Конспект НОД по ознакомлению с миром природы в подготовительной группе «Зима не лето – в шубу одета».
Конспект НОД по ознакомлению с миром природы в подготовительнойгруппе
«Зима не лето – в шубу одета».
Программное содержание:
Закрепить знания детей о зимних явлениях, об изменениях в животном мире, о перелётных и зимующих птицах. Уточнить основные события, которые происходят в природе зимой.
Развивать внимание, память, наблюдательность, умение делать простые выводы.
Воспитывать практические навыки бережного отношения к природе.
Предварительная работа: чтение сказок, рассказов, заучивание стихотворений о зиме, экологическая акция «Птичья столовая», наблюдения на участке детского сада.
Материал:
Картины о зиме, плоскостные фигуры птиц и животных.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, вы любите отгадывать загадки? Послушайте, внимательно мою загадку и отгадайте?
«Кто в году четыре раза переодевается?»
(Это наша Земля).
- Назовите все четыре времени года?
(зима, весна, лето, осень).
Воспитатель: Снег на полях, лед на реках,
Ветер гуляет, когда это бывает? (зимой)
Ребята, а теперь давайте назовем пословицы о зиме, которые предупреждают нас, что зима – холодное, суровое время года.
Дети: Мороз не велик, да стоять не велит.
Береги нос в большой мороз.
В зимний холод всякий молод.
Воспитатель: Послушайте поговорку про зиму «Зима не лето – в шубу одета» такую поговорку про зиму придумал русский народ. Послушайте еще раз «Зима не лето в шубу одета»
Почему так говорят? (ответы детей).
Воспитатель: Правильно вся природа одета в зимнюю теплую шубу – это наша земля, растения, деревья спят под снежным покровом, у зверей тоже теплые шубки и люди надели теплые вещи.
Сегодня ребята, мы с вами на занятии будем путешествовать во времени года – Зима.
Давайте вспомним и назовем приметы зимы.
Дни короткие, рано темнеет. Выпадает снег, стоят морозы.
Солнце светит мало и не греет. Деревья стоят голые, без листьев.
Только ели и сосны зеленые стоят. У некоторых животных вырастает густой мех, чтобы им было теплее. Люди носят теплую одежду (шапки, шубы, зимнюю обувь и т. д.) Перелетные птицы улетели в теплые края.
Воспитатель: А какие стихи о зиме вы знаете? Настя прочтет нам стихотворение С. Есенина «Береза»
Воспитатель: Как великий поэт С. Есенин описывает зиму?
Дети: принакрылась, распустились, обсыпает.
Воспитатель: С чем поэт сравнивает снег в стихотворении? Как вы думаете, поэту Есенину нравится зима? А вам?
- Чем хороша зима?
- Какие трудности у людей и природы зимой?
- Как можно сказать о зиме в наших краях?
(суровая, злая, морозная, белоснежная, волшебная, чудесная, колючая, холодная, туманная, нарядная).
Воспитатель: Сейчас вы превратитесь в снежинок.
Физминутка «Снежинки»
Закружились, завертелись белые снежинки
(дети кружатся)
Вверх взлетели белой стаей легкие пушинки
(поднимают руки)
Чуть затихла злая вьюга, улеглись повсюду
(приседают прижимают руки к полу)
Заискрили, засверкали- все дивятся чуду.
(разводят руки в стороны).
Воспитатель: Давайте уточним, чем хороша зима?
Под снежным покровом сохраняются корни и семена растений, прячутся на зиму насекомые, мелкие животные, даже медведь спать ложится в берлогу, деревья и кустарники отдыхают до весны. Ребята, я вам предлагаю погостить в зимнем лесу.
Рассматривание картины «Зима в лесу».
Составление рассказа по картине.
Тяжелыми, белыми шапками накрылись и притихли деревья. Будто спят.
Но в лесу много зверей, которые выходят из нор в поисках пищи. Зайчик гложет кору деревьев, лиса ищет мышей и на зайцев нападает. Голодный волк рыщет по лесу. А медведь спит в берлоге.
Воспитатель: Почему на деревьях, кустах не видно птиц?
Дети: Холодно. Перелетные птицы улетели в теплые края, а зимующие прилетают ближе к жилищу человека.
Воспитатель: А как дети могут помочь птицам зимой?
Ответы детей.
У нас в детском саду всегда так делают.
Ребята, наша прогулка по лесу заканчивается и нам пора возвращаться в детский сад.
( дети имитируют движения на лыжах).
Итог занятия.
- В какое время года мы с вами путешествовали?
- Кого можно встретить в зимнем лесу?
- Что вам особенно понравилось в путешествии?