Отчёты по самообразованию
"Развитие предпосылок связной речи детей раннего возраста" (из опыта работы)
"Использование подвижных игр с детьми раннего возраста (1,5 – 3 лет) в НОД и совместной деятельности"
"Сенсорное развитие детей в разных видах деятельности"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchet_svyaznaya_rech.docx | 28.37 КБ |
otchet_podvizhnye_igry.doc | 70 КБ |
otchet_po_samoobrazovaniyu.docx | 53.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие предпосылок связной речи
детей раннего возраста.
(из опыта работы)
Воспитатель высшей категории Сароко Людмила Васильевна
Тема: Развитие предпосылок связной речи детей раннего возраста.
Развитие речи – дело сложное. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте – одно из основных условий нормального развития ребёнка. Любая задержка и любое нарушение в ходе развития речи ребёнка отражаются в его поведении, а также на его деятельности в различных формах. Важное значение имеет развитие всех сторон речи – особенно связной речи. Обычно в детских садах обучение связной речи систематически и целенаправленно осуществляется только в старшем возрасте, возможности же младших дошкольников недооцениваются.
Этому способствуют: -недостаточная теоретическая разработанность этой проблемы; - отсутствие систематических рекомендаций, пособий – всё это создаёт определённые трудности в работе воспитателя.
Детям трёх лет уже доступна простая форма диалогической речи (вопрос и ответ, однако при этом малыш часто отвлекается от содержания вопроса. Умение правильно изложить свои мысли дети младшего дошкольного возраста только начинают овладевать, допуская много ошибок в построении предложений, особенно сложных в согласовании слов. Первые высказывания детей трёх лет составляет из двух – трёх фраз, однако их необходимо рассматривать как связанное изложение. Исходя из актуальности этой проблемы, я поставила перед собой задачу по развитию предпосылок связной речи. У детей младшего возраста успех этой работы зависит от оптимизаций процесса развития речи. С этой целью в своей работе я выделила несколько направлений:
1. Использование разнообразных форм обучения (фронтальные, подгрупповые, и индивидуальные, при проведении которых сочетались (словарная работа, грамматический строй речи, звуковая культура речи).
2. Взаимосвязь работы по развитию речи в разных видах деятельности (игровой, музыкальной, театрализованной).
3. Планирование по развитию речи мониторинга. При планировании я учитывала исходный уровень развития речи каждого ребёнка и коллектива в целом. А также личностные особенности детей (пассивные, молчаливые, неуверенные).
4. Возможности семьи в решении задач речевого развития ребёнка.
Родители часть не совсем точно представляют уровень развития речи своего ребёнка, замечая прежде всего недостатки в звукопроизношении при заучивании стихов. Поэтому знакомлю родителей не только с результатами мониторинга по развитию речи, но и предлагаю систему домашних заданий. Например: По выделению характерных признаков и качеств предмета, по умению вести диалог, использую игры – драматизации, по связи 2-3 предложений, по активизации глагольной лексики. Проводя организованную НОД по развитию речи, работу проводила в три этапа.
На первом этапе подбирала такие задания, на которых бы дети учились видеть и называть характерные признаки и качества предмета. Вся НОД проходила в виде игр типа: «Узнай по описанию?», «Угадай, что за зверь?», «Найди игрушку», «Что за предмет?». Для НОД, я подбирала яркие игрушки, значительно отличающиеся по своим признакам, затем просила детей отыскать игрушку. Дети с удовольствием и интересом повторяли за мной. Затем использовала предметы (овощи, фрукты, одежду, при описании которых, следовало не только назвать видимые признаки, но и показать сои знания об их свойствах, умение согласовывать существительные и прилагательные (яблоко – круглое, красивое, вкусное).Чтобы сформировать глагольную лексику, я использовала игры типа: «Кто, что умеет делать?», «Где, что можно делать?», «Скажи, что сначала, а что потом?» - эти игры формировали у детей представление о последовательности действий персонажей путём раскладывания картинок с помощью упражнений активизирующих глагольную лексику. Таким образом первый этап определял умение детей быстро и разнообразно характеризовать предметы по основным признакам.
На втором этапе учила детей связывать два предложения и формировала представление у детей, о том, что всякое высказывание имеет начало, середину и конец, т. е. строится по определённой схеме. Сначала учились описывать предмет коллективно, а затем прививала навыки самостоятельного описания предмета через игры: «Магазин», «Зоопарк», «Загадки» и т. д. Чтобы учить детей соблюдать последовательность и связь между частями, я использовала игры: «Кто знает, тот дальше продолжает». Предлагала несколько предложений, произнося их с определённой интонацией, чтобы дети почувствовали какой характер несёт повествование. Например:
«Пошёл ослик…»
«Там он встретил…»
«Они стали…»
В совместных рассказах я постепенно усложняла основную часть текста, включала элементы описания, действия героев. В сюжет включала глаголы общения: спросил – ответил, попросил – сказал, закричал – обиделся. Так я учила детей передавать диалоги действующих лиц. Совместное рассказывание закрепляла наводящими вопросами, чтобы дети могли выделить основные связи между частями.
Целью третьего этапа было – учить детей вести монолог, диалог в играх – драматизациях, рассказа, подвести детей к составлению рассказа с элементами творчества. Решая задачу третьего этапа учила детей при ответе на вопрос давать развёрнутые реплики. По инициативе детей инсценировали знакомые уже сказки «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба». Всё чаще диалоги между героями разыгрывались как в совместных так и в самостоятельных играх. Игры – драматизации развивают у детей коммуникативные навыки. Так как в группе речь у каждого ребёнка развита по разному, я уделяю большое внимание индивидуальной работе с детьми по развитию речи. В этой работе я использовала описание игрушек, составление совместных рассказов, выполнение лексических, фонетических и грамматических упражнений. Эту работу я проводила, как в утренние часы, так во второй половине дня, в игровой форме, в обстановке естественного общения детей. Учитывая индивидуальные особенности детей, их наклонности. Цель таких индивидуальных занятий – развивать речевые способности каждого ребёнка. Результаты таких занятий не могли не сказаться на детях. Более застенчивые дети стаи активнее, брали на себя роли, поменьше стали обращаться ко мне за помощью. В конце учебного года мониторинг по развитию речи показал, что дети могут отвечать на вопросы при рассматривании предметов. игрушек, иллюстраций, могут повторять за воспитателем рассказ из 2 – 4 предложений, составленный об игрушке или по содержанию картинки, могут вести диалог, используя «телефонные» разговоры или инсценируя потешки, активно участвуют в играх – драматизациях знакомых сказок.
Эти дети могут рассказывать 2 – 4 предложениями об увиденном, с помощью воспитателя; обогащать свой словарь прилагательными, глаголами, наречиями; правильно произносить согласные звуки в звукоподражании и в отдельных словах; согласовывать существительные и местоимения с глаголами прошедшего времени; составлять фразы из 3 -4 слов.
Не все дети могут рассказать 2 – 4 предложениями об увиденном, с помощью воспитателя; обогащать словарь глаголами; наречиями.
На низком уровне – 2 человека
У детей речь пассивная, не активная, не могут рассказывать 2 – 4 предложениями об увиденном, с помощью воспитателя; обогащать свой словарь прилагательными, глаголами, наречиями; правильно произносить согласные звуки в звукоподражании и в отдельных словах; согласовывать существительные и местоимения с глаголами прошедшего времени; составлять фразы из 3 -4 слов.
Дидактические игры по развитию связной речи.
«День рождения куклы Алёнки».
Цель: Развитие у детей связной речи.
Игровой материал: образные игрушки, изображающие хорошо знакомые детям предметы бытового окружения: предметы домашней утвари и посуды (чашка, ложка, блюдце, кастрюля, сковорода, ведро, лейка); предметы личной гигиены (зубная щётка, мыло, тазик, веник, ванночка, расчёска); предметы одежды (передник, вязаная кофта, косынка, пальто, варежки, шарф, шапочка); игрушки для куклы (коляска, мячик, погремушка, машина).
Правила игры:
1. Слова приветствия и поздравления нужно говорить громко, выразительно, чтобы их было понятно слушать имениннице и гостям.
2. Выбрать в качестве подарка можно любую игрушку, которая понравилась, но только одну.
3. Правильно назвать подарок и объяснить кукле, каково его назначение, сопровождая объяснение действиями с предметом.
«Что на картинке?»
Цель: Учить детей самостоятельно выделять назначение предмета и обозначать его посредством слова.
Игровой материал: предметное лото, которое состоит из больших карт и предметных картинок. На картинках изображены знакомые детям предметы бытового окружения. Это могут быть: предметы одежды – пальто, платье, рубашка, штаны, шапка, шарф; посуда – блюдце, стакан, суповая тарелка, ложка, ножик, чайник, сковорода, кастрюля; мебель – стол, стул, кровать, шкаф; игрушки – мяч, ведро, лейка, коляска, кукла.
Правила игры:
1. Нельзя называть предмет, изображенный на картинке, можно только говорить для чего он нужен.
2. Нельзя показывать свою картинку, пока дети не отгадают загадку.
3. Отгадывать загадку нужно все вместе, а получает только тот, у кого такая же картинка изображена на большой карте и кто вовремя её попросит.
Дидактические игры для формирования словаря.
«Где, что можно делать?»
Цель: Активизировать в речи детей употребление глаголов, соответствующей определенной инструкции.
Ход игры:
Дети отвечая на вопрос воспитателя, должны подобрать глагольный систематический ряд. Игра проводится в форме соревнования.
Воспитатель:
- Что можно делать в лесу? (гулять, собирать ягоды, грибы, охотиться).
- Что можно делать, находясь у реки? (купаться, нырять, кататься на лодке, ловить рыбу, загорать).
- Что делает врач в больнице? (слушает больных, выписывает лекарство, лечит, делает уколы).
«Скажи, что делает, и что будет делать потом?»
Цель: Учить детей подбирать слово, соответствующее настоящему и предполагаемому действию.
Ход игры:
Воспитатель показывает картинку и просит назвать не только то, что делает персонаж, но и его предполагаемые дальнейшие действия.
Например: Девочка кормит куклу. Покормит и уложит спать.
«Кто, что умеет делать?»
Цель: Учить детей подбирать глаголы, обозначающие характерные действия животных.
Ход игры:
Воспитатель называет или показывает какое – либо животное. Дети перечисляютего характерные действия. Например: Белочка – скачет, прыгает, грызет. Кошка мяукает, мурлычет, царапается, пьет молоко, ловит мышей, играет с клубком. Собака лает, сторожит дом, грызет кость, рычит, виляет хвостом, бегает. Зайчик скачет, бегает, грызет морковку.
«Развитие предпосылок связной речи у младших дошкольников» (из опыта работы)
Развитие предпосылок связной речи формируются благодаря взаимосвязи речевых задач:
1. Воспитание звуковой культуры речи.
2. Формирование грамматического строя речи.
3. Словарная работа.
Развитие предпосылок связной речи зависит от особенностей детей младшего дошкольного возраста.
Прежде всего, необходимо комплексно решить следующие задачи:
∙ побудить ребенка реагировать на обращенную к нему речь;
∙ научить слушать воспитателя;
∙ научить выполнять простые поручения по словесной инструкции;
∙ вызывать речевое подражание (активизация речи детей должна быть тесно связана с практической деятельностью ребенка, с наглядной ситуацией, с игрой – только в этом случае возникают мотивы, побуждающие ребенка говорить);
∙ накопить и расширить пассивный словарь ребенка.
Развитие предпосылок связной речи происходит:
∙ в работе над звуковой стороной речи, когда помимо упражнений на звукопроизношение, важное место отводится интонации, темпу речи, дикции, силе голоса);
∙ в развитии словаря, когда выступает работа над смысловой стороной слова (т.к. она углубляет, уточняет понимание ребенком значения слова);
∙ в формировании грамматического строя речи, когда придается большое значение работе над построением разных типов предложений, морфологии и словообразованию.
Большие возможности для развития предпосылок связной речи предоставляет повседневная жизнь. В своей работе я активно это использую и создаю условия, побуждающие детей рассказывать. Например, поддерживаю рассказ ребёнка о событиях дома, об увиденном на улице, одним словом обо всём, что потрясло и удивило ребёнка. Также я использую такой приём, как поручение.
Активная речь считается фундаментом для развития связной речи и широко используется в процессе беседы, рассматривания игрушек, картинок, иллюстраций. Поэтому я периодически меняю книги, иллюстрации в книжном уголке, вношу новые игрушки. Так, рассматривание их активизирует разговорную речь и желание обсуждать увиденное. В данном случае рассказ ребёнка, как правило, обращён к 1-2 слушателям, поэтому он проще для ребёнка и легко переходит в диалог. Такое речевое общение имеет не только образовательное, но и воспитательное воздействие.
Развитие речи в процессе организации режимных моментов включает в себя:
∙ сообщение детям о том, что они сейчас будут делать (например, одеваться) - комментирование действия детей;
∙ предложение одному из воспитанников рассказать о том, что он делает (здесь формируется комментирующая речь ребенка);
∙ предложение ребенку самостоятельно рассказать, как он будет выполнять тот или иной режимный момент;
∙ использование художественного слова (потешки, короткие стихи) для обсуждения режимных моментов.
Большую роль в развитии предпосылок связной речи играет индивидуальная работа с детьми. Индивидуальная работа с детьми включает описание игрушек, картинок, составление совместных рассказов со взрослым, затем самостоятельно. Эта работа проводится не только с детьми, пропустившими ряд занятий по развитию речи, отстающими от других детей по формированию коммуникативных умений, но и с детьми, имеющими высокий уровень речевого развития.
Индивидуальная работа проходит в утренние и вечерние часы и ставит своей целью развитие речевых способностей каждого ребенка, она предлагается в форме игры, без излишнего дидактизма, в обстановке естественного общения партнеров по игре.
Вся работа, проводимая мною с детьми – это фронтальные и игровые формы обучения, составление описательных и повествовательных рассказов, пересказывание знакомых сказок, игры и упражнения, игры в виде инсценировок и драматизаций, настольные речевые дидактические игры, подвижные игры – все это направлено на решение основной задачи - развития связной речи.
В своей работе с детьми я использую литературу: "Игры и упражнения" О.С. Ушаковой и Е.М. Струниной; отдельные игры и упражнения представлены в пособиях по развитию речи дошкольников: "Придумай слово" (М.: Просвещение, 1996), "Занятия по развитию речи в детском саду" (М.: Совершенство, 1998), "Знакомим дошкольников с литературой" (М.:Сфера,1998).
Развитие предпосылок связной речи формируются благодаря взаимосвязи речевых задач:
o Воспитание звуковой культуры речи.
o Формирование грамматического строя речи.
o Словарная работа.
Развитие предпосылок связной речи зависит от особенностей детей младшего дошкольного возраста.
Прежде всего, необходимо комплексно решить следующие задачи:
o побудить ребенка реагировать на обращенную к нему речь;
o научить слушать воспитателя;
o научить выполнять простые поручения по словесной инструкции;
o вызывать речевое подражание (активизация речи детей должна быть тесно связана с практической деятельностью ребенка, с наглядной ситуацией, с игрой – только в этом случае возникают мотивы, побуждающие ребенка говорить);
o накопить и расширить пассивный словарь ребенка. Развитие предпосылок связной речи происходит:
o в работе над звуковой стороной речи, когда помимо упражнений на звукопроизношение, важное место отводится интонации, темпу речи, дикции, силе голоса);
o в развитии словаря, когда выступает работа над смысловой стороной слова (т.к. она углубляет, уточняет понимание ребенком значения слова);
o в формировании грамматического строя речи, когда придается большое значение работе над построением разных типов предложений, морфологии и словообразованию. Большие возможности для развития предпосылок связной речи предоставляет повседневная жизнь. В своей работе мы активно это используем и создаём условия, побуждающие детей рассказывать. Например, поддерживаем рассказ ребёнка о событиях дома, об увиденном на улице, одним словом обо всём, что потрясло и удивило ребёнка. Также мы используем такой приём, как поручение. Активная речь считается фундаментом для развития связной речи и широко используется в процессе беседы, рассматривания игрушек, картинок, иллюстраций. Поэтому мы периодически мы меняем книги, иллюстрации в книжном уголке, вносим новые игрушки. Так, рассматривание их активизирует разговорную речь и желание обсуждать увиденное. В данном случае рассказ ребёнка, как правило, обращён к 1-2 слушателям, поэтому он проще для ребёнка и легко переходит в диалог. Такое речевое общение имеет не только образовательное, но и воспитательное воздействие. Развитие речи в процессе организации режимных моментов включает в себя: 3 o сообщение детям о том, что они сейчас будут делать (например, одеваться) - комментирование действия детей; o предложение одному из воспитанников рассказать о том, что он делает (здесь формируется комментирующая речь ребенка); o предложение ребенку самостоятельно рассказать, как он будет выполнять тот или иной режимный момент; o использование художественного слова (потешки, короткие стихи) для обсуждения режимных моментов. Большую роль в развитии предпосылок связной речи играет индивидуальная работа с детьми. Индивидуальная работа с детьми включала описание игрушек, картинок, составление совместных рассказов со взрослым, затем самостоятельно. Эта работа проводилась не только с детьми, пропустившими ряд занятий по развитию речи, отстающими от других детей по формированию коммуникативных умений, но и с детьми, имеющими высокий уровень речевого развития. Индивидуальная работа проходила в утренние и вечерние часы и ставила своей целью развитие речевых способностей каждого ребенка, она предлагалась в форме игры, без излишнего дидактизма, в обстановке естественного общения партнеров по игре. Вся работа, проводимая нами с детьми – это фронтальные и игровые формы обучения, составление описательных и повествовательных рассказов, пересказывание знакомых сказок, игры и упражнения, игры в виде инсценировок и драматизаций, настольные речевые дидактические игры, подвижные игры – все это направлено на решение основной задачи - развития связной речи.
Предварительный просмотр:
Отчет по теме
«Использование подвижных игр с детьми раннего возраста (1,5 – 3 лет) в НОД и совместной деятельности».
Автор: Сароко Л.В МБДОУ детский сад №6
ЗАТО Озерный Тверская обл.
Двигательная деятельность является одним из важнейших условий физического и психического развития ребенка. Активная двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции усиливают все физиологические процессы в организме, улучшают работу всех органов и систем.
Особое внимание следует уделить подвижным играм, где создаются наиболее благоприятные условия для развития физических качеств. Например, для того, чтобы убежать от «ловишки», надо проявить ловкость, а, спасаясь от него, бежать как можно быстрее. Увлеченные сюжетом игры, дети могут выполнять с интересом и притом много раз одни и те же движения, не замечая усталости. А это приводит к развитию выносливости.
Для детей 1,5 – 3 лет подвижные игры являются жизненной потребностью. С их помощью решаются самые разнообразные задачи: образовательные, воспитательные и оздоровительные. В процессе игр создаются благоприятные условия для развития и совершенствования моторики детей, формирование нравственных качеств, а также привычек и навыков жизни в коллективе.
Играя, ребенок упражняется в различных действиях. Подвижные игры являются средством не только для развития движений, но и для воспитания таких качеств, как ловкость, быстрота, выносливость.
Очень важна роль подвижных игр в увеличении двигательной активности детей в течение дня. Активные двигательные действия при эмоциональном подъеме способствуют значительному усилению деятельности костно-мышечной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, благодаря чему происходит улучшение обмена веществ в организме и соответствующая тренировка различных систем и органов.
Подвижные игры чрезвычайно разнообразны: игры с правилами, игры-забавы, аттракционы, сюжетные и бессюжетные и др.
Разнообразие игр по содержанию и организации детей позволяет подбирать их с учетом времени дня, условия поведения, возраста детей, их подготовленности, а также в соответствии с поставленными воспитателем задачами.
Особенно привлекательны для детей раннего возраста сюжетные подвижные игры. Содержание и характер действий детей в сюжетных играх отражают их представления и знания об окружающей жизни – о трудовых действиях людей разных профессий, явлениях природы, об образе жизни и повадках животных и тому подобное.
В сюжетных играх дети очень непосредственны, перевоплощаясь в персонажей игры, увлекаясь ею, они многократно повторяют такие движения, как ходьба, бег, прыжки (подпрыгивание на месте и с продвижением вперед, спрыгивание с невысоких предметов, перепрыгивание через шнур, линию, маленький кубик), ползание, подлезание. Эти виды движений чаще входят в содержание игр малышей, на них основаны игровые действия, необходимые для решения игровых задач.
Игровые упражнения и подвижные игры взаимосвязаны, однако, по целевому назначению, педагогическим задачам, содержанию и методики игры и упражнения не тождественны.
Во время игровых упражнений у воспитателя есть возможность проследить за каждым ребенком и, если у кого не получилось упражнение, предложить проделать его повторно. Следовательно, в игровых упражнениях в отличие от подвижных игр более определенно выступают задачи прямого обучения. В этом их ценность при развитии у детей движений.
Подвижная игра имеет в основе определенный замысел (образный или условный). Упражнения же представляют собой методически организованные двигательные действия, специально подобранные с целью физического воспитания, суть которых заключается в выполнении конкретных заданий («Добеги до погремушки», «Попади в воротца» и др.).
По существу в игровых упражнениях отсутствуют игровые действия группы детей, каждый ребенок действует по отдельному указанию педагога, и выполнение двигательных заданий зависит от его индивидуальных возможностей.
Многие упражнения имеют сюжетный характер, т.е. в них вносится элемент игры (например, «По мостику», «Через ручеек»). Это делает их более интересными для детей, позволяет привлечь их внимание к предлагаемым им двигательным заданиям и способствует более старательному и точному их выполнению.
Подвижные игры в основном – коллективные, поэтому у детей вырабатываются элементарные умения ориентироваться в пространстве, согласовывать свои движения с движениями других играющих, находить своё место в колонне, в кругу, не мешая другим.
Совместные действия маленьких детей создают условия для общих радостных переживаний, общей активной деятельности. В коллективных подвижных играх дети приучаются играть дружно, уступать и помогать друг другу.
Первым условием успешного использования подвижных игр в воспитании детей является знание программных задач, определяемых для каждой конкретной возрастной группы.
Усвоив общие задачи воспитания, необходимо принять их с учетом индивидуальных особенностей каждого ребёнка группы. Для этого необходимо знать состояние здоровья детей, иметь данные медицинского осмотра по всем показателям: знать, кто из детей имеет отклонения от нормы физического развития, учитывать интересы детей. Необходимо с первых дней работы провести анализ состояния двигательных навыков детей, а так же их общий уровень.
Педагог должен хорошо знать индивидуальные особенности детей своей группы, и намечать конкретные задачи по отношению к каждому ребёнку. Детям робким, неуверенным в движениях нужно помогать в преодоление трудностей: опустить пониже верёвочку во время прыжков, поставить пониже корзину при забрасывании мяча. Но делать это надо незаметно, чтобы не страдало самолюбие ребёнка.
При планировании содержания игровой деятельности на прогулке следует учитывать соотношение программного материала по развитию движений, используемого в помещении и на открытом воздухе. При подборе игр имеет значение и разнообразие основных видов движений (например, если дается подвижная игра с прыжками, то физическое упражнение – на бросание и ловлю мяча и т.д.).
Подвижные игры обязательно должны быть включены в занятия физической культурой, их организуют после упражнений в основных движениях с целью повышения физической нагрузки и эмоциональности занятия. Для этой цели подбираются игры, требующие активных действий всех детей одновременно. Так как время проведения подвижных игр несколько ограничено рамками занятия, лучше подбирать игры, не требующие длительного обучения или знакомые детям.
При подготовке к игре необходимо обратить внимание на следующее:
- Предварительное ознакомление с содержанием подвижных игр. Для занятий лучше использовать известные малышам игры, а также игры с простыми правилами, которые легко усваиваются детьми.
- Подготовка к проведению уже конкретной игры (необходимо знать, в каких условиях будет проходить игра с каким количеством детей). Заранее нужно уточнить и содержание игры, её правила, продумать приемы активизации детей, использование отдельных пособий, игрушек. Детей до игры надо познакомить с неизвестными им персонажами. Это поможет быстрее освоить действия.
- Непосредственно перед игрой обратить внимание на гигиеническое состояние помещения или площадки, где будет проходить игра.
В освоении детьми новых движений, в развитии самостоятельной двигательной активности ребёнка воспитателю принадлежит ведущая роль.
Очень важно, чтобы воспитатель в игре был не только исполнителем ответственной роли, но и рядовым участником (птичкой, зайчиком, и т.д.). Малыши с удовольствием играют, когда педагог проявляет интерес ко всем их действиям в играх, и сами активно участвуют, показывая пример правильного выполнения движений. Весёлый и ласковый тон воспитателя подкупает малышей, им передается радостное настроение.
Подвижные игры, подготовка к ним имеет большое значение для развития общения детей.
При организации подвижных игр, с детьми 1,5 -3 лет жизни в начале учебного года можно наблюдать, как некоторые дети не хотят принимать участие в общей игре (это чаще дети, недавно пришедшие в детский сад), стоят в сторонке, наблюдают за играющими, эмоционально выражают своё отношение к происходящему. Воспитатель не должен требовать обязательного участия в игре всех детей с первых дней. Постепенно освоившись, они сами будут включаться в игру, с удовольствием играть. Самым застенчивым детям надо помочь, подбодрить их.
Ответственным моментом, влияющим на ход игры, является её объяснение. Объяснение должно быть кратким и понятным, интересным и эмоциональным. Объяснение игры – это и инструкция, и момент создания игровой ситуации. Содержание объяснения зависит от возраста, подготовленности детей и вида игры.
С малышами объяснение должно проходить поэтапно, т.е. в ходе игры. Суть игры малышам нужно объяснять эмоционально, выразительно, стараясь интонациями голоса охарактеризовать персонажей (медведь – низкий голос, зайчик, птичка – нежный, ласковый). При объяснении необходимо обратить внимание на сигналы, по которым меняются действия. Слова нужно произносить чётко, не торопясь: несколько громче произносить последнюю фразу текста, если она служит сигналом к смене движений. Объяснение сюжетных игр детям 1,5 - 3лет жизни должно быть коротким образным рассказом, вызывать у ребенка эмоциональное представление о персонажах, которые он будет изображать в игре – всё это поможет малышу войти в образ, более выразительно воспроизводить для этого образа движения.
Дети 1,5 - 3 лет жизни объяснение некоторых простых игр могут выслушать от начала до конца, но в ходе игры можно давать некоторые пояснения, уточнять движения, добиваясь боле четкого их выполнения. При объяснении следует использовать большое количество слов, различные интонации – это обогащает речь детей.
Для совершенствования движений в ходе игры используются различные приёмы: показ, пояснения, указания, игровые образы.
Во время игр воспитатель должен быть тактичным с малышами – не должен быть навязчивым, не надо часто повторять замечания, подчеркивать недостатки детей. Маленькие дети обижаются на такие замечания, у них пропадает интерес к играм.
Индивидуальный подход к каждому ребёнку во время игр, является непременным условием правильного руководства деятельностью детей.
Подвижность детей 1,5 -3 лет жизни чрезвычайно разнообразна, но многие из них не обладают необходимыми двигательными навыками и умениями, движения их ограничены и однообразны. Таких детей следует побуждать к активности, подбирая для них специальные задания. Только после долгой индивидуальной работы вам удастся привлечь ребёнка к совместным играм.
И в то же время есть очень активные дети, которые не сидят на месте ни минуты, они быстро устают, становятся капризными и непослушными – в таких случаях целесообразно переключать на боле спокойное занятие, игру.
Систематическое повторение подвижных игр способствует усвоению и усовершенствованию двигательной активности, ведет к развитию хорошей ориентации в игровой ситуации, формированию быстрой и осмысленной реакции на действия играющих, содействует развитию мыслительных способностей, умению подчинять свои действия общим для коллектива правилам.
В процессе игры физическая нагрузка постоянно изменяется, потому что структура игр, правила позволяют целесообразно чередовать активные действия детей с отдыхом. Однако их длительность и интенсивность не стабильна, поэтому можно увеличивать или сокращать длительность эпизодов игры, устанавливать их смену, увеличивать интенсивность движений.
При руководстве подвижными играми большое значение имеет правильный показ педагога или показ с использованием игрушки и связанных с ней движений. Это особенно относится к детям 1,5 – 3лет жизни, так как многие движения ребёнок усваивает путем прямого подражания, а чисто словесное поведение ему ещё не вполне доступно. Для показа таких движений, как прыжок, лазание, ползание, образцом является движение детей, уже овладевших этими движениями.
С детьми 1,5 -3 лет жизни в течение месяца разучивают одну – две подвижные игры (в зависимости от сложности содержания игры повторяются в течение месяца от 4 – 6 раз), новую игру повторяют с детьми в течение месяца два – три раза. В последствии разученные игры чередуются с другими, с использованием при повторении различных вариантов.
Основным содержанием игр 1,5-3 лет жизни является воспроизведение действий животных, птиц, движения транспорта, предметной деятельности людей. Большинство подвижных игр имеет развернутые сюжеты и обусловленные роли («Трамвай», «Наседка и цыплята» и т.п.), часто встречаются сложные движения (взобраться на бум, пройти и спрыгнуть с него) и сочетания разных движений (бросить мяч вверх, затем вдаль и т.п.)
Внесение некоторых изменений, дополнений не меняет основного содержания и правил игры, однако элементы новизны повышают интерес детей, побуждая их к большей активности.
ЛИТЕРАТУРА
- Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: Практическое пособие /Авт.-сост. Белкина Л.В.- Воронеж «Учитель», 2004
- Винникова Г.И. Занятия с детьми 2-3 лет: первые шаги в математику, развитие движений.- М.: ТЦ Сфера, 2009
- Кузнецова А.Е. Лучшие развивающие игры для детей от года до трех лет.- М.: ООО «ИД РИПОЛ классик», ООО Издательство «ДОМ. XXI век», 2006
- Павлова П.А., Горбунова И.В. Расти здоровым, малыш! Программа оздоровления детей раннего возраста.- М.: ТЦ Сфера,2006
- Страковская В.Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до 14 лет.- М.; 1994
- Шишкина В.А. Движение +движение.- М.; 1992
«Использование подвижных игр с детьми раннего возраста (1,5 – 3 лет) в НОД и в совместной деятельности»
Здоровье ребенка – динамический процесс приспособления организма к меняющимся условиям окружающей среды. Количество движений, которое производит ребенок в течение всего бодрствования способствует развитию всех систем организма. Недостаток двигательной активности отрицательно сказывается на здоровье ребенка. Поэтому детям в течение дня необходима двигательная деятельность, в том числе и подвижные игры
Подвижные игры можно использовать не только на прогуле, но и в других видах деятельность. Игре, как основному виду деятельности дошкольников в детском саду отводиться много времени: до завтрака, во время утреннего приема, во время непосредственно - организованной деятельности, в перерывах между различными видами деятельности, после дневного сна, на всевозможных прогулках.
Подвижные игры во время утреннего приёма способствуют созданию положительного психологического микроклимата, дружеских взаимоотношений между детьми на целый день. Большей частью это игры малой и средней подвижности, хороводные, направленные на воспроизведение имитационных движений, проговаривания потешек: «Затейники», «Где мы были мы не скажем, а что делали покажем», «Обезьянки», «Шел король по лесу», «Карусели», «Паучок», «Заинька», «Море волнуется…», «Подарки». Этими и многими другими играми педагог и дети встречают ребенка, показывают как они ждали его, чтобы начать игру, в них нет соперничества, нет отрицательных эмоций, что влияет на хорошее психологическое самочувствие всех участников воспитательного процесса.
В непосредственно образовательной деятельности тоже есть место подвижной игре, несмотря на то, что в группах зачастую нет возможности организовать полноценную подвижную игру. В коммуникативной деятельности дети разучивают слова русских народных игр, потешек, повторяют диалоги «Заинька, походи, серенький, походи вот так этак походи, вот так этак походи…и т.д.» (для детей младшего возраста), «Коршун, коршун, что ты делаешь? – Ямку рою, Зачем тебе ямка? –Денежку найти… и т. д.» Дети знакомятся с поэтичностью, красотой, напевностью родной речи, приобщаются к истокам народной культуры: «Селезень утку загонял, селезень утку загонял:- «Иди утица домой, иди серая домой»,- раз, два, три, лови!»
В познавательной деятельности тоже допустимо проведение подвижных игр. «Чьё звено быстрее соберется», «Найди свой цвет», «Найди свою форму». Особенно целесообразны для концентрации внимания игры «Запрещенное движение», «Поймай звук», «Летает, не летает», «Карлики-великаны», «Бывает -не бывает» и т.п. Также необходимо организовывать образовательную деятельность детей так, чтобы была возможность менять виды деятельности, давать детям задания на ковре, стоя, за столом и т.д.
На прогулке следует планировать подвижные игры в соответствии с прошедшими занятиями. Если они были связаны с длительным сохранением статической позы, то можно организовывать игры большой подвижности, которые будут способствовать снятию мышечного напряжения и повышению двигательной активности всех детей в группе: «Наседка и цыплята», «Птички летят», «Воробышки и автомобиль», «Догони меня», «К дереву беги», «Ловишки» и т.д. Если занятия были насыщены двигательной активностью детей, можно начинать прогулку играми средней подвижности, когда не все дети задействованы в основном движении, тем самым дать больше нагрузку тем ребятам, которые не были активны во время занятия: «Мышеловка», «Кот и мыши», «Пустое место» (с ленточкой, платочком, колокольчиком), «Шишки, желуди, орехи, «Третий лишний» и т.д. На прогулке можно организовать эстафеты и игры со спортивным оборудованием: мячи, скакалки, обручи. В конце прогулки обязательно проведение игры, чтобы собрать детей, настроить их на окончание прогулки. Игры в круге, звеньях, можно с мячом «Вышло солнышко из-за речки», «Мяч капитану», «Тоннель», «Ручеёк» и т.д.
После сна организуем игры на внимание, способствующие быстрому пробуждению детей, хороводные, которые настраивают на доброжелательный лад.
Педагоги наполняют развивающую среду в группе и на прогулке так, чтобы дети могли самостоятельно организовать подвижные игры: маски, различные атрибуты: повязки, ленточки, медальоны, спортивное оборудование, проводят беседы о безопасности во время подвижных игр.
Таким образом, грамотно спланированная и организованная подвижная игра будет способствовать повышению двигательной активности детей во время пребывания их в детском саду, а, следовательно, укреплять здоровье дошкольников.
Предварительный просмотр:
Отчет по самообразованию «Сенсорное развитие детей в разных видах деятельности»
Ирина Попович
Отчет по самообразованию «Сенсорное развитие детей в разных видах деятельности»
В 2015-2016 учебном году я взяла тему по самообразованию: «Сенсорное развитие детей в разных видах деятельности». Развитие сенсорных способностей является наиболее важной темой во всестороннем развитие детей. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
Профессор Н. М. Щелованов не случайно называл дошкольный возраст «золотой порой»сенсорного воспитания, так как ощущения и восприятие поддаются развитию, совершенствованию, особенно в период дошкольного детства.
Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Малыша окружает природа со всеми еесенсорными признаками – многоцветьем, запахами, шумами. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Насколько хорошо будет развитребенок в дошкольном детстве, настолько просто и естественно он будет овладевать новым в зрелом возрасте.
Цель работы: создание оптимальных условий для сенсорного развития детей, через различные виды деятельности.
Задачи:
1. Формировать у детей представление о сенсорных эталонах, через дидактическую игру.
2. Развивать чувственные ощущения детей в процессе продуктивной деятельности, режимных моментов.
3. Воспитание положительных эмоций, связанных в восприятии явлений окружающего мира.
Для реализации поставленных целей и задач мной был разработан план работы, который включал следующие:
Консультации для педагогов:
1. Сенсорное развитие детей с помощью дидактических игр.
2. Игры с использование нестандартного оборудования для сенсорного развития дошкольников.
Консультации для родителей:
1. Сенсорное развитие детей раннего и младшего дошкольного возраста.
Открытые просмотры:
1. «Путешествие в сказочный лес»
2. «Поможем Маше вернуться домой»
Досуги:
1. «Слушай, смотри, считай».
2. «Путешествие в страну цвета»
3. «Хорошо у нас в саду»
Праздники:
1. Новый год
2. «Мама солнышко моё»
Изготовление папки-передвижки на тему «Сенсорика дома»
Для работы по данной теме мной был разработан перспективный план работы с детьми и их родителями, подготовлена предметная развивающая среда. Для этого в группе создансенсорный центр для развития всех видов восприятия, для реализациисенсорноперцептивных особенностей речевого развития детей, эмоционально положительного отношения к предметам и действиям с ними, предусмотрен специальный дидактический стол для сенсорного развития и совершенствования мелкой моторики пальцев рук, а также стол для игр с песком и водой. Был подобран необходимый дидактический материал и игры. Так как материальные возможности детского сада весьма ограничены, и необходимые пособия мы с родителями изготавливали самостоятельно, используя любые подручные материалы и собственную фантазию. Для возникновения интереса у детей сами специально организовывали игру. Стремились к тому, чтобы любое действие обыгрывалось, было включено в какой-нибудь интересный сюжет. Работа с детьми велась на протяжении всего дня, включалась в разные виды детской деятельности, а также в режимные моменты: во время кормления («Какого цвета суп», «Чем пахнет сок»,«Какой формы печенье») ; умывания («Теплая – холодная водичка», «Какого цвета мыло и чем оно пахнет», «Намыль белые перчатки») ; при одевания («Найди пару к носочку»,«Какого цвета одежда», «Чей шарфик длиннее») ; во время прогулки («Приятный аромат цветов», «Шуршание листьев», «С какого дерева листочек», «Сделай отпечаток на снегу и песке») ; в развлечениях («Праздник мыльных пузырей», «Разноцветные шарики», «В гостях у Петушка», «Веселые матрешки») в экспериментальной деятельности (игры с водой, игры с песком, игры со снегом, листьями) ; в игровой деятельности («Строители»,«Накормим куклу», «Погладь разноцветные полотенца», «Разложи посуду по полочкам»,«Найди тарелочку для чашечки», «Собери картинку», «Собери пазлы» и пр.) . Следует отметить, что работа по восприятию цвета, величины и формы проводилась с учетом индивидуальных особенностей малышей. Ребятам, хорошо усваивающим программу, задания в дидактических играх усложнялись. Малышам, трудно усваивающим материал, предлагались задания в облегченном варианте.
В заключении хотелось бы отметить, что я планирую не останавливаться на достигнутых результатах. Я и дальше буду продолжать вести плодотворную работу по сенсорному развитию дошкольников, так как ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического и всестороннего воспитания дошкольника.
Перспективы работы:
•Оформление сенсорного пространства в группе.
•Разработка игр, в процессе которых развиваются психические функции: анализ, синтез, классификация, умозаключения, умственные действия.
•Создание методической копилки: «Дидактические игры на развитие сенсорных эталонов».
Отчёт по самообразованию «Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста»
Юлия Бортникова
Отчёт по самообразованию «Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста»
В 2013-2014 учебном году я взяла тему по самообразованию: «Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста». Развитие сенсорных способностей является наиболее важной темой во всестороннем развитие детей. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторондошкольного воспитания.
Цели: Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме.
Задачи:
- Изучить литературу по данной теме;
- развивать и совершенствовать у детей дошкольного возраста все виды восприятия, обогащать их чувственный опыт.
- развивать осязательное восприятие, а именно тактильные ощущения воспитанников.
- повышать уровень знаний у родителей по сенсорному развитию и воспитанию дошкольников.
Приступая к работе по данной теме, я использовала литературу:
1. Венгер Л. А. ,Пилюгина Е. Г. Воспитание сенсорной культуры ребенка:книга для воспитателей детского сада. -М. Просвещение,1998-144с.
2. Пилюгина В. А. Сенсорные способности малыша: Игры на развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста. – М:Просвещение, 1996 – 112с.
3. Дворова И. В. ,Рожков О. П. Упражнения и занятия по сенсорному воспитанию детей 2-4-го года жизни. – МПСИ Модж, 2007
4. Янушко Е. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста. – М,; Мозаика – синтез, 2009-72 с.
5. Научно-методический журнал «Дошкольное воспитание».
Изучение темы начала с раздела: «Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста», в течение сентября-октября я подробно изучила книгу Венгер Л. А. ,Пилюгина Е. Г. «Воспитание сенсорной культуры ребенка», и сделала краткий конспект.
В ноябре я продолжила изучение темы с раздела: «Рассмотрение сенсорно-двигательных игр», я изучила статью Абдулаевой Е. А. «Сенсорно-двигательные игры для детей раннего и младшего дошкольного возраста», в журнале «Дошкольное воспитание».
В декабре я составила картотеку дидактических игр по сенсорному развитию детей 3-4лет. В картотеку вошли следующие дидактические игры по сенсорному развитию:«укрась бабочку», «игра-шнуровка», «почини одежду зайчатам», «полянка», «подбери чашки к блюдцам», «разложи фигуры по местам».
В январе мною был разработан конспект непосредственно-образовательной деятельности по сенсорике на тему: «Составные картинки» для второй младшей группы.
В феврале была создана папка-передвижка для родителей на тему: «Сенсорные игры малышей».
В марте совместно с родителями пополнили дидактические игры для сенсорного уголка. Мною были изготовлены следующие игры для детей: «Теремок», «Найди пару», «Собери машину», «Найди похожую матрешку»…Родители активно принимали участие по созданию игр по сенсорике.
В апреле была изучена методическая литература Пилюгина В. А. «Сенсорные способности малыша: Игры на развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста», и разработана папка-передвижка «Игры для развития осязания(тактильного восприятия)».
В мае закончила изучение темы разделом: «Способы развития сенсомоторики у детей дошкольного возраста». Изучила книгу Янушко Е. А. «Сенсорное развитие детей раннего возраста». Были изготовлены следующие альбомы: «Цвета радуги», «Большой-маленький», «Геометрические фигуры: шар, треугольник, квадрат», а также сделала конспект.
В результате изучения темы: «Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста», сделала следующие выводы, что работа по развитию сенсорных способностей детей должна осуществляться систематически и последовательно и включаться во все этапы жизнедеятельности детей: режимные моменты (умывание, одевание, завтрак, обед и т. п., игры (дидактические, подвижные, сюжетно – ролевые и др., занятия, трудовую деятельность, прогулки и экскурсии. Словом, оно должно пронизывать весь воспитательно-образовательный процесс, обогащая сенсорный и сенсомоторный опыт детей. Однако следует помнить: расширение чувствительного опытадетей должно производиться с учетом их возрастных психофизиологических и индивидуальных особенностей.
Перспективы на следующий год:
1. Продолжить работу по теме: «Развитие сенсорных способностей детей» (согласновозрастной группе);
2. Продолжить работу по разработке новых игр и игровых упражнений по данной теме;
3. Изучить новинки методической литературы
4. В работе с родителями планирую включать анкеты, беседы посиделки, организации совместных праздников.
Опыт работы по теме самообразования «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в разных видах деятельности»
татьяна тюрина
Опыт работы по теме самообразования «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в разных видах деятельности»
Опыт работы по теме самообразования
«Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в разных видах деятельности»
Сегодня общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю. Идет обновление знаний во всех областях, растет поток информации, которую человек должен быстро усвоить и с пользой для себя использовать. В Российской Федерации одна из наиболее актуальных задач – модернизация системы дошкольного образования, которое является первой ступенью российской образовательной системы. Задача детского сада – обеспечить наиболее полное, всестороннее развитиевоспитанников с учетом возрастных характеристик на этапе завершения дошкольного образования, подготовить их к обучению в школе. Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере определяется его сенсорным развитием, так как значительная часть трудностей, возникающая перед детьми в ходе начального обучения, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. Сенсорное развитиесоставляет фундамент общего умственного развития ребенка, оно необходимо для его успешного обучения. Успешность умственного, эстетического и нравственного воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Фридрих Фребель, Мария Монтессори, О. Декроли, а также известные представители отечественнойдошкольной педагогики и психологии (Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Саккулина, Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер и др.) справедливо считали, чтосенсорное развитие, направленное на обеспечение полноценного интеллектуальногоразвития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
Профессор Н. М. Щелованов не случайно называл дошкольный возраст «золотой порой»сенсорного воспитания, так как ощущения и восприятие поддаются развитию, совершенствованию, особенно в период дошкольного детства.
Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Малыша окружает природа со всеми еесенсорными признаками – многоцветьем, запахами, шумами. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Насколько хорошо будет развит ребенок в дошкольном детстве, настолько просто и естественно он будет овладевать новым в зрелом возрасте.
Цель работы: создание оптимальных условий для сенсорного развития детей, через различные виды деятельности.
Задачи:
1. Формировать у детей представление о сенсорных эталонах, через дидактическую игру.
2. Развивать чувственные ощущения детей в процессе продуктивной деятельности, режимных моментов.
3. Воспитание положительных эмоций, связанных в восприятии явлений окружающего мира.
Для реализации поставленных целей и задач нами был разработан план работы, который включал следующие этапы:
1 этап Подготовительный (сентябрь – октябрь)
1. Изучение литературы
2. Составление перспективного плана работы;
3. Создание условий для эффективного использования игр;
4. Подбор дидактического материала и игр;
5. Беседа с родителями по выявлению знаний о сенсорном развитии.
6. Диагностика детей
2 этап Практический (ноябрь – апрель)
1. Знакомство детей с дидактическим материалом и играми;
2. Проведение дидактических игр и игр-занятий.
3. Проведение консультации для родителей «Сенсорное воспитание ребенка»;
4. Беседа «Чем занять ребенка трех – четырех лет»;
3 этап Заключительный (май)
1. Итоговая диагностика детей;
2. Проведение родительского собрания «Игра как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста»;
3. Открытое занятие для педагогов ДОУ во второй младшей группе «Солнечный круг»;
4. Выступление с презентацией опыта работы на педсовете по теме «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в разных видах деятельности»
5. Создание картотеки дидактических игр по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста
6. Публикация материалов из опыта работы в педагогическом интернет – сообществе.
На первом этапе работы была изучена методическая литература по теме, был разработан перспективный план работы с детьми и их родителями, подготовлена предметнаяразвивающая среда. Для этого в группе создан сенсорный центр для развития всех видов восприятия, для реализации сенсорноперцептивных особенностей речевогоразвития детей, эмоционально положительного отношения к предметам и действиям с ними, предусмотрен специальный дидактический стол для сенсорного развития и совершенствования мелкой моторики пальцев рук, а также стол для игр с песком и водой. Был подобран необходимый дидактический материал и игры. Так как материальные возможности детского сада весьма ограничены, и необходимые пособия мы с родителями изготавливали самостоятельно, используя любые подручные материалы и собственную фантазию.
На данном этапе была проведена диагностика сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста (автор Т. В. Николаева, которая предполагала выявление уровняразвития практической ориентировки на форму, величину; умения выделять цвет как признак предмета; уровня развития целостного образа предмета. Итоги диагностики были представлены следующими результатами:
(октябрь 2013)
Высокий уровень -20%
Средний -50%
Низкий -30%
Второй этап предполагал непосредственную плодотворную работу с детьми. Для возникновения интереса у детей сами специально организовывали игру. Стремились к тому, чтобы любое действие обыгрывалось, было включено в какой-нибудь интересный сюжет.Работа с детьми велась на протяжении всего дня, включалась в разные виды детской деятельности, а также в режимные моменты: во время кормления («Какого цвета суп»,«Чем пахнет сок», «Какой формы печенье»); умывания («Теплая – холодная водичка»,«Какого цвета мыло и чем оно пахнет», «Намыль белые перчатки»); при одевания («Найди пару к носочку», «Какого цвета одежда», «Чей шарфик длиннее»); во время прогулки («Приятный аромат цветов», «Шуршание листьев», «С какого дерева листочек», «Сделай отпечаток на снегу и песке»); в развлечениях («Праздник мыльных пузырей», «Разноцветные шарики», «В гостях у Петушка», «Веселые матрешки») в экспериментальной деятельности (игры с водой, игры с песком, игры со снегом, листьями); в игровой деятельности («Строители», «Накормим куклу», «Погладьразноцветные полотенца», «Разложи посуду по полочкам», «Найди тарелочку для чашечки», «Собери картинку», «Собери пазлы» и пр.). Следует отметить, что работа по восприятию цвета, величины и формы проводилась с учетом индивидуальных особенностей малышей. Ребятам, хорошо усваивающим программу, задания в дидактических играх усложнялись. Малышам, трудно усваивающим материал, предлагались задания в облегченном варианте.
Одним из направлений нашей системы сенсорного воспитания была работа с родителями. При включении данного направления мы исходили из того, что работа, организованная в детском саду, не даст должного эффекта, если не обеспечить сотрудничества с семьей. Для родителей были организованны консультации, семинары-практикумы, беседы. Были показаны игры, которые способствуют совершенствованию знаний сенсорных эталонов.
После реализации деятельности, направленной на сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста была проведёна контрольная диагностика по определению эффективности проделанной нами работы. Цель: Выявить уровень развития младших дошкольников в области сенсорных эталонов цвета, формы, величины, участвующих в эксперименте, сравнить результаты. При проведении тестовых испытаний были использованы те же методики, что и на начальном этапе, т. к. для измерения были необходимы постоянные показатели, относительно которых можно проследить динамикусенсорного развития дошкольников в группе.
(Май 2014)
Высокий уровень -60%
Средний -40%
Сравнительный анализ итоговой диагностики позволил сделать вывод о том, что планомерная и систематическая работа по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста значительно влияет на сенсорное развитие детей, и на развитие личности дошкольника в целом. Это выразилось в количественных и качественных показателях. Дети лучше стали лучше различать цвета, выделять предметы по форме и величине. У 60% детей достаточный уровень сенсорного развития; у 40% - средний уровень, детей с низким уровнем сенсорного развития не наблюдается.
В ходе бесед с детьми, мы заметили, что у детей появился интерес к окружающему миру, они стали обращать внимание на свойства окружающих предметов и демонстрировать эти знания окружающим.
Дети научились играть в дидактические игры, различают предметы по признакам: цвет, форма, запах.
У родителей вырос уровень знаний по сенсорному развитию. Они научились создавать дома условия для дидактических игр и правильно подбирать их. Родители проявляют интерес в дальнейшем развитии своих детей. Это проявляется в выполнении наших рекомендаций и советов. Они чаще стали задавать вопросы, систематически присутствуют на консультациях и беседах, с большим желанием откликаются на просьбы.
В заключении хотелось бы отметить, что мы планируем не останавливаться на достигнутых результатах. Мы и дальше будем продолжать вести плодотворную работу по сенсорному развитию дошкольников, так как ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастнаяступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического и всестороннего воспитания дошкольника.
Перспективы работы:
•Оформление сенсорного пространства в группе.
•Разработка игр, в процессе которых развиваются психические функции: анализ, синтез, классификация, умозаключения, умственные действия.
•Создание методической копилки: «Дидактические игры на развитие сенсорных эталонов».
Мы полагаем, что данный опыт может представлять интерес для воспитателей детскихдошкольных учреждений независимо от реализуемой программы.
Диссеминация опыта
1. Открытое занятие для педагогов ДОУ во второй младшей группе «Солнечный круг»;
2. Выступление с презентацией опыта работы на педсовете по теме «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в разных видах деятельности»
3. Публикация материалов из опыта работы в педагогическом интернет – сообществе.
Новизна: разработка авторских дидактических пособий на сенсорное развитие.
Отчет по самообразованию «Развитие сенсорных способностей детей 2–3 лет» с приложениями
Наталья Котляр
Отчет по самообразованию «Развитие сенсорных способностей детей 2–3 лет» с приложениями
Отчет по самообразованию
Воспитателя 1 младшей группы «Ладушки» Котляр Натальи Валерьевны
Тема: «Развитие сенсорных способностей детей 2-3 лет»
Актуальность работы заключается в следующем:
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его, восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе. Сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания. Развитие сенсорных способностей является наиболее важной темой во всестороннем развитие детей 2-3 лет.
Цели: Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме.
Задачи:
- Развивать сенсорные способности детей 2-3 лет;
- Изучить литературу по данной теме;
- Приготовить презентацию «Особенности сенсорного развития детей 2-3 лет»;
- Анкетирование родителей «Сенсорного воспитания в семье»
- Подготовить картотеку дидактических игр по сенсорике.
Моя работа проводилась поэтапно, в три этапа:
- на первом этапе – велась активная работа с детьми: знакомство детей с сенсорными эталонами (цвет, форма, величина).
- на втором этапе – велась активная работа по совместной деятельности детей друг с другом, индивидуальные работы.
- на третьем этапе – велась работа с родителями. Были проведены консультации: «Развитие сенсорных способностей детей 2-3 лет в детском саду», «Развитие сенсорных способностей детей 2-3 лет в семье». Организован фоторепортаж «Играем дома», Семинар – практикум «Роль рассматривания и наблюдения в сенсорном развитии детей раннего возраста». Представлена памятка для родителей «
Были использованы следующие средства и методы:
-Совместная деятельность воспитателя с детьми;
-Самостоятельная деятельность детей;
-Предметно-развивающая среда.
Применяла такие методы:
-словесные,
-наглядные,
-практические,
-игровые.
На протяжении всего учебного года детей учили и совершенствовали выполнение действий с предметами, отличающимися по величине, размеру, цвету, форме, замечать изменения в погоде и различия в природе.
Большое внимание уделялось развитию сенсорной моторики кисти рук, развитиюмелкой мускулатуры пальцев рук. Ребят учила усидчивости, последовательности в выполнении задания, понимать причинную связь между действиями предметов. Многие ребята к концу года могут выполнять действия с предметами: одевать куклу, убирать игрушки, замечать непорядок в окружении. Учила ребят поддерживать естественное желание ребенка исследовать предметы, объекты и явления ближайшего окружения, мыть и убирать игрушки, разбирать машины, пирамиды и различные конструкции.
Был изготовлен альбом: «Геометрические фигуры: шар, треугольник, квадрат».
Была сформирована картотека дидактических игр по сенсорному развитию детей 2-3 лет
Перспективы на следующий год:
1. Продолжить работу по теме: «Развитие сенсорных способностей детей» (согласно возрастной группе);
2. Продолжить работу по разработке новых игр и игровых упражнений по данной теме;
3. Изучить новинки методической литературы.
4. В работе с родителями планирую включать беседы-посиделки, организации совместных праздников, семинары-практикумы, круглые столы, аналитические практикумы.
Приложение 1
Памятка для родителей
по сенсорному развитию детей 2-3 лет.
Уважаемые родители! Для того, чтобы планомерно и систематически осуществлятьсенсорное воспитание ребенка в семье, необходимо знать основные принципы построения общения с детьми:
1. Говорите с ребенком – сначала называя окружающие предметы, позже – действия, признаки и свойства предметов, объясняйте окружающий мир, рассуждайте вслух.
2. Задавайте ребенку как можно больше вопросов.
3. Всегда внимательно выслушивайте рассуждения ребенка и никогда над ними не шутите. Уважайте его интеллектуальный труд.
4. Отыскивайте и приносите домой любопытные вещи, книги, истории. Делитесь этим с ребенком. Пусть он не все и не сразу поймет: развивающее общение – это всегда немного общение «на вырост».
5. По возможности много путешествуйте с ребенком, ходите с ним в музеи.
6. Проводите совместные наблюдения и опыты.
7. Эмоционально поддерживайте исследовательскую деятельность ребенка. Поощряйте его инициативу и самостоятельность. Создавайте условия для реализации его замыслов.
8. Сделайте свои увлечения предметом общения с ребенком.
Приложение 2
Анкета
Уважаемые родители!
Нам необходимо знать ваше мнение по данному вопросу.
Предлагаем Вам ответить на вопросы данной анкеты
1. Имеете ли Вы представление, что такое сенсорное развитие:
Да___ нет___ не знаю___
2. Как Вы думаете, достаточно ли ваш ребёнок получает знания по сенсорному развитию в ДОУ?
Да___ нет___ не знаю___
3. Имеется ли в вашей группе информация для родителей о сенсорном развитии:
а) информация отсутствует;
б) я не обращаю внимание на информацию;
в) информация интересная, но не имеет практической значимости для меня;
г) наглядная информация интересна и полезна для меня.
4. Как Вы оцениваете уровень развития вашего ребенка по сенсорному развитию:
а) цвет:
Высокий___ средний___ низкий___
б) форма:
Высокий___ средний___ низкий___
в) величина:
Высокий___ средний___ низкий___
5. Есть ли у Вас дома дидактическая игра, изготовленная вашими руками совместно с ребёнком?
Да___ нет___ не знаю___
6. Покупаете ли Вы дидактические игры ребёнку для развития сенсорных способностей? ___
Спасибо за сотрудничество
Приложение 3
Картотека дидактических игр по сенсорному развитию
Средствами сенсорного развития детей являются дидактические игры и упражнения, изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация, конструирование, игровая деятельность т. к. играя ребенку легче запомнить.
В связи с этим предлагаю вашему вниманию картотеку дидактических игр для развития сенсорных способностей детей раннего возраста. Все эти игры Вы можете изготовить своими руками.
За основу классификации игр своей картотеки я взяла виды восприятия: зрительное, слуховое, осязательное, игры для развития мелкой моторики и орудийных действий.
Игры для развития зрительного восприятия:
Зрительное восприятие – это сложная работа. Особое внимание уделяю исследующих рук и глаз ребенка. Зрительно-моторная координация эффективно развивается при выполнении различных двигательных упражнений, метание в цель. Основной объем информации об окружающем мире дети получают благодаря зрению:
Открой коробочку (цвет, форма, величина)
Укрась ёлочку шарами (цвет, форма)
Напои куклу чаем (цвет)
Весёлые зонтики (цвет, форма)
Наряди снеговика (цвет)
Грибочки по местам (цвет)
Цветные варежки (цвет, форма)
Кораблики (цвет, форма)
Большой, маленький (величина)
Разложи по цвету (цвет, форма)
Волшебная коробка (цвет, форма, величина).
Подробно:
1. Дидактическая игра "Собери бусы"
Цель: учить различать четыре основных цвета (красный, желтый, синий, зеленый) путем сравнения их друг с другом и прикладывания к образцу, обобщить и закрепить знания о цвете, учить равномерно чередовать два-три цвета при раскладывании бусинок. Учить обозначать словом названия воспринимаемых свойств предметов.
Материал: карточки с нарисованными ниточками, на которых располагаются контурные бусинки. (Ниточки с бусами предлагаются в различных вариантах).
Описание игры:
Игровая ситуация: у куклы Кати рассыпались бусы. Давайте поможем ей собрать бусинки на ниточку.
В ходе игры дети должны научиться различать одинаковые предметы (бусинки) по цветовому признаку, пользуясь методом наложения, а также оценивать результат своих действий «Такая бусинка - не такая». В ходе выполнения игровой задачи дети усваивают поисковые способы ориентировки - пробы.
2. Дидактическая игра: "Угостим кукол".
Цель: учить сортировать предметы по цвету, развивать мелкую моторику пальцев рук.
Материал: крупные бусины трех цветов.
Описание игры:
Предлагается сложить в коробку бусинки трех цветов. Необходимо придумать угощение для кукол, например, конфетки, ягодки. Предложить разложить их по трем тарелочкам.
Предложить перекладывать по одной бусинке. При этом показывается, как брать бусины тремя пальцами.
3. Дидактическая игра: "Разноцветный кубик"
Цель: развитие восприятия цвета и мелкой моторики у детей.
Материал: кубик, на каждой грани которого один цвет и горлышко с крышкой. На крышке приклеен соответствующий цвет.
Описание игры: сначала предлагается рассмотреть кубик: открутить и завинтить крышки, вначале хаотично. Затем предлагается соотнести цвет на крышке с цветом на грани куба. Предлагается выложить крышки “паровозиком” на стол и выложить цвета “вагончиков”. После каждому из "вагончиков" необходимо найти нужное “окошко” и закрыть его.
Игры на развитие восприятия формы.
1. Дидактическая игра: «Чудесный мешочек»
Цель: учить детей узнавать предметы по характерным признакам.
Материал: непрозрачный мешочек, предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела).
Описание игры:
положить несколько блоков в мешочек и предложить найти квадратные, круглые или треугольные фигуры.
попросить достать большой круглый блок или маленький квадратный. Предложить достать разные по толщине фигуры. Можно уточнить, какого цвета блок.
2. Дидактическая игра: «Узнай фигуру».
Цель: закрепление представлений о геометрических фигурах, развитие мелкой моторики рук.
Материал: непрозрачный мешочек, несколько пар одинаковых геометрических фигур.
Описание игры: на столе раскладываются геометрические фигуры, одинаковые с теми, которые лежат в мешочке. Педагог показывает любую фигуру и просит достать из мешочка такую же.
Игры для развития слухового восприятия
«Найди конфетки, одинаковые по звучанию».
Цель: развитие слухового внимания, дифференциация неречевых звуков
Материал: каждая «конфетка» изготовлена из киндер – сюрприза. Наполнены «конфетки»разным наполнителем, производящим при встряхивании определенный звук, и обшиты яркой тканью. Пару составляют «конфетки», издающие при тряске одинаковый звук, с одинаковым наполнителем. Это могут быть бусины, крупы, скрепки и др.
Ход игры: предлагается прослушать звучание конфеток и найти пары конфеток, звучащих одинаково.
- Как гремит эта баночка? (тихо)
- Давай послушаем остальные баночки и найдём ту, которая гремит тоже тихо (находят).
- А теперь поднесем обе баночки к ушкам и проверим, одинаково ли тихо они звучат.
И т. д., пока не будут найдены все пары.
2. Дидактическое упражнение «Угадай, где позвонили».
Цель: развитие слухового восприятия и внимания, ориентирования в пространстве.
Материал: баночки от фотоплёнки с различными видами круп, обклеенные самоклеящейся плёнкой, шарф.
Описание игры: воспитатель выбирает того, кто будет отгадывать, завязывает ему глаза шарфом, другие участники игры встают в круг. По указанию воспитателя один из участников производит шум баночкой, а угадывающий с завязанными глазами поворачивается к тому месту, откуда слышен звук, рукой показывая направление.
Лучше взять баночки с разными наполнителями, можно было уловить тихий звук (если баночка наполнена манкой, громкий звук (если наполнитель-рис) и очень громкий звук (если наполнитель-фасоль).
Игры для развития осязательного восприятия
Сюрприз
Пересыпалочки
Следы на песке
Тонет, не тонет
Игры для развития мелкой моторики и орудийных действий.
Поймай шарик
Застёжки
Весёлые шнурочки
Прищепки
Достань колечко
Отчет по самообразованию «Сенсорное развитие детей ясельного возраста»
марина лукьянова
Отчет по самообразованию «Сенсорное развитие детей ясельного возраста»
Возраст от 2 до 3 лет – важный в развитии психики ребенка.
В этот период закладывается фундамент для формирования новых психических образований, развиваются психические процессы, позволяющие малышу перейти на следующую возрастную ступень.
Ведущим познавательным процессом младшего дошкольного возраста является восприятие. Восприятие – это непосредственное, чувственное отражение действительности в сознании, способность воспринимать, различать и усваивать явления внешнего мира.
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов и различных явлений окружающего мира.
В 2014 – 2015 учебном году своей темой для самообразования я выбрала «Сенсорное развитие детей ясельного возраста»
Цель: повышение своего профессионального мастерства, теоритического уровня поразвитию сенсорных способностей младших дошкольников.
Задачи:
1. Изучение методической литературы и передовых образовательных технологий по данной теме.
2. Отбор необходимого содержания из дошкольных методик.
3. Развивать и совершенствовать у детей младшего дошкольного возраста все виды восприятия, обогащать их чувственный опыт.
4. Создать картотеку дидактических игр по развитию сенсорных эталлонов.
Свою работу я начала с изучения методической литературы.
Автор Название литературы Издательство
Венгер Л. А., Пилюгина Е. Г. Воспитание сенсорной культуры ребенка: книга для воспитателей детского сада. М. Просвещение, 1998
Янушко Е. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста. М, ; Мозаика – синтез, 2009
Составитель Н. В. Нищева Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста С-Пб. ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011
Л. И. Павлова, И. В. Маврина Игры и упражнения по развитию сенсорных способностей детей 3-4 лет М.: Гном и Д, 2002.
Лыкова И. А. Дидактические игры и занятия. Интеграция художественной и познавательной деятельности дошкольников. М.: Издательский дом «Карапуз», 2010
Пилюгина Э. Г. Занятие по сенсорному воспитанию. М. Просвещение, 1983
После отбора необходимого содержания из методик я составила программу кружковой работы по развитию сенсорных способностей младших дошкольников «Игротека».
Содержание программы объединено в 4 тематических блоков. Все образовательные блоки предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно - практического опыта. Для каждой темы подобраны различные задания по трем образовательным областям (ОО «Познавательное развитие», ОО «Речевоеразвитие», ОО «Социально-коммуникативное развитие»).
Занятия по сенсорному развитию проводятся с дошкольниками 2-3 лет 1 раз в неделю. Продолжительность занятий – 10 минут. Программа рассчитана на 1 год. На занятиях проводятся физкультминутки, динамические паузы, минутки релаксации, пальчиковая гимнастика. На каждом занятии предполагается освоение или закрепление детьми теоретических знаний, практических умений и навыков.
На занятиях я старалась создать доброжелательную обстановку. Использовала сюрпризные моменты, стихи, потешки, загадки, песни; появление сказочного персонажа, нуждающегося в помощи; дидактические игры, игровые упражнения на развитие внимания, мышления, памяти, мелкой моторики; подвижные игры с речевым сопровождением.
В группе оборудован уголок сенсорики. С помощью родителей были приобретены игры наразвитие мелкой моторики: различные виды мозаики, вкладыши, шнуровки, «бусы», пазлы для малышей, деревянный конструктор для маленьких, цветные шарики; настольно-печатные игры «Цвета», «Найди форму», «Урожай».
Мной были изготовлены следующие игры:
• «Ящик с кусочками ткани», которая знакомит детей с различными видами тканей,развивает тактильные ощущения, мелкую моторику.
• «Веселые крышки», которые формируют умение производить откручивание и закручивание крышек.
• «Забавные прищепки» - формируют умение детей правильно брать и открывать прищепку, находить ее местоположение по цвету, развивают мелкую моторику рук.
• «Шумовые цилиндры», в виде улья с пчелами - формировать восприятие и дифференциация шумовых различий.
Так как приоритетным направлением нашего детского сада является реализация системно-деятельностного подхода, то к каждому занятию мной были изготовлены дидактические пособия к играм.
При знакомстве с величиной дидактические пособия, были направлены на сравнение предметов. При знакомстве с понятиями большой – маленький, я использовала такие игры:«Найди мишкам домики», «птички у кормушки», «Большой-маленький», «Найди каждомусамолету гараж», «Помоги Маше» и т. д.
При знакомстве с цветом, я использовала следующие игры: «Составь узор», «Подбери одежду для девочек», «Спрячь зайку», «Загони машины в гараж», «Найди тарелки и ложки», «Поезд», «Осенние деревья», «Радуга», «Собери пирамиду» и т. д.
При изучении геометрических фигур мной использовались игры «Собери бусы для мамы»,«Разложи фигуры по полочкам», изготовлены из твердого линолеума доски с четырьмя большими и пятью маленькими квадратными и круглыми отверстиями, для игры«Размещение вкладышей разной величины в соответствующие отверстия» и т. д.
Диагностика усвоения программы моими воспитанниками, а также анализ уровня нервно-психического развития детей, показали, что были достигнуты ощутимые результаты.
Перспективы на следующий год:
1. Продолжить работу по теме: «Сенсорное развитие детей младшего дошкольноговозраста»;
2. Продолжить работу по пополнению картотеки дидактических игр по развитию сенсорных эталонов.
3. Продолжить изучение новинок методической литературы.
4. Организовать клуб для родителей для повышения уровня знаний по сенсорному развитию и воспитанию дошкольников.