Методичка
Предварительный просмотр:
Основные направления социально-педагогической работы
в образовательном учреждении:
- Помощь семье в проблемах, связанных с учебой, воспитанием, просмотром за ребенком;
- Помощь ребенку в устранении причин, негативно влияющих на его успеваемость и посещение учреждения;
- Привлечь детей, родителей, общественности к организации и проведению социально-педагогических мероприятий, акций;
- Распознавание, диагностирование и решение конфликтов, проблем, трудных жизненных ситуаций, затрагивающих интересы ребенка, на ранних стадиях развития с целью предотвращения серьезных последствий;
- Индивидуальное и групповое консультирование детей, родителей, педагогов, администрации по вопросам разрешения проблемных ситуаций, конфликтов, снятию стресса, воспитанию детей в семье;
- Выявление запросов, потребностей детей и разработка мер помощи конкретным учащимся с привлечением специалистов из соответствующих учреждений и организаций;
- Помощь педагогам в разрешении конфликтов с детьми, в выявлении проблем в учебно-воспитательной работе и определения мер их преодоления;
- Проектирование, разработка планов и программ по различным направлениям деятельности образовательного учреждения;
- Пропаганда и разъяснения прав детей, семьи, педагогов;
- Решение практических вопросов обеспечения учебно-воспитательной работе за пределами расписания учебных занятий;
Возможно распределение обязанностей социальных педагогов по профилю деятельности (охрана здоровья и гигиены, профилактика школьной и социальной дезадаптации, работа с родителями, опека и попечительство) по классам, по типу «семейный социальный педагог» (на 25-30 семей) и др.
Сила науки и успеха практики профессиональной деятельности во многом зависит от совершения методов исследования и преобразования деятельности, от того насколько они надежны, как быстро и эффективно данная отрасль все самое новое, передовое, что является в методах других наук и в практике.
В социальной педагогике используется комплекс научно-исследовательских методов и методик. Можно выделить следующие подгруппы:
- Общелогические методы: анализ, синтез, обобщение, сравнение, моделирование, проектирование.
- Общенаучные методы: анализ литературных источников, теоретический анализ и синтез социально-педагогических исследований, наблюдение (в естественных условиях, при моделировании сложных ситуаций, в процессе тестирования, совместных мероприятий и др.), изучение и обобщение опыта, эксперимент, метод экспертных оценок.
- Исторические методы: сравнительно-исторический (для установления закономерности, повторяемости исторических процессов), генетический (выявление происхождения, причин и стадий изучаемого явления), структурный (установление связей отдельных элементов со всей системой) и др.
- Социальные методы: анкетирование и интервью, социометрия, мониторинг (постоянное отслеживание социальных ситуаций фокусе их изменения, с прогнозированием этих изменений на определенную перспективу), метод социальных биографий, метод комплексного социального (психологического) моделирования, метод «Работа со случаем», метод «Диалог» и др.
- Психологический метод: применение бланковых и аппаратурных тестов: индивидуальных и групповых.
- Методы математической статистики.
Источниками исследования соответственно выступает:
- документы;
- книги;
- журналы; газеты;
- опыт работы социального педагога;
- люди (дети, социальные, научные работники, преподаватели, семьи и др.)
- технико-информационные системы (радио, телевиденье, компьютерные сети);
- традиции учреждений;
Функции социального педагога:
- Образовательно-воспитательное – специалист обеспечивает целенаправленное педагогическое влияние на поведение и деятельность детей и взрослых, содействует образовательной и воспитательной работе всех социальных институтов в зоне своего профессионального влияния: семьи, образовательных учреждений, трудовых коллективов, средств массовой информации, организаций и общественных объединений;
- Диагностическая – специалист ставит «социальный диагноз», изучает психологические и возрастные особенности, способности человека, вникает в мир его интересов, круг общения, в условия его жизни, выявляет позитивные или негативные влияния, проблемы;
- Организаторская – специалист организует ту или иную общественно ценную деятельность детей и взрослых, помогает в трудоустройстве, профессиональной ориентации и адаптации, координирует деятельность подростковых и молодежных объединений, влияет на воздействие клиента с медицинскими, образовательными, культурными, спортивными, правовыми учреждениями, общества и благотворительными организациями, обеспечивает реализацию планов, проектов и программ;
- Прогностическая – специалист участвует в разработке планов, программ и прогнозов социального развития микрорайона и конкретного микросоциума, деятельности различных институтов, разрабатывает социально-педагогичекую программу развития личности ребенка, схема и алгоритм решения конкретных социально-педагогических задач;
- Профилактическая и социально-терапевтическая – специалист участвует и приводит в действие социально-правовые, юридические и психологические механизмы предупреждения и преодоления негативных влияний, организует социотерапевтическую помощь нуждающимися, обеспечивать защиту прав человека в обществе, оказывает помощь подросткам и молодежи в период социального и профессионального самоопределения;
- Организационно-комуникативныая – специалист способствует включению добровольных помощников, населения в социальную работу, в совместный труд и отдых, деловые и личностные контакты, сосредотачивает информацию и налаживает взаимодействие между различными социальными институтами в их работе с клиентами;
- Охрано-защитная – специалист использует весь арсенал правовых норм для защиты интересов клиентов, содействует применению мер государственного принуждения и юридической ответственности в отношении лиц, допускающих прямые или опосредованные противоправные воздействия на клиентов;
- Посредническая – специалист осуществляет связи между семьей, образовательным учреждением, ближайшим окружением, официальными инстанциями в интересах ребенка.
Социальный педагог оказывает помощь и решает проблемы клиентов (общеупотребительный мировой термин)
Примерная модель системы деятельности
социального педагога общеобразовательной школы
I этап
Составляющие деятельности:
- Формирование целей и задач социально-педагогической деятельности
- Выбор главных ориентиров в организации социально-педагогической деятельности
Цели и ориентиры могут быть следующими:
- Обеспечивать учащимся социально-педагогическую поддержку, заботу, содействовать детям группы социального риска в выборе оптимального варианта обучения (формы обучения, которая способствовала бы развитию ребенка и сохранению его биоэнергоресурсов), минимизировать факты второгодничества и исключить их в период обучения детей в 5-6 классах. Это возможно на основе использования индивидуального и личностно-ориентированного подхода.
- За счет просветительной социально-профилактической (общей и индивидуальной) работы, через вовлечение детей и родителей в различные виды деятельности, организацию их социальных инициатив достичь такого уровня мотивации социально-полезной деятельности, при котором будут практически исключены какие-либо правонарушения или преступления со стороны учащихся.
- Способствовать развитию учащихся на основе общечеловеческих ценностей, формированию у них соответствующих ценностных ориентаций, проявляющихся в межличностных отношениях.
Задачи:
- Общая социально-педагогическая диагностика контингента учащихся школы (диагностика условий жизнедеятельности учащихся в школе, семье и социуме), формирование представления об их проблемном поле на основе данных диагностики;
- Исследование соционкульурной ситуации развития детей и подростков в микрорайоне
- Исследование социально-педагогического потенциала на уровне школы и микрорайона (поиск активных вспомогательных сил – субъектов социально- педагогической деятельности).
II этап
- Реализация целей и задач I этапа.
- Планирование, программирование, проектирование социально-педагогической деятельности с субъектами.
- Осуществление активов социально-педагогической поддержки, реабилитационного социально-педагогического содействия учащихся.
- Используя возможности микрорайона и города(социальные структуры, службы, студенчество, творческую молодежь и др.) проведение просветительной, профилактической работы с одновременным вовлечением учащихся в различные виды деятельности.
- Проведение профессионально-ориентационной диагностики будущих выпускников 9, 11 классов.
- Симптоматическая диагностика педагогически несостоятельных, маргинальных и других семей группы социального риска, оказание им соответствующей помощи.
- Исследование степени удовлетворенности учащихся и родителей школьной средой.
- Работа с педагогами по развитию педагогической рефлексии, эмпатии в в отношениях с детьми.
- Вовлечение родителей в социально-педагогическую деятельность.
III этап
- Прогнозирование трудоустройства выпускников, относящихся к группе социального риска. Предварительное знакомство с учебными заведениями, которые выбрали дети
- Осуществление социально-педагогической профилактической работы по минимизации негативного прогноза (неспешность) в учебной деятельности (малые педагогические советы, социально-педагогические консилиумы, консультационные группы)
- Прогнозирование организации летнего отдыха детей группы социального риска.
- Оказание реальной помощи в трудоустройстве выпускников.
- Подведение итогов социально-педагогической деятельности.
Основная задача социального педагога в работе с неблагополучными семьями – укрепление взаимодействия с ними, использование всего комплекса педагогических средств для изменения стиля общения между родителями и детьми, развитие ответственности взрослых за воспитание детей, воздействие на состояние ребенка, корректировка его поведения.
Социальный педагог помогает родителям:
- Осознавать позитивные и негативные события, происходящие в семье
- Увидеть реальную возможность изменения трудной ситуации
- Учить преодолевать препятствия на пути достижения семейного благополучия
Он ставит целью восстановить воспитательный потенциал семьи.
Выделяют три группы проблемных семей:
- Семья с безответственным отношением к воспитанию детей, где положение осложняется аморальным поведением и образом жизни родителей.
- Семья с низкой педагогической культурой родителей, которые допускают ошибки в выборе средств, методов и форм работы с детьми, родителей не могут установить правильный стиль и тон взаимоотношений с детьми.
- Семья, в которой дети безнадзорны по различным причинам: развод, раздел в семье, занятость родителей.
Памятка для социального педагога при работе
с неблагополучными семьями
- Никогда не предпринимайте воспитательных воздействий в плохом настроении.
- Четко и ясно определите для себя, чего вы хотите от семьи, узнайте, что думает семья по этому поводу, постарайтесь убедить ее а том, что ваши цели – это, прежде всего, их цели.
- Не берите все на себя, предоставьте семье самостоятельность, не обязательно контролировать и оценивать каждый шаг.
- Не давайте окончательных готовых рецептов и рекомендаций. Не поучайте родителей, а показывайте возможные пути преодоления трудностей, разбирайте правильные и ложные решения, ведущие к цели.
- Социальный педагог обязан поощрять успехи, замечать даже незначительные ростки достижений действий семьи.
- если есть ошибки, неверные действия, укажите на них. Дайте оценку и сделайте паузу, чтобы семья осознавала услышанное.
- Дайте понять семье, что сочувствуете ей, верите в нее, хорошего мнения о ней, несмотря на оплошности родителей.
- Социальный педагог обязан формировать в себе внутреннюю устойчивость, позитивное восприятие фактов. Такая устойчивость позиции позволяет человеку не приспосабливаться к обстоятельствам, а учитывать их и изменить в соответствии нравственным нормам жизни.
- Не показывать, что Вы пришли в семью перевоспитывать родителей. действуйте в логике системы «перспективный линий» – от дальней перспективы к средней и от нее к сегодняшней.
- Социальный педагог должен быть твердым, но добрым и отзывчивым. Ни абсолютная твердость во что бы ни стало, ни такая же безграничная доброта не годятся в качестве единственного основополагающего принципа воспитания.
Координационно-календарный план работы
с неблагополучными семьями
Цель: контроль за неблагополучными семьями и детьми из этих семей; оказание педагогической помощи.
Задачи:
- Создание благоприятного микроклимата для учащихся школы.
- Всестороннее развитие способностей, творческой и социальной активности учащихся.
- Повышение уровня воспитательно-профилактической работы с подростками через взаимодействие ОВД.
Сентябрь
Провести обследование условия жизни первоклассников и вновь прибывших с целью выявления неблагополучных семей и детей, оставивших без попечения родителей, установить контроль над ними родительского комитета, общественного инспектора, организатора, классного руководителя.
Октябрь
На совещании при директоре ознакомить педагогический коллектив с итогами обследования. Проведение совместно с организатором или завучем школы беседы с детьми из неблагополучных семей. Привлечение детей из неблагополучной семьи в кружки, секции.
Ноябрь
Анализ успеваемости, поведения и психологического состояния детей из неблагополучных семей. Индивидуальная работа с ними.
Декабрь
Педагогические рейды в неблагополучные семьи и индивидуальная работа с родителями.
Январь – Март
Индивидуальная работа с родителями неблагополучных семей. Рассмотрение вопроса о работе неблагополучными семьями на заседании Совета школы.
Апрель
Работа по организации лагеря труда и отдыха летом.
Май
Проведение итогов и планирование работы на учебный год. Организация занятости и отдыха летом детей из неполных, неблагополучных, малообеспеченных семей.
Работа с пьющими родителями ведется
по трем направлениям:
- Медико-физиологическое направление осуществляется врачами, наркологическими психиатрами. Основное внимание уделяется пагубным последствиям наркомании и алкоголизма на личность в целом, на физическое и психологическое развитие человека, на влияние этих пороков на потомство, физическое наказание, травмирование психики детей в семьях пьющих родителей.
- Социально-педагогическое направление реализуется преимущественно школой совместно с другими учреждениями и организациями. Главная ее цель – раскрыть родителям и учащимся отрицательное влияние наркотиков и алкоголя на взаимоотношение между людьми, в том числе на семейные отношения, показать ущерб, который наркомания и пьянство наносят семье.
- Правовое направление имеет своей основной целью разъяснение последствий от действий и поведения лиц, находящихся в состоянии наркотического и алкогольного опьянения и их ответственности перед законом. Родители должны знать, что большая часть преступлений совершается именно в состоянии алкогольного или наркологического опьянения и что такое состояние не снижает вину за правонарушения и усугубляет ее.
Главная задача социального педагога – совмещать воспитательную работу с решением острых жизненных проблем семьи, испытывающей на себе драматизм сложных социальных коллизий.
Работа с малообеспеченными семьями
- Выявление таких семей, наблюдение, изучение их состояния, потребностей, специфики воспитания детей и внутрисемейных взаимоотношений.
- Оказание юридической помощи: отстаивание интересов членов таких семей, помощь в предоставление возможных услуг, защита прав и т.п.
- Оказать родителям помощи в трудоустройстве.
Работа с многодетными семьями
- Выявление и учет многодетных семей
- Определение основных проблем и потребностей
- Представление информации о пособиях и социальных льготах
- Помощь членам семьи в трудоустройстве, в контактах с общественными организациями
- Помощь в решение проблем женщин – матери (психологическая поддержка)
- Социальный патронаж детей, контроль успеваемости и межличностных отношений
- Консультирование членов семьи, социально-педагогическая поддержка
- Контроль использования выделенных детям материальной помощи
Работа с девиантными подростками
- Перевод социальной ситуации в педагогическую (организация нравственной, воспитывающей среды в микросоциуме, объединение усилий всех субъектов социального воспитания с целью создания условий для личностного развития ребенка, при которых он сможет осознать взаимосвязь и взаимозависимость своих потребностей, стремлений, конкретной работы над собой и ожидаемых достижений, а также постановленных перед собой целей).
- Воспитание нравственно-правовой убежденности
- Формирование адекватной самооценки, способности критически относиться к самому себе
- Развитие эмоциональной сферы личности: формирование воли, умение управлять собой, адекватно реагировать на педагогические воздействия.
- Обеспечение благоприятного социально педагогического климата
- Способствование заполнению пробелов в знаниях
- Организация педагогического влияния на мнения окружающих (семья, сверстники, педагоги, другие взрослые)
- Включение в социально значимые виды деятельности, создание ситуации успеха в избранном ребенком виде деятельности
- Предупреждение невротических расстройств и патологических влечений (акцентуации характера, нервозность, суицид и т.д.
Работа с опекаемыми и приемными детьми
- Наблюдение в урочное и неурочное время через посещение уроков, кружковых занятий.
- Обследование жилищно-бытовых условий.
- Ввести контроль за сохранностью жилья за предоставленными льготами.
- Два раза в месяц посещать на дому.
- Ввести контроль за правильностью использованием денежных средств.
- Два раза в год сдать отсчет израсходованных денег.
- Тесное сотрудничество с классным руководителем, учителями-предметниками.
- Следить за успеваемостью и посещаемостью.
- Связь с правоохранительными органами, опеки и попечительства.
- Проведение профилактической работы через беседы.
- Оказать консультативную помощь семье.
- Составлять жилищно-бытовые акты семьи.
- Защищать интересы и охранять права детей.
- Создание благоприятной среды в учебной заведении.
- Осуществлять систематический контроль за воспитанием, состоянием здоровья, материально-бытовым содержанием, сохранностью принадлежащего им имущества, выполнением опекунами своих обязанностей, а также оказывать опекунами и подопечным детям всестороннюю помощь.
- Установить связь с организациями, где работают опекуны, с целью получения средств на оказание материальной или другой помощи.
- Оказать правовую педагогическую помощь.
- Изучать интересы подопечных.
Категория семьи
- полная
- приемная
- опекунская
- многодетная
- семья с детьми-инвалидами
- семья одинокой матери с незарегистрированным браком
- семья, оставшаяся с одной матерью
- семья, оставшаяся с одним отцом
- семья, живущая без родного отца
- семья с неработающим родителем
- семья, где один из родителей находится в местах лишения свободы
- семья мигрантов, беженцев и вынужденных переселенцев
- семья, имеющая безнадзорных детей
- малоимущая семья
Жилищные условия
- квартира благоустроенная
- квартира неблагоустроенная
- дом благоустроенный
- дом неблагоустроенный
- общежитие
- нет постоянного жилья
Санитарное состояние
- удовлетворительное
- неудовлетворительное
Основания для постановки семьи на учет
- родители не занимаются воспитанием и содержанием детей
- ребенок совершил правонарушение или преступление
- родители жестко обращаются с детьми
- дети употребляют алкоголь
- родители употребляют алкоголь
- один из родителей совершил преступление против личности ребенка или других членов семьи
- беспризорность детей
Характеристика
- воспитывается одной матерью
- воспитывается одним отцом
- воспитывается без родителей
- неуравновешенный характер
- упрям
- драчлив
- неуживчив с друзьями
- слабоволен
- ленив
- склонен к обману
- завистлив
- не любит физический труд
- не любит точные науки
- не любит гуманитарные науки
- низкие способности учиться
Поведение
- кража
- вымогательство
- хулиганство
- избиение учащихся
- бродяжничество
- нарушение школьного распорядка
- позднее пребывание на улице
- употребление спиртных напитков
Причины
- неблагополучная семья
- отец злоупотребляет спиртные напитки
- мать злоупотребляет спиртные напитки
- родители уклоняются от воспитания
- трудное материальное условие семьи
- дома нет условий учиться
- вредное влияние родителей
- родители уклоняются от работы
- вредное влияние сверстников
Принятие меры
- рассмотрение в классе
- рассмотрение в учкоме
- рассмотрение родительским собранием
- рассмотрение педсоветом
- рассмотрение директором школы
- привлечение к учебе
- оказана помощь в учебе
- привлечение к общественным делам
- рассмотрение профкомом школы
Документы необходимые для оформления опекунства и попечительства
- Заявление от опекуна на имя главы администрации.
- Согласие от каждого члена семьи на оформление опекунства
- Согласие несовершеннолетнего старше 10 лет
- Копия свидетельства о рождении
- Документы, свидетельствующие отсутствия у ребенка родителей (копия свидетельства о смерти родителей, решение суда о лишении родительских прав)
- Характеристика и справка с места работы опекуна
- Справка о заработной плате опекуна (помесячно)
- Справка о состоянии здоровья ребенка
- Справка о состоянии здоровья опекуна
- Справка об отсутствии в семье заболеваний, препятствующих помещения в нее ребенка
- Справка с места жительства опекуна
- Автобиография
- Характеристика опекуна
- Справка о семейном положении
- Акт обследования.
Документы необходимые для устройства несовершеннолетнего
в школу-интернат
- Заявление родителей на имя главы администрации
- Акт обследования жилищно-бытовых условий
- Личное школьное дело
- Свидетельство о рождении (подлинник)
- Справка о составе семьи и с места жительства
- Справка с места работы родителей и заработной платы
- Характеристика ребенка
- История развития ребенка
- Выписка о профилактических прививках
- Индивидуальная карта развития ребенка (форма №26)
- Медицинские справки: справка дерматолога, справка окулиста, Анализ кровь и мочи общий, кал на я/глист и дизентерию, мазок на дифтерию, справка с СЭС (санэпидст.), общее заключение врача
Документы необходимые для оформления в детский дом
- Акт обследования жилищно-бытовых условий
- Медицинская карта ребенка (форма №26)
- Личное дело несовершеннолетнего
- Свидетельство о рождении (подлинник)
- Справка о составе семьи и с места жительства
- Справка с СЭС (санэпидст.)
- Постановление о закрепления жилья
- Документы о родителях
- Пенсионная книжка на детей, получившие пенсию или алименты
- История развития ребенка
- Опись имущества
- Где находится ваучер (вложен или продан)
Примечание
- Акт обследования жилищно-бытовых условий несовершеннолетнего:
- Утверждается руководителем отдела образования
- В комиссию кроме соцпедагога включаются медработник, классный руководитель
- Материальное положение указать в пункте «Общий заработок семьи» - доход в рублях за месяц
В заключении написать: «жилищно-бытовые условия несовершеннолетнего удовлетворительные (неудовлетворительные). Согласно заключению ПМПК от _______№______нуждается в обучении__________.
- Акт проверки и наличия сохранности жилого помещения:
- Утверждается руководителем отдела образования
- В комиссию кроме соцпедагога включаются медработник, классный руководитель
- Данные брать в ДЕЗе (поквартирная карточка) или по домовой книге (администрация поселения)
- Пункт о закреплении жилой площади оставить пустым не заполнять
- Личное дело учащегося:
- Все листы должны быть подписаны
- Проверить печати, подписи
Графу «убыл» заполняется после получения направления из Министерства образования