Результаты мониторинговых исследований
Предварительный просмотр:
Анализ
результатов диагностики уровня воспитанности
обучающихся 5-9 классов
Цель: Выявление уровня воспитанности в школе
Задачи:
Определить состояние уровня воспитанности детей методом анкетирования и наблюдения.
Оценить и выявить основные проблемы воспитательного процесса.
Наметить решения и внести предварительные коррективы в рабочую программу по воспитательной работе для регулирования и коррекции уровня воспитанности детей.
На первом этапе определения уровня воспитанности применялась диагностическая программа изучения уровня воспитанности М.И. Шиловой для 5-9 классов (Диагностика № 1). Использован метод наблюдения.
Согласно данным проведенного исследования в средних классах школы средний уровень воспитанности - 3,6 балла. Характеризуется данный уровень следующими параметрами:
положительное поведение, наличие саморегуляции и самоорганизации;
имеют правильное, но не совсем полное представление о нравственном идеале, выражают устоявшееся мнение об идеале, нравственных ценностях и качествах личности;
не имеют четкой программы самовоспитания;
активная общественная позиция еще не проявляется;
наблюдается расхождение между поступками и убеждениями, единичны случаи нравственной неустойчивости;
преобладание духовных ценностей над материальными.
Итоговая диагностика уровня воспитанности выглядит так:
23,1% - высокий уровень воспитанности, который определяется устойчивой и положительной самостоятельностью в деятельности и поведении на основе активной общественной, гражданской позиции;
27,9% - хороший уровень воспитанности, который определяется в основном, сформированностью внутренних регуляторов поведения, но в критических ситуациях нуждаются в помощи, характерна положительная самостоятельность в деятельности и поведении, общественная позиция ситуативна .
40,3% - средний уровень воспитанности, которому свойственна некоторая самостоятельность, проявление самоорганизации и саморегуляции. Отсутствует общественная позиция, характеризуется слабым, еще неустойчивым опытом положительного поведения, которое регулируется в основном требованиями старших и другими внешними стимулами и побудителями.
8,7% - низкий уровень воспитанности, который характеризуется низкой степенью действенности нравственного идеала; нравственной неустойчивостью, отвержением необходимости самовоспитания. Происходит частичное игнорирование педагогического воздействия, направленное на мотивацию самовоспитания, проявление себя как само разрушающейся личности, склонной к асоциальному .
Диагностирование проводилось по 5 направлениям. Каждое направление имеет свои показатели воспитанности. Результаты диагностики отражены в диаграммах в процентном соотношении.
Направление: «Отношение к обществу» содержит в себе следующие показатели:
- Долг и ответственность.
- 1.2.Бережливость.
Направление: «Отношение к труду».
- Дисциплинированность.
- Ответственное отношение к учению.
- Отношение к общественному полезному труду (трудолюбие).
Направление: «Отношение к людям».
- Коллективизм и товарищество.
- Толерантность, доброта и отзывчивость.
- Честность и правдивость.
Направление: «Отношение к себе».
- Простота и скромность.
Направление: «Отношение к культуре».
- Культурный уровень
На втором этапе определения уровня воспитанности применялась диагностика (№ 2) уровня воспитанности М.И. Шиловой для 5-9 классов. Использован метод анкетирования. Проведено в марте 2017 года.
Дети самостоятельно отвечали на вопросы анкеты без помощи педагога. Данное исследование имело целью выявление насколько они адекватно, и объективно могут оценить свой уровень воспитанности. Согласно данным анкетирования у учащихся средний уровень воспитанности – 0,7 балла. Из всего состава группы имеют:
46,2% - хороший уровень воспитанности.
38,4% - средний уровень воспитанности.
15,4% - низкий уровень воспитанности.
Расхождения с диагностикой № 1 и 2 имеет следующие причины - анкетирование проводилось впервые, следовательно, возможно, дети неправильно поняли предложенные суждения для самооценивания в анкете, путались в баллах и т.п.
Важно перед проведением следующего анкетирования, проводить индивидуальный и более четкий инструктаж по блокам анкеты в течение года. В программу воспитательной работы внести коррекционные занятия на формирование адекватной и объективной самооценки, усовершенствовать систему поощрения и стимулирования. Поскольку, адекватная самооценка и соответствующий ей уровень притязаний – необходимое условие успешной социально-трудовой адаптации, безболезненной интеграции в окружающее общество воспитанника.
Таким образом, необходимо продолжить работу над повышением уровня воспитанности детей через:
Проведение коррекционных занятий, которые должны быть направлены:
- повышение самооценки у воспитанников;
- постепенное развитие способности анализировать и контролировать себя, управлять собой;
- постепенное приучение ребят к оценке поведения товарищей и самооценке;
- формирование прочной системы нравственной саморегуляции, выработку потребности в высоконравственных поступках и самостоятельном поведении.
- формирование адекватной и объективной самооценки;
- овладение приемами снятия психоэмоционального напряжения.
- Проведение творческих занятий.
- Индивидуальные беседы и трудовые дела.
Включение воспитанников в такую деятельность, которая вызывала бы потребность и необходимость обдумывания своих действий и поступков и предвидения их последствий
Самым идеальным результатом воспитательной работы в будущем, можно считать такое развитие личности, при котором будет полное совпадение уровней развития нравственного сознания и нравственного поведения.
Директор школы: /Жапова Т.Ц./