Тема проекта: «Что за прелесть эти сказки! »

Пажельцева Наталья Леонидовна

 

Актуальность.

Сказка – ложь, да в ней – намек,

добрым молодцам урок.

А. С. Пушкин.

Сказка обладает преимуществом над другими воспитательными приемами. Это своего рода нравственный кодекс народа, их героика – это хотя и воображаемые, но примеры истинного поведения честного, доброго человека, умеющего постоять за свое достоинство.

Сказка играет важнейшую роль в развитии воображения – способности, без которой невозможна ни умственная, ни любая творческая деятельность ребенка в период дошкольного детства.

Сказки прививают интерес к чтению художественной литературы. В современном обществе к сказкам теряется интерес. Чтение сказок родители заменяют просмотром мультфильмов сомнительного содержания, забывая о том, что сказки – историческое, литературное наследие, имеющее воспитательное значение. Если в семье не читают, не рассказывают ребёнку сказку, у него не разовьётся интерес к чтению в будущем. А сказка пользуется у детей огромной любовью. Она учит, вселяет в жизнь ребёнка оптимизм, веру в торжество добра и справедливости. За фантастикой и вымыслом скрываются реальные человеческие отношения. Отсюда и идет огромное воспитательное значение сказки.

На сегодняшнем этапе жизни современного общества данная тема является актуальной.

Цель

Приобщение детей к художественной литературе на примере сказок.

Задачи

1. Знакомить с различными видами сказочных произведений, учить узнавать персонажей сказок, знать название и автора, пересказывать содержание и выражать своё отношение к героям сказки. 

2.Помогать усвоению детьми духовно-нравственных категорий: добро – зло, послушание – непослушание, согласие – вражда, трудолюбие – лень, бескорыстие – жадность, простота – хитрость; и правил доброй, совестливой жизни.

3. Способствовать развитию памяти, речи, внимания.

 4. Воспитать бережное отношение дошкольников к книге как результату труда многих людей

5. Воспитывать звуковую культуру речи и образную выразительность.

6. Возобновить традиции семейного чтения с помощью привлечения работника библиотеки и родителей к реализации проекта.

 

Предполагаемый результат:

- пробудить у детей интерес к общению с книгой; интерес к сказкам.

 -развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков; развитие эмоциональной отзывчивости;

- расширить представления детей о значении библиотек в жизни человека;

- пополнить развивающую среду в группе;

- повысить компетентность членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя;

- Установление тесного сотрудничество между социальными партнерами: библиотекой, педагогом и родителями в вопросах воспитания у старших дошкольников интереса к книге и чтению.

Этапы работы над проектом

Подготовительный этап.

Определение темы проекта.   Опрос родителей и детей о том, какие книги дома читают, есть ли в домашней библиотеке сказки.

 Обсуждение проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта.  

Ежедневное чтение произведений художественной литературы. 

Помощь в организации развивающей среды.

Участие в организации книжного уголка.  

Подбор книг с произведениями детских писателей.                

  Разработать план работы по проекту.                    

   Консультации.

Практический этап.

 Совместная деятельность детей и воспитателя.

 Самостоятельная деятельность детей.

 Совместная деятельность детей и родителей.

Совместная деятельность:

- Беседа «Что такое сказка?».

- Чтение разных сказок.

- Разучивание присказок, поговорок, пословиц о сказках, сказочных героях.

- Пересказ прочитанных сказок, их инсценирование.

- Самостоятельное составление сказок.

-Самостоятельная изобразительная деятельность по сказкам (рисование, раскраски, лепка, аппликация, ручной труд).

- Иллюстрирование прочитанных сказок, сказок собственного сочинения

-Оформление выставки детских работ по сказкам

 - Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам.

-Загадки о сказках, героях сказок.

Совместная деятельность детей и родителей:

-Чтение сказок, просмотр мультфильмов, художественных фильмов по сказкам.

-Заучивание отрывков из сказок.

-Совместное творчество родителей и детей по изготовлению игрушек, поделок, рисунков по сказкам.

-Пополнение театральных уголков в группе.

Взаимодействие воспитателя с родителями.                                                  

-Беседа с родителями «Знакомство с проектом».

- Домашние задания для родителей и детей ( рисование иллюстраций к сказкам).

- Чтение сказок с детьми.

- Придумывание сказок с детьми.

- Помощь в пополнении книжного уголка сказками.

- Организация выставки поделок, рисунков.

Описание проекта:

Проект направлен на повышение уровня знаний о сказках; умение узнавать сказки, определять её героев и отношения между ними; понимание детьми сказки; способность понимать связь между событиями и строить умозаключения; повышение речевой активности. Сформировалось умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок.

Создание на занятии благоприятной психологической атмосферы, обогащению эмоционально-чувственной сферы ребенка.

Просвещению родителей, консультации по использованию в воспитании сказок, разъяснение им большую значимость семейного чтения, подчеркивая его весомость при формировании у ребенка нравственных положительных эмоций. В дальнейшем эта работа повлияет на то, что дети будут стремиться к сочинению собственных сказок, а их словесное творчество поможет углубленному восприятию литературных произведений. Чтение сказок может стать доброй семейной традицией, создать теплую, задушевную атмосферу в доме.

 Проведённое в данном проекте исследование подтверждает, что систематическое привлечение сказки в педагогический процесс может быть важнейшим источником и резервом успешного развития дошкольника.

 

Заключительный этап

В результате совместной деятельности (педагоги, родители, дети) дети получили возможность расширить кругозор о сказках, их героях, научились сами сочинять сказки, сопереживать героям, находить пути выхода из трудных ситуаций.