консультации для педагогов

Лукиных Лариса Борисовна

Дидактическая игра служит одним из основных средств развития речи детей. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Организация конструктивной деятельности в ДОУ»

Конструирование – это практическая деятельность детей, направленная на

получение определённого, заранее задуманного продукта. Конструирование в

дошкольном возрасте тесно связано с игрой и является деятельностью, отвечающей интересам детей. Продукты детского конструирования, как правило, предназначаются для практического использования в игре.

Значение конструирования в формировании личности ребёнка:

1. Развивает технические способности детей.

2. Формирует тонкую наблюдательность, сосредоточенность внимания.

3. Развивает пространственное воображение, гибкость мышления.

4.Формирует эмоционально-волевые качества личности: дети учатся

испытывать удовлетворение, создавая или совершенствуя конструкцию,

значимую для других людей, стремятся добиться поставленной цели.

5. Готовит детей к школе: развивает мышление, память, воображение,

способность к самостоятельному творчеству.

6. Способствует формированию:

- обобщенных представлений о предметах, способности понимать

существенные связи и зависимости между отдельными предметами и явлениями;

- обобщенных способов действий, умения обследовать предметы, планировать

работу, самостоятельно исправлять ошибки;

- самоконтроля, способности управлять своими психическими процессами.

7. Во время ООД формирует умение слушать воспитателя, принимать

умственную задачу и находить способ ее решения.

8. Сознание детей переключается с конечного результата на способы

 достижения цели, они начинают понимать, что, при выполнении задания важен не только практический результат, но и приобретение новых умений, знаний, новых способов деятельности.

9. Способствует развитию речи.

10. Помогает формированию дружного детского коллектива, навыков

коллективной работы.

11. Обогащает эстетические представления детей.

Выделяют два типа конструирования: техническое и творческое.

В техническом конструировании дети в основном отображают реально

существующие объекты, а также придумывают поделки по ассоциации с

образами из сказок, фильмов. При этом они моделируют их основные

структурные и функциональные признаки: здание с крышей, окнами, дверью;

корабль с палубой, кормой, штурвалом и т.п. К техническому типу

конструкторской деятельности относятся: конструирование из строительного

материала (деревянные окрашенные или неокрашенные детали геометрической формы); конструирование из деталей конструкторов, имеющих разные способы крепления; конструирование из крупногабаритных модульных блоков.

В художественном конструировании дети, создавая образы, не только (и не

столько) отображают их структуру, сколько выражают свое отношение к ним, передают их характер, пользуясь цветом, фактурой, формой: «веселый клоун», «худой простофиля волк», «прекрасный принц» и т.п. К художественному типу конструирования относятся конструирование из бумаги и конструирование из природного материала.

Существование двух видов детского конструирования – творческого и

технического, каждый из которых имеет свои особенности, требует

дифференцированного подхода в руководстве ими.

Виды конструирования в детском саду:

В зависимости от того, из какого материала дети создают свои постройки и

конструкции, различают:

 - конструирование из строительных материалов;

 -конструирование из бумаги, картона, коробок, катушек и других материалов;

 - конструирование из природного материала.

 Конструирование из игровых строительных материалов является наиболее

доступным и легким видом конструирования для дошкольников и начинается с раннего возраста.

Детали строительных наборов представляют собой правильные геометрические тела (кубы, цилиндры, бруски и т. д.) с математически точными размерами всех их параметров. Это дает возможность детям с наименьшими трудностями, чем из других материалов, получить конструкцию предмета, передавая пропорциональность его частей, симметричное их расположение.

Существует множество наборов для всех возрастных групп детского сада:

настольных, для игр на полу, во дворе.

Как правило, в строительных наборах отдельные элементы крепят путем

наложения друг на друга, приставления одного к другому. Кроме строительных наборов, рекомендуются наборы «Лего», имеющие более прочные способы соединения, а также пластиковые и металлические «Конструкторы», у которых крепления более сложные – с помощью винтов, гаек, шипов и т. д.

В игре «Конструктор» дети учатся решать сложные конструктивные задачи,

знакомятся с различными способами соединения деталей, создают

всевозможные подвижные конструкции, тогда как строительные наборы

 предназначены для сооружения в основном неподвижных построек.

 Конструирование из бумаги, картона, коробок, катушек и других материалов

является более сложным видом конструирования в детском саду. Впервые дети знакомятся с ним в средней группе. Соорудить из плоского материала поделку объёмной формы непросто; бумага, картон даются в форме квадратов, прямоугольников, кругов и т. д. Прежде чем сделать игрушку, нужно заготовить выкройку, разложить и наклеить на ней детали, украшения, сделать нужные надрезы и только затем сложить и склеить игрушку. Весь этот процесс требует умения измерять, пользоваться ножницами. Все это значительно сложнее, чем конструирование построек путем составления их из отдельных готовых форм.

Коробки из-под духов, пудры, спичек, кусочки проволоки в цветной обмотке,

пенопласта, поролона, пробки и т. д. фактически представляют собой

полуфабрикат. Соединяя с помощью клея или проволоки коробки, катушки

между собой, дополняя их разнообразными деталями другого материала, дети получают интересные игрушки – мебель, транспорт и другие изделия.

 Природный материал в качестве строительного можно использовать для игр

детей, начиная со второй младшей группы. Это песок, снег, вода. Из сырого

песка дети строят дорогу, домик, садик, горку, мосты, с помощью форм

(песочниц) – пирожки и др. В более старшем возрасте дети замораживают

подкрашенную воду, приготавливая цветные льдинки, которыми украшают

участок. Из снега делают горку, домик, снеговика, фигурки зверей.

Используя в своих играх природный материал, дети знакомятся с его

свойствами, учатся заполнять свободное время интересной деятельностью. Они узнают, что песок сыпучий, но из сырого песка можно лепить; воду можно наливать в разную посуду, на холоде она замерзает и т. д.

Начиная со средней группы, дети делают игрушки из природного материала:

веток, коры, листьев, каштанов, шишек сосны, ели, ореховой скорлупы, соломы, желудей, семян клена и т. д. Особенность поделок из этого материала состоит в том, что используется его естественная форма. Качество и выразительность достигается умением подметить в природном материале сходство с предметами действительности, усилить это сходство и выразительность дополнительной обработкой с помощью инструментов.

 Особенно большое значение эта деятельность имеет для развития

фантазии, художественного вкуса, творческой деятельности ребёнка.

Основной формой работы по обучению детей конструированию является

 привлечение их к участию в НОД. В зависимости от поставленных задач и

наличия строительного материала может быть использован как фронтальный,

так и подгрупповой способ организации детей.

Методы и приёмы работы с детьми:

Наблюдение натурального объекта

Все возрастные группы

Показ и анализ образца

При         недостаточном         опыте конструирования         или если         впервые сооружают подобную поделку и способы действий незнакомы.

Показ способов действий

При         недостаточном         опыте конструирования         или если впервые сооружают подобную поделку и способы действий незнакомы.

Показ         отдельных         приемов

конструирования или технических приемов работы

При наличии некоторого опыта.

Постановка конструктивных задач по условиям, требующим усложнения знакомой конструкции

Младший и средний возраст.

Обыгрывание темы в начале занятий и в анализе

Все возрастные группы, в старшем возрасте - исходя из тематики и задач.

Объяснение последовательности и способов выполнения постройки, игрушки

При сложных видах конструирования: из бумаги, природного материала и др.

Пояснения, вопросы

Все возрастные группы.

Постановка перед детьми проблемных задач

Старший возраст.

Анализ и оценка процесса работы и качества готовой продукции

Младший возраст - исключительно положительная оценка, старший- обращать внимание на эстетическую сторону,

соответствие поставленным целям , характер работы, коллективизм и т.д.

                                                                                          

Важно сформировать у детей обобщённые способы обследования предметов.

Последовательность обследования:

1) целостное восприятие – рассматривание - предмета с общей

 характеристикой (например, «мост длинный, с плавными спусками», «здание школы большое, у него много окон» и т. д.);

2) определение общей формы предмета (форма здания напоминает большой

брусок, поставленный вертикально или горизонтально); выделение основных его частей, определение их формы и величины;

3) выяснение пространственного размещения частей относительно друг друга

(сверху, снизу, слева, справа, выше, ниже);

О, его качества и т.п.);

5) повторное восприятие рассматривание) предмета в целом с определением

его общей характеристики («вот высокий двухэтажный дом вы будете учиться строить» и т. д.);

Подбор и сочетание указанных выше методов и приёмов определяет форму

организации продуктивно-конструктивной деятельности в процессе ООД.

Формы организации обучения конструированию

    1. Конструирование по образцу заключается в том, что детям предлагают

образцы построек, выполненных из деталей строительного материала и

конструкторов, поделок из бумаги и т.п. и, как правило, показывают способы их воспроизведения. В данной форме обучения обеспечивается прямая передача детям готовых знаний, способов действий, основанная на подражании. Такое конструирование трудно напрямую связывать с развитием творчества.

  1. Конструирование по модели заключается в следующем.

Детям в качестве образца предъявляют модель, в которой очертание отдельных составляющих ее элементов скрыто от ребенка (в качестве модели может выступать конструкция, обклеенная плотной белой бумагой). Эту модель дети должны воспроизвести из имеющегося у них строительного материала . Таким образом, в данном случае ребенку предлагают определенную задачу, но не дают способа ее решения.

Конструирование по модели является усложненной разновидностью

конструирования по образцу.

     3. Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам. Сначала детей учат построению простых схем-чертежей, отражающих образцы построек, а затем, наоборот, практическому созданию конструкций по простым чертежам схемам.

   4. Конструирование по замыслу по сравнению с конструированием по образцу обладает большими возможностями для развертывания творчества детей, для проявления их самостоятельности; здесь ребенок сам решает, что и как он будет конструировать.

   5. Конструирование по теме. Детям предлагают общую тематику

конструкций («птицы», «город» и т.п.), и они сами создают замыслы конкретных построек, поделок, выбирают материал и способы их выполнения. Эта форма конструирования очень близка по своему характеру конструированию по замыслу, с той лишь разницей, что замыслы детей здесь ограничиваются определенной темой. Основная цель организации конструирования по заданной теме - актуализация и закрепление знаний и умений, а также переключение детей на новую тематику.

   6. Каркасное конструирование предполагает первоначальное знакомство

детей с простым по строению каркасом как центральным звеном постройки (его частями, характером их взаимодействия) и последующую демонстрацию

педагогом различных его изменений, приводящих к трансформации всей

конструкции. В результате дети легко усваивают общий принцип строения

каркаса и учатся выделять особенности конструкции, исходя из заданного

 каркаса.

При выборе методов и форм организации работы необходимо помнить, что

 основная цель обучения конструированию заключается не в том, чтобы научить ребёнка делать ту или иную поделку, а в том, чтобы развивать мышление ребёнка, его нравственные качества, эстетические чувства.

При организации ООД по конструированию и выборе тем необходимо

опираться на комплексно- тематическое планирование, рабочую программу

группы. Формы организации обучения конструированию необходимо чередовать, опираясь на требования программы каждой возрастной группы.



Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов ДОУ

«Роль дидактической игры в развитии словаря у дошкольников».

Одним из эффективных средств формирования словаря детей дошкольного возраста выступают дидактические игры. Выполняя функцию средства обучения, дидактическая игра служит одним из основных средств развития речи детей. Она помогает усвоению, закреплению знаний. Использование дидактической игры повышает интерес детей к речи, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение речевого материала. 

Словарные дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях. В этих играх ребёнок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретённые ранее знания и словарь в новых условиях. 

Подбор материала для дидактических игр должен определяться задачами словарной работы. Для активизации бытового словаря подбирают игрушки или картинки, изображающие предметы быта. Для активизации природоведческого словаря подбирают природный материал. Одним из условий чёткого руководства играми является определение перечня слов, подлежащих усвоению. 

Содержание и методика словарной работы, осуществляемая в форме дидактических игр, в разных возрастных группах имеет свои особенности. 

В младших группах преобладают занятия с образными игрушками. Наиболее типичны игры – занятия с куклой. Эти занятия ценны тем, что слово в них связывается с действием. Новое слово может повторяться несколько раз в разных сочетаниях, по-разному изменяясь. 

Игры – занятия проходят как разговор воспитателя с детьми, сопровождаемый игровыми действиями. Они обогащают самостоятельную деятельность малышей. Взаимосвязь словарной

работы на занятиях с воздействием на речь детей в быту, игре создаёт условия для выработки у них многочисленных и разных по характеру ассоциативных связей на одно и то же слово. 

Широко используются дидактические игры с игрушками: «Найди игрушку», «Угадай игрушку на ощупь», «Узнай, что изменилось» и др. Игры проводятся с разной целью. В зависимости от того, какие слова уточняются и закрепляются, воспитатель и подбирает игрушки. Обычно используют 2 – 3 игрушки, которые предварительно рассматриваются. В процессе рассматривания происходит уточнение словаря, а в процессе последующей игры – его активизация. В игре также сочетаются обучение и занимательность. 

Средний дошкольный возраст – это качественно новая ступень в развитии ребёнка. На этом этапе происходит дальнейшее обогащение словаря, развивается способность к обобщению. Это связанно с расширением жизненного опыта ребёнка и его круга общения со взрослыми и другими детьми. 

В течение года словарь ребёнка пятого года жизни увеличивается примерно на 600 – 800 слов. Особенно заметно возрастает количество употребляемых 

существительных и глаголов. Происходит углубление понятий и связанное с ним усвоение значений слов. Происходит углубление понятий и связанное с ним усвоение значений слов. Появляются ярко выраженное критическое отношение к речи окружающих, а иногда и к собственной, попытки осмыслить значения слов. Между тремя и пятью годами наблюдается подъём интереса к слову, что проявляется в многочисленных вопросах. 

Несмотря на увеличивающийся словарный запас, рост словаря отстаёт от роста представлений, появляется разрыв между пассивным и активным словарём. Отсюда обилие в речи детей указательных местоимений и наречий (тот, этот, туда, такой). 

Задача воспитателя состоит в наполнении конкретным содержанием имеющихся у детей слов, уточнении их смысла, активизации в речи. Следует уделять внимание правильному пониманию слов, точному употреблению их по смыслу, расширению активного запаса слов; учить при сравнении предметов выделять и точно обозначать существенные признаки; активизировать слова, обозначающие качества и действия. Важно также обогащать речь детей прилагательными на основе расширения и углубления представлений (лиса – рыжая, хитрая, осторожная). 

Детей учат использовать антонимы для обозначения величины, цвета (большой – маленький, длинный – короткий, светлый – тёмный, продолжают развивать понимание и навыки употребления слов, выражающих видовые и родовые понятия, формируют умение использовать обобщающие слова (овощи, посуда, мебель, игрушки, одежда). 

В методике словарной работы много общего с методикой для младших групп, но есть особенности в использовании различных средств развития словаря, появляются новые методические приёмы, которые основываются на возможности воспринимать речь без наглядного сопровождения, на опыте детей. Речевые рефлексы у детей этого возраста

образуются быстро, но быстро угасают, отличаются неустойчивостью. Поэтому в средней группе необходимо повторение одних и тех же игр. Хочу такой сайт

В средней группе проводят те же дидактические игры, но материал для них подбирают в соответствии с лексическим запасом детей. Увеличивается количество предметов (картинок) и их признаков, которые выделяются в игре. Игры «Угадай, что спрятали», «Посмотри и запомни», «Угадай, что прибавилось», «Чудесный мешочек», «Угадай, что изменилось» могут содержать разные дидактические задачи: закрепление наименований предметов и игрушек; описание их на основе зрительного восприятия и без опоры на наглядность; сравнение по цвету, размеру, форме, назначению; классификация; закрепление грамматических форм слова; употребление слов, обозначающих пространственные отношения. 

В средней группе водятся словесные дидактические игры «Узнай по описанию», «Где что растёт?», «Кто что делает». 

Таким образом, усложнение словарной работы в средней группе связанно, в первую очередь, с расширением и углублением знаний об окружающем мире. В этой группе большое внимание уделяется обогащению словаря словами, которые придают речи ребёнка точность и выразительность, помогают выражать впечатления и переживания. 

Большое место в средней группе занимает работа над многозначными словами. Для ознакомления детей с многозначными словами необходимо проводить 

специальные игры. В них многозначное слово становится семантическим ядром, вокруг которого располагаются другие слова тематически связанного ряда. Используют наглядность, а также драматизации и инсценировки. Словарные игры могут содержать задания на использование многозначных слов, синонимов, антонимов, словосочетаний в связных высказываниях о предметах и игрушках, картинках, а также в высказываниях на темы из личного опыта. 

Старший дошкольный возраст. Ребёнок старшего дошкольного возраста существенным образом отличается от ребёнка 4 – 5 лет. Самым главным является то, что развивается его личность в целом, растёт и развивается сознание. Ребёнок начинает мыслить на основе общих представлений, его внимание становится более целенаправленным, устойчивым. Расширяется круг интересов, совершенствуется деятельность. На этой основе происходит дальнейшее расширение и углубление круга представлений, и рост словаря. Дети 5 – 7 лет владеют бытовым словарём на уровне разговорного языка взрослых, употребляют слова не только с обобщающим, но и с отвлечённым значением – горе, радость, смелость. У них появляется большой интерес к слову, к его значению. Наблюдается и словотворчество – в тех случаях, когда в словаре ребёнка не находится нужного слова («самостреляльный» пистолет, «самогоночная» машина). Однако чаще в случаях затруднения ребёнок не называет предмет. 

В подготовительной к школе группе усиливается внимание к работе над смысловой стороной слова, к усвоению детьми выразительных средств языка. Особое внимание уделяется обогащению детской речи прилагательными и глаголами, выражающими качества и действия наблюдаемых объектов. Так, при рассматривании кролика не ограничиваются такими определениями шерсти, как белая и мягкая, а добиваются новых выразительных характеристик: тёплая, гладкая, пушистая, шелковистая. Употребляют глаголы: прыгает, скачет, присел, жуёт, принюхивается, хрустит (морковкой). 

Проводится сравнение объекта, наблюдаемого в данный момент, с тем, который рассматривали раньше, даётся их описание. Одновременно с углублением знаний происходит освоение слов, более точно характеризующих разнообразные признаки предметов и действий. Если во второй младшей и средней группах, рассматривая картинку, дети обозначали глаголом бежит движения зайца, лошади, лисы, то теперь при рассматривании этих же картинок они употребляют такие слова: заяц – скачет, мчится, несётся; лошадь – бежит, скачет; лиса – крадётся, гонится. 

Таким образом, дидактические игры являются одним из средств формирования словаря детей дошкольного возраста.



Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Сюжетно – ролевая игра как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста в условиях детского сада»

  Важное место в патриотическом воспитании дошкольников занимают игровые формы (имитации, соревнования, ролевые и деловые игры, игровые ситуации), поскольку игра – является главным видом занятий ребенка дошкольника.

  Игрой называется такой вид непродуктивной деятельности, цель которой проявляется не в результатах, а в самом процессе.                                                       Для малышей игра, которая зачастую в педагогических методических пособиях имеет название «спутника детства», являет собой главное содержание жизнедеятельности, выступает как ведущая деятельность, тесно переплетается с практикой и познанием окружающего. В играх задействованы все стороны личности ребенка: малыш совершает движения, 30 говорит, воспринимает окружающую действительность, размышляет, строит планы; в течение игры задействованы все его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются проявления воли и эмоций. В этом проявляется свойство игры как важного средства воспитания

 Сюжетно-ролевая игра - это особая творческая игра детей 5 – 7 лет, которая в развернутом виде представляет воображаемую деятельность, в ходе которой дошкольники принимают на себя роли взрослых и в упрощенной форме в специально создаваемых игровых условиях пытаются повторить деятельность взрослых и отношения между ними. Поскольку игра является ведущим видом деятельности дошкольника, то сюжетно-ролевая игра становится главным средством в формировании социального поведения ребенка, т.к. ребёнок начинает жить по правилам, стараясь учитывать свои интересы и собеседников, перенимает конкретные поведенческие нормы

  Сюжетно-ролевой игре присущи основные характеристики игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность участвующих в ней детей, эмоциональность, самостоятельность, активность, творчество.

  Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребенка, - это окружающий его мир, жизнь и деятельность ближайшего социума, взрослых и сверстников. Определяющей особенностью сюжетно-ролевой игры служит присутствие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация включает в себя сюжет и роли, которые принимают на себя участники в ходе 31 игры, также включает своеобразное применение атрибутов игры: вещей и предметов. Сюжет игры – это некоторый ряд событий, объединенных замотивированными связями. В сюжете проявляется содержание игры – характер тех действии и отношений, которыми связаны участники воображаемой ситуации. Ребенок 5-7 лет может обдуманно выбирать сюжет игры, намечать ее план, намечать примерную последовательность действий, то есть может в общих чертах вообразить изображаемые события. Дети в этом возрасте могут также распределять между собой роли, хотя здесь и требуется помощь педагога-воспитателя. Роль служит главным стержнем сюжетно-ролевой игры. Чаше всего ребенок желает принимать на себя роль взрослого. Существование роли означает, что в своем сознании малыш отождествляет себя с тем или иным персонажем и действует в сюжетно-ролевой игре от его имени. Малыш соответствующим образом применяет те или иные предметы (взвешивает продукты как продавец, готовит завтрак как мама), вступает в различные взаимоотношения с другими играющими (приходит в гости, возит пассажиров на машине и т. д.). Роль выражается в действиях, речи, мимике, пантомиме. Исследователь детства Л.С. Выготский отмечал, что, хотя малыш создает в процессе сюжетно-ролевой игры воображаемые ситуации, однако чувства, которые он при этом испытывает, самые настоящие. Содержание игры - это то, что стремится воспроизвести ребёнок в качестве основного момента в отношениях с другими играющими. Конкретный тип отношений между людьми, который дети стремятся выстроить в игре, может быть различным и зависит от отношений реальных взрослых, окружающих ребёнка. Одна и та же по своему сюжету игра (например, «Семья») может иметь абсолютно различное содержание: одна «мама» будет ругаться и бить своих «детей», другая - наряжаться перед зеркалом и ходить в гости, третья - постоянно подметать пол, стирать и 32 готовить, мыть посуду, четвёртая – рассказывать детям сказки, играть с ними и пр. Все эти разнообразные варианты отражают то, что впитывает ребёнок из окружающей жизни. То, как ведет себя мама со своей дочкой, дочка будет демонстрировать в сюжетно-ролевой игре с куклой (или подружкой по игре). Человеческие отношения и условия, в которых живёт малыш, детерминируют не только сюжеты, но, прежде всего, содержание детских игр. Таким образом, сюжетно-ролевая игра возникает из условий, в которых растет ребёнок и отражает, воспроизводит эти условия.