Самообразование
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Золотой ключик»
с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию
ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
«Развитие речи у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр».
Воспитатель: Лукиных Л.Б.
г. Пыть-Ях
2022-2024г.г.
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ
Тема самообразования: «Развитие речи у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр».
Цель: Создание условий для развития речи детей дошкольного возраста посредством дидактической игры.
Задачи:
-проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.
-составить подборку дидактических игр по развитию речи у детей дошкольного возраста.
- повысить профессиональную компетентность в вопросах внедрения дидактических игр в современные технологии;
Перечень вопросов по самообразованию:
∙ изучение психолого-педагогической литературы;
∙ планомерное и систематическое совершенствование методов
учебно-воспитательного процесса;
∙ анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности детей;
∙ продолжать изучать педагогический опыт других педагогов;
Предполагаемый результат:
∙ активизация познавательного интереса дошкольников;
∙ развитие внимания, памяти, речи, воображения, логического мышления;
∙ развитие речи у детей дошкольного возраста.
Форма отчета по проделанной работе: отчет о проделанной работе.
Презентация: Развитие речи у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр.
Форма работы:
-совместная деятельность педагога с детьми;
-индивидуальная работа с детьми;
-свободная самостоятельная деятельность самих детей.
Методы и приемы работы:
Объяснение, показ, беседа, игра.
Форма самообразования: (индивидуальная)
1 Этап. Подготовительный (выявление)
№ | Содержание работы | Сроки |
| Определение темы по обобщению опыта, обоснование ее актуальности, необходимости рассматривания темы самообразования: «Развитие речи у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр».
| 09.2022г. |
2 этап. Аналитический (изучение)
№ | Содержание работы | Сроки |
| Составление плана работы по самообразованию -определение содержания работы по самообразованию; -выбор вопросов для самостоятельного углубленного изучения.
| 09.2022г. |
3 этап. Организационный (обобщение)
№ | Содержание работы | Сроки |
1 | Теоретическая часть: Изучение методической, педагогической, психологической и другой литературы, опыта работы коллег и периодической печати и в интернете. Изучение теоретического материала по данной теме в педагогической и методической литературе. 1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования 2.Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы изд.Мозаика-Синтез Москва 2014. 3. Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры 4. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения 5. Лыкова И. А. «Дидактические игры и занятия. Художественное воспитание и развитие детей 1–7 лет». Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений. «Карапуз-дидактика». Творческий центр СФЕРА 6. Журналы «Дошкольное воспитание», «Ребёнок в детском саду" 7. Е.Н. Панова «Дидактические игры – занятия в ДОУ». Практическое пособие для воспитателей и методистов. Воронеж 2007г. | 09.2022г 10.2022г. |
2 | Практическая часть Создание «Педагогической копилки» картотека дидактических игр по развитию речи картотека песен | 11.2022г 12.2022г. |
| пальчиковых физминуток | 01.2023г |
| Консультации для родителей и педагогов -Говорим правильно -Игра на развитие словарного запаса | 02.2023г |
| Изготовление папок-передвижек для родителей “Дидактические игры для развития речи». | 03.2023г |
| Разработка и оформление дидактических игр.
Участие родителей в изготовлении дидактических игр.
| 04.2023г |
| Оформление консультации для родителей «Роль дидактической игры в семье и детском саду». | |
| Подбор аудио и видеозаписей песен и мультфильмов для развития речи | 09.2023г |
Рекомендации для родителей «Поговори со мною, мама» | 10.2023г | |
Кубики Блума по темам | 11.2023г. | |
Консультация «Игры, которые можно провести дома» | 12.2023г. | |
Додекаэдр по темам | 01.2024г. | |
Консультация для педагогов «Современные технологии речевого развития дошкольников» | 02.2024г. | |
«Советы родителям будущих первоклассников» | 03.2024г. | |
Выступление на родительском собрании «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада». | 04.2024г | |
| Обобщение и распространение передового педагогического опыта по теме самообразования. Презентация: Использование дидактической игры в процессе образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста. | 05.2024г |
4 этап. Завершающий ( внедрение)
№ | Содержание работы | Сроки |
1 | Оформление опыта работы: Составление картотеки дидактических игр | 04.2024г |
5 этап. Презентационный (распространение)
№ | Содержание работы | Сроки |
1 | Отчет о проделанной работе. Презентация: «Развитие речи у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр». | 05.2024г |
2 | Подготовка материала к публикации в печатных изданиях | В течение уч. года |
3 | Участие в педагогических конкурсах профессионального мастерства, проектах, семинарах муниципального, республиканского, федерального уровней | В течение уч. года |
Актуальность темы:
Вопросы развития речи у детей очень актуальны. Благодаря речи дети познают окружающий мир, накапливают знания, расширяют круг представлений о предметах. При помощи речи выражают свои потребности, рассказывают о своих чувствах и переживаниях.
Дети, не получившие в дошкольном возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное, в будущем этот пробел в развитии влияет на его дальнейшее развитие. Именно в дошкольном возрасте нужно обогащать пассивный словарь ребёнка, приучать ребенка самостоятельно пользоваться словами, стимулировать речевую активность и познавательные интересы.
Эта проблема подвела меня к мысли о необходимости больше внимания уделить именно развитию речи детей дошкольного возраста. Поэтому задача обогащения словаря и активизации речи детей должна решаться ежеминутно, ежесекундно, постоянно звучать в беседах с родителями, пронизывать все режимные моменты.
Игра развивает язык, а язык организует игру. Главное назначение игр – развитие ребёнка, коррекция того, что в нем заложено и проявлено, вывод ребёнка на творческое, экспериментальное поведение. Дидактическая игра развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли.
Развитие речи ребёнка в дошкольном возрасте способствует в дальнейшем благополучному обучению в школе.
Задача педагога заключается в том, чтобы вызвать у детей интерес к игре, подобрать такие варианты игры, где дети смогли бы активно обогатить свой словарь. Дидактическая игра является широко распространенным методом словарной работы с детьми дошкольного возраста.
Несомненно, дидактические игры являются мощнейшим средством для развития речи у детей еще и потому, что их можно рекомендовать для использования родителям в домашних условиях.