимают,
Головой своей кивают.
Побежали по дорожке,
Не устанут наши ножки.
Дети выполняют движения, перемещаясь по группе.
Налетела тучка тёмная,
Загремел весенний гром.
Наши детки испугались,
По лужайке разбежались.
Дети-детёныши разбегаются по группе и прячутся вразныхместах.
Снова солнышко сияет
И гулять всех приглашает.
Стали мамы деток звать,
Малышей своих искать.
Логопед предлагает по очереди детям, изображающим животных-мам, позвать своих деток.
«Корова»: «Му-у-у». «Телёнок» выходит к «маме»,подражая мычанию настоящего телёнка: «Му-у».
«Свинья»: «Хрю-хрю-хрю». «Поросёнок» ей отвечает: «Хрю-хрю-хрю» и подбегает к своей «маме-свинье»и т. д.
«Игра-эстафета «Накроем стол»
Цели:активизировать в речи детей обобщающее понятие «посуда»;закреплять умение различать кухонную,столовую,чайнуюпосуду;развиватьвыдержку,умение начинать движение по сигналу взрослого.
Оборудование:игрушечныепосуда,газоваяплита,два стола.
Дошкольники разбиваются на три команды,игроки выстраиваются в три колонны. Первая команда накрывает стол для чаепития,вторая для обеда,третья ставит на плиту кухонную посуду.
На большом столе вперемешку стоят отдельные предметы трёх видов посуды. Логопед даёт задание: «Первая команда накрывает стол для чаепития,вторая-для обеда,третья-выбирает кухонную посуду и ставит её на газовую плиту».
По сигналу взрослого один ребенок от каждой команды подбегает к столу и выбирает нужную посуду.
Выигрывает команда, игроки которой безошибочно и быстрее всех выберут нужную посуду.
«На кормушке»
Цели: закреплять знания детей о зимующих и перелетных птицах; развивать быстроту реакции, выдержку; воспитывать целеустремленность.
Оборудование: шапочки с изображением зимующих и перелетных птиц.
Перед началом игры дошкольники вспоминают, каких они знают зимующих и перелетных птиц. Дети разбиваются на две команды: зимующие и перелетные птицы, игроки надевают шапочки с изображением этих птиц.
«Птицы» выстраиваются в две шеренги возле веревки, спиной друг к другу. Напротив каждой шеренги устроены кормушки с зернами для птиц (маленькие кубики).
По сигналу логопеда «Зимующие птицы!» дети, изображающие зимующих птиц, бегут к кормушке, чтобы взять «зерно». Перелетные птицы догоняют зимующих, стараясь дотронуться до них рукой. Осаленный таким образом ребенок останавливается. Затем зимующие птицы догоняют перелетных. Выигрывает команда, собравшая таким образом больше «зерен».
Рефлексия. Проводится дискуссия по результатам совместной деятельности.
Литература:
1. Журнал «Логопед» № 3, 2011
2. Нищева Н. В. Подвижные и дидактические игры на прогулке. -СПб., 2014.