3.2 Работа со слабоуспевающими обучающимися

Работа со слабоуспевающими

 

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Абатская СОШ №1

План работы

с  низкомотивированными учащимися

 

учитель русского языка и литературы: Марашова Ирина Викторовна

2020 – 2021 учебный год

 

 

 

ЦЕЛЬ:  Повышение успеваемости и качества знаний    учащихся  

ЗАДАЧИ:

- Выявление возможных причин снижения успеваемости и качества знаний учащихся.

- Принятие комплексных мер, направленных на повышение успеваемости

- Создание условий для успешного усвоения учащимися учебной 

   программы

- Формирование ответственного отношения учащихся к учебному труду

 

ПЛАНИРУЕМЫЙ  РЕЗУЛЬТАТ:

- Ликвидация неуспеваемости

- Повышение качества знаний учащихся.

 - Повышение мотивации к учению.

- Подготовка к сдаче ЕГЭ по русскому языку.

 

 

Список низкомотивированных обучающихся:

 

Деятельность учителя:

 

- Проводить диагностику учащегося в начале учебного года с целью выявления уровня обучаемости, учитывая тип темперамента ребенка.

- Использовать на уроке различные виды опроса (устный, индивидуальный, письменный и т.д.) для объективности результата

  - Комментировать оценку ученика (необходимо отмечать недостатки ответа, чтобы учащийся мог их устранять в дальнейшем)

  - Учитель-предметник должен выставлять полученные учащимися неудовлетворительные оценки в дневник с целью своевременного контроля со стороны родителей.

- Учитель-предметник  должен дать возможность учащимся сдать пройденный материал в виде проверочной работы или собеседования не менее чем за неделю до окончания четверти

 

 

- Учитель-предметник должен поставит в известность  классного руководителя или непосредственно родителей ученика о понижении успеваемости учащегося

- Учитель-предметник не должен снижать оценку ученику за плохое поведение на уроке, в этом случае он должен использовать другие методы воздействия на ученика

                                 

                         Деятельность ученика:

 

- Ученик обязан выполнять домашние задания, письменные задания своевременно представлять учителю на проверку.

 

- Ученик обязан работать в течение урока и выполнять все виды упражнений и заданий на уроке.

 

- Ученик, пропустивший урок без уважительной причины, обязан самостоятельно изучить учебный материал, но в случае затруднения может обратиться к учителю за консультацией.

 

Формы индивидуальной работы

 с низкомотивированными учащимися:

 

    1. Составление картотеки:

 – индивидуальных заданий по темам (карточки, таблицы и т.д.)

 -  занимательного материала (ребусы, кроссворды, головоломки, иллюстрации)

 -  наглядный материал, изготовленный самими учащимися, в виде творческих работ к уроку)

 

    2. Специальные индивидуальные задания на уроке, частично или полностью исключающие учащихся из общей самостоятельной работы.

 

    3. Дифференцированные задания   при проверочной, самостоятельной и контрольной работах.

 

    4. Предупреждающие опросы.

 

    5. Выполнение учащимися заданий по индивидуальным карточкам дома.

 

    6. Проведение консультаций. Проверка индивидуальных заданий в присутствии ученика.

 

    7. Оказание помощи учащимся перед уроком.

Причины и характер проявления неуспеваемости:

 

 

Причины неуспеваемости

Характер проявления

Низкий уровень развития учебной мотивации (ничто не побуждает учиться). Влияют:

- обстоятельства жизни ребёнка в семье;

- взаимоотношения с окружающими взрослыми

 Неправильно сформировавшееся отношение к  учению, непонимание его общественной значимости.

  Нет стремления быть успешным в учебной деятельности (отсутствие заинтересованности в получении хороших отметок, вполне устраивают удовлетворительные).

 Интеллектуальная пассивность как результат неправильного воспитания взрослыми.

 Интеллектуально пассивные учащиеся – те, которые не имели ни правильных условий для умственного развития, ни достаточной практики  интеллектуальной деятельности, у них отсутствуют интеллектуальные умения, знания и навыки, на основе которых педагог строит обучение.

 

  При выполнении учебного задания, требующего активной мыслительной работы, отсутствует стремления его понять и осмыслить.

  Вместо активного размышления – использование различных обходных путей: зазубривание, списывание, подсказки товарищей, угадывание правильных вариантов ответа.

   Интеллектуальная пассивность может проявляться как избирательно в отношении учебных предметов, так и во всей учебной работе. Вне учебных занятий многие из таких учащихся действуют умнее, активнее и сообразительнее, чем в учении.

 Неправильные навыки учебной работы – со стороны педагога нет должного контроля над способами и приёмами её выполнения.

   Учащиеся не умеют учиться, не умеют самостоятельно работать, потому что пользуются малоэффективными способами учебной работы, которые требуют от них значительной траты лишнего времени и труда:

заучивают текст, не выделяя логических частей; начинают выполнять практические задания раньше, чем выучивают правила, для применения которого эти задания задаются; не проверяют свои работы или не умеют проверять; выполняют работы в медленном темпе.

Неправильно сформировавшееся отношение к учебному труду:

  • - пробелы в воспитании ( нет постоянных трудовых обязанностей, не приучены выполнять их аккуратно, не предъявлялось строгих требований к качеству работы; избалованные, неорганизованные учащиеся);  

  Нежелание выполнять не очень интересное, скучное, трудное, отнимающее много времени задание.

  Небрежность и недобросовенность в выполнении учебных обязанностей.

  Невыполненные или частично выполненные домашние задания.

  Неаккуратное обращение с учебными пособиями.

Отсутствие или слабое развитие учебных и познавательных интересов – недостаточное внимание к этой проблеме со стороны педагогов и родителей.

   Знания усваиваются без интереса, легко становятся формальными, т. к. не отвечают потребности в их  приобретении, остаются мёртвым грузом, не используются, не влияют на представления школьника   об окружающей действительности и не побуждают к дальнейшей деятельности.

 

 

 

 

План работы с  низкомотивированными  учащимися

Мероприятия

Срок

1. Проведение контрольного среза знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала предыдущих лет обучения.

 Цель: определение фактического уровня знаний детей; выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой ликвидации

Сентябрь

2. Установление причин неуспеваемости учащихся через встречи с родителями, беседы со школьными специалистами: классным руководителем, психологом, врачом, логопедом и обязательно с самим ребенком

Сентябрь

3. Составление индивидуального плана работы по ликвидации пробелов в знаниях отстающего ученика на текущую четверть

Сентябрь, далее корректировать по мере необходимости

4. Использование дифференцированного подхода при организации самостоятельной работы на уроке. Включение посильных индивидуальных заданий

В течение учебного года

5. Ведение тематического учета знаний слабоуспевающих учащихся класса

В течение учебного года

6. Организация индивидуальной работы со слабым учеником учителями-предметниками

В течение учебного года

 

 

 

Оказание помощи низкомотивированному ученику на уроке

Этапы урока

Виды помощи в учении

Контроль подготовленности учащихся

Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе.

Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски.

Предложение учащимся примерного плана ответа.

Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления.

Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой

Изложение нового материала

Поддержание интереса низкомотивированных учеников с помощью вопросов, выявляющих степень понимания ими учебного материала.

Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т. д.

Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником

Самостоятельная работа учащихся на уроке

Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых, ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее.

Напоминание приема и способа выполнения задания.

Указание на необходимость актуализировать то или иное правило.

Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений.

Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению.

Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих.

Более тщательный контроль их деятельности, указание на ошибки, проверка, исправления

Организация самостоятельной работы вне класса

Выбор для групп  низкомотивированных наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа.

Более подробное объяснение последовательности выполнения задания.

Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий

 

 

 

 

Профилактика неуспеваемости

Этапы урока

Акценты в обучении

Контроль подготовленности учащихся

Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у учащихся наибольшее затруднение. Тщательно анализировать и систематизировать ошибки, допускаемые учениками в устных ответах, письменных работах, выявить типичные для класса и концентрировать внимание на их устранении. Контролировать усвоение материала учениками, пропустившими предыдущие уроки. В конце темы или раздела обобщить итоги усвоения основных понятий, законов, правил, умений и навыков, выявить причины отставания

Изложение нового материала

Обязательно проверять в ходе урока степень понимания учащимися основных элементов излагаемого материала. Стимулировать вопросы со стороны учащихся при затруднениях в усвоении учебного материала. Применять средства поддержания интереса к усвоению знаний. Обеспечивать разнообразие методов обучения, позволяющих всем учащимся активно усваивать материал

Самостоятельная работа учащихся на уроке

Подбирать для самостоятельной работы задания по наиболее существенным, сложным и трудным разделам учебного материала. Стремиться меньшим числом упражнений, но поданных в определенной системе достичь большего эффекта. Включать в содержание самостоятельной работы упражнения по устранению ошибок, допущенных при ответах

 

и в письменных работах. Инструктировать о порядке выполнения работы. Стимулировать постановку вопросов к учителю при затруднениях в самостоятельной работе. Умело оказывать помощь ученикам в работе, всемерно развивать их самостоятельность. Учить умениям планировать работу, выполняя ее в должном темпе, и осуществлять контроль

Организация самостоятельной работы вне класса

Обеспечивать в ходе домашней работы повторение пройденного, концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы, вызывающих обычно наибольшие затруднения. Систематически давать домашние задания по работе над типичными ошибками. Четко инструктировать учащихся о порядке выполнения домашних работ, проверять понимание этих инструкций школьниками. Согласовывать объем домашних заданий с другими учителями класса, исключая перегрузку, особенно низкомотивированных учеников

 

 

 

Рекомендации при работе с низкомотивированными учащимися

1.  При опросе «низкомотивированным» ученикам необходимо давать алгоритм ответа; разрешать пользоваться планом, составленным при подготовке домашнего задания; давать больше времени готовиться к ответу у доски; разрешать делать предварительные записи, пользоваться наглядными пособиями.

 

2.  По возможности задавать ученикам наводящие вопросы, которые помогут им последовательно изложить материал.

 

3.  Систематически проверять усвоение материала по темам уроков, на которых ученик отсутствовал по той или иной причине.

 

4.  В ходе опроса и при анализе его результатов создать атмосферу доброжелательности.

 

5.  В процессе изучения нового материала внимание «низко мотивированных» учеников обращается на наиболее сложные разделы изучаемой темы. Необходимо чаще обращаться к ним с вопросами, выясняющими  понимание учебного материала, стимулировать вопросы учеников при затруднениях в усвоении нового материала.

 

6. В ходе самостоятельной работы на уроке «низкомотивированным» ученикам рекомендуется давать упражнения, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при устных ответах или в письменных работах.

 

7. Необходимо отмечать положительные моменты в их работе, затруднения  и указывать способы их устранения, оказывать помощь с одновременным развитием самостоятельности в учении.

 

Отчет по работе со слабоуспевающими обучающимися

Причины неуспеваемости

Использованные виды опроса

Формы ликвидации пробелов

Сроки сдачи материалов

Информация классному руководителю

Информация родителям

Результат работы

Низкий познавательный интерес,  нет системы в подготовке домашнего задания, запущенность. По литературе не читает произведения, редко учит стихи

Индивидуальный, устный, письменный, пересказ прочитанного

 

Проведена работа над ошибками (писали сжатое изложение, сочинение-рассуждение):

Правописание корней с безударной гласной, правописание приставок пре- и при-. Синтаксический и пунктуационный разборы.

Сложное предложение: ССП, СПП

 

Разнообразный тренировочный материал (карточки, упражнения)

24.01.20 г.

30.01.20 г.

18.02.20

03.03.20

 

 

Довести до сведения родителей

Родители проинформированы

Удовлетв.

Низкий познавательный интерес,  нет системы в подготовке домашнего задания, запущенность. По литературе не читает произведения

Индивидуальный, устный, письменный, пересказ прочитанного

 

Проведена работа над ошибками (писали сжатое изложение, сочинение-рассуждение):

Правописание корней с безударной гласной, правописание приставок пре- и при-. Синтаксический и пунктуационный разборы.

Сложное предложение: ССП, СПП

 

Разнообразный тренировочный материал (карточки, упражнения)

16.01.20

30.01.20

31.01.20

14.02.20

18.02.20

03.03.20

 

 

Довести до сведения родителей

Родители проинформированы

Удовлетв.