1.3 Учитель года-2021

Методические разработки к конкурсу "Учитель года"

1. Эссе "Я - учитель"

2. Образовательный проект "Формирование читательской грамотности и смыслового чтения на уроках русского языка и литературы через использование краеведческого материала"

3. Методический семинар "Системно-деятельностный подход в реализации регионального компонента на уроках русского языка и литературы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Жанровые фото1.16 МБ
Файл esse.docx46.8 КБ
Файл proekt_1.pptx1.45 МБ
Файл metodicheskaya_masterskaya.pptx2.53 МБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Районный конкурс профессионального мастерствапеликан

«Учитель года – 2021»

Конкурсное испытание "Я - учитель"

Эссе

Марашовой И.В., учителя русского языка и литературы

первой квалификационной категории

МАОУ Абатская СОШ№1

    Самая важная профессия в мире – быть человеком!

Хосе Марти

    «Не стоит село без праведника!»… Подобно Матрене из рассказа А.И. Солженицына «Матренин двор», отдающей себя без остатка другим, Юшке из одноименного рассказа А.Платонова, безгранично верящего в любовь к людям, идет по земле Праведник, и имя ему Учитель! Иногда задаю себе вопросы: не ошиблась ли я, выбрав эту профессию? Повезло ли моим ученикам и их родителям, что именно со мной они проходят этот нелегкий этап в жизни? Взвесив все «за» и «против», могу сказать, что не ошиблась. Я чувствую: все, что я делаю, нужно не только детям и родителям, но и мне, как человеку, который сам постоянно учится. Так как же учительская тропа выбрала меня? Или я выбрала ее?

    2007 год…Я успешно сдала школьные экзамены (все на «отлично»), подала документы в ТГУ на факультет журналистики и на историко-филологический факультет Ишимского педагогического института имени П.П. Ершова. Благодаря высоким баллам прошла на оба факультета, но долгие разговоры с родными, внутренние переживания и боязнь уехать далеко от дома сделали свое дело – я выбрала пединститут. Если честно, ничуть не жалею о своем выборе. Все, что ни делается – к лучшему. Если бы я уехала в другой город, то судьба не свела бы меня с моим будущим мужем и моя жизнь сложилась бы совсем по-другому. Не жалею еще и потому, что в институте я познакомилась с замечательными педагогами, мастерами своего дела и лучшими наставниками. Наши преподаватели каждый день открывали новые истины. На всю жизнь мне запомнились лекции Татьяны Павловны Савченковой, которая открыла нам удивительный мир античной литературы, познакомила с интересными произведениями П.П.Ершова (а ведь до этого мы думали, что Ершов – писатель одной книги). Невозможно забыть занятия Асояна Арама Айковича, который на протяжении нескольких лет приезжал из Санкт-Петербурга читать курс лекций по зарубежной литературе, причем на всех занятиях он читал теорию наизусть!  К концу 5 курса я поняла, что учитель - это не профессия, это особая миссия, особый склад души и ума, ответственность, самоотдача, терпение, приумноженное знаниями, мастерством, творческим потенциалом! А каким учителем должна стать я, чтобы открыть для каждого учащегося мир литературы и русского языка? «Чтобы дать ученику искорку знаний, учителю надо впитать целое море света», -  ответил мне мудрый В.А.Сухомлинский.

    С гордостью могу сказать, что я окончила институт с красным дипломом! Но оказалось, что в школе одних знаний мало… Я думаю, мне очень повезло на первых этапах своего профессионального пути – под свое «крыло» меня взяла Романова Людмила Ивановна - это не просто мой наставник, это Человек, который научил меня многим тонкостям учительского мастерства. Людмила Ивановна вовремя объяснила мне, что одних теоретических знаний в школе мало, нужно суметь завоевать доверие детей, а урок – это целое искусство, где немаловажное значение имеет дисциплина. Благодаря своему наставнику я поняла: главное в жизни – это оставлять свет и добро в душах детей, а не след в истории. И это, на мой взгляд, самый важный, ответственный труд.

     Только в школе я осознала, что каждый ребенок уникален и неповторим.  Каждый ребенок – это мечтатель, это целая Вселенная новых открытий!  И как гласит древняя мудрость: «Ребенок — это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь. А зажечь может лишь тот, кто сам горит».

     Учитель же по природе своей профессии - созидатель, Созидатель с большой буквы, ибо творит он Человека. Каким будет этот человек, что после себя оставит - таков и итог профессионального пути педагога. Самое важное – огромная вера в возможности каждого ребенка, которые воплощаются только при содействии учителя и родителей, поэтому в центре моей педагогической деятельности находится ребенок, его интересы, потребности, возможности. Главная моя задача -  быть мастером своего дела, отдавать всё лучшее детям, наслаждаться работой. С уверенность могу сказать, что мое педагогическое кредо стоит на трёх китах:

  1. Любовь к детям и своей профессии.
  2. Содружество, сотворчество.
  3. Никогда не стоять на месте – всегда двигаться вперёд!

Русский язык и литература стали смыслом моей жизни. Я постоянно стремлюсь к тому, чтобы донести до каждого ребёнка необходимый объём знаний, пробудив интерес к предмету и процессу обучения. Литература – это тот школьный предмет, который формирует и развивает личность с позиции слова, поэтому я учу детей правильно пользоваться словом.

Один из главных принципов работы любого учителя – научить отстаивать учениками собственную точку зрения. Если мы, учителя, сможем их научить этому, то мы воспитаем в них не только чувство собственного достоинства, но и разовьем речь, логическое мышление, желание учиться и совершенствовать свои знания и навыки. Основным методом работы я выбрала технологию развития критического мышления на уроках русского языка и литературы. Эта методика позволила заинтересовать детей и сделать их активными участниками урока.

Критическое мышление способствует развитию качеств ученика:

  • Ясно мыслить и излагать
  • Достигать своей цели
  • Исправлять свои ошибки
  • Уметь рассуждать
  • Уметь работать в группах
  • Оценивать успехи других
  • Давать возможность каждому ребёнку участвовать в обсуждении темы урока, создавая «банк идей», креативно и критически мыслить, прокладывая путь к образованию и самообразованию.

     Смотрю в глаза своих учеников и вижу в них безмерное доверие и любознательность. Я понимаю, что должна не просто вложить в детей премудрости наук, главное мое предназначение – научить детей впитывать знания с охотой, открыть перед ними мир, научить их жить в этом мире. Я учу их мыслить, учу слушать и слышать, смотреть и видеть, говорить и высказываться, а главное – учу учиться, самостоятельно видеть проблемы, искать пути их решения, опираться на знания и верить в победу. Всегда идти только вперед.

     Моя профессия особенная, не сравнимая ни с каким другим делом, ведь она связана с самым сложным, но самым бесценным, самым дорогим, что есть в жизни - с человеком. От меня, от моего умения, мастерства, искусства, мудрости зависит жизнь ребенка, его место и роль в жизни. Конечный результат педагогического труда можно увидеть не сегодня, не завтра, а через продолжительное время. Я верю в силу своей профессии, ведь учитель – Праведник, без которого «не стоит ни село…ни город, ни вся земля наша».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование языковой культуры и читательской грамотности обучающихся на уроках русского языка и литературы на основе использования краеведческого материала Марашова Ирина В икторовна, учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории МАОУ Абатская СОШ №1 Районный конкурс профессионального мастерства «Учитель года – 2021» Конкурсное испытание "Образовательный проект"

Слайд 2

АКТУАЛЬНОСТЬ Ч итательская грамотность - компонент функциональной грамотности, входит в исследования PISA Краеведческий компонент расширяет и обогащает знания школьников о родных местах, прививает им любовь и уважение к истории культуры родного края, помогает полнее ощутить и осознать связь литературы с жизнью . Общее состояние культуры в России Снижение духовных запросов общества Ослабление интереса к чтению и книге, особенно в молодежной среде

Слайд 3

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ Материалы могут быть использованы в качестве дидактического материала при обучении учащихся; Результаты работы могут быть использованы учителями средней школы при организации учебно-воспитательного процесса.

Слайд 4

ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ формирование языковой культуры и читательской грамотности учащихся на основе использования краеведческого материала на уроках русского языка и литературы.

Слайд 5

ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ процесс развития и формирования коммуникативных компетенций будет эффективен, если при организации учебной деятельности будет использован краеведческий материал.

Слайд 6

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА создание условий для реализации краеведческого материала на уроках русского языка и литературы как средства формирования языковой культуры, читательской грамотности учащихся.

Слайд 7

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА изучить научно-методическую литературу по данной теме; формировать языковую культуру и читательскую грамотность учащихся; развивать чувство патриотизма, любви и уважения к родному краю, к ценностям отечественной культуры; анализировать тексты художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий ; развивать эмоциональное восприятие художественного текста, образное и аналитическое мышление, творческое воображение, читательскую культуру и понимание авторской позиции; провести диагностику языковой компетенции и читательской грамотности при решении заданий ВПР, при выполнении творческих работ; представить опыт работы по данной теме на методических объединениях, личном сайте: https :// nsportal . ru / marashova - irina - viktorovna .

Слайд 8

НАУЧНАЯ НОВИЗНА ПРОЕКТА системный подход к проблеме, комбинация известных методик и элементов инновационных технологий, отбор и оптимальное сочетание различных форм работы, использование в практике преподавания предметов гуманитарного цикла краеведческого компонента.

Слайд 9

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ в озможности литературного краеведения для формирования языковой культуры, читательской грамотности, интеллектуального развития и патриотического воспитания личности ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ литературно-краеведческий компонент в содержании предметов русский язык и литература в 5-11 классах.

Слайд 10

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Предметные: совершенствование речевой деятельности учащихся; активизация творческой деятельности учащихся; обогащение духовно-нравственного опыта и расширение кругозора учащихся; формирование умения соотносить нравственные идеалы произведений русской и региональной литературы; повышение уровня читательской грамотности; формирование навыков, обеспечивающих владение русским литературным языком, его изобразительно-выразительными средствами. Личностные: формирование взаимного сотрудничества; умение работать в группах. М етапредметные : развитие логического мышления; повышение интереса к предметам «Русский язык», «Литература» через использование современных методов и приемов обучения.

Слайд 11

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ у читель русского языка и литературы: Марашова Ирина Викторовна обучающиеся 5-11 классов

Слайд 12

РЕСУРСЫ Образова тельные ресурсы проекта Культурно- образова тельная среда г.Ишима ( МАУК Ишимский музейный комплекс имени П.П. Ершова, Ишимский краеведческий музей) Материально-техническая база (компьютер, проектор, интерактивная доска, выход в интернет) Центральная районная библиотека, музей ( с.Абатское ) Электронный читальный зал ФГБУ Президентской библиотеки им.Б.Н.Ельцина

Слайд 13

СРОКИ ИСПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТА 1 этап (подготовительный): 2019-2020 учебный год; 2 этап (основной): 2020-2021, 2021-2022 учебные годы; 3 этап (заключительный): 2022-2023 учебный год .

Слайд 14

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП Изучение теоретического материала по формированию языковой культуры и читательской грамотности обучающихся на уроках русского языка и литературы на основе использования краеведческого материала изучила литературу; приняла участие в мероприятиях (выступление на ШМО); выбрала технологии и методы обучения по формированию языковой культуры и читательской грамотности на основе использования краеведческого материала ЗАДАЧА РЕЗУЛЬ-ТАТЫ

Слайд 15

ОСНОВНОЙ ЭТАП Разработка конспектов уроков с использованием методов по формированию языковой культуры и читательской грамотности на основе регионального компонента; Расширение образовательного пространства (уроки в центральной районной библиотеке, МАУК Ишимский музейный комплекс имени П.П. Ершова, Ишимский краеведческий музей ); Изучение материалов (ресурсов) электронного читального зала Президентской библиотеки им.Б.Н.Ельцина. выступления на ШМО, РМО, ЕМД; расширено образовательное пространство (уроки за пределами учебного кабинета) м етодические разработки уроков с использованием регионального компонента; с оздана вкладка на персональном сайте учителя «Литературное краеведение»: методические разработки уроков с использованием регионального компонента, составлена литературная карта «Писатели Сибири и Тюменской области». ЗАДАЧИ РЕЗУЛЬТАТЫ

Слайд 16

ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Гипотеза: с помощью использования краеведческого материала формируется языковая культура и читательская грамотность обучающихся Объект исследования: 5б,6а классы. Время проведения: 2020-2021 учебный год в рамках промежуточных диагностик ВПР, творческие работы обучающихся. Этапы исследования: Изучить известные способы работы с заданиями ВПР; Подобрать материал для тренинга; Провести диагностику; Подвести результаты исследования. Рассматривались задания: о существлять информационную переработку прочитанного текста, передавать его содержание в виде плана в письменной форме; п онимать целостный смысл текста, находить в тексте требуемую информацию; с оздавать первичный текст (творческие задания) Диагностика языковой культуры и читательской грамотности при решении заданий ЕГЭ, ВПР

Слайд 17

ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Вывод: верной является гипотеза, что с помощью использования краеведческого материала формируется языковая культура и читательская грамотность обучающихся Диагностика языковой культуры и читательской грамотности при выполнении творческих работ, решении заданий ЕГЭ, ВПР Анализ творческих работ обучающихся ВПР, 5б класс, 2020-2021 уч.г . ВПР, 6а класс, 2020-2021 уч.г .

Слайд 18

ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Создана вкладка на персональном сайте учителя «Литературное краеведение »; методические разработки уроков с использованием регионального компонента; составлена литературная карта «Писатели Сибири и Тюменской области »; р азмещен дидактический материал к урокам русского языка и литературы.

Слайд 19

ВЫВОД: Я считаю, что на данном этапе цель проекта практически достигнута, были выполнены следующие задачи: изучила научно-методическую литературу; систематизировала работу над языковой культурой и читательской грамотностью обучающихся; провела диагностику языковой компетенции и читательской грамотности при решении заданий ВПР, при выполнении творческих работ; создала условия по воспитанию духовно-развитой личности, развитию чувства патриотизма, любви и уважения к родному краю, эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; представила опыт работы по данной теме на методических объединениях, личном сайте: https:// nsportal.ru/marashova-irina-viktorovna .

Слайд 20

ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ ПРОЕКТА использование элементов литературного краеведения на занятиях по гуманитарным предметам, в том числе при изучении курса «Родной язык», и во внеурочной деятельности; создание собственного фонда литературно-краеведческой и методической литературы; развитие сетевого взаимодействия по теме ; исследовательская деятельность через фольклорные и диалектологические практики.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Областной конкурс профессионального мастерства «Учитель года – 2021» Конкурсное испытание «Методическая мастерская» Марашова Ирина Викторовна, учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории МАОУ Абатская СОШ № 1 Педагогический стаж – 7 лет СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТЫЙ ПОДХОД в Реализации регионального компонента на уроках русского языка и литературы

Слайд 2

Теоретические основы реализации регионального компонента Кускова М.В. Каткова О.А.