Конспект НОД по ознакомлению с миром природы в подготовительной группе «Зима не лето – в шубу одета».

Пажельцева Наталья Леонидовна

Конспект НОД по ознакомлению с миром природы в подготовительнойгруппе

 «Зима не лето – в шубу одета».

Программное содержание:

Закрепить знания детей о зимних явлениях, об изменениях в животном мире, о перелётных и зимующих птицах. Уточнить основные события, которые происходят в природе зимой.

Развивать внимание, память, наблюдательность, умение делать простые выводы.

Воспитывать практические навыки бережного отношения к природе.

Предварительная работа: чтение сказок, рассказов, заучивание стихотворений о зиме, экологическая акция «Птичья столовая», наблюдения на участке детского сада.

  Материал:

Картины о зиме, плоскостные фигуры птиц и животных.

Ход занятия

Воспитатель:  Ребята, вы любите отгадывать загадки? Послушайте, внимательно мою загадку и отгадайте?

«Кто в году четыре раза переодевается?»

(Это наша Земля).

- Назовите все четыре времени года?

(зима, весна, лето, осень).

Воспитатель:  Снег на полях, лед на реках,

Ветер гуляет, когда это бывает? (зимой)

Ребята, а теперь давайте назовем пословицы о зиме, которые предупреждают нас, что зима – холодное, суровое время года.

Дети: Мороз не велик, да стоять не велит.

                   Береги нос в большой мороз.

                   В зимний холод всякий молод.

Воспитатель: Послушайте поговорку про зиму «Зима не лето – в шубу одета» такую поговорку про зиму придумал русский народ.  Послушайте еще раз «Зима не лето в шубу одета»

Почему так говорят? (ответы детей).

Воспитатель: Правильно вся природа одета в зимнюю теплую шубу – это наша земля, растения, деревья спят под снежным покровом, у зверей тоже теплые шубки и люди надели теплые вещи.

Сегодня ребята, мы с вами на занятии будем путешествовать во времени года – Зима.

Давайте вспомним и назовем приметы зимы.

         Дни короткие, рано темнеет. Выпадает снег, стоят морозы.

         Солнце светит мало и не греет. Деревья стоят голые, без листьев.

         Только ели и сосны зеленые стоят. У некоторых животных вырастает густой мех, чтобы им было теплее. Люди носят теплую одежду (шапки, шубы, зимнюю обувь и т. д.) Перелетные птицы улетели в теплые края.

Воспитатель: А какие стихи о зиме вы знаете? Настя прочтет нам стихотворение С. Есенина «Береза»

Воспитатель: Как великий поэт С. Есенин описывает зиму?

Дети: принакрылась, распустились, обсыпает.

Воспитатель: С чем поэт сравнивает снег в стихотворении? Как вы думаете, поэту Есенину нравится зима? А вам?

- Чем хороша зима?

- Какие трудности у людей и природы зимой?

- Как можно сказать о зиме в наших краях?

(суровая, злая, морозная, белоснежная, волшебная, чудесная, колючая, холодная, туманная, нарядная).

Воспитатель: Сейчас вы превратитесь в снежинок.

Физминутка «Снежинки»

Закружились, завертелись белые снежинки

(дети кружатся)

Вверх взлетели белой стаей легкие пушинки

(поднимают руки)

Чуть затихла злая вьюга, улеглись повсюду

(приседают прижимают руки к полу)

Заискрили, засверкали- все дивятся чуду.

(разводят руки в стороны).

Воспитатель:  Давайте уточним, чем хороша зима?

Под снежным покровом сохраняются корни и семена растений, прячутся на зиму насекомые, мелкие животные, даже медведь спать ложится в берлогу, деревья и кустарники отдыхают до весны. Ребята, я вам предлагаю погостить в зимнем лесу.

Рассматривание картины «Зима в лесу».

 Составление рассказа по картине.

Тяжелыми, белыми шапками накрылись и притихли деревья. Будто спят.

Но в лесу много зверей, которые выходят из нор в поисках пищи. Зайчик гложет кору деревьев, лиса ищет мышей и на зайцев нападает. Голодный волк рыщет по лесу. А медведь спит в берлоге.

Воспитатель: Почему на деревьях, кустах не видно птиц?

Дети: Холодно. Перелетные птицы улетели в теплые края, а зимующие прилетают ближе к жилищу человека.

Воспитатель: А как дети могут помочь птицам зимой?

Ответы детей.

У нас в детском саду всегда так делают.

Ребята, наша прогулка по лесу заканчивается и нам пора возвращаться в детский сад.

( дети имитируют движения на лыжах).

Итог занятия.

- В какое время года мы с вами путешествовали?

- Кого можно  встретить в зимнем лесу?

- Что вам особенно понравилось в путешествии?