Мероприятия
-
Скачать:
Предварительный просмотр:
КОРРЕКЦИОННАЯ И РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА
Профориентация детей с интеллектуальными нарушениями. Тематический план программы
Программа по профориентации "Мой путь" для подростков с интеллектуальными нарушениями.
Цель программы – создать условия для формирования профессиональных интересов.
Каждое занятие длится 40 минут.
Для того чтобы провести занятия по программе, соберите группу из учащихся 14–15 лет. В группу включайте не более 9 человек.
Получите письменное согласие родителей тех детей, которые будут участвовать в программе.
Сценарий занятия «Наши помощники в будущей профессии»
На занятии ориентируйтесь на эмоциональное состояние участников. Чтобы отследить настроение подростков, в начале и в конце тренинга проведите упражнение «Мой цвет». Данные внесите в «Дневник эмоционального состояния участников тренинга». Дневник заполняйте на каждом занятии.
Организационный момент
Педагог:
Друзья! Зачем мы проводим занятия? Мы хотим узнать себя, свои возможности, особенности и стремления, чтобы правильно выбрать профессию. Предлагаю обсудить опыт наших близких.
Упражнение «Мой цвет»
Подготовьте набор карточек семи разных цветов: красного, оранжевого, желтого, зеленого, синего, фиолетового и черного. Можете вместо карточек использовать, например, карандаши соответствующих цветов.
Педагог:
Предлагаю вам набор из семи карточек разных цветов. Выберите цвет, который вам больше всего нравится в настоящий момент.
Занесите результаты выбора каждого подростка в «Дневник эмоционального состояния участников тренинга». Для интерпретации ответов используйте методику эмоционально-цветовой аналогии по А.Н. Лутошкину: красный – бурный восторг, активность; оранжевый – радость; желтый – тихая радость, благодушие; зеленый – спокойствие, уравновешенность; синий – грусть; фиолетовый – печаль, тревога; черный – негатив, недовольство.
Упражнение «Совещание журналистов»
К занятию попросите подростков подготовить домашнее задание. Предложите представить себя журналистами и расспросить близких, родственников и знакомых, почему они выбрали свою профессию. Попросите записать ответы и принести на занятие.
Педагог:
В конце прошлого занятия мы решили стать журналистами и собрать информацию о том, как выбрали профессию наши знакомые. Сдайте ваши журналистские отчеты. Сейчас мы составим список причин и отметим, сколько человек указали каждую причину.
Запишите на доске причины и частоту встречаемости каждой из них. Обсудите результаты.
Какие причины лидируют?
Какие причины вам нравятся и вы поступили бы также? Почему?
Какие причины назвали люди, которые не любят свою работу?
Педагог:
Люди ответили по-разному. Нам понравились, например, ответы: «С детства мечтал работать именно здесь», «Эта работа – семейная традиция», «Мне нравится помогать людям» и «Я люблю и умею делать эту работу». По другим причинам мы видим, что человек не обдумывал свой профессиональный путь: «Родители посоветовали, а я не очень хотел», «Пошел за компанию» или «Больше некуда было идти». Учитесь на чужих ошибках. Сегодня мы попробуем построить дом нашего будущего, а кирпичиками будут составляющие успешного выбора профессии.
Упражнение «Строим дом»
Раздайте подросткам карточки-кирпичики (Слайд 1), на которых написаны слагаемые успешного выбора трудового пути.
Педагог:
Каждому из вас я раздала по карточке-кирпичику. На карточках – слагаемые успешного выбора трудового пути. Подумайте, нужен ли кирпичик, который у вас в руках, в нашем доме. Давайте обсудим их по схеме: «Этот кирпичик нам нужен, потому что…, если его не будет, то…»
Подростки выполняют задание.
Педагог:
У нас получился высокий дом. Каждый кирпичик нам пригодился, значит, эти качества нам необходимы для успешного профессионального выбора.
Подведение итогов и рефлексия
Раздайте подросткам «Дифференциально-диагностический опросник»
Педагог:
Представьте, что можете выбирать профессию только из двух возможностей. Вы получили анкеты. В них написаны 20 пар утверждений. Самостоятельно выберите один из двух ответов, который больше вам подходит. Отметьте его галочкой. Заполненные анкеты принести за один день до следующего занятия.
Педагог:
Наше занятие подходит к концу. Я попрошу каждого из вас ответить на вопросы.
Что вам больше всего понравилось на занятии, а что – не очень?
Что вы узнали нового, интересного, полезного?
Упражнение «Мой цвет»
Педагог:
Предлагаю вам еще раз выбрать себе карточку из набора, цветов: красную, оранжевую, желтую, зеленую, синюю, фиолетовую или черную.
Занесите результаты выбора детей в «Дневник эмоционального состояния участников тренинга».
Педагог:
Встаньте в круг и возьмитесь за руки. Один из нас говорит пожелание остальным, например: «Удачи на всю неделю!» Каждый из нас повторяет пожелание соседу слева.